Особенности восприятия детьми раннего возраста картинок

Виды и особенности восприятия ребенка

Старые и новые методы обучения детей

В воспитательной практике ещё используется устаревшая практика знакомить малышей с основными цветами и формами и требовать, чтобы они запомнили их и правильно называли. По современным представлениям такое обучение представляется малоэффективным, не способствующим зрительному развитию, поскольку резко ограничивается круг представлений малыша о свойствах предметов. К тому же, вызубривая одни разновидности, дети не обращают внимания на другие. В результате накапливаются ошибки восприятия. Например, зная только жёлтый цвет, но, не зная оранжевого, ребёнок будет воспринимать последний тоже как жёлтый.
При знакомстве детей со свойствами предметов не следует упирать на запоминание и последующее употребление их названий. Важнее, чтобы дети могли во время действий с предметами учитывать их свойства. Не страшно, если они назовут «треугольник» «крышей» или «угольником». То есть сам воспитатель должен при занятиях с детьми использовать названия форм и цветов, но не должен требовать этого от дошкольников. Вполне достаточно, чтобы они научились правильно понимать выражения «цвет», «форма», «такой же».
Но при ознакомлении с величиной предметов требования другие, поскольку у «величины» нет абсолютного значения, и понять её можно только при сравнении с другой величиной. О предмете можно сказать, что он большой, только сравнив его с другим, меньшим предметом. И подобное отношение можно зафиксировать лишь в форме слова.

Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем

Основные виды восприятия у дошкольников развиваются на базе различных анализаторов:

  • зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
  • слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
  • осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.

Слуховое

При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.

Развитие слухового восприятия наиболее эффективно во время прогулок, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.

Зрительное

Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте по отношению к другим видам. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность

Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали

Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.

Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.

По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.

С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения. Рисование с детьми 3 4 лет может включать как традиционное использование карандашей и красок, так и оригинальные техники.

Тактильное

Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало.

Детальнее: Как развивать тактильное восприятие в дошкольном возрасте.

Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.

Методы развития восприятия младших школьников

Восприятие играет ведущую роль в познавательной деятельности. Потому, оно требует скорейшего развития и совершенствования.

Развитие восприятия реализуется в младшем школьном возрасте по специальной технике, которую учащиеся осваивают постепенно. Овладение техникой восприятия реализуется в ходе проведения систематических наблюдений за различными объектами, с выделением их разнородных характеристик, детальным рассмотрением и проведением обследования на рассмотрение параметров –формы, цвета, размера, пространственного расположения.

Освоение техники восприятия реализуется по следующему алгоритму:

  1. Мотивация к работе восприятия. Она реализуется через активизацию интереса учащихся к исследуемому объекту.
  2. Подключение внимания к работе. Осуществляется концентрация внимания на конкретном объекте исследования и его признаках.
  3. Непосредственная работа восприятия. Она реализуется посредством использования специальных приемов и упражнений. Дети считают на скорость, запоминают определенное количество объектов в течение лимитированного времени. Кроме того, в обучении применяются наглядные средства, которые воздействуют на восприятие и стимулируют его развитие.
  4. Опора на имеющийся опыт учащихся. Этот шаг направлен на проведение анализа работы, производимой в процессе восприятия.
  5. Формирование обобщенного образа объекта учащимися. Он формируется в сознании и представляет собой сложившийся образ объектов, процессов или явлений, обладающих конкретными характеристиками. Этот образ и его рациональность, адекватность, верность, зависит от степени развития восприятия учащихся начальной школы, сложности исследуемого объекта или процессе и, используемых упражнений.
  6. Словесное закрепление сложившегося образа. Сформированный образ получит устойчивое развитие, если будет обозначен в словесной форме. Это может быть элементарное обозначение учащимися того, что они видели в ходе наблюдения или что они узнали нового на уроке, что услышали, как поняли, преподнесенную информацию и т.д.

Кроме того, проводится работа по формированию у учащихся понятия «восприятия», его роли в познавательном процессе и необходимости развития его адекватных форм.

В младшем школьном возрасте осуществляется последовательное развитие всех составных компонентов восприятия и сенсорных эталонов, которые опосредуют процесс его развития. Сенсорные эталоны развиваются неравномерно. Это касается и разных этапов начального школьного обучения и разных учащихся

Стимулирование развития сенсорных эталонов – важное направление работы по развитию основ восприятия и совершенствованию всех его процессов

Восприятие младшими школьниками учебного материала

В младшем школьном возрасте восприятие учащихся находится в стадии активного развития. Оно характеризуется несовершенством и преобладанием непроизвольности. Управление восприятием так же еще не в полной мере развито у учащихся, только вступивших на путь обучения.

Восприятие младшего школьника опирается на свойства конкретного объекта

Детали, отличительные характеристики ребенок не замечает, но обращает внимание на яркие аспекты объекта, на его интересные параметры. Но это актуально только на первых парах школьного обучения

В дальнейшем восприятие развивается и приобретает новые характеристики.

Рассмотрим особенности развития восприятия на разных этапах начального обучения в школе:

  • В первом-втором классе процесс восприятия учащихся характеризуется слабой дифференциацией. Дети не всегда могут отличить объекты со сходными признаками, путают их. В усвоении учебного материала наблюдаются ошибки в письме – пропуск, замена букв, что свидетельствует о неразвитости слухового восприятия. Наглядная информация запоминается, достаточно хорошо. Но восприятие лишено интерпретации и истолкования увиденного.
  • В третьем классе происходит освоение учащимися техники восприятия. Это означает, что ребенок учится смотреть, слушать и тактильно воспринимать объекты, делая эти процессы более осознанными, целенаправленными и координированными. При этом, наблюдается неравномерное развитие восприятия. Это проявляется в том, что одни объекты легко и свободно воспринимаются учащимися, а другие более трудно. Также, происходит снижение потребности в наглядном пояснении словесных объяснений педагога т.е. слуховое восприятие становится более совершенным.
  • В четвертом классе наблюдается развитие избирательности восприятия. Учащиеся контролируют свое восприятия, акцентируя внимания на более интересных, значимых для них объектах. Это касается и восприятия учебного материала: оно производится легко и свободно с теми данными, которые чем-то увлекли, зацепили ребенка. Наглядная информация начинает истолковываться учащимися, объясняться и интерпретироваться.

Следует, также, отметить, что восприятие учащегося начальной школы, тесно связано с его практической деятельностью. Это означает, что чтобы воспринять полноценно объект, учащемуся необходимо совершить с ним то или иное практическое действие: изменение чего-то в объекте, его ощупывание, взятие в руки, подбрасывание и др. Любое действие стимулирует более эмоциональное восприятие, что делает образ объектов более полным и устойчивым.

Также особенностью развития восприятия младших школьников является неразвитость чувства времени. Оно формируется постепенно в ходе учебной деятельности, соблюдения режимных моментов, как в обучении, так и в домашних условиях.

Способы развития восприятия дошкольников

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Именно в такой форме наилучшим образом проходит обучение детей и развитие необходимых функций.

В дидактике представлено множество игр на развитие восприятия, которые помогут родителям или воспитателям заниматься с ребенком.

  • Капельки – обучают объединению предметов на основе цветового критерия. Суть задания в том, что необходимо сложить в емкости кружочки соответствующих оттенков.
  • Зонтики – формируют понимание формы и цвета предметов. Для игры необходимо 4 зонтика основных цветов и картонные геометрические фигуры. Воспитатель сообщает, что пошел дождь, необходимо срочно спрятать кружочки и треугольники под зонтики разных цветов.
  • Мешочек с секретами – позволяет определить предмет на основе тактильных ощущений. Непрозрачный мешок наполняется мелкими игрушками. Ребенок, не глядя, должен описать, что попалось ему в руку.

Аналогичные игры проводятся для развития умения узнавать объект или предмет по запаху или по звуку.

Регулярные занятия на развитие восприятия у дошкольников обеспечат в дальнейшем эффективное познавательное продвижение и формирование целостной, нравственной личности. Такой человек, вероятнее всего, будет иметь нестандартное мышление, высокий уровень креативности.

Эталоны

Благодаря зрительному восприятию дети усваивают сенсорные эталоны, из-за этого у них появляются представления касательно разновидностей того или иного свойства предмета. Благодаря зрительному восприятию сенсорные способности (восприятие, ощущение, память, представление) получают удовлетворительное развитие

Поэтому дети могут на ощупь распознавать предметы, что важно для развития мелкой моторики рук. Видя перед собой предмет, дошкольники уже могут перечислить его характерные особенности

С помощью зрительного восприятия дошкольники учатся полно, точно и расчленённо воспринимать предметы, их отношения и свойства (величину, форму, цвет, положение в пространстве, тональность звука и пр.).При восприятии цвета эталоном служат следующие цвета:

  • семь хроматических цветов спектра (от красного до фиолетового);
  • ахроматические цвета (чёрный, белый, серый).

Геометрические фигуры служат эталонами формы. Но изучение их на занятиях воспитания сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Здесь происходит знакомство с треугольником, кругом (овалом), прямоугольником (квадратом). Позднее присоединяется форма трапеции. В любом случае необходимо привить умение распознавать форму, называть её словесно и манипулировать ею, а не заниматься её анализом (перечислять количество сторон, величину углов и т. д.).
При этом, как отдельные фигуры школьникам преподносятся круг и овал, прямоугольник и квадрат, здесь не учитываются геометрические соотношения, например, то, что квадрат является частным случаем прямоугольника.
Эталоны величины условны и относительны, поэтому для её определения нужны условные меры. Из-за этого размеры отличаются от геометрических форм условностью. Люди произвольно устанавливают систему мер, используя произвольные единицы, зато геометрические фигуры – это отвлечения от формы реальных предметов. Для усвоения системы мер и способов их применения нужна выходящая за пределы дошкольного обучения математическая подготовка. Хотя в области восприятия метрическая система не всегда нужна.
Величина предмета определяется по его месту в ряду похожих предметов. Ребёнок сопоставляет размеры, используя понятия «маленький», «большой», «самый большой» и т. п.

Что такое зрительное восприятие?

Зрительное восприятие представляет собой формирование в голове ребёнка тех ситуаций и образов внешнего мира, которые непосредственно фиксируются его глазами. Современная наука разделяет понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», поскольку последние восприятием изначально не являются, а лишь становятся им со временем.
На всех этапах развития дошкольной педагогики одно из центральных мест занимала проблема сенсорного восприятия у ребёнка. В жизни он сталкивается с многообразием цветов, форм и прочих свойств объектов (первоначально это игрушки и бытовые предметы). Затем он знакомится с произведениями искусства – скульптурой, живописью, музыкой. Со всех сторон его окружает природа с невероятным обилием сенсорных признаков: шумами, запахами, многоцветием. Естественно, что любой малыш это всё способен воспринимать и без целенаправленного воспитания. Но при стихийном усвоении, без грамотной помощи взрослых педагогов это восприятие получается неполноценным, поверхностным. Разумеется, восприятие и ощущение поддаются совершенствованию и развитию, особенно в дошкольном возрасте.Здесь может помочь сенсорное воспитание

Целенаправленное формирование сенсорной сферы особенно важно для детей, имеющих особенности развития, выраженные в нарушениях слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. В первые семь лет у ребёнка бурно развиваются все системы и органы

Рождаются дети с некими унаследованными биологическими качествами, к которым относятся типологические особенности таких нервных процессов, как подвижность, уравновешенность, сила. Но эти особенности являются лишь основой для дальнейшего психического и физического развития, поскольку с первых месяцев жизни определяющими факторами становятся воспитание малыша и окружающая среда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: