“мой ребенок травит одноклассника”. почему это происходит и что теперь делать

Как помочь ребенку прекратить буллинг

Жертва в детском коллективе. Причины

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана причин две. Первая скрыта в ребенке, которого обижают, вторая — в тех, кто обижает. Ведь не бывает жертвы без палача. Рассмотрим, кто и как оказывается в той или иной роли.

В детском саду группы маленькие, дети постоянно находятся под наблюдением воспитателя. Период адаптации проходит менее болезненно, дразнят и обзывают редко, и ребенок, пройдя этот период без психологических травм, готов к переходу в школу.

Как правило, дети дразнят, обзывают ребенка, который слабее психически или физически, не может проявить свои качества в детском коллективе и занять соответствующее место в нем

Советы «не обращать внимание», «быть выше их» приведут к еще большему ослаблению положения жертвы

Жертва, потому что не имеет ощущения защищенности

Серьезные проблемы возникают в школьном возрасте. Новый коллектив, новые требования. Процесс адаптации начинается заново. В разряд детей, которых дразнят и обзывают, попадают не имеющие чувства защищенности и безопасности. Причиной этому могут быть сложные отношения в семье, когда родители скандалят при ребенке, авторитарный отец, который подавляет и унижает мать, мать-одиночка. Ведь чувство защищенности и безопасности, которое мать передает ребенку, сама она должна получать от мужчины.

До трех лет малыш полностью зависит от состояния матери, которая дает ему чувство защищенности и безопасности. Любые отклонения в поведении ребенка в этот период свидетельствуют о неблагополучии психологического состояния матери. Со временем это влияние несколько ослабевает вплоть до того, что по окончании пубертата подростка оно полностью сходит на нет.

Жертва, потому что не умеет уживаться с людьми

Необходимыми составляющими для социализации ребенка являются садик и школа, где он получает первые уроки, как уживаться с другими людьми. От того, насколько успешно он смог адаптироваться в детском коллективе, зависит его дальнейшая судьба.

Стать объектом насмешек ребенок может также в случае неправильного воспитания. Увлечение многих родителей ранним развитием, новомодными направлениями в воспитании, «чтоб был не хуже, чем у других», создает ситуацию, когда интеллект развит, а навык «снюхаться» с окружающими, общаться по-человечески, жить среди других людей — нет. Тогда ребенок становится отщепенцем — причина кроется в неспособности адаптироваться в детском коллективе. Как гром среди ясного неба будет известие о том, что над ребенком издеваются другие дети.

Если ребенка обижают в школе: советы психолога

В дошкольных заведениях и в начальных классах оказать влияние на нарушителя покоя легче, чем в средней школе, когда авторитет одноклассников перевешивает слова родителей и учителя. Издевательства над одноклассником – типичная проблема даже в самых престижных школах. Некоторые специалисты утверждают, что такого нет только в математических лицеях для одаренных детей. У юных гениев просто не хватает времени на такие пустяки.

Любой среднестатистический школьник может стать объектом насмешек. Причиной может быть медлительность подростка, необычный наряд, неблагозвучная фамилия, неуверенность в себе и другое. Если обижают ваших сына иди дочку, никогда не пускайте ситуацию на самотек. Такие моменты ломают характер и калечат судьбы. В течение жизни психические травмы, полученные в детстве, будут мешать в общении с людьми, при создании семьи и карьерном росте.

Родителям нужно поддерживать детей, учить давать отпор, выслушивать внимательно, если они пытаются протестовать против решений в семье, аргументированно объяснять, почему нужно сделать так, а не иначе. Вы – их первая аудитория, поэтому если в семье жестко подавляют малыша, заставляют его слепо во всем подчиняться, он может не найти в себе сил оказать сопротивление обидчику. Нельзя упустить момент, нужно вовремя прийти на помощь, чтобы подросток не утратил веру в справедливость.

О том, что ребенка обижают в школе, свидетельствует ряд признаков:

  • возвращается домой с синяками и в грязи;
  • на все вопросы придумывает отговорки;
  • снижается успеваемость;
  • пропадает желание ходить в школу;
  • наблюдаются резкие перепады настроения;
  • начинает вас обманывать, пропускает уроки;
  • пропадают или портятся книги, ручки, альбомы, портфель, тетради;
  • становится замкнутым и грубым.

Если на откровенный разговор вывести не удается, попытайтесь побеседовать с классным руководителем. Ни в коем случае не идите в школу и не устраивайте разборки. В среде подростков вашему сыну или дочке станет еще хуже. О наказаниях и беседах на повышенных тонах тоже речи быть не может. Самый оптимальный вариант – воспользоваться помощью профессионалов.

Помощь в создании психологического комфорта в школьном коллективе окажут специалисты центра психологической поддержки «Инсайт». Советы от наших детских психологов помогут Вашему ребенку освоиться в классе и почувствовать себя полноценной личностью. Мы научим подростка противостоять агрессии со стороны одноклассников. Звоните и записывайтесь на консультацию.

Конфликты – это нормально!

Во-первых, надо понимать, что конфликты и сложные ситуации в школе – это нормально и даже желательно: именно во время столкновений с другими детьми, учителями и родителями ребенок понимает, какие последствия имеют его поступки, как реагируют на него разные люди и как с ними вести переговоры. Это уже не занудливые наставления в духе: «можно» и «нельзя», — а собственный живой опыт.

Именно в школе закладываются мощные основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Теплая, мирная атмосфера в школе очень важна и желательна, на ее фоне гораздо легче разрешать споры и ссоры, — но полностью избежать их не удастся, даже в самых благоприятных условиях.

Что делать, если ребенка обзывают

Что делать, если ребенка обзывают в школе или детском саду? Для начала разобраться в причинах поведения сверстников в отношении вашего ребенка. То, что дети обзывают друг друга, нельзя назвать чертой современного поколения. Все поколения детей обзывались и сочиняли дразнилки. Вспомните свое детство, оно тоже не было исключением. Даже если вас лично не обзывали, вы наверняка были свидетелями обзывательств других. А, может, и участниками?

По имени, фамилии, внешности, характеру, поведению, походке, привычкам, телосложению, внешним дефектам – причин дразниться всегда было предостаточно. 

Если малыш начал жаловаться, что другие дети регулярно обзывают его, следует поговорить и научить некоторым приемам, которые помогут по-другому относиться к обидчикам и плохим словам.

Ведь те, кто произносит обидные обзывательства, рассчитывают как раз на то, что адресат станет злиться, плакать, отвечать на обиду, тем самым вызовет новую волну насмешек. 

Если же авторы дразнилок поймут, что на них не реагируют, быстро потеряют интерес и найдут другую жертву. 

Поговорите с воспитателем или учителем, если процесс травли происходит в детском саду или школе. В отличие от родителей педагоги могут высказать недовольство перед всем классом или группой, сделать замечание тем, кто обзывается, и поговорить с теми, кого обзывают. 

Такие публичные разговоры имеют как положительный эффект, так и отрицательное продолжение. 

Положительный эффект заключается в том, что на какое-то время обиды прекратятся; отрицательный же — в том, что в ближайшее время обзывательства возобновятся уже с большей жестокостью и угрозами.

Дети, понимающие, что подобное дело не всегда имеет положительный конец, отказываются от публичных разбирательств. Поэтому правильнее будет научить ребенка способам отражения обид и нейтральному отношению к ним.

  • Учите малыша не проявлять реакцию на обзывательства. Объясните, что поначалу сделать это будет непросто, но эффект того стоит. Объясните ребенку, что откликаться, поворачиваться можно только, услышав свое имя, а не кличку, которую придумали обидчики. Во всех остальных случаях – нет. Вскоре те, кто выкрикивает обзывательства, потеряют интерес.
  • Если реагировать на обидные слова, то не гневом, не злостью, не агрессией. Проще всего согласиться, сказать «да, откуда ты знаешь, как меня называют дома?». Или придумать какую-то веселую историю, используя слово-обзывательство. 
  • Жертва обзывательства может сохранить выдержку и прямо спросить у обидчика, в чем причина такого поведения и всех нелестных выражений. Можно предложить дружбу и забыть то, что произошло. 
  • Ни в коем случае не позволять манипулировать собой и своими действиями. Иногда обидчики на то и рассчитывают: что тот, кого обозвали будет догонять, кидаться камнями или чем-то еще, при этом группа детей продолжит травлю и станет веселиться. Объясните ребенку, что как бы не было сложно держать себя в руках, это лучше, чем поддаться на провокацию и доставить удовольствие невоспитанным детям.
  • Определенные дразнилки допускают ответ на них. Обычно отговорки придумываются в рифму с дразнилкой и вторят по смыслу. Отговорки проговариваются спокойно, с улыбкой и уверенностью.

В зоне опасности те, кто слышит: «У тебя ничего не получится!»

В такой ситуации огромная ответственность ложится в первую очередь на родителей. От их общения с ребенком и тех посланий, которые ему дают, зависит, насколько он может быть устойчивым и сильным эмоционально.

Если родители говорят: «У тебя ничего не получится!», «Ты как всегда!» – у ребенка на подсознательном уровне закладывается неуверенность в собственных силах. Дети, которые росли на этих фразах, зачастую и попадают в зону опасности в школе.

Родители еще до того, как ребенок пойдет в школу, должны приучить его рассказывать им, как прошел день. Cпрашивать, как у него дела, с кем он дружит, может, кто-то обижает. Ребенок должен понимать, что разговор с родителями – это безопасно, что родители всегда на его стороне и он без страха может рассказать о своих проблемах.

Как нельзя вести себя взрослым

Запрещенные фразы:

«Ты сам виноват», «Это с тобой что-то не так», «Поищи причину в себе», «Ты просто недостаточно сильный, поэтому так происходит» и т.п. 

Если взрослый будет убеждать ребенка, что это с ним что-то не так, со временем жертва найдет в себе эти недостатки и привыкнет к тому, что его за них можно травить.

«Не обращай внимания», «Игнорируй, ему скоро это надоест», «Делай вид, что тебя все устраивает, скоро это пройдет». 

Ребенок поделился с вами самым сокровенным, а вы говорите ему просто «не обращай внимания», «все нормально». Игнорирование агрессора может привести к тому, что он выберет еще более жесткие и опасные способы для травли.

«Научись давать отпор», «Покажи свою мужскую силу, дай сдачи».

Во-первых, в ситуации буллинга обиженный всегда слабее обидчика и просто не сможет ответить или дать сдачи. Во-вторых, насилие никак не может прекратиться при помощи насилия. А в некоторых случаях ребенок, которого обижают в классе, может настолько от этого устать и дойти до такого эмоционального состояния, что в порыве отчаяния действительно может нанести серьезный вред обидчику.

«Попробуй договориться, подружиться», «Сделай что-нибудь, чтобы ему понравиться». 

Напомним, что буллинг — это что-то целенаправленное, человек делает это специально и получает удовольствие или какие-то другие бонусы. Попытки договориться, подружиться или понравиться такому человеку могут привести к еще более серьезной травле.

«Ты не должен ябедничать, это признак слабости». 

Здесь должно быть все наоборот, нужно учить детей говорить о таких ситуациях. Если родители боятся, что, рассказывая о травле, ребенок вырастет «маменькиным сынком», они оставляют его один на один с этой ситуацией

Да, есть конфликтные ситуации, в которых детям важно выяснить все один на один и не вмешивать взрослых. Буллинг к ним не относится

Что касается свидетелей насилия, то им нельзя советовать «не включаться» в эту ситуацию, потому что «потом самим хуже будет». Такая позиция формирует эгоизм и понимание того, что насилие допустимо.

Ирина Антонова

Распространенные ошибки, если дразнят ребенка

Личная расправа над обидчиками. Стоит сразу вспомнить о том, что речь идет хоть и о задирах-провокаторах, но все же о детях. Взрослый, который на равных разбирается с малолетним забиякой, не заслуживает уважения. К тому же подобные действия довольно часто заканчиваются плачевно именно для родителей, которые решили совершить самосуд.

Внушение ложных понятий. Дорис Бретт, известный всему миру австралийский психолог, авторитетно утверждает, что ни в коем случае нельзя учить ребенка давать отпор обидчику при помощи физической силы. Исключительно в экстремальных ситуациях можно постоять за себя, если без насилия уже не обойтись.

Словесный шантаж родителей обидчиков

Некоторые папы и мамы, засучив рукава, отважно бросаются защищать свое чадо самым неразумным способом. Первым делом они ищут встречи с родителями ребенка, который обзывается, и объявляют им вендетту

Психологи подобное поведение считают неправильным, потому что к враждующему младшему поколению присоединится старшее.

Моральное «добивание» жертвы преследований. Особенно данный антипедагогический процесс касается пап, детей которых обзывают ровесники. Они бурно возмущаются по этому поводу и называют своего ребенка слюнтяем и размазней, который не способен дать достойный отпор обидчикам.

Жалоба на педколлектив. У некоторых родителей при возникшей проблеме в итоге все же оказывается виноватой именно школа. Их ребенка обзывают, как реагировать, что делать — они не знают. Следовательно, педагоги недосмотрели и необходимо найти на них управу в высших инстанциях. За детей прежде всего отвечают родители, а школа не является сейфом для хранения, куда они сдают своих любимых чад.

Перевод в другой сад (школу). Подобное предостережение можно расценивать по-разному. В некоторых случаях ребенка-вундеркинда, которого травят дети, следует перевести в колледж или лицей. В новой обстановке он не будет выглядеть белой вороной и быстро найдет себе друзей. Однако довольно часто от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Важно! Родители должны быть максимально тактичны в том вопросе, когда их ребенка обзывают другие дети. Ломать легче, чем строить, поэтому следует научиться сдерживать себя даже в такой накаленной обстановке.

Почему одни обижают других?

Наверняка вы знаете, что в природе существует такое явление, когда сильные побеждают слабых. Сильное животное (хищник) в схватке со слабым (добычей) практически всегда одерживает вверх. В человеческом мире отношения людей похожи на природные (всё-таки человек — часть природы): сильная личность главенствует над слабой. Но есть такие индивиды, которые хотят быть сильными, но им что-то для этого не хватает. Они ищут способ и находят его – начинают измываться над теми, кто их слабее по духу или просто несимпатичен. В этом корень проблемы.

По-настоящему сильная личность не будет самоутверждаться за счёт других

Поэтому крайне важно установить, является ваш ребёнок таким или узнать, не обижают ли его другие. И чем раньше это будет обнаружено, тем лучше

Что же делать?

  • В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
  • Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
  • Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
  • Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
  • Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
  • Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают: спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
  • Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
  • Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
  • Помогите ребенку самоутвердиться, если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
  • Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете: встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
  • Купите ребенку специальное техническое устройство, которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.

Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.

Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?

В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).

Ваши действия: заявление на имя директора и, при отсутствии какой-либо реакции – заявление в РОНО, потом в полицию. К заявлению можно приложить показания свидетелей, других родителей, справки из травмпункта и проч. Ну, а далее – в суд.

Обзывательства в прошлом

Если вам поступили жалобы об обзывательствах со стороны вашего малыша, или вы сами стали свидетелем или даже объектом его оскорблений, нужно постараться предотвратить подобные инциденты в будущем. Не стоит устраивать трагедию из достаточно пустяковой ситуации и сразу же ругать и наказывать ребенка. Сначала нужно провести в спокойной обстановке беседу с малышом, затронув тему в процессе привычного общения. Не нужно «допрашивать» ребенка, позвольте ему самому рассказать о своем поведении.

Конкретных методик, как отучить ребенка обзываться и дразниться, нет. Многие детские психологи и вовсе советуют не обращать внимания на вызывающее поведение дошкольников — по их мнению, это пройдет с возрастом. Однако некоторые меры все же необходимо предпринять.

Объясните ребенку, что не все слова можно использовать в речи. Есть хорошие и плохие выражения, и употребление последних в разговоре — показатель невоспитанности. Следите за беседами внутри семьи. Возможно, вы слишком часто используете в разговорах повышенный тон и недопустимую лексику. Постарайтесь искоренить такое поведение, чтобы подать малышу правильный пример. Говорите о чувствах. Дети быстро поддаются эмоциям и реагируют очень остро на любой раздражитель, особенно если у них плохое настроение. При этом вместо рассудительного разговора они просто начинают обзываться и дразнить своих собеседников. Научите малыша выражать свои эмоции другим способом, используя обычные, не обидные слова. Уделяйте дошкольнику достаточно времени. Грубости и обзывательства, как уже было сказано выше, нередко являются проявлением внутренней неуверенности малыша

С помощью ярких высказываний он пытается обратить на себя внимание окружающих. Постарайтесь больше общаться с ребенком, говорить ему приятные слова, проявлять ласку и заботу в его адрес

Так, он почувствует себя увереннее, и надобность в обзывательствах отпадет сама по себе. Поговорите с малышом о его отношениях в коллективе. Вполне вероятно, что дразнилки и обидные слова — это вербальная защита в конфликтных ситуациях со сверстниками. Возможно, отношения малыша в коллективе находятся не в лучшей форме, и ему нужна поддержка взрослых.

Наконец, очень важно правильно среагировать в момент, когда ребенок первый раз грубо выражается в окружении взрослых. Если это будет воспринято как шутка, и окружающие будут смеяться «от умиления», то малыш и в будущем будет употреблять плохие слова

В его понимании, такое поведение станет отличным способом рассмешить взрослых. Нельзя реагировать и слишком резко — ругать или даже пугать малыша «ремнем». В возрасте 3−5 лет дети еще просто не понимают серьезности своего поведения, поэтому иногда достаточно просто просветить их в этом вопросе.

Дразнят в школе: выбираем правильную тактику

Вмешательство взрослых лишает детей самоуверенности и если в младшем возрасте еще может помочь вашему ребенку, то для старших детей  ваше вмешательство только ухудшит его положение в коллективе. Но оставлять ситуацию в стороне нельзя. Дети очень тяжело переживают, когда становятся объектами издевательств, часто не знают, как на это реагировать. Поэтому обязательно обсудите, что делать ребенку, если его  дразнят, и как справляться со своими обидчиками.

Игнорируй обидчика

Расскажите сыну или дочери, что главная задача обидчика, который обзывается – сделать больно, задеть, привлечь внимание. Нужно научиться не показывать, что насмешки со стороны сверстников задевают тебя

Поэтому постарайся скрывать, что он тебя обидел, не показывай свое состояние. Задиры не знают, что делать, если видят, что их игнорируют. Как это можно сделать?

  • Дошкольнику можно посоветовать представить себя каким-то большим существом, а обидчика – маленьким и несчастным.
  • Научите не замечать обидчиков, не обращать на них внимания: «Меня мало интересует, что ты говоришь обо мне». После этого нужно развернуться и уйти, даже не посмотрев в их сторону.

Говори с обидчиком

Согласитесь, научиться игнорировать задиру не так просто. Даже взрослые не всегда могут совладать со своими эмоциями, а ребенку, которого дразнят и обижают, сделать это намного труднее. Поэтому дома попробуйте проиграть ответы, которые можно давать  на фразы задир.

Вопрос

По мнению Энна Бишопа, преподавателя программы предотвращения насилия, автора книг по психологии общения, остановить обидчика может вопросительное предложение. Если ваше дитя обозвали, пусть он в ответ спросит: «Почему ты так меня называешь?», «А почему ты сказал, что я тупой?» и т.д. Как правило, обидчик с насмешкой ответит на пару таких вопросов, а потом его пыл остынет, и он отойдет в сторону и больше не начнет дразнить ребенка.

Ответ

Если  ребенка дразнят и обзывают, научите его парировать фразами:

«Дурак» — «Приятно познакомиться, Олег»

«Как мне тебя жаль, ты сколько времени тратишь, чтобы мне прозвища придумывать»

«А ты можешь придумать что-то новое. Надоело уже слушать одно и то же»

Я хочу …

На обидные фразы нужно громко и твердо  сказать: «Я хочу, чтобы ты прекратил меня обзывать!»

Не дразнить в ответ

Еще один психолог Фред Франкель советует в ответ никогда не дразнить обидчика. Отрепетируйте фразы, которые можно дать в ответ: «Спасибо, что просветил», «Да ты что? А я и не знал!», «Ну, и что дальше?».

Научите своего сына или дочь говорить это уверенно, но не переходить на крик.

Ребенка дразнят в школе: чего делать не нужно?

Родителям важно помочь справиться с обидчиком, особенно, если ваш малыш застенчив от природы и не может сам за себя постоять.  Иначе коллектив ребенок начнет воспринимать как место, где его могут обзывать, издеваться.  В дальнейшем это скажется на его самооценке, на его отношениях с другими детьми,  на его настроении, и в один совсем не прекрасный день он откажется идти в школу или детский сад. Узнав, что малыша обижают, сразу хочется принять радикальные методы, но некоторые вещи делать не стоит

Что именно?

Узнав, что малыша обижают, сразу хочется принять радикальные методы, но некоторые вещи делать не стоит. Что именно?

Ходить на разборки

Первое, что хочется сделать, узнав, что ребенка дразнят в школе – пойти на разборки, такое устроить «этому Петрову», что ему мало не покажется! Но именно этого делать пока не нужно. Даже если ваш ребенок застенчив от природы, ходить родителям на разборки  нужно в последнюю очередь. Почему?

  • Во-первых, это не заставит обидчиков по-другому видеть вашего ребенка и по-другому относиться к нему. Наоборот, дети поймут, что дразнилками они его задели, если он пожаловался взрослым, обидели его, а им это и нужно было.
  • Во-вторых, к вашему сыну или дочери прилипнет прозвище «ябеда», дети не будут принимать его в свою компанию, ведь он обо все будет маме-папе рассказывать.

«Немедленно примите меры!»

Доказано, что то, как относятся дети к вашему ребенку в младшей школе или детском саду, на 90% зависит от отношения к вашему сыну или дочери учителя или воспитателя. Рассказать о том, что ребенка дразнят и обижают в детском саду или школе, педагогу, конечно же, нужно. Но требовать прекратить издевательства  немедленно не советуем. Педагог должен найти действенные методы, как пресечь издевательства.

Но чтобы ваше дитя  не попало в группу изгоев, его не начали игнорировать в коллективе, учителю нужно выбрать правильную тактику.

Грамотный учитель, узнав о ситуации в коллективе, найдет способ ненавязчиво разрешить ситуацию.

Он может поручить детям какое-то общее поручение (подежурить вместе, заполнить «Календарь природы» и пр.),  дать им интересное задание – одним словом, найти способ «подружить их». Во время выполнения задания педагог будет хвалить того, кого обидели, поднимать его самооценку, а также обязательно найдет повод поговорить о дразнилках, чтобы пресечь их.

В детском саду и младших классах этот метод действенный, но, повторимся,  многое зависит от педагога. Ваша задача – оповестить  воспитателя или учителя о ситуации, попросить повлиять, иначе вы будете действовать по-другому, потому что вашего ребенка дразнят в школе, а вы не потерпите этого.

Менять школу (детский сад)

Тут даже сказать нечего. Где гарантия, что в новом коллективе не будет такой же «Петя-Вася», который будет дразнить ребенка «толстым, худым, косым», смеяться над ним? Поэтому этот метод действенный только в том случае, если в классе или группе обстановка накалена до предела,  а педагог не может разрешить ситуацию.

Кстати, если вашего малыша обзывают из-за внешности, попробуйте поговорить с ним об этом. Приведите примеры из жизни, кто из ваших родных был упитанным в детстве, носил очки или был рыжим, и чего они добились в жизни. Расскажите детям о знаменитостях, которые в школе были лузерами, а в жизни добились очень много: Зак Эфрон,  Ная Ривера, Селена Гомес, Леди Гага, Эминем, Анджелина Джоли и пр.

Идти на разборки к родителям обидчика

Как показывает практика, реакция родителей обидчика не всегда адекватна. Чаще всего вам будут говорить (говорить, это мягко сказано, читай «кричать»), что их ребенка тоже обзывают и дразнят в школе, но «они же не ходят на разборки», «это же дети – пусть разбираются сами!», «вы еще не знаете, что ваш вытворяет и какие слова употребляет!».

Не хотите получить ведро негатива на ваши головы и на голову вашего ребенка – учите его постоять за себя самостоятельно. Ниже мы расскажем, что делать, если ребенка дразнят.

Безобидны ли дразнилки?

Oleg Mikhaylov/Shutterstock.com

Многие считают, что «обзывалки» и «дразнилки» привычное явление, которое совсем не опасно. Как обыкновенная детская игра. Но подколки могут становиться оскорблениями и превратиться в травлю.

Вредны они не только для жертв, но и для тех, кто обзывает. Обидчики получают опыт безнаказанности. Они усваивают, что главным становится самый сильный, а словом можно причинить вред не хуже кулака. Учатся вымещать свои комплексы на других и возвышаться за счёт слабого.

Страдают и наблюдатели, даже если просто стоят рядом. Они понимают, что можно быть «своим» против кого-то, а не ради общего дела; что стая сильнее из-за многочисленности; что отличаться от остальных и проявлять слабость — стыдно. В будущем они предпочтут потерять себя как личность, лишь бы не выделяться из толпы.

Но хуже всего, разумеется, приходится жертвам. Насмешки показывают ребёнку, что он ущербен и поэтому его отвергают. «Ты урод и изгой» — основной посыл, который несёт этот «шутливый детский обычай». Ребёнка обижают, он ищет в себе недостатки, теряет уверенность, стыдится своих особенностей (тем более физических увечий). Конечно, происходит так не всегда, но даже дети, имеющие опору в лице друзей и любящей семьи, тяжело переносят насмешки и замыкаются в себе.

Поэтому игнорировать дразнилки нельзя ни в коем случае.

Когда дразнилки опасны?

Red Stock/Shutterstock.com

Если ребёнок жалуется, значит, ему плохо

Поэтому обращать на это внимание необходимо. Не нужно успокаивать себя, что «дети так играют»

Конечно, многое зависит от личности ребёнка, его душевных сил, развития и особенностей воспитания — у кого-то хватает стойкости и на более серьёзные проблемы, но кому-то и «безобидное» прозвище покажется жестоким оскорблением

Поэтому важно то, как сам малыш реагирует на обзывания

Взрослым следует вмешаться, если:

  • силы неравны: многие дразнят одного;
  • видно, что жертве неприятно (стыдно, обидно, больно, злится);
  • ребёнок пытается отвечать и не может справиться сам;
  • в ответ на прозвища ребёнок проявляет физическую или вербальную агрессию;
  • у ребёнка изменилось настроение — стал более агрессивным или, напротив, подавленным, расстроенным, замкнулся в себе;
  • пытается избежать появления там, где дразнят: пропускает школу, просит не вести его в детский сад, отказывается посещать секцию или кружок, выходить гулять во двор;
  • стал чаще болеть, и врачи не находят ничего серьёзного. Особенно если во время болезни душевное состояние явно улучшается — он становится более спокойным, ласковым и похожим на себя прежнего;
  • несмотря на всё вышеперечисленное, пострадавший не обращается за помощью к взрослым. Или обращался раньше, но помощи не получил;
  • изменилось отношение к себе: ребёнок считает, что раз он отличается от других, значит, ущербен и заслужил всё, что про него говорят.

Узнайте, не обижают ли вашего ребенка сверстники в школе или детском саду. Установите приложение «Где мои дети» и всегда знайте, где был или находится ребёнок, слушайте, что происходит вокруг, и быстро дозванивайтесь даже до беззвучного гаджета!

Что делать родителям, если ребенка обижают в детском саду?

В дошкольных учреждениях единичные жалобы могут решаться с помощью воспитателя. Иногда хватает индивидуальной беседы, чтобы маленький агрессор прекратил свои притязания. Но если разговоры не помогают, оставлять проблему нельзя, такое отношение постепенно деформирует психику дошкольника. Чтобы не пропустить момент, родители должны:

  • наблюдать за эмоциональным состоянием малыша, когда он идет в садик и возвращается домой;
  • расспросить дочку или сына, кто и когда их обижает;
  • поговорить с воспитателем или обратиться к психологу в детском саду;
  • не советовать дать сдачи (отвечать агрессией на агрессию не следует еще и потому, что дети не умеют рассчитывать свои силы, такой конфликт может закончиться трагически);
  • воспитывать чувство уверенности, научите дочку или сына, глядя в глаза обидчику, четко произносить фразы «меня нельзя обижать», «не делай мне так»;
  • можно попробовать поговорить с родителями хулигана, однако лучше это делать в присутствии психолога или воспитателя, который подтвердит существующую проблему.

Еще один вопрос, что делать, если дошкольника обижают в садике воспитатели. Во-первых, убедитесь, что это не надуманная проблема. Может, вам просто кажется, что вашему малышу уделяют мало внимания. Для этого зайдите несколько раз в сад в неурочное время и послушайте, как воспитательница общается с детьми. Если чувствуется эмоциональная сдержанность и доброжелательность, волноваться не стоит.

При ощущении дошкольником несправедливого к себе отношения поговорите серьезно с воспитателем и детским психологом. Постарайтесь найти разумное решение. В основном в детском саду работают добрые и внимательные люди, любящие детей. При использовании воспитателями телесных наказаний или психологического давления родителям следует жаловаться в вышестоящие инстанции.

Что вы можете сделать как родитель в качестве психологической поддержки?

Дайте ребенку понять, что отличаться — нормально. И даже хорошо!

Его сложности в общении происходят не от того, что он не такой, как все, а потому что он пока не полностью овладел наукой общения — а это можно выучить точно так же, как химию или английский язык.

Поддержите увлечения ребенка, даже если они кажутся вам странными

Не подталкивайте ребенка любой ценой вливаться в коллектив. Возможно, из-за этого ему придется пожертвовать любовью к любимому занятию (например, к книгам, если ребенка дразнят “ботаником”). Будучи уверенным и доброжелательным, ваш ребенок займет свое уютное место в коллективе вне зависимости от своих особенностей.

Чего нельзя делать, если ваш ребенок подвергается травле:

  • Публично отчитывать обидчиков. В таком случае вашего ребенка будут считать ябедой, что осложнит ситуацию еще больше.

  • Воспитывать силу характера отчуждением: ребенок, который чувствует себя одиноким, имеет гораздо больше шансов стать изгоем, чем лидером.  

  • Обвинять. Даже если вы обнаружили, что проблемы связаны с поведением  вашего ребенка — непониманием неписаных правил, эмоциональной незрелостью, несоблюдением норм — фраза “ты сам виноват” будет неуместной. В этой ситуации стоит утешить ребенка и помочь ему научиться ладить с окружающими.

  • Учить ребенка решать проблемы кулаками. “А ты ему сдачи дай!” — простая, прямолинейная и часто провальная стратегия, которая едва ли поможет ребенку завести друзей, но создаст ему не лучшую репутацию в школе. Старайтесь учить ребенка быть гибким — в зависимости от ситуации выбирать вариант поведения: отшучиваться, предупреждать, угрожать, удерживать агрессора, уходить и так далее.

Новые материалы

«Бизнес дал мне внутреннюю опору»: как открыть онлайн-магазин в 18 лет, рассказывает основательница онлайн-шоурумаИнтервью с Дэнизой Гурцкой — начинающим предпринимателем

«Потрясения затронут людей, которые, грубо говоря, не умеют учиться»: как изменится рынок труда в России в ближайшие 10 лет?Что ждет гуманитариев, IT-специалистов, заменит ли ИИ людей и чему нужно учиться уже сейчас — интервью с руководителем проекта «Атлас новых профессий» Дмитрием Судаковым

ОГЭ-2024 по географии: что сделать в последний день перед сдачей экзамена?Что и как повторить — краткий чек-лист от редакции ПУ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: