Физическая готовность к школе
С физической готовностью все более-менее ясно. К ней относятся:
- выносливость — от нее напрямую зависит работоспособность, а, следовательно, и успеваемость школьника;
- ловкость, скорость и сила — важные качества для групповых занятий, подвижных игр, досуга после уроков;
- хорошее здоровье — ребенок без хронических заболеваний, травм, особенностей физического развития лучше адаптируется к школьным нагрузкам.
Трудности со здоровьем и физические отличия не приговор, а повод искать специальную школу и педагогов, которые работают по адаптированным программам в соответствии с ФГОС и программой инклюзивного образования. Под присмотром компетентных учителей ребенок раскроет свой потенциал.
Какую роль играет самооценка?
Об одном из показателей личностной готовности – отношении к самому себе – стоит поговорить отдельно
Будущему первокласснику крайне важно иметь адекватную самооценку во избежание проблем со школьным обучением
«От самооценки ребёнка зависит многое: успешность в учёбе, общении со сверстниками, его отношение к миру и себе. Самооценка ребёнка в первом классе часто завышена. Это нормально, когда ребёнок начинает учиться в школе и в своих глазах вырастает до невиданных ранее высот. Однако встречаются и такие дети, которые ставят себя на последние ступеньки «Лестницы» (есть такая методика диагностики самооценки младших школьников). Обычно к таким детям предъявляют слишком высокие требования в семье или же часто сравнивают с более успешными детьми, – комментирует школьный психолог Александра Растопчина. – Если у ребёнка низкая самооценка, полезно положительно его оценивать, хвалить даже за малые успехи: ведь у каждого можно найти то, что действительно получается отлично».
4 Эмоции и воля: контролировать себя
Школьник с достаточной волевой готовностью умеет:
слушать и концентрировать внимание;
сдерживать свои эмоциональные порывы;
пользоваться школьными принадлежностями и поддерживать порядок на своем рабочем месте, в рюкзаке;
соблюдать принятые в классе нормы.
Как проверить. Случается, что на вопрос учителя ребенок отвечает не по существу, а выкрикивает с места что-то личное, чрезмерно волнующее его, навеянное вопросом или текстом упражнения. Получается как в стихотворении: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят».
Чтобы проверить эмоционально-волевую готовность, проиграйте с ребенком ситуации, в которые ему предстоит попадать в школе, и понаблюдайте за его поведением. Дайте задание, в котором надо четко следовать руководству. Определите время выполнения отдельных действий.
Чтобы понять, готов ли ваш малыш к школе, можно также использовать несложные проверочные тесты. Один из самых популярных — тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. В школе ее часто используют для установления контакта и первого знакомства с будущими первоклассниками.
Готов или не готов?
Что делать, если по ряду показателей школьной зрелости ребёнок не дотягивает?
«Если ребёнок не готов к школе, лучше подождать год, – уверена школьный психолог Александра Растопчина. – Да, можно научить ребёнка читать и писать, но вот отсидеть четыре урока неподвижно, внимательно слушая учителя, ему всё равно будет довольно сложно».
Если вы решили отдать ребёнка в школу даже в том случае, когда его психологическая готовность оставляет желать лучшего, психологи советуют придерживаться двух важных правил. Первое – давайте ребёнку время на отдых. После уроков – обязательно! И второе правило – проводите дополнительные занятия на развитие познавательной сферы. Старайтесь представить их как игру и занимайтесь только тогда, когда ребёнок в хорошем настроении.
Что включает в себя школьная готовность?
Подготовка ребёнка к школе – это комплексная задача, которая охватывает разные сферы жизни будущего первоклассника. Специалисты обычно отмечают пять направлений школьной готовности: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную, социально-психологическую.
Физическая готовность зависит от общего состояния здоровья малыша, его веса, роста, тонуса мышц, зрения, слуха, мелкой моторики, нервной системы. Все эти показатели должны соответствовать нормам развития детей шести-семи лет. Суть ясна — ребёнок должен выдержать многочасовую нагрузку в школе, сохранять силы, сидеть на одном месте в течение 40 минут и быть усидчивым.
Личностная и социально-психологическая готовность предполагают понимание и принятие новой социальной роли, а также соблюдение детьми общепринятых норм и правил поведения. Будущие школьники должны уметь коммуницировать, контролируя своё поведение. В личностной готовности особое место занимает мотивация, когда дошкольник стремится быть учеником. Педагоги и психологи отмечают внешние и внутренние факторы, привлекающие детей. Внешние — это атрибуты школьной жизни (портфель, учебники, тетради, ручки, ластики и т.д.), внутренние — стремление к познавательной деятельности.
Под эмоционально-волевой готовностью понимают формирование произвольности психических процессов
Это умения будущего первоклассника сознательно подчиняться правилам и требованиям, удерживать внимание на словах учителя и точно следовать его инструкциям и самостоятельно выполнять задания по образцу
Содержание интеллектуальной готовности — это не специальные и конкретные знания из разных областей, умение бегло читать, писать, считать и решать простые арифметические задачки, а в большей степени уровень развития основных психических процессов (внимания и памяти, логического и ассоциативного мышления, речи, восприятия и воображения). Хотя широкий кругозор безусловно важен, он не даёт гарантий успешной адаптации ребёнка в школе.
Социально-эмоциональная готовность
Еще один критерий, по которому оценивают готовность дошкольника, — социально-эмоциональный. Учитель начальных классов Анастасия Бондарева уверена: «От самоощущения ребенка в школе и умения принимать свои удачи и неудачи во многом зависит его учебная мотивация, увлеченность и ощущение успешности. А это, в свою очередь, влияет и на усвоение новой информации и поведение».
«Лучше пересидеть, чем не досидеть»
Неготовность к школе по социально-эмоциональному критерию, можно попробовать «подтянуть» занятиями. Но они не всегда помогают. В этом случае лучше отложить поступление в первый класс и подождать, пока ребенок «дозреет».
Чтобы дошкольнику было проще справляться с неудачами, постарайтесь объяснить и почаще напоминайте, что такое может произойти с каждым, это нормально и вовсе не так страшно, как кажется на первый взгляд. Можно привести примеры из своей жизни или попробовать вместе найти причину и придумать, как исправить ситуацию.
Обязательно хвалите ребенка за старание, даже если он выполнил упражнение неправильно. Это поможет сформировать позитивное отношение к учебе. На фото тетрадь KUMON «Учим слова и играем. Мой дом»
Если вы хотите помочь ребенку быстрее адаптироваться, постарайтесь найти контакт с учителем и прислушиваться к его рекомендациям
Также важно каждый день разговаривать с ребенком и показывать свою заинтересованность во всем, что с ним происходит
Компоненты готовности к обучению в школе
Что умеет ребёнок перед школой?
За успешную учёбу первоклассника во многом отвечают внимание, память и мышление. Именно благодаря развитой произвольности психических функций школьник осознаёт необходимость подчинения правилам, старается выполнить предъявленные ему требования, внимательно слушает и делает задания
Вот пятнадцать умений, свидетельствующих о должном уровне развития внимания, памяти и мышления у будущего первоклассника:
-
Ребёнок способен выполнить задание от начала до конца, не отвлекаясь.
-
Находит 10 отличий между картинками.
-
Выделяет одинаковые предметы из ряда похожих.
-
Находит подходящий фрагмент картинки.
-
Проходит лабиринты из линий, не следуя пальцем, а в уме.
-
За 30 секунд запоминает до 9 предметов (разложенных на столе или нарисованных).
-
Из 10 названных ему слов запоминает и повторяет как минимум пять.
-
Повторяет по памяти фразы, произнесённые дважды.
-
Запоминает ряд из 6 цифр.
-
Может запомнить картинку и по памяти ответить на вопросы по ней.
-
Без труда подбирает логические пары предметов.
-
Находит закономерности в логических цепочках.
-
Определяет последовательность событий.
-
Складывает картинку из 15 частей.
-
Умеет обобщать.
Оценить готовность своего ребёнка родители могут, пройдя тест на нашем сайте.
Он разработан для дошкольников разного возраста, пройдя его вместе с ребёнком (но не вместо него!), вы сможете самостоятельно проверить уровень готовности малыша к школе и отметить у него формирование необходимых навыков.
Умение регулировать свое поведение
Ребенок готов к школе, если он умеет регулировать свое поведение.
- Если он способен сорок минут высидеть на одном месте.
- Не вскакивать с места без разрешения взрослого, не выбегать из класса, если чем-то недоволен.Пример из практики:
- В моем классе был мальчик Ваня. Ваня убегал. Обижался и убегал. Потому что спросила я не его, а другого ребенка. Потому что сделала ему замечание.
- В первый раз я попала в ситуацию сложного выбора: бежать ловить Ваню по школе означало оставить без присмотра в классе двадцать других малышей. Во второй раз я заранее на всякий случай заперла дверь кабинета. Ваня не смог открыть и стал в истерике биться головой о дверь…
- А вот Леночка не убегала. Леночка, когда ей не нравилось какое-либо задание, залезала под парту. И Ваня, и Лена пошли в школу в шесть лет. «Почти в семь», — посчитали родители, потому что в ноябре и декабре детям исполнилось по семь лет.
По уровню психологической готовности лучше было бы подождать еще год. Да, есть дети, которые в «почти семь» уже обладают необходимым уровнем саморегуляции поведения. Но ориентироваться нужно не на них, не на статистическое большинство, не на советы знакомых, а на собственного ребенка и его возможности.
Компоненты психологической готовности к школе
Рассматривая школьную зрелость как комплексное понятие, психологи выделяют три составляющие: личностную готовность ребёнка к школе, волевую и интеллектуальную. «Первоклассники сталкиваются с разными проблемами, – поясняет школьный психолог Александра Николаевна Растопчина. – Например, одни дети могут отставать в социальном плане: им трудно подчиняться правилам урока, у них беспокойное поведение
Другие – в интеллектуальном: не могут удержать внимание, не понимают основных понятий»
В этом случае многое зависит от педагога: если учитель находит подход к ребёнку, то постепенно ситуация выравнивается
А ещё не менее важно, по какой программе ведётся преподавание в начальной школе. Если программа, как образовательная система «Начальная школа XXI века», учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, делает процесс обучения не только познавательным, но и интересным, то уже с первых школьных дней будет заложена прочная основа будущих образовательных успехов ребёнка
Расскажем подробнее о каждом из компонентов школьной зрелости.
Личностная готовность ребёнка к школе подразумевает прежде всего самостоятельность, способность к самоорганизации, тягу к знаниям. Статус школьника – новый для ребёнка, он означает новые правила и обязанности. Первокласснику приходится учиться соблюдать школьный распорядок, без опозданий приходить на занятия, адекватно вести себя на уроках. Он совершенствует навык общения со сверстниками, учится относиться к ним как к партнёрам и выстраивать отношения
Личностная готовность включает и эмоциональную: важно, чтобы первоклассник позитивно относился к самому себе, одноклассникам и учителям, проявлял эмпатию.
Волевая готовность к школе выражается в способности ребёнка управлять собой, делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что требуется. Для ребёнка, собирающегося в первый класс, важен уровень так называемого произвольного поведения – сознательно контролируемого поведения с определённой целью
То есть ребёнок должен соблюдать дисциплину, внимать учителю, выполнять задания, уметь работать по правилам и по образцу.
Интеллектуальную готовность к школе ещё называют интеллектуальной зрелостью
Развитые внимание, память, мышление важны для будущего первоклассника. Должен быть развит и фонематический слух, то есть способность слышать и различать все звуки речи
Именно благодаря развитому фонематическому слуху ребёнок может отличать «мишку» от «мышки», «дом» и «том», верно строить фразы и предложения, согласовывать падежные окончания, число и род разных частей речи, а также грамотно писать. Развитый фонематический слух необходим для успешного освоения школьной программы.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность ребенка к школе — один из показателей общей готовности и заключается как в кругозоре и запасе конкретных знаний, так и в понимании основных закономерностей. Ребёнок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.
Это тот минимум, который необходим к школе. Многие родители и педагоги не без оснований считают, что интеллектуальная готовность не должна предполагать наличие у ребёнка каких-то определённых навыков, например, умения решать в уме примеры до 20 или 100
Важно именно общее развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления
Психологическая готовность
Многие дети дошкольного возраста быстро устают, начинают отвлекаться, смотреть по сторонам и искать более интересные для них занятия. Чтобы такого не происходило в школе, необходимо научить ребенка сосредотачиваться на задаче, контролировать положение тела и управлять собой, своими эмоциями и поведением.
Если школьник не может усидеть на месте, невнимательно слушает или поддается эмоциям, ему будет сложно следить за тем, что говорит учитель, и выполнять задания.
Еще очень важно развивать навык ориентации в пространстве и работать над мелкой и крупной моторикой — все это залог хорошего чтения и письма. Тетрадь KUMON «Пространственное мышление» научит ориентироваться в пространстве и представлять предметы с разных точек зрения
Тетрадь KUMON «Пространственное мышление» научит ориентироваться в пространстве и представлять предметы с разных точек зрения.
«Через моторику можно „выходить“ на развитие других высших психических функций: мышления, памяти, речи и внимания», — объясняет нейропсихолог Екатерина Петренко.
Упражнения и игры
Попробуйте такое упражнение: попросите ребенка что-то рассказывать, спеть песню или решить пример, находясь в движении. Можно подключить нейроскакалку или встать на балансир и в это время тренировать устный счет, учить стихотворения и словарные слова или играть в «Съедобное-несъедобное».
Для развития памяти подойдут игры типа Memory или «Найди отличия». Еще можно выложить на столе предметы, затем спрятать один и попросить ребенка вспомнить, чего не хватает
Такие задания помогают задействовать не только память, но и внимание. Поиск одинаковых предметов также способствует развитию навыков концентрации и внимания
На фото — тетрадь KUMON «Найди пару. Транспорт».
Для развития мышления хорошо работают игры на классификацию: когда мы просим ребенка сгруппировать разные картинки по какому-то крупному признаку. Например, мебель, транспорт, фрукты, игрушки и так далее.
Работа со специалистом
Цель любой подготовки — сделать так, чтобы ребенок хотел идти в школу, и ему там было легко и интересно. Поэтому, если у вас есть сомнения по поводу психологической готовности ребенка к школе — возможно, стоит пройти диагностику у нейропсихолога. В идеале сделать это за год до школы, чтобы успеть скорректировать нарушения.
3 Интеллект: уметь учиться
На интеллекте базируется успеваемость в обучении. Ниже семь основных характеристик.
1. Дифференцированное восприятие. Ребенок может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета.
2
Развитое внимание. Ребенок способен работать не отвлекаясь в течение 10 минут, а также переключать внимание с одного вида деятельности на другой
3. Развитое наглядно-образное мышление. Ребенок собирает мозаику-картинку из 6–8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, ориентируется на плане комнаты.
4. Аналитическое мышление. Может перечислить различные свойства предметов, выделить из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия — мебель, молочные продукты, водный транспорт; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ.
5. Развитое непосредственное запоминание. При трехкратном повторении 10 слов ребенок запоминает не меньше 7; может воспроизвести стихотворение из 4–8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6–7 простых картинок из показанных 9-ти.
6. Логическое запоминание. Ребенок запоминает 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу.
7. Развитое воображение и творческое мышление. Ребенок может превратить геометрическую фигуру в предмет или животное, дорисовав линии в соответствии со своей фантазией.
Обобщим: хорошо развитая устная речь, стремление к чтению книг, запоминанию стихов, умение пересказывать смысл прочитанного, умение проводить логические связи между предметами, устанавливать причинно-следственные связи, отделение главного от второстепенного, любознательность — основные показатели интеллектуальной готовности.
Навык выполнять не только интересные, но и скучные задачи
Ребенок готов к школе, если он может выполнять не только интересные задания, но и скучные, рутинные, например писать одинаковые крючочки до конца строки.
В традиционной школе преимущественно работает простое правило: «Хочу не хочу — пишу и молчу». Ребенок учится делать то, что в данный момент не хочется, но надо. Кстати, нужный навык по жизни. «Нельзя» и «надо» нужны ребенку для формирования собственной воли: «Мне это надо. А вот это делать нельзя».
Сначала ребенок учится регулировать свое поведение под влиянием внешних ограничений, потом образ ограничивающего взрослого впечатывается в память и становится «внутренним» взрослым. Впоследствии этот «внутренний» взрослый будет говорить: «Тебе надо сейчас сделать это».
Если по критериям ваш ребенок «созрел» для учебы, самое время прочесть книгу Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы»», которая расскажет, как пережить «школьные годы чудесные».
Умение видеть учебную задачу
Ребенок готов к школе, если в предложенной задаче он может отличить важное от неважного. В задаче про маму, у которой было пять яблок и три из них она раздала, важно количество, цвет яблок не важен
Взрослым это кажется очевидным, а дети могут мыслить иначе
В задаче про маму, у которой было пять яблок и три из них она раздала, важно количество, цвет яблок не важен. Взрослым это кажется очевидным, а дети могут мыслить иначе
Пример из практики:
- Работаем с первоклашками, выполняем задание в тетрадях по информатике. Решали логическую задачку, где через рассуждения из условия нужно было понять, каким цветом какой предмет раскрасить. Туфли — красным. Платье — зеленым. Вероника все красит зеленым.
- «Почему?» — спрашиваю. «Потому что красные туфли к зеленому платью не подходят!» Ответ логичен, но условие проигнорировано: то, что нужно подобрать комплект, девочка сама придумала. Это не нестандартное решение, как может показаться. Это непонимание учебной за дачи.