Дыхательная гимнастика в старшей группе детского сада: теория и практика

Дыхательная гимнастика в детском саду: проведение, картотека, цели, вариант для подготовительной и средней группы

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе с целями по ФГОС

Сотрудниками государственных органов разработана картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по ФГОС с целями. Благодаря ей можно самостоятельно начинать практиковать ДГ. Лучше первый раз потренироваться с воспитателем, посмотреть, как правильно. Можно обратиться к инструктору по дыхательной гимнастике. Если данная возможность отсутствует, переживать не стоит, так как все задания достаточно простые, им вполне можно обучиться своими силами.

Наклоны вперед

Базовый комплекс

База может выполняться в двух простых вариантах. Первый комплекс предусматривает следующие упражнения:

  1. Стойка прямо, ноги на ширине плеч.
  2. Руки располагаются на талии.
  3. Далее их нужно поднять вверх (на вдох).
  4. При наклоне вбок — выдох.
  5. Возврат в исходное положение (ИП).
  6. Не бросая рук — вдох.
  7. Наклон в противоположную сторону — выдох.
  8. Возврат в ИП.

Второй комплекс:

  1. Положение прямо.
  2. Обнять себя за плечевой пояс и немного склонить голову.
  3. Руки в стороны на максимум, стараясь развернуть лопатки как можно активнее поднять голову и глубоко вдохнуть.
  4. Снова вернуться в ИП, расслабив руки, и выдохнуть.

Обратите внимание! Эти несложные упражнения смогут выучить и дети, и взрослые. Главное — практиковаться ежедневно

Дополнительные упражнения

ДГ для ребят 5-6 лет может включать в себя дополнительные упражнения:

  • «Близко-далеко». Можно выполнять из сидячего или стоячего положения. Нужно попросить детей вдохнуть носом так, как будто они нюхают ароматный цветок. Выдыхать ребенок должен через рот, сложив губы трубочкой. При этом дети должны выдыхать наиболее интенсивно, как будто они отпихивают от себя какой-либо невесомый предмет.
  • «Хомячок-охотник». Это задание обожают дошкольники всех возрастов. В ходе его выполнения нужно надуть щеки как можно сильнее. Потом выпустить воздух резко, хлопнув по щекам ладонями. За новой порцией «запасов» хомяк отправляется после предварительного обнюхивания — малыш делает носом ряд мелких и частых заборов воздуха.
  • «Дракон Тотоша». Это задание нужно делать с ребятами, которые хорошо представляют себе, как выглядит дракон. Предварительно стоит рассказать, что дракоша болен и теперь может выдыхать огонь только через одну ноздрю. Смысл упражнения — по очереди делать выдохи через одну ноздрю, вторую закрыв пальцем.

Обратите внимание! Данные упражнения несложные, но очень полезные для оздоровления и общего укрепления иммунитета

Способы и приемы: как заниматься

Когда противопоказаний нет, а врач дошкольного образовательного учреждения полностью одобряет занятия с дыхательными упражнениями, нужно определиться с программой, по которой воспитанники будут заниматься.

Дыхание в форме игры

Если выбрать одну методику сложно, хочется всего и сразу, можно заниматься по универсальному комплексу, который состоит из лучших и увлекательных упражнений для дошкольников из разных программ.

Обратите внимание! Задача педагога — научить ребенка дышать так, как предусматривает определенная техника. Правильно заниматься в форме игры, чтобы детям было интересно дышать, иначе довольно быстро настигнет разочарование в зарядке и в ней не захочется участвовать

Польза дыхательной гимнастики

Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто

Обратите внимание на следующие внешние признаки:

  • Бледность
  • Утомляемость
  • Сонливость
  • Медлительность
  • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
  • Дыхание через рот
  • Частые респираторные заболевания.

От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания — обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:

Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

При заболеваниях ЖКТ

Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

Улучшается циркуляция крови в мышцах.

Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)

Тренируются мышцы органов речи.

Основные требования к выполнению ДГ

Есть воспитанники ДОУ, которым заниматься нельзя, поэтому следует проконсультироваться с доктором. ДГ следует проводить 2 раза в день, одно занятие 10-30 мин. Изначально воспитанникам упражнения могут показаться сложными, но цель воспитателя — обучить дошкольников верно их делать, по максимуму заполнять легкие воздухом.

К сведению! Важно освоить навык полного освобождения легких, ведь малыши, которые выдыхают не до конца, оставляют внутри себя отработанный, вредный воздух. Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

  • занятия выполняются за 60 мин до приема пищи;
  • чтобы заинтересовать воспитанников, для упражнений нужно придумывать интересные названия;
  • в ходе их выполнения рекомендуется использовать игрушки;
  • эффективнее выполнять упражнения на улице, но только в теплое время года (не зимой) — весной, летом. В зимние месяцы занятия проводят исключительно в теплом, хорошо проветренном помещении;
  • костюм и обувь для ДГ должны быть комфортными, а приемлемый температурный режим должен быть в пределах +17-22 °С.

Обратите внимание! Только систематическая гимнастика даст эффект. Первые нагрузки должны быть несложными, задачи стоит усложнять со временем

Сначала заниматься нужно около 10 мин, повышая на 5 мин каждые 7 дней, пока не дойдет до получаса.

Применение на практике в ДОУ

Детская дыхательная система несовершенна, и чем меньше малыш, тем уже дыхательные пути, слизистая оболочка, которая их выстилает, очень нежная, легко подвергающаяся воспалениям, даже под воздействием частиц пыли. Потребность в кислороде малыша велика, поэтому ребенок учащенно и поверхностно дышит

Вот почему в комплекс оздоровительной физкультуры важно включать ДГ

Вдохи через одну ноздрю

Применение зарядки на практике:

  • укрепляет мускулатуру органов дыхания;
  • развивает подвижность грудины;
  • ведет к углублению и стойкости ритма дыхания.

ДГ способствует полноценному физическому развитию дошкольников, является профилактической мерой патологий органов дыхания. Также занятия помогают увеличить возбудимость коры больших мозговых полушарий, активизировать ребят на разминке.

Важно! Упражнения в детсадовском возрасте направлены на увеличение общего жизненного тонуса детей и сопротивляемости, закаленности и стойкости их организма к патологиям органов дыхания

Ведение конспекта — составление комплексов ДГ

При составлении комплексов ДГ важно принимать во внимание ряд важных критериев:

  • результативность каждого задания для закаливания и оздоровления дошкольников в условиях ДОУ;
  • доступную степень сложности занятия для дошкольников разных возрастных групп;
  • степень влияния занятий на укрепление дыхательной мускулатуры.

Воспитатель должен анализировать занятия и проводить диагностику, а для этого вести конспект, чтобы делать выводы.

Достаточно редко упражнения дыхательной гимнастики вызывают у детей негативные эмоции. Наоборот, они с удовольствием занимаются, принося всестороннюю пользу организму. И в этом главный плюс ДГ.

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)

Автор Смецкая Ольга, воспитатель МАДОУ №9, г. Шебекино
Название «Методика проведения дыхательной гимнастики по А. Фролову в старшей группе»
<…Воспитатель: Ребята, к нам из леса в гости пришёл медвежонок Винни-Пух. Он такой больной, что даже не может говорить. У медвежонка болит горло, голова, у него высокая температура, насморк и кашель. Он сказал мне на ушко, что никак не может вылечиться. Не помогают ни таблетки, ни лекарства, даже любимый мёд не лечит Винни-Пуха. На улице тёплая погода, он хочет гулять и играть со своими друзьями в лесу, а простуда не проходит.Винни-Пух, очень жаль, что ты заболел. А ребята в нашем садике не болеют, у них нет ни насморка, ни кашля, ни температуры. Посмотри, Винни-Пух, какие они здоровые, весёлые и активные. Ребята, медвежонок спрашивает, что же надо делать, чтобы не болеть? (Делать зарядку, умываться, закаляться, заниматься спортом).А ещё наши ребята каждый день делают дыхательную гимнастику в детском саду. Ты не знаешь, что такое дыхательная гимнастика? Ребята тебе всё расскажут и покажут.Винни-Пух, тренировать нужно не только тело, но и лёгкие, ведь дыхание — это важная функция, от которой зависит состояние нашего здоровья. Мы дышим кислородом, который проникает во все клеточки нашего организма и помогает их работе. Поэтому ребята проводят дыхательные тренировки.Дети показывают 1–2 упражнения…><…Воспитатель: Ребята, чем помогают вам занятия дыхательной гимнастикой? (Мы стали здоровыми, сильными, весёлыми, красивыми).Винни-Пух, выздоравливай поскорее, тоже закаляйся и делай дыхательную гимнастику. И будешь, как наши ребята, здоровым и весёлым. Ждём тебя в гости в следующий раз здоровым.Ребята, попрощайтесь с нашим гостем и пожелайте ему всего хорошего.Чтоб здоровье раздобыть,Не надо далеко ходить.Нужно нам самим стараться,И всё будет получаться.Если хочешь быть здоровым,Обойтись без докторов –Закаляйся, умывайся,Спортом разным занимайся…>
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-dyhatelnoi-gimnastiki-po-a-frolovu-v-starshei-grupe.html

Методика Стрельниковой

Оглавление

Методика Стрельниковой может показаться странной из-за специфики выполнения упражнений. Но она имеет право на существование в особых случаях, например в случае заболеваний носоглотки, где в лечебных целях применяется монотонное ритмическое дыхание. Упражнения делать 8 — 10 раз. Вдыхать меньше, чем обычно, не напрягаться, темп можно менять на удобный для ребенка. Выдох при следующих упражнениях легкий, произвольный и неконтролируемый. Со временем можно дыхательные упражнения совмещать со звуковыми.

  1. Разминка — дети стоят, расставив ноги на ширину плеч, руки не полностью согнуты в локтях при прямом туловище. Пальцы сжаты в кулаки, но не слишком сильно и повернуты навстречу друг к другу. Присесть, скрестив руки, активно и быстро, с шумом вдыхать носом один раз в секунду. Выдыхать произвольно. Усложнение — вдыхать два раза в секунду.
  2. Наклоны — стоим, ноги расставлены на ширину плеч, туловище держать прямым, руки по швам. Наклоняемся, произвольно опустив и слегка скрестив руки. Шумно и быстро вдыхать носом один раз в секунду, при выдохе не полностью выпрямится.
  3. Наклоны назад — ноги на ширине плеч, поднять согнутые в локтях руки на уровень плеч, руки в кулачках, пальцы повернуть навстречу. Отклоняемся назад, руки скрещиваем перед грудью, делаем быстрый вдох носом с небольшим шумом. На выдохе выпрямляться не полностью и повторить наклоны назад со вдохом. Выдох контролировать не нужно.
  4. Маятник — наклоняемся вперед и опускаем вниз руки. Качаемся вперед — руки на быстром вдохе носом скрещиваются, на выдохе качаемся назад.

Если упражнения гимнастики для дыхания хорошо получаются, в старшей группе их нужно усложнять — увеличивать интенсивность, время исполнения, делать круговые и рывковые движения рук.

Виды дыхательной гимнастики для дошкольников старшей группы

Дыхательная гимнастика для детей 5-6 лет выполняется под руководством обученного педагога-воспитателя. По своему предназначению занятия на органы дыхания условно делят на:

  • общеукрепляющие с целью профилактики;
  • лечебные;
  • логопедические;
  • развивающие.

По технике исполнения все задания могут подразделяться на динамичные и статичные. Первые осуществляются строго в движении, объединяются с гимнастическими упражнениями. Вторые выполняют в спокойном состоянии, дыхательные упражнения в этот момент являются единственной нагрузкой.

Выполнение дыхательных упражнений под руководством воспитателя

Основные методы: Стрельникова, Фролова, Бутейко

Разработано много методик для дошкольников и взрослых, но самые популярные на сегодняшний день:

  • ДГ Стрельниковой — это лечебная методика, созданная пару десятилетий назад. Эта парадоксальная ДГ используется и сегодня при патологиях органов дыхания, ВСД, болезнях сердца, сосудов, ожирении, расстройствах ЦНС, в качестве профилактики.
  • Методика Бутейко — это терапия заболеваний глубокого дыхания способом волевой нормализации (устранения) глубокого дыхания (ВЛГД). В медцентре Бутейко лечили патологии сердца, сосудов и бронхолегочной системы, аллергий, ЛОР-заболеваний, СХУ, ВСД, а также занимались профилактикой иммунно-депрессивных состояний. Для детей методика применяется как профилактическая.
  • Система Мюллера — это комплекс занятий без дополнительной нагрузки, который направлен на поддержание полноценной жизни. Мюллер И. П. — уникальный врач, ученый и, конечно же, спортсмен. Профессор считал, нет волшебных методов излечения, все дело в ЗОЖ. Также он был уверен, что важнейшие из всех вольных упражнений — это те, что направлены на дыхание.

Важно! Методы показали себя как эффективные в комплексе с другими способами развития и воспитания дошкольников

Гимнастика Толкачева

Дыхательная гимнастика Толкачева очень простая и интересная, ее можно исполнять, когда нужно расслабится.

  1. Качалка — сидя, руки поставить на колени. Раскачиваемся вперед и назад со звуком «Фр-о-о-х».
  2. Елочка растет — стоять прямо, руки опущены, ноги расставлены, приседаем на выдохе со словом «Страх-х-х», руки поднимаем перед собой, на вдохе встаем в исходное положение.
  3. Зайчик — стоим с расставленными ногами и опущенными руками, приседая, на выдохе произносим «фр-р», сгибаем руки в локтях, подводя тыльную сторону ладоней к плечам, словно зайчик. Делаем медленно.
  4. Гуси шипят — ноги расставить, ступни держать параллельно, гимнастическая палка на сгибе рук, наклоняемся вперед со звуком «ш-ш-ш», вытягиваем шею и смотрим вперед.
  5. Прижимаем колени — садимся с вытянутыми ногами, гимнастическая палка под коленями, притягиваем ноги за колена палкой к груди со звуком «уф-ф», на выдохе выпрямляем ноги и опять опускаем руки.
  6. Гребцы — сесть и расставить ноги, палка у груди. Наклоняемся вперед на выдохе со звуком «гу-у» касаемся палкой пальцев ног, опять выпрямляемся, подводя палку к груди.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: