Развитие ребёнка 5 лет

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Восемь игр, в которые обязательно нужно играть с ребенком летом

Особенно важна эта игра, если ребенок не посещает детский сад и курсы подготовки к школе, но и для ребенка, но полезна игра будет для всех детей, ведь в ней ребенок может побывать «по ту сторону баррикад» — побывать как в роли ученика, так и в роли учителя. Главное, что должен усвоить ребенок в игре – суть урока: внимательно выслушать учителя и выполнить задание!

Концентрация внимания – один из самых важных аспектов подготовки к обучению. Незаменимой помощницей станет игра «найди пару», где необходимо открывать и снова закрывать карточки с картинками, стараясь открыть подряд две одинаковые картинки.

В таком возрасте малыш уже с удовольствием пересказывает любимую сказку или описывает интересное происшествие на прогулке. Это непроизвольная память – мы легко вспоминаем то, что нам интересно, впечатлило, поразило воображение. Однако нужна и произвольная память, когда приходится запоминать существенную информацию. Оптимальный вариант тренировки произвольной памяти – разучивание стихов, однако есть игра, которая станет настоящим тренажером памяти: запоминать цепочки слов, постепенно удлиняя их. К примеру, вы называете три несвязных предмета и просите ребенка повторить перечень – он легко с этим справляется. Теперь добавьте четвертый предмет и попросите повторить удлиненную цепочку. По очереди добавляйте по слову, пока кто-то не собьется!

Многие дети, которые уже знают буквы, еще не умеют читать

Игра, которая одновременно тренирует внимание и готовит ребенка к чтению – поиск буквы. Например, попросите найти на странице детской книжки буквы «А»

Посоревнуйтесь, кто найдет больше букв? Где буква стоит в начале, а где в конце слова? Какая буква стоит рядом?

Следующий этап легкого и непринужденного обучения чтению – читать ребенку вслух, так, чтобы он хорошо видел страницу детской книги. Для наглядности, ведите пальцем вдоль читаемого слова. Не торопитесь, ребенок должен успеть узнать буквы! Так ребенок запоминает связь между словом и его написанием.

Самый простой и естественный способ обучения счету – игра «в магазин». Ребенку нужно будет сопоставлять имеющуюся у него сумму и стоимость «товара», определять сколько «товаров» он сможет приобрести или продать, учиться отсчитывать сдачу – все это навыки сложения и вычитания. И даже немного деления и умножения – если придется, к примеру, покупать «яблоки» для трех кукол, чтобы все досталось поровну!

Аспект развития, которым часто пренебрегают родители – знание окружающего мира. Расскажите ребенку, как называются деревья, растущие во дворе и ближайшем парке. Научите его отличать ель от сосны и лиственницы, березу – от осины. Самое время рассказать ему, чем отличаются голуби от воробьев и синиц, и научить узнавать городских птиц. Чтобы занятие не было скучным, превратите его в соревнование: кто во время прогулки насчитает больше голубей, елей и одуванчиков? Можно создать и простой гербарий – это будет первый научный проект малыша!

Пусть рисование станет не просто творческим, но интеллектуальным занятием. Научите ребенка смешивать краски на палитре, получая новые цвета. Так ребенок познакомится с новыми оттенками (бордовый, сиреневый, фиолетовый) и усвоит принципы их образования.

8.06.2017
Подготовила Анна Первушина
Обновлено 11.05.2023
  
  о детях от 4 до 7 лет, ребенок и родители  Другие статьи автора

Речь 5-летнего ребенка

  • Считается нормой, если ребенок к 5 годам знает около 3000 слов, правильно (почти всегда) строит предложения и может вести осмысленный диалог. Малыш не просто может поддержать беседу (если захочет, конечно), но сам старается произносить слова и звуки правильно – заканчивается время смешных словечек и милых дефектов речи. После 5 лет, как правило, ребенок может произнести все звуки, исключение составляет звук «р», сложности с которым могут быть вплоть до школьного возраста. Кроме слов, ребенок учится активно пользоваться интонацией, чтобы придать речи эмоциональную окраску. Но тут так же многое зависит от родителей – если вы читали раньше много и с выражением, малыш уже знает, как произносить вопросительное предложение, а как подать восклицание.

Психическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?

Знать цифры от 1 до 10;
Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
Знать и различать основные цвета;
Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
Знать своё имя, фамилию и адрес;
Знать дни недели;
Находить различия в предметах;
Пересказывать сюжеты картинок;
Знать названия овощей и фруктов, различать их;
Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Рекомендации воспитателям дошкольных учреждений

Развитие речи в 5 лет

В этом возрасте речь ребенка все больше приближается к речи взрослого человека. Малыш в 5 лет должен уметь грамотно строить предложения, склонять части речи, употреблять подходящие предлоги и правильное время. Пятилетки вполне способны составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя союзы «а», «и», «но», «чтобы», «потому что», «если».

  • Словарный запас ребенка 5 лет насчитывает около 2 тысяч слов, в которые также входят и абстрактные понятия. Обычно пятилетние дети могут без труда составить рассказ, описать свойства предмета, дать оценку каким-либо действиям. Улучшается и качество звукопроизношения. Бывает, что в этом возрасте дети не выговаривают некоторые звуки, в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.

Развитие памяти и внимания

Нервная система пятилетки уже значительно окрепла, мозг почти полностью развит и нейронные связи выстроены.

В этом возрасте память становится несколько иной – если раньше кроха просто запоминал то, с чем часто сталкивался, то теперь ваш дошкольник может заучивать стихи, песни и даже прозу осознанно и целенаправленно. Объем памяти значительно увеличился и она становится смысловой – то есть, ребенок не просто зазубривает текст, но и понимает, о чем рассказывает

5-летний ребенок может сконцентрировать свое внимание на чем-либо уже около 20-30 минут, а иногда и дольше. К 5 годам ребенок знает дни недели, время суток, понимает, что означает сегодня, вчера, завтра

Знает времена года и понимает, чем они отличаются, может на картинке показать время года. Психологи рекомендуют начинать целенаправленное изучение иностранного языка именно с этого возраста – сейчас ребенок полностью освоил язык родной и не станет путать иностранные слова с родными. У ребенка развивается абстрактное мышление, хотя это только начальный этап, но уже очень нравиться его использовать.

Вы узнаете

  • Как выбирать лучшие игры и игрушки для детей разных возрастов. Как в процессе игры сформировать у ребенка уверенность в себе и навыки общения. Как с помощью игр справиться с истериками малышей, проблемами со сном, ссорами между братьями и сестрами.

Все, что для этого требуется, — уметь играть.

Ключевые понятия

Психолог-исследователь, специалист по детскому развитию. Более 20 лет работает с детьми и их родителями, занимается консультированием и обучением. Читает лекции в гонконгском Открытом университете развития и обучения детей с особыми потребностями.

Является также штатным психологом и сооснователем интерактивного бренда Karizma Kids, членом совета директоров образовательного центра для родителей Families in Focus и штатным психологом UKMums. TV.

Кроме того, Аманда сама мама двоих детей и на собственном опыте знает, насколько легче и счастливее живется в семьях, где родители и дети любят и умеют играть вместе.

Тип издания Обложка с клапанами Серия После трех уже поздно Издательство Альпина нон-фикшн ISBN 978-5-91671-613-9 Количество страниц 224 Год выпуска 2016 Формат 70×90/32 Размер 120x180x18 Вес 260 г.

Оригинальное название Play: Fun Ways to Help Your Child Develop in the First Five Years Оригинальное имя автора Amanda Gummer

Развитие ребенка с помощью игр. От рождения до 5 лет. От рождения до 5 лет Аманда Гуммер 978-5-91671-613-9

Календарь скачков развития

В ходе наблюдения за детьми ученые выделили наиболее непростые периоды в развитии малыша.

5 недель (1 месяц)

Первый скачок развития тесно связан с эмоциональным созреванием. Появляются слезы, первые эмоциональные реакции на маму, ребенок становится особо чувствительным к внешним раздражителям. Поэтому стоит обеспечить на этот период более спокойную обстановку для малыша: больше носить на руках и воздержаться от обилия громких звуков и ярких игрушек вокруг.

8–9 недель (2 месяца)

В это время ребенок начинает замечать то, что происходит вокруг него. Ему становится интересно, как перемещаются предметы, куда уходит мама. Кроха начинает лучше ощущать запахи, вкус, различать звуки. Параллельно малыш начинает знакомиться с телом и находит свою руку: вначале он с любопытством рассматривает ее, а затем — засовывает в рот и пробует на вкус. Такой разный «мир ощущений» вызывает целый взрыв эмоций, с которым грудничку трудно справиться самому.

12 недель (3 месяца)

Третий скачок развития связан с осознанием малышом своих возможностей — теперь он может держать в руке предметы и засовывать их в рот, может управлять своим голосом, может эмоционально реагировать на происходящее вокруг. Многие детки в это же время пробуют переворачиваться на бок. Кроме всего прочего, ребенок отчетливо понимает, что все вокруг него тоже меняется. Такие перемены вокруг вызывают тревогу, и лишь на руках у мамы все спокойно и стабильно, поэтому детки в этот период становятся по-настоящему «ручными».

14–19 недель (4 месяца)

Это время, когда ваш малыш открывает причину и следствие. Это означает, что дети учатся предсказывать будущие события («если я ударю в барабан, он издаст звук»), и это очень важный аспект понимания мира. Также ребенок начинает лучше осознавать свои возможности: теперь малыш сам может дотянуться до предмета, взять его и извлечь звук, например. Помимо этого, совершенствуются моторные навыки. Ребенка одновременно и радуют такие возможности, и пугают. Поэтому настроение в этот период очень переменчиво.

23–26 недель (5,5 месяцев)

Этот период — один из самых непростых для ребенка на первом году жизни, и во многом он обусловлен стремительным моторным развитием малыша. Улучшается координация и умение управлять своим телом, ребенок начинает при помощи переворотов (а иногда и ползком) перемещаться по территории. В какой-то момент ребенок начинает осознавать, что между ним и другими предметами и людьми (особенно мамой) существует дистанция, а это значит — маму можно потерять.

Именно в этот момент начинает кризис сепарации — страх отдалиться от мамы. В это же время ребенок начинает открывать для себя увлекательный мир межличностных отношений. Вы заметите, что ваш малыш становится более пугливым и застенчивым, — это результат его наблюдения за тем, как люди делятся на группы, например — «знакомый человек» против «незнакомца».

34–37 недель (8–9 месяцев)

Это время бурного развития интеллекта. За эти недели ваш ребенок познакомится с категориями, типами и разновидностями. Они заметят сходства и различия: например, собака на картинке ассоциируется у них с вашей любимой собакой. Или другой пример: персик и банан — совершенно разные на вид, но их оба можно есть. В этот период деткам нравится пристально наблюдать за предметами, перекладывать их, трогать, пробовать на вкус, нюхать.

42–46 недель (10,5 месяцев)

Время, когда дети открывают для себя последовательности, а это значит, что они узнают, что жизнь состоит из этапов — например, разрушение и строительство, сокрытие и открытие. Они способны замечать связь между событиями: если они увидят, что вы что-то прячете от них, они смогут это найти. Малыши начинают больше общаться как вербально, так и невербально — кто-то начинает произносить простые слова, кто-то будет использовать все более точные жесты, чтобы требовать желаемое.

Физическое развитие 5-летнего ребенка

Координация 5-летки уже значительно лучше, вестибулярный аппарат крепчает и если малыш склонен к укачиванию в дороге, теперь это случается реже.

  • Пятилетний ребенок уже может освоить двухколесный велосипед, по прежнему с удовольствием катается на беговеле и самокате, но уже пытается выполнять всевозможные трюки – езда по прямой дороге для него слишком проста.
  • С удовольствием бегает, перепрыгивает небольшие канавки и лужи, ходит по бордюру без помощи взрослых (ну, или почти без помощи).
  • Прекрасной тренировкой для пятилетки станут популярные сейчас веревочные парки, где приходится использовать координацию и тренировать ловкость и смелость.
  • Может выдержать довольно долгие пешие прогулки, запоминает то, что видит по дороге и может удержать в памяти несколько историй.

Не относитесь к обучению маленького ребенка просто как к прелюдии к “реальному” образованию

Во время этой критической фазы, детский мозг способен уникально усваивать информацию. Если уровень интеллекта определяется способностью к обучению, то детей в возрасте от 2 до 7 лет можно считать самыми умными людьми на планете.

Исследования показывают, что некоторые навыки не могут быть усвоены так же хорошо после этого первого критического периода развития мозга. Например, исследования показывают, что дети в этом возрасте лучше всего готовы для изучения закономерностей языкового развития, что позволяет им овладеть вторым языком на том же уровне, что и родным. Однако, как только дети достигают 8-летнего возраста, их уровень владения языком снижается, и они уже не могут говорить на втором языке также хорошо, как на родном. Такой же эффект обнаруживается при развитии музыкальных способностей, например, идеального слуха.

Примечательно, что родители Эйнштейна не записывали его на уроки физики — той области, которая в будущем привела его к Нобелевской премии. Вместо этого отец Эйнштейна познакомил его со своей работой инженера. Мать записала его на уроки игры на скрипке, потому что хотела, чтобы он любил и ценил музыку. Оба вида деятельности повлияли на комплексное развитие его молодого ума. Заманчиво думать о раннем детском обучении как о подготовке к “реальному» образованию. Но, возможно, именно эти годы имеют наибольшее значение совсем в другом – в оптимальном развитии всей мозговой деятельности.

Фокусируйтесь на разностороннем, а не на углубленном развитии

Один из способов избежать фокусирования на результатах на этой стадии развития — это поставить в приоритет развитие широкого спектра навыков через разностороннюю деятельность, вместо концентрации на развитии какого-то одного навыка. Открытие для себя видов деятельности в разных областях закладывает в ребенке основу для освоения самых разнообразных навыков. Это лучшее время для привлечения детей к музыке, чтению, спорту, математике, искусству, науке и языкам.

В своей книге «Диапазон» Дэвид Эпштейн (Range, David Epstein) утверждает, что разносторонний опыт часто упускают из виду и недооценивают. В какой-то момент жизни может быть уместно сосредоточиться на совершенствовании конкретного навыка. Но люди, которые изначально разбираются в нескольких сферах и умеют мыслить творчески и абстрактно, — это те, кто процветают в нашем быстро меняющемся мире. Другими словами, нашему обществу нужны всесторонне развитые личности.

Разносторонность особенно важна для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Их развивающийся мозг готов впитывать в себя широкий спектр навыков. Этот «период выборки», как называет его Эпштейн, является интегральным. Позже у них будет достаточно времени, чтобы углубиться в изучение определенного навыка.

Познание: что это

Понятие «познание» представляет собой совокупность двух взаимосвязанных факторов, влияющих на развитие ребенка. Первый фактор связан с теми событиями и мыслительными процессами, которые необходимы для получения и усвоения информации. Частыми вопросами на этом этапе считаются:

Чем интересуется ребенок в возрасте 5-6 лет?

Какую информацию он выбирает из окружающей его среды?

Каким образом информация поступает к нему (какие при этом используются способы познания)?

Как ребенок поступает с полученной информацией (усваивает, систематизирует, забывает, другое)?

Второй фактор непосредственно связан с тем, как ребенок относится к информации. Он готов познавать то, что считает положительным. Если первичные данные будут восприняты негативно, то желания к дальнейшему познанию не появится

Поэтому очень важно правильно следить за познавательным развитием девочек и мальчиков

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

  1. Этап становления самостоятельности
  2. Этап формирования личностной инициативности.

Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.

Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.

Личностные новообразования дошкольного возраста

Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.

Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.

Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…

Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.

Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны

Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество

Эмоциональное развитие пятилетнего ребенка

Поскольку в маленькой головке уже образуется множество мыслей и историй, 5-летний ребенок склонен «фатазировать» — рассказывать то, чего на самом деле не было. И вот тут родителям придется поучиться различать фантазии от самой настоящей, хоть и неумелой, лжи.

  • В 5 лет ребенок должен понимать, что другому живому существу может быть больно, грустно, страшно, так же, как и ему самому. Он не станет обижать слабого, будь то другой ребенок или котенок, если родители поступают так же. И наоборот, если родители проявляют грубость в отношении кота и или собаки, 5-летка поступит точно так же и слова здесь вряд ли помогут.
  • Старший дошкольник становится обидчивым , его можно задеть не только словом, но даже интонацией, с которой сделано замечание. Он уже вполне определившаяся личность, хочет, чтобы с ним считались, и будет добиваться этого доступными ему методами (например, демонстративным протестом).
  • Вопросов пятилетка задет по-прежнему много, возможно даже больше, чем раньше. Но они качественно меняются – вместо общего «почему?», появляются более конкретные «как?», «зачем», «что будет?» и т.д.
  • Задумывается о смерти и может переживать по этому поводу, но пока эти переживания довольно быстро проходят и редко вызывают серьезные страхи.

Эмоциональное развитие пятилетнего ребенка

Поскольку в маленькой головке уже образуется множество мыслей и историй, 5-летний ребенок склонен «фатазировать» — рассказывать то, чего на самом деле не было. И вот тут родителям придется поучиться различать фантазии от самой настоящей, хоть и неумелой, лжи.

  • В 5 лет ребенок должен понимать, что другому живому существу может быть больно, грустно, страшно, так же, как и ему самому. Он не станет обижать слабого, будь то другой ребенок или котенок, если родители поступают так же. И наоборот, если родители проявляют грубость в отношении кота и или собаки, 5-летка поступит точно так же и слова здесь вряд ли помогут. Старший дошкольник становится обидчивым, его можно задеть не только словом, но даже интонацией, с которой сделано замечание. Он уже вполне определившаяся личность, хочет, чтобы с ним считались, и будет добиваться этого доступными ему методами (например, демонстративным протестом). Вопросов пятилетка задет по-прежнему много, возможно даже больше, чем раньше. Но они качественно меняются – вместо общего «почему?», появляются более конкретные «как?», «зачем», «что будет?» и т. д. Задумывается о смерти и может переживать по этому поводу, но пока эти переживания довольно быстро проходят и редко вызывают серьезные страхи.

Развитие ребенка с помощью игр От рождения до 5 лет

Строительство из кубиков, изготовление поделок, игры в «Магазин» и «Дочки-матери», возня с водой или песком и множество других якобы бесполезных занятий на самом деле развивают у детей любопытство, моторику, воображение, речь, эмпатию, социальные навыки. Причём гораздо эффективнее, чем занятия в группах раннего обучения!

Из этой книги вы узнаете, как способствовать умственному, социальному, физическому и эмоциональному развитию малыша с помощью игр. Здесь собраны игры и развлечения для детей от рождения до 5 лет. Кроме того, даны рекомендации для малышей с особыми потребностями, пояснения, какие навыки формируются с помощью определенных игр.

«Родители часто бывают поражены, сколько всего умудряются освоить дети, получив возможность играть так, как им хочется, без обычных ограничений и указаний со стороны взрослых. Игры для детей так же важны, как для учёных — научные эксперименты».

Речь 5-летнего ребенка

  • Считается нормой, если ребенок к 5 годам знает около 3000 слов, правильно (почти всегда) строит предложения и может вести осмысленный диалог.
  • Малыш не просто может поддержать беседу (если захочет, конечно), но сам старается произносить слова и звуки правильно – заканчивается время смешных словечек и милых дефектов речи.
  • После 5 лет, как правило, ребенок может произнести все звуки, исключение составляет звук «р», сложности с которым могут быть вплоть до школьного возраста.
  • Кроме слов, ребенок учится активно пользоваться интонацией, чтобы придать речи эмоциональную окраску. Но тут так же многое зависит от родителей – если вы читали раньше много и с выражением, малыш уже знает, как произносить вопросительное предложение, а как подать восклицание.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу

Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Навыки самообслуживания

Пятилетки могут практически полностью себя обслуживать и обладают следующими навыками:

Чистят зубы;
Моют руки;
Одеваются и раздеваются;
Застегивают пуговицы, молнии;
Завязывают шнурки.

Память

В возрасте 5 лет у ребенка по-прежнему преобладает непроизвольная память. Другими словами, малыш лучше запоминает то, что производит на него впечатление и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию дошкольникам нужно преподносить так, чтобы она была им интересна

Пятилетки хорошо запоминают стихи, песни и считалочки
Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемотехники.

Внимание

По мере взросления у малышей постепенно увеличивается усидчивость, то есть устойчивость внимания, и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом около 15-20 минут
Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно. 

Мышление

В дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Но одним из важнейших психических новообразований в возрасте 5 лет является формирование словесно-логического мышления, характерного для взрослых. Пятилетка учится выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных отношений.

Воображение

Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают развитой фантазией. Они обожают слушать сказки и самостоятельно додумывать сюжет, придумывать различные истории и игры. Обычно у дошкольников, благодаря развитому воображению, быстро получается вжиться в роль и игровую ситуацию. Воображение ребенка проявляется в продуктивных и творческих видах деятельность (рисовании, лепке, танцах, театрализованной деятельности и т.д.), и, конечно, в сюжетно-ролевой игре.

Произвольность

Умения строить планы и контролировать свое поведения в соответствии с правилами приходят к ребенку не сразу. Именно в возрасте 5 лет у детей обычно появляется способность планировать свои действия. Старший дошкольник ориентирован уже не только на сам процесс, но и на результат.

Ориентация во времени и пространстве

С пятилетними детьми можно начинать вплотную заниматься изучением понятия времени: учить названия месяцев, дней недели, времени суток. Зачатую это дается им нелегко, так как дошкольникам трудно воспринимать абстрактную информацию. Нужно постараться, чтобы заинтересовать малыша: использовать наглядные пособия и придумывать увлекательные игры.

Пространственное восприятие детей 5 лет развито достаточно хорошо, однако многие дети путают «право» и «лево». Это нормально, так как мозг малыша продолжает активность формироваться. Считается, что мальчики лучше девочек ориентируются в пространстве, так как у них обычно лучше развито правое полушарие мозга.

Развитие речи в 5 лет

В этом возрасте речь ребенка все больше приближается к речи взрослого человека. Малыш в 5 лет должен уметь грамотно строить предложения, склонять части речи, употреблять подходящие предлоги и правильное время. Пятилетки вполне способны составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя союзы «а», «и», «но», «чтобы», «потому что», «если».

  • Словарный запас ребенка 5 лет насчитывает около 2 тысяч слов, в которые также входят и абстрактные понятия. Обычно пятилетние дети могут без труда составить рассказ, описать свойства предмета, дать оценку каким-либо действиям. Улучшается и качество звукопроизношения. Бывает, что в этом возрасте дети не выговаривают некоторые звуки, в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.

Выводы

Итак, к 5 годам здоровый ребенок обладает развитой крупной моторикой, что дает ему возможность заниматься различными видами спорта

Он обладает прекрасным воображением, развитым мышлением, речью, эмоциональной памятью, умением концентрировать внимание на достаточно длительное время. В пятилетнем возрасте ребенок воспринимает себя как личность и учится взаимодействовать со сверстниками

Игра пятилетнего ребенка

Пятилетки в основном предпочитают ролевые игры, причем как мальчики, так и девочки. Хотя сюжеты мальчиковых и девчачьих игр могут значительно отличаться

Поскольку внимание пятилетнего ребенка может быть сконцентрировано дольше, он лучше складывает пазлы (больше фрагментов), при игре с конструктором может использовать инструкцию – правда, если она простая и составляет не более 7-10 шагов. Рука пятилетки уже почти хорошо его слушается, поэтому, ему очень нравиться рисовать, как карандашами, так и красками, лепить из пластилина (глины, пластики, теста)

Многие пятилетки уже могут изобразить что-то по своему желанию и иногда получается похоже Если вы играли в буквы раньше, то ваш пятилетний малыш уже знает и находит в тексте почти все буквы, причем как заглавные, так и прописные. Ребенок может достаточно долго играть самостоятельно, при этом игра обычно сюжетная и задействованы не только игрушки, но и другие предметы. Часто детки во время такой игры беседуют, причем говорят от имени разных персонажей игры.

Старший дошкольник умеет сам одеваться и раздеваться, моет самостоятельно руки, умывается и чистит зубы. Застилает постель, помогает убирать в доме и в своей комнате, складывает игрушки после игры – хотя, может упрямиться. Возраст 5-6 лет психологи называют периодом покоя – это время эмоционального плато, когда кризис 3 лет миновал, а кризис 6-7 лет еще не наступил.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: