Особенности периода дошкольного детства, специфика возраста и возможные сложности

Особенности периода дошкольного детства, специфика возраста и возможные сложности

Тезисы:

  • 1 Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
  • Методика развития речи детей дошкольного возраста.
  • Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: 2009 г.
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
  • 1 Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей.
  • 2 Методы и приемы по развитию грамматического строя речи детей.
  • Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников.
  • 3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
  • Выявить особенности развития грамматического строя речи в норме и при общем недоразвитии речи.
  • Систематизировать методы, приемы, направленные на развитие грамматического строя речи.

Читать онлайнСкачать диплом

Значение дошкольного возраста в развитии ребенка

Фундаментальный период

Дошкольный возраст является одним из самых важных периодов в жизни ребенка. Этот период является фундаментальным в формировании личности и развитии многих навыков, которые будут необходимы ребенку в будущем.

Сенсорный опыт

На протяжении дошкольного возраста ребенок получает огромный сенсорный опыт. Он учится ощущать и различать запахи, вкусы, текстуры и звуки. Это помогает развить у ребенка интеллектуальные и психологические способности, которые будут полезны в будущем.

Социальная адаптация

Дошкольный возраст — это время, когда ребенок начинает социализироваться. Он учится общаться с другими людьми, совместно играть и работать в группе. Эти социальные навыки помогают ребенку лучше адаптироваться к обществу и успешно взаимодействовать с окружающими людьми в будущем.

Формирование характера

Дошкольный возраст также является периодом, когда у ребенка формируется его характер и личность. Ребенок начинает развивать свои навыки и интересы, что помогает ему понимать себя и свое место в мире. Этот процесс помогает ребенку стать самостоятельным и уверенным в себе человеком.

Заключение

В целом, дошкольный возраст — это критически важный период в развитии ребенка. Родители и педагоги должны максимально активно взаимодействовать с детьми в этом периоде, чтобы обеспечить им разностороннее развитие и создать яркие воспоминания на всю жизнь.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.

Например, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.

Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры. Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться. Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.

Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример. Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно

В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу

Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.

Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие

Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее. Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку, способствует тому, что родители могут правильно понимать происходящие изменения в поведении своего ребенка, лучше будут понимать его чувства и возможности. Это поможет своевременно и грамотно оказать необходимую помощь и поспособствует становлению здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию самооценки и ограничивают личностное развитие.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот период происходит значительное изменение во взаимоотношениях со сверстниками. Они становятся все более притягательными для ребенка и начинают занимать очень много места в его жизни. Теперь ребенок осознанно предпочитает играть не со взрослыми, а с детьми своего возраста. И если раньше дети просто находились рядом друг с другом, но каждый занимался своими делами и играл в свою игру, то сейчас они начинают взаимодействовать друг с другом и играть вместе.

Таким образом, формируются навыки сотрудничества между людьми. Интенсивно следуют один за другим возрастные этапы развития общения со сверстниками. Дети во время игры начинают согласовывать свои действия и добиваться одной общей цели. В этом возрасте ребенок начинает хорошо понимать невербальные признаки отношения к самому себе.

Малыш остро нуждается в признании и уважении со стороны окружающих людей

Он очень хорошо понимает, рады ему или нет, обратили на него внимание или оказались безразличными. На этом фоне часто появляются обиды, которые ребенок открыто демонстрирует

Дошкольник начинает сравнивать себя с другими и формирует мнение о самом себе. Причем если раньше ребенок наблюдал за другими людьми с целью найти с ними что-то общее, то сейчас он противопоставляет себя им.

Задача родителей – помочь сформировать положительную самооценку, но в то же время адекватную. Именно сейчас наступила пора активных ролевых игр. Нужно учить детей самостоятельно придумывать интересный сюжет, распределять роли и поддерживать конструктивные отношения с участниками игрового процесса.

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей

В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые

Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений

Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Дошкольный период делится на 3 возрастных этапа:

  1. Ранний дошкольный возраст — от 3-х до 4-х лет.
  2. Средний — от 4-х до 5-ти.
  3. Старший — от 5-ти до 7-ми.

Для раннего дошкольного возраста характерны следующие особенности:

  1. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, основанное на манипулировании с предметами.
  2. Происходит переход к сенсорным эталонам. Дети в этом возрасте различают несколько форм предметов, 5-7 цветов. Они способны ориентироваться в знакомом пространстве.
  3. Поведение ребенка во многом остается ситуативным.
  4. Воображение носит репродуктивный характер — дети механически воспроизводят полученные в виде образов впечатления.
  5. Формируются зачатки произвольного внимания.

Специфика среднего дошкольного возраста:

Начинает формироваться наглядно-образное мышление
Дети в этом возрасте могут конструировать предметы по схеме, решать задачи с лабиринтами.
Развивается опосредованное внимание и память. Дети способны концентрироваться на решении конкретной задачи.
Усложняются игры, в деятельности появляются ролевые взаимодействия.
В общении с взрослыми доминирующими становятся познавательные мотивы
Это возраст «почемучек» — дети задают массу вопросов об окружающем мире

Важно не погасить в них этот познавательный интерес, а стимулировать их любознательность.
Усложняются отношения со сверстниками. Общение становится избирательным

В группе появляются лидеры. Возрастающая конкурентность и неустойчивость самооценки часто приводят к появлению такого феномена, как обидчивость. Чтобы снизить ее, необходимо перестать сравнивать ребенка с другими детьми. Нужно давать ему безусловную любовь и принятие, учить правильно реагировать на неудачи.

В старшем дошкольном возрасте происходят следующие процессы:

  1. Улучшается наглядно-образное мышление и формируются зачатки словесно-логического мышления. Речь становится средством постановки и решения интеллектуальных задач.
  2. Повышается степень устойчивости внимания. Если младшие дошкольники обычно способны концентрироваться на одной картинке 6-8 секунд, то теперь время концентрации увеличивается до 20 секунд.
  3. Воображение приобретает творческий характер. Ребенок уже не просто воспроизводит, но и творчески преобразует реальность. Он может развивать сюжет сказки, изменять ход игры, рисовать оригинальные изображения, проявлять креативность.
  4. Дети активно усваивают мир социального взаимодействия. В игре происходит четкое распределение ролей, соблюдается субординация. При выяснении вопросов лидерства могут возникать конфликты.
  5. Продолжает интенсивно развиваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Речь становится более логичной и связной. Старший дошкольник может составлять рассказы по картинкам, передавая не только главное, но и детали.

Примечание

Если ребенок развивается в правильном темпе, то к концу дошкольного периода он достигает такого уровня познавательного и личностного развития, который позволяет ему успешно учиться в школе. При недостаточной сформированности новообразований дошкольного возраста ребенок будет испытывать проблемы в учебе.

Похожие работы:

  • Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

    4 Мб / 72 стр / 11336 слов / 74182 букв / 10 ноя 2015

  • Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

    43 Кб / 30 стр / 5696 слов / 40047 букв / 11 фев 2008

  • Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    1 Мб / 163 стр / 32047 слов / 198795 букв / 23 сен 2010

  • Дидактическая игра как средство развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

    392 Кб / 50 стр / 8588 слов / 57836 букв / 31 мар 2015

  • Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР

    121 Кб / 54 стр / 9495 слов / 67202 букв / 4 фев 2016

  • Изучение словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    77 Кб / 63 стр / 12318 слов / 80067 букв / 22 янв 2019

  • Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    237 Кб / 124 стр / 25983 слов / 166330 букв / 2 апр 2016

  • Мышление у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    30 Кб / 38 стр / 7582 слов / 52482 букв / 2 ноя 2013

  • Особенности формирования слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    71 Кб / 52 стр / 9257 слов / 60556 букв / 15 янв 2016

  • Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня

    53 Кб / 60 стр / 11221 слов / 76245 букв / 24 янв 2016

Что важно знать о дошкольном детстве?

Дошкольное детство является важным этапом в жизни ребенка, где происходит формирование основных навыков и навыков самостоятельности. В этот период дети активно изучают окружающий мир, развивают общение со сверстниками и взрослыми, а также усваивают знания через игру.

Особенностью дошкольного детства является уникальность каждого ребенка, поэтому важно создать непринужденную атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и свободно. Это поможет ему развиваться в соответствии с его индивидуальными потребностями и интересами

Дошкольное детство включает в себя не только образовательную деятельность, но и развитие физических и эмоциональных навыков

Для достижения гармоничного развития ребенка важно уделять внимание всем аспектам его развития и регулярно проводить разнообразные занятия и игры

Одним из ключевых аспектов дошкольного детства является общение ребенка с другими детьми и взрослыми. В процессе общения ребенок учится социальным навыкам, укрепляет связь с взрослыми, получает опыт совместной деятельности и развивает навыки коммуникации.

Важно понимать, что дошкольное детство – это неповторимый период в жизни ребенка, который оказывает огромное влияние на все последующие стадии развития. Поэтому важно обеспечить ребенку качественное и гармоничное психологическое и физическое развитие, чтобы он мог успешно адаптироваться к будущим трудностям и строить свою жизнь на основе установленных фундаментальных ценностей и принципов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: