Прогноз и профилактика
Особенности проявления агрессивного поведения у подростков
Глубокие онтологические изменения, социальные кризисные процессы крайне негативно влияют на психику детей и подростков, порождая напряженность, тревожность, озлобленность и жестокость. В подростковом возрасте развитие агрессии стимулируется недостаточным жизненным опытом, а также формирующимся чувством зрелости, реакции эмансипации.
Указанное чувство зрелости выступает главным новообразованием младшего подросткового возраста, что зачастую приводит к плохой адаптации к существующим порядкам и нормам, непереносимости критики со стороны взрослых, гипертрофированному формированию личности в целом.
Чувство зрелости сопровождается ростом интереса к своему внутреннему миру, постепенному усложнению и углублению самосознания. В основе нового самоощущения – необходимость осознанно относиться к собственным потребностям, мотивам, влечениям, переживаниям. Субъективный образ «Я» складывается в данном возрасте преимущественно под влиянием окружающих. И негативное оценивание личности окружающими, отсутствие возможностей удовлетворения потребностей в самопознании, самопонимании может привести к развитию агрессивных форм поведения. Выступая одной из форм подростковой активности, агрессивные реакции могут выступать одним из способов самореализации, самоутверждения личности.
В процессе взросления ребенок оказывается в ситуации необходимости выбора приемлемых способов реализации социально-психологической адаптации. В случае отсутствия понимания со стороны окружающих, отсутствия гармоничных отношений с окружающей средой, подросток может прибегнуть к агрессивным реакциям, позволяющим добиться краткосрочного успеха.
Замечание 1
Таким образом, проблема развития агрессивных форм поведения в подростковом возрасте обусловлена рядом психологических и социальных факторов, снижение негативного влияния которых позволит существенно снизить риск формирования антисоциальных поведенческих стратегий.
Способы предотвращения:
Создание подходящей среды: При создании подходящей среды, в которой подростки чувствуют себя комфортно и защищенно, риск развития агрессии снижается
Предоставление безопасного места для общения, учебы и отдыха, доступ к разнообразным культурным и спортивным мероприятиям.
Проявление понимания: Подростки становятся агрессивными из-за чувства непонимания со стороны взрослых
Важно находить время и уделять внимание для понимания их проблемы и эмоций. Нужно учить подростков уважать чужое мнение и решать конфликты мирным путем.
Поддержка: во всех аспектах жизни, включая образование, личные интересы и социальные связи
Родители, учителя и другие взрослые должны находить время для общения.
Установление границ: нет четких границ и правил поведения
Необходимо установить четкие правила и ожидания относительно поведения, объяснить их причины. Тогда подростки чувствуют себя более уверенно и понимают свои границы.
Обучение управлению эмоциями: находить конструктивные способы выражения чувств и мыслей. Медитация, йога и другие методы полезны для управления эмоциями и уменьшения стресса.
Агрессивное поведение подростков. Как быть и что делать?
Составитель: педагог-психолог
МБУ «ЦМППС» Ляшко М.В.
Подросток! Какие ассоциации вызывает это слово? Агрессивный, вспыльчивый, неуправляемый, рассеянный и т.д. Попробуем разобраться, а так ли это на самом деле?
Сразу отметим, что переходный (подростковый) возраст – это время не только физиологических, но и психологическихизменений.Подросток «пробует на вкус» взрослую жизнь со всеми ее правилами и неопределенностью, на фоне гормональных изменений у него может проявлятьсяагрессия, также, агрессию могут вызывать и различные ТВ программы, фильмы,СМИ.Избежать подростковой агрессии не возможно, поскольку она по большей части обусловлена половым созреванием. В этот период ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физиологическим изменениям, которые происходят в его организме, переживать «гормональный всплеск». Другими словами, подросток постоянно находится в стрессовом состоянии.
Подростковая агрессия – это закономерное явление,показатель того, что подросток не умеет владеть своими эмоциями, а также испытывает внутренний дискомфорт, который требует «выхода».
Первое, что стоит сделать – успокоиться ине проявлять агрессию самому, поскольку родительская агрессия зачастую вызывает противоположный эффект, что соответственно усугубляет ситуацию.Ни в коем случае не отвечать на подростковую агрессию своей агрессией. Иначе подросток может просто «закрыться» и начать проявлять агрессию на самого себе, лучше просто перетерпеть его поведение, пока оно не выходит за пределы разумного. Необходимо попытаться поговорить с ним на равных, успокоить, объяснить, что так не стоит делать.Здесь же отметим, чтов период своего роста и развития, ребенок берет пример с вас, опирается на вашу модель поведения, поэтому также не стоит проявлять агрессию и по отношению к другим членам семьи. Подросток мыслит следующим образом: если проявлять агрессию можно вам, то и мне можно. Поэтому,старайтесь не допускать при нем вспышек гнева,лучшепоказывайте ему пример эффективного поведения.
Обсуждайте поведение подростка вместе с ним только после того, как он успокоился. Старайтесь с использованием чувства юмора (без сарказма) объяснять ребенку, склонному к агрессии, о недопустимости агрессивного поведения. Сделайте все, чтобы он чувствовал, что вы его всегда любите, цените и принимаете. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать и посочувствовать ему в сложных ситуациях.
Будьте последовательны в процессе общения и воспитания, используйте самый приемлемый и оптимальный стиль-демократический,при котором окончательные решения принимаютсявзрослыми(родителями), но при этом обязательно учитывают мнение и желания ребенка. Не используйте авторитарный стиль, т.е. очень жесткий, при котором вы не учитываете потребности подростка. Также неприемлемым будет и попустительский стиль, когда Вам плевать на ребенка и его чувства вами игнорируются. Учтите,что первопричина агрессивного поведения кроется не столько в процессе биологического созревания ребенка, сколько в дисгармоничном семейном воспитании, недостатки которого «раскрываются» в подростковом возрасте.
Направьте агрессию подростка в другое русло, пусть он выражает свою агрессию в социально приемлемой форме,например, через занятия спортом, творчеством или хобби. Это может помочь вашему ребенку избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства собой, что может являться причиной агрессии.
Рассказывайте своему ребенку, чтоиспытывать разные эмоции-это нормально. Донесите до него, что бывают удачные и неудачные дни, и настроение может быть разным. «Но мы же любим друг друга в любом случае. Ты, главное, не молчи, приди-и мы поговорим». Приводите в пример себя или родных.
Обучите егоприемлемым способам разрядки негативных эмоций:
— побить подушку;
— написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить;
— топать ногами;
— комкать и рвать бумагу;
— постучать по боксерской груше;
— принять душ;
— взять мячик-антистресс;
— выполнить какие-либо физические упражнения и т.д.
Еще отличный метод-«вилами на воде писано». Он прост: водить пальцем по воде, описывая все свои грусти и обиды. А потом воду спустить, она выльется и унесет с собой все переживания.
Расскажите ему о том, как Выборетесь со стрессом. Быть может, ваш опыт будет ребенку полезен.
Желаем успехов в воспитании Вашего ребенка!
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Акад. Проект: Альма Матер, 2006.
- Бурминская Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: Дис. канд. псх. наук.-Ставрополь, 2004.-199 c.
- Суркова Л.М. Ребенок от 8 до 13 лет. Самый трудный возраст.-М.: Аст, 2015. – 192 с.
Причины агрессии — взгляд со стороны науки
Выделяют несколько теорий возникновения агрессии: теория инстинкта Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, фрустрационная теория Джона Долларда. Предлагаю рассмотреть возможными причинами агрессии подростков на основе этих теорий.
-
Теория инстинкта
Эта теория рассматривает агрессию как врожденную и органическую реакцию, основанную на фрустрации.
Фрустрация — это состояние, которое возникает при невозможности удовлетворения какой-либо потребности, когда человек не может получить того, чего хочет.
У подростков все инстинктивные реакции становятся ярче, и контролировать их сложно из-за стресса и гормонального всплеска. И это выражается деструктивным поведением, вспышками.
Фрейд говорит, что агрессия появляется из «спора» влечения к жизни, созиданию, и влечения к разрушению, которые заложены в человеке с самого рождения. Агрессивным поведением проявляется защита. Она дает не разрушать самого себя, разрушая вместо этого мир вокруг. В переходном периоде жизни тема противоречий и внутренних споров крайне обострена и актуальна.
Подросток подсознательно учится использовать защитные механизмы, хоть и не всегда удачно и безопасно.
-
Фрустрационная теория
Определение фрустрации мы дали выше. Теория фрустрации говорит об агрессии как о продукте переживаний, связанных с непреодолимыми трудностями.
В случае тинейджеров большим препятствием для реализации идей и желаний часто становится угнетение, или просто подавление всех стремлений со стороны родителей, учителей и сверстников. В огромном количестве случаев психологическим препятствием становятся фразы, подобные таким.
- «Ты еще маленький»
- «Не лезь туда, ты недостаточно…. Взрослый, компетентный, умный…»
- «Мы лучше знаем, что для тебя нужно, сиди тихо»
В таких случаях злость со стороны юноши или девушки направлена на давящую сторону и косвенно на себя.
Родители, употребляя подобные фразы в общении с подростками знайте, к чему они могут привести!
Фрустрация, вызывающая аутоагрессию может быть спровоцирована и сомнением в своих силах, что характерно для многих подростков. Сомнение может перерастать в самоуничижение и ощущение полной невозможности делать что-либо. Что особенно свойственно людям, склонным к депрессивным состояниям. Больше . При таких обстоятельствах внутренняя агрессия сильнее внешней.
Фрустрация проявляется не только из-за неудач в самореализации. Причиной агрессивного поведения может быть и банальное неудовлетворение потребностей. Кроме потребности в любви и одобрении со стороны семьи, у тинейджеров появляются новые нужды. Это принятие важным сообществом, уважение, возможность открыто высказываться и прочие. Эти новые потребности часто не замечают и игнорируют, что приводит к фрустрации. Долгий период фрустрации вызывает либо стресс, который тоже ведет к агрессии из-за истощения, либо озлобленность на тех людей, которые должны были учитывать потребности молодого человека.
В общении с подростками и их воспитании нужно очень много внимания
Но важно не нарушать личное пространство. Ведь потребность в его уважении тоже очень важна
Теория социального научения
Согласно этой теории, люди «учатся» агрессивному поведению, наблюдая за постоянным окружением.
Если ребенок на протяжении своей сознательной жизни видит, как родители кричат друг на друга и на окружающих, он с большой вероятностью вырастет жестоким подростком.
Враждебность становится условным рефлексом. Кажется, что бороться с таким поведением невозможно. Но это не так. Его можно тормозить, просто не давая подкрепления. Во-первых, подросток должен видеть пример не агрессивного поведения в окружении. Во-вторых, он не должен получать ответной агрессии в ответ на свои нападки.
Копирование поведения старших характерно для тинейджеров. У них возникает потребность в ролевой модели.
Причины агрессии
Но нередко эмоциональные перепады становятся слишком радикальными, перерастая в агрессию
Если не обращать внимание на бунтарство ребенка, оставить его наедине со своими проблемами, то последствия могут быть плачевными
Причинами агрессивного поведения бывают следующие факторы:
- Биологические;
- Личностные;
- Семейные;
- Внешние.
Каждые из них проявляются по-разному, требуют соответствующей корректировки нежелательного поведения.
Биологические
Агрессия без видимой причины может быть признаком гормонального дисбаланса организма. В этом случае требуется тщательное медицинское обследование подростка. К биологическим факторам также можно отнести наследственность, злоупотребление антидепрессантами, алкоголем, прием наркотических средств. Агрессивные побуждения могут возникать при переутомлении, нарушении рациона, неправильном, несбалансированном питании.
Личностные
Дети часто ведут себя агрессивно в знак протеста на какие-то ограничения – в семье, школе. Деструктивное поведение может вызываться желанием самоутверждения среди сверстников при помощи конфликтов со взрослыми, учителями. Значительное влияние на возникновение агрессивности у подростка оказывают конфликты в семье.
Ребенок, склонный к ожиданиям худшего, имеющий выраженные страхи, в равной степени может быть подвержен самоедству и агрессии. Агрессивность также бывает защитной реакцией, когда подросток не уверен в себе, собственной безопасности.
Деструктивным поведением дети часто прикрывают чувство вины за какое-то действие. Иногда такие проявления не являются осознанными. Это усложняет борьбу с ними. Агрессивность, ненависть могут быть следствием одиночества. Их также могут провоцировать определенные ситуации.
Проблемы в семье
Нарушения в эмоциональной сфере часто вызывают агрессивность несовершеннолетних. Равнодушие родителей к детским проблемам, не оказание поддержки в нужной ситуации приводит к образованию у ребенка эмоционального вакуума. Со временем это перерастает в невозможность самостоятельного контролирования своих поступков. Родители часто игнорируют потребности подростка, откупаясь от него свободой действий или подарками.
Внешние причины
На ребенка могут негативно влиять внешние факторы, которые способны вызвать агрессивное поведение. Это средства массовой информации, интернет, плохая компания, агрессивные компьютерные и реальные игры, а также многое другое.
Методы профилактики
Чтобы уберечь ребенка от агрессивного поведения, родителям нужно начать с себя. Быть терпимее, спокойнее, не опекать излишне.
Как предупредить агрессию у подростков:
-
Научить правильно решать конфликтные ситуации. Часто родители учат ребенка, обидели – нужно дать сдачу. Такой подход в подростковом возрасте выливается в агрессивное, неадекватное поведение.
-
Усиливать собственное «я» ребенка. Чаще интересоваться его мнением, не принимать за него решения. Это поможет в будущем избежать подражания кумиру.
-
Родители должны следить за своим поведением. Дети всегда перенимают манеру поведения людей, которые их окружают.
-
Никогда не прибегать к физическому наказанию.
-
Развивать положительные стороны агрессивности, препятствовать развитию негативных черт. Позитивные аспекты – упорство, активность, инициативность. Отрицательные – замкнутость, враждебность.
-
Ограничить просмотр фильмов, видео, компьютерных игр, в которых присутствуют сцены насилия.
-
Сдерживать стремление ребенка провоцировать ссоры с другими детьми. Ранние проявления агрессии – бормотание под нос, недоброжелательные взгляды, осуждение.
-
Учить ребенка проявлять и контролировать эмоции. Гнев, обида, ярость – это нормально. Но нужно выплескивать эмоции без вреда для окружающих.
Направить энергию ребенка в правильное русло. Спорт, танцы, языковые школы. Чем больше занят ребенок, тем меньше времени у него остается на всякие глупости.
Подростковая агрессия. Светлана Шевченко. Психология
Подростковая агрессия – своеобразная просьба о помощи. В силу возрастных особенностей ребенок еще не умеет выражать ее иначе. Спокойствие, терпение, личный пример помогут пережить родителям непростой период взросления детей. Начинать борьбу с агрессией нужно еще до наступления пубертатного периода. Если ребенок всегда чувствует себя любимым, полноценным членом семьи, для него агрессивное поведение будет просто неприемлемым.
Как отвечать на хамство подростка
Как мы будем действовать? Конечно, отталкиваясь от причины. Главное — провести диагностику причин честно и откровенно, сами с собой! Варианты ваших действий и реакций могут быть такими.
- Не включайтесь в соревнование «кто громче», если ребенок повышает на вас голос. Вы можете ответить ему шепотом или проигнорировать подобную манеру общения. Тем самым вы не дадите ему желаемой обратной связи.
- В идеале грубость надо рубить на корню. При первых вспышках говорите с ребенком и объясняйте, почему его поведение неприемлемо, чем оно огорчает лично вас. А еще лучше — снимите на видео и покажите ему себя со стороны. Немногим такая картинка придется по душе.
- Еще не поздно скорректировать свою линию воспитания. Идеальный стиль — демократический. Когда у каждой из сторон есть и права, и обязанности. Когда вы приучаете ребенка договариваться на берегу, уметь выставлять свои условия и при этом выполнять ваши. При таком взаимном уважении принимать и понимать чувства другого человека гораздо легче.
- Ставьте только реально достижимые цели. Часто это наша вина! «Исправь русский до пятницы», — а как это сделать, если там двадцать двоек?! Помните, что ваш ребенок не волшебник! И, как известно, совершать ошибки гораздо проще, чем исправлять.
- Введите специальное слово, жест или определите предмет, тормозящий каждого из вас. Изначально договоритесь: слышишь слово «апельсин» — это значит выйди из помещения и отдышись хотя бы 5 минут, после этого мы можем продолжить разговор. Помните, подобное правило должно применяться и к вашему хамству по отношению к ребенку… Или о себе вы предпочитаете говорить «воспитательный тон»? Подумайте, не живете ли вы в мире двойных стандартов? Это очень важный момент для построения гармоничных отношений с детьми.
- Проводите с ребенком больше времени. Знаю, как это сложно, времени нет совсем, но подростку сейчас это необходимо!
- Следите за своей речью, ее наполненностью и наличием в ней агрессивных или потенциально агрессивных форм и фраз.
Влияние переходного возраста на жестокость
Современные дети подросткового возраста действительно, более агрессивны. Причем у девочек трудности с регуляцией жесткости появляются раньше, в 13-14 лет. У мальчиков этот процесс начинается чуть позже, обычно в 14-16 лет.
По большей части на поведение тинейджеров влияют изменения, которые происходят в них. У подростков активно формируется личность и самосознание, меняется восприятие себя и отношение к ним со стороны общества. Они переживают гормональный всплеск. Это способствует агрессивному поведению.
На поведение подростков оказывают влияние все сферы жизни, которое их окружают: семья, детский социум, СМИ.
Но каждый подросток в одних и тех же условия ведёт себя по-разному. Это зависит от его личностных особенностей.
Особенности агрессивного поведения у подростков
Первое, что необходимо знать родителям – это теорию об агрессии. Для этого мы написали эту статью. А теперь – практика.
Чего делать с агрессивными подростками нельзя
- Игнорировать;
- Вступать в постоянные неконтролируемые конфликты в семье;
- Ставить крест на ребенке, увидев неугодные проявления личности;
- Клеймить и осуждать;
- Применять гиперопеку.
Подобные мысли могут сильно подорвать самооценку ребенка. Учитывая то, что не всегда у подростка получается контролировать свою агрессию.
При конфликтах в семье в игру вступает социальное научение, о котором мы говорили. Родители так себя ведут – значит это правильно
Что делать можно и нужно:
Обращать внимание на подростка, по возможности говорить с ним о том, что его волнует и что может вызывать агрессию;
Если произошла вспышка агрессии обсудить этот случай, поговорить о чувствах, которые испытывал ребенок;
Контролировать жестокость в самих себе;
Не разрешать, но спокойно и уверенно, проявление агрессии в свою сторону;
Не поднимать панику. То, что не нравиться родителям и кажется невероятным, часто является нормой поведения тинейджера;
Принимать ребенка, воспринимать его, как настоящего человека с чувствами;
Если не справляетесь — стоит обратиться к психологу, не дожидаясь наступления серьезных проблем
С его согласия, конечно же.
Действовать надо спокойно и уверенно. Находить причины агрессивного поведения, обсуждать с подростковом его чувства, помогать ему найти социально – приемлемые способы выражения его чувств. Так можно не только смягчать негативные вспышки, но и в целом улучшить отношения.
Интересно узнать на сколько ли подросток контролировать свои эмоции? Пройдите простой тест и получите советы психологов!
Как вести себя в экстрим-инструкция, или как работает алгоритм «Беги, прячься, бей»
В американских школах детей учат алгоритму «Беги, прячься, бей». Расскажем о нем подробнее.
-
Беги
Объясни ребенку, что если есть возможность, он должен постараться покинуть здание и убежать от стреляющего/нападающего как можно дальше. Пусть он не беспокоится о вещах. Намного важнее оказаться в безопасности и сообщить о случившемся. -
Прячься
Если не удается покинуть помещение или стрельба ведется на открытом пространстве, объясни ребенку, как найти укрытие. Им может быть что-то очень толстое и надежное — например, каменная стена или большое дерево. Прятаться в шкафу или за партой ненадежно. -
Бей
Если не получается спрятаться, нужно дать отпор нападавшему. Дети должны понимать, что если их много, а преступник один, то они могут попробовать физически обезвредить его. Для самозащиты подойдут любые тяжелые предметы. Например, огнетушитель. Действовать в этом случае нужно организованно: один старается отобрать оружие, другой — обезвредить противника.
Рекомендуем для изучения
Что делать, чтобы во время подросткового периода ребенок не пустил свою жизнь под откос
Еще почитать по теме детской агрессии:
Под защитой коллектива
У юношей ситуация иная. В классах с низким уровнем агрессии их статус не связан с поведением. Но в коллективах, где приняты издевательства, агрессивность явно добавляет «очки» молодым людям. По мнению ряда ученых, юноши воспринимают грубость как признак настоящего мачо, проявление брутальности и «крутизны».
Иными словами, молодые люди выбирают друзей в зависимости от среды. В низкоагрессивной обстановке с хулиганами особо не дружат.
С учетом этих особенностей, крайне важно неприятие агрессии в коллективе. Это блокирует ее распространение, заключают авторы статьи
* Учащиеся техникумов и колледжей были выбраны исследователями потому, что в этой среде агрессия проявляется особенно отчетливо. Они происходят из семей с относительно низким социально-экономическим статусом. Между тем, в бедных слоях общества выше уровень насилия и антисоциального поведения. Агрессивный стиль поведения, усвоенный в семье, воспроизводится подростками и среди сверстников.
См. также:
Автор текста:
Соболевская Ольга Вадимовна,
12 декабря, 2016 г.
Социология
дети
социальная психология
Подпишись на IQ.HSE
Подписаться
Лакмусовая бумажка общества
Дети реагируют на внешние угрозы только двумя известными способами – бей или беги. Спровоцировать вспышку агрессии могут совершенно непредсказуемые действия и состояния: плохая оценка в школе, ссора с друзьями, требования родителей. Агрессия – это лакмусовая бумажка нашего общества, существующих проблем, взаимоотношений между взрослыми и детьми. Дети – это материал, который впитывает то, что видит. Агрессия взрослых зеркально перекладывается на детей. Взрослым лучше наорать, нежели объяснить и пожалеть.
Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.Новости. Обсуждай новости и истории, пиши комментарии, направляй предложения в группах «Победа 31» в соцсетях , , Telegram.
Проявление враждебности у ребенка и ее причины
Подростковая агрессия в некоторых случаях может основываться на социальных признаках. То есть если в общении с молодым человеком девушка показывает агрессию, то он может это расценить, как призыв к применению физической силы.
В ходе психологического тестирования подростков были выявлены следующие виды агрессии:
- агрессия с применением физического воздействия;
- косвенная агрессия;
- агрессия при помощи воздействия вербального общения;
- негативное отношение;
- обидчивое поведение;
- недоверие.
Коррекция агрессивного поведения подростков представляет собой непростую задачу. Особенно сложно бороться с озлобленностью мальчиков, так как у них она проявляется намного больше и чаще, чем у девочек. Подростковая агрессивность в большинстве случаев зависит именно от того, что ребенок получает слишком мало любви, заботы и внимания со стороны родителей. Семья, которая живет недоверием друг к другу, взаимными оскорблениями и частыми унижениями, воспитывает социально неадаптированного ребенка. Такому школьнику очень сложно пройти период адаптации в школе, наладить общение со сверстниками. Как правило, «недолюбленный» подросток старается передать обществу агрессивную форму действия.
Форма агрессии для мальчиков и девочек имеет существенные различия. Если девочкам для собственного удовлетворения хватает применения вербальной раздражительности, то для мальчиков применение физической силы кажется нормой. Такое разделение формы агрессивного поведения для подростков начинается в переходный период (в возрасте 14-15 лет).
Заключение
Почему подростки агрессивны? Вопрос, конечно, сложный, но, возможно, прочитав эту статью, для вас стали более понятны мотивы и причины, провоцирующие на агрессию юные, мытарствующие души наших повзрослевших детей.
Эту статью мне хочется закончить небольшими рекомендациями для родителей.
- Хоть и говорится, что маленькие дети — маленькие заботы, а большие — большие проблемы, но их может практически не быть совсем, если вы будете внимательны к своим сыновьям и дочерям.
- Если вам не хватает знаний и чувствуете, что ситуация выходит из – под контроля, то не стесняйтесь читать полезную литературу и посещать психолога. Вы обязаны помочь ребенку стать достойным и счастливым человеком.
- Помните, что только в паре со своим любимым умницей — сыном или красавицей — дочкой вы можете преодолеть трудный возраст. Несмотря ни на что, продолжайте им дарить свою любовь.
Удачи и терпения!
Ваша Татьяна Кемишис
Почему так происходит?
Существует множество гипотез насчет того, откуда берется агрессивное поведение подростков.
Дискуссии и исследования о природе подростковой агрессии особенно активно ведутся в последнее время, и остается большой пласт нерешенных вопросов.
Влияет ли медиа, игры и поп-культура на агрессивность?
Очевидно, что с помощью насилия и открытой злости подростки выражают, или ищут пути выражения, личных переживаний. Подобным поведением, они неосознанно дают понять о своих внутренних конфликтах.
Или подростки с трудным детством и неблагоприятной средой воспитания. Большинство взрослых людей даже не пытаются думать о чувствах агрессивного ребенка, примитивно загоняя его в шаблон “трудного подростка”, “хулигана”. Такой ребенок достоин только наказания, а не помощи. Так с «плохим» поведением не справиться. Это провоцирует новые вспышки враждебности. В том числе и аутоагрессии.
Аутоагрессия — активность, нацеленная, осознанно или неосознанно, на причинение себе вреда в физической и психической сферах.
С точки зрения психоанализа она относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется саморазрушительным поведением. Всамообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства.