Как гаджеты влияют на развитие и здоровье ребёнка

Насколько гаджеты вредны детям? вот что говорят последние исследования

Как детям пользоваться смартфоном

Выбирайте детский контент, который подходит по возрасту. Следите за ребёнком, что он смотрит, во что играет и что делает. При разумном подходе гаджеты принесут пользу. Включайте малышу интерактивные развлечения, развивающие игры и приложения. Сократите объем развлекательных видео и игр, исключите насилие и негативный контент. Не оставляйте надолго кроху наедине с гаджетами.

Пользуйтесь планшетом вместе с детьми — рисуйте, выполняйте задания, играйте. Не выбирайте приложения с часто сменяющимися изображениями и яркими, неестественными цветами. Это отрицательно влияет на психику и зрение. Малыш становится возбужденным, капризным и агрессивным. Глаза быстрее устают.

Чтобы не навредить зрению, уменьшите яркость экрана и держите гаджет на расстоянии минимум 40 сантиметров. Не давайте играть в темноте и делайте гимнастику для глаз, старайтесь использовать естественное освещение. Чередуйте занятия на планшете с физической активностью. Делайте зарядку или гимнастику, играйте в активные игры каждые 20-30 минут.

Не давайте гаджеты перед сном. Устанавливайте четкий лимит времени и контролируйте малыша. Не давайте телефон, если малыш устроил истерику, если нужно чем-то занять детей. В первом случае, это скоро превратиться в манипуляции родителями. А во-втором отдавайте предпочтение играм на улице, рисованию, лепке, активным и развивающим занятиям.

Не используйте гаджеты для компенсации нехватки родительского внимания. И сами реже пользуйтесь телефоном при малыше. Помните, что вы — главный пример для детей. Выполняйте эти несложные рекомендации, и сможете снизить вред смартфонов и другой техники.

А может и плюс…

Те родители, которые видят в пользовании девайсами преимущественно плюсы, утверждают, что цифровые гаджеты – это возможность всесторонне развиваться.

Конечно, никто из них не стремиться к тому, чтобы дети просиживали по 24 часа за компьютером либо телефоном, но склоняются к тому, что даже дошколята просто обязаны знать, как включить компьютер и запустить нужную программу, не говоря уже о том, как позвонить маме или папе, умело пользуясь бескнопочным смартфоном.

Согласна, что множество развивающих программ (а не простых стрелялок-догонялок, тупо отнимающих время) сегодня позволяют ребёнка подготовить к школе, не выходя из дома. И читать, и считать научат, и логику разовьют, и память потренируют. Особенно хороши компьютерные программки для изучения иностранных языков, в которых звук соединяется с изображением.

И в этом от пользования гаджетами большой плюс. Даже школа сегодня просто обязывает нас идти в ногу со временем, требуя доклады в печатном виде, презентации в форме слайдов, оценки в электронном варианте.

Плюсом можно считать и способ ненадолго занять ребёнка, когда под рукой ну просто нет ничего. Например, в поликлинике, в магазине, в транспорте. Главное, чтобы это не вошло в привычку и не стало постоянным желанием родителей отпихнуться от детей, чтобы они не мешали.

Увы, многие не радеющие за здоровье своего поколения мамы и папы готовы уже маленьким двух-трёхлеткам всучить потрёпанный гаджет, ибо «не жалко, если сломает», чтобы на час-два-три не видеть и не слышать слегка поднадоевшее, без дела болтающееся по квартире чадо.

Вызывает ли гаджет зависимость у детей?

отец пытается оттащить сына от экрана ноутбука

  • Даже если вы не читали исследований ученых на тему развития зависимости к электронным девайсам у взрослых и детей, посмотрите вокруг. В кафе, парках, по улицам идут или сидят представители разных поколений с гаджетами в руках. Там на экранах пролетает их жизнь, кипят эмоции, пульсирует время
  • Мы думаем, что контролируем процесс, что способны отвлечься в любое мгновение, отложить девайс, переключиться. Только это не всегда получается. Спросите любого человека, подверженного влиянию вредной привычки или психически больного, ощущает ли он себя таким. 100% каждый ответит отрицательно. Просто нам без внешней помощи не выбраться из этого болота, или зависимости
  • А дети, в силу природной склонности к подражанию, копируют наше поведение, считывают эмоции и подсознательные желания. С той лишь разницей, что их разум пока не пробужден и они не способны осознать возможный вред, в том числе от своего пристрастия к виртуальной реальности

Как отучить ребенка от гаджетов?

У родителей возникает закономерный вопрос как отучить ребенка от гаджетов, когда он перестает реагировать адекватно на просьбы и призывы оторваться от них. Хотя все больше взрослых осознают вредное влияние современных девайсов на психику и развитие детей в целом. Потому осознанно предпринимают шаги к возвращению своих крох в реальность. Это могут быть:

  • ограничение времени на игры с гаджетами
  • разнообразие досуга ребенка подвижными и/или творческими занятиями
  • полный отказ от развлечений из девайсов, в том числе и самыми родителями
  • проведение более плодотворно совместного времени, качественное общение детей и родителей
  • в запущенных ситуациях применяются походы к психоаналитику

Как помочь ребёнку справиться с зависимостью от телефона, если она есть

Прежде чем доверить ребёнку использование телефона, родителям необходимо объяснить ему, как и сколько времени он может проводить в гаджете. Вот несколько стратегий, которые могут помочь.

Установите таймер или приложение для контроля. Попросите ребёнка установить таймер на телефоне или другом устройстве на определённое количество часов. Это поможет ему самостоятельно контролировать своё время в гаджете.

Создайте правила использования гаджетов. Определите время, которое ребёнок может проводить в телефоне за день, исходя из возраста и потребностей. И часы, когда использовать его строго запрещается. Например, перед сном.

Спросите себя «Зачем я это делаю?». Навык саморефлексии поможет ребёнку осознать своё поведение.

Отвлекайте от гаджетов. Проводите время с ребёнком, занимаясь увлечениями, которые помогут отвлечь от гаджетов и будут препятствовать их использованию. Предложите альтернативы. Например, физические игры, чтение книг или другие увлекательные занятия.

Покажите правильный пример

Ребёнок должен видеть, как важно оставлять технологии в стороне и наслаждаться другими делами.

Создайте безопасную среду. Установите блокировку от нежелательных контактов и защитные возможности на избранные приложения в телефоне ребёнка, а также ограничьте доступ к нежелательной информации и контенту.

Поощряйте хорошие привычки

Например, когда он соблюдает правила использования гаджетов и ведёт здоровый образ жизни, разрешайте пользоваться устройствами на 1 час больше.

Если время в телефоне никак не контролировать, у ребёнка может возникнуть зависимость. У подростков этот риск несколько выше. Некоторые признаки зависимости могут включать в себя постоянное желание проверять социальные сети, нежелание проводить время с друзьями и семьёй в реальной жизни, а также отказ от важных дел или занятий в пользу гаджетов.

Избавиться от зависимости не так легко — это длительный процесс, который требует времени. Главное — проявлять терпение и настойчивость, переходить от одного этапа к другому постепенно и последовательно.

Как отучить ребенка от телефонной зависимости?

Что делать, если у детей телефонная зависимость? Конечно же, общаться.

В процессе борьбы с телефонной зависимостью ребенка важно проявить психологически грамотный и при этом терпеливый подход, предполагающий:

  • доверительную беседу с ребенком;

  • распределение свободного времени;

  • личный положительный пример;

  • пояснение пользы и представление ребенку возможностей полезного использования сети и гаджетов.

Важно своевременно указать на признаки зависимости и обратить внимание ребенка на существующие трудности, устанавливая правила, среди которых могут быть:

  • ограничение использования технических средств во время приема пищи;

  • определение временных границ начала и окончания использования гаджетов;

  • определение мест, где нельзя использовать какие-либо устройства;

  • соблюдение правил этикета (не смотреть в экран во время разговора и пр.).

Отличным помощником в отслеживании соблюдения таких правил может стать приложение родительского контроля, по типу UniSafe Kids.

Как использовать смартфон в классе

Существует множество цифровых игровых решений, которые можно использовать на уроках. Например, Wordwall. Это инструмент для создания групп или коллекций слов, объединённых одной темой. Обычно им пользуются учителя иностранных языков, но можно использовать «стены слов» и в других предметах: литературе, изучении окружающего мира, истории и так далее.

В России существует большой проект «Урок цифры», созданный «Лабораторией Касперского» для повышения цифровой грамотности школьников и популяризации цифровых профессий. В проекте более 20 готовых уроков на темы, связанные с цифровизацией:

  • безопасность в интернете,
  • цифровая музыка/искусство,
  • разработка игр и приложений,
  • беспилотный транспорт и так далее.

Все их можно проходить в классе с помощью смартфонов, это увлекательно и полезно.


Фото: Lithiumphoto / Shutterstock

Гаджеты в школах

В мировой практике дети давно пользуются гаджетами в процессе обучения. Они ищут информацию, работают с видео, смотрят презентации, обсуждают задания в чатах. Теорию можно изучить дома, а на уроке выполнять практические упражнения. В период болезни школьники не пропускают материал. Да и учиться детям с использованием смартфона гораздо интереснее.

По мнению многих экспертов, стандартное изучение материала в школе устарело. От школьников требуют навыки, которые не пригодятся из-за ускоренного технологического прогресса. В некоторых школах уже ввели электронные дневники, даже родители общаются и решают вопросы в общих чатах. Это делает процессы удобными, эффективными и быстрыми.

В то же время, собственные смартфоны и планшеты мешают детям заниматься. Они отвлекают — школьники не могут сосредоточиться на уроках. Поэтому многие учебные заведения вводят запреты на использование телефонов. Гаджеты, например, складывают перед уроком в специальную коробку. А после занятия телефон можно взять обратно.

Отметим, что российские школы и сами ученики не готовы полностью переходить на подобное обучение. Как показывает практика, дети используют гаджеты для развлечения, а не для обучения. Трудно проконтролировать, чем школьник занимается в смартфоне. Он может параллельно с просмотром обучающего видео переписываться или играть.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Есть ли смысл контролировать время ребенка, которое он проводит в гаджетах?

Детский психолог Екатерина Мурашова провела небольшое исследование на эту тему и получила интересные результаты. Семьи, принимавшие участие в исследовании, были поделены на три группы, в зависимости от позиции родителей:

Первая группа: родители четко назначают и контролируют время использования гаджетов ребенком.

Вторая группа: договоренность о времени есть, но строго не придерживаются.

Третья группа: ребенок пользуется гаджетами, сколько захочет — контроль отсутствует.

Затем родителям было предложено подсчитать, сколько времени ребенок использует гаджет (компьютер) в реальности. Такое же задание было дано и самим детям: зафиксировать реальное времяпрепровождение в киберпространстве. В итоге оказалось, что дети из всех групп «сидят» в гаджетах примерно одинаково — 21-24 часа в неделю. Как такое могло случится? Как дети из семей, где нахождение в гаджетах контролируется, например, час в день, смогли «добрать» остальное время? Психолог спросила об этом самих детей. Ответы были такими: «играл на продленке», «дал планшет старший брат», «утащил смартфон и „сидел“ в интернете всю ночь», «мама замоталась и забыла выключить компьютер».

Я бы еще добавила: «играл во время прогулки с друзьями». Иногда вижу детей, сидящих на детской площадке с телефонами в руках. Здесь нет контроля. А пока его нет, надо ловить момент. Я знаю семью, где сына на все каникулы отправляли на дачу к бабушке, чтобы отвлечь от гаджетов. Родители радовались: целый день катается на велосипеде. Потом выяснилось, что сын уезжал к дороге, ведущей в город, садился на остановке и целый день «рубился» в игры на телефоне.

Оказалось, что «бесконтрольные» дети из третьей группы играют меньше всех. Чаще серфят и общаются. Игры на первом месте у детей из первой группы со строгим контролем. Вот что пишет об этом Екатерина Мурашова: «Для третьей группы все это скорее путешествие в новый мир и новые встречи. Для первой — преимущественно игра. Для второй — приключение и возможность пообщаться с теми, кто тебя понимает».

Как гаджеты формируют особенности восприятия у детей поколения Z

Фотограф: Nathan Dumlao

В мире, где цифровые технологии становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неудивительно, что они оказывают глубокое влияние на развитие детей поколения Z. Гаджеты, такие как смартфоны, планшеты и компьютеры, становятся своего рода окном в удивительный мир знаний и развлечений, но как они формируют особенности восприятия у маленьких пользователей?

Важно понимать, что гаджеты могут играть как положительную, так и отрицательную роль в развитии ребенка. Одним из ключевых моментов положительного воздействия является доступ к образовательным ресурсам

Современные приложения и игры помогают детям учиться, развивать логическое мышление и творческие способности. Таким образом, гаджеты становятся мощным инструментом в руках родителей и педагогов для стимулирования интереса к обучению

Одним из ключевых моментов положительного воздействия является доступ к образовательным ресурсам. Современные приложения и игры помогают детям учиться, развивать логическое мышление и творческие способности. Таким образом, гаджеты становятся мощным инструментом в руках родителей и педагогов для стимулирования интереса к обучению.

Однако, как и с любым инструментом, здесь важна мера. Перебор во времени, проведенном перед экраном, может привести к негативным последствиям. Поэтому родители должны следить за тем, чтобы гаджеты не вытесняли из жизни ребенка другие важные компоненты, такие как физическая активность и общение с реальными людьми.

Одним из интересных аспектов воздействия гаджетов на восприятие у детей является формирование цифровой грамотности. Современные дети, будучи активными пользователями гаджетов с самого младшего возраста, развивают уникальные навыки в области работы с информацией. Они легко осваивают новые технологии, критически оценивают информацию и быстро адаптируются к изменениям.

Важно понимать, что гаджеты могут быть источником вдохновения для детей. Многие молодые таланты в области программирования, дизайна и контента начинали свой путь именно с интереса к технологиям

Гаджеты становятся не только средством развлечения, но и площадкой для самовыражения и творчества.

Положительные стороны

В то же время, есть и «плюсы» общения детей с современными мобильными устройствами и компьютером:

  • Возможность всестороннего развития чада при условии тщательного контроля со стороны родителей. Это не значит, что с первого года жизни кроху стоит знакомить с гаджетами. Этот навык эму понадобиться с семи лет. Современные школьники 7-10 лет умеют включать ноутбук, компьютер или планшет и запускать на нем нужную для обучения или приобретения новых знаний программу. Главное, чтобы родители могли присутствовать рядом с детьми в это время, чтобы ненавязчиво помогать и одновременно контролировать процесс.
  • Возможность ненадолго занять чадо в условиях длительного ожидания. Все знают, что детки плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т.д. В таких ситуациях не всегда увлекательные игрушки или бумага с карандашами оказываются под рукой. Другое дело – смартфон или планшет, который может минут на 10-15 отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться со своими детьми, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями.

Как можно увидеть, положительные стороны общения с гаджетами тоже имеются. Однако чтобы не допустить привыкания к миру виртуальных путешествий и попыток манипулировать со стороны чад, лучше контролировать время препровождения у мониторов компьютеров и планшетов.

Предпосылки развития зависимости. Что не так делают родители?

fizkes/Shutterstock.com

Зачастую нас, родителей, устраивает то, что ребёнок сидит в планшете или телефоне. Бывают ситуации, когда гораздо проще дать в руки ребёнка гаджет, чем развлекать самостоятельно. И если эта ситуация повторяется из раза в раз, то ребёнок считывает информацию: «Виртуальная жизнь важнее реальной!»

Давайте попробуем разобраться, какие ошибки допускают родители и тем самым провоцируют развитие детской или подростковой гаджет-зависимости.

Отсутствие разнообразного досуга

Если после школы ребёнок предоставлен сам себе и вся его жизнь сводится к однообразному маршруту «школа-дом-уроки», у него нет никаких увлечений, кружков, спорта, то не следует удивляться тому, что он ищет новые эмоции в телефоне или планшете.

Отсутствие общения

Современным родителям приходится ежедневно решать много вопросов. И когда уставшие они приходят домой, то времени на общение с ребёнком остаётся мало. Первое, что слышит ребёнок, — это дежурные фразы: «Что получил?», «Как дела в школе?». Это не способствует развитию диалога.

Собственный пример

Если вы сами постоянно сидите в гаджетах, то вам не удастся убедить ребёнка пользоваться ими меньше. Дети копируют взрослых и отражают наше поведение.

Запреты

Иногда родители видят выход из ситуации в установке паролей на компьютере или запрете пользоваться телефоном. Такое поведение мам и пап может только усугубить ситуацию, вызвать протест и агрессивное поведение.

Провоцирует ли Интернет агрессию

Воспитатели особое внимание уделяли подросткам из группы риска, имея в виду нарушение социальной адаптации. Такие дети злословят и кричат

Хулиганство и даже хамство стало для них привычным. Однако формы проявления грубости со временем меняются. Теперь агрессия наблюдается в Интернете. Имеют место также околокриминальные тенденции, поэтому интернет-среда претерпела изменения.

Психологи наблюдают за происходящими в обществе событиями. Жители Москвы были потрясены серией массовых драк. Подростки собирались группами. Детей отличали шарфы в сочетании с балаклавами. Нападение на отдельных ребят происходило неожиданно, причем, оставались тайной причины такого поведения. Компания быстро исчезала, не объясняя мотивов своих действий. За короткий период времени произошло до 15-ти нападений.

Специалисты анализировали данные эпизоды и пришли к выводу о том, что правонарушения произошли не случайно. В цепи событий просматривалась система. Оскорбление по скайпу заканчивалось сбором большого количества подростков – околофутбольных болельщиков. Обидчика наказывали жестоко. Сформировались определённые правила. В качестве платы за «услугу» обиженный становился обязанным, поэтому при обращении принимал участие в подобных набегах.

Организация круговой поруки происходила с помощью Интернета. Когда раскрыли существующую систему, поняли принцип её существования. В конфликт двух детей втягивались, по сути, чужие люди. Из этого специалисты сделали вывод о возможности организации небезопасных массовых акций. Они стали возможными благодаря Всемирной сети. Поэтому у психологов появилась пища для размышлений.

Минусы использования гаджетов

  • Развивающий эффект имеет односторонний характер. Имеется в виду то, что для маленького ребенка недостаточно только видеть изучаемый предмет, из-за этого информация становится недостаточной и однобокой. К примеру, для того, чтобы осознать, что мяч круглый, недостаточно видеть его изображение, так как должны быть задействованы все органы восприятия, в том числе и органы осязания. Мяч нужно не только видеть, но и трогать, ощущая руками все его грани. Именно тогда малыш запомнит форму предмета и информация будет освоена в полной мере.
  • Вред для здоровья организма. Длительное времяпровождение возле гаджетов приводит к тому, что у него уже через месяц начинает слабеть зрение. То есть если малыш больше 20 минут в день смотрит мультики или играет в игры, это негативно сказывается на остроту его зрения. Негативное влияние гаджетов на здоровье проявляется и в том, что проводя много времени перед компьютером или планшетом дети меньше двигаются и как следствие, у них может появиться лишний вес. Проблемы с осанкой, в том числе искривление позвоночника становятся последствием того, что ребенок, пользуясь электронными устройствами, часто сутулится.
  • Отсутствие творческого развития. Игры в гаджетах кажутся очень яркими, но на самом деле они снижают творческую активность, так как возможности малыша ограничены установленными опциями. Для полноценного развития ребенок должен работать с настоящими материалами — клеить, рисовать и комбинировать.
  • Сосредоточение на виртуальном мире. Такая губительная для психики ребенка трансформация происходит в случае, если малыш очень много времени проводит за гаджетами. Он отдает преимущество яркому виртуальному миру, в котором он может играть любую роль и практически выпадает из реального мира, ограничивая свое общение и взаимодействие с близкими людьми.
  • Развитие психических расстройств. Если ребенок отдает преимущество играм, в которых много крови или смотрит по гаджетам фильмы ужасов, могут начаться проблемы с психикой.

Если ребенка все сложнее отвлечь от игровых электронных устройств, у него начинает формироваться компьютерная зависимость.

Ее признаки проявляются в следующем:

  • Реальная жизнь не представляет интереса для малыша, он не хочет играть в игрушки и избегает игр с другими детьми.
  • Отношения с отцом и матерью становятся для ребенка второстепенными, совместного времяпровождения становится все меньше, вместо этого малыш пользуется планшетом и компьютером.
  • Запрет или ограничение пользования гаджетами приводят к истерике или бурным эмоциям.

Примеры умных гаджетов

Сегодня есть много видов таких изделий. Они используются практически во всех сферах жизни. В качестве примеров стоит привести следующие разновидности:

  1. спортивные – многие современные люди пользуются умными часами и фитнес-браслетами;
  2. для развлечений – одним из наиболее распространенных примеров считаются очки виртуальной реальности;
  3. медицинские – к ним относятся экоскелеты, электронные пластыри.

К наиболее распространенным устройствам стоит отнести следующее:

  • клавиатура;
  • фитнес-браслет;
  • мышь;
  • колонки;
  • наушники.

Зачем нужны гаджеты

Функция этих приспособлений может показаться слишком утилитарной, поскольку ограничивается рамками конкретных задач. Так, телефон покупают для совершения звонков, навигатор – для прокладывания маршрута, а плеер – для прослушивания музыки. Однако в современном обществе на передний план часто выходит социальная составляющая.

Многие гаджеты представляют собой ее порождение. Потому они используются как символ социального статуса. В качестве примера стоит привести Iphone от Apple.

Где применяются гаджеты

Такие устройства нашли широкое применение в различных сферах жизни. К примеру, в спорте используются умные часы и фитнес-браслеты, а в медицине – электронные пластыри.

Также существуют виджеты – небольшие приложения, которые предоставляют дополнительные сведения о погоде или курсе валют. К типичным примерам таких мини-приложений относят Google Gadgets. Также существуют мини-приложения для боковой панели ОС Windows Vista.

Если контроль бесполезен, и даже вреден, что тогда делать?

  • Не предлагайте ребенку гаджет в дошкольном возрасте, чтобы отвлечь, развлечь, успокоить. Если малыш плачет, лучше обнять и позволить пережить ему боль/страх/обиду, чем сунуть в руки смартфон. С ним он, действительно, успокоится быстрее. Вернее, отвлечется от неприятного чувства, так и не научившись проживать его. В дошкольном возрасте велико влияние родителей. Малыш копирует вас. Он хочет быть похожим на маму и папу. Пользуйтесь этим. Посмотрите на себя: за какими занятиями он вас видит чаще всего? Постарайтесь ограничить свое времяпрепровождение в телефоне/компьютере при ребенке.
  • В школьном возрасте уже сложнее. Сверстники обсуждают игры, приносят в школу гаджеты. Отправить ребенка с кнопочным телефоном, конечно, можно, но есть опасность появления ярлыка «белая ворона». Как альтернатива — наручные часы, по которым можно звонить и принимать звонки. Но опять же, есть отрицательный фактор: заглядывание в чужие телефоны, выпрашивания «дай поиграть».
  • Затяните ребенка в реальный мир. Покажите ему, что здесь тоже интересно. Выберете альтернативные занятия: кружки, походы, прогулки, поездки, совместные занятия. Помните, раньше мы не боялись выходить из дома без телефона? Неужели сейчас поехать на рыбалку без него стало настолько опасным?
  • Работайте над установлением близких отношений, чтобы у ребенка не было желания уйти в виртуальный мир с головой. Что сильнее контроля? Быть рядом, откликаться, когда сын или дочь приглашают вас в свое личное пространство. А не так:
    • — Мама, я хочу показать тебе, мою новую игру. Я там подвал построил и у меня там ящики разные, а в них…
    • — Не хочу я знать ничего о твоих играх! Погулял бы лучше.

Следующего раза может ведь и не быть. Кроме того, у ребенка не должно быть ощущения, что рассказывать что-то родителям опасно. Если контроль ничего не решает, то возможность советоваться с вами, просить о помощи обезопасит вашего ребенка. Это становится особенно актуально в подростковом возрасте, когда кажется, что «никто меня не понимает» и «весь мир против меня».

Влияние гаджетов на человека ещё мало изучено. Мы не знаем, куда приведут новые технологии наших детей. Известно только, что каждое следующее поколение тянется вперед — к новому. Вы, как родитель, можете сделать многое: если не удержать, то направить. Но если вы чувствуете, что увлечение гаджетами мешает развитию ребенка, он замкнут, агрессивен, или не получается установить с ним контакт, лучше обратиться к психологу. Специалист также поможет снять собственную тревожность. Иногда родитель приходит с запросом «измените мне ребенка», а в процессе консультации понимает, что требуется работа над собой. Работая над собой, вы неизбежно сделаете вклад в детско-родительские отношения. Ибо меняетесь вы — меняются и люди вокруг вас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: