Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети
Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Взрослый всегда прав! Если взрослый не прав, смотри выше! Жесткий контроль за поведением – основа их воспитания, которое зачастую не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.
У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль, если он вообще проявляется.
Роль родителей в развитии логического мышления
Родители могут существенно поддержать развитие логического мышления своих детей через повседневные действия и взаимодействие:
- Чтение и обсуждение книг, в которых дети должны анализировать мотивы персонажей и сюжетные повороты.
- Разговоры о событиях дня, во время которых ребенок должен объяснить, почему произошло это или иное событие.
- Игры, направленные на развитие стратегического мышления и планирования, такие как шахматы и настольные игры.
Развитие логического мышления у младших школьников требует системного подхода и вовлечения как учителей, так и родителей. Через игру, общение, задачи и обучение в классе дети могут развить важные навыки анализа, рассуждения и принятия обоснованных решений. Эти навыки станут ценным фундаментом для их будущего образования и жизни.
Попустительствующие родители – импульсивные, агрессивные дети
Такие родители, как правило, не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения, не требуют от них ответственности, самостоятельности.
Такой тип воспитания приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают всего нового, неожиданного, неизвестного из опасения избрать неверную форму поведения при столкновении с этим новым.
Как складываются ваши отношения с детьми?
Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос! Известный отечественный психолог Р. Овчарова для получения ответа тест-игру. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми:
Фразы | Баллы |
1. Сколько раз тебе повторять! | 2 |
2. Посоветуй мне, пожалуйста | 2 |
3. Не знаю, что бы я без тебя делала | 1 |
4. И в кого ты такой уродился? | 2 |
5. Какие у тебя замечательные друзья | 1 |
6. Ну на кого ты похож! | 2 |
7. Я в твое время!.. | 2 |
8. Ты моя опора и помощник. | 1 |
9. Ну что за друзья у тебя! | 2 |
10. О чем ты только думаешь! | 2 |
11. Какая ты у меня умница! | 1 |
12. А как ты считаешь, сынок? | 1 |
13. У всех дети, как дети, а ты? | 2 |
14. Какой ты у меня сообразительный! | 1 |
Теперь подсчитайте общее количество баллов.
7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас ваши отношения способствуют гармоничному становлению личности.
10 – 12 баллов – вы непоследовательны в отношениях с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенен с вами. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Конечно, эта игра – лишь намек на реальное положение дел, и вместе с тем — информация к размышлению.
07.09.06Анна Бердникова, психолог
Логические задачи
Пожалуй, решение логических и нестандартных задач — самый действенный способ развития логики и мышления.
Для дошкольников и первоклассников логические задачи должны быть наглядны и хорошо иллюстрированы. Много интересных заданий можно найти в одной из моих книг.
Еще примеры интересных нестандартных задач для младших школьников:
Задача 1Вася нашел на 36 грибов больше, чем Лена. По дороге домой сестра стала просить Васю: «Дай мне несколько грибов, чтобы у меня стало столько же грибов, сколько и у тебя!» Сколько грибов должен брат отдать Лене?
Задача 2На скотном дворе гуляют гуси и поросята. Петя сосчитал количество голов, их оказалось 30, потом сосчитал, сколько всего ног, их оказалось 84. Сколько гусей и сколько поросят было на скотном дворе?
Задача 3На поляне паслись ослы. К ним подошли несколько мальчиков. «Сядем на ослов по одному», — предложил старший. Двум мальчикам ослов не хватило. «Попробуем сесть по двое», — снова предложил старший. Тогда один осёл остался без седока. Сколько ослов и сколько мальчиков было на поляне?
Задача 4Сколько лет Ване? Когда Ваню спросили, сколько ему лет, он подумал и сказал: «Я втрое моложе папы, но зато втрое старше Серёжи». Тут подбежал маленький Серёжа и сообщил, что папа старше его на 40 лет. Сколько лет Ване?
Задача 5 «Старинная задача».
Для покупки порции мороженого Пете не хватает семи копеек, а Маше — одной копейки. Тогда они сложили все имевшиеся у них деньги. Но их тоже не хватило на покупку даже одной порции. Сколько стоила порция мороженого?
Задача 6Учитель задал на уроке сложную задачу. В результате количество мальчиков, решивших эту задачу, оказалось равным количеству девочек, её не решивших. Кого в классе больше: решивших задачу или девочек?
Решая логические задачи, ребёнок научится узнавать предметы по заданным признакам, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности.
Решение нестандартных задач также развивает мышление, внимание, логику ребенка. Но далеко не у всех детей получается решать логические задачи
Этому нужно учиться. Зная как решается тот или иной вид задач, ребенок уже легко справляется с поставленной задачей
Но далеко не у всех детей получается решать логические задачи. Этому нужно учиться. Зная как решается тот или иной вид задач, ребенок уже легко справляется с поставленной задачей.
О. Наумова «Учимся решать логические задачи»
В книге разобраны простые способы решения логических задач с пошаговым объяснением. Ко всем задачам есть ответы.
Данные типы задач часто встречаются в школе не только на олимпиадах по математике, но и в качестве дополнительных заданий на контрольных работах.Поэтому умение решать подобные логические задачи поможет ребенку получить нелишнюю положительную оценку.
Начинать заниматься по книге можно еще в дошкольном возрасте.Задания оформлены красочно и интнресно.
Занятия по данному пособию будут способствовать развитию у ребенка:
- логики;
- внимания;
- мышления;
- сообразительности;
- пространственного мышления;
- умения работать с таблицами;
- математических способностей;
- памяти и т.д.
Рекомендуемый возраст 5-10 лет.Книга может быть использована для индивидуальных или групповых занятий.
Хороший результат также дают упражнения для развития межполушарных связей. Используйте различные способы. Развивать и тренировать логическое мышление можно и нужно по-разному. Все индивидуально. Но целенаправленное усилие, направленное на развитие логики, обязательно даст хорошие результаты. Желаю удачи!
Задания, активизирующие мозг
Существует множество заданий, активизирующих мозг
Задания на развитие умения анализировать и синтезировать
- Соединение элементов воедино:
«Вырежи нужные фигуры из разных предложенных для того, чтобы получился дом, корабль и рыбка».
- На поиск разных признаков предмета:
«Назови, сколько сторон, углов и вершин у треугольника?».
«Никита и Егор прыгали в длину. С первой попытки Никита прыгнул на 25 см дальше, чем Егор. Со второй Егор улучшил свой результат на 30 см, а Никита прыгнул так же, как и с первой. Кто прыгнул дальше со второй попытки: Никита или Егор? На сколько? Догадайся!».
- На узнавание или составление объекта по определённым признакам:
«Какое число идёт перед числом 7? Какое число стоит после числа 7? За числом 8?».
Задания на умение классифицировать:
«Что общего?»:
1) Борщ, макароны, котлета, компот.
2) Свинья, корова, лошадь, коза.
3) Италия, Франция, Россия, Беларусь.
4) Стул, парта, шкаф, табурет.
«Что лишнее?» — игра, позволяющая находить общие и неодинаковые свойства предметов, сравнивать их, а также объединять их в группы по основному признаку, то есть классифицировать.
«Что объединяет?» — игра, формирующая такие операции логики, как сравнение, обобщение, классификация по переменному признаку.
Например: взять три картинки с изображениями животных: коровы, овцы и волка. Вопрос: «Что объединяет корову и овцу и отличает их от волка?».
Задание на развитие умения сравнивать:
«У Наташи было несколько наклеек. Она подарила 2 наклейки подруге, и у неё осталось 5 наклеек. Сколько наклеек было у Наташи?».
Задания на поиск существенных признаков:
«Назови признак предмета». Например, книга — какая она? Из какого материала она изготовлена? Какого она размера? Какой она толщины? Каково её название? К каким предметам относится?
Полезные игры: «Кто живёт в лесу?», «Кто летает в небе?», «Съедобное — несъедобное».
Задания на сравнение:
Сравнение по цвету. Нужно назвать побольше предметов:
а) синего цвета
б) жёлтого цвета
в) белого цвета
г) розового цвета.
Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:
а) квадратной формы
б) круглой формы
в) треугольной формы
г) овальной.
Сравним 2 предмета:
а) грушу и банан
б) малину и клубнику
в) санки и телегу
г) автомобиль и поезд.
Сравним времена года:
Беседа с учащимися об особенностях времён года. Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о временах года. Рисование на тему времён года.
Специфика мышления ребёнка в разном возрасте
Мама и папа должны знать, как развить логическое мышление у ребёнка. До того, как малыш достигнет пятилетнего возраста, трудно разговаривать о логике у ребёнка, так как в этот период она лишь начинает формироваться. Но сторонники форсированного развития предлагают большое разнообразие задачек, которые направлены на укрепление логического мышления у детей.
Маленькие ребятишки 6-7 лет более склонны думать образами. Если родители хотят упражнять логику сына или дочери до похода в учебное заведение, нужно научиться визуализации и формировать наглядные образы.
Когда малыш становится школьником, у него создаются мысли на уровне слов и абстракций
Если словесная логика неважно развивается, то у ученика могут возникнуть проблемы с формулированием устных рассказов, ошибки в изучении и выделении самого важного. Базовые задания для учеников младших классов – это упражнения, с помощью которых дети учатся систематизировать и сортировать слова по какому-либо фактору
Также не следует забывать о математических задачках. Затем следует улучшать словесные логические умозаключения с помощью задач, где нужно пользоваться индуктивными, дедуктивными и традуктивными способами. Обычно в школах есть данные тренировки, но маме с папой необходимо работать с малышом, потому что из-за плохо развитой логики у ребёнка может возникнуть проблемы в обучении, ему будет трудно воспринимать любой учебный материал. Из этого следует, что развитие логического мышления школьников – это основа учебной методики, из которой формируется интеллектуально полноценный человек.
Признаки абстрактно-логического мышления у детей
Выявить наличие таких признаком можно уже у дошкольников, так как специалисты считают старший дошкольный возраст наиболее оптимальным периодом перехода от наглядного мышления к абстрактному. Считается, что к школе психическое развитие детей достигает достаточно высокого уровня. Семилетний ребенок уже много знает и умеет, приобретает некоторый жизненный опыт, например, ориентируется в окружающем мире, без труда запоминает информацию, хорошо знает литературные произведения, понимает смысл загадок, решает задачки, условия которых наглядны, связно выражает свое мнение о различных событиях, интересуется компьютером, любит заниматься творчеством (лепкой, рисованием, конструированием). В то же время мышление младшего школьника находится на переломном этапе развития, абстрактно-логическое мышление еще несовершенно. Для понимания, на каком уровне мыслительного развития находится ваш ребенок, можно воспользоваться простейшим тестом, который часто используют психологи при обследовании младшеклассников.
Диагностика способности мыслить абстрактно
Вычеркни лишнее слово
- Лампа, фонарь, солнце, свеча.
- Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
- Собака, лошадь, корова, волк.
- Стол, стул, пол, диван.
- Сладкий, горький, кислый, горячий.
- Очки, глаза, нос, уши.
- Трактор, комбайн, машина, сани.
- Суп, каша, кастрюля, картошка.
- Береза, сосна, дуб, роза.
- Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Вставь пропущенные буквы в словах
д…р…в… (дерево); к…м…нь (камень); р…б… (рыба); к…р…в… (корова); б…р…з… (береза)
Выбери нужное по смыслу слово
- 1) волк: пасть = птица: ? а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение
- 2) библиотека: книга = лес: ? а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен
- 3) птица: гнездо = человек: ? а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный
- 4) школа: обучение = больница: ? а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение
Подбери противоположное по смыслу слово
- Начало -… (конец). День -… (ночь). Зло -… (добро).
- Высокий -… (низкий). Молодой -… (старый). Сильный -… (слабый).
- Плакать — … (смеяться). Мириться -… (ссориться). Находить -… (терять).
Расшифруй слова
наул — (луна); маиз — (зима); акер — (река); тоел — (лето).
Анализ результатов
Каждое верное действие оценивается в 1 балл. Количество максимальных баллов – 29.
- 29 – 26 – повышенный уровень логического мышления
- 25 – 22 – высокий уровень
- 21 – 18 – средний уровень
- 17 – 14 – уровень логического мышления ниже среднего
- 13 – 10 – низкий уровень
- 9 – 0 – критический уровень.
Игры на развитие мышления детей младшего школьного возраста
Развивать мышление детей могут не только педагоги, но и родители. Для этого поиграйте с ними в такие игры:
- Нарисуйте на ватмане план местности. Например, двора или дома, если он отличается большой площадью. Отметьте на рисунке графически ориентиры, на которые сможет опираться подопечный. Ориентирами могут быть деревья, беседки, дома, магазины. Заранее выберите место и спрячьте на нем награду в виде конфет или игрушки. Малышу тяжело ориентироваться по карте на первых этапах, поэтому рисуйте их предельно несложными.
- Игры для группы детей. Разделите ребят на две команды. Дайте каждому участнику карточку с цифрой. Зачитайте арифметические примеры (14+12; 12+11 и т. д.). Из команды выходят двое детей с карточками, цифры на которых составят правильный ответ (в первом случае выходят ребята с карточками 2 и 6, во втором – 2 и 3).
- Назовите группе детей логический ряд слов, одно из которых не будет соответствовать логике. Дети угадывают это слово. Например, вы называете: «птица, рыба, стакан». В этом случае лишний стакан.
Игры полезны, потому что они заинтересовывают детей, которые в игровом процессе не теряют сути своих действий.
Как развить логическое мышление у детей?
В отечественной школе в разное время практиковались 3 подхода к формированию мыслительных способностей.
- Первый подход – преподавание отдельного курса в школе. В русской дореволюционной классической гимназии был элементарный курс формальной логики, отменённый после событий 1917 года. Но умные люди были нужны. В 1946 году его попытались возобновить в старших классах, но безуспешно: не было специалистов, учебников.
- Второй подход прямо противоположен: нет необходимости специально обучать школьников логическим знаниям и навыкам. Это ближе к нам. Каждый учебный курс имеет внутреннюю логику. Обучаясь, учащийся выполняют целую систему операций логического мышления: сопоставляет и обобщает факты, делает выводы, проверяет их, выделяя главные и второстепенные связи, рассматривает вещь с нескольких сторон и т. д. Это в идеале. А как в действительности? Всё не так просто. Самостоятельно усваивают образцы логического мышления из учебного материала наиболее подготовленные единицы. Основной массе учитель должен разъяснить специально. В противном случае эти ученики подвигаются в развитии логики крайне медленно, с большими пробелами. Всегда ли у учителя получается?
- Третий подход, забытый нынче, предложен К. Д. Ушинским: начинать формирование логического мышления с детства на примерах родной природы. Самый подходящий для современного образования, но практически не применяемый.
Что предлагал К. Д. Ушинский?
Переведем на современный возраст.
Дошкольники
- Учить детей классифицировать предметы – относить каждый из них к определённой «семейке» (группе). Дошкольники инстинктивно стремятся упорядочить, классифицировать этот мир, чтобы как-то в нём ориентироваться. Они задают вопросы: «А птицы – звери?»; «А мой шарфик – тоже одежда?»
- Учить отыскивать, пересчитывать и излагать по порядку признаки предметов, находящихся перед глазами (продолжить это в школе), а затем сравнивать несколько знакомых им предметов, находя различие и сходство.
Младшие школьники
- Продолжаем находить сходство и различия при сравнении предметов. Так ученики смогут осознать, что есть сравнение и научатся размещать предметы по родам и видам.
- Итоговым заданием в младшей школе Ушинский считал формирование понятий: явление, цель, причина, следствие, назначение.
В помощь педагогам и родителям Ушинский создал специальное пособие «Первые уроки логики». Оно есть в интернете в старом издании замечательной книги Константина Дмитриевича «Детский мир и хрестоматия». Приведу в пример рассказ из «Первых уроков логики».
После этого сравнения отец с сыном рассуждают на тему: что такое различие и сходство. И так далее.
В современном обучении такой подход не приветствуется. В некоторых курсах структура вообще не просматривается. Достаточно сравнить «Природоведение» советских времён и современную нарядную книжку Плешакова. Первое – это система, второе – набор рассказов о том о сём происходящем в природе. Первое учит, второе – по существу книжка для дополнительного чтения. Откуда же возьмётся логическое мышление даже у совсем неглупых ребят?
Особенности мышления младших школьников
Логическое мышление младших школьников имеет свои особенности. Это период активного развития абстрактного мышления, очень подвижного и пластического. Дети учатся осознанно устанавливать связи между причинами и следствиями, анализируют результаты своих действий, учатся адаптации и умению менять виды деятельности без потери концентрации внимания и эффективности.
Когда малыш становится школьником, у него создаются мысли на уровне слов и абстракций
Если словесная логика неважно развивается, то у ученика могут возникнуть проблемы с формулированием устных рассказов, ошибки в изучении и выделении самого важного. Базовые задания для учеников младших классов – это упражнения, с помощью которых дети учатся систематизировать и сортировать слова по какому-либо фактору
Также не следует забывать о математических задачках. Затем следует улучшать словесные логические умозаключения с помощью задач, где нужно пользоваться индуктивными, дедуктивными и традуктивными способами. Обычно в школах есть данные тренировки, но маме с папой необходимо работать с малышом, потому что из-за плохо развитой логики у ребёнка может возникнуть проблемы в обучении, ему будет трудно воспринимать любой учебный материал. Из этого следует, что развитие логического мышления школьников – это основа учебной методики, из которой формируется интеллектуально полноценный человек.
Слайд 9Так же мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами
и явлениями окружающего мира. Для того чтобы выявить эти связи, человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.И, наконец, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. И этот процесс вполне доступен детям. Как показывают исследования В.В. Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут овладевать элементами алгебры, например, устанавливать отношения между величинами. Для выявления отношений между величинами оказалось необходимым моделирование этих отношений — выражение их в другой материальной форме, при которой они выступают как бы в очищенном виде и становятся ориентировочной основой действий.
Особенности мышления подростков
Способность к мышлению постепенно формируется при развитии ребенка и его познавательной деятельности. Процесс познания начинается с отражения мозгом реальной действительности через ощущения и восприятие. Они представляют собой чувственную основу мышления. О мышлении начинают говорить с того момента, когда происходит отражение некоторых простейших связей между предметами и явлениями.
Подростковый возраст — это особая стадия в развитии ребенка, когда происходит переход от детства к взрослости. На этом этапе развиваются новые составляющие. Это характерно для следующих сторон развития:
- Физическое,
- Умственное,
- Нравственное,
- Социальное.
Особенности мышления подростка связаны с тем, что у него формируется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Его реализация в определенной мере осуществляется в учебной деятельности, переходя на более высокий уровень на стадии младшего подросткового возраста.
У подростка продолжает развиваться логическое мышление, которое имеет характер теоретическо-рефлексивного мышления. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции начинают показывать формально-логический характер, а рассуждения абстрагируются от конкретного, наглядного материала, начиная представляться в словесной, гипотетико-дедуктивной форме.
Школьник в этот период овладевает в процессе обучения системой научных понятий, что развивает у него основу понятийного и теоретического мышления. Это дает возможность начать решать учебные задачи с ориентацией на внутренние, существенные свойства и отношения.
Мышление в этом возрасте включается в процесс обучения. Это проявляется через понимание учебного материала, овладение необходимым содержанием, способами действий, решение разнообразных задач и проблем, постановку целей, рефлексивную регуляцию.
Развитие логического мышления во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной. Она концентрируется на достижении планируемых результатов, помогая ребенку осваивать основную образовательную программу начального общего образования.
Внеклассная работа по развитию логического мышления — это неразрывная часть учебно-воспитательного процесса обучения математике. Она представлена сложным процессом воздействия на сознание и поведение учеников путем углубления и расширения их знаний и навыков. Это касается следующих составляющих:
- Содержания самого учебного предмета;
- Содержания деятельности учителя;
- Разносторонней деятельности учащихся.
Такая работа должна проводиться как можно раньше, поэтому особенное внимание нужно уделять внеклассной работе в младших классах. Ученик начальных классов наиболее нуждается в том, чтобы его первоначальное и дальнейшее знакомство с математическими истинами начало носить не сухой характер, а порождало интерес и любовь к предмету
Сегодня проблема развития математических и логических способностей младших школьников в ходе внеклассной работы является одной из менее разработанных методических проблем. В 4-5 классах, в младших и средних классах преждевременное осуществление факультативных занятий, а также дополнительное, углубленное изучение соответствующих учебных дисциплин не всегда считается оправданным.
Тем не менее, большинство педагогов и психологов считают, что проводить внеклассные занятия с детьми для развития их логического мышления необходимо начать как можно раньше. Это позволит пробудить и укрепить интерес к математике и желание заниматься ею. По этой причине основная цель внеклассной работы направлена на:
- Развитие у младшего школьника интереса к предмету,
- Накопление у него определенного запаса математических знаний;
- Получение умений и навыков, которые дополняют и углубляют знания, приобретаемые в основном курсе.
Слайд 14Более или менее существенные связи познаются пока в основном лишь постольку,
поскольку они даны во внешнем чувственном содержании опыта. Мышлению ребенка на этой ступени уже доступно научное знание, поскольку оно заключается в познании конкретных фактов, их классификации, систематизации и эмпирическом объяснении. Теоретическое объяснение, отвлеченные теории в абстрактных понятиях и такие же абстрактные закономерности на этой ступени развития мышления еще мало доступны. В единстве представления и понятия господствующим является еще представление. Всё мышление ребенка — доступные ему понятия, суждения, умозаключения — получает на этой ступени развития новое строение.
Как развивать логическое мышление младшим школьникам?
Развитие логического мышления у младших школьников необходимо развивать и улучшать. Для этого есть несколько способов:
Математические задачи и упражнения являются основой для развития логики, формируют навык устного счета, учат абстрактному мышлению.
Речевые игры развивают речевой аппарат, учат разборчивости речи, расширяют словарный запас.
Используем графические игры — упражнения, развивающие мелкую моторику.
Компьютерные игры, если это не примитивные стрелялки и бродилки, а обучающие игры с задачами, квесты, в которых нужно разгадывать серьезные загадки и применять логику, то этот способ развития логического мышления у младших школьников тоже приемлемый.
Настольные игры и различные головоломки — один из лучших вариантов развития логического мышления
Кроме того, настольные игры является очень эффективным способом формирования навыков работы в команде, что для младших школьников очень важно для общения с другими детьми в школе и вне ее.
В «Академии развития интеллекта Smartum» учитываются особенности логического мышления младших школьников. В этих учебных центрах основной акцент делается на развитие интеллекта ребенка с помощью техники устного счета. Его условно можно отнести к математике, так что для начала обучения необходимо, чтобы ребенок умел считать до 10
Однако быстрый и правильный устный счет в ментальной арифметике — это не самоцель, а способ научить ребенка концентрировать свое внимание, развить его фотографическую память, искать и находить решения одновременно над несколькими задачами. И все это в игровой форме, что мотивирует его к достижению весомых результатов и успешности. А интересные логические задачи, о которых мы говорили выше, являются хорошим дополнением на каждой тренировке в Smartum, и результаты такого развития логического мышления ребенка родители наблюдают уже буквально с первых месяцев обучения
Особенности развития мышления ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст ученые назвали вершиной детства. Эта стадия в современной периодизации психического развития включает период с 6-7 до 9-11 лет. У детей меняется образ и стиль жизни, появляются новые требования и социальная роль ученика. Для младшего школьника присущ принципиально новый вид деятельности — учебная.
В школе дети приобретают не только новые знания и умения, но и соответствующий социальный статус. У них изменяется восприятие собственного места в системе отношений, интересы, ценности и в целом уклад жизни.
Особенности мышления связаны в этом возрасте со следующими изменениями:
- Становление ведущей деятельности;
- Завершение перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому;
- Формирование социального смысла учения (например, проявляется через отношение школьника к оценкам);
- Появление доминирующей мотивации достижения;
- Изменение распорядка дня;
- Укрепление новой внутренней позиции;
- Изменение системы взаимоотношений младшего школьника с окружающими людьми.
Доминирующая функция в младшем школьном возрасте — это мышление, развитию которого в школе принадлежит особая роль. С началом обучения оно начинает выдвигаться в центр психического развития, становясь предопределяющим в системе прочих психических функций.
Раньше в науке преобладало мнение, что у детей младшего школьного возраста ведущим становится конкретно-образное мышление. Тем не менее, такие ученые, как Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, показали, что дети этого возраста обладают гораздо большими познавательными возможностями. Это дает возможность развития теоретических форм мышления.
Интеграция в учебную программу
Включение элементов развития логического мышления в стандартную учебную программу может принести значительные выгоды:
1. Тематические исследования.
Подбор исследовательских проектов, где ученикам необходимо собрать данные, проанализировать их и сделать выводы.
2. Решение реальных задач.
Давайте детям задачи, основанные на реальных жизненных ситуациях, которые требуют логического размышления и принятия решений.
3. Проекты по развитию критического мышления.
Проекты, которые требуют от учащихся выдвижения гипотез, планирования экспериментов и анализа результатов.
Приучение младших школьников к логическому мышлению — это инвестиции в их будущее, позволяющие им стать уверенными в своих способностях решать задачи и принимать решения. Окружающая среда, полная стимулов к размышлению и анализу, плюс поддержка со стороны взрослых, способна обеспечить детям надежную основу для дальнейшего интеллектуального развития.
4. Дебаты и обсуждения.
Организация классных дебатов по различным темам помогает ученикам формулировать и аргументировать свою точку зрения, а также учит уважать чужое мнение.
5. Работа с информацией.
Учить детей критически оценивать информацию из разных источников, выделять главное и делать выводы, что является ключевым аспектом логического мышления.
6. Интерактивные упражнения.
Использование интерактивных онлайн-инструментов и приложений, которые предлагают задачи на логику и стратегию, также может стать хорошим дополнением к обучению.
7. Творческие проекты.
Развитие логического мышления не должно ограничиваться строго аналитическими задачами. Творческие проекты, которые требуют планирования, последовательности и решения проблем, также способствуют развитию логического мышления.
Слайд 17При этом недостаточность обобщения у детей на первых порах проявляется в
том, что они часто указывают не специфический признак, а частный. В каждом случае дается определение, применимое к частной ситуации, но не обобщенное путем выделения существенных для определяемого отношений, не зависящих от данной ситуации. В таких определениях ребенок, пользуясь общими понятиями, все же оказывается связанным частной ситуацией, непосредственно ему данной. Третьей, более высокой, формой определения являются определения посредством включения понятия в систему определяющих его объективных связей (вместо формальных отношений подчинения). Таковы так называемые генетические определения, которые определяют физическое явление через связь с порождающими его причинами или отвлеченное понятие через систему существенных для него отношений. И такие определения могут носить не вполне обобщенный характер. Различные формы определения в реальном мышлении ребенка сосуществуют: в то время как более элементарные формы определения, т. е. раскрытие содержания понятия, по — прежнему преобладают, но в областях, которыми ребенок лучше овладел, наблюдаются уже и более совершенные формы; и обратно, когда ребенок овладел основной системой знаний, то у него начинают преобладать высшие формы определения, хотя на плохо освоенных участках еще встречаются и низшие.
Работа с закономерностями
Закономерность может быть скрыта в рисунках, между числами, буквами, любыми элементами ряда.
Чтобы научиться правильно находить закономерность действуем по следующему алгоритму:
- Внимательно смотрим на ряд чисел, фигур, животных, предметов.
- Пробуем догадаться, на чем основана закономерность – по какому правилу расположены элементы.
- Пробуем определить тип закономерности.
- Проверяем наши предположения одно за другим, чтобы увидеть какое правило соблюдается.
- Убедившись, что «задуманное» правило соблюдается, мы сможем точно назвать следующие элементы ряда.
Примеры закономерностей с числами:
2, 5, 8, 11, 13, …
3, 4, 7, 8, 11, 12, …
99, 10, 88, 20, 77, …
4, 16, 5, 25, 6, …
Для детей 5-9 лет прекрасно подойдут раскраски с логическими закономерностями.
Слайд 3Общее понятие мышления Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид
умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-действенное мышление – это основа, которая дает направление для развития наглядно-образного.
Как развивать наглядно-действенное мышление:
- Попросите детей сравнить птицу и бабочку, пчелу и шмеля, яблоко и грушу и т. д. и назвать отличия.
- Назовите первый слог слова: на, по, до и т. д., и попросите детей закончить понятие. Ориентируйтесь не на правильность, а на быстроту ответа.
- Позанимайтесь с детьми собиранием пазлов.
Наглядно-действенное мышление не нуждается в наличии начального периода, поскольку в дошкольном возрасте этот вид мыслительного процесса уже развивался.