Тяжелые нарушения речи (тнр)

Работа учителя с детьми с овз, имеющими тяжелые нарушения речи

Классификация тяжелых нарушений речи

Врачи логопеды выделяют на данное время два варианта классификаций трудности речевого развития у детей дошкольного возраста. На основе патологий сформирована такая клиническая картина:

  • проблема с произношением звуков (заикание, дизартрия);
  • проблема с тембром речи (брадилалия, тахилалия);
  • проблема с голосом (афония, дисфония);
  • проблема с чтением и письмом.

Исходя из поставленного диагноза, специалисты определяют индивидуальные методы лечения для каждого ребенка.

В Российской Федерации создана другая классификация речевых дефектов у детей. Ее называют психолого-педагогической:

  • общие, фонетические и фонематические трудности с развитием речи;
  • заикание.

Для полной и правильной диагностики следует рассмотреть нарушения речи по обеим классификациям. В таком случае получится верно выбрать курс лечения.

Замечаете у ребенка нарушение речи?

ДаНет

Обучение детей с ТНР в детских садах

Дети с диагнозомТНР способны обучаться в специализированных дошкольных учреждениях или в обычных садах, в которых работает врач-логопед. Такое заведение обязано разрабатывать АООП (адаптированную основную общеобразовательную программу) для детей с ТНР в ДОУ. Подобная программа создается индивидуально в каждом детском саду.

В такой разработке должны быть рассмотрены аспекты психофизического и речевого развития каждого отдельно взятого ребенка. В ней учитываются возможности малыша, план коррекции и адаптации его в социальной сфере. Это означает, что детский сад применяет государственную программу для детей с ТНР, но при этом вносит корректировки с учетом на особенности личности каждого ребенка. Утверждение подобного документа осуществляется заведующей и советом управления.

В каждом дошкольном заведении способны работать сразу несколько подобных директив. Обязательными пунктами должны быть:

  • система оценивания успехов и достижений детей;
  • список предметов и действий для достижения поставленных целей;
  • разработанная программа внеучебного развития;
  • ожидаемые итоги и результаты выполнения проведенной работы.

Также подобным детям полезно будет находиться в обществе с обычными детьми. Они смогут многому научиться и не будут чувствовать себя в изолированными от общества.

Направления речевого развития ребенка с ТНР

Развитие речи ребенка, при наличии у него ТНР требует первостепенного развития у него навыков построения предложений. Ребенок должен научиться составлять простые предложения, распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Если при составлении данных предложений ребенок не испытывает трудностей и не совершает ошибок, то дальнейшее речевое развитие будет проходить гладко.

Развитие речи ребенка, при наличии у него тяжелых дефектов, реализуется по следующим направлениям:

  1. Формирование навыков рассказа на основе развития восприятия. Ребенок учится воспринимать рассказы на слух, затем составлять рассказ и описывать события, отдельные сцены из рассказа.
  2. Формирование навыков рассказывания по картинке. Детям предлагается наглядное изображение, по которому они составляют рассказы.
  3. Развитие навыков пересказа. Ребенку зачитывается или рассказывается текст, которой он должен повторить своими словами с сохранением его сущности и основной мысли.
  4. Развитие навыков самостоятельного рассказывания. Ребенок повествует, используя простые и сложные предложения, различные речевые конструкции.

Таким образом, происходит расширение запаса знаний ребенка, пополняются сведения ребенка, развиваются различные стороны речи ребенка, совершенствуется функционирование его психических процессов.

Методы работы с детьми, имеющими различные ТНР

Если у ребенка присутствуют тяжелые речевые нарушения, то его обучение должно быть реализовано по индивидуальной программе, которая учитывает особенности его патологии, специфику развития его психических процессов, индивидуальные особенности развития. Такое обучение предполагает подбор специальные приемов и методов, которые позволяет подобрать рациональные способы обучения грамоте, словообразованию, сформировать речевые навыки социального взаимодействия и настроить работу мышления на усвоение конкретной программы обучения.

К основным методам обучения школьника с ТНР относятся следующие:

  1. Наглядное представление информации, посредством применения специальных карточек и табличек. К примеру, на занятиях по русскому языку, могут быть применены карточки с символами, которые позволяют запомнить написание неверно произносимых, пропускаемых букв, либо графические схемы построения предложений. В некоторых, особо сложных случаях проявления речевой патологии, могут применяться наглядные модели. Например, графическое представление задач по математике.
  2. Работа с лексикой ребенка по специальной программе. Предлагается использование приемов семантизации для донесения значения незнакомого слова. Дети должны научиться ориентироваться в своем лексическом запасе и уметь находить ему практическое применение.
  3. Моделирование грамматического материала. Чтобы обучить ребенка построению грамматических конструкций, осуществляется схематичное представление членов предложения. Например, прилагательное можно отобразить цветочком или молнией.
  4. Составление сюжета по картинке. Детям предлагаются интересные картинки, можно использовать иллюстрации из сказок и иных художественных произведений, по которым они составляют устный рассказ. Требуется тактичная корректировка ошибок ребенка и акцентирование его внимания на правильном построении грамматических конструкций или произношении звуков.

Диагнозы, относящиеся к тяжелым нарушениям речи

ТНР является собирательным понятием, где речевые нарушения включают разнообразные диагнозы. В зависимости от симптоматики и этиологии необходимы различные виды коррекции, успех которой во многом зависит от правильной диагностики.

У ребенка с нарушенной речью может быть:

  • алалия – недоразвитие или полное отсутствие речи, связанное с нарушением речевых зон коры головного мозга (бывает экспрессивная и импрессивная, сенсорная, моторная и сенсомоторная);
  • дизартрия (все степени, кроме стертой) – неправильное произношение звуков и интонаций, связанное с первичной недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическое поражение);
  • афазия;
  • логоневроз (заикание) – обусловлен судорогами речевого аппарата и проявляется нарушением плавности и ритмичности речи;
  • общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития);
  • ринолалия.

По некоторым источникам, к ТНР также относят дисфонию, афонию, тахилалию и брадилалию.

Все перечисленные формы нарушений имеют несколько степеней тяжести, что проявляется при диагностике и влияет на дальнейшую коррекцию. При самых тяжелых стадиях ребенок признается ограниченным в своих возможностях, и тогда поднимается вопрос социально-правового характера о предоставлении группы инвалидности.

При данных диагнозах рекомендуется перевести ребенка в специализированное учебное заведение – логопедический сад или в логопедическую группу сада комбинированного типа, где подбирается соответствующая как познавательная, так и коррекционная программа. Основные цели таких заведений сводятся к речевому и познавательному развитию, а также созданию социально-коммуникативной среды для детей с нарушениями.

Отдельно проводятся занятия по физическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию как основных элементов общего развития

Важно с момента постановки диагноза регулярно посещать специалистов для наблюдения динамики и своевременной коррекции реабилитационной программы. В зависимости от вида нарушения и его тяжести ребенок может стоять на учете одновременно у нескольких специалистов: невролога, логопеда, детского психолога, дефектолога.

Технология и методы обучения учащихся

Вместе с требованиями общего типа перед школой становятся и более углубленные задачи для помощи детям с нарушениями речи. Среди них:

  • коррекция устной и письменной речи;
  • в процессе устранения дефектов учитывать психическое развитие каждого ребенка;
  • профессиональная подготовка.

Учебный процесс предусматривает выделение значительного времени посвященного трудовой деятельности школьников. Благодаря такому подходу решается несколько задач одновременно. В первую очередь адаптация детей с отклонениями в социуме, формирование личности и подготовка к жизни вне школьного учреждения. Этот аспект предусматривает и физическое развитие детей с ТНР.

Образование детей с особыми потребностями

Под эту категорию попадают дети с нарушением:

  • слуха;
  • зрения;
  • речи;
  • опорно-двигательной системы.

Методика обучения включает:

  • выявление различных патологий в развитии;
  • после постановление диагноза сразу оказать психологическую и педагогическую поддержку;
  • создать специальную программу по реабилитации;
  • выявить особенности развития и создать план самообразования;
  • задействовать родных и окружение ребенка в процесс восстановления;

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Обучение детей с особыми потребностями осуществляется в специальных школах и интернатах.

Технология компенсаторного образования

Статистические данные указывают, что более 20% детей имеют различные отставания. Если вовремя не начать устранение дефектов ребенок потеряет адаптацию в учебном процессе.

  • тактильные ощущения;
  • слух (при условии, что отсутствуют нарушения);
  • зрение (если не выявлены проблемы);
  • двигательная функция.

Успех по устранению дефектов речи напрямую зависит от состояния перечисленных систем и умения ими пользоваться.

Не менее важным для детей с ТНР выступает педагогическая работа, направленная на:

  • добровольное обучение;
  • адаптированное содержание учебного материала;
  • дополнительные занятия;
  • задействование в процессе обучения компенсаторные возможности ребенка;
  • темп подачи материала в зависимости от скорости усвоения.

Основными элементами успешной реабилитации считаются лояльное и понимающие отношение к учащимся.

Этапы обучения рассказыванию

Определение 2

Освоение навыков рассказывания, осмысленного и грамматически верного, составляет основу коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые речевые патологии.

Рассказывание осваивается в два этапа:

Подготовительный этап. Выбирается тема рассказа и ребенок начинает подготовку к нему. Для этого проводятся реальные наблюдения на природе, чтение литературы, знакомство со сказками, баснями, пословицами, загадками. Они позволяют расширить активный лексический запас ребенка и использовать свой личный опыт, имеющиеся знания в речевой деятельности. Пословицы и поговорки активизируют работу мыслительных операций. Поэтому, с ними необходимо знакомить ребенка в больших объемах.
Основной этап. Составление рассказа

Первый раз, естественно, ребенку нужно помочь с формированием связного рассказа, построением грамматически верных конструкций
Важно, обратить внимание на ошибки ребенка, но не критиковать и не ругать за них, а в игровой форме исправить их и дать наглядное представление правильному произношению/написанию/построению предложения.

Причины развития патологии

Очень часто сложно установить причину отклонения https://rechudetey.ru/narushenie-rechi/prichiny.htmlпо одному из признаков, так как проблема состоит из целого ряда факторов. Специалисты выделяют следующие основные причины ТНР

  • повреждение головы ребенка во время родов или в первые годы жизни;
  • проблемы со здоровьем во время беременности. Различные инфекционные заболевания будущей матери;
  • гипоксия плода;
  • плохая атмосфера в семье. Грубое отношение к ребенку;
  • излишняя строгость в воспитании;
  • распространенные заболевания у малышей (рахит, ДЦП, синдром Дауна, астения).

Ребенок может плохо развивать свою речь, если у него глухие родители. Наиболее опасными периодами для срыва речевого развития являются 1-2 года и 5-6 лет.

Целевое назначение коррекционной работы с детьми с ТНР

Определение 1

Тяжелое нарушение речи (ТНР) – это речевой дефект, связанный с серьезными отклонениями во всей речевой системе: фонетической, грамматической, фонематической ее сторон, с сохранением нормального слуха и отсутствием нарушений в работе интеллекта.

ТНР связано с проблемами восприятия речи на слух, произношением отдельных звуков, их перестановкой или заменой, сокращенным словарным запасом ребенка, неумением образовывать новые слова, использовать существительные в правильном числе и падеже, согласовании их с прилагательными и числительными, неправильном применение предлогов.

Как правило, данные речевые дефекты наиболее остро проявляются в монологической речи ребенка: детям тяжело даются пересказы, рассказы-описания, перечисления. Происходит замена частей рассказа другими, пропуск существенных событий и героев.

В этой связи, целевым назначением обучения ребенка, имеющего тяжелые речевые дефекты становится развитие навыков связной, последовательной речи, умения излагать свои мысли фонетически и грамматически верно, уметь правильно изложить суть какого-то события из жизни, изложить ситуацию или явление. Реализация данной цели необходима для того, чтобы создать условия для полноценного обучения ребенка в школе, устранить патологии речевого развития и предотвратить развитие иных патологий психического развития ребенка. Если создать систему оптимального обучения ребенка с ТНР, то можно обеспечить ему полноценное общение со сверстниками и взрослыми, сформировать у него доступное и понятное для окружающих произношение. Это обеспечит его полноценное личностное развитие.

Коррекция тяжелых нарушений речи

Коррекция ТНР всегда длительна, часто требует участия команды специалистов. Поскольку многие диагнозы связаны с органическими поражениями, то необходимо медицинское сопровождение (психиатра, невролога, терапевта, педиатра). Помимо этого необходимы регулярные занятия со специалистами с педагогическим и психологическим образованием. Для снятия психологических блоков нужен детский психолог. Логопед занимается непосредственно коррекцией произношения, дефектолог помогает в развитии мышления, памяти.

Прогноз улучшений зависит от постоянства и регулярности занятий. Когда ребенок пропускает несколько уроков подряд, накопленные умения теряются,и специалистам приходится все начинать заново.

Сложность реабилитации также состоит в том, что для каждого ребенка составляется индивидуальная программа работы, включающая все его особенности. Сюда входят:

  • логопедические упражнения для коррекции основного нарушения;
  • логопедический массаж и артикуляционная гимнастика;
  • развитие высшей психической деятельности и моторики;
  • улучшение психо-эмоционального состояния и социальной адаптации.

Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года. Именно в этот период есть возможность выровнять задержку развития речи и избежать постановки одного из диагнозов психоневрологической области.

Не каждое нарушение поддается коррекции, все зависит от ситуации и степени тяжести нарушения. Случаи с органическими поражениями коры и иннервационного аппарата требуют более длительной и серьезной коррекции. А логоневроз, обусловленный психотравмой, изначально имеет более благоприятный прогноз.

Немаловажна роль родителей, которым необходимо активно включаться во все этапы развития ребенка

Важно обеспечить строгое соблюдение режима дня и поддержание спокойной атмосферы в семье, так как эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита.. Специалисты центра «АКАДЕМИЯ» оказывают помощь детям с тяжелыми нарушениями речи на любой стадии

На консультации дефектологи и психологи дают рекомендации относительно смены модели взаимодействия с ребенком, что помогает улучшить взаимопонимание и облегчить выполнение домашних заданий. К примеру, мы применяем дополнительные наглядные материалы (карточки, игрушки) для улучшения восприятия вербальной информации.

Специалисты центра «АКАДЕМИЯ» оказывают помощь детям с тяжелыми нарушениями речи на любой стадии. На консультации дефектологи и психологи дают рекомендации относительно смены модели взаимодействия с ребенком, что помогает улучшить взаимопонимание и облегчить выполнение домашних заданий. К примеру, мы применяем дополнительные наглядные материалы (карточки, игрушки) для улучшения восприятия вербальной информации.

Тяжелые нарушения речи требуют ежедневного внимания к деталям, постоянных коррекционных занятий и тесного сотрудничества всех специалистов и родителей.

Для успешной коррекции ТНР важно, чтобы детско-родительские отношения были гармоничными. Если родители испытывают чувство вины, повышенную тревожность, это может привести к гиперопеке ребенка и тормозить коррекцию его состояния

В этом случае рекомендуется проработать эмоции и страхи с семейным психологом.

В нашем центре есть все условия для успешной коррекции тяжелых нарушений речи.

Заключение

Самым главным аспектом в решении проблем с речью у ребенка является понимание родителей важности сложившейся ситуации. Речь активирует огромное количество процессов в головном мозге человека

Способность правильно выражать свои мысли определяет место ребенка в социуме и влияет на психологическое здоровье.

Только близкие люди могут заметить отставания в разговоре малыша на ранних стадиях развития. Именно в этот момент желательно как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду. Но не стоит возлагать на специалистов львиную долю работы

Важную роль в исправлении дефектов играет родительское внимание и опека. Взрослые должны проявлять терпение и ни в коем случае не осуждать ребенка за отклонения от нормы

Post Views: 1 022

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: