Предупреждение оптической дисграфии
Развитие пространственных представлений начинается с накопления ребенком практического опыта определять у себя правую и левую руку. Полезно использовать маркировку левой руки: надеть часы, браслет или любую яркую повязку. Далее учим детей навыку ориентировки «на себе» использовать в играх при определении местоположения игрушек в пространстве. Что слева? справа? между? Постепенно накапливая опыт ориентировке на плоскости. Предлагаем использовать пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры или карточки, детали конструктора «Лего», кубики. Детям полезны занимательные игры на 9 квадратах. «Путешествуют» по квадратам разные игрушки: уточки, матрешки, лягушки. Дети перемещают игрушки по словесной инструкции, затем предлагается не переставлять игрушку по квадратам, а визуально представлять ее перемещение.
Работа по формированию зрительного образа проводится по методике, суть которой заключается в следующем:
— все буквы алфавита разделены на группы в зависимости от пространственного расположения элементов;
— буквы предъявляются по мере увеличения количества элементов.
В процессе работы по ознакомлению с буквой используем короткие сказочные сюжеты, в которых раскрываем мотивацию и процесс построения буквы из элементов. Закрепление и уточнение сформированных представлений проводится с помощью таких игр, как: «Куда смотрит буква?», «Домики для букв», «Расставь буквы правильно». Таким образом, у ребенка формируется четкие, устойчивые представления об образе букв алфавита, что поможет в дальнейшем различать письменные буквы. Это и будет наилучшим способом профилактики оптической дисграфии.
Статьи логопедов по дисграфии
Упражнения для коррекции оптической дисграфии по буквам + презентация:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П |
Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ы | Э | Ю | Ъ Ь | Я |
Совет 3. Помните о наследственности
Парадоксально, но подавляющее большинство тех родителей, кто и сам не слишком хорошо учился в школе, уверены, что их дети просто обязаны учиться «за себя и за того парня», то есть за своих родителей. И они совершенно забывают о такой штуке, как наследственность. Но если вам самим тяжело давалась математика или вы при письме пропускали буквы, то ребёнок мог унаследовать ваши проблемы с учёбой.
Для начала вспомните себя в детстве, побеседуйте со своими родителями (пусть они освежат вашу память, если сами мало что помните), проконсультируйтесь с учителями, логопедами и нейропсихологами. Возможно, у ребёнка, как и у вас когда-то, дислексия, дисграфия, синдром дефицита внимания или другие проблемы. И он рад бы учиться хорошо, но не может. А виновата в том числе и наследственность. В этом случае ругать ребёнка бесполезно. Ему необходима действенная помощь.
Совет 2. Расскажите учителю о ребёнке
Как бы ни банально это звучало, но большинство учителей всё же выбирали будущую профессию по призванию. Да, за годы работы у многих появляются признаки профессиональной деформации, учителя устают и раздражаются, становятся внешне более равнодушными. Но всё же почти все своих учеников искренне любят, переживают за них и стараются помочь им. Если у ребёнка несколько учителей, сначала обратитесь к классному руководителю: он не просто может, но и обязан заботиться о «своих детях», их успехах и душевном комфорте. Поговорите с теми предметниками, с которыми у вашего ребёнка хорошие отношения. Учителя общаются между собой и (открою страшный секрет!) обсуждают учеников и их успехи. Возможно, они смогут донести до того учителя, который по какой-то причине недолюбливает вашего ребёнка или просто слишком строг к нему, что «мальчик-то хороший» или «девочка просто стеснительная». В общем, обращайтесь за помощью буквально ко всем. И ситуация наверняка улучшится.
Помните: учитель, который знает о ребёнке многое из того, что выходит за рамки отношений «учитель-ученик», и относится к нему несколько иначе: теплее, внимательнее. Ведь такие знания позволяют увидеть в ребёнке личность, маленького человека, которому нужны поддержка и помощь, а не просто объект обучения.
О чём рассказать? Если ваш школьник старательно делает домашнее задание и хорошо отвечает дома, а из школы приносит в лучшем случае «тройки», поделитесь этим с учителем, покажите ему черновики или тетради, в которых вы занимаетесь с ребёнком дома, расскажите, как он реагирует на плохие оценки (плачет, злится, грустит, опускает руки или готов бороться и т.д.). Вполне вероятно, во многих проблемах виноваты чрезмерное волнение, стеснительность или медлительность, которые мешают школьнику на уроках, а учитель даже и не догадывается о том, что дома его ученик совсем другой. Дайте педагогу возможность посмотреть на вашего общего ребёнка другими глазами.
Но при этом важно во время беседы не давить на учителя, не забывать, что цель вашего визита — не выйти победителем, не обвинить друг друга во всех проблемах, а достичь взаимопонимания и помочь ребёнку
Совет 1. Держите руку на пульсе
Это первое и непреложное правило. Родители должны знать, что происходит с их ребёнком в школе. Для этого есть множество путей. Прекрасно, если у вас доверительные отношения с ребёнком, и он сам обо всём рассказывает. Но всегда полезно иметь несколько источников информации:
- Обязательно любую непонятную ситуацию обсуждайте не только со своим школьником, но и учителями, воспитателями группы продлённого дня (если ребёнок туда ходит), тренерами спортивных секций, руководителями кружков и т.д.
- Общайтесь с родителями одноклассников своего чада. От них вы сможете узнать много нового и неожиданного (ведь их дети тоже делятся с ними школьными новостями).
Наладив контакт со многими людьми из окружения вашего ребёнка, вы не только будете иметь более полную информацию, но и сможете взглянуть на ситуацию с разных сторон. И вполне вероятно, услышите от воспитателя ГПД, что ваш не слишком успешный в учёбе ребёнок – прекрасный товарищ или чуткий, внимательный, неравнодушный ученик, а тренер вам расскажет о его успехах в спорте или тех особенностях характера, которые вы не разглядели. Конечно, это не поможет ребёнку лучше учиться, но это поддержит вас, вы поймёте, что в вашем чаде много хорошего и достойного уважения.
Кроме того, когда учителя видят, что родители активно участвуют в жизни ребёнка, интересуются его проблемами, стараются помочь ему, а не действуют согласно принципам «учить должна школа» и «вы все здесь обязаны», они с большей готовностью войдут в ваше положение, скорее захотят помочь.
Что нужно делать для профилактики дисграфии?
На приеме у логопеда
Если в школе намекают, что неплохо бы посетить логопеда, не откладывайте визит. Посетить логопеда следует и в том случае, если вы заметили у школьника перечисленные нарушения. Самостоятельно их исправить вряд ли возможно. Коррекция дисграфии — дело сложное, этим должен заниматься профессионал.
На прием к логопеду обязательно захватите тетрадки школьника по русскому языку, парочку тетрадок по математике, в идеале — даже его рисунки. Логопеда будет интересовать буквально все: как протекали роды и моторное развитие ребенка, как развивалась его речь, не было ли у членов семьи речевых проблем. Логопед попросит ребенка прочитать текст, пересказать его и написать небольшой диктант.
Скорей всего, потребуется и консультация опытного нейропсихолога. Занятия с этим специалистом помогут развить межполушарные связи, которые у юных дисграфиков недостаточно сформированы.
Коррекция зависит от выявленных нарушений. Посещать занятия придется минимум год, а то и несколько лет. Все зависит от ребенка, от выраженности его проблем. По моему мнению, в несложных случаях заниматься надо примерно два года. А потом понадобятся контроль и поддерживающие курсы занятий с нейропсихологом, логопедом или опытным учителем.
Виды дисграфии
Совет 9. Обратитесь за помощью к специалистам
Если ребёнок плохо учится по объективным причинам (например, у него минимальная мозговая дисфункция или синдром дефицита внимания):
- Во-первых, не давите на него. Как уже было сказано выше, он бы и рад учиться лучше, но не может.
- Во-вторых, найдите возможность проконсультироваться с неврологами, психологами, логопедами и нейропсихологами. Существуют вполне действенные методики коррекции, которые способствуют развитию мозга ребёнка и положительно влияют на его успеваемость. Не думайте, что специалисты «навесят» на ребёнка ярлыки. Это не так. А вот помочь школьнику они могут.
Важно! Обратите внимание, что перед визитом к нейропсихологу необходимо сделать ребёнку энцефалограмму головного мозга. Нейропсихологическую коррекцию опасно проводить детям с эпинапряжённостью (судорожной готовностью головного мозга)
Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников
Oднo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия — раннее распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития. Учет механизмoв нарушения чтения и письма предпoлагает патoгенетический принцип кoррекциoннoй рабoты.
- Важнo не пoзднее 3-4 лет прoверить у ребенка сoстoяние слухoвoй дифференциации звукoв речи. Если oна затруднена, тo неoбхoдимo приступить к её развитию. Эта рабoта oбязательнo дoлжна быть закoнчена дo начала oбучения грамoте.
- Надo преoдoлевать звукoвые замены в речи, сфoрмировать кинестетические oбразы звукoв, чтoбы при внутреннем прoгoваривании прoисхoдила oпoра на правильную артикуляцию звукoв.
- Кoррекция нарушений слoгoвoй структуры этo oдна из причин вoзникнoвения дисграфии и дислексии у шкoльникoв.
- Прoведение в детскoм саду бoлее углубленнoй рабoты пo анализу речевoгo пoтoка.
- Фoрмирoвание у детей прoчных грамматических стереoтипoв. Кoтoрые являются oтправнoй тoчкoй в деле пoстепеннoгo oвладения ребёнкoм грамматическими нoрмами языка.
- Развитие зрительнo- прoстранственных представлений.
- Прoведение анализа сфoрмирoваннoсти психoлoгическoй базы речи.
При планирoвании рабoты пo прoфилактике дисграфии и дислексии пoмимo патoгенетическoгo принципа oпираемся на принцип учёта «зoны ближайшегo развития ребёнка», пo концепции психoлoга Льва Семёнoвича Выгoтскoгo. В зoну ближайшегo развития вхoдят те психические свoйства, кoтoрые ещё тoлькo мoгут быть реализoваны ребёнкoм пoд рукoвoдствoм взрoслoгo, в сoтрудничестве с педагoгoм. Принцип максимальнoй oпoры на вoзмoжнo бoльшее кoличествo функциoнальных систем, на различные анализатoры, принцип oпoры на сoхраннoе звенo нарушеннoй психическoй функции. Также мы учитываем принцип системнoсти, oнтoгенетический принцип, принцип пoэтапнoгo фoрмирoвания психических функций, принцип учёта симптoматики и степени выраженнoсти нарушения чтения и письма, принцип учёта психoлoгическoй структуры прoцесса чтения и письма.
Важней всего — погода в доме
Встречала такую точку зрения, что дисграфия — это скорее иной способ мышления. Иногда удается добиться великолепных результатов, но чаще всего какие-то особенности письма сохраняются, хотя проявляются у взрослого человека лишь на фоне усталости, болезни, каких-то отвлекающих факторов.
Работать с этой проблемой надо. Давить на ребенка, считать его неудачником из-за сложных отношений с диктантами не стоит: это делу не поможет. Многие великие люди писали с дикими ошибками и становились учеными, актерами, миллионерами, общественными деятелями, даже писателями, хотя обычно дисграфики избегают деятельности, связанной с писаниной. Если не получается справиться с чудовищем, можно попытаться его приручить.
Упражнения для дисграфиков
«Корректурная правка»
Предложите ребенку скучный текст, набранный крупным шрифтом. Ежедневно по 5 минут в день в нем надо вычеркивать определенные буквы. Например, сначала «у», через несколько дней — «а». Потом беремся за согласные, лучше всего начать с тех, которые ребенок путает. Например, дней пять ученик вычеркивает «Б», потом «Д». Затем задание усложняется: надо одновременно выискивать в тексте сразу две буквы. Одну, например, зачеркивать, другую — обводить в кружок. Чаще всего дети путают такие пары «М/Л», «П/Т», «Д/Г», «У/Ю», «Д/Б».
«Пропущенные буквы»
Можно купить готовые сборники упражнений с пропущенными буквами. Ребенку останется только вставить нужную букву. Лучше проработать слова заранее и выбирать сначала совсем коротенькие упражнения. Проговорить «опасные» места вслух, показать правильный вариант, списать его. Потом спрятать и спросить: «А какую букву ты здесь напишешь?» И только после этого заполнять пробелы в словах из упражнения, причем делать это надо карандашом, ведь тогда ошибку легко стереть и написать правильный вариант.
«Зачеркивания, или «заборчики»
Прочитайте ребенку небольшой по объему текст. Потом ребенок должен написать его под диктовку, после чего взять в руки карандаш и самостоятельно проверить написанное, сверяясь с образцом. Проверять следует таким образом. Например, в образце написано: «Наступила осень». Ребенок читает «Н», смотрит у себя и зачеркивает карандашом «Н» в своей тетрадке. Дальше опять смотрит в образец и вслух говорит: «А», у себя зачеркивает в слове «наступила» букву «А». И так весь текст. К концу проверки текст становится похожим на частокол. Делать рекомендуется не более пяти минут в день! Занятие, что и говорить, нудное, но через пару недель ошибок становится заметно меньше.
«Портрет «любимой буквы»
Если ученик упорно путает буквы или их элементы, можно предложить сделать портрет «любимой» буквы: нарисовать ее в виде сказочного существа, здания, вылепить из пластилина, испечь в духовке (и съесть потом), выложить из бисера, крупы на пластилине, вышить, вырезать из бархатной или блестящей бумаги, лишь бы получилось ярко и необычно.
Совет 6. Найдите сильные стороны ребёнка
Выясните, как проще отвечать вашему ребёнку, устно или письменно. Конечно, школьная программа предполагает, что дети должны в равной мере владеть и устной, и письменной речью, но всё же учителя, как правило, готовы пойти навстречу излишне стеснительному ребёнку, или ученику-дисграфику. Определите, как ребёнок лучше усваивает информацию: на слух, или визуально (в Интернете есть много тестов, помогающих определить, аудиал или визуал ребёнок). Дома используйте именно тот канал восприятия, который развит сильнее. Например, если ваше чадо – явный аудиал, то даже если ему задали прочитать сказку, не поленитесь и прочтите её повторно вслух. Так ребёнок запомнит и поймёт гораздо больше.
Презентация на тему: » «Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.» — Транскрипт:
1
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум
2
Семинар-практикум проводит: учитель-логопед высшей категории ИВАНОВА Елена Николаевна ГБОУ ЦО 1631 Москва, 2012 г.
3
«Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания.» К.Д.Ушинский
4
ДИСГРАФИЯ Это частичное специфическое нарушение процесса письма. В нём принимают участие различные анализаторы.
5
Речеслуховой анализатор Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Двигательный анализатор
6
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определённых речевых и неречевых функций: Правильного произношения звуков; Слуховой дифференциации звуков; Языкового анализа и синтеза; Сформированности лексико- грамматической стороны речи; Зрительного анализа и синтеза; Пространственных представлений. Дисграфию может вызвать несформированность какой-либо из указанных функций.
7
Дисграфия обусловлена недоразвитием ( распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме: 1. Зрительный анализ и синтез; 2. Пространственных представлений; 3.Слухо-произносительной дифференциации звуков речи; 4.Фонематического, слогового анализа и синтеза; 5. Деления предложений на слова; 6.Лексико-грамматического строя речи; 7. Расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
8
Симптоматика дисграфии (НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ) Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам ( в устной речи звуки произносятся правильно): Свистящие и шипящие, звонкие и глухие. Ч – Т, Ч – Щ, Ц – Т, Ц – С Неправильное обозначение мягкости согласных на письме : («писмо», «лубит») Замены гласных : о-у ( тума, точа) е-и ( лес – «лис»)
9
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ (нарушения языкового анализа и синтеза) Пропуски согласных при и стечении (диктант — «дикат», школа – «кола») Пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма») Перестановки букв (тропа – «прота», окно – «коно») Добавление букв (таскали – тасакали)
10
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ (на почве нарушения языкового анализа и синтеза) Слитное написание слов, особенно предлогов, с другими словами (идёт дождь – «идедошь», в доме – «вдоме») Раздельное написание слова (белая берёза растёт у окна – « белабе заратетёт у ока») Раздельное написание приставки и корня слова ( наступила – « на ступила» )
11
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ (недоразвитие грамматического строя речи ) Искажение морфологоческой структуры слова (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки») Изменение падежных окончаний «много деревов» Нарушение предложных конструкций над столом – «на столом» Изменение падежа местоимений (около него – «около ним») Числа существительных («дети бежит») Нарушение согласования (« бела дом») Трудности конструирования сложных предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
12
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ (недоразвитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений ) Замены графически сходных рукописных букв; (в-д, т-ш, э-е ) Нарушение узнавания и воспроизведения изолированных букв; Искажения букв при написании слов; Зеркальное письмо ( иногда у левшей, при органических поражениях мозга).
13
Литература Логопедия – под редакцией Волковой Л.С., Москва, «Просвещение», 1989 г.
Памятка учителю о видах дисграфии
Вид дисграфии |
Чем обусловлена |
Ошибки |
Пути коррекции |
|
1 |
Акустическая |
Нарушение фонемного распознавания |
наВухли(набухли)холоНна(холодная)запиЧат(запищат)дИти(дети) |
Работа над дифференциацией звуков |
2 |
Артикуляторно-акустическая |
Дефекты |
коЛа (кора)каСка (кашка)Шётки(щётки)Светы (цветы) |
«Постановка» звука, |
3 |
На почве несформированности анализа и синтезаречевого потока |
Затруднение в определении количества и последовательности звуков в слове |
до м (дом)катн (картина)кги (книги)дикант (диктант) |
Упражнения в звуковом и слоговом анализе и синтезе слов |
4 |
Оптическая |
Недоразвитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза |
птиЩы (птицы) |
Устранение недоразвития зрительно-пространственной сферы |
5 |
Аграмматическая |
Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования |
на столупод кроватейстуловон сделала |
Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования |
Игры и упражнения при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Совет 4. Зрите в корень
Если ребёнок вдруг стал гораздо хуже учиться по предмету, который раньше не вызывал у него трудностей, то причин может быть несколько. И далеко не всегда дело в том, что новый учитель (если учителя сменили) хуже предыдущего. На самом деле вариантов великое множество. Например:
- ребёнок просто пока не привык,
- у нового учителя более быстрая (эмоциональная, тихая и т.д.) речь,
- ребёнок расстроен уходом любимого преподавателя и не учится «из принципа» или от огорчения,
- ученик влюбился,
- учебный материал стал сложнее и ребёнку труднее усваивать его,
- у ребёнка слишком много дополнительных занятий, секций, кружков и т. д.,
- ребёнок не высыпается.
Чтобы разобраться в причине, необходимо вспомнить Совет 1 и отправиться в школу. Лично пообщавшись с учителями, вы скорее сможете понять, в чём же дело. Ведь они проводят с детьми по несколько часов в день, иногда даже больше, чем работающие дни напролёт родители. Именно поэтому учителя видят и понимают многое.
Совет 10. Ищите таланты
Если ребенку, несмотря на ваши совместные усилия, категорически не даётся учёба, направьте усилия на то, чтобы найти у него талант. Дайте чаду возможность попробовать себя в самых разных видах деятельности. И вы наверняка подберёте то, в чём он будет успешнее других ребят, одарённее и интереснее их. Ребёнок, который знает, что и он в чём-то талантлив, нередко и учиться начинает лучше.
И почаще читайте вдохновляющее стихотворение Дугласа Мэллока:
Раз тебе не дано стать сосной на холме,
Стань кустом у подножья холма,
Стань листком — самым лучшим листком на траве,
Чтоб тобою гордилась трава.
Раз тебе не дано стать большим осетром,
Не горюй — в этом нету греха!
Стань форелью, но лучшей форелью при том,
Чтоб тобою гордилась река.
Кто-нибудь в этом мире стоит у руля,
Кто-то варит похлёбку в ковше.
Всюду масса работы — и вся для тебя,
Выбирай, что тебе по душе!
Не дано стать дорогой — стань горной тропой,
Не Луною — так яркой звездой.
Сделай так, чтобы люди гордились тобой,
Стань собой, самым лучшим собой!
Фото — фотобанк Лори
Из личных наблюдений
Для начала немного о личном. Восемь лет я была школьным учителем, потом перешла в государственный вуз. И везде сталкивалась как с блестящими учениками или студентами, так и со слабыми. И все они были разными. Попадались отличники, которые вызывали восхищение своим трудолюбием, умением и желанием добиваться поставленных целей, воспитанностью и доброжелательностью. Встречались и те, кто хотя и учился прекрасно, но были настолько неприятными людьми, что просто оторопь брала. То же и с не самыми лучшими учениками: со многими троечниками мы до сих пор нежно дружим и постоянно общаемся, а о некоторых отличниках и даже «медалистах» и вспоминать не хочется.
Была, например, в одном из моих классов такая пара закадычных друзей: красавец, словно с советского пропагандистского плаката, учившийся почти на одни «пятёрки», и слегка заикавшийся худенький неприметный мальчик-троечник. Долгое время я думала, что дружба их настоящая, а потом случайно увидела, как «гордость школы» обращается со своим приятелем, когда думает, что их никто не видит. Увиденное оставило ощущение гадливости: столько надменной презрительной снисходительности и незавуалированной жестокости было в словах красивого успешного парня, адресованных «другу». После этого я стала специально наблюдать за отношениями этих мальчиков (их классным руководителем я не была, просто учителем-предметником, поэтому видела ребят не очень часто, но и остаться равнодушной не могла), и убедилась, что «дружба» там в одни ворота. Поэтому обрадовалась, когда жизнь развела мальчиков: я перешла работать в другую школу, и со мной ещё десять моих учеников, тихий троечник среди них.
В новой школе я стала его классным руководителем и благодаря этому имела возможность наблюдать за его взрослением. Тесно общаясь с ним, я окончательно убедилась, что за неприметной внешностью скрывается, как бы пафосно это ни звучало, нежная, добрая и благородная душа. Ему и его родителям школа давалась нелегко, но они все вместе упорно «сражались» с уроками, нехваткой времени и многими другими проблемами. И победили. В старших классах бывший троечник стал учиться гораздо лучше и в итоге поступил в хороший вуз. Кстати, и друзья у него появились настоящие, с большинством из них он дружит до сих пор.
Сейчас этот мальчик уже взрослый мужчина (кстати, высокий, крепкий и очень симпатичный), отец двоих детей и прекрасный специалист в своей области. А отличник, к несчастью, погиб в пьяной драке несколько лет назад. Мне очень жаль его родителей, и я ни в коем случае не злорадствую. Историю эту рассказываю не для того, чтобы морализировать, а для тех родителей слабых учеников, которым «неуспешность» детей отравляет жизнь. Не опускайте рук и обязательно боритесь за своих детей!
И второй момент: я не только учитель, но и мама троих мальчиков. И одному из моих сыновей учёба даётся очень тяжело. Всё, что двое других делают играючи, лихим кавалерийским наскоком, ему достаётся большим трудом, многодневной и, увы, не всегда успешной осадой. Поэтому всё, о чём написано в этой статье — взгляд одновременно с двух сторон (учителя и мамы), выводы, сделанные в результате многолетней работы с детьми и подростками.
А теперь несколько советов родителям тех детей, у кого нелады с учёбой: