Логоритмика: методика развития речи у детей

Мбдоу "детский сад №13 "ласточка"

Разделы логоритмических занятий

Логоритмические занятия проводятся по следующим разделам:

  1. Общеподготовительная работа. Она направлена на подготовку к движениям, организацией их музыкального сопровождения. На данном этапе происходит активизация внимания детей и их мотивация к совершению разнообразных движений. Здесь же, реализуется формирование навыков движения в коллективе.
  2. Вспомогательные физические упражнения. Здесь применяются упражнения гимнастического содержания с их сопровождением речи. Данный раздел нацелен на формирование правильной осанки и развитие мелкой моторики.
  3. Ритмическая деятельность. Она опирается на сочетание движений с музыкальным сопровождением. Здесь же, используются музыкально-речевые упражнения. Они связаны с произнесением звуков и слов в соответствии музыкальному темпу и ритму.
  4. Заключительная работа. Здесь используются двигательные упражнения, ориентированные на релаксацию детей, их успокоение. Проводится стабилизация дыхания и сердечного ритма.

В каких случаях необходима логоритмика

Логоритмика является неотъемлемой частью речевой терапии и может быть необходима в ряде случаев, включая:

  1. Задержка в развитии речи:

    Логоритмика эффективна при задержках в развитии речи у детей. Этот метод помогает стимулировать и улучшать процессы формирования речи и языковых навыков.

  2. Дефекты звукопроизношения:

    В случае, если у человека имеются дефекты звукопроизношения, логоритмика может быть использована для коррекции звуков и улучшения четкости произношения.

  3. Устойчивые нарушения артикуляции:

    При наличии устойчивых нарушений артикуляции, логоритмика помогает разрабатывать специальные методики и упражнения, направленные на улучшение артикуляционных навыков.

Логоритмика предоставляет инструменты и стратегии для развития навыков произношения и коммуникации, что делает ее важным инструментом в работе с различными речевыми трудностями.

Логоритмика для детей 1-2 лет

В год ребенок только начинает ходить. Поэтому сразу учить детей маршировать четко под музыку – безрезультатно. Для малышей подойдут простые упражнения на развитие речи и координации движения.

  1. «Подражание животным». Например, как говорит и делает курочка. Для этого взрослый показывает руками имитацию взмахов крыла и произносит «ко-ко-ко». Ребенок повторяет.
  2. Игра на музыкальных инструментах (барабан, ксилофон). Ребенок должен не просто стучать по ним, а стараться придерживаться ритма. Сразу взрослый отстукивает с определенным ритмом 3–5 нот, малыш повторяет.
  3. «Научились мы ходить». Упражнение на ходьбу, под музыку. Звучит песенка. И дети ходят по кругу. Делая 2 обычных шага, и 2 – высоко сгибая ноги в коленках. Если ребенок только начал ходить, его водят за руку.

Не обязательно, что у малыша все будет получатся. Главное – чтобы ребенок старался, ему было интересно заниматься. Постепенно он всему научится.

Научное обоснование важности логоритмики

В наши дни многие светила науки и медицины осознают важность влияния двигательных навыков на формирование произношения. Факт наличия двухстороннего воздействия косвенно подтвержден появлением термина «филогенетическая связь»

На этапе выполнения ритмических движений дошкольники обретают непринужденность, благотворно сказывающуюся на двигательных свойствах речевых органов. Более того, уровень развития тонких движений пальцев рук сказывается на степени развития речи.

Музыке на логоритмических занятиях отведена особая роль. Она рассматривается в качестве целебного инструмента, излечивающего душу и тело. Музыка выступает в качестве источника положительных эмоций. Приятные для слуха мотивы переводят организм в состояние позитивного эмоционального возбуждения, сопровождающегося тонизацией ЦНС и повышением внимания. Из других положительных моментов следует отметить улучшение обмена веществ, стимуляцию кровообращения и дыхания, а также повышение тонуса коры головного мозга.

Мышечная реактивность и моторика тесно связаны с музыкальным ритмом. Последний легко переходит в пластику, представляющую собой комплекс осуществляемых телом движений. Справедливость данного утверждения была доказана педагогом Эмилем Жак-Далькрозом (Швейцария), являющимся по совместительству общественным деятелем и композитором.

Третье десятилетие ХХ столетия ознаменовалось проникновением лечебной ритмики в коррекционные учреждения. В процессе изучения индивидов с речевой патологией особое место отведено слову, способному оказывать на людей ритмическое воздействие. На практике логопедическая ритмика выделилась в обособленную ветвь коррекционной работы. По сути это направление является разновидностью кинезотерапии, сфокусированной на преодолении речевых нарушений. Сочетающиеся с мелодией слова способствуют развитию и (при необходимости) коррекции двигательной сферы.

Детям со слабым слухом подходит фонетическая ритмика. Коррекция речевых нарушений осуществляется за счет выполнения упражнений двигательного характера, дополненных озвучиванием определенных словесных конструкций, отдельных звуков или слогов. В качестве конечного результата рассматривается правильно оформленная в фонетическом плане речь.

Работающие с дошкольниками воспитатели довольно часто руководствуются методикой музыканта и педагога Карла Орфа (Германия), настаивавшего на важности симбиоза движений, музыкального и словесного сопровождений

В каком возрасте можно начинать занятия логоритмикой

Занятия логоритмикой рекомендуется вводить в программу обучения с трех лет. В этом возрасте дети находятся в критическом периоде формирования основ для развития речи, логического мышления и навыков общения. Начальное вовлечение в программу логоритмики в таком раннем возрасте является ключевым моментом, поскольку дети в этот период особенно восприимчивы к новым знаниям и опыту.

Раннее включение в логоритмическую терапию предоставляет детям возможность эффективнее преодолевать потенциальные трудности в произношении и развивать коммуникативные навыки. Кроме того, такой подход создает благоприятную образовательную среду, способствующую положительному опыту обучения и формированию здорового отношения к языку и общению.

Для чего нужна

Сочетание движений, произношение слов с определенным ритмом, в такт музыке улучшает настроение. При этом помогает сбросить эмоциональное напряжение. Но это не основные задачи логоритмических упражнений. Их используют для:

  • коррекционной работы;
  • развития коммуникативных навыков, социализации;
  • обучения;
  • психотерапии;
  • воспитания.

Логоритмика для детей необходима для формирования правильной и четкой речи. Большинство детей долго обучаются произносить звуки, нечетко произносят слова. Если малышу не подобрать правильные коррекционные упражнения, которые он будет делать не под принуждением, а с удовольствием, то возникнут проблемы:

  • нечеткая речь;
  • замкнутость (ребенок стесняется того, что он не четко выговаривает слова, а если его не понимают или смеются над ним, он может перестать общаться);
  • сформируются комплексы мешающие социализации и развитию коммуникативных навыков.

Нечеткая речь, дизартрия у дошкольников проявляется только в разговорной речи. Затем появляются проблемы с письменной. Нарушение дикции – одна из причин ошибочного написания. Поэтому чем раньше заняться развитием правильной речи, тем успешнее ребенок будет в дальнейшем.

В процессе совместных занятий у малыша формируются навыки общения. 

Логоритмические упражнения:

  • снимают зажатость;
  • способствуют развитию общительности;
  • повышают эмоциональный тонус;
  • тренируют подвижность нервных процессов;
  • способствуют улучшению памяти, внимания;
  • развивают мелкую моторику;
  • активируют кору головного мозга (стимулируют формирование новых нейронных связей);
  • гармонизируют (слишком возбужденные дети становятся спокойнее, а излишне медлительные – активнее);
  • помогают раскрыться ребенку.

Детям, занимающимися логопедической ритмикой проще общаться со сверстниками и взрослыми. Они менее замкнуты.

Рассказывая стихи, воспроизводя песни, сопровождая все движениями малыш обучается:

  • развивается воображение, образность мышления;
  • знакомится с пространственными понятиями положения тела («лево», «право» и т.д.);
  • узнает больше о том, что такое музыка, рифма, темп, музыкальный регистр.

Занимаясь, у малыша снижается психоэмоциональная напряженность. Подражая взрослому, он начинает коммуницировать. Так, незаметно для малыша, проходит психотерапевтическая работа.

Делая упражнения, ребенок тренируется двигаться в такт музыке, учится критически относится к своим движениям, речи. Когда он понимает, что именно не так делает, с большим желанием, усердием устраняет ошибки.

Важно! Логоритмика корректирует дикцию, устраняя связанные с нарушением речи комплексы. Упражнения подбираются в зависимости от требований ребенка

Например, если он заикается, то используется музыка, ритм, помогающие справится с проблемой. Если не выговаривает определенный звук – подбираются детские стихи и песни, в которых проблемная буква встречается часто.

Кто проводит логоритмику

Логоритмику проводят высококвалифицированные логопеды, специализирующиеся в области развития речи у детей. Эти специалисты обладают глубокими знаниями в области логопедии и имеют опыт, необходимый для успешного руководства индивидуальными сессиями. Их компетенции включают в себя детальное понимание техник логоритмической терапии, а также умение адаптировать их под конкретные потребности каждого ребенка.

Одним из ключевых аспектов работы этих профессионалов является способность создания поддерживающей атмосферы, которая поощряет активное вовлечение детей в процесс обучения. Они стремятся создать доверительные отношения с каждым ребенком, что способствует эффективной коммуникации и более успешному усвоению навыков речи.

Особенности занятий в разрезе комплексно-тематического подхода

Игровые приемы и наглядность — два кита, составляющие основу комплексно-тематического метода. Концентрическое наращивание материала характерно для всех разделов лексических тем, рассматриваемых в течение года. Поражает обилие форм проведения занятий. Разнообразие привносят элементы фольклора, вовлекаемые в обучающий процесс сказочные персонажи, дидактические и сюжетные игры, совершаемые в воображении прогулки и т.д. Манера ознакомления ребенка с учебным материалом должна вызывать у дошкольника интерес

Тематическое, сюжетное и видовое многообразие провоцирует развитие связной речи, помогает сконцентрировать внимание на учебном процессе и настраивает детей на положительные эмоции, способствуя тем самым достижению высоких результатов

Ограничения по возрасту отсутствуют. Ответственными за проведение логоритмических занятий могут быть назначены логопед, воспитатель либо музыкальный руководитель. Приветствуется систематичность. Что интересно, еженедельные занятия по логоритмике не исключают деятельности дошкольников, осуществляемой под руководством педагога на протяжении всего дня.

Можно ли практиковать логоритмику дома и как организовать занятия

Да, логоритмику можно успешно освоить дома

Для этого важно использовать игровые формы, читать книги, слушать музыку и проводить коммуникативные упражнения. Создание поддерживающей атмосферы и постоянная мотивация помогут детям эффективно развиваться и совершенствовать речевые навыки

Игровые формы:

  • Используйте разнообразные игры, направленные на развитие речи и языкового восприятия.
  • Играйте в словесные конструкторы, составляйте рассказы вместе с ребенком.

Чтение книг:

  • Регулярно читайте разнообразные книги с детьми.
  • Обсуждайте содержание книг, задавайте вопросы, развивая понимание текста.

Слушание музыки:

  • Включайте музыку с разными ритмами и мелодиями.
  • Используйте музыкальные игры для развития слухового восприятия.

Коммуникативные упражнения:

  • Проводите упражнения, включающие в себя вопросы и ответы.
  • Обсуждайте различные темы, способствуя формированию навыков общения.

Поддерживающая атмосфера:

  • Создайте положительную обстановку во время занятий.
  • Поощряйте и поддерживайте ребенка, выражая уважение к его усилиям.

Мотивация:

Стимулируйте интерес ребенка к обучению.
Постоянно подчеркивайте важность и ценность усилий, вложенных в развитие навыков речи.

Такой комплексный подход позволит не только сделать процесс обучения эффективным, но и сделает его веселым и увлекательным для всей семьи.

Что делают на логоритмике?

Занятия по логоритмике проводятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Это игры на подражания. Взрослый показывает, что надо делать, а ребенок – повторяет. Тренировки включают:

  • маршировку и ходьбу (под определенный ритм);
  • упражнения, развивающие дыхание и артикуляцию;
  • гимнастику для мышечного тонуса;
  • скороговорки;
  • упражнения на счет;
  • пение;
  • игру на детских музыкальных инструментах;
  • ритмические движения;
  • упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

Если занятие проводится с музыкальным сопровождением, то правильно подбирают мелодии, отражающие эмоциональное состояние. Для ходьбы подойдут маршевые, ритмические песни. Для медленных упражнений – минорные мотивы.

Важно! Логоритмические упражнения разнообразны. Программа составляется в зависимости от возраста ребенка и его потребностей, индивидуальных особенностей

На занятиях используют не только музыку, разучивают стихи и песни. Чтобы разнообразить тренировки, заинтересовать детей применяют игрушки и картинки.

Что делают на логоритмике

На занятиях логоритмики акцент делается не только на исправлении звуковых ошибок, но и на обширном развитии различных навыков у детей. Используемые методики не просто направлены на коррекцию произношения, но также охватывают области, такие как моторика, ритм, музыка и взаимодействие.

  1. Пальчиковая гимнастика:

    Этот подход включает в себя различные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев. Это не только способствует улучшению моторики рук, но также может оказать положительное воздействие на развитие речевых навыков.

  2. Музыкально-ритмические игры:

    Занятия включают в себя использование музыкальных и ритмических элементов, что помогает детям развивать чувство ритма, музыкальный слух и координацию движений. Это также способствует общему развитию детей и создает позитивную обстановку на уроках.

  3. Вокально-артикуляционные упражнения:

    Целью этих упражнений является разработка правильной артикуляции и произношения звуков. Дети учатся контролировать свои речевые органы, что содействует улучшению четкости произношения.

Этот комплексный подход к логоритмике обеспечивает не только успешную коррекцию речевых дефектов, но и развивает разносторонние навыки у детей, включая речь, моторику, ритм, и музыкальный слух. Такие занятия создают благоприятную среду для гармоничного общего развития детей.

Не чёрный, а ржаной

— К чему готовиться родителям ребёнка с речевыми нарушениями в начальной школе?

— Начальная школа — лакмусовая бумажка, она выявит все проблемы ребёнка. Раньше все выпускники речевых групп автоматически попадали в поле зрения школьного логопеда. Этот специалист работает уже не с устной, а с письменной речью. Сейчас для того, чтобы логопед взял ребёнка на занятия, необходимо решение комиссии, статус ОВЗ (ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. — Прим. ред.).

Сегодня на слуху понятия “дислексия”, “дисграфия”. Это трудности в овладении чтением, письмом. Выпускники речевой группы находятся в группе риска — они могут страдать такими расстройствами. Примеры: при письме ребёнок не дописывает последние буквы, пропускает гласные, заменяет звонкие на глухие, пишет буквы не в ту сторону… Или путает письменные “у” и “д” — это оптическая дисграфия. Вообще, видов дисграфии очень много, разобраться и помочь может только логопед.

Заключения “дислексия” и “дисграфия” логопеды выставляют только во втором полугодии второго класса. До этого времени дети только овладевают навыками чтения и письма, имеют право на ошибки.

— Если у ребёнка выявлена дислексия, нужно ли переводить его в особый класс или школу?

— Нет. Необходимо найти логопеда, который будет поддерживать ребёнка в учебном процессе. Это корректируется, но не быстро. Задача —исправить нарушения к концу начальной школы. Иногда происходят случаи, когда нарушения компенсируются самостоятельно: если ребёнок умненький, все быстро схватывает.

— Как вы считаете, детям с нарушениями речи лучше посещать специальные группы или обычные?

— Если у ребёнка только тяжёлое нарушение речи, нет другого более серьёзного заболевания, он может находиться в инклюзии среди сверстников. Но, конечно, эффективнее результат будет, когда он посещает специальную группу. Здесь с ним работают и логопед, и психолог, и воспитатели. У нас даже младший воспитатель следит за тем, как ребёнок произносит звуки. Например, у нас было принято говорить: “Дайте мне, пожалуйста, ржаного хлеба”. Или пшеничного. А не чёрного и белого. При этом ребёнок должен был стараться правильно произносить все звуки.

В целом инклюзия — это замечательно. Но для неё нередко не хватает базы: и материально-технических ресурсов, и человеческих. Простой пример — в школе особенного ребёнка должен сопровождать тьютор, но так получается не всегда. Хотя идея инклюзии хороша, так в обществе воспитывается толерантность.

Логоритмика для детей 5-6 лет

Для дошкольников подбираются более сложные занятия

К этому возрасту важно, чтобы у ребенка сформировалось четкое произношение всех звуков. Иначе, когда он пойдет в школу, будут проблемы с освоением чтения и письма, коммуникацией с детьми и учителем

Если есть нарушения дикции занятия проводят ежедневно. Рекомендуют:

  1. Обыгрывание стихотворений. Ребенок повторяет строчки и показывает, о чем говорит.
  2. Ходьбу сочетают не только со сменой направлений, ритмичным счетом, но и с исполнением маршевых песен.
  3. Предлагают к стихотворению детям самостоятельно придумать движения.

При чтении стихов важна интонация, а не простое запоминание слов.

Основные направления развития дошкольников

Осуществляемая малышами музыкальная и речевая деятельность оказывает благотворное влияние на развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных функций

В последнюю группу вошли умение ориентирования в пространстве, внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Помимо этого, наблюдается появление и совершенствование черт, присущих гармонично развитой личности

В данном случае идет речь о доброте, проявлениях дружбы, склонности к самокритике и т.п. Положительные сдвиги фиксируются в игровой деятельности и эмоционально-волевой сфере. Также закладывается база артикуляционных движений и развивается мимическая мускулатура.

Для кого подходит

Логоритмические упражнения нужны всем детям начиная с раннего возраста. Тренировки подбираются индивидуально. С самыми маленькими начинают заниматься родители. Например, игра «Ладушки». Или подражание движением и звукам животных. Такие игры способствуют:

  • формированию речи;
  • укреплению эмоциональной связи между ребенком и родителями;
  • развитию координации движений;
  • укреплению памяти.

В дальнейшем тренировки усложняются. Их уже рекомендуют проводить со специалистом, который подберет упражнения и музыку. Занятия в коллективе облегчат процесс социализации ребенка.

Важно! Занятия логоритмикой обязательно нужны детям, если требуется логопедическая и психокоррекционная работа. Например, при:

  • заикании, наследственной предрасположенности к нему;
  • врожденными аномалиями развития речевого аппарата («заячья губа», «волчья пасть»);
  • слишком быстрой или замедленной речи;
  • повышенной стеснительности;
  • проблемах с общением (чрезмерной замкнутости);
  • недостаточной моторике, нарушениях координации движений;
  • дизартрии.

Логоритмика полезна всем детям, особенно в период формирования речи. Главное – правильно подобрать нейрогимнастические упражнения, стихи, песни, музыку.

Основные понятия

Дети с диагнозом «нарушение речи» нуждаются в проведении специальных тренировок, направленных на развитие мыслительных навыков и фантазии, артикуляционной и общей тонкой моторики, а также коммуникативных навыков вербального и невербального характера. Разработанные упражнения учат дошкольников различать темп и ритм, закладывают основы для формирования волевых качеств и выдержки.

Логоритмика включает в себя широкий спектр упражнений, выполнение которых сопровождается проговариванием определенного текста. Данная методика способствует развитию речи и устранению дефектов, наблюдаемых на этапе становления речевого навыка. Таким образом можно сказать, что под логоритмикой подразумевается спектр заданий, игр и упражнений, основанных на возможности сочетания музыкальных мотивов, слов и движений.

Логоритмика помогает дошкольникам справиться с проблемами речевого развития

Что немаловажно, помимо совершенствования речи удается сформировать правильную осанку и укрепить мышцы. Также регистрируется повышение активности в сфере сенсорного и моторного развития

В качестве конечной цели рассматривается решение ряда задач, затрагивающих сферы оздоровления, образования и коррекции.

Интенсивность процесса развития речи зависит от физической активности. Данное утверждение позволяет говорить о наличии тесной взаимосвязи между двумя на первый взгляд обособленными составляющими гармоничного развития малыша. В двигательных упражнениях речи присвоен статус подталкивающего к действию и контролирующего фактора. Основу логоритмики составляет стихотворная разновидность речи, в которой четко прослеживается определенный ритм. Специально разработанные упражнения учат дошкольников правильно дышать, знакомят на практике с многообразием темпов речи и развивают речевой слух.

Значительная часть родителей осознает важность раннего развития интеллекта малыша. Чаще всего взрослые стремятся усовершенствовать навыки чтения

Многие люди уверены в том, что востребованность методик раннего развития на протяжении последних лет свидетельствует в пользу их эффективности и полезности. Лишь тщательно приглядевшимся ученым удалось установить, что стремительное формирование навыков счета, письма и чтения затормаживает другие направления психомоторного развития, имеющие отношение к правому полушарию головного мозга. Наблюдаемые на данном этапе перекосы почти нереально исправить в будущем. Такая особенность подтверждает актуальность применения логоритмики как в пределах домашнего общения, так и в рамках детского сада. Для обучающихся по данной методике малышей характерно гармоничное и плавное развитие, показатели которого отвечают нормам возраста ребенка.

Логоритмика для детей 6-7 лет

В этом возрасте подбираются сложные упражнения. При этом тренировки должны быть в игровой форме. Например:

  1. Игра «Замри». Дети бегают под музыку, а как только она прекращается они должны остановится в определенном образе. Ее указывает ведущий, или ребенок сам придумывает, но затем изображает в чей позе он застыл, а другие дети угадывают.
  2. «Зеркало». Рисуют схематическое изображение движений (прыжок, кружение). По этой схеме ребенок должен двигаться. Подбирают музыку быструю или среднего темпа.
  3. «Садовник». Рассказывают стих «Мы вчера в саду гуляли …), показывая руками что именно делали. Придерживаются темпа. Стих рассказывают выразительно.

Выбор логоритмических упражнений огромен. Существуют различные методики тренировок. Оптимальную программу составляет специалист, учитывая возможности ребенка.

Что такое логоритмика

Логоритмика представляет собой инновационную методику логопедической практики, сфокусированную не только на коррекции звукопроизношения у детей, но и на более широком спектре развивающих задач. В контексте логоритмики, речевая коррекция становится частью комплексного воздействия на речевое развитие детей

Важно подчеркнуть, что данная методика не сводится исключительно к исправлению отдельных звуков, а охватывает широкий диапазон задач, направленных на разностороннее улучшение речевых и когнитивных способностей

Логоритмика эффективно объединяет в себе логопедические аспекты и методы, способствующие развитию логического мышления. Применение инновационных подходов и креативных методов позволяет не только корректировать произношение, но и расширять словарный запас, усиливать коммуникативные умения и формировать положительное отношение к процессу обучения у детей.

Важным компонентом логоритмики является индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его уникальные особенности и потребности. Этот подход раскрывает возможности для глубокого и полноценного воздействия на процессы речевого формирования, создавая благоприятные условия для повышения самооценки и внутренней мотивации детей к успешному участию в образовательном процессе.

Таким образом, логоритмика представляет не просто метод логопедической коррекции, а целостную систему, направленную на гармоничное и разностороннее развитие речевых навыков детей, создавая основу для успешного обучения и общения в долгосрочной перспективе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: