Оборудование для сенсорной интеграции
Занятия по сенсорной интеграции проводятся на специальном оборудовании, которое должно быть безопасным для ребенка, привлекательным и ярким. Сенсорная терапия и интеграция включает в себя использование следующего оборудования:
- тренажер для мозжечковой стимуляции (балансировка) – предназначен для детей, у которых есть проблемы с координацией, моторикой;
- тактильные дорожки – разная поверхность дорожек развивает чувство равновесия;
- сенсорные световые игрушки разных цветов – они светятся в темноте и способствуют стимуляции аудиальной, визуальной и тактильной систем ребенка.
- Бизиборды – разработаны по системе Монтессори, представляют собой доски с множеством разных кнопочек, замочков, прищепок, шнурков очень привлекательны для малышей, развивают воображение, мелкую моторику и сообразительность.
- утяжеленные одеяла и подушки для релаксации – помогают гиперактивным детям успокоиться и заснуть, ребенок чувствует эффект, что его обнимают.
Коррекционное образование детей с нарушениями слуха
Коррекционная работа с детьми, имеющими разнообразные слуховые отклонения, реализуется по нескольким направлениям. Каждое из них ориентировано на решение определенных задач по коррекции, имеющегося дефекта для полноценного обучения и воспитания ребенка со сбоем в слуховом восприятии.
При этом, нарушения слуха могут носить разный характер: полная или частичная глухота, слабо выраженный характер слухового дефекта или яркое проявление, влияющее на иные стороны развития личности.
Основными направлениями коррекционной работы по преодолению слуховых отклонений являются:
Развитие речи
Необходимо развить языковые навыки общения у ребенка, расширить его словарный запас и активизировать внимание на разные аспекты речи и их развитие, исходя из особенностей слухового дефекта. Если у ребенка наблюдается неполная потеря слуха, то коррекционная работа ориентирована на формирование навыков слухового восприятия
Осуществляется обучение детей восприятию информации на слух, различению разных звуков речи и неречевого звучания. После, формируются навыки произношения. Осуществляется мотивация ребенка к речевому произношению, формирование у него навыков наиболее приближенного к нормальному речевого произношения.
Развитие игровых навыков. Чтобы ребенок со слуховым дефектом научился играть, необходимо создать специальную игровую среду, мотивирующую его к игровой деятельности. Игры должны быть доступными и понятными для ребенка. Необходимо обучить его совершению действий с игровым оборудованием, правилам игры, разворачиванию игрового сюжета.
Эстетическое развитие. Оно осуществляется путем организации изобразительной и конструктивной деятельности. Дети учатся рисовать, лепить, создавать аппликации, строить конструкции из разных материалов. Данные виды деятельности ориентированы на развитие визуального и тактильного восприятия.
Трудовое воспитание. Оно основано на формировании элементарных трудовых навыков, активизирующих речь и слуховое восприятие.
Музыкальное развитие. Оно формируется через восприятие музыки на слух, знакомство с ритмом и музыкальной интонацией. Музыкальное развитие формирует эстетическое восприятие мира.
Симптомы
Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:
Тактильная дисфункция
Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.
Вестибулярная дисфункция
Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.
Проприоцептивная дисфункция.
Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).
Аудиальная дисфункция
Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.
Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.
Обонятельная дисфункция
Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.
Визуальная дисфункция
Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.
Артикуляционная дисфункция
Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.
Социальная дисфункция
Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.
Эмоциональная дисфункция
Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.
Игровая дисфункция
Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.
Дисфункция саморегуляции
Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.
Интроцепция (внутренняя регуляция)
Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.
Общие рекомендации
Работа должна быть комбинированной: сочетайте игровую активность, массаж, логопедическую и/или психологическую работу.
Слишком сильные стимулы, особенно связанные с прикосновениями, нужно применять в умеренном количестве, но регулярно.
Прислушивайтесь к ребенку, не перегружайте его и внимательно следите за появленияем улучшений и сменой настроений – в зависимости от этого регулируйте нагрузку.
Приготовьтесь к плановой и, возможно, долгосрочной терапии. Но результат не заставит себя ждать: уже через год поведение вашего ребенка может кардинально измениться: он станет жизнерадостным, общительным и активным.
За консультацией обратитесь к специалисту нашего центра. Мы обеспечим Вас первичной необходимой информацией по телефону
+7(921) 995-61-57, а на приеме проведем комплексную диагностику и составим индивидуальный план сенсорной терапии.
Признаки нарушений сенсорной интеграции
ребенок слишком или недостаточно чувствителен к прикосновениям, свету, звукам или движению
ребенок избегает прикосновений с определенными фактурами и консистенциями: например, песком, кашей, пластилином
у ребенка есть проблемы с моторикой: не может использовать столовые приборы, ножницы, письменные принадлежности
ребенок испытывает трудности в обучении письму, чтению (в частности, пропускает буквы и слоги), езде на велосипеде и выполнении инструкций в целом
ребенок не различает правую и левую сторону
ребенок вспыльчив, нетерпелив и избегает социальных контактов
ребенок недостаточно или слишком двигательно активен, у него расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть)
ребенку трудно концентрироваться, он импульсивен или быстро утомляется
у ребенка задержка развития речи и двигательного развития
Рекомендации для детей с более низким уровнем языковых навыков
Если у вашего ребенка ограниченные языковые способности и словарный запас, вы можете попробовать определить желательные или неприятные ощущения другими способами — предлагая ребенку разные варианты ощущений и варьируя их характеристики. Не забывайте, что вашему ребенку может нравиться то, что обычно не нравится другим людям, или он может не выносить то, что обычно считается приятным. Один из моих клиентов очень любил острую еду, например, с луком и чесноком, в то время как его родители предпочитали более пресные блюда. Другой клиент не любил липкие субстанции, такие как мокрый песок, арахисовое масло или зефирную массу. Его мама считала, что ему не понравится все, что похоже на пасту, но оказалось, что с зубной пастой или соусом песто у него никаких проблем не было. Так что мы пришли к выводу, что проблемы у него с качеством «липкий», но с качеством «паста» у него проблем нет.
Как нарушение слухового восприятия связано с аутизмом?
Определение понятия
Сенсорной интеграцией называется происходящий в центральной нервной системе процесс организации ощущений, поступающих одновременно от разных сенсорных систем (вестибулярный аппарат, проприоцепция, осязание, слух, зрение, обоняние и вкус), который обеспечивает слаженное функционирование структур нервной системы и позволяет человеку осуществлять эффективное адаптивное взаимодействие с окружающей средой.
Благодаря данному процессу, информация, идущая одновременно по нескольким чувственным каналам, упорядочивается и объединяется в единое целое, что приводит к формированию целостного восприятия ситуации и создает возможность целенаправленного, осмысленного действия в этой ситуации
Кроме того, в процессе обработки сенсорной информации получаемые нами ощущения наделяются значением, и происходит отбор наиболее важной информации, на которой следует сконцентрировать внимание в данный момент
Иллюстрацией процесса может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он ощущает их зрительно, а также кожей, мышцами и суставами кистей рук, слышит стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве от вестибулярных и мышечно-суставных рецепторов, также в этот момент он может чувствовать запах готовящейся на кухне еды и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки.
Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром. В первые 7 лет жизни мозг ребенка настроен, в первую очередь, на обработку сенсорной информации, восприятие и мышление ребенка опираются непосредственно на полученные ощущения, а деятельность имеет преимущественно двигательную природу. Успешное сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период способствует дальнейшему развитию их ментальных и социальных навыков. Таким образом, сенсорная интеграция, развиваемая детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является основой для более сложной интеграции, необходимой для освоения письма, чтения, счета и прочих учебных программ, а также для адекватного социального поведения и способности справляться с проблемами.
Понятие сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция ребенка в психологии – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится. Человек одновременно принимает такие сигналы в процессе осязания и обоняния, он слышит и видит, ощущает вкус, определяет положение тела и его частей в пространстве с помощью вестибулярного аппарата – и необходимо, чтобы разнообразная информация складывалась в единую картину мира и давала адекватное представление о себе самом в этом мире.
Следовательно, развитие сенсорной интеграции ребенка, которая в период дошкольного детства совершенствуется в процессе эмоционального общения малыша со взрослыми, во время игровой и иной деятельности, в ходе развития речи, – необходимое условие для дальнейшего нормального развития, овладения навыками чтения, письма, формирования логических операций, математических представлений и подготовки к решению учебных и коммуникативных задач.
Критерии правильной диагностики сенсорного расстройства
Когда речь идет о сенсорных проблемах, нужно избегать неправильной диагностики. Это нормально, когда человека раздражает и не дает сосредоточиться звук работающего вентилятора, а грубая шерсть свитера царапает кожу.
Однако, когда такие раздражители вызывают сильный эмоциональный ответ – паническое бегство, крик, агрессию – о норме говорить не приходится.
Другим критерием можно считать способность интеграции в нормальную жизнь общества: если сенсорные проблемы мешают учиться и находиться в коллективе, их нужно корректировать.
Неверно считать, что у пациента может наблюдаться только лишь гипо- или гиперчувствительность. Встречаются ситуации, ребенок может не выносить громких звуков, но при этом смеяться, когда ему делают укол и никак не реагировать на ожог второй степени.
Метода сенсорной интеграции в приложении к РАС
Как и со всеми другими способами смягчить проявления аутизма, сенсорная интеграция до сих пор не была проверена исследованиями национального масштаба, которые позволили бы однозначно подтвердить или опровергнуть те или иные теории, связанные с ней.
Критики отмечают, что, поскольку сам характер американской страховой медицины требует от специалистов по поведению постановки «медицинского» диагноза, они могут проявлять тенденцию к злоупотреблению, и говорить о расстройствах сенсорной сферы даже в тех случаях, когда особенности поведения могут быть объяснены другими факторами.
Специалисты также предостерегают от того, чтобы все проблемы детей с аутизмом сводить к сенсорным нехваткам или гиперчувствительности.
Так, теория «протекающего кишечника» объясняет отчужденность, «туман» и повышенный болевой порог отравлением организма морфиноподобными веществами, которые вырабатываются как реакция на попадание в кровь из кишечника крупных молекул, содержащих глютен или казеин.
Пищевые аллергии также могут иметь значение, приводя к перевозбуждению и провоцируя дальнейший уход в себя. Проблемы с митохондриальным комплексом клеток имеют следствием вялость и апатию ребенка.
Хотя все перечисленные симптомы можно объяснить и как следствия неправильной обработки мозгом сенсорных раздражителей, они часто имеют медицинскую природу.
Именно поэтому необходим комплексный подход к лечению детей с РАС, когда врач находит и излечивает все источники воспалений в организме, насыщает клетки энергией и обеспечивает рацион, который закрывал бы все выявленные пищевые нехватки.
Сенсорная интеграция, таким образом – это не единственный, а один из многочисленных способов помощи при РАС. Можно рекомендовать родителем дополнять «сенсорную диету» биомедицинскими протоколами и наоборот.
Отметим также, что сенсорная интеграция – это паллиативный метод лечения, т.е. смягчающий лишь проявления болезни, но не излечивающий ее причины. Дети могут получать некоторое облегчение (массаж и объятия приятны и здоровым людям).
Однако без выявления причин заболевания или сопутствующих ему состояний, долгосрочный эффект от сенсорной терапии может быть сведен на нет.
Завершая ознакомительный рассказ, повторим свою мысль ещё раз: лечение РАС должно быть комплексным.
- http://autism-help.org/comorbid-sensory-integration-dysfunction.htm
- http://www.spdinfographic.com/
Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы
Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать».
То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.
Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.
Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации.
То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.
Комментарий эксперта
Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции
Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши чувства. Мы получаем информацию через наши органы чувств. Основной задачей ребенка до 7 лет является формирование и улучшение сенсорной интеграции. Это необходимо для правильного поведения, адекватной реакции на внешние события, а также процесса обучения.
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их.
Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка
Книги
Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге»
У. Кислин, известный в Германии и России эрготерапевт. В своей книге рассказывает о собственном практическом опыте помощи детям с нарушениями сенсорной интеграции. Автор обращается напрямую к родителям, врачам, делится новыми методами работы.
Ула Кислин считает, что заниматься развитием одного вида чувствительности нельзя, это должна быть комплексная терапия. Только тогда пациент сможет реагировать на внешние и внутренние стимулы адекватно.
Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»
Книга предназначена педиатрам, неврологам, дефектологам, эрготерапевтам, родителям. Она помогает разобраться в теоретической основе нарушений сенсорной интеграции, способах ее развития, методах преодоления проблемы в раннем возрасте.
Джин Айрес подчеркивает, что сенсорная интеграция очень важна для нормального обучения в школе. Если не решить проблему до 1 класса, ребенок будет испытывать дискомфорт за партой, не сможет выстроить дружеские отношения с одноклассниками, с трудом будет усваивать новую информацию.
Посмотрите видеообзор на книгу Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»:
демонстрации
Кроме того, пораженные люди различаются по широкому спектру дисфункции сенсорной обработки, включая различные уровни гипочувствительности и гиперчувствительности к раздражителям..
Во-первых, информация о чувствах не рассматривается, как если бы она не захватила ее или не уловила очень легко (например, она может коснуться чего-то очень горячего, не будучи сожженным); в то время как вторая подразумевает обратное: даже легкий контакт с одеждой, например, может быть воспринят с ужасом.
Также расстройство сенсорной интеграции может варьироваться в зависимости от чувств, представляя некоторые трудности в одной сенсорной модальности, другие в нескольких и даже другие в целом (Goldstein & Morewitz, 2011).
Другие, с другой стороны, являются истинными искателями эмоций, всегда осознавая, как стимулировать свои чувства, и любят захватывать интенсивную информацию, но патологически. С этим нужно быть осторожным, потому что он обычно неправильно диагностируется как СДВГ (STAR Institute, 2016).
У взрослых это проявляется как проблемы с выполнением рутины или сохранением работы, а также с трудностями в общении и отдыхе; хотя депрессия и изоляция также могут возникнуть.
Затем мы представим некоторые признаки этого расстройства в качестве примера:
— Чувство беспокойства от неожиданного тактильного контакта, пусть и незначительного. Особенно, если его коснуться в определенных частях тела или принять.
— Неудобство при надевании определенной одежды, тканей, протирки этикетками … или аксессуаров, которые подгоняются под кожу.
— Особая неприязнь к окрашиванию или, наоборот, отказ от личной гигиены. Скорее, они обычно демонстрируют сильное избегание определенного контакта, такого как вода, зубная щетка или что-то, что окрашивает их кожу, как еда или краска.
— Большая активность, или иначе, это может быть чрезвычайно сидячий.
— Повышенная чувствительность к звукам из-за их частоты или громкости. Или дискомфорт при встрече в шумной обстановке, при прослушивании неизвестных голосов или на другом языке.
— Чрезмерно низкий или высокий болевой порог.
— Сильный дискомфорт при появлении интенсивных запахов или очень острой пищи.
— С точки зрения зрения, он потирает глаза или усердно моргает, учится читать дольше, им мешает смотреть на движущиеся или яркие объекты, они избегают визуальных узоров или источников света, у них возникают проблемы с различением цветов, форм или размеров и т. Д..
— Задержка мелкой моторики, что позволяет раскрашивать, писать или застегивать.
— Дефицит общих двигательных навыков, который влияет на ходьбу, подъем по лестнице или бег.
— Неуклюжие и хаотичные движения.
— Мышечный тонус слишком высокий или слишком низкий.
— Устные проблемы, такие как частое слюнотечение или тошнота, гиперчувствительность во рту, задержка речи, паника, чтобы попробовать новые продукты и т. Д..
— Трудности в отношениях с другими людьми, будучи изолированными.
— Дискомфорт, связанный с вестибулярной системой, такой как перемещение другого человека, езда на лифте или транспортном средстве, действия, которые требуют изменения положения головы, опускания головы, прыжков, установки на качелях и т. Д..
Сенсорные нарушения
Нарушения обработки сенсорной интеграции (НОСИ) носят массовый характер и по разным исследованиям свойственны для 40-60% детей, не имеющих другие сопутствующих заболеваний.
НОСИ оказывает колоссальное влияние на развитие ребенка, начиная от моторного развития, возможности и качества речи до успешной социализации и выбора поведенческих стратегий.
Именно поэтому сегодня НОСИ пытаются вычленить в отдельную нозологическую единицу, которая требует пристального внимания и специфической терапии.
Хотя нет четкого понимания причин возникновения НОСИ, обычно их связывают с генетическими, стволовыми, гипоксическими нарушениями и общим влиянием окружающей среды. Также в группе риска недоношенные дети.
Существуют различные способы диагностики НОСИ и мы в своей деятельности реабилитационного центра «Под крылом» всегда выбираем наиболее информативную, соответствующую возможностям ребенка. Наши терапевты по сенсорной интеграции умеют работать даже с самыми маленькими пациентами, и одни из немногих в России, кто прошел международное обучение в ассоциации и владеют навыками и правом тестирования в рамках проекта EASI.
—
Дети с нарушениями в сенсорной интеграции испытывают сложности каждый день в самых простых вещах, в удержании позы, в еде, в одевании, в возможности находится в шумных местах, переключаться с одной деятельности на другую и т.д.
—
Сенсорные нарушения делают ребенка неуклюжим, легко утомляемым, гиперактивным, и т.д.
Данные дисфункции могут встречаться самостоятельно, отдельно от других диагнозов, а могут быть частью синдрома или приводить к поведенческому проявлению, схожим с другим синдромом, например, РАС.
Поэтому, мы используем комплексный подход, балансируя между аппаратными и психолого-педагогическими методами: нейрокоррекция, сенсорная интеграция, мозжечковая стимуляция, комбинированные методы с БОС, БАК и т.д.
Кому показана
- • Детям с моторными, когнитивными и коммуникативными нарушениями
- • Детям с эмоциональными и/или поведенческими расстройствами
- • Детям с пищевой избирательностью
- • СДВГ, РАС, ЗРР, Дислексия, Диспраксия
- • Детям, испытывающим сложности в адаптации и обучении
- • При генетических заболеваниях: Синдром Вильямса, Синдром Дауна, Синдром хрупкой Х и т.д.
- • Детский церебральный паралич
В своей работе мы используем только индивидуальный подход, поэтому терапия выстраивается относительно диагностики сенсорных особенностей каждого отдельного ребенка и направлена на нормализацию работы нервной системы ребенка, что дает стойкие результаты и улучшает качество жизни всей семьи.
Весь реабилитационный маршрут находится под кураторством врача-невролога и клинического психолога.
Ранняя диагностика и лечение существенно влияют на результат и предотвращают формирование вторичных дисфункций.
Если вы заметили первые симптомы, не ждите, мы умеем работать с детьми самого раннего возраста.