Консультация логопеда «воспитателям доу о речевом заболевании детей: ринолалия»

Ринолалия

5. Два периода коррекционной работы при ринолалии

Основное значение дооперационного периода — развития базы для формирования правильной речи. Данный
период очень важен в логопедической работе. При осуществлении дооперационной
работы после операции значительно быстрее восстанавливаются все
приобретенные до нее навыки и быстрее заживают послеоперационные рубцы.

В послеоперационный период успешность логопедической работы в немалой степени определяется тем, как
она проводилась в дооперационный период. Эффективность зависит от качества
хирургической операции и от анатомического и функционального состояния
речевого аппарата.

Основные направления работы Дооперационный период Послеоперационный период
Формирование небно-глоточного смыкания Активизация мышц глоточного кольца, подготовка сегментов мягкого неба к вело-фарингеальному (небно-глоточному) смыканию Формирование полноценного небно-глоточного смыкания, развитие подвижности мягкого неба, массаж рубцов твердого и мягкого неба
Работа над физиологическим дыханием Постановка физиологического дыхания (диафрагмально-реберного) Коррекция и автоматизация физиологического дыхания
Формирование ротового выдоха

Постановка ротового выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха

Овладение направленной воздушной струей для выработки навыков фонационного дыхания
Совершенствование артикуляционной моторики Активизация артикуляционного аппарата, придание языку правильного положения Совершенствование подвижности артикуляционного аппарата
Борьба с патологическими компенсаторными привычками Устранение патологических компенсаторных привычек, борьба с излишними движениями лицевых мышц

Развитие фонематического слуха Развитие слухового внимания и фонематического слуха Совершенствование фонематического слуха и дифференциация смешиваемых правильно произносимых звуков (развитие речеслуховых дифференцировок)
Исправление неправильного звукопроизношения Постановка и автоматизация доступных звуков Освоение произношения гласных без носового оттенка, постановка правильного произношения согласных, полная автоматизация новых навыков
Работа над голосом Развитие модуляции голоса Устранение ринофонии (назальности), нарушений силы и высоты голоса

С детьми с фонетико-фонематическими нарушениями проводится дополнительная
работа по развитию фонематического восприятия, формированию навыка звукового
анализа и синтеза.

Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, помимо
вышеперечисленного включает развитие лексико-грамматического строя речи.

Далее:6. Развитие полноценного небно-глоточного Вверх:Глава 4. Система коррекционной Назад:4. Сроки хирургического вмешательства

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
12.09.2008

Симптомы

Симптоматика при ринолалии ярко выражена. Даже родители могут понять, что у ребенка нарушение речевого аппарата.

Признаки следующие:

  1. Все, что говорит ребенок, окружающие с трудом могут разобрать и понять. При этом гласные и согласные звуки «проглатываются», сливаются в единое целое.
  2. Речевое развитие наступает поздно. До 2 лет малыш может вообще не говорить. Первые простые слова (мама, папа, баба) даются тяжело.
  3. Тембр голоса неестественен для ребенка.
  4. При попытке произнести согласные звуки мимика малыша также неестественная. На лице появляются страшные гримасы.
  5. С возрастом у крохи проявляется задержка в развитии. Письмо, чтение даются очень тяжело.
  6. У ребенка низкий речевой запас. Сложные слова он вовсе старается не произносить.
  7. Врожденные дефекты лица, которые видны невооруженным глазом (искривление носа, «заячья губа»).
  8. Психические расстройства. Врачи отмечают, что в 30% случаев развития ринолалии у детей отмечаются проблемы с психикой. Они становятся на учет к невропатологу.
  9. Отчужденность и отдаленность. Дети плохо идут на контакт со своими сверстниками.

Это важно! Если у ребенка наблюдаются признаки, которые описаны выше, не стоит откладывать визит к врачу. Для начала консультацию нужно получить у логопеда-дефектолога. Если диагноз «ринолалия» подтвердился, в обязательном порядке провести полное обследование у других узконаправленных специалистов

Если диагноз «ринолалия» подтвердился, в обязательном порядке провести полное обследование у других узконаправленных специалистов.

Классификация

Соболева Е.А. выделяет такие виды ринолалии.

Закрытая ринолалия – неспособность человека прогнать струю воздуха при произнесении назальных звуков. Она, в свою очередь, делится на таки подвиды:

  1. Органическая закрытая ринолалия – в случае, если причиной стало поражение носоглотки или же самого носа.
  2. Задняя закрытая ринолалия – когда виной нарушению увеличение слизистой, опухоли или искривления перегородки носика.
  3. Функциональная – базирующаяся на психосоматике. Например, привычке, оставшейся после излечения физиологических предпосылок.

Порой происходит обратная ситуация, при которой звуки слишком сильно назализируются. Это открытая ринолалия, к ней относятся:

  1. Функциональная открытая ринолалия – небо не повреждено, а просто-напросто не справляется со своими обязанностями.
  2. Органическая открытая ринолалия в некоторых случаях развивается внутриутробно. Это такие паталогии, как «заячья губа». Или при дисфункции небной части по вине паралича или при травмировании.

Некоторыми авторами упоминается еще и третья разновидность – смешанная ринолалия, сочетание черт и той, и другой.

Коррекция ринолалии

В ситуации органических форм ринолалии необходимо устранить анатомические дефекты: изготовить глоточный обтуратор, провести хирургическую коррекцию деформаций лица, аденотомию, политомию носа, септопластику, удалить глоточные новообразования и пр.

Основная роль в лечении функциональной ринолалии отведена физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняет дифференцированная логопедическая работа.

Логопедическая работа, направленная на коррекцию открытой органической ринолалии, проводится в до- и послеоперационный период. До операции проводят артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. На данном этапе необходимо проработать постановку и автоматизацию доступных звуков, развить силу и гибкость голоса, расширить словарь ребенка, заниматься воспитанием слухового внимания и фонематического слуха и пр.

Цель коррекции ринолалии в послеоперационный период – закрепить достигнутые навыки в новых анатомических условиях. С этой целью массажируют послеоперационные рубцы неба, развивают полноценное небно-глоточное смыкание, вырабатывают дифференцированные ротовой и носовой выдох, корректируют звукопроизношение, устраняют назальный оттенок голоса, ликвидируют пробелы в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Сущность ринолалии

Определение 1

Ринолалия – это нарушение речи, которое выражается расстройством артикуляции и фонации речевых звуков.

Ринолалия характеризуется патологическим изменением резонирования носовой полости в процессе фонации, в результате чего появляется назальность речи. М.Е. Хватцев считал ринолалию самостоятельным нарушением, а О.В. Правдина и В. Олтушевский рассматривали ее в качестве формы механической дислалии.

Иногда ринолалию трактуют как ринофонию, однако данные понятия нельзя отождествлять, так как ринофония предполагает только специфический назальный оттенок голоса, а понятие ринолалии свидетельствует об имеющихся нарушениях артикуляционной и акустической характеристики звука.

Большинство ученых все же рассматривают ринолалию в качестве самостоятельного нарушения речи, характеризующегося своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляцией речевых звуков. В отличие от механической дислалии, в случае ринолалии нарушается произношение не только согласных звуков, но и гласных. В отличие от голосовых нарушений, при ринолалии нарушается произношение звонких и глухих согласных звуков.

Специалистами-логопедами более подробно детализированы варианты гнусавости, а также содержание самого понятия ринолалии, например, в отечественной логопедии различают риналалию от ринофонии, рассматривая их в качестве отдельных нозологических единиц и выделяя внутри названных синдромов еще ряд отдельных форм. Это необходимо, чтобы четко определить во время планирования объем и направление логопедической работы.

На сегодняшний день логопедической наукой к причинам ринолалии относятся:

  1. Врожденные расщелины верхней губы: скрытая или неполная расщелина, которая может быть без деформации кожно-хрящевого отдела носа или с деформацией кожно-хрящевого отдела носа;
  2. Врожденные расщелины неба:

    • расщелина мягкого неба: скрытая (субмукозная), неполная и полная;
    • расщелина мягкого и твердого неба: скрытая, полная, неполная;
    • полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба: односторонняя, двусторонняя;
    • полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого неба: односторонняя, двусторонняя.

Также выделяют расщелины сквозные, полные и неполные, двусторонние и односторонние, как с правой, так и с левой стороны.

Сквозными расщелинами называют такие, которые начинаются от верхней губы, пересекают всю верхнюю челюсть, твердое и мягкое небо вплоть до маленького язычка, который тоже раздваивается или полностью отсутствует.

Неполные расщелины могут выглядеть как укорочение мягкого нёба, отсутствие маленького язычка или его раздвоение. Наблюдается и ряд незначительных дефектов костного остова твердого неба, при этом скрытых под слизистой оболочкой – это субмукозные щели, такая щель может быть нащупана при легком давлении на задний край твердого неба, и обнаруживаться, если громко и отрывисто произносить звуки, как втягивающийся внутрь треугольник в том же месте, величина такого треугольника соответствует размеру костной расщелины.

Восстановительные методы

Первые попытки исправить врожденные расщелины относятся к XVIII веку. За это время медицина проделала трудный и долгий путь развития методов лечения ринолалии. Но несмотря на хирургический прорыв, врачам не удалось достигнуть результатов по восстановлению звуковой стороны речи после совершенной операции. Получается, что хирурги ремонтируют «корпус инструмента», а настраивать его звучание перекладывают на «профессиональные плечи» логопедов.

  1. Хирургические вмешательства.
  • Уранопластика: устраняет расщелину; сужает средний отдел глоточного кольца; удлиняет мягкое нёбо. Рекомендуется делать в дошкольном возрасте, так как останется время для постановки правильной речи перед школьным периодом. Операция нормализует дыхание и улучшает процесс питания ребенка. Противопоказаниями для хирургии могут быть недостаточное физическое развитие к 5-6 годам.
  • Хейлопластика (верхней губы): самая распространенная и более щадящая; проводится в первые дни после рождения, но иногда по показаниям после шести месяцев.

Вторичная пластика возникших дефектов после операции (расстройство тембра голоса; вытекающая в нос жидкость) проводится уже в школьном возрасте.

В послеоперационный период все дети должны находиться под наблюдением группы специалистов: логопеда, хирурга, психолога, чтобы не пропустить возможные осложнения.

Ранняя хирургия способствует успешному восстановлению анатомической целостности, дыхательной функции, снижает риск инфицирования ЛОР-органов.

Если ребенок успел сделать пластику до 1 года, то статистика показывает, что речь развивается без симптомов ринолалии. Операция, совершенная в 3 года, – сохраняет признаки ринолалии на 100%.

  1. Логопедическая помощь.

Коррекционная работа, прежде всего, нацелена на организацию чистого звучания речи и на социальную реабилитацию ребенка.

  • Методы коррекции дыхания:
  • Физиологического.

Цель – устранить ключичный тип и сформировать нижнереберное дыхание. Дети учатся управлять диафрагмальными мышцами с помощью упражнений. Параллельно посещаются занятия лечебной физкультуры для укрепления мышц пресса и развития правильной осанки.

Фонационного.

На дыхательной гимнастике дети тренируют продолжительный выдох только ртом, достаточный для произнесения фраз.

Восстановление небно-глоточного затвора:

  • гимнастика для задней стенки глотки;
  • массаж нёба.

Изменение назальной окраски голоса:

  • вокальные упражнения, пение на занятиях;
  • тренировка воспроизводства гласных фонем;

Настройка артикуляционного инструмента и стимуляция речевой моторики:

  • на занятиях ЛФК ребенок самостоятельно учится расслаблять мышцы рук, шеи, груди, что будет помогать в расслаблении мышц языка;
  • массаж мимических мышц.

Исправление речевых звуков:

избавление от патологического стереотипа произношения путем нормализации работы артикуляционного аппарата, для правильного звучания; применяется беззвучная демонстрация фонем с помощью артикуляции.

Перевод освоенных навыков в автоматический режим при свободной речи:

ребенок повторяет скороговорки, придумывает рассказ по картинке.

Налаживание просодики речи:

используются басни, сказки с упором на интонацию в нужном направлении; делается акцент на паузах и знаках препинания.

Для упражнений по развитию голоса, дыхания и языка нужны не столько правила науки, сколько систематическая работа.

Для взрослых пациентов разрабатываются отдельные логопедические методики.

Эффективное упражнение: особая техника молчания, во время которого гласные звуки произносятся про себя. Систематические повторения уменьшат назальный оттенок голоса и смягчат гримасы лица.

Коррекция

Даже если не требуется хирургическая операция, с ребенком постоянно будут работать логопед и дефектолог

Важно добиться правильной артикуляции и постановки звуков. Сделать это можно при помощи массажа, специальных упражнений, игр

Устранение ринолалии с помощью массажа и упражнений

Логопедический массаж помогает восстановить мышцы языка, губ. Специалист аккуратно массирует неба ребенку. При этом малыш не должен чувствовать дискомфорт.

Также массажу подвергаются щеки и носогубные складки.

Все упражнения должны проходить в виде игры. Логопед предлагает:

  • дыхательную гимнастику;
  • надувание шариков;
  • задувание свечей;
  • гимнастику языка.

Важно, чтобы специалист заинтересовал ребенка. Монотонные упражнения будут ему неинтересны, лечение окажется неэффективным

Артикуляционные упражнения

Упражнения при ринолалии могут быть следующими:

  1. Круговыми движениями облизывать губы.
  2. Открыть рот и стараться языком дотянуться до кончика носа.
  3. Языком касаться внутренней части щеки.

Все они направлены на укрепление мышц языка, которые после ринолалии очень слабые, неразвитые.

В каждом случае логопед подбирает индивидуальные программы коррекции речевого аппарата ребенка. Задача родителей – выполнять советы специалиста, заниматься с малышом.

Закрытая ринолалия

Характеризуется пониженным физиологическим
носовым резонансом во время произношения
звуков речи. Речевой выдох направлен
только через рот при всех звуках.

При данной форме ринолалии резко страдает
произношение и гласных звуков, которые
лишаются некоторых тоновых характеристик,
что значительно обедняет их звучание.
Они смазаны, имеют мертвый неестественный
оттенок.

Основные причины: 1) органические
изменения в носовом пространстве,
закрывающие проход воздушной струи в
носовую полость; 2) функциональные
расстройства мягкого неба, небной
занавески, небно-глоточного клапана,
который пропускает воздух в носовую
полость.

В соответствии с классификацией причин
закрытая ринолалия подразделяется наорганическую ифункциональную.

Органическая закрытая ринолалиявозникает вследствие анатомических
изменений в носовой или носоглоточной
полости. В этом случае необходимо
хирургическое вмешательство, устранение
причины непроходимости носовой полости.
Как правило, с устранением этих причин
носовое дыхание нормализуется и дефект
исчезает. Если же улучшения речи не
происходит, то в дальнейшем проводят
те же логопедические упражнения, что и
при функциональном нарушении.

В зависимости от локализации поражения
анатомических структур — полости носа
или полости носоглотки — М.Зееман
подразделяет органическую закрытую
ринолалию на два вида: переднюю закрытую
ринолалию
и заднюю закрытую ринолалию:

Передняя закрытая
ринолалия

Задняя закрытая
ринолалия

Причины: хронический
насморк, приводящий к гипертрофии
слизистой носа, разращения в носовой
полости (полипы, опухоли), искривление
носовой перегородки

Возникает при
уменьшении носоглоточной полости.
Причины: разращения в носоглотке
(большие аденоидные разращения,
фибромы, носоглоточные полипы, опухоли
носоглотки)

При функциональная закрытой ринолалиикаких-либо органических повреждений
в носовой или носоглоточной полости не
отмечается. Наблюдается гиперфункция
(повышенная функция) мягкого неба, оно
всегда приподнято и преграждает путь
воздушной струе в носовую полость,
воздушная струя идет через рот. При
функциональной закрытой ринолалии
тембр носовых и гласных звуков может
быть нарушен сильнее, чем при органической
ринолалии. Чаще всего это нарушение
возникает у детей с невротическими
расстройствами. Причина заключается в
поражении центральной нервной системы,
а не самого мягкого неба. Встречается
часто, но не всегда правильно распознается.
В некоторых случаях функциональная
закрытая ринолалия сохраняется как
привычная после удаления аденоидов.

Коррекционная работа по устранению
функциональной закрытой ринолалии
включает те же направления, что и при
органической закрытой ринолалии, но,
учитывая, что в данном случае нарушение
носит центральный характер, в некоторых
случаях логопедическое воздействие
является недостаточным, и требуется
консультация врача-невролога.

Причины возникновения ринолалии

Причины появления ринолалии могут быть разные – врожденные и приобретенные в процессе жизни и в результате медицинских манипуляций.

Среди врожденных причин выделяют:

  1. Аномалии строения челюсти – «заячья губа»;
  2. Патологические изменения неба – «волчья пасть»;
  3. Расщелины, дефекты строения маленького язычка, миндалин, укорочение неба.

Врожденные аномалии развития ребенка появляются вследствие патологий беременности и следующих причин:

  • при инфекционных заболеваниях матери на начальных сроках беременности – грипп, краснуха, паротит, некоторые другие;
  • токсическое воздействие химических производств;
  • прием лекарственных препаратов без согласования с врачом;
  • вредные привычки – пристрастие к наркотикам, курение;
  • эндокринные заболевания;
  • стрессы, негативные эмоции.

Наиболее сильное воздействие эти факторы оказывают на 7-8 неделе срока, отрицательно влияя на формирование эмбриона.

К сведению: большое влияние на вероятность развития патологии оказывает наследственный компонент. Если у какого-то из близких родственников имеются врожденные дефекты строения носа или глотки, риск появления ринолалии возрастает.

Болезни, травмы и медицинские вмешательства становятся причиной приобретенных деформаций носа и ротоглотки. К провоцирующим факторам и причинам открытой формы ринолалии относят:

  1. рубцы и шрамы неба;
  2. парез и паралич мышц ротовой полости;
  3. новообразования, которые давят на нервы и закрывают проходы для воздуха.

Закрытую ринолалию вызывают болезни и травмы носа и носовых проходов. Причин появления препятствий для прохода звуковых потоков воздуха много:

  • отечность и разрастание слизистых;
  • новообразования в носовых проходах;
  • полипы;
  • деформации носовой перегородки;
  • аденоиды;
  • появление избыточной миндалины.

Рубцы могут появиться после удаления миндалин или аденоидов в результате послеоперационных осложнений. Нередко причиной закрытой ринолалии являются неврологические патологии и психологические нарушения в поведении детей – желание воспроизвести чужую искаженную речь, подражание ей.

Комплексная коррекция ринолалии

При необходимости оперативного вмешательства его стоит произвести, для более легких случаев предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих восстановить правильное произношение звуков.

Существует специально разработанный массаж мягкого неба, которое на момент ринолалии находится в вялом состоянии.

  1. Массаж проводят чистым пальцем, желательно обработанным антисептиком или спиртом.
  2. Поглаживания производятся на границе мягкого и твердого неба.
  3. Когда ребенок привыкнет, следует попросить произносить его протяжно звук , продолжая массировать небо.
  4. После поглаживаний можно подключить движение “зиг-заг”.
  5. Мягкие надавливания проводятся точечно и несколько раз легкими толчками.

Если ребенок достаточно взрослый, можно посадить его перед зеркалом и просить самостоятельно делать такой массаж, со временем массаж должен получаться у него без помощи рук, а только при участии кончика языка.

Важно помнить, что главное – заинтересованность взрослого и его поддержка. Этот путь достаточно долгий и трудоемкий, нужно дать ребенку понять, что Вы на его стороне и при необходимости поможете. Стоит так же учитывать, что возможен рвотный рефлекс

Поэтому массаж рекомендуется делать спустя какое-то время, после еды

Стоит так же учитывать, что возможен рвотный рефлекс. Поэтому массаж рекомендуется делать спустя какое-то время, после еды.

Кроме массажа есть ряд упражнений, которые нужно делать с ребенком:

  1. Выпить стакан теплой воды медленно и маленькими глотками.
  2. Полоскание горла теплой водой, продолжительно и медленно.
  3. Широко открыв рот имитировать кашель.
  4. Предложите ребенку атаковать голосом лист бумаги, используя звуки: , , , , , .

Первичные причины могут быть скрыты так же и в носовой полости. Поэтому нужно добавить к упражнениям, вторичные задания для восстановления дыхания.

Такие упражнения стоит начинать после того, как удалили аденоиды и полипы, провели операцию по исправлению искривленной носовой перегородки. Только после всех манипуляций, нужно приступать к восстановлению правильного дыхания.

Детям сложно сконцентрироваться на ежедневных тренировках, взрослым придется потрудиться, чтобы в игровой форме проводить восстановление.

Некоторые упражнения, которые помогут в игровой форме заинтересовать ребенка:

Вьюга. 

К пальцам привязываются шарики ватки, образуя снежинки, ребенку предлагается дуть на них, чтобы они кружились во вьюжном танце;

Игра в мячик.

Язычок, как и все дети любит играть с мячиком, сначала его нужно надуть (глубокий вдох и надуть щечки), а потом хорошенько пнуть (сначала сдуть щечки, а потом выдохнуть ртом).

После игры с мячиком, его надо надуть (со звуком “с-с-с”, ребенок выдувает воздух через почти сжатые зубы, губы должны быть растянуты в улыбке, а язык кончиком упирается в зубы);

Свирель.

Играть на музыкальных инструментах очень увлекательно, ребенку предлагается играть на свирели (язык свернуть в трубочку и дуть в нее).

Музыку можно услышать на кончиках пальцев, когда ребенок подносит ладошку ко рту.

Один из вариантов – устраивать каждый день праздник и надувать воздушные шарики.

Важно так же осуществлять артикуляционные упражнения, которые призваны взбодрить кончик языка и сделать его подвижным. Так же эти упражнения будут полезны для развития губ и щек, нужно полностью восстанавливать речевой аппарат. Несколько простых упражнений для ребенка:

Несколько простых упражнений для ребенка:

Удав.

Представить, что язык это змея и он медленно спускается изо рта, при возможности язык сворачивается в трубочку.

А теперь уже не язык удав, а сам ребенок превратился в удава и высовывает язычок, делая колебательные движения в воздухе.

Кукушка.

Кукушка из часов превратилась в язык, и теперь ей нужно совершать круговые движения языком, рот широко открыт, язык касается губ, движется медленно, как стрелки часов.

Качели.

Язычок тоже хочется покататься на качелях. Вверх – к носу, вниз – к подбородку.

Врач.

Ребенок ставит уколы больным щечкам языком. Язык надавливает изнутри поочередно на щеки.

Главное при ринолалии поддерживать ребенка и помогать ему справиться с недугом, он полагается на вашу помощь.

Курс лечения может затянуться надолго, нельзя опускать руки, а так же желательно подключить специалиста-логопеда, чтобы он помогал следить за правильностью выполнения заданий.

Иной раз результатов приходится ждать месяцами и даже годами. Стоит не забывать об этом и вместе с ребенком идти к цели!

Этапы логопедической работы при ринолалии с детьми

Логопедическая работа при ринолалии разделяется на несколько этапов, каждый из которых имеет собственное значение. Обычно методика логопедического воздействия при ринолалии включает в себя:

  1. Составление характеристики ребенка.
  2. Логопедическое обследование с составлением речевой карты.
  3. Подготовку заключения.
  4. Логопедическое воздействие до операции.
  5. Логопедическое воздействие после операции.

Каждый из этапов одинаково важен и пропускать хоть один из них не рекомендуется.

Логопедическая характеристика на ребенка с ринолалией

Для составления характеристики используется медицинская карта ребенка, проводится беседа с родителями, изучается полный медицинский анамнез, включая пренатальный период. В большинстве случаев ринолалия появляется из-за врожденных проблем, поэтому выявить их удается еще до родов или сразу после них. Для логопеда оказывается полезной любая информация: как питался малыш, какие операции и в каком возрасте ему проводили, как он развивался. Полученная информация заносится в речевую карту для дальнейшей работы.

Логопедическое обследование детей с ринолалией

Этот этап не отличается уникальностью. Подобным образом проводится исследование при любом другом речевом нарушении. Всего изучается 5 разделов развития речи. Они представлены ниже в таблице.

Основные разделы логопедического обследования

Изучаемый раздел Методы и способы обследования
Особенности артикуляционного аппарата Логопед изучает строение речевого аппарата, выявляет его анатомические дефекты:
  • Есть ли расщелины и каков их характер.
  • Насколько сохранена подвижность языка, губ.
  • Симметричны ли носогубные складки.
Особенности дыхания
  • Какой тип физиологического и речевого дыхания используется.
  • Как проходит воздушная струя.
Состояние голоса Отмечается тембр, сила, длительность, выраженность назального оттенка.
Особенности звукопроизношения Изучается произношение гласных и согласных фонемов, артикуляционные позы.
Особенности речи В каком состоянии находится развернутая речь, достаточно ли развит словарный запас.

Логопедическое заключение при ринолалии

Заключение включает в себя информацию, полученную из всех перечисленных выше этапов, а также общие рекомендации и план работы. Ринолалия – это в логопедии широко распространенное заболевание, требующее комплексной работы, поэтому свое заключение специалист передает врачам, дефектологам, педагогам, которые также будут участвовать в коррекционном процессе.

Логопедическая работа до и после операции

Поскольку ринолалия определяется как нарушение, сочетающее в себе голосовые проблемы (гнусавость) и дыхательные (неправильный поток воздуха), основными направлениями работы становится ими они. Коррекция артикуляции, звукопроизношения, автоматизация речи не отличаются от таковых же при любых других речевых болезнях.

Работа над голосом при ринолалии начинается с постановки гласных фонем. С их помощью можно начать использование вокальных упражнений, которые и становятся основным инструментом в коррекции голосовых особенностей.

Работа над дыханием при ринолалии призвана научиться контролировать воздушную струю. Для этого проводятся упражнения на постановку физиологически правильного дыхания. Эффективным оказывается чередование носового и ротового вдоха/выдоха.

На дооперационном и послеоперационном этапе упражнения не меняются, но до устранения дефекта большее внимание уделяется дыханию и голосу, а после – именно звукопроизношению, хотя остальные направления работы также присутствуют

Причины

Причины ринолалии у детей могут быть самыми разными.

Врожденная – то, что произошло во время беременности, влияет на отточенный механизм развития плода:

  • Болезни мамы – краснуха, принесенная дочкой подруги из садика, токсоплазмоз от поглаженной уличной кошки, даже банальный грипп.
  • Генетика – страшная штука: даже если у двоюродной бабушки мужа была расщелина, вы находитесь в зоне риска. Не говоря уже и о прямом родстве.
  • Гормональные сбои.
  • Работа на опасных предприятиях и контакт с сильной химией.
  • Пара выпитых рюмочек или десяток сигарет, от которых «ничего не случится» – и результат будет, как говорится, налицо.
  • Перегрузки матери, нервное напряжение и серьезные потрясения.

Приобретенная – травмы небной части после заболеваний или неудачного хирургического вмешательства. Малейший рубец, возможно, будет препятствием в дикции.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых отличается многоплановостью и должно проводиться разными специалистами: неврологом, лором, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, логопедом, фониаторм, дефектологом, психологом. Наиболее важный инструмент исследования, выявляющий причины ринолалии – рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и пр.

Логопедическим обследованием при ринолалии предполагается оценка строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, голосовых нарушений. Чтобы выявить открытую ринолалию используют пробу Гутцмана, при которой обследуемому нужно произносить гласные «а» и «и» с поочередным закрытием и открытием носовых ходов.

Затем занимаются исследованием звукопроизношения всех звуков речи, просодической стороны речи, фонематических процессов, состояния лексики и грамматики. У школьников обследуют состояние письма и чтения. На основании полученных результатов медицинской диагностики и обследования устной речи намечают план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Что это такое

Начнем с основ. Ринолалия, по определению Соболевой Е.А., заключается в неестественном тембре и некорректном произношении из-за нарушений речевого аппарата в результате прямого соединения между носовой и ротовой полостью.

Когда мы проговариваем носовые согласные («м», «н»), мягкое небо опускается. Это позволяет нам спокойно вдохнуть воздух. Если же заменить их на ротовые гласные (допустим, «о», «а») – небо поднимается вверх, соприкасаясь со стенками глотки, куда тотчас же проникает воздушный поток.

Если этого смыкания не получается – увидим искажение речи.

Со стороны это заметно по следующим признакам:

  1. Звучание голоса, как при сильном насморке (что является ключевым отличием от дизартрии).
  2. Неспособность четко проговаривать и гласные, и согласные.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: