Дети и гаджеты: как избежать зависимости от телефона

На сколько минут в день ребенку можно давать гаджеты (+таблица по возрастам)

Возможные последствия

Как выявить цифровую зависимость

Если ваш ребенок давно пользуется смартфоном и вы подозреваете, что он делает это слишком активно, последите за его поведением. Вот как чаще всего проявляется цифровая зависимость у детей:

  • Появляются проблемы с концентрацией внимания, становится трудно выполнять домашнее задание.
  • Ребенок не выключает смартфон во время общения с домашними или друзьями.
  • Чтобы никто не заметил, ребенок пользуется смартфоном тайно (в туалете или ванной, запирается в комнате).
  • Вы замечаете у ребенка тревогу или даже панику, если он забывает смартфон дома.
  • Появляются проблемы со сном: ребенок не может заснуть или ворочается по ночам.

Долгосрочные последствия неконтролируемого увлечения гаджетами для детской психики могут быть очень серьезными. Как правило, они взаимосвязаны. Рассмотрим те из них, которые уже изучены и научно доказаны.

Бессонница

Экраны смартфонов излучают свет определенной частоты, также известный как синий свет, который влияет на способность организма вырабатывать гормон сна мелатонин. Синий свет стимулирует мозг, что помогает нам в течение дня выполнять задачи. Однако чрезмерное его воздействие, особенно на ребенка, может сделать его более возбудимым и даже вызвать у него бессонницу.

Снижение успеваемости

Цифровое устройство может влиять на школьную успеваемость, даже если смартфон лежит на письменном столе ребенка, когда тот за уроками, потому что это его отвлекает и снижает работоспособность. Эффективность его усилий будет падать с ростом зависимости от гаджета. Надолго погружаясь в смартфон, ребенок начинает меньше времени уделять выполнению домашних заданий и хуже учиться.

Стресс

Нарциссизм

На фоне зависимости от гаджетов у ребенка вследствие привычки получать одобрения от интернет-друзей в виде лайков и хвалебных комментариев может развиться эгоцентризм. В реальной жизни он может проявляться в нежелании учитывать чужую точку зрения, спорах со взрослыми, упрямстве и неумении находить компромисс.

Депрессия и одиночество

Избыточный вес

Чрезмерное увлечение гаджетами косвенно способствует детскому ожирению. В 2021 году группа ученых опубликовала исследование в «Малайзийском медицинском журнале», в котором показала взаимосвязь между малоподвижным образом жизни детей с цифровой зависимостью и их весом.

Синдром дефицита внимания

Большой поток информации из интернета может негативно повлиять на способность мозга концентрироваться на одной задаче дольше пары минут. Конечно, проблемы с обучением при этом не избежать.

Что еще может заставить отказаться от покупки смартфона ребенку?

Если он часто теряет вещи,то, скорее всего, потеряет и телефон. Если покупка телефона достаточно существенна для семейного бюджета, лучше с ней повременить или остановиться на более дешевых аналогах. Также учитывайте, что многие приложения с играми платные, и эти расходы лучше сразу учесть.

Иногда дети настолько поглощены телефоном, что продолжают смотреть на экран даже при переходе проезжей части. И в таких случаях нередко дети, увлеченные телефоном, к сожалению, попадают в дорожно-транспортные происшествия.

К тому времени, как вы дочитаете до этого места, у вас может появиться острое желание оставить ребенка без гаджетов. Погодите! У смартфона есть много плюсов, поэтому стоит потратить время и поискать менее радикальные способы справиться с цифровой зависимостью.

Насколько опасна для детей зависимость от телефона?

Зависимость детей и подростков от телефона, а также планшета и иных гаджетов – вполне себе распространенное явление. Вот только не каждый понимает, насколько она опасна. Попробуем разобраться.

На самом же деле, зависимость от телефона кроет в себе две группы опасностей:

  • физические;
  • социально-психологические.

К физическим опасностям зависимости от телефона у детей можно отнести непосредственное влияние гаджетов на растущий организм. Научно доказано, что использование различного рода технологических решений трансформирует мысленные процессы и становится причиной рассредоточенности внимания и ухудшения памяти.

Кроме того, стоит также отметить, что зависимость от телефона у подростков может стать причиной минимизации общения со сверстниками и к существенному снижению физической активности, что так необходимо растущему организму.

Социально-психологическая опасность зависимости от телефона у детей кроется в сложности защиты от нежелательных контактов. Использование социальных сетей и посещение сайтов с вредоносной информацией может серьезно навредить психике подростка.

Как бороться с детской телефонной зависимостью

В сети часто можно встретить крики отчаяния от родителей – ребенок постоянно сидит в телефоне, что делать? Есть несколько рабочих рекомендаций, которые помогли многим семьям побороть детскую зависимость. К ним относятся такие, как:

Покажите личный пример

Было бы странно требовать от ребенка меньше времени проводить в телефоне, если вы сами туда постоянно погружены. Потому работать предстоит вместе – отложите смартфон, покажите, что там нет ничего особо интересного

Важно демонстрировать, насколько удобно заниматься другими делами, уделять время для своего хобби

Разнообразьте детский досуг

Практика показывает, что многие люди сидят в телефонах просто потому, что им нечем себя занять. Решение проблемы здесь кроется в том, чтобы постоянно создавать для ребенка какие-то интересные и полезные активности.

Идти на крайности, когда малыша таскают по самым разным секциям и не оставляют свободного времени тоже не стоит. И здесь смартфон может дать подсказку, чем ребенку было бы интересно заниматься.

Он много играет в игры? Подыщите кружок программирования или робототехники. Смотрит мультфильмы? Отдайте его на курсы рисования в разных стилях или создания анимации. И вариантов может быть масса – от музыки и единоборств до картинга и спортивного ориентирования. Главное – без принуждения, угроз и давления.

Сделайте гаджет полезнее

Любой инструмент можно использовать как во зло, так и во благо. Помните, что есть много приложений, которые помогают изучать языки, программирование и получать навыки в простой игровой форме. Стоит найти их и показать детям.

Ограничьте время использования телефона

Помните, что на любое устройство можно установить современные приложения для родительского контроля. Они помогают контролировать как длительность сессии, так и совершаемые действия. Последнее помогает вводить запрет, к примеру, на оплату валюты в мобильных играх.

Как долго ребенок может проводить время за компьютером?

По мнению специалистов, 4-5-летнему малышу нельзя находиться перед экраном более 10 минут в день. Это время увеличивается по мере взросления. Так, в 5-7 лет лимит составляет до 20 минут в день. В начальной школе (7-11 лет), компьютер уже может понадобиться для учебы, — 30 минут. Подростку 12-14 лет допускается сидеть перед монитором 45 минут, и только с 15 лет можно сидеть за компьютером до 2 часов в сутки. Однако каждые 30-40 минут необходимы перерывы на отдых. В это время следует отойти от экрана, сделать глазную гимнастику, а также зарядку, чтобы размять мышцы всего тела.

Указанные нормы ориентированы на детей, которые хорошо себя чувствуют, не болеют, не слишком сильно нагружены в школе. В противном же случае не рекомендуется работа за компьютером. Только если с его помощью нужно выполнить домашнее задание, то провести перед монитором следует вдвое меньше времени, чем предписано согласно возрасту.

Плюсы и минусы

О положительных сторонах при использовании компьютерной техники можно говорить, если соблюдаются все правила, ребенок находится перед экраном в соответствии с возрастными особенностями, сидит ограниченное количество времени, смотрит программы обучающего характера, занимается развивающими играми. При этом будут наблюдаться такие плюсы:

  • развитие логики;
  • тренировка памяти;
  • осознание причинно-следственных связей;
  • внимательность;
  • общее развитие интеллекта.

Не стоит забывать и о ряде отрицательных факторов, которые влияют на организм ребенка, сидящего за компьютером.

  1. Ухудшение зрения. Мерцание монитора, смена кадров, редкие моргания оказывают большую нагрузку на органы зрения ребенка. Компьютер влияет на ухудшение остроты, перенапряжение глазных мышц, у малыша может наблюдаться чувство жжения, гиперемия, раздражение слизистой оболочки глаз. Такое влияние особенно негативно, потому как в детском возрасте орган зрения все еще продолжает формироваться, он еще не совершенен, поэтому легко раним.
  2. Сидение за компьютером — дополнительная нагрузка на позвоночник, особенно, если малыш сидит неровно. Так вы ускорите формирование остеохондроза или сколиоза.
  3. Плохое влияние оказывается и на кисти рук, особенно при их неправильном положении во время работы. Не стоит забывать, что клацанье по мышке являет собой однообразные движения суставов. Так не исключено возникновение микротравм сосудов, влияющее на сдавливание нервных окончаний. У малыша могут наблюдаться болезненные ощущения в пальцах, онемение и покалывание, в итоге все может закончиться тем, что нарушится подвижность кисти.
  4. Сидение за компьютером обеспечивает пассивный образ жизни. У ребенка могут возникнуть проблемы с сердечно — сосудистой системой, опорно-двигательным аппаратом, мочеполовой и эндокринной системами, это повлияет на снижение иммунитета.
  5. Негативное влияние на психику. Даже, занимаясь развивающими играми (при длительном сидении), оказывается влияние на нервную систему. А, если ваш малыш играет в кровавую стрелялку, то последствия намного серьезнее.
    Малыш может стать агрессивным, раздражительным, возникнут проблемы со сном.

Как отвлечь ребенка от гаджета: 7 шагов к реальности

Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей.

Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено 15 минутами (без перерыва). «Время монитора» (как и ТВ) – только в строго дозированных «порциях». С заменой реального мира на виртуальный, происходит и замена ценностей: отмирает необходимость в живом общении, в получении удовольствия от жизни естественным путем. Теряется способность размышлять, портится здоровье, портится характер. Что делать, и как отвлечь своего дошкольника от монитора?

  • Убрать компьютер и доставать только в строго определенное мамой время. Поставить ограничения на доступ к «взрослым» сайтам, а игры контролировать на предмет их пользы для ребенка.
  • Общайтесь с ребенком. Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Несмотря на работу, занятость, проблемы и недоваренный борщ – будьте рядом с ребенком. Конечно, это здорово, когда можно отдохнуть и заняться собой, вручив ребенку ноутбук – «на, только не мешай», но со временем у ребенка просто отпадет необходимость в родителях, потому что виртуальный мир затянет его всей своей глубиной и «яркостью» впечатлений.
  • Играйте вместе с ребенком. Конечно, в строго отведенное время, но вместе. Заранее подыщите игру, которая будет полезна для развития чада, и проведите время с пользой.
  • Спрячьте компьютер на пару дней и займите это время пикниками на природе с поисками заранее спрятанного «клада», интересными развлечениями в городе и домашними вечерами с «лего», просмотром добрых фильмов, созданием бумажных змеев и пр. Покажите ребенку, что мир без компьютера гораздо интереснее.
  • Отведите малыша в «кружок». Выбирайте такой кружок, в который малыш будет бежать каждый день, забыв не только о ПК, но и о вас. Ежедневное общение со сверстниками и преподавателем, новые знания и положительные эмоции постепенно вытеснят компьютер из жизни малыша.

Не говорите малышу – «эта игра – плохая, закрой ноутбук!». Говорите – «зайка, давай я тебе покажу более интересную игру». Или «малыш, а не слепить ли нам зайца к папиному приходу?».Будьте хитрее. Запрет всегда вызовет протест. Оттаскивать ребенка от компьютера за уши не нужно – просто замените компьютер собой.

О дивный новый мир: 4 причины детской зависимости от технологий

Проблема увлечений детей всегда волновала их родителей. Так, еще 50–70 лет назад мамы и папы активно запрещали своим чадам читать, потому что это испортит зрение. А мальчишки и девчонки все равно самозабвенно погружались в книжки, читая их с фонариком под одеялом.

Потом такая же борьба была с комиксами — старшее поколение считало, что они отупляют детей и прививают им клиповое мышление. Сегодня родители идут войной на гаджеты, но сами при этом поминутно заглядывают в смартфон, проверяя сообщения в Вотсапе или ленту Инстаграма.

У некоторых взрослых это перерастает в настоящую зависимость — они чувствуют тревогу и дискомфорт, если выпадают из онлайн-жизни или на время оказываются без Интернета и телефона. При этом от детей они ждут осознанного отношения к гаджету и интереса к книгам, активным играм и встречам с друзьями офлайн.

Если такого рода зависимость возникает у взрослых, то что говорить про детей? Их увлечение гаджетами часто становится более серьезным, чем у родителей. На это влияет несколько факторов. Вот основные из них:

1. Дети не умеют себя контролировать

Дело не в отсутствии силы воли или стремлений, а в особенности работы головного мозга детей. В нем недостаточно сформированы участки коры, отвечающие за самоконтроль и умение сказать «нет» любому соблазну. Они полностью формируются только к окончанию подросткового возраста, то есть примерно в 20 лет.

2. Дети легко вовлекаются в то, что им интересно

Фото автора mirkosajkov: Pixabay

Вспомни, как твой малыш мог часами строить башню из кубиков, а подросток — рисовать картину или учиться играть на гитаре, стирая пальцы в кровь. Обычно ребенок бросает интересное ему занятие, если не получается добиться результата здесь и сейчас. Но смартфон с бесконечными играми и лентами социальных сетей предлагает развлечения на любой вкус. Надоело играть, можно поинтересоваться, что постят в «ТикТоке» или посмотреть мультики на Ютубе. Неинтересно смотреть видео, можно скачать новую игру. И так до бесконечности.

3. Дети предпочитают развлекаться, а не работать

В целом, это особенность не только детской, но и взрослой психики. При прочих равных любой человек предпочтет развлечение работе или обучению. А смартфон — бесконечный их источник.

Как отучить ребенка от телефонной зависимости?

Семейные традиции

Живое семейное общение необходимо для полноценного и гармоничного развития детской личности. Когда мама и папа рядом, дети быстро забывают о телефонах. Придумайте, чем вы можете заниматься всей семьей и сделайте из этого традицию. Например, семейный ужин, где все делятся впечатлениями и событиями, произошедшими за день. Или вечер настольных игр, на который можно пригласить близких друзей.

Совет! Раз в неделю устраивайте «цифровой детокс» всей семьей. На весь день уберите телефоны, не заходите в соцсети, не проверяйте новости. Однако этот день стоит заранее хорошо продумать. Пусть он будет максимально заполнен интересными событиями, чтобы не было соблазна «сорваться» и взять смартфон.

Каким должен быть рабочий стол ребенка, чтобы компьютер не испортил ему зрение и осанку?

Чтобы осанка и зрение ребенка не пострадали, вам нужно правильно оборудовать его рабочий стол. Во время этого процесса придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Монитор компьютера должен находиться на расстоянии пятидесяти-семидесяти сантиметров от головы чада.
  2. По вечерам, когда ребенок играет в компьютер, вам нужно включать свет в его комнате. Это необходимо для того, чтобы его зрение не испортилось в темноте.
  3. Раз в сорок минут ребенок должен останавливаться. И проводить специальную гимнастику для глаз. Ее методики можно найти в интернете.

Если вы не учтете эти моменты, то даже непродолжительное сидение за компьютером может негативно повлиять на вашего ребенка. Его зрение ухудшится. Также, у него может появиться синдром «сухого глаза». 

Почему ребенка тянет к гаджетам

Для взрослого принять волевое решение от чего-то отказаться относительно проще, чем для ребенка. Делать правильный и не очень приятный выбор — этот навык у детей ниже, как и способность к концентрации. Если у ребенка смартфон изначально был в неограниченном доступе, то не ждите от него взрослого поведения.

Внешние обстоятельства тоже играют важную роль. Если сами взрослые могут часами сидеть в соцсетях, то чудо не свершится. Чем вы занимаетесь, когда приходите домой с работы? Если ваш отдых заключается в том, чтобы часами смотреть YouTube или сидеть в соцсетях, то странно требовать от ребенка интереса к книгам.

Такое оправдание не меняет сути — ребенок видит конкретный пример и копирует поведение.

Ребенок копирует поведение родителей, которые часами могут сидеть в YouTube

Фото: Дарья Манохина / E1.RU

К сожалению, это относится не только к родителям. Известны случаи, когда на уроке учитель дает задание переписывать учебник или делать десять упражнений подряд, а сам общается во «ВКонтакте». А знаете ли вы, как проходят уроки у вашего ребенка и какой пример ему подают педагоги?

Почему полный запрет абсурден

Любопытно изучить результат зарубежного исследования, опубликованного на YouTube-канале Participant: «70% учителей задают домашние задания, требующие доступа к интернету. Однако пять миллионов семей с детьми школьного возраста не имеют дома доступа к высокоскоростному интернету. Что же происходит с детьми, чьи жизненные обстоятельства не позволяют им легко получить доступ ко всему, что может предложить интернет?» Вывод исследования: без гаджетов время выполнения заданий растягивается в разы, если не на порядки.

Без интернета и гаджетов на задания уходит гораздо больше времени: ученику приходится перебирать энциклопедии, изучать словари и часами сидеть в библиотеке. При этом, по данным исследования Ирины Осмоловской для конференции «Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования», у школьников может уходить до семи часов на домашнюю работу, что является превышением норм из СанПиН 1.2.3685–21.

Современным школьникам интернет нужен для домашних заданий, без него время на поиск нужной информации растягивается на часы

Фото: Игорь До / Е1.RU

Кроме того, есть разница между тупым страхом и бессилием перед взрослым, который может наказать за неподчинение, и уважением, мотивирующим прислушиваться к родителю и выполнять просьбы. Если запрет регулируется правилами, многое становится результатом действий ребенка. При полном или необоснованном запрете мотивация на обход значительно выше.

Есть еще один момент: сегодня соцсети используются и для связи с учителями по учебным вопросам, и для развлечений. По этой причине, в частности, в сервис «Контур. Класс» мы добавили возможность ученика и учителя задать друг другу вопросы о задании, не выходя из учебного приложения в соцсети. Ведь каждый переход туда угрожает тем, что ребенок пропадет на часы, а вопрос так и не задаст.

Рекомендации психологов, которые следует учесть перед началом использования приложений

Прежде чем начинать использование приложений, ограничивающих время в телефоне детям, важно заключить с ребенком договор, обсудив такие моменты, как:

  • количество времени использования устройства;

  • особенности распределения доступного сетевого и экранного времени, выделив периоды для обучения, игры и общение;

  • определение лимитов для приложений различного типа (допустимо варьировать время по дням недели);

  • подписать договор на бумаге/пожать руки/обняться или выполнить любой другой ритуал, подтверждающий согласование условий;

  • определение испытательного срока и дня, когда можно будет спокойно обсудить насколько получается придерживаться правил, хватает ли времени и есть ли необходимость изменения условий договоренности.

Вне зависимости от выбранного варианта ограничения времени использования гаджетов, следует помнить, что лучшее решение и максимально эффективный способ дисциплинирования – пример правильной модели поведения, исходящей от родителей.

Влияние гаджетов на здоровье детей

Гаджеты также отрицательно влияют на здоровье детей. Когда ребёнок долго использует нетбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Это может привести к воспалению и инфекции.

Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться.

Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.

Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.

Почему гаджеты полезны и сколько времени можно проводить у экрана

Педиатры считают, что суммарно ребенок может проводить у любых экранов не более двух часов в сутки. Сюда входят и мультики по телевизору, и игры на смартфоне или планшете. Родителям нужно научиться пользоваться гаджетами: забавный и грустный парадокс заключается в том, что Нынешние дети куда лучше разбираются в технике, чем «предки» (про бабушек и дедушек вообще помолчим).

«Родительский контроль» (или подобная функция контроля времени и контента) поможет оградить ребенка от посещения сайтов с нежелательной или вредной информацией. Перечислим и основные плюсы использования гаджетов:

Удобно и легко изучать иностранные языки;

Есть приложения для обучения чтению и для развития логики и даже моторики;

Ребенок спокойно занят своими делами, так что мама может передохнуть, приготовить еду или принять ванну;

Электронные учебники устроены по принципу «Википедии» – информация собрана тематически и залинкована на ключевых словах. Это удобно, ведь границы между многими науками все больше размываются.

Расскажем, какими способами можно отвлечь ребенка от гаджетов, чтобы он не скучал и не слонялся бесцельно по дому, навевая тоску на занятых взрослых и причитая о бессмысленно проходящей молодости.

1. Показывайте личный пример.

Не нужно привязываться к определенному возрасту при обучении чтению. Все дети развиваются по-разному: одни уже в три года читают на двух языках, а другие только в шесть лет добираются до чтения по слогам. Не торопите ребенка, будьте терпеливы и последовательны.

2. Больше гуляйте на улице.

Беда современного человека в том, что он слишком мало двигается. Зрение детей портится не только от того, что они читают при плохом или недостаточном освещении (кстати, в гаджетах и читалках этот вопрос решается на раз, в отличие от бумажных книг). Недостаток свежего воздуха и солнечного света приводит к нарушению кровоснабжения глаз. Катайтесь на велосипедах, устройте турнир по дартсуили гонки на лыжах(заодно вспомните, как вообще на них стоять: спорим, после школьных уроков физкультуры вы не держали палок в руках?).

3. Переключайте ребенка на другое интеллектуальное занятие.

Дети очень любознательны. Если предложить им другое занятие, они с радостью переключатся на него

Важно помочь малышу выбрать себе подходящее хобби и увлечь его. Можно изучить основы физики и разобраться, как работает ток, собрать конструкторили пазлы

4. Дайте ребенку возможность заниматься творчеством самостоятельно или вместе с друзьями.

И девочки, и мальчики с удовольствием раскрашивают или лепят из песка и пластилина, устраивают представления или делают подарки друг другу и родителям. Подарите им пальчиковый театр: пусть они подготовят спектакль, пригласите на него всю семью или других детей, устройте буфет с настоящими пирожными и лимонадом.

Приготовьте все, что нужно для творчества(создания значков или магнитов на холодильник, например). Дети могут плести браслеты из резиночек или веревочек, лепить чашки или заниматься фейс-артом – все зависит от возраста, навыков ребенка и количества свободного времени у взрослых.

5. Играйте в настольные игры всей семьей.

Помните, как это здорово – играть всем вместе в «Лото» или «Мафию» (или стараться обойти всех в любой другой настольной игре)? Создайте семейную традицию (например, играть по воскресеньям после ужина или во время праздников), и ребенок будет с удовольствием следовать ей.

Старайтесь быть твердыми: если вы договорились, что ребенок играет в телефон не больше двух часов, это правило должно соблюдаться постоянно. Помните, что дети постоянно проверяют установленные границы – в первое время в ход пойдут попытки манипуляций истериками или нытьем. Сохраняйте спокойствие и дышите глубже – и тогда получится сделать так, чтобы гаджеты приносили радость и пользу, а ребенок заработал другие важные навыки и умения.

Как вы считаете, гаджеты – зло? Или ваш ребенок играет, и вам это кажется нормальным?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: