Компьютерная зависимость у детей: как распознать и предотвратить

Интернет зависимость у детей и подростков

Возрастные особенности

Компьютерная зависимость у подростков редко проходит сама собой. Чтобы помочь молодому человеку преодолеть проблему, ему требуется поддержка родителей и, возможно, профессиональная терапия. А у системы образования теперь есть новая задача – отучение молодежи от интернет-общения.

Многие специалисты склонны считать, что появление разного рода зависимостей (до второй стадии) у подростков из разных стран – вариант возрастной нормы. Дети стремятся познать мир взрослых и примеряют на себя взрослые увлечения, в том числе компьютерные. Но все же не стоит оправдывать родительские упущения этой мыслью.

Когда мама желает заполучить часок-другой свободного времени, самым простым решением она видит посадить малыша перед телевизором или дать ему в руки планшет с мультиком. И уже в 2–3-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться ошибка мировосприятия: невозможно жить, отдыхать и общаться без планшетника и мобильника.

В редких случаях и лишь под пристальным надзором родителей (педагогов) неуемная тяга к компьютерным технологиям обретает формы здоровой увлеченности и профессиональной направленности подростка. Статистика утверждает, что так происходит лишь у 0,5% интернет-зависимых детей – юных программистов, сайтостроителей и веб–дизайнеров. Все остальные представители подрастающего поколения, увы, в группах риска.

Отсутствие контроля

Риск: временной фактор. Предоставленный сам себе ребенок выбирает самые простые занятия, не требующие усилий. Вместо чтения книги – просмотр ТВ, а вместо спортивных упражнений – компьютерная стрелялка.

Решение: обучать ребенка обращению с электроникой необходимо, но нужно также тщательно контролировать время, проведенное в киберпространстве, и уместность обращения к нему. Профилактика – самый короткий путь избавления от проблемы, потому как ребенка отучить от компьютерной зависимости легче, чем подростка. Малышу с раннего детства стоит объяснить, что компьютер, телефон, телевизор и планшет – это инструменты для работы и познания, а не средство развлечения.

Что делать, если проблема уже есть? Когда хаос царит в жизни родителей, то подростку не остается иного, кроме как обрести необходимый порядок в виртуальном мире. Поэтому начните с себя и забудьте об ультиматумах!

Сложные семейные отношения

Риск: любые конфликты в семье могут послужить поводом для ухода от реальности. Скандалы возникают при столкновении интересов несовершеннолетнего и взрослых. В ситуации с подростковыми всплесками «дурного характера» бороться, значит, договариваться.

Решение: пересмотр семейных отношений и требований – главный профилактический шаг родителей. Сделайте это раньше, чем сын или дочь найдут замену семье в сетевой ролевой игре или общем чате.

Груз ответственности

Риск: завышенные ожидания родителей. Возникают они чаще из-за собственной нереализованности. Например, мама окончила школу с серебряной медалью, а дочь должна во что бы то ни стало заработать золотую. Но задумайтесь, нужно побеждать в войне за оценки девочке, которая увлечена живописью и фортепиано? Почему мамины честолюбивые помыслы оказались выше девичьих интересов? Признание и одобрение, недополученные в семье, ребенок станет искать в мире эльфов и мировых войн.

Решение: отделите свои интересы от интересов и потребностей ребенка. Помните, что он не обязан заслуживать вашу любовь и отвечать вашим идеалам. Любовь – безусловное родительское чувство. И даже самый отчаянный негодяй имеет право быть любимым сыном.

Одинокие дети

Риск: одинокий подросток – это не тот юный человек, у которого нет друзей или контактов, а тот, который не ощущает поддержки, понимания и эмоциональной близости со старшими. Нет у одинокого подростка человека, с которым можно поделиться радостями или переживаниями.

Решение: научитесь понимать, оказывать поддержку и убеждать

Ребенка важно научить справляться с причинами переживаний, а не держать их в себе

Потрясения и стрессы

Риск: подростковый возраст называют «нежным» за уязвимость детской души. Первая любовь, первое предательство, трудные отношения с учителями, дрязги со сверстниками, борьба за лидерство в классе, огромное количество эмоциональных переживаний.

При этом «мальчики ведь не плачут», а «девочки должны быть гордыми и не показывать слез». Вот и уходят ребята в виртуальность, чтобы отвлечься, провести время там, куда не вторгнется бестактный папа или слишком любопытная мама.

Решение: посетите психолога, научитесь использовать правильные модели поведения при воспитании подростка, научитесь быть союзником своего ребенка.

Виды интернет-зависимости у детей ​

По мнению психиатра К. Янг, существует 5 видов интернет-аддикции. Дети в возрасте до 15 лет, как правило, подвержены только трем из них.

Как проявляются конкретные виды зависимости?

Вид интернет-аддикции Особенности поведения ребенка
Игровая зависимость Ребенок все свое свободное время проводит за онлайн-играми. Он мало ест и уделяет недостаточно внимания учебе. Ребенок не замечает, как улетает время, и не может оторваться от игры ни на минуту. Все свои карманные деньги он может тратить на покупку игр, «прокачку» героев
Зависимость от соцсетей Ребенок практически не общается со сверстниками. Его друзья — это «безликие» собеседники в чатах и на форумах. Постепенно ребенку становится сложно знакомиться с новыми людьми, теряются навыки реального общения
Навязчивый веб-серфинг Ребенок беспрестанно «блуждает» по разным сайтам. У него нет конкретной цели — банальный переход по ссылкам и масса ненужной информации. У ребенка постоянно в руках гаджет, если нет доступа к компьютеру

Причины компьютерной зависимости у детей-школьников

У школьников младшего школьного возраста в основном в общении с компьютерами ещё котируются все те принципы, которые относятся к младшим детям, но уже появляются нюансы. Дети общаются между собой, делятся информацией просмотра того или иного, формируют интересы друг друга.

С одной стороны ребёнок становится более самостоятельным, а с другой стороны ширится и его любопытство. В это время задача, чтобы ребёнок был защищён, а просматриваемый контент был пригоден и не нёс с собой явно деструктивного материала, становится особенно приоритетной для родителя

Плюс важно помнить о том, что ребёнок подвержен перенапряжению в связи с нагрузками в школе и часто ещё до кучи в дополнительных секциях и кружках

Однако не спешите причислять компьютер только лишь к источнику дополнительной нагрузки и упразднять его по этой причине. Здесь вопрос баланса уделяемого ему времени тоже находится в приоритете.

Дело в том, что компьютер для подросшего уже ребёнка является зоной его собственного контроля

Пусть и отведённое время, но он живёт и управляет этой реальностью, это то, что ему подвластно и важность этого момента глобальна

Распознать и обезвредить

Если родители знают о наличии хотя бы одной из вышеизложенных проблем – нужно постараться как можно быстрее исправить ситуацию. Тогда шансы уберечь подростка от зависимости вырастут в разы. А уберечь – всегда проще, чем потом вытаскивать. Поэтому действовать нужно немедленно, пока не поздно.

Как же понять, что беда пришла? Каковы признаки компьютерной зависимости? Их много, и не всегда присутствуют все. Достаточно нескольких, чтобы заподозрить неладное. Собственно, первый признак – это ощущение самих родителей, что их ребенок напрасно тратит за компьютером кучу полезного времени. Это уже тревожный звонок.

Что еще можно отнести к «симптоматике» зависимости?

  • Подросток буквально просыпается и засыпает с компьютером: проснувшись, первым делом включает компьютер, а не идет умываться или завтракать, все свободное время проводит с ним, перед сном ребенка также не оторвать от мышки и клавиатуры.
  • Не замечает течения времени, проведенного за играми, в реальности утрачивает ощущение времени, может всюду опаздывать.
  • Теряет интерес к любым радостям жизни: подвижным играм, общению со сверстниками, спорту, увлечениям.
  • Скатывается в успеваемости.
  • Утрачивает навыки живого общения, что приводит к проблемам в отношениях с учителями, сверстниками, родителями.
  • Становится замкнутым, агрессивным, конфликтным.
  • Впадает в эйфорию, оказавшись за компьютером, а любые попытки оторвать подростка от экрана приводят его в ярость, он озлобляется, ведет себя агрессивно.
  • Стал неряшлив как в одежде, так и в быту.
  • Не желая прерываться, даже есть хочет за компьютером.
  • Ухудшилось здоровье (возможны усталость, бессонница, краснота глаз, головные боли, ухудшение зрения, даже сколиоз).

На самом деле, как бы вызывающе и грубо ни вел себя подросток, он заслуживает сочувствия: чем больше он убегает от проблем, окружающих его в реале, тем больше этих проблем у него появляется. Поэтому чем раньше родители начнут действовать, тем больше шансов на успех.

Причины зависимости у детей от компьютера

зависимости от чего? Дополнить заголовок

Проблема компьютерной зависимости уже не первый год волнует родителей, преподавателей и психологов. Известно, что более 60 % российских детей проводят у компьютера 2/3 свободного времени, что, конечно, очень печально. Причин этому несколько, попробуем в них разобраться.

Психические нарушения

Нарушения психики – одна из причин зависимости от компьютерных игр. Дети, у которых есть проблемы с самооценкой, общительностью, комплексами, предпочитают виртуальных друзей настоящим. Некоторым детям удается справиться со своими страхами и фантазиями с помощью игр.

Нехватка живого общения

Детям состоятельных родителей или тех, у кого они постоянно на работе катастрофически не хватает общения. К сожалению, эту проблему может исправить только родитель, иначе велика вероятность ухода ребенка в виртуальный мир.

Проблемы в семье

Частые внутрисемейные конфликты действуют подавляюще на моральное состояние ребенка, его настроение. Компьютерная игра позволяет уйти от постоянных скандалов, это своеобразная защитная реакция детского организма на негатив вокруг. Если же в семье между супругами отношения окончательно разлаживаются, и браку грозит развод, то это становится еще большим стрессом для ребенка.

Страхи и фобии социального характера

Зависимость от компьютерных игр чаще появляется у тех детей, кому страшно знакомиться с новыми людьми, дружить, они просто боятся идти на контакт. Родителей это должно насторожить, поскольку ни один компьютер не заменит живого общения.

Большое количество свободного времени у ребенка

Для подростка 12-15 лет наличие большого количества свободного времени может стать предпосылкой к развитию компьютерной зависимости. Представим себе ситуацию, что ваш ребенок после школы пришёл домой, сделал все уроки и просто сидит. Да, он какое-то время посмотрит телевизор или сделает работу по дому. Но потом он рано или поздно включит компьютер и посидит либо в социальной сети, либо поиграет в танки и много чего еще сделает. Ни к чему не обязывающая переписка с виртуальным другом, возможность в любой момент её прекратить делает пребывание за компьютером ненапряженным и постепенно это ощущение затягивает

По этой причине очень важно чем-то увлечь ребенка, водить его в разные секции. Так и круг общения расширится, и хобби появится. На игры будет оставаться меньше времени

На игры будет оставаться меньше времени.

Неудачливость ребенка

Зависимость у детей может быть сформирована и вследствие общей неудачливости вашего ребенка. К примеру, дети, у которых плохая успеваемость и натянутые отношения со сверстниками чаще других увлекаются компьютерными играми. Виртуальность создает «иллюзию собственной крутости», ведёт в игре ребенок может стать супергероем и найти себе единомышленников. В социальной сети он может сделать себе страничку с вымышленным персонажем. Поставить красивое фото и с легкостью знакомиться.

Высокая увлеченность новым

У школьников, «жадно впитывающих» новые знания, компьютерная игра может вызвать такой же интерес. И незаметно для всех мы получим компьютерную зависимость.

Быть как все

Детская компьютерная зависимость является еще и следствием желания подростка быть наравне со своими сверстниками – ведь если все играют, то чем я хуже? Подобное мнение и приводит к развитию подростковой компьютерной зависимости.

чтобы у ребенка не развилась интернет и игровая зависимость необходимо разнообразить его жизнь

Профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков

Справляться с последствиями зависимости гораздо сложнее, чем предупреждать ее развитие. Для начала родителям придется признать, что в современном мире дети не могут обойтись без гаджетов, электронных устройств и компьютеров. Просто смиритесь с этим. Но способы уменьшить негативное воздействие современных технологий имеются. Следуйте простым рекомендациям:

  • Определите временные нормы и четко следуйте им. Так, младшим школьникам не стоит проводить за компьютером больше 30 минут и не чаще раза в два дня. Подросткам позволяется увеличить пребывание в виртуальном мире до 1-1,5 часа в день. Этого вполне достаточно, чтобы сделать домашнее задание с использованием сети интернет или пообщаться с друзьями. Естественно, что ребенок должен быть ознакомлен с нормами с первого дня.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка была интересная альтернатива виртуальным играм. Кружки, секции, хобби – чем меньше свободного времени у него остается, тем ниже вероятность возникновения зависимости.
  • Каждый день общайтесь с подростком. Постарайтесь стать для него чем-то средним между другом и наставником. Да, останутся вопросы, которые он предпочтет обсуждать только со сверстниками, но их должно остаться совсем мало. Трудности, проблемы, переживания – вы должны оставаться в курсе всего, что происходит с любимым чадом.
  • Помогите подростку сформировать круг живого общения. Это могут быть друзья по интересам, психологическая группа, клуб интересующихся каким-либо хобби и т. д.

И самое главное, любите своего ребенка! Несмотря ни на что. Неприятности на работе, плохие оценки в школе, конфликты, банальная усталость – часто они заставляют нас забыть, каким было то первое искреннее чувство, которое мы испытали, впервые познакомившись с малышом после его рождения. Но даже через 10-15 лет, он так же сильно нуждается в поддержке, любви и заботе, как в первый год жизни.

Плюсы и минусы социальных сетей для ребенка

Родители нынешних детей и сами застали начало эпохи интернета — с его Живым Журналом, “аськой” и многочисленными форумами по интересам. Кто-то делился там проблемами и находил друзей, кто-то занимался самообразованием, а кто-то — даже познакомился с будущим супругом. Поэтому мы понимаем, что полностью ограждать современного ребенка от социальных сетей и тех благ, которые они предлагают — кощунство. Но количество опасностей в сети с тех пор значительно возросло — и игнорировать их, думая, что подобное может произойти только у соседа, тоже нельзя. Ведь некоторые из нас и сами были жертвами подростковой зависимости от социальных сетей — а может, не могут избавиться от взрослой. Какие же плюсы и минусы лежат на чашах весов?

Скрытые угрозы

Помимо упомянутых угроз, существует риск зависимости подростков от социальных сетей. Эта проблема требует отдельного рассмотрения.

Как избежать компьютерной зависимости?

Чтобы подросток не впадал в зависимость от интернета или компьютера, есть несколько простых, но эффективных правил:

  • Нужно строго регламентировать время пребывания подростка у компьютера. Одновременно родители могут проверять, чем же занят ребёнок в Сети.
  • Важен личный пример родителей – если папу не оторвать от монитора, то и его отпрыск будет стремиться к тому же.
  • Следует правильно планировать семейное свободное время, больше уделяя внимания пребыванию на природе.
  • Желательно плотнее заполнить свободное время ребёнка: нанять репетитора, отправить на кружки, больше уделять времени учёбе – тогда на зависимости просто не останется времени.
  • Радикальным решением может быть использование программ, ограничивающих работу подростка за компьютером.

Заподозрив у ребёнка компьютерную зависимость, родители должны принять неотложные меры. Можно записаться к психологу, который поможет составить план действий. Ведь часто из лучших побуждений родители поступают неправильно. Не рекомендуется мгновенный запрет на компьютерные игры, который только обострит ситуацию. К этому нужно идти постепенно, понемногу сокращая время сидения перед монитором. Нужно присматриваться к виду игр, к которым чадо особенно тяготеет. Ведь есть среди них и достаточно полезные – с образовательной направленностью или развивающие интеллект. Поэтому не всё проведённое за компьютером время можно огульно называть зависимостью – интернет играет значительную роль в современном образовании.

Что это такое?

С точки зрения медицинской науки любая зависимость – это расстройство мозговой деятельности, мотивации, памяти, а также систем, с ними связанных. Это проявляется в нарушениях физического и психологического состояния человека, его социальной и духовной жизни. Зависимость характеризуется патологическим желанием обладать предметом, который ее вызвал.

Зависимый человек не способен воздерживаться, контролировать свое поведение, его тяга болезненна, житейские проблемы, отношения с живыми людьми отходят на задний план, эмоциональные реакции его становятся нездоровыми.

С этой точки зрения компьютерная зависимость – это особая, деформированная эмоциональная привязанность человека к различным видам времяпрепровождения за компьютером. Это могут быть игры (как кровавые, так и весьма безобидные), общение в соцсетях, брождение по просторам интернета, бесконечный просмотр видео и т. д. То есть человек становится зависимым от компьютерных игр, соцсетей, видеоконтента…

Зависимый человек стремится как можно больше времени проводить за компьютером, преодолевая мешающие этому обстоятельства, когда это возможно. А все, что мешает этому, переходит в разряд ненавистных: работа, учеба, домашние хлопоты… Но если все эти факторы исчезнут, человека полностью затянет виртуальный мир. Вот что страшно.

Все, что происходит с таким человеком, разворачивается именно на виртуальных просторах: горе – он будет обсуждать его с завсегдатаями соцсетей или игровым сообществом, радость – тоже. Отсутствие событий – вообще прекрасный повод провести время за любимым занятием. Человек теряет время, которое мог бы провести с большей пользой, но само понятие пользы он начинает понимать как получение удовольствия от общения с компьютером или от игровых достижений. Постепенно присутствие человека в реальном мире сводится к биологическому существованию тела, не приносящего пользы ни своим близким, ни социуму вообще. Он просто подстраивает свою жизнь под возможность сесть за компьютер.

Тема — компьютерная зависимость у подростка в новом свете

В этой статье вы узнаете:

В наш век высокоскоростного развития технологий, компьютеры и все их производные прочно вошли в нашу жизнь. Настолько прочно порой, что, кажется, входят в самого человека, в его суть, встраиваясь в сознание. Сегодняшняя тема –компьютерная зависимость у подростка. Вопрос для многих интересный, для кого-то болезненный, а значит, с высокой долей вероятности, равнодушным не оставит никого.

При гармоничном отношении к жизни «компьютерное» времяпрепровождение человек позволяет себе осознанно. Как правило, уже после того, как уладил свои дела и сделал задуманное на сегодня.

Частое прибегание к компьютеру и его возможности, как реализации пассивного отдыха у осознанного человека происходит по причине того, что физическое тело устало. К примеру, бежать гулять на улицу или плавать в бассейн сегодня ему не доставит удовольствия.

Если общение с компьютером и гаджетами носит приоритетный характер и заменяет собой другие способы получения расслабления, то стоит разобраться в причинах.

Что нужно понимать про компьютерную зависимость у подростка?!

В каждом возрасте человека при общении с информационными технологиями есть определённые нюансы. Определив характерные причины «влипания в виртуальность», можно понять и то, как это  преобразовать.

Сегодня в контексте этого вопроса рассмотрим взрослых иподростков. Компьютерная зависимость у подростка — есть ли отличия? Последние, как известно ещё не взрослые, но уже не дети. Поэтому в подходах и общность имеется, и есть, напротив, чуть ли не диаметрально противоположное. Итак.

Подростковый возраст. Раньше, в более раннем детском возрасте, родитель мог влиять на длительность и процесс потребления компьютерной информации своим ребёнком. Мог путём выставления границ, договорённостей и наличием своего непререкаемого авторитета.

Что меняется с подростковым возрастом?

С наступлением подросткового возраста пришло время, когда запреты и попытки родителя выставить рамки приводят к ожесточённому сопротивлению у подростка и желанию отстоять своё.

Родитель вдруг осознаёт, что перед ним с одной стороны вроде как его ребёнок, а с другой стороны уже и нет. Перед ним взрослая вполне себе особь. Которой просто так и не внедришь уже ничего. С этого момента взаимоотношения вас, компьютера и подростка в вашем понимании обозначаются как «забудьте всё, чему учили вас ранее». Правила меняются и радикально! Компьютерная зависимость у подростка — это уже не детские игры.

Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка подросткового возраста

Вас немного может успокоить следующий факт. Если вы с младшего детского возраста привили ребёнку любовь к вашему совместному досугу. Показали красоты живого мира. Потворствовали его жажде движения, поиску впечатлений от реальности. То с высокой долей вероятности подросток будет периодически прибегать к этому опыту, оставившему у него с детства тёплый след. Компьютерная зависимость у подростка не берется ниоткуда.

Какие дети попадают в компьютерную зависимость?

Часто компьютерная зависимость формируется у детей из благополучных семей, родители этих детей умные и внимательные, дети с хорошей успеваемостью в школе, эрудированные, интеллектуальные. Родители таких детей заботятся о них, переживают, искренне обеспокоены тем, что происходит с ребенком.

Оба родителя работают, строят карьеру, у них высшее образование. В целом – это обыкновенная семья со средним уровнем дохода, где не наблюдаются какие-то серьезные проблемы или глобальное неблагополучие.

Самое главное – это недостаток времени у родителей на игры, общение, занятия с ребенком. Непонимание, чем еще можно занять ребенка, сложности во время игры с ребенком (родители часто говорят «Я не знаю, как играть», «Мне сложно играть с ребенком», «Мне скучно, я устаю»).

В каких случаях ребенок особенно подвержен компьютерной зависимости?

  • Если ребенок начинает использовать компьютер/планшет/телефон в раннем детстве до 6 лет. К сожалению, сегодня время использования электронных устройств сильно сдвинулось, и дети уже в 2-3 года очень много времени проводят за экраном. Чем раньше начинает ребенок, тем выше риск развития компьютерной зависимости.
  • У эрудированных детей с интеллектом выше среднего. Чтобы разбираться в играх, ребенок должен быть сообразительным и умным.
  • Дети, у которых много свободного времени. Они не заняты после школы в кружках, секциях. И это свободное время никак не структурировано. Очень много свободного времени в выходные, после школы. Но здесь есть и другая крайность: некоторые родители очень сильно перегружают ребенка, и у него вообще нет свободного времени, ему «не продохнуть» — у него и гимнастика, и бассейн, и рисование, и шахматы, еще и учеба с домашними заданиями. Здесь надо найти золотую середину. У ребенка должно быть свободное время, а родители должны отвечать за то, как это время структурировать
  • Когда у ребенка есть неограниченный доступ к компьютеру/планшету/смартфону. Часто ребенок может подходить и брать без спроса родительский телефон, ноутбук. В этом случае его сложно проконтролировать.
  • Пример родителей. Когда мама и папа сами много времени проводят за компьютером, то ребенок будет им подражать.
  • Если у ребенка более старшего возраста не складываются отношения со сверстниками, если у него нет друзей, если его дразнят, если у него есть какие-то комплексы, сложности в общении. Тогда он уйдет в электронный мир, интернет, где можно общаться под ником, проявить себя в виртуальном мире, быть тем, кем захочешь. В итоге вместо того, чтобы решать свои реальные проблемы (налаживать контакты, разрешать конфликты) ребенок уходит в несуществующий виртуальный мир.
  • Дети в обеспеченных семьях, когда родители могут позволить себе покупать дорогое компьютерное оборудование и устройства, телефоны и дорогие игры. Получается, что ребенок постоянно окружен этими девайсами. Иногда для родителей это служит замещением родительского внимания и любви, на которые у них не хватает времени. Происходит подмена настоящей заботы и внимания дорогими подарками.
  • Наиболее подвержены мальчики/юноши – они выступают основными потребителями компьютерных игр.

Как правило, любой вид зависимости у ребенка формируется на фоне отсутствия теплых эмоциональных взаимоотношений в семье. Когда родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают, что он думает и что чувствует, о чем мечтает и о чем переживает, что действительно его волнует или тревожит. Когда родители не слышат его.

Часто родители говорят «Я забочусь о нем», но это формальная забота: ребенок всегда одет по погоде, одежда чистая и опрятная, у него полноценное хорошее питание, он вовремя ложится спать, у него сделаны уроки

По сути, это тоже забота и определенная доля внимания, но это ФОРМАЛЬНОЕ внимание

Но ребенку необходимо не формальное внимание, а настоящее: участие, забота, умение остановиться и в потоке повседневных дел действительно услышать, что ребенок пытается вам сказать, чем он пытается с вами поделиться. Возможно, нужно отложить некоторые ваши дела и присоединиться к тому, чего хочет ребенок. Конечно, родители хотят побыть наедине и хотят занять чем-то ребенка

Но если часто это делать – появляется привычка. Согласно опросам, многие дети предпочли бы проводить время с родителями, делая что-то интересное, увлекательное, чем сидеть за компьютером или планшетом

Конечно, родители хотят побыть наедине и хотят занять чем-то ребенка. Но если часто это делать – появляется привычка. Согласно опросам, многие дети предпочли бы проводить время с родителями, делая что-то интересное, увлекательное, чем сидеть за компьютером или планшетом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: