Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Основные отрасли коррекционной педагогики

К основным отраслям коррекционной педагогики относятся следующие отрасли:

Сурдопедагогика – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается изучением особенностей воспитания и обучения детей, имеющих различные нарушения слуха.

Как отрасль коррекционной педагогики, сурдопедагогика включает в себя не только теорию, но и практику воспитания и обучения детей с недостатками слуха на всех ступенях образования (дошкольное, школьное и т.д.).

Основной целью сурдопедагогики является не только усвоение детьми необходимых знаний и умений, но и получение специальных навыков, необходимых для успешной социализации в современном обществе. К специальным навыкам относят: умение читать по губам, общаться с помощью жестов и т.п.

Сурдопедагогика использует как традиционные методики обучения, так и частные – сурдотехнику.

Определение 2

Сурдотехника – это специально разработанный комплекс технических средств, используемых сурдопедагогами для компенсации и коррекции дефектов слуха.

Тифлопедагогика – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается изучением проблем воспитания и обучения детей, имеющих нарушения зрения.

Одной из основных задач тифлопедагогики обучить детей чтению посредством использования специального рельефного письма. На основании полученных умений строится всё последующее обучение детей с нарушением зрения и слепых.

В том случае, если у ребенка частично сохранено зрение, то задача тифлопедагога работать по направлению сохранения остаточного зрения. Достигается это посредством использования специального оборудования и учебных материалов (книг с крупным шрифтом, специальная разлиновка тетрадей и т.д.).

Большое значение в качестве обучения и воспитания детей с нарушениями зрения имеет тифлотехника и тифлографика.

Определение 3

Тифлотехника – это одна из отраслей приборостроения, которая занимается конструированием и производством средств и приспособлений, необходимых для людей с нарушениями зрения.

Тифлографика – это отрасль, занимающаяся производством печатной продукции для людей с аномалиями зрения.

Тифлографика выпускает не только обучающую литературу, но и сборники литературных произведений для чтения. Литература печатается с использование специального шрифта (шрифт Брайля), либо большой шрифт для людей с частичной потерей зрения.

Олигофренопедагогика – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается исследованием проблем воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также рассматривает вопросы их социализации в обществе и последующем трудоустройстве.

Олигофренопедагогика занимается проведением необходимых методических диагностик на определение умственной отсталости и степени ее тяжести, разработкой на основании полученных результатов программы воспитания и обучения.

Одним из основных направлений олигофренопедагогики является комплексное исследование умственно отсталых детей, которое направлено на сопоставление их развития и нормы.

Главная цель олигофренопедагогики – это установление наиболее оптимальных и эффективных педагогических методов и средств коррекции недостатков познавательной деятельности ребенка, его личностного развития, социализации в социуме и получение трудовых навыков.

Логопедия – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается исследованием детей, имеющих нарушения речи при нормальном слухе, разработкой коррекционных программ для них, а также выработкой предложений по предупреждению нарушений в речи.

Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влиянию на психическое состояние и развитие. Нарушения речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики.

Серьезное внимание в логопедии уделяется борьбе с неуспеваемостью, обусловленной нарушениями речи, реактивным изменениям личности. Результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи

Слайд 23 В период введения термина в широкое профессионально-терминологическое поле не был

проведен необходимый анализ существующих не только за рубежом, но и в СССР наиболее употребительных, корректных, нейтральных терминов. В правовом поле и в сфере социальной защиты России общепринятым является термин инвалид. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаемая медицинским контекстом терминология также часто используется специальной педагогикой за неимением своей собственной: аномальные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии и т. п.

Классификация коррекционно-развивающих занятий

Классификация занятий коррекционной направленности основывается на принципе деления уроков по специфике этой работы.

Таблица: виды коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Вид Суть Типы занятий с примерами
Психологическое Уроки с малышами без (!) отклонений в сфере психики, но имеющими нарушения поведенческой линии (например, ребёнок дерётся). Уроки, нацеленные на создание положительного микроклимата в группе и развитие психологических функций малыша (к примеру, эмоций, ощущений и пр.). Ознакомиться с методикой работы в этом направлении можно здесь.
Дефектологическое Занятия коррекционной направленности с детьми, имеющими отклонения в физическом и умственном развитии, требующими повышенного внимания. Сурдопедагогическое, то есть направленное на работу с глухими или слабослышащими детьми. Пример для ребят младшего дошкольного возраста можно найти в публикации Морозовой В.А.
Дефектологическое занятие для коррекции заикания. Эти уроки проводятся индивидуально или в рамках работы разновозрастной группы. Вот пример составления конспекта такого занятия для воспитанников разного возраста.
Тифлопедагогическое занятие — дефектологическое занятие для работы со слепыми или слабовидящими детьми.Ознакомиться с примером такого урока для ребят старшего дошкольного возраста можно в разработке дефектолога Бойко Л.А.
Дефектологическое занятие с гиперактивными детьми. Работа по этому направлению коррекции ведётся комплексно, поэтому и занятия должны составляться блочно, как, например, цикл уроков Н.В. Власовой.
Дефектологическое занятие на коррекцию тревожности по теме «Волшебный город» в старшей группе.
Дефектологическое занятие на коррекцию агрессии. Например, урок для старшего дошкольного возраста по теме «Злой король», разработанный О. Ивановой.
Дефектологическое занятие на коррекцию эмоционально-волевого состояния. Такие уроки, как правило, проводятся блоками. Ознакомиться с блоком для старшего дошкольного возраста можно здесь.
Занятие на коррекцию речи. Примером может быть урок с логопатами (детьми, имеющими нарушения речи) старшего дошкольного возраста на тему «Волчок».
Занятие для детей с ЗПР. Эти уроки составляются с учётом степени отклонения, без оглядки на возраст малыша.
Занятие для умственно отсталых малышей.
Дефектологическое занятие для ребят с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Эти уроки часто проводятся в спортивном зале и представляют собой сочетание изучения лексической темы с ЛФК. Например, занятие для младших дошколят на тему «Я и моё тело».
Занятие для детей с комплексными нарушениями, то есть сочетанием двух и более ОВЗ.

Коррекцинные занятия ведут специалисты в работе с конкретными ОВЗ у детей

Слайд 50В советской специальной педагогике (дефектологии) концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными

возможностями как воспитание полезных членов общества удачно соединилась с основаниями советской педагогики о воспитании социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. Эта концепция в нашей стране, к счастью, не выродилась в то чудовищное попрание прав человека, которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако приоритет интересов общества над интересами личности, многие десятилетия существовавший в нашей стране, фактически узаконивал статус социальной «малоценности», «граждан второго сорта» применительно к людям с ограниченными возможностями.

Тематика коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Как отмечалось выше, рабочая программа основывается на общей программе дошкольного образования. В частности, при определении тем занятий. Однако это касается ребят с теми ОВЗ, которые не подразумевают отставание в интеллектуальном развитии. Для малышей же с ЗПР, умственной отсталостью тематика занятий группируется в блоки (вне зависимости от возраста):

  • информация о себе (дети называть возраст, адрес);
  • сказки (чтение, освоение навыков пересказа);
  • дикие и домашние животные;
  • игрушки;
  • мультфильмы.

Таблица: пример тематики коррекционных занятий с детьми с ЗПР

Дата проведения Тема Цель Оборудование
06.10.16–13.10.16 «В кукольном театре»
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие воображения творческой мысли;
  • знакомство с эмоциями: злости, доброты, хитрости, мудрости;
  • создание хорошего настроения.
  • организация детей: приветствие, ходьба по тактильной дорожке;
  • основная часть: мимическая гимнастика, игра «Знакомство с героями из сказки Буратино»;
  • рефлексивно-оценочный этап, подведение итога: танцуем под весёлую музыку из мультфильма «Буратино».
  • песня «Маленькая страна»;
  • тактильная дорожка;
  • картинки;
  • песня «Буратино».
20.10.16 —27.10.16 «Колобок»
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие воображения;
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях.
  • организация детей: приветствие, ходьба по тактильной дорожке;
  • основная часть: мимическая гимнастика, игра «Знакомство с героями из сказки Дюймовка», игра «Четвёртый лишний»;
  • рефлексивно-оценочный этап, подведение итога: игра «Кто больше».
  • песня «Маленькая страна»;
  • тактильная дорожка;
  • картинки.

На отработку темы обычно отводится неделя

Слайд 48 Особый вклад в практическую реализацию этих идей

сделали те страны, в которых к власти пришел фашизм. Национал-социалисты обеспечили идеологическое обоснование необходимости физического уничтожения «социально бесполезных», «неполноценных» людей. Они развернули широкую кампанию по «очищению» рейха, а заодно и воспитанию подрастающего поколения в духе разработанной ими идеологии. В школах Германии уже с 1933 г. учащимся преподносились идеи расовой биологии, расовой гигиены; исподволь, даже, казалось бы, на нейтральном учебном материале (математике), воспитывалось негативное отношение к лицам с отклонениями в развитии.

Что такое коррекционная педагогика

Во всем мире наблюдается увеличение количества детей с нарушениями развития. Это связано с целым рядом причин.

Основные причины:

  • уменьшение детской смертности за счет спасения недоношенных младенцев и детей с разными формами патологий;
  • ухудшение экологии;
  • улучшение качества диагностики.

В России в настоящий момент проживает около двух миллионов детей с ограничениями в умственном или физическом развитии. Из них 680 тысяч имеют разные группы инвалидности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Для реабилитации и адаптации подобных детей существует коррекционная или специальная педагогика.

Коррекционная педагогика — это область педагогической теории и практики, которая связана с обучением и воспитанием детей с особенностями развития.

Формирование этой отрасли происходило в рамках дефектологии. Термин «дефект» сейчас используется редко, поскольку имеет негативную окраску.

Дефектология — это интегративная наука, занимающаяся изучением закономерностей развития детей, имеющих различные нарушения.

Главные виды нарушений:

  • психические заболевания;
  • неврологические патологии;
  • поражения органов слуха;
  • патологии зрения;
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

На первом месте среди отклонений в развитии являются нарушения в работе психики. В России психические заболевания составляют 30 % от общего количества детских патологий.

В зависимости от типа нарушений выделяют разные направления коррекционной педагогики.

Специальные разделы:

  1. Сурдопедагогика — занимается обучением и реабилитацией учащихся с разными формами нарушения слуха.
  2. Тифлопедагогика — сферой ее применения являются воспитанники, имеющие проблемы со зрением.
  3. Логопедия — используется для устранения дефектов речи.
  4. Олигофренопедагогика — помогает адаптироваться и социализироваться ученикам, имеющим отставания в умственном развитии.

Цель и задачи коррекционной педагогики

Ранее под главной целью при работе с особыми детьми педагоги понимали их приведение к норме. Сейчас подобный подход считается устаревшим.

Цель формулируется в принятии таких детей и оказании им помощи в развитии их способностей. Немаловажным аспектом является улучшение качества жизни особых учеников. Это происходит за счет коррекции имеющихся нарушений и подключения компенсаторных механизмов организма.

Задачи:

  1. Реабилитация и восстановление психофизиологических функций.
  2. Повышение уровня жизнедеятельности и улучшение качества жизни.
  3. Развитие социального интеллекта.
  4. Помощь в профориентации и приобретении соответствующих трудовых навыков.
  5. Формирование позитивной жизненной позиции и мотивации.

Суть понятия «коррекционно-развивающее занятие»

Деятельность, направленная на эффективное развитие ребёнка, имеющего ОВЗ, а также методически организованная помощь в преодолении дериваций (отклонений), которые представляют собой преграду развития малыша, называется коррекционно-развивающим занятием.

Коррекционные занятия призваны обеспечить равные образовательные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ

Цели и задачи занятий с детьми с ОВЗ

Миссия коррекционно-развивающих уроков в ДОУ состоит в:

  • стимуляции восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения;
  • развитии, а также исправлении недостатков в эмоционально-волевой сфере ребят (например, преодоление агрессивности, плаксивости и пр.);
  • приобщении к здоровьесберегающим технологиям;
  • обеспечении условий для развития навыков коммуникации и социальной адаптации.

Практическое воплощение этих целей представляет собой целенаправленный процесс, который конкретизируется систематическим решением образовательных задач в трёх направлениях, по-разному реализуемыми в работе с малышами разного возраста.

Таблица: основные образовательные задачи коррекционно-развивающих занятий

Направление поставленных задач
Задачи
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Для коррекции и развития

развивать речь, память, внимание;
тренировать общую и мелкую моторику, координацию движений.

пополнять запас слов (к примеру, короткими фразами-указаниями);
развивать умение выполнять совместные с другими детьми действия из 3–4 операций;
продолжить начатую ранее работу по развитию мелкой моторики.

обогащать двигательный опыт (малыши играют в мячи, прыгают через скакалку);
тренировать память, речь т

д.

исправлять негативные тенденции развития (к примеру, брать вещи, не спрося разрешения);
развивать речь (её эмоционально-выразительные формы).

Для воспитания
Стимулировать формирование эмоционально-волевой сферы через адекватное выражение своих чувств.

воспитывать навык следования указаниям взрослого (к примеру, убрать игрушки, поделиться куклой и пр.);
продолжать работу по формированию умения адекватно выражать свои эмоции и чувства;
развивать навык корпоративной деятельности (не только в игре, но и во всех других видах активности).

продолжать работу над тренировкой выдержки;
воспитывать умение работать в коллективе.

воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе;
практиковать навык подбирать мимику и эмоциональную реакцию под сюжет текста (например, сочувствие Колобку, осуждение Лисы и пр.).

Для обучения

учить ориентироваться на величину и форму предмета при сравнении;
пополнять словарный запас;
расширять сенсорные представления (например, для развития зрительного канала восприятия важно определять искомый цвет, называть цвета и некоторые оттенки (голубой).

систематизировать полученные ранее знания о цвете и форме (в 4–5 лет малыши могут назвать основные форму, выбрать самый большой предмет и пр.);
отрабатывать навык строительства из 3–4 кубиков;
тренировать умение показа действий;
активно использовать речь для коммуникации со сверстниками и взрослым;
отрабатывать навык приклеивания заготовок на основу для выполнения аппликации, а также навыка создания рисунка (пока чаще в виде раскрашивания готовой картинки).

учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числу, падеже;
практиковать использование в речи существительных с уменьшительными суффиксами;
практиковать счёт до 10 и в обратном порядке;
расширять навык ровно вырезать крупные детали по контуру.

отрабатывать навык составления устных текстов из коротких предложений;
практиковать в неподготовленной речи использование речевых клише (спасибо, извини и пр.);
тренировать устный счёт в пределах 10 со сложением и вычитанием;
осваивать нетрадиционные техники рисования.

Слайд 25Современная специальная педагогика исходит из того, что о недостатке, отклонении в

развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. Поэтому специальная педагогика пользуется такими терминами, как лица с ограниченными возможностями (жизнедеятельности); применительно к обучающимся — лица с особыми образовательными потребностями. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия

Слайд 33 — разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной

подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью;
— взаимодействует с социальной педагогикой по всем проблемам, относящимся к людям, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта;
— исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития;
— совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого-педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Слайд 36Характер статистических данных той или иной страны определяется также уровнем ее

цивилизованности, качеством медицинской, социальной и педагогической помощи в ней. Замечено, что в странах с низким уровнем развития первое место по частоте занимают грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха. В странах, где планка образовательного уровня поднята высоко (Финляндия, Швеция, США, Германия), одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, затруднения при чтении, письме, в математике. В развивающихся странах наличие таких нарушений статистика не отражает, так как преобладающая неграмотность детского населения не позволяет выделить эту проблему.

Слайд 26 В современной юридической и социальной сфере за рубежом все шире

используется термин лица с ограниченной трудоспособностью (вместо термина «инвалиды»). Это понятие позволяет рассматривать данную категорию лиц именно как нуждающихся в различного рода социальной помощи, юридической защите, являющихся в то же время в определенной степени трудоспособной и равноправной частью социума. Термин «инвалид» кроме медицинского диагноза (недееспособен) несет в себе негативный социальный смысл. За рубежом термин «инвалид» применяется исключительно к лицам с тяжелыми физическими нарушениями и в основном в узкопрофессиональном (медицинском) контексте.

Как индивидуализировать работу на коррекционном занятии

Чтобы определиться с сутью индивидуального подхода на коррекционных занятиях, нужно учесть, что такие уроки могут проходить в двух форматах: один на один педагога с ребёнком, а также групповом. Что касается первого, то вопросов по поиску способов индивидуализировать работу не возникает: занятие строится на этих приёмах. А вот на групповых уроках задача поиска оптимального подхода к каждому (!) воспитаннику очень актуальна. Тем более малыши в группе мало того, что имеют разную степень проявления ОВЗ, так ещё и разнообразие темпераментов, характеров никуда не девается. В процессе работы в условиях инклюзивного образования я пришла к выводу, что для осуществления всестороннего подхода к проблеме педагогу необходимо руководствоваться четырьмя принципами индивидуализации.

Вопросы актуализации занятий с детьми с ОВЗ стоят так же актуально, как и для работы со здоровыми малышами

Выполнять задание удобным способом

При подготовке урока в процессе выбора заданий педагог должен чётко представлять, как с этой задачей справится каждый малыш. Это поможет составить правильную инструкцию для ребёнка, у которого могут возникнуть трудности с выполнением. Так, например, на занятии по изодеятельности в группе умственно отсталых детей при выполнении задания на изображение листьев на деревьях осенью в технике рисования пальчиками, ребёнок, у которого развитие мелкой моторики не позволяет сделать эти мазки более или менее точно, может выполнить задачу приёмом тычка, набирая краску ватной палочкой.

Объяснять на понятном языке

При объяснении задания важно использовать тот канал восприятия, который у ребёнка является ведущим. Например, в группе гиперактивных малышей 4–5 лет при выполнении задания на соединение цифры с картинками, изображающими количество предметов, некоторые ребята способны справиться только после объяснения задания взрослым

Это аудиалы, то есть те, кто хорошо воспринимают информацию на слух. Однако есть дети, которые после завершения объяснения, не приступают к выполнению, так как не поняли словесную инструкцию. Для таких малышей — визуалов — порядок выполнения нужно показать наглядно. Например, провести одну соединительную линию и объяснить, зачем она.

Говорить с малышами нужно на доступном для них языке, воспитывая при этом интерес к разным ам деятельности

Давать возможность проявить инициативность

Поощрение самостоятельности — одна из важнейших задач на занятии. Причём малыш с ОВЗ обязательно должен почувствовать, что он справился с ней на отлично. Поэтому педагог должен чёток представлять, какое задание создаст такую ситуацию успеха. К примеру, если в старшей группе ребёнку с ЗПР сложно даётся освоение счёта и вообще любой вид учебной деятельности, создать для него ситуацию успеха можно дав задание подготовить материалы для занятия (достать из соответствующей коробки счётные палочки, выбрать картинки с подходящим временем года или актуальными погодными условиями и пр.).

Взывать к прошлому опыту

Не менее важно опираться на индивидуальный опыт каждого ребёнка в той или иной деятельности в работе над заданием в данный момент. Так, организуя сюжетно-ролевую игру «У доктора» с слабовидящими детьми второй младшей группы, малыш, исполняющий роль доктора, может растеряться в отношении действий, которые должен предпринять его персонаж после того, как пришёл «пациент» с жалобами

В этом случае можно попросить ребёнка вспомнить, что на предыдущей неделе он тоже ходил с мамой в больницу, а значит, может вспомнить, что ему говорил врач, какие диагностические процедуры проводил.

Даже в новых видах работы следует опираться на имеющийся у ребёнка опыт в той или иной деятельности

Особенности в дошкольном, начальном образовании

В дошкольной коррекционной педагогике главными задачами являются:

  1. Постановка и уточнение диагноза.
  2. Учет характеристик раннего детства и индивидуальных особенностей ребенка.
  3. Использование комплексного подхода для всестороннего развития детей с учетом выявленных нарушений.
  4. Применение профилактических методов, чтобы избежать возможных дальнейших затруднений в развитии.
  5. Использование игровых методов и техник, таких как развивающие игры и упражнения, для повышения мотивации ребенка.
  6. Развитие социальных навыков и умения работать в группе.
  7. Подготовка детей к обучению в школе.

Дети с нарушением зрения

Эти дети требуют тифлопедагогической помощи. Учитель полностью отвечает за обучение и воспитание доверенных ему слепых и со слабым зрением детей. Он обязан проводить учебно-воспитательную работу с ними с учетом особенностей их психической деятельности: медленный темп зрительного или тактильного восприятия, сложность в осуществлении практической деятельности и др. Он принимает меры по охране зрения, предупреждает переутомление. Для этого строго регламентируется непрерывная зрительная нагрузка. Она не должна превышать 10 секунд, решается строго индивидуально, с учетом рекомендаций врача-окулиста. Предупреждает утомление, нарушение осанки и позвоночника правильная поза ребенка. Оптимальное расстояние от глаз до предметов 30-35см. Нельзя допускать, чтобы голова ребенка низко наклонялась над книгой, тетрадью. Учебные принадлежности следует приближать с помощью подставки на необходимое расстояние в соответствии с указаниями врача. Повышению эффективности учебных занятий содействует рациональное применение технических средств обучения: специальных телевизионных систем, диапроекторов и др. Во время учебных кинофильмов им разрешается подходить к экрану на удобное расстояние. Длительность одноразового показа не должна превышать 15 минут. Освещаемость рабочего места – не ниже 500 люкс. В учебном процессе для детей используются учебники с крупным шрифтом, иллюстрации с хорошо очерченным контуром, цветные, контрастные. Тифлопедагог проводит коррекционную работу по формированию специальных умений и навыков (обучение шрифту Брайля, умению ориентироваться, машинописи, домоводству).

«дефектология»

специальная педагогика» «специальная психология» «дефектология»«специальная педагогика»«специальная психология». Педология (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка. Термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение. необходимость всестороннего изучениярастущего человекав физиологическом, психологическом и социальном аспектахВлади́мир Миха́йлович Бе́хтеревГригорий Иванович РоссолимоНЕЧАЕВ Александр Петрович (1870—1948) — российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологической науки. Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда школьников.Согласно постановлениюинвалидлицо с ограниченными возможностями здоровьяаномальные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитииВ настоящее время становится понятным, что в педагогической и социальной сфере медицинские термины неприемлемы как диагнозные, некорректные, ущемляющие достоинство взрослых, детей и их родителей, а также как не отражающие особых потребностей этих лиц в образовании, особенностей и возможностей их социального адаптирования. «дети (лица) с особыми образовательными потребностями»недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: