«ребенок будет умолять вас остаться». девять советов для родителей первоклассников

Общие советы родителям первоклассников

Помогайте в меру

Подчас родители перегибают палку с желанием помочь ребенку в учебе. Процесс подготовки к урокам превращается в то, что уроки делает мама или папа, а первоклассник делает все механически, не вникая и не запоминая.

Далее родители не дают ребенку самому подготовить портфель. Таким образом, лишая возможности взрослеть и брать ответственность на себя. В данном случае хочется дать родителям совет: если вы переживаете о наличии всех необходимых учебников в портфеле, просто незаметно перепроверьте малыша. Ребенок не хочет учиться, потому что за него учатся родители.

Чаще хвалите

Похвала — одна из наилучших мотиваций. Дает возможность юному ученику поверить в свои силы, стать более смелым, спокойным и соответственно учиться лучше.

Не сравнивайте с другими детьми

Одна из наиболее плохих тактик родителей, которая убивает в ребенке всякую инициативу, вселяет неуверенность, награждает комплексами «я самый плохой». В этой тактике нет ни одного плюса. Родителям следует понять одно: в мире нет одинаковых детей. Умный учитель на вздохи родителей, что их «девочка в ноябре так и не умеет читать», ответит: «Ничего страшного, будет читать в декабре, или даже в марте. Вы видели где-нибудь человека, который не умеет читать?»

Рано или поздно это случится — не так важно. Но также важно, чтобы ребенку было в школе хорошо и спокойно

Что главное для родителя — отличные успехи в учебе или счастье малыша?

Подумайте над ответом.

Если все-таки второе — не давите на своего сына или дочь. Сделайте так, чтобы им нравился процесс учебы, факт хождения в школу, подготовка домашнего задания в уютной семейной обстановке.

Найдите отдушину

Учеба — тяжелая штука, взрослые знают по себе. Семилетние дети из мира сказок и игр попадают в суровый новый мир, где главенствует слово «надо». Им тяжело как физически, так и психологически.

Облегчить такое положение поможет новое веселое увлечение — рисование, танцы, каратэ или что-то еще. Главное, чтобы это был не выбор родителя — а пожелание самого первоклассника. На таких дополнительных занятиях ребенок получает разрядку, сбрасывает напряжение.

А также важно сохранить в жизни ребенка все то, чем он особенно дорожил в своей прежней дошкольной жизни. Встречайтесь со старыми друзьями, играйте в любимые игры, гуляйте, прыгайте и балуйтесь

Ведь нашим ученикам — всего 7 лет, первый класс. И быть тихими, усидчивыми и послушными им просто невозможно, это против их природы. Не забывайте об этом!

Что это такое, почему и как появляется?

Замкнутость – это не болезненное состояние и не аутизм. Это защитный механизм, который ребенок использует, чтобы оградить свой внутренний мир от вмешательства враждебных чужаков. Эта черта характера приобретается в результате внешнего воздействия, например, это могут быть:

  • чересчур строгие наказания,
  • постоянные скандалы в семье,
  • конфликтные ситуации в детском саду или школе;
  • сильная психологическая травма;
  • нехватка общения – ребенок просто не знает, как и зачем общаться;
  • тяжелая продолжительная болезнь;
  • родители постоянно выражают свое недовольство малышом.

Подумайте, какой темперамент у ребенка? Если он флегматик, то замкнутость является неотъемлемой чертой характера. Также замкнутость свойственна детям, родившимся раньше срока. Первые дни и даже недели своей жизни они проводят вдалеке от мамы, лишенные общения с семьей, и это может отразиться на их поведении в будущем. Как правило, замкнутость формируется у малышей старше одного года.

Как определить: ваш ребенок замкнутый или просто застенчивый? Действительно, и те, и те малыши примерно одинаково реагируют на одни и те же раздражители:

  • боятся незнакомцев и новых мест;
  • не терпят изменений в привычном образе жизни;
  • у них часто меняется настроение, их многое беспокоит.

Но застенчивые дети все же очень хотят общаться со сверстниками и взрослыми, а замкнутые ребята не нуждаются ни в каком общении. Если стеснительного ребенка достаточно научить выстраивать диалог с окружающими, то замкнутого ребенка нужно смотивировать на беседу, он должен сам захотеть общаться.

О замкнутости ребенка свидетельствуют следующие признаки:

  1. он почти всегда молчит, если и разговаривает, то очень тихо, робко, еле слышно;
  2. адаптация в новом коллективе проходит со сложностями, он предпочитает не участвовать в играх и оставаться наблюдателем;
  3. он не высказывает своего мнения, не дает никаких оценок и безучастно соглашается с большинством;
  4. друзей у малыша практически нет, он не общается с другими ребятами;
  5. у ребенка странные для его возраста увлечения, его интересы предполагают отсутствие общения и активности;
  6. ему трудно овладевать устными предметами – иностранные языки, чтение, история и другие дисциплины, связанные с коммуникацией, не идут;
  7. типичная реакция на изменение привычного графика или непонятную ситуацию – слезы или истерика.

Первая мысль, которая приходит в голову родителям замкнутого ребенка – он аутист. Направление даст невролог, у которого наблюдается малыш. Если аутизм подтвердится, врач и психолог немедленно начнут лечение и коррекцию. Многие аутичные дети, с которыми занимаются, успешно ходят в обычный детский сад и школу, ведут нормальный образ жизнь.

Неврологические причины

Неврологические причины обычно дают о себе знать еще до школы. Воспитатели жалуются родителям на неусидчивость ребенка в саду, его невнимательность, расторможенность. Если это еще сочетается с задержкой речи, нужно обследоваться у детского невропатолога.

Какие поведенческие сложности указывают на неврологические проблемы:

  • трудное засыпание, расторможенность – гиперактивность;
  • капризность, слезливость, тревожность – депрессия, неврозы;
  • расторможенность, проблемы речи, гиперчувствительность к разным стимулам, проявляющиеся в период – подозрение на аутизм или аутоподобные расстройства.

Что советуют психологи?

Упрекать ребенка в его гиперактивности так же бессмысленно, как и наказывать его за это. При должном подходе и максимальном запасе терпения подобная особенность поведения может быть направлена в более «мирное» русло или со временем просто сведена на нет.

Для того чтобы справиться с чересчур активным ребенком, психологи советуют не ругать его (если только он действительно не сделал что-то предосудительное). Криком и угрозами, как правило, добиться ничего не удастся, кроме обратного результата. В крайнем случае, вы только запугаете своего отпрыска, что повлечет за собой целый ряд дополнительных проблем поведенческого характера.

Прежде всего, постарайтесь понять причины повышенной активности вашего ребенка. Их может быть несколько. И уже в зависимости от первопричины следует выбирать сценарий, по которому вы будете воздействовать на свое чадо.

Если ребенок слишком торопится

Некоторые дети так торопятся, делая уроки, что совершают массу ошибок. Между тем выполнение школьных заданий требует сосредоточенности, вдумчивости. И вообще, откуда берётся этот недостаток? Зачастую мы сами постоянно дёргаем малыша. «Быстрее!», «Что ты копаешься?», «Я долго буду тебя ждать?» — то и дело слышит ребёнок. И привыкает всё время спешить, торопиться, суетиться.

Поговорите с сыном или дочерью о том, что есть дела, которые важно сделать правильно, а не быстро. Есть даже такая пословица: «Быстро хорошо не бывает»

Поэтому не торопите своё чадо, когда оно осваивает новые навыки, например, навыки письма, чтения, счёта. Это для нас, взрослых, читать, писать, считать очень легко и просто, а малышу нужно время, чтобы освоить эти действия.

Объясните, что, торопясь, ребёнок сделает столько ошибок, что потом придётся всё переделывать, и времени он затратит гораздо больше. Пусть привыкнет делать домашние задания не столько быстро, сколько хорошо.

Статья предоставлена издательством «Стрекоза»

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Физиологическая адаптация

Первый этап физиологической адаптации психологи называют «физиологическая буря» — это период, когда все системы в детском организме работают в полном напряжении и ребёнок тратит множество ресурсов на то, чтобы привыкнуть к огромному количеству новшеств в своей жизни.

— В это время ребёнок испытывает перегрузки, сравнимые с теми, которым подвергают космонавтов перед выпуском на орбиту. Могут возникнуть повышенная утомляемость, медлительность, склонность к капризам. Ребёнок может захотеть на время вернуться к дневному сну. Всё это нормально. Помните, что его организм сейчас подвергается сложнейшим перегрузкам, и проявите понимание.

Второй этап физической адаптации — «неустойчивое приспособление», когда системы организма ребёнка уже справляются с напряжением, но это всё ещё очень энергозатратно.

И наконец, наступает третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Он связан с тем, что школьные вызовы стали для детского организма чем‑то более или менее привычным. Ребёнок уже не тратит все силы на то, чтобы научиться просто существовать в новой среде, и может начать осваивать школьную программу.

Советы психологов родителям

Будьте сдержанны и терпеливы. Иногда за «выходки» ребенка хочется наказать, накричать на него или как-то иначе бурно отреагировать. Но давать выход своим собственным эмоциям, особенно негативным, не стоит. Не стоит усугублять напряженную обстановку вокруг эмоционально лабильного малыша.
Поддерживайте свое чадо в каждой попытке вести себя «правильно», то есть конструктивно, позитивно и подчиняясь правилам. Ему, поверьте, это непросто дается!
Помиритесь с близкими. Конфликты в семье, в которой растет гиперактивный ребенок, провоцируют усугубление его состояния
Поэтому в повседневном общении постарайтесь избегать упреков, обид, категоричных оценок, криков, угроз – словом, любых провоцирующих факторов, даже если ваши эмоции направлены не на ребенка, а на других членов семьи.
Не ругайте, а переключайте внимание. Делайте это с юмором и легко
Пытайтесь понять своего ребенка с тем, чтобы договариваться с ним без манипуляций, и не запрещать ему (следовать запретам ребенку с СДВГ сложно), а взаимодействовать на основе взаимного уважения и любви.
Организуйте распорядок дня

Для гиперактивного ребенка соблюдение режима особенно важно. У него должны быть свои обязанности, при выполнении которых он заслуживает искреннюю похвалу.
Организуйте быт ребенка так, чтобы у него была возможность побыть одному

Это может быть отдельная комната или уголок, где он может по-настоящему расслабиться. В оформлении не используйте ярких красок – красный, оранжевый, желтый возбуждают нервную систему, и не только отвлекают, но и раздражают ребенка.
Играйте с ребенком чаще. Подвижные игры позволят «выпустить пар», игры в театр и разыгрывание сценок из прочитанных книг позволят пережить и транслировать эмоции голосом, мимикой, жестами. Очень часто «живчики» обладают актерским талантом, так что не стесняйтесь устраивать овации своему маленькому непоседе.
Будьте на связи с учителем, взаимодействуйте с ним. От первого учителя во многом зависит атмосфера в классе, и конечно, его обязательно нужно предупредить об особенностях вашего малыша, чтобы гиперактивность первоклассника не стала для учителя сюпризом. Подумайте, как направить чрезмерную импульсивность и активность ребенка в продуктивное, позитивное русло.
Поддерживайте, успокаивайте, хвалите ребенка, чтобы не усугублять его состояние еще и комплексом неполноценности или отрицательными переживаниями. Очень важно, чтобы сложный первый год жизни в школе малыш прожил без стресса, обрел в школе новых друзей и получал знания в комфортной ему обстановке.

Правило второе. Не реагировать на попытки тебя унизить!

Разумеется, от дразнилок, кличек и обзываний еще никому не удавалось сбежать. Другой вопрос – как на них реагировать. Кого-то коверкание собственной фамилии или имени может довести до плача в школьном туалете, а кого-то может заставить улыбнуться. Научите своего ребёнка игнорировать дразнилки и самому не придумывать кличек другим людям, потому что у каждого есть имя. Нужно просто усвоить эту истину, но не зацикливаться на ней. Если ребёнок начнёт каждому объяснять с трясущимися губами, что на самом деле «У меня есть имя!!!», это только раззадорит толпу. «Не реагировать или улыбнуться в ответ», – неожиданный, но приятный взгляд доморощенного оптимиста на обзывание. Вы только представьте, как эта простая философия поможет ребенку в дальнейшем, когда люди будут говорить ему вещи куда более обидные, чем дразнилки в детском саду.

Продолжительность привыкания к учёбе в школе

Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:

  • Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
  • Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.

Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:

  • Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
  • Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
  • К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.

Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.

Если ребенок обидчивый

Оказавшись в новом детском коллективе, ребёнок порой не понимает, как себя вести, когда тебя обижают, обзывают, отнимают твои вещи. Жаловаться? Давать сдачи? Плакать? Научите сына или дочь давать отпор обидчикам: «Меня нельзя обижать! Я хороший!», «Кто обзывается, сам так называется!», «Это моя игрушка. Надо спросить разрешения».

Объясните малышу, что не стоит обижаться на злых людей, не надо плакать. Эти люди, увидев, что тот, кого они хотят задеть, не реагирует, не плачет, что он уверен в себе и даёт им отпор, теряют к нему интерес. Играть и общаться нужно с хорошими ребятами, их тоже много, а злых оставить в стороне и не обращать на них внимания.

Как научить ребенка давать отпор?

Прежде чем приступать к активным действиям, нужно понаблюдать за поведением ребенка в кругу сверстников. Бывают случаи, что примерные с виду дети сами провоцируют негативное к себе отношение. Если ребенок сам выступает в роли агрессора, то стоит незамедлительно провести с ним воспитательную беседу и объяснить ошибки его поведения.

Если же ваше чадо на самом деле является жертвой, то наблюдая за ним, вы это обязательно увидите. Детей с комплексом жертвы видно, как правило, сразу: 

  • Они редко поднимают голову, предпочитая смотреть в пол.
  • У них опущенные плечи и весь вид как бы говорит о том, что они стараются спрятаться.
  • Их речь монотонна, а голос очень тихий.
  • Они могут жаловаться на обидчиков, плакать и убегать.
  • Зачастую стремятся держаться подальше от компании ровесников.

Важно

Родителям ребенка с комплексом жертвы предстоит большой труд по поднятию самооценки своего малыша. Ни в коем случае нельзя его критиковать и требовать активных действий.. Приняв решение научить ребенка давать отпор обидчикам, не лишним будет:

Приняв решение научить ребенка давать отпор обидчикам, не лишним будет:

  • Привить осознание собственной значимости. Каждый ребенок должен понимать, что он – полноценная личность со своими потребностями и правами. Он должен верить в то, что обижать его нельзя.
  • Учить защищать свои интересы. Предстоит объяснить ребенку, в каких именно ситуациях он должен начинать защищаться: если его обзывают, пытаются ударить, отбирают его вещи, оскорбляют родителей и других родственников, унижают.
  • Обсудить с ребенком суть конфликта с обидчиком. Для того, чтобы найти способ решения проблемы, необходимо разобраться в причине происходящего. Почему конфликт вообще произошел, как ведут себя его участники, что говорят. Нужно рассказать ребенку о том, как можно противодействовать агрессорам, как правильно это сделать с наименьшим ущербом для себя, как грамотно рассчитать свои силы, чтобы не нанести большого ущерба обидчику, но при этом остаться в выигрыше.
  • Посещение спортивных секций. Не лишними будут посещения занятий по самообороне. Поход в секцию по боксу или карате не только научит ребенка оказывать силовое сопротивление в случае нужды, но и окажет благоприятное воздействие на здоровье в целом.
  • Объяснить недопустимость провокаций. Ребенок обязан знать, как себя надо вести в компании ровесников или в окружении посторонних людей. Да, да, он должен понимать, что такое – хорошо, а что такое – плохо. Объясните ему, какие поступки могут считаться провокацией, поскольку многие обидчики сами не понимают, что их действия становятся причиной ссоры.

Готовим к школе… Родителей

Это удивительно, но психологическая подготовка к школе нужна не только детям, но и взрослым. Первый класс — огромный стресс для родителей. Им приходится переживать за множество самых разных событий: сможет ли ребенок адаптироваться к школе и насколько быстро, какие отношения сложатся у него с одноклассниками и учителем, осилит ли он программу и получится ли у него высидеть 30 минут. Влияет и то, что мы никак не можем повлиять на эти процессы. Мы можем психологически подготовить ребенка к самым разным ситуациям, но многое, например, предвзятое отношение учителя, изменить никак не можем. Ну разве что переводом в другой класс или другую школу.

Это логично приводит к повышенной тревожности и нервозности, которая накаляет атмосферу в семье и передается детям. Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?

Во-первых, отпустить ее. Могут ли у ребенка быть проблемы в школе? Бесспорно. Но их может и не быть. Что изменится от того, что мы сейчас переживаем по этому поводу? Это не поможет в решении гипотетических сложностей и даст ребенку установку, что школа — опасное место.

Во-вторых, проработать свои страхи. Подумайте, почему ваше воображение рисует плохие сценарии. Возможно, вы сами были той девочкой, у которой возникли сложности с программой или отношениями с одноклассниками. И вы проецируете свои трудности на ребенка.

В-третьих, разобрать страхи рационально. Можно взять лист бумаги, разделить его пополам и на одной половине написать, что может случиться, а на второй — что вы будете делать в случае возникновения неприятной ситуации. Готовый план сильно снижает тревожность.

В-четвертых, снизить ожидания. Вполне естественно, что мы считаем наших детей самыми умными и самыми красивыми. Иногда сознательно, а чаще бессознательно мы говорим ребенку, что он должен лучше всех учиться, быть звездой класса и участвовать во всех активностях

Но наши желания и желания ребенка могут не совпадать, поэтому очень важно не показывать ему, что мы чего-то от него ждем. Комфорт ребенка намного важнее хороших оценок и социального успеха

В-пятых, перенести отпуск на сентябрь. В первый месяц учебы ребенку крайне необходима ваша помощь и поддержка: нужно провожать его в школу и встречать из нее, помогать с обедом и подготовкой к новому учебному дню. Лучше, если вы будете делать это не в перерывах между работой, а сможете полностью посвятить себя первокласснику. Кроме того, если у ребенка возникнут какие-то сложности в первые недели обучения, вы сможете решить их намного быстрее.

Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с тревогой, обратитесь за помощью к психологу. Многие специалисты сегодня принимают онлайн, и консультация не отнимет у вас много времени, зато поможет подготовиться к первому учебному году ребенка.

Что дальше?

А дальше ещё интереснее: ведь эти типы нервной системы ещё и сочетаются между собой! Таким образом, ребёнок может быть, например:

  • очень подвижным и быстро устающим,
  • или усидчивым, но всё же утомляющимся,
  • или активным и не устающим никогда,
  • или спокойным и сохраняющим энергию.

Логика сочетаний ясна. Что же тогда делать и какие ошибки делают родители в большинстве случаев?

А ошибки следующие: во-первых, не учитывают особенности своего ребёнка, во-вторых, пытаются его «сломать». Родители часто ещё до появления в семье ребёнка решают, каким их малыш должен быть. Строительство подобных планов распространяется не только на выбор имени и подбор одежды, но и выбор увлечений и типа деятельности за ребёнка. То есть если папа видит своего будущего сына великим футболистом, то в положенный срок он записывает малыша в секцию. И абсолютно не обращает внимания на то, что ребёнок с удовольствием остаётся наедине с книжкой в руках в своей комнате, не очень-то любит шумные компании и быстро утомляется. Итог же от подобных действий, к сожалению, может быть печальным: вместо тренировки «быть мужчиной» (по мнению отца) ребёнок постоянно чувствует себя не в своей тарелке, не любит заниматься тем, что ему навязали, может начать отставать в школьном обучении (из-за банальной нехватки энергии!), испытывать проблемы с памятью и станет подвержен срывам.

Как же, учитывая особенности нервной системы ребёнка, поступить правильно? Ведь для развития малышу просто необходимо посещать кружки и общаться с другими детьми!

Ответ логичен и прост: используйте знания о силе и степени возбудимости нервной системы ребёнка, подбирайте и организовывайте занятия с учётом этой информации.

Например, если ваш ребёнок – обладатель инертной нервной системы и, соответственно, не может выполнять домашнюю работу в шуме, то старайтесь организовать ему спокойную обстановку на время его учебной деятельности. В идеале: отдельная комната с минимумом отвлекающих факторов типа игрушек на рабочем столе, включённой приставки и бегающего рядом домашнего животного. Если же предоставить отдельную комнату нет возможности, то поговорите с остальными жильцами квартиры и старайтесь не шуметь в данное время, выключите телевизор, не общайтесь на повышенных тонах. Если же ребёнок – гордый «носитель» подвижной нервной системы, предпочитающий, чтобы вокруг кипела жизнь, не гоните его в отдельный угол. Позвольте такому активному малышу делать домашнюю работу рядом с вами, даже если вы в этот момент варите борщ или общаетесь с бабушкой.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Проблемы адаптационного периода

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс

Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи

Не следует заострять внимание на неудачах.
Лень. Причин для неё достаточно много

Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.

Школьная адаптация –сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь, должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы.

Ребенок медлительный или эмоциональный — как найти подход

Наблюдая за детишками 6 лет и младше, мы видим, что все они разные. Один — медлительный, обстоятельный и неторопливый. Другой — этакий живчик: «Фигаро здесь — Фигаро там». Третий задумчивый и любит тишину и уединение. Четвертый — артист, фантазер и воображала. Пятый болтает без умолку, просто как «птица-говорун».

Все это различные детишки с разными психологическими свойствами. В терминах Системно-векторной психологии — векторами. При этом к каждому малышу требуется свой особый психологический подход при подготовке к школе.

Как подготовить таких разных детей к школе, когда требования едины?

Организовать занятия дома или бежать в детские центры? Что могут сделать родители дома самостоятельно? И возможно ли подготовить ребенка к школе в домашних условиях? Какие этапы подготовки самые важные? Раскрываем в этой статье.

Все дети хотят учиться — просто информацию воспринимают по-разному

Все дети хотят в школу, ведь для них это новый этап в познании мира, а для некоторых и особое приключение.

При этом детки с кожным вектором «хватают» информацию «по верхам», их память устроена таким образом, что механизм запоминания срабатывает, когда есть логические связи. При этом такие младшие школьники очень соревновательны. Это нужно использовать, стимулируя ребенка к учебе. Об этом чуть ниже.

Медлительные и обстоятельные дошколята с анальным вектором — лучшие ученики в школе, они очень хотят учиться. Но они испытывают стресс от суеты и повышенного ритма школы. Чтобы подготовить таких деток к школе, нужен особый подход. Все делать заранее, не торопить и задолго начинать рассказывать про школу. Об этом подробно в статье.

Эмоциональные и впечатлительные дети со зрительным вектором обладают огромным воображением. При этом от стресса могут закатывать истерики со слезами. Подготовить их к школе нужно особым образом — научить выражать свои эмоции наружу. Чувственно с интонациями читать стихи или петь песни, иногда даже танцевать.

Как подготовить гиперактивного непоседу к школе — советы родителям

Часто шустрым и подвижным ребятам еще с дошкольного возраста ставят «диагноз» — гиперактивный ребенок. На самом деле это детки с кожным вектором. Их психика действительно очень подвижна, они любят постоянные движения и изменения в процессе своей деятельности. Часто «мудрые родители» так понимают подготовку ребенка к школе — пытаются заставить такого «вечного двигателя» быть усидчивыми и спокойными. Системно-векторная психология предлагает другой путь — перенаправить их двигательную жизненную активность в нужное русло.

На самом деле, такие дети даже мыслят лучше, когда двигаются. Вы наверняка вспомните многих людей, которые «лучше соображают», когда ходят из угла в угол. Поэтому чтобы подготовить такого непоседу к школе, лучше всего отдать его в спортивную секцию. Там он не только будет максимально двигаться, но и будет ограничен дисциплиной и правилами игры.

Такие дети прекрасно адаптируют режимные моменты. Составьте вместе со своим чадом расписание, где будет отражен ранний подъем, зарядка и различного рода занятия. Частая смена деятельности благотворно влияет на таких детишек. Они от природы быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. После составления режима дня взрослым нужно проявить строгость. Не выполнил расписание — не пойдешь гулять, будешь ограничен в компьютерных играх или даже в тренировке. То есть на ребенка нужно оказывать воздействие, лишая его удовольствия от разнообразия и движения. Тогда он быстро адаптируется, начнет выполнять режим дня, еще и вас подключит к утренней зарядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: