Слайд 10Методы и приемы дифференциальной диагностикиДиагностика алалии. Особенности речевого развития детей
с алалией:Слуховая функция сохранна Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражанийПросодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны Мимико-жестовая речь сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациямиСамостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает похоже звучащие слова Нарушена программа высказывания Стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль), аграмматизмы Не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект Возможны остаточные явления в школьном возрасте Направление к неврологу
Как проводится логопедическая работа: этапы
Работа со стихотворным текстом
Структура и грамматические особенности стихотворных текстов существенно отличаются от разговорной речи. В связи с этим работа с подобным материалом может способствовать развитию навыков понимания речи.
Ребенку в игровой форме предлагается угадать, про какую картинку написан стишок. Например, показываю две картинки (на одной медвежонок с жуком катают мяч, на другой — воздушный шарик). Положив их на стол, читаю стишок «Жук с мишуткою играют шарик по полу катают» и прошу выбрать изображение, к которому он относится. Если ребенок ошибся или не понял, подробно объясняю о чем сказано в стихотворении
Обращаю внимание на различия, между двумя картинками и указываю на ту, которая подходит к прочитанному тексту
Постепенно увеличиваю количество картинок до восьми-двенадцати
Детям с неустойчивым вниманием, которым трудно сосредоточиться, предлагаю меньшее число картинок до шести — восьми
Сложность заданий для ребенка обусловлена, прежде всего, двумя факторами:
- Объемом стихотворного текста (двустишье, четверостишие),
- Контрастностью различий между картинками, из которых ему предстоит сделать выбор.
Необходимо постепенно усложнять задания. В процессе занятий ребенку нужно научиться соотносить все большее количество описательных характеристик в устном тексте с изображением на картинках и отличить картинки, точно соответствующие описанию от тех, которые подходят приблизительно, лишь по отдельным критериям.
Также даются и такие задания:
- Разложить предметные картинки или игрушки в названной последовательности. «Послушай внимательно и поставь друг за другом игрушки так, как я тебе их назову: собака, машина, кубик, петушок. А теперь: кубик, петушок, машина, собака. А теперь отгадай: что пропало, кто ушел?».
- Запомнить и выполнить в указанной последовательности действия: сядь, встань, ляг, подними руки вверх, хлопни в ладоши. Выполнить действия с предметами в заданной последовательности. Прошу провести ряд манипуляций с отобранными картинками или игрушками: «Пирамидку поставь на стол, кубики на полку, а машинку отдай маме» и т.д.
Работа с картинками
В формировании пассивного словаря желательно использовать предметные и сюжетные картинки.
На столе расположены картинки с изображениями предметов. Я прошу показать: собаку, шубу, вазу, сыр, цветок. Даю ребёнку задания: «Дай маме шубу, а мне цветок. Мне кошку, а маме ложку» и т.д. «Холодно, на улице идет снег, что мама наденет?…». «Я хочу пить… Куда я налью чай?».
Ведется работа и с сюжетными картинками. Вначале изучаются глаголы, обозначающие действия людей или животных с называнием того, кто совершает действия. «Покажи, где девочка рисует, где скачет лошадка, где спит малыш?» Затем изучаются действия, совершаемые одним лицом. «Покажи, где мальчик бежит, где мальчик стоит, где мальчик рисует?» Или определяется объект действия: «Покажи, кто здесь рисует? Кто катается? Кто читает? Кто танцует? Кто умывается?»… и т.д.
Я учу ребёнка понимать вопросы, выясняющие местоположение предметов: «Где? Куда? Откуда? На чем?». «Покажи, куда Вова посадил Петрушку? Куда девочка положила куклу?»
Задаю вопросы, помогающие выяснить, по отношению к кому совершается то или иное действие. «Кому мальчик подарил шарик? Кому девочка машет?»
Задаю вопросы, помогающие выяснить объект действия (Что? Кого? У кого?): «Что нарисовала девочка? Кого везет Таня?»
Учу понимать вопрос «Чем?»: «Чем папа открывает дверь? Чем мама режет хлеб? Чем мальчик рисует?»
Предлагаю рассмотреть сюжетную картинку с изображением знакомой ребенку ситуации. Рассказав содержание картинки, прошу показать кто совершает действие, определить место и объект действия.
Слайд 2Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста
По данным, приводимыми российскими учеными, около 80 % рождающихся в России детей попадают в группу риска. Дети группы риска должны находиться под наблюдением неонатолога или детского невролога с первых дней жизни. С этими детьми должна проводиться ранняя коррекционно-педагогическая работа, так как нарушение одних функций приводит к вторичной задержке формирования других. Тактика «выжидания» в данном вопросе себя полностью изжила и должна быть заменена активной специальной помощью детям, начиная с раннего дошкольного возраста. Совместные усилия детских врачей и педагогов должны быть направлены на выявление отклонений от нормы в состоянии здоровья детей, сказывающихся на развитии речи или способствующих развитию речевой патологии. Практика указывает на желательность осмотра ребенка логопедом уже в конце первого года жизни.
Слайд 28Консультирование родителей по речевому развитию детей раннего возраста Советы родителям:Больше
говорите с ребенком, комментируя все действия (кормление, одевание, купание), не боясь повторения одних и тех же словРазвивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?«. Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: би-би, ля-ля, бах, ам.Пойте ребенку песенки. Лучше не менять часто репертуар.Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру; соотносить цвета; форму; количество.Играйте в пальчиковые игры.
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей.Проводятся очные и онлайн консультации.
Слайд 22Основной период коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста.Развитие мелкой моторикиРазвитие движений
пальцев кистей рук связано с развитием мозга. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение, не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие мелкой моторики улучшает произношение многих звуков, а значит развивает речь ребенка.Развитие общей моторики Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Коррекция речевых нарушений начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Слайд 14Подготовительный период коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста.Особенности работы подготовительного периода:На
этом этапе не рекомендуется употребление слов «повтори», «скажи», поощряется и активизируется употребление невербальных средств Ситуация общения должна была комфортной для ребёнка, подкрепляться приятными впечатлениями На данном этапе целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Эти задания развивают сосредоточение внимания Используется сенсорная стимуляция — раскачивание, кружение, щекотание, размазывание пластилина на различных поверхностях Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами Мы стимулируем детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхолалии, обыгрываем их звуковые реакцииМатериалы для игр и заданий подбираются в соответствии с интересами и пристрастиями конкретного ребёнка По возможности мы стараемся фиксироваться на приятных ощущениях, накладывая словесную формулу на аффективные реакции ребёнка В ответ на любые звуковые реакции используем положительное подкрепление, вплоть до пищевого
Характеристика индивидуальных занятий
Импрессивная и экспрессивная речь
Хочу остановиться на развитии импрессивной и экспрессивной речи.
Основным средством развития импрессивной речи является называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений.
С неговорящими детьми, которые плохо понимают обращенную к ним речь, нужно начинать с подробного проговаривания ситуации.
Логопед, родители, используя различные ситуации в игре, на прогулках и т.п., называют предметы, которые берет ребенок, действия, совершаемые ребенком с этим предметом, и ощущения, которые испытывает ребенок (тепло, холодно, мягко, вкусно и т.д.). Гуляя с ребенком по улице, нужно обязательно потрогать веточки, иголки елки, ощутить, какие они колючие. Укладывая ребенка спать, можно провести его рукой по маминой шелковой рубашке и сказать, какая она гладкая и т.д.
Пополняя пассивный словарь новым словом, желательно, чтобы ребенок исследовал предмет, используя все пять органов чувств. При этом необходимо, чтобы он взаимодействовал с этим предметом.
Усвоение слов пассивного словаря происходит через проведение различных игр.
Например, «поручения», которые я рекомендую выполнять и дома. Сначала ребенок выполняет одну инструкцию, затем две инструкции, потом три подряд: «Пойди, принеси бабушке очки; пойди принеси бабушке очки, а дедушке газету. Пойди, принеси маме тапочки, бабушке чашку, а папе газету. Пойди, принеси медвежонка в шапочке маме, а мне медвежонка с шарфиком. Посади мишку на диван, а куклу положи на кроватку». Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо сделать это самому, назвав предмет и совершаемое с ним действие.
Слайд 16Основной период коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста.Первая связь слова с
определенным предметом создается на основе сочетания его слухового обозначения со зрительно-кинестетическим ощущением этого предмета Неговорящему ребенку предлагают для запоминания яркие игрушки, предметы, отличающиеся от часто встречающихся по внешнему виду, цвету, размеру, форме и материалу. Используются для запоминания двуслоговые слова (ляля, миша, лиса, киса ), называние предмета звукоподражанием («би-би»-машина)Обучение пониманию речи неговорящих детей имеет ряд особенностей: Одномоментно с предъявлением предмета произносят слово, обозначающее его название;Слово произносят в моменты фиксации взора на предмете и манипуляций с ним (ощупывание, поглаживание), или предмет пассивно располагается в поле зрения ребенка. Предъявляемое слово произносится мелодично, на разные интонации с некоторым интервалом;Узнавание предмета по слову определяется по попытке остановить взор на игрушке или повороту головы в направлении контрольного предмета (данное слово включается в простую фразу, где значительно выделяется интонацией)Слово начинает нести обобщающую функцию. Выработав узнавание названия одного предмета, переходят к новому предмету, который занимает место, пространственно отличное от предыдущего. Постоянно стремятся обогатить впечатления ребенка, что также способствует развитию понимания речи.
Развитие понимания речи, простейших инструкций, уточнением и расширением пассивного словаря
Работа с грамматическим строем речи
Далее ведется работа по пониманию грамматических форм слов.
Игра с картинками: «Покажи где машина, где машины; где летит, а где летят. Положи мяч на стол, под стол. Застегни шубку, расстегни шубку. Машина уехала – приехала. Много – мало. Длинный – короткий» и т.д.
Родителям предлагается говорить короткими предложениями с паузами, повторяя по два- три раза одни и те же словосочетания, при этом употребляя одни и те же слова в разных грамматических формах и проговаривая все слова с естественными интонациями и с нарочитым выделением ударного слога.
В логопедической работе с детьми важно создать потребность подражать слову взрослого. Логопед постоянно задает ребенку вопросы с целью вызвать стремление к общению со взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицаний, отдельных звуков, слогов, звукоимитации)
Подражание может выражаться в любых звукосочетаниях. Следует создавать условия, при которых ребенку хотелось бы произносить одни и те же словосочетания повторно.
Стимуляция речевых подражаний тесно связана с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). Именно в игре развивается речь ребенка.
Наряду с общением со взрослыми необходима организация специальных занятий способствующих развитию речи. На таких занятиях решаются задачи формирования у детей потребности в речевом общении со взрослым. Если у них возникнет эта потребность, желание сказать что-то взрослому, они будут пользоваться речью. Дети общаются с теми взрослыми, которые им близки, с которыми у них установился тесный эмоционально-деловой контакт. Чтобы активизировать подражательную речь, надо развивать подражательность и в других проявлениях.
Любое проявление речи у ребенка на этом этапе работы следует поощрять. Однако лучше избегать слов «скажи, повтори», так как у детей на такие просьбы может выработаться негативная реакция. Такого рода слова заменяют вопросами или словами с игровым посылом, например «угадай».
Необходимо создавать потребность подражания словам произносимым взрослым. На этом этапе развития речи дети нередко называют игрушки, свои действия и действия своих близких, а также выражают свои желания и прочие эмоции, образуя слова так, как могут их произносить.