Депрессия? не, не слышал, или откуда у наших детей тревожные расстройства

Рекомендации родителям подростка

Детерминанты тревожных расстройств у детей

Стиль воспитания

На риск развития ТР у детей во многом влияет стиль воспитания. При авторитетном стиле воспитания детское тревожное расстройство — большая редкость. Авторитарное, разрешительное, гиперопекающее родительство приводит к обратному эффекту.

Авторитетное воспитание — баланс между дисциплиной, правилами, эмоциональной поддержкой и доверием. Авторитетные родители устанавливают правила поведения, но они допускают их изменение в разумных пределах, учитывают мнение детей, позволяют им проявлять инициативу. Дети авторитетных родителей демонстрируют просоциальное поведение, высокий самоконтроль, развитые когнитивные и социальные навыки, низкий уровень тревожности.

Разрешительное воспитание связано с отсутствием контроля и каких-либо правил. Многие родители считают этот путь самым правильным — полная свобода позволяет детям развивать самостоятельность. Но вседозволенность приводит к отсутствию у детей навыков самоконтроля и социальной регуляции, необходимых для общения с окружающими. У ребенка снисходительных родителей не складываются отношения со сверстниками и учителями, и он начинает воспринимать мир как угрожающий, враждебный. Всё это провоцирует повышенную тревожность и способствует развитию ТР.

При авторитарном воспитании решения принимают только родители, основной принцип их коммуникации с детьми «я приказываю — ты исполняешь». Они считают вполне допустимыми такие формы воспитания, как телесные наказания, психологическое насилие. Родительство в стиле «кнут без пряника» приводит к возникновению у детей интернализирующих и экстернализирующих расстройств.

Гиперопека также провоцирует ментальные проблемы у детей. Когда ребенок растет в «тепличных условиях», у него развивается выученная беспомощность — состояние, когда любое препятствие, даже незначительное, воспринимается как непреодолимое.

Гиперзаботливым родителям свойственен высокий уровень тревоги, который передается и детям, провоцируя инфантилизм, неуверенность в себе. Гиперопека относится к провокаторам сепарационной тревоги и социофобии.

Наследственность

Один из факторов риска развития ТР у детей — наследственность. Тревожность передается по наследству с вероятностью в 40–50%. Также предполагается, что дети могут наследовать от родителей низкую стрессоустойчивость.

Вероятность передачи по наследству специфических фобий составляет 35–45%, агорафобии — 61%. Исследования с участием близнецов продемонстрировали, что социальная тревога имеет генетические механизмы передачи, общие с нейротизмом и экстраверсией.

Предполагается, что ТР возникают из-за дисфункции некоторых структур мозга и нейромедиаторных систем (ГАМК-ергической, норадренергической), которая может передаваться по наследству.

Материнский стресс во время беременности

Пренатальный стресс влияет на развитие тормозных нейронов плода, отвечающих за ослабление и подавление процесса возбуждения. В свою очередь, нарушение работы тормозных нейронных систем — провокатор многих психопатологий.

Наши врачи

Врач — психиатр, психиатр — нарколог

Нарколог
Психиатр

Стаж: 19 лет

Психиатр, врач высшей категории, дмн

Психиатр

Стаж: 8 лет

Врач-психиатр, психотерапевт

Психиатр
Психотерапевт

Стаж: 1 год

Врач психиатр, нарколог, доктор медицинских наук.

Нарколог
Психиатр

Стаж: 3 года

Губин Илья Анатольевич

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог ,организатор здравоохранения

Нарколог
Психиатр
Психотерапевт

Стаж: 0 лет

Психиатр — нарколог, психотерапевт

Нарколог
Психиатр
Психотерапевт

Стаж: 14 лет

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог

Нарколог
Психиатр
Психотерапевт

Стаж: 5 лет

Врач-психиатр, психотерапевт

Психиатр
Психотерапевт

Стаж: 4 года

Психотерапевт, психиатр-нарколог

Нарколог
Психотерапевт

Стаж: 4 года

Ольницкая Ольга Игоревна

Клинический психолог, психотерапевт

Психолог
Психотерапевт

Стаж: 14 лет

Данная статья проверена экспертом:

Врач — рефлексотерапевт

Расстройства сна (бессонница, сноговорение, снохождение)

Большинство из расстройств сна вызваны эмоциональными переживаниями. Но причинами бессонницы вполне могут являться и заболевания каких-либо внутренних органов. Прежде чем начать коррекцию данного вида расстройства необходимо точно определить его причину.

Хождение и разговоры во сне, считаются безобидными расстройствами. Как правило, они проходят к пятнадцатилетию. У взрослых людей и подростков такие виды расстройств встречаются крайне редко. У снохождения и сноговорения  механизм возникновения одинаковый. При переходе сна от медленной фазы к быстрой, возникает аномальная активация головного мозга. Если воздействие оказывается на двигательный центр, то ребенок начинает ходить во сне, а при активации речевого центра – разговаривать.

Коррекция расстройств сна сводится за наблюдением ребенка, выявлением психологических причин, которые могли спровоцировать расстройство. Медикаментозное лечение назначается крайне редко.

Как лечить депрессию у подростков

Лечение назначается после установления диагноза. Обследование включает сбор анамнеза, опрос больного и наблюдение за его поведением, получение информации от родителей, психологические методы с применением шкалы Бека, шкалы Гамильтон или шкалы Монтгомери-Асберг, теста Люшера, теста Векслера для оценки интеллектуальных способностей. Лечение должно быть комплексным и включать психосоциальные, психотерапевтические и медикаментозные подходы.

К психосоциальной помощи относится коррекция микросоциальных проблем: конфликтных отношений в семье, неправильных методов воспитания, трудностей в коллективе. Психотерапевтическая помощь включает недирективную поддерживающую психотерапию, когнитивно-бихевиоральную психотерапию, семейную и межличностную терапию. Психотерапия применяется и на амбулаторном этапе и в ходе стационарного лечения в комплексе с лекарственными средствами.

При легком и среднетяжелом течении лечение обычно проводится амбулаторно и ограничивается психосоциальными и психотерапевтическими методами. При депрессии средней тяжести с суицидальными тенденциями, а также при тяжелом течении показано стационарное лечение. Таким пациентам назначается антидепрессивная медикаментозная терапия. При наличии тревожной симптоматики могут применяться анксиолитики.

При затяжных и тяжелых депрессивных состояниях необходимы меры по профилактике и преодолению дезадаптации в коллективе.

Для этого различными специалистами проводятся комплексные коррекционные мероприятия. Пациентам с депрессией может понадобиться помощь психологов, психотерапевтов, психиатров, семейных терапевтов, дефектологов, педагогов. Обязательным условием является тесный контакт с семьей подростка

Крайне важно своевременно реагировать на потребности подростков с аффективными нарушениями

Что делать родителям при обнаружении депрессии у ребенка?

Не спешите ставить собственный диагноз, это задача опытного психиатра. Если в жизни ребенка случились серьезные перемены (развод родителей, смерть близких, переезд, насилие, непринятие коллективом), он начал странно себя вести, говорить о смерти — отведите его к психологу, который проанализирует поведение и назначит терапию, выпишет курс антидепрессантов.

Что можно сделать?

• Говорите со своим ребенком, спрашивайте его о чувствах, желаниях, планах на будущее. Когда он делится проблемами – активно слушайте, отвечайте, помогайте найти решение, а не отмахивайтесь, мол, слишком мал. Вы должны участвовать в жизни чада, быть старшим опытным товарищем.

• Помогайте повысить его самооценку – чаще хвалите ребенка, замечайте его сильные стороны, дарите любовь и заботу. Признайте, что он отдельный человек со своими желаниями, не требуйте оправдывать ваши ожидания, не унижайте его, не давите своими оценками и недовольством. Почитайте литературу на тему возрастных кризисов и решения детско-родительских конфликтов.

• Когда ругаете ребенка – не обесценивайте его личность, говорите о фактах, недопустимости конкретного поступка. Разделяйте образ ребенка и его поведение.

• Не противоречьте своим словам, обещали – сделайте, требуете – соответствуйте. Если сами курите, ругаетесь матом, конфликтуете со второй половиной, глупо ждать от ребенка другого поведения.

• Постарайтесь создать дома комфортную поддерживающую атмосферу без истерик и конфликтов. Если в школе ребенку плохо – помогите изменить ситуацию или переведите в другое учебное заведение. Не перегружайте его кружками, обязанностями по дому, репетиторами, режим дня должен быть адекватным.

• Позвольте ребенку ошибаться, идти другим путем, реализовывать свои желания, а не ваши. Не требуйте от него того, что он дать не может, не навязывайте собственные комплексы и нездоровый перфекционизм (учиться только на пятерки, знать три языка, заниматься профессиональным спортом). Пусть живет в своем ритме, занимается тем, что ему самому интересно.

• Не игнорируйте слова ребенка, даже если кажется, что он не всерьез. При депрессии дети часто шутят на тему смерти, говорят о желании умереть, озвучивают способ суицида, но взрослые оборачивают все в шутку, списывают на трудный возраст или просто не слушают.

Депрессия в раннем возрасте проявляется соматическими нарушениями и задержкой в развитии, у дошкольников возникает много фобий и страхов, у младших школьников – плаксивость, сниженная работоспособность, у подростков и юношей – бунтарское поведение, негативизм. Будьте начеку, не упустите опасные признаки. Здоровья вам и вашему ребенку.

Профилактика подростковой депрессии

Специалисты отмечают высокий риск развития повторных эпизодов депрессии: около 25% рецидивов происходят через год после окончания лечения, примерно 70% пациентов повторно сталкиваются с депрессией в течение пяти лет.
Профилактика депрессии у детей заключается в создании благоприятной семейной обстановки, установлении близких, доверительных отношений. Нужно участвовать в жизни ребёнка, но при этом не подавлять его инициативу родительской гиперопекой. Важную роль в поддержании психического здоровья ребёнка играет врачебный контроль, ответственный приём назначенных препаратов, посещение психотерапевтических и реабилитационных занятий.

Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Стоимость 5 000 ₽

Амбулаторное лечение

  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
    контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Стоимость 8 000 ₽

Стационарное лечение

  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Стоимость от 7 000 ₽

Шустов Александр Дмитриевич

Врач психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт, кандидат медицинских наук

Психиатр
Психотерапевт

Кандидат наук, Врач высшей категории
Стаж: 9 лет

Врач — психиатр, психиатр — нарколог

Нарколог
Психиатр

Кандидат наук
Стаж: 19 лет

Психиатр, врач высшей категории, дмн

Психиатр

Доктор наук, Врач высшей категории
Стаж: 28 лет

Психотерапевт, психиатр-нарколог

Нарколог
Психотерапевт

Доктор наук, Профессор
Стаж: 24 года

Медицинский психолог

Нейропсихолог
Психолог

Стаж: 8 лет

Врач психиатр, нарколог, доктор медицинских наук.

Нарколог
Психиатр

Доктор наук, Профессор
Стаж: 43 года

Психиатр — нарколог, психотерапевт

Нарколог
Психиатр
Психотерапевт

Врач высшей категории
Стаж: 14 лет

Шевченко Ольга Юрьевна

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог

Нарколог
Психиатр
Психотерапевт

Врач высшей категории
Стаж: 25 лет

Шишкина Евгения Сергеевна

Психолог реабилитационного сопровождения

Нейропсихолог
Психолог
Психолог реабилитационного сопровождения

Стаж: 7 лет

Губин Илья Анатольевич

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог ,организатор здравоохранения

Нарколог
Психиатр
Психотерапевт

Врач высшей категории
Стаж: 20 лет

Данная статья проверена экспертом:

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог

«Маски» подростковой депрессии

Иногда бывает непросто выявить депрессию у подростков, поскольку она может «замаскироваться» под различные состояния.

Случай №1. Разбитое сердце

Prostock-studio/Shutterstock.com

К школьному психологу обратилась мама 13-летнего Димы. Она пожаловалась на то, что не понимает, почему её ребёнок так резко изменился. Если раньше он был спокойным и послушным, то теперь его словно подменили: стал прогуливать уроки, связался с плохой компанией, постоянно грубит родителям. А недавно она нашла у него в кармане куртки упаковку курительной смеси.

Психолог пригласила на консультацию Диму, и, оказалось, что мальчик находится в подавленном состоянии. Ему не интересна ни его новая компания, ни употребление вредных веществ. Просто так он хотел «заглушить» свои переживания из-за девочки, которая ему нравилась. Когда он признался ей в своих чувствах и предложил встречаться, та ответила ему отказом и назвала неудачником и «тупицей».

Случай №2. Потеря близкого

Prostock-studio/Shutterstock.com

На приём к психологу пришла 15-летняя Инна и рассказала, что в последнее время её ничего не интересует в жизни, всё видится в чёрном цвете. Раньше она очень любила рисовать и даже хотела записаться в художественную школу, но теперь ей неинтересно и это. С подружками девочка тоже перестала гулять, после школы приходит домой и весь вечер лежит на диване.

В разговоре выяснилось, что 8 месяцев назад у Инны умерла любимая бабушка, и с тех пор девочка испытывает депрессивное состояние.

Случай № 3. Болевые ощущения

Prostock-studio/Shutterstock.com

14-летняя Катя в течение нескольких месяцев жаловалась родителям на боли в животе и пояснице. Многочисленные обследования не дали никакого результата – у девочки были в норме все показатели. Но Катя продолжала настаивать – она больна. Эти мысли постоянно тревожили и угнетали её.

Школьный психолог порекомендовал маме показать девочку психиатру. Оказалось, что у Кати – депрессивное расстройство. После приёма препаратов состояние девочки улучшилось, боли перестали её беспокоить, она стала спокойнее и начала радоваться жизни. Даже записалась в секцию плавания и стала участвовать в соревнованиях.

Как мы видим, подросток в состоянии депрессии не всегда демонстрирует «классические» симптомы. Пытаясь бороться со своими переживаниями, он «уходит» либо в девиантное (противоправное) поведение, либо в апатию, либо в болезнь.

Виды детских тревожных расстройств

К самым распространенным ТР у детей относятся тревожно-фобические расстройства, реже встречаются генерализованное ТР, сепарационная тревога и селективный мутизм.

Тревожно-фобические расстройства (ТФР)

ТФР возникают у 5–12% детей и подростков. К ним относятся:

  • Агорафобия — боязнь мест, которые невозможно быстро покинуть при развитии панической атаки. Ребенок с этим расстройством боится находиться в толпе, общественных местах. Обычная поездка в транспорте вызывают у него дрожь в теле, нехватку воздуха, панику. Как правило, детская агорафобия стартует в 15–17 лет. Из всех ТФР это самое дезадаптирующее расстройство, которое может превратить общительного ребенка в замкнутого и одинокого, заставить его сидеть дома, прогуливать школу, отказываться от общения с друзьями.
  • Социальная фобия — патологический страх оказаться в центре внимания и быть негативно оцененным. Чаще всего социофобия возникает во время пубертата, когда из-за гормональной перестройки любая критика воспринимается болезненно. Приступы социальной тревоги сопровождаются соматическими симптомами — покраснением лица, тошнотой, дрожанием рук и голоса, головокружением. При социофобии возрастает риск депрессии в 3 раза, а суицидального поведения — в 6 раз. Дети с этим расстройством часто бросают школу.
  • Специфические фобии — страх реальных или выдуманных объектов (животных, насекомых, сказочных персонажей), определенных ситуаций (высоты, темноты, замкнутого пространства). В эту же группу входит нозофобия — боязнь развития опасных заболеваний. При столкновении с источником страха ребенок испытывает ужас, впадает в панику. Специфические фобии чаще всего возникают до 10 лет и очень редко проходят самостоятельно. В подростковом возрасте они никуда не исчезают, а лишь меняют свое содержание.

У детей с ТФР индекс тревожности в 1,5 раза выше по сравнению со здоровыми ровесниками. Также у них более выражены такие ментальные проблемы, как незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, фрустрация, трудности в общении и депрессивность.

Генерализованное тревожное расстройство

При генерализованном ТР нет какого-то определенного объекта или события, вызывающего патологическую тревогу и страх. Дети беспокоятся о разных сферах жизни — здоровье, взаимоотношениях с одноклассниками и родителями, своей успеваемости в школе, повседневных делах. Они могут подолгу прокручивать в голове одни и те же события, часами сидеть над легкими школьными заданиями, бесконечно составлять списки текущих и будущих дел. Постоянные спутник расстройства — страх совершить ошибку.

Действия ВОЗ

ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи.

Например, осуществляется совместная инициатива ВОЗ и ЮНИСЕФ по повышению эффективности мер политики и программ в области психического здоровья подростков «Содействие процветанию подростков» (HAT). Усилия в рамках Инициативы направлены, в частности, на укрепление психического здоровья и профилактику психических заболеваний. Кроме того, они призваны предотвратить самоповреждение и другие виды рискованного поведения, такие как пагубное употребление алкоголя и наркотиков, которое негативно отражается на психическом и физическом ̶здоровье молодых людей.

ВОЗ разработала модуль по психическим и поведенческим расстройствам у детей и подростков для версии 2.0 Руководства по мероприятиям в рамках mhGAP. В Руководство вошли научно обоснованные клинические протоколы оценки и лечения ряда психических заболеваний в неспециализированных медицинских учреждениях.

Кроме того, ВОЗ разрабатывает и опробует масштабируемые психологические мероприятия для купирования эмоциональных расстройств у подростков и руководство по оказанию услуг в области психического здоровья, ориентированных на подростков.

Региональное бюро ВОЗ для стран Восточного Средиземноморья разработало комплект учебных материалов по психическому здоровью для педагогов с целью улучшения понимания важности психического здоровья в учебных заведениях и выработки ориентиров для осуществления стратегий по укреплению, защите и восстановлению психического здоровья учащихся. В комплект входят учебные пособия и материалы, которые помогут увеличить число школ, где ведется работа по укреплению психического здоровья

(1)  Institute of health Metrics and Evaluation. Global Health Data Exchange (GHDx)

(2) WHO Global Health Estimates 2000–2019

(3) Доклад о положении с употреблением алкоголя и его влиянии на здоровье в мире, 2018 г. (на английском языке)

(4) Доклад о положении с употреблением наркотиков в мире, 2020 г. (на английском языке) 

(5) 2019 Global Health Estimates (GHE), WHO, 2020

Лечение

Лечение детской депрессии должно быть комплексным и проводиться под строгим наблюдением специалиста. Для коррекции расстройства используется медикаментозная терапия, параллельно проводится детская психотерапия. Комплексный подход предполагает.

Прием антидепрессантов. Препарат подбирается для каждого пациента индивидуально. Антидепрессанты обладают успокаивающим эффектом, сглаживают панически проявления, фобии.
Когнитивно-бихевиориальную терапию. Хорошим эффектом обладают когнитивно-поведенческие методики, которые учат ребенка осознавать, выражать и переживать негативные эмоции, делиться с близкими проблемами, получать поддержку, контролировать поведение и настроение с помощью разных эффективных техник.
Семейная психотерапия

Во время совместных встреч родителей, ребенка и психолога все внимание направлено на восстановление и нормализацию семейных отношений, поиск общего языка между родителями и ребенком. Родители учатся помогать ребенку справляться с трудностями, создавать благоприятные условия для скорейшего выздоровления и восстановления.

Что может стать причиной появления депрессии у ребенка?

Это может быть развод родителей, затяжной или, наоборот, очень резкий, неожиданный, непонятный ребенку.

Постоянные ссоры в семье между родителями, между бабушками и дедушками, братьями и сестрами, различные скандалы, крики и разборки.

Простое непонимание ребенка, отсутствие поддержки, игнорирование, когда его проблемы считаются в семье незначительными и неважными.

Недостаток внимания, проявления любви и заботы от значимого взрослого.

Авторитарный стиль воспитания, когда ребенок получает жесткие нарекания, а порой и наказания и уже просто боится что-либо делать, требования слишком высокие для него, и смысла в их достижении он уже не видит, а родители еще больше на него давят и унижают.

Неадекватное давление, насилие (моральное и физическое) со стороны одного из родственников, ребенок попросту занимается не тем, чем бы ему хотелось, а родители не слышат и продолжают давить и заставлять.

Появление нового ребенка в семье, когда родители не подготовили первенца, не говорили с ним и не проявили должной заботы, не сохранили чувство безопасности первому ребенку.

Смерть кого-нибудь из семьи.

Трудности в школе.

Буллинг, который остается без внимания родителей.

Социальная дезадаптация.

Причин к появлению детской депрессии много. Постоянный информационный поток из телевизора, Интернета, соцсетей, слишком резкое расслоение общества – все эти и многие другие факторы оказывают непосредственное влияние на ещё неокрепшую, ранимую психику и пока не- сформировавшуюся личность.

Распознавание депрессии ложится на ваши плечи, родители. Чем раньше вы поймете, что с ребёнком не всё в порядке, тем своевременнее ему будет оказана квалифицированная помощь.

Уважаемые родители, чтобы предотвратить депрессию у детей, уделяйте им больше внимания, говорите с ними, устраивайте семейные ужины, где вы можете собраться все вместе и показать наглядно, что вы – семья. Дайте почувствовать, что есть некое безопасное место – дом, где его всегда примут, поймут, поддержат, успокоят

Очень важно обеспечить ребенку чувство безопасности, опоры, огромной родительной любви и заботы о нем

Уважаемые родители, любите своих детей, интересуйтесь их проблемами, радуйтесь их успехам, гордитесь достижениям, и тогда в жизни ваших детей не поселится депрессия.

Список используемых источников

  1. Детская депрессия и как с ней бороться. Электронный ресурс: (статья) – Режим доступа: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/detskaya-depressiya-i-kak-s-ney-borotsya-/
  2. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 255 с.

Штефан В.В., ведущий специалист, методист отдела информационно-методического сопровождения профилактической работы с семьями и несовершеннолетними

Внимание родителей!

Сегодня странный день. Странный с самого утра. Да, знаю, так бывает. Но когда это касается только тебя самого, всё остается на уровне понимания, что так бывает.

И пост я планировала сегодня писать по пищевой избирательности.

А пишу…про депрессию у подростков. И с таким состоянием души, что хочется всем мамам подростков прокричать, донести, объяснить или попросить, слушайте своих детей, услышьте своих детей, пожалуйста.

Обратите внимание, основные симптомы подростковой депрессии:

  • эмоциональные и поведенческие изменения
  • частое чувство тоски или печали, плач без видимой причины
  • раздражительность, огорчение по незначительным поводам
  • потеря интереса или удовольствия от любимых занятий подростка
  • ощущение своей бесполезности, вины, самокритика
  • болезненное реагирование на неудачи
  • ощущение, что жизнь мрачная
  • мысли о смерти
  • хроническая усталость
  • бессонница или наоборот сложно просыпаться
  • проблемы с аппетитом
  • прием алкоголя, наркотиков
  • замедление речи или движений
  • частые головные боли, боли в теле
  • снижение успеваемости
  • нежелание или отказ посещать школу
  • провоцирующее поведение
  • самоповреждающее поведение

Да, разграничить подростковую депрессию от подросткового поведения, вызванного физиологическим кризисом сложно, но возможно. Поговорите с подростком о чувствах, насколько он справляется с ними. Если есть подозрения, что не справляется, обратитесь в школе к школьному психологу. Это самая быстрая помощь.

Если же вы отмечаете большинство из симптомов депрессии, то обратитесь незамедлительно ко врачу.

Если не заниматься лечением подростка, то симптомы депрессии могут ухудшиться, даже если сейчас кажутся не очень тяжелыми. Да и тяжесть депрессии у подростка невозможно определить самостоятельно без консультации специалиста и необходимого психологического образования.

Достоверно не всегда известно, что явилось причиной депрессии, например, может быть нарушен баланс нейромедиаторов – химических веществ мозга. Или причина в гормональных изменениях, связанных с созреванием подростка, это косвенно влияет на толчок к депрессии.

Грустно, страшно, больно, но надо знать, нелеченая депрессия может привести к:

  • злоупотреблению алкогольными напитками или наркотикам
  • опасному противоправному поведению
  • самоубийству
  • социальной изоляции

Лечение подростковой депрессии:

Депрессия у детей и подростков – это очень серьезное и опасное заболевание. Всегда потребуется консультации специалиста

Очень важно родителям знать и понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, только они могут разглядеть характерные признаки депрессии у ребенка. Поверьте, не стоит пускать на самотек даже легкие признаки депрессии у подростка, лучше все контролировать, следуя советам специалиста психолога или психиатра

Легкая форма депрессии может поддаваться консультативному сопровождению (работа с психологом или посещение психологической группы). Тяжелые случаи депрессии (суицидальные мысли, самоповреждения и пр.) лечится только у психиатра. Возможно, в паре с психологом, но психиатр первичен. В таких тяжелых случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга. И быстрого результата не получится. Это долгий путь для всей семьи.

Психолог помогает понять и справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация усугубилась – то понадобится дополнительная помощь специалистов, психотерапевта или психиатра.

Психолог в ходе беседы помогает разобраться в причине появления депрессии. Во время консультации с ребенком психолог может узнать, какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Чтобы выяснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове психолог использует различные тесты и методики. После общения ребенка с психологом, есть вероятность, что он сам найдет пути решения проблемы и самостоятельно выйдет из этого состояния.

Психотерапевт – врач, который помогает пациентам разобраться и справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения обычно содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.

Поддерживайте своего ребенка во время лечения депрессии

Если вы решили обратиться к специалисту, это не значит, что теперь не нужно ничего делать. Предлагайте поддержку и выслушивайте его. Теперь, как никогда, ваш ребенок должен знать, что о нем заботятся, что его ценят и понимают.

Жизнь с депрессивным подростком может быть сложной и истощающей. Время от времени вы можете испытывать усталость, отторжение, отчаяние или любую другую отрицательную эмоцию

Важно понимать, что ребенок делает это не со зла, поэтому не обижайтесь на него и относитесь с терпением и пониманием

Убедитесь, что ваш ребенок четко следует инструкциям терапевта, посещает терапию и правильно принимает предписанные лекарства.

5

Младший школьный возраст: от 6-7 до 12 лет

С поступлением в школу существенно возрастает социальная, и учебная нагрузка ребенка. В классе ребенок учится проявлять себя в среде ровесников, в учебе – ставить цели и достигать их, подчиняться правилам.

Прежние причины, способные вызвать невротизацию, остаются в силе – биологические, семейные. Но к ним добавляются и новые – стандартизированная учебная нагрузка (без учета психотипа ребенка и его особенностей), проблемы в отношениях с ровесниками и с педагогом. Также в этот период ребенок начинает формировать свои цели и пытаться их достигать. Неуспех в этом тоже порождает невротизацию.

Ближе к 10 годам депрессия у детей диагностируется все чаще, а ее психологические симптомы начинают осознаваться ребенком: он чувствует и говорит о том, что ему тоскливо, грустно, ничего не хочется. Симптомы депрессии в этом возрасте могут быть такими:

Физические недомогания: общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле.
Психологические и поведенческие симптомы: грусть, тоска, апатия, отсутствие интереса к игре и учебе, уход от контактов с ровесниками, плаксивость, ранимость. Ближе к 12 годам депрессия детская и подростковая начинает также проявлять себя реакциями гнева, вспыльчивости, раздражительности

Это связано с гормональными процессами организма.
Когнитивные (познавательные) нарушения: рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.

Диагностика депрессивных проявлений у детей и подростков

Prostock-studio/Shutterstock.com

Родителям часто бывает тяжело самим диагностировать у ребёнка депрессию. Тогда на помощь приходят методики, по которым можно определить депрессивное расстройство с помощью тестовых вопросов.

Мы собрали наиболее известные из них:

Ответив на вопросы, подросток может самостоятельно определить, что находится в состоянии депрессии, либо за него это могут сделать родители.

Но важно понимать, что диагноз «депрессия» может поставить только врач. Специалист отделит депрессию от схожих состояний (например, невроза) и назначит ребёнку соответствующую терапию

Депрессия у детей: причины

Почему дети подвержены психическим отклонениям

  1. Генетическая предрасположенность. Наличие близких родственников с определенными психическими заболеваниями повышает вероятность возникновения подобных состояний у детей.
  2. Социально-экономические условия. Уровень дохода семьи, социальный статус и условия жизни напрямую влияют на психическое здоровье ребёнка. Стресс, связанный с финансовой нестабильностью или низким качеством жизни, способствует возникновению тревожности или депрессии.
  3. Образ жизни и воспитание. Режим дня, питание, физическая активность и общее отношение в семье к здоровью оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Чрезмерное использование электронных устройств или недостаток личного общения приводят к социальной изоляции и эмоциональным проблемам.
  4. Травмирующие события. Переживание травмирующего события или хронический стресс могут стать причиной посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) или других форм эмоциональной травмы. Это происходит как из-за однократных событий (аварии, естественная катастрофа), так и продолжительных переживаний (насильственное поведение в семье).
  5. Образовательная система. Школьная обстановка имеет непосредственное воздействие на психологическое состояние учеников. Высокий академический стресс, страх перед экзаменами или буллинг со стороны сверстников – все это провоцирует различные виды адаптивных расстройств.

Наш эксперт в данной сфере:
Нгуен Ван Куа

Врач — рефлексотерапевт

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: