Профилактика и коррекция оптической дисграфии

Оптическая дисграфия: как определить и исправить?

Этапы реализации профилактической работы

Профилактика оптической дисграфии имеет поэтапную реализацию. Она осуществляется в следующей последовательности коррекционных действий:

  1. Диагностика уровня речевого развития учащихся первого класса, их моторной сферы, зрительного восприятия и пространственной ориентации. В ходе диагностики выявляется понимание ребенком времени, навыки ориентации в пространстве, а также конструктивные навыки деятельности. Используются специальные упражнения, позволяющие выявить навыки письменной речи учащихся, уровень их речевого развития в целом и функционирование зрительного восприятия.
  2. Профилактико-коррекционная деятельность. Она носит обучающую направленность и способствует развитию пространственной ориентации, визуального восприятия, зрительных представлений, визуальной памяти и временной ориентации. На данном этапе работа реализуется по следующим направлениям:

    • Развитие навыков визуального восприятия, узнавания;
    • Расширение объема зрительной памяти и повышение продуктивности ее работы;
    • Развитие пространственных представлений учащихся и навыков ориентации в пространстве с использованием зрительных органов;
    • Развитие навыков дифференциации визуальных образов букв.

    Для развития данных функций применяются игровые приемы. Они актуальны в обучении детей младшего школьного возраста, поскольку, позволяют сохранить их связь с предыдущим этапом развития, а игра остается важным видом их деятельности.

  3. Оценочный этап профилактической деятельности. Он связан с анализом продуктивности проделанной работы, посредством выполнения детьми различных письменных заданий. Педагог проверяет правильность их выполнения, верность написания, соблюдения грамматических языковых конструкций.

Таким образом, осуществляется оценка внимательности ребенка- оценивается зрительное и слуховое внимание, уровень развития пространственно-временных представлений, наличие оптических ошибок письма и риски развития оптической дисграфии у отдельных учащихся, а также, уровень ее развития и возможные варианты коррекции у детей с ее проявлениями. Рисунок 1

Профилактика оптической дисграфии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Профилактика оптической дисграфии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Приемы профилактической работы по предотвращению и устранению оптической дисграфии

Устранение рисков развития оптической дисграфии у учащихся начальной школы опирается на стимулирование интеллектуальной активности детей и использование интересных им форм обучения письму. На уроках русского языка должны создаваться условия для продуктивной работы ребенка, его включения в деятельность. Письмо должно вызывать интерес у учащихся и стимулировать развитие потребности в правильном написании букв, слов и предложений. Естественно, если у ребенка имеется развитая форма оптической дисграфии, вызванной нарушениями зрительно-пространственного восприятия, то одной мотивации к деятельности не обойтись. Здесь, требуется логопедическая помощь и работа дефектолога по формированию письменных навыков учащегося. Однако, все занятия, в любом случае, проводятся через игровую и иные формы интересной, для детей данного возраста, деятельности.

Профилактика оптической дисграфии реализуется с использованием в учебном процессе начальной школы следующих приемов работы:

Прием рисования букв. В ходе использования данного приема реализуется воздействие на мыслительную сферу ребенка, активизируется его воображение и формируются навыки формирования образов букв в сознании учащихся. Прием опирается на подбор детьми образа к конкретной букве. Он должен отвечать акустическим, артикуляторным, двигательным и зрительным параметрам. К примеру, педагог дает букву Д. Ее образом является дождь. Это обусловлено тем, что при написании буквы осуществляются движения пальцами рук в направлении вниз, как будто падают капли дождя;
Прием пальчиковой азбуки. Он состоит в формировании образа букв, посредством их рисования пальцами в воздухе. При этом, ребенку не дается визуальный образ буквы. Она озвучивается словесно. Проводятся задания на рисование букв одни учащимся и их отгадывание остальными. Таким образом, происходит формирование устойчивого оптического образа буквы в сознании учащихся. Дети формируют правильные буквенные образы при их рисовании в воздухе, что устраняет риск развития их искаженного написания, пропуска элементов;
Прием лепки букв. Он ориентирован на создание образов букв из пластилина и иных материалов

Лепка позволяет сконцентрировать внимание ребенка на особенностях конкретного буквенного образа и обеспечивает его последующее правильное написание. Работа руками обеспечивает связь с зрительным восприятием и повышает его уровень развития;
Прием узнавания букв

Он связан с предложением учащихся букв, написанных разными шрифтами. Им требуется распознать, что это за буквы по конкретным признакам их написания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: