Диагностика детей с нарушением интеллекта

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.09) на тему:варианты психоневрологического развития в норме и патологии у детей первых пяти лет жизни

Слайд 6Цель и содержание ППД детей с НОДАсоздание условий для диагностики

и перспективного обучения и воспитания детей с моторными нарушениями (нарушениями

ОДА); коррекция отклонений в развитии детей с НОДА средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация для перспективной интеграции в общество метод наблюдениякомплексное изучение различными специалистами знакомство с медицинскими данными уметь разбираться в мед. терминологиисобрать сведения об истории жизни ребенка (посещал ли д/с, наличие резких переломов в семье: смерть близких, развод родителей и др.)эксперимент /экспериментальный методпатопсихологический эксперимент для установления диагноза

Детский аутизм

Детский аутизм (синдром Каннера) встречается с частотой 0,02—0,05 %. У мальчиков отмечается в 3—5 раз чаще, чем у девочек. Хотя аномалии развития можно выявить еще в младенчестве, диагностируют заболевание обычно в возрасте 2 года — 5 лет, когда формируются навыки социального общения. Классическое описание данного расстройства включает чрезвычайную замкнутость, стремление к одиночеству, сложности в эмоциональном общении с окружающими, неадекватное использование жестов, интонации и мимики при выражении эмоций, отклонения в развитии речи со склонностью к повторам, эхолалии, неправильным употреблением местоимений («ты» вместо «я»), монотонное повторение шума и слов, снижение спонтанной активности, стереотипии, манерность. Указанные расстройства сочетаются с прекрасной механической памятью и навязчивым желанием поддерживать все в неизменном виде, страхом перед изменениями, стремлением достигнуть завершенности в любом действии, предпочтением общения с предметами общению с людьми. Опасность представляет склонность данных больных к самоповреждениям (кусание, вырывание волос, удары головой). В старшем школьном возрасте часто присоединяются эпилептические припадки. Сопутствующая задержка умственного развития наблюдается у 2/3 пациентов. Отмечено, что нередко расстройство возникает после внутриутробной инфекции (краснухи). Эти факты свидетельствуют в пользу органической природы заболевания. Похожий синдром, но без нарушений интеллекта описан X. Аспергером (1944), который рассматривал его как наследственное заболевание (конкордантность у однояйцевых близнецов до 35 %). Дифференцировать данное расстройство приходится от олигофрений и детской шизофрении. Прогноз зависит от выраженности органического дефекта. У большинства пациентов с возрастом отмечается некоторое улучшение поведения. Для лечения применяются специальные методы обучения, психотерапия, небольшие дозы галоперидола.

Лечение

Лечение когнитивных расстройств у детей основывается не только на клиническом подходе, но и на сотрудничестве с родителями, педагогами, социальными работниками, логопедами, дефектологами и другими специалистами.

Основными методами терапии когнитивно поведенческих расстройств у детей являются:

  • Фармакотерапия. Назначаются препараты, улучшающие когнитивные функции и корректирующие основные симптомы расстройства. К ним относятся ноотропы (например, пирацетам, пиритинол и др.).
  • Психотерапия. Проводятся регулярные беседы с психологом или психотерапевтом, помогающие научиться управлять своими эмоциями, мыслями и поведением.
  • Образовательные методы, включающие адаптацию к школьной программе или использование специализированных методов обучения для улучшения когнитивного развития ребенка.
  • Поведенческие и родительские принципы. Используются система вознаграждений и поощрений для стимулирования позитивных когнитивных процессов.

Важной частью лечения является также создание благоприятной домашней и школьной среды, в которой ребенок или подросток чувствует поддержку и принятие.

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Врожденные аномалии развития черепа

Краниостеноз

Это аномалия развития черепа, обусловленная преждевременным заращением одного или нескольких черепных швов.

При этом рост кости в направлении, перпендикулярном закрывавшемуся шву, задерживается. Происходит компенсаторный рост черепа за счет еще сохранившихся швов, ведущий к его деформации. Краниостеноз может быть общим и локальным (ограниченным). При общем краниостенозе с одновременным зарастанием всех черепных швов возможности компенсаторного роста минимальны, череп высокий, имеет остроконечную форму, лоб сильно скошен назад.

Краниостеноз проявляется повышением внутричерепного давления, поражением зрительного нерва, неврологической симптоматикой. В таких случаях лечение оперативное.

Невыраженный (компенсированный) краниостеноз требует систематического врачебного контроля.

Прогноз врожденного заболевания зависит от выраженности признаков и своевременности лечения.

Микроцефалия у детей

Это уменьшение размеров черепа и мозга вследствие их недоразвития. Микроцефалия бывает первичная (простая, истинная, генетическая) и вторичная (комбинированная, осложненная).

  1. Первичная микроцефалия — это наследственное заболевание, но может быть вызвано и рядом неблагоприятных факторов (радиация, эндокринные заболевания у мамы, инфекционные заболевания), действующих на ранних стадиях внутриутробного развития.
  2. Вторичная микроцефалия формируется под влиянием вредных факторов в поздние месяцы беременности, во время рождения и в первые месяцы жизни (инфекция, травма, гипоксия и др.) При врожденном заболевании мозг у ребенка уменьшен, при первичной микроцефалии особенно недоразвиты лобные отделы. При вторичной микроцефалии иногда наблюдаются следы воспаления, очаги кровоизлияний, отложения кальция. Желудочки мозга обычно расширены. Размеры головы не всегда являются абсолютным критерием степени недоразвития мозга. Масса мозга может быть резко уменьшена и при нормальных размерах головы за счет значительно расширенных желудочков.

При первичной микроцефалии голова уменьшена в размерах, сужена кверху, роднички и швы между костями закрыты. Преобладает лицевая часть черепа, лоб низкий, выступают надбровные дуги, оттопыренные низко расположенные большие ушные раковины, узкое высокое небо. Психическое развитие при этом наследственном заболевании чаще тяжелое, хотя встречаются и легкие варианты. Неврологическая симптоматика выражена незначительно и сводится к нарушению черепно-мозговой иннервации, легким нарушениям координации движений.

При вторичной микроцефалии окружность черепа к моменту рождения малыша нормальная или слегка уменьшена, но в дальнейшем рост ее замедляется, череп может быть асимметричным. Характерны грубые нарушения двигательной функции по типу детского церебрального паралича. Психическое недоразвитие чаще тяжелое.

Врожденная мышечная кривошея у детей

Это порок развития, который проявляется наклоном головы в сторону и вперед, связанным с укорочением грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. Может быть двусторонней и односторонней. Основная причина врожденного заболевания — неправильное положение головки плода в утробе матери при поперечном, косом или ягодичном предлежании, вследствие чего в последние месяцы развития плода происходит укорочение одной или обеих грудинно-ключично-сосцевидных мышц.

Симптомы врожденного заболевания

Кривошея проявляется сразу после рождения: головка малыша наклонена с поворотом в противоположную сторону. В ряде случаев определяется асимметрия лица. К моменту удержания головки наклон ее определяется особенно резко, а к двум годам (если не начато своевременное лечение) отчетливо видны асимметрия лица, черепа, ушных раковин, опущение угла рта.

Лечение надо начинать как можно раньше. В него входит придание определенного положения малышу в кроватке: взгляд должен быть направлен в сторону поражения при положении на спине без подушки.

При врожденном заболевании постоянно следует проводить лечебный массаж и гимнастику. В ряде случаев в связи с поздно начатым лечением необходима операция.

Нужно ли обращаться к неврологу, если ребенок получил травму головы?

Если ребенок получил травму головы, очень важно понять, повреждены ли и насколько, структуры головного мозга. В зависимости от масштабов повреждения мозговая травма может быть легкой, средней и тяжелой

Последние 2 вида — повод для госпитализации. Легкие ЧМТ можно лечить под контролем врача в амбулаторных условиях.

Самостоятельно разобраться, насколько сильно ударился ребенок, почти невозможно. Поэтому лучше обратиться за помощью к специалисту — детскому неврологу. После сбора анамнеза и осмотра пострадавшего врач примет решение, нужно ли делать компьютерную томографию (КТ). Этот метод наиболее информативен при травмах головы. В зависимости от степени изменений будет установлен диагноз и назначено лечение.

Неврологи рекомендуют пристально следить за состоянием ребенка первые сутки после ушиба. В это время могут проявиться осложнения.

На протяжении 24 часов лучше позволить малышу много спать, что ускорит восстановление головного мозга. Разумный покой предотвратит повторные ушибы и снизит общую нагрузку на организм. По назначению врача и при наличии необходимости (головная боль) допускается применение лекарственных препаратов.

Хромосомные аберрации — виды

Можно выделить два основных типа хромосомных аберраций — структурные и числовые аберрации. Структурные аберрации — это изменения в структуре хромосомы. Они включают:

  • делецию — потерю хромосомы вместе с содержащимися в ней генами; 
  • дупликацию — дупликацию фрагмента хромосомы с ее генами;
  • инверсию — инверсию фрагмента хромосомы на 180 градусов;
  • транслокацию — перенос часть хромосомы в другое место на той же или другой хромосоме;
  • изохромосому — аномальная хромосома, у которой отсутствует одно плечо, а другое удвоено;
  • кольцевые хромосомы — образуются, когда хромосома ломается на обоих плечах, и дистальные части плеч теряются, а остальная часть хромосомы сливается в кольцо.

Второй тип хромосомных аберраций — это числовые аберрации — вызванные ими изменения обычно заключаются в потере одной хромосомы (моносомия) или появлении дополнительной хромосомы (трисомия). Числовые мутации чаще всего вызваны нарушениями, например, неотделением хромосом в процессе деления репродуктивной клетки.

Среди заболеваний, связанных с наличием хромосомных аберраций у детей, есть синдромы, вызванные трисомией. Чаще всего это трисомы 21, 18 или 13 хромосомы, синдромы хромосомных делеций и микроделеций, а также синдромы аберраций половых хромосом.

Тики

Тики возникают у 4,5 % мальчиков и 2,6 % девочек, обычно в возрасте 7 лет и старше, обычно не прогрессируют и у части больных полностью исчезают по достижении зрелости

Тревога, страх, внимание окружающих, применение психостимуляторов усиливают тики и могут их спровоцировать у взрослого излечившегося от тиков человека. Нередко обнаруживают связь между тиками и неврозом навязчивых состояний у детей

Всегда следует тщательно дифференцировать тики от других двигательных нарушений (гиперкинезов), нередко являющихся симптомом тяжелых прогрессирующих нервных заболеваний (паркинсонизма, хореи Гентинггона, болезни Вильсона, синдрома Леша—Нихена, малой хореи и др.). В отличие от гиперкинезов тики можно подавить усилием воли. Сами дети относятся к ним как к дурной привычке. Для лечения невротических тиков используются семейная психотерапия, гипносуггестия и аутогенная тренировка. Рекомендуется вовлечение ребенка в интересную для него двигательную активность (например, занятия спортом). При безуспешности психотерапии назначаются мягкие нейролептики (сонапакс, этаперазин, галоттеридол в небольших дозах).

Тяжелым заболеванием, проявляющимся хроническими тиками, является синдром Жиля де ля Туретта , Заболевание начинается в детском возрасте (обычно между 2 и 10 годами); у мальчиков в 3—4 раза чаще, чем у девочек. Вначале возникают тики в виде моргания, подергивания головой, гримас. Через несколько лет в подростковом возрасте присоединяются голосовые и сложные двигательные тики, часто меняющие локализацию, иногда имеющие агрессивный или сексуальный компонент. В 1/3 случаев наблюдается копролалия (бранные слова)

Для больных характерны сочетание импульсивности и навязчивостей, снижение способности концентрировать внимание. Заболевание имеет наследственную природу

Наблюдается накопление среди родственников больных пациентов с хроническими тиками и неврозом навязчивости. Отмечается высокая конкордантность у однояйцевых близнецов (50—90 %), у разнояйцевых — около 10 %. Лечение основано на применении нейролептиков (галоперидола, пимозида) и клофелина в минимальных дозах. Наличие обильных навязчивостей требует также назначения антидепрессантов (флюоксетина, кломипрамина). Фармакотерапия позволяет контролировать состояние больных, но не излечивает болезнь. Иногда эффективность лекарственного лечения со временем уменьшается.

Детское гиперкинетическое расстройство

Гиперкинетическое расстройство поведения (гипердинамический синдром) является относительно частым нарушением развития (от 3 до 8 % всех детей). Соотношение мальчиков и девочек 5:1. Характерны чрезвычайная активность, подвижность, нарушение внимания, препятствующее регулярным занятиям и усвоению школьного материала. Начатое дело, как правило, не завершается; при хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки, не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников. Предполагается, что в основе расстройства лежит минимальная мозговая дисфункция, однако отчетливых признаков психоорганического синдрома почти никогда не отмечается. В большей части случаев поведение нормализуется в возрасте 12—20 лет, однако для предотвращения формирования стойких психопатических асоциальных черт следует начать лечение как можно раньше. Терапия основана на настойчивом, структурированном воспитании (строгий контроль со стороны родителей и воспитателей, регулярные занятия спортом). Кроме психотерапии, используются и психотропные средства. Широко используются ноотропные средства — пирацетам, пантогам, фенибут, энцефабол. У большинства пациентов отмечается парадоксальное улучшение поведения на фоне применения психостимулирующих средств (сиднокарб, кофеин, производные фенамина, стимулирующие антидепрессанты — имипрамин и сиднофен). При применении производных фенамина изредка наблюдаются временная задержка роста и снижение массы тела, возможно формирование зависимости.

Генетическое тестирование на генетические дефекты

Генетическое тестирование можно провести на ранних сроках беременности. При обнаружении каких-либо отклонений в генетическом материале плода ранняя диагностика позволит будущим родителям лучше подготовиться к рождению ребенка, требующего особого ухода, если женщина решит родить его. 

Если пренатальные тесты указывают на высокую вероятность тяжелого и необратимого поражения плода или неизлечимого заболевания, угрожающего плоду, беременность может быть прервана по закону до тех пор, пока плод не сможет жить самостоятельно. В некоторых случаях подтверждение наличия генетического дефекта у плода позволяет начать лечение сразу после рождения или еще в утробе матери.

Исследование ДНК ребенка возможно, например, благодаря тесту Harmony — новому методу неинвазивного пренатального обследования, заключающемуся в лабораторном анализе ДНК плода, полученного из крови матери. Этот метод определяет риск возникновения у плода с точностью более 99%:

  • Синдром Дауна, синдром Эдвардса и синдром Патау,
  • Аномалии числа половых хромосом — синдром Клайнфельтера, синдром Тернера, синдром XXX, синдром XYY, синдром XXYY.

Этот тест также позволяет определить пол ребенка.

Тесты Harmony, NIFTY Pro и SANCO являются только скрининговыми тестами, и в случае отклонения от нормы диагноз должен быть подтвержден инвазивными тестами, для которых необходимо собрать биологический образец у плода. Но это может быть связано с такими осложнениями, как повреждение плода, выкидыш или инфекция.

Инвазивные тесты включают амниоцентез, биопсию ворсин хориона, кордоцентез и фетоскопию. Тест на кариотип (цитогенетический или молекулярный) или, например, тест NOVA также можно проводить после рождения ребенка. Но тест NOVA не определяет наличие хромосомных аберраций, но позволяет проверить первичный иммунологический дефицит или врожденные метаболические заболевания, которые очень опасны для здоровья ребенка.

Генетические дефекты у детей — аберрации половых хромосом

Аберрации половых хромосом (X — определяет женский пол, Y — определяет мужской пол) заключаются в потере одной хромосомы или наличии дополнительной половой хромосомы. Одним из заболеваний, связанных с такими отклонениями, является синдром Тернера, вызванный наличием единственной Х-хромосомы — встречается у девочек с частотой 1: 2500.

Вес новорожденных при рождении примерно на 500 г ниже, чем в среднем у здоровых новорожденных, а длина тела примерно на 3 см короче (средний рост взрослой женщины составляет 143 см). Кроме того, у новорожденных диагностируется лимфедема, высокий лоб, широкое основание носа, небольшая узкая нижняя челюсть, низко посаженные и торчащие уши. 

Для девочек с синдромом Тернера также характерны нарушения зрительно-моторных навыков, оценки пространственных реакций, концентрации внимания, трудности с решением задач, усвоением математических знаний — многие из них музыкально одарены. Большинство взрослых женщин с синдромом Тернера ведут нормальную трудовую жизнь, и их IQ находится в пределах нормы.

Еще одна хромосомная аберрация у женщин — наличие лишней Х-хромосомы — поэтому у них три Х-хромосомы вместо двух — частота такой аномалии составляет 1:1000 девочек. Девочки с этой аберрацией развиваются нормально после рождения, но их средний вес при рождении, длина тела и окружность головы немного меньше, чем у девочек с нормальными Х-хромосомами. ниже, чем в общей популяции (примерно у 15-25% пациентов наблюдается небольшая умственная отсталость). Однако большинство женщин с такой аберрацией ведут нормальную работу и семейную жизнь (около 75% женщин фертильны).

Синдром Клайнфельтера связан с хромосомными аномалиями у мальчиков. Частота встречаемости — 1: 700-1000 мальчиков. Причина этого заболевания — наличие лишней Х-хромосомы — вместо одной Х-хромосомы и одной Y-хромосомы есть две Х-хромосомы и одна Y. Также может случиться, что появятся две или три лишние Х-хромосомы, но это очень редко. Однако диагностика синдрома Клайнфельтера в неонатальном периоде невозможна из-за отсутствия характерных клинических симптомов. 

Характерные черты синдрома Клайнфельтера у взрослого мужчины включают высокий рост (более 180 см), лицо со слабой растительностью на лице, женскую фигуру, абдоминальное ожирение и удлиненные нижние конечности — синдром Клайнфельтера также является причиной мужского бесплодия. Однако это заболевание не влияет на продолжительность жизни.

У мужчин также может появиться дополнительная Y-хромосома (вместо одной есть две) — эта аберрация возникает с частотой 1: \1000 мальчиков. У детей наблюдаются легкие двигательные нарушения, задержка развития речи и обучения чтению. Мальчики с лишней Y-хромосомой высокого роста (более 190 см) и типично мужского телосложения. Половое созревание похоже на здоровых мужчин, обычно они плодовиты и могут иметь здоровое потомство (отец с двумя Y-хромосомами не передаст их своим сыновьям).

Определение

Когнитивные нарушения у детей — это группа расстройств, основным проявлением которых является снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, нарушение мышления, ослабление интеллектуальных способностей. Они вызывают трудности с обучением, запоминанием новой информации, социальной адаптацией и поведением.

Распространенные когнитивные расстройства у детей включают дислексию (расстройство навыков чтения), дисграфию (неспособность к письму), расстройства речи, нарушение исполнительных функций и др.

Нарушения когнитивных функций у детей могут проявляться по-разному, в зависимости от тяжести расстройства и конкретного диагноза. Некоторые из них имеют явные физические признаки (например, при синдроме Дауна), другие могут быть скрытыми и требуют тщательной диагностики (например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности).

Врожденная косорукость у детей

Это порок развития нижних (дистальных) отделов верхних конечностей, проявляющийся отклонением кисти кнутри или кнаружи от нормальной оси.

Врожденная косорукость может быть обусловлена врожденным укорочением сухожилий, мышц и связок ладонно-радиальной стороны; отсутствием или недоразвитием лучевой (реже локтевой) кости.

Лечение врожденного заболевания оперативное.

  • Гигантизм — увеличение пальцев или отдельных фаланг.
  • Полидактилия — увеличение числа пальцев.
  • Полифалангия — увеличение числа фаланг пальцев.
  • Брахидактилия — уменьшение размеров пальцев.
  • Орахидактилия — уменьшение размеров фаланг пальцев.
  • Гиподактилия — уменьшение числа пальцев.
  • Гипофалангия — уменьшение числа фаланг пальцев.
  • Эктродактилия — отсутствие одного пальца.
  • Адактилия — отсутствие всех пальцев.

Для лечения дефектов кисти проводятся массаж, гимнастика, физиотерапия. При необходимости — оперативное лечение в возрасте старше 2 лет.

Диагностика

Диагностика когнитивных нарушений у детей — сложный процесс, требующий совместной работы психологов, психиатров, неврологов и других специалистов. Он предполагает использование различных методов и инструментов для выявления и оценки нарушений когнитивного функционирования.

Клиническая оценка. Клинические методы диагностики включают в себя опрос ребенка и его родителей, сбор анамнеза и истории болезни, наблюдение за поведением и реакциями ребенка, проведение специальных тестов. В ходе бесед и наблюдений врач может получить достаточную информацию о характере и интенсивности симптомов, влиянии расстройства на учебу и повседневное функционирование.

Нейропсихологическое тестирование. Нейропсихологические тесты полезны для диагностики когнитивных расстройств у детей и подростков. С помощью них можно оценить работу различных отделов головного мозга, связанных с когнитивными процессами. Такие тесты включают задания на зрительное восприятие, моторную координацию, пространственное мышление.

Психологическое тестирование. Представляет собой специализированную диагностическую процедуру, позволяющую получить и систематизировать данные об интеллектуальных способностях ребенка

С помощью таких тестов можно оценить различные аспекты когнитивного функционирования, память, мышление, речь, внимание и т.д.

Что лечит детский невролог?

Детский невролог занимается лечением всех болезней нервной системы, а также расстройств, возникающих в процессе роста и развития ребенка. Кроме того, детская неврология охватывает ряд пограничных расстройств, связанных с нарушением функционирования отдельных органов и систем.

Признаки неврологического заболевания могут возникнуть у ребенка с первых минут жизни.

Если у родителей возникает любая тревога по поводу общего состояния ребенка, то настоятельно рекомендуется обратиться к детскому неврологу

На первом году жизни особое внимание рекомендую обратить на задержку темпов развития, внезапно возникшую слабость в конечностях, замирание взора, подергивания конечностей, избыточную возбудимость или слабость, апатию у малыша

Генетические дефекты у детей — хромосомные делеции

Делеция или потеря фрагмента хромосомы может вызвать такие заболевания, как синдром Вольфа-Хиршхорна (возникает из-за частичной делеции или микроделеции в хромосоме 4). Частота этого синдрома составляет 1:50000 живорожденных — у девочек он вдвое чаще, чем у мальчиков. 

При этом синдроме наблюдаются микроцефалия, широкие трещины век, длинная переносица, высокое и узкое небо. Более того, у больных детей также наблюдается задержка роста, врожденные пороки сердца, недоразвитие легких, односторонняя почечная недостаточность. В 1-2-летнем возрасте очень характерны судороги, которые с возрастом проходят. 

Более 30% детей с синдромом Вольфа-Хиршхорна не доживают до двухлетнего возраста, но есть также единичные случаи, когда пациенты достигли совершеннолетия.

Еще одно заболевание, связанное с хромосомной делецией — синдром кошачьего крика. Встречается с частотой 1:37000 живорождений. Патология вызвана потерей фрагмента короткого плеча хромосомы 5. Пораженные новорожденные обычно имеют низкую массу тела при рождении. Характерной чертой этого синдрома является своеобразный плач, вызванный аномалиями гортани, расстройствами нервной системы и мышечной гипотензией, напоминающий кошачье мяуканье. 

Кроме того, у детей развивается микроцефалия, круглое асимметричное лицо, широко расставленные глазные яблоки, маленькие и низко посаженные уши. В более позднем возрасте у ребенка наблюдается отсутствие надлежащего речевого образования (но понимание речи есть), задержка психомоторного развития и значительная или умеренная умственная отсталость. Многие больные дети умирают в первые месяцы и годы жизни,

Симптомы неблагополучия в детской неврологии

Детская неврология – это наука, изучающая закономерности развития, методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний центральной и периферической нервной системы у детей от 0 до 18 лет. Это достаточно «молодая» специальность, зародившаяся на стыке нескольких наук — неврологии, педиатрии, неонатологии, генетики, психологии и нейрохирургии.

Поражение нервной системы может возникнуть на различных этапах развития ребенка, начиная с внутриутробного периода, когда идет закладка и формирование головного и спинного мозга. Повреждающим фактором может быть патологическое течение беременности: токсикозы, угроза прерывания, стрессы, инфекционные заболевания матери, патология плаценты и др. Нарушения у ребенка могут возникнуть во время родового акта (гипоксия плода, родовые травмы). После рождения причинами неврологических заболеваний у детей являются острый или хронический стресс, переутомление, инфекции, травмы, опухоли.

От своевременности выявления и лечения неврологических заболеваний в значительной степени зависит судьба ребенка: его социальная адаптация, обучение в школе.

Однако, необходимо помнить о недопустимости как запоздалой диагностики заболеваний нервной системы, так и гипердиагностики (выявление несуществующих болезней) с назначением ненужных лекарств!

Головной мозг ребенка после рождения продолжает активно развиваться. В течение первых трех лет жизни ребенок приобретает 50% знаний, умений и навыков, которые являются базой для последующего обучения. А первый год жизни неврологи называют «золотым годом», так как он является самым важным для малыша.

Вот почему в раннем возрасте необходимы регулярные профилактические смотры детского невролога. Рекомендуется осматривать малышей в 1, 3, 6, 9 и в 12 месяцев на первом году жизни (если нет необходимости посещать специалиста чаще), 1 раз в 6 месяцев на втором году и 1 раз на третьем году жизни, когда активно формируются речь, память, мышление, дети учатся взаимодействию друг с другом и со взрослыми людьми.

Симптомы неблагополучия, на которые родителям следует обратить внимание:

  • В грудном возрасте — нарушения сна, частые обильные срыгивания, «беспричинный» плач, повышенная возбудимость, вздрагивания, чрезмерный прирост окружности головы. У детей раннего возраста (до 3 лет) — отставание в речевом и психоречевом развитии, двигательные нарушения, нарушения координации, гипервозбудимость, гиперактивность, повышенная отвлекаемость, навязчивые страхи, тики, запинки в речи, судорожные приступы (например, при повышении температуры тела, на фоне инфекционных заболеваний). В школьном возрасте — неврозы (тики, заикание, энурез), эмоциональная неустойчивость, вызывающая дезадаптацию в коллективе, повышенная утомляемость, затруднения в обучении (снижение памяти, плохой почерк, частые аграмматизмы, медленный темп чтения), головные боли, головокружения, обмороки.

Алгоритм взаимодействия с врачом выглядит следующим образом: беседа, в ходе которой уточняются жалобы, анамнез, особенности течения беременности и родов, особенности развития ребенка, последовательность возникновения симптомов неблагополучия, осмотр (в игровой форме с малышами), установление диагноза, рекомендации по режиму дня, лечению. При необходимости назначаются инструментальные исследования: УЗИ головного мозга, МРТ, КТ, ЭЭГ, ЭНМГ.

Большинство заболеваний нервной системы у детей можно вылечить!
Даже в случае некурабельных заболеваний, например, таких как ДЦП, раннее назначение восстановительного лечения позволяет значительно улучшить качество жизни маленьких пациентов и их дальнейшую социализацию.

Лечение назначается в соответствии со стандартами медицинской помощи и клиническими рекомендациями МЗ РФ с обязательным соблюдением индивидуального подхода. Лекарственные препараты, используемые в нейропедиатрии, безопасны и направлены на восстановление метаболизма и функции нейронов в поврежденных зонах головного мозга. Включение в программу реабилитации немедикаментозных воздействий, таких как массаж, лечебная гимнастика с использованием специальных адаптированных методик, ФТЛ, плавание, позволяет минимизировать лекарственную терапию, поэтому эти методы являются приоритетными.

Практический опыт показывает, что раннее выявление даже незначительных, на первый взгляд, отклонений в нормальном развитии малыша и своевременная их коррекция — залог успешного развития и счастливой судьбы, больших и малых побед, залог достойной и благополучной жизни в будущем.

Слайд 11При составлении заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка

с ДЦП следует отразить следующие особенностиОрг-я коррекционной работы по следующей

схеме: 1. Нарушения двигательной сферы:— удерживает вертикальное положение (сидя, стоя);— передвигается (в коляске, с костылями, с опорой на трость, самостоятельно в пределах помещения, самостоятельно на значительные расстояния); — ведущая рука (правая, левая);— развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частич­но ограничена; не ограничена);— участие пораженной руки в игре и процессах самообслужива­ния (функция отсутствует; выполняет поддерживающую роль; принимает участие в выполнении простых двигательных актов; принимает участие в выполнении сложных двигательных ак­тов)2. Уровень развития навыков самообслуживания:— навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесыва­ние волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет);— самообслуживание в одевании и раздевании:а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью вла­деет);б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью); — самообслуживание при приеме пищи (сам не ест; сам ест твердую пищу — хлеб, пряник; сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).3. Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, ограничение взора вверх, ограничение полей зрения).4. Нарушения слуха (степени снижения слуха). Данные о нарушениях зрения и слуха специалист может по­лучить из медицинской документации. 5. Степень разборчивости речи:— из-за грубых нарушений звукопроизношения непонятна окру­жающим;— понятна только близким людям; — разборчивость речи несколько снижена; — дефекты звукопроизношения не мешают пониманию речи ребенка

Врожденный гипотиреоз у детей

Это заболевание, при котором снижена или полностью отсутствует функция щитовидной железы — эндокринной железы, ответственной за все виды обмена (углеводного, жирового и белкового), рост и развитие организма. Возникает гипотиреоз из-за порока развития щитовидной железы, генетических дефектов ферментов, участвующих в синтезе гормонов щитовидной железы. При врожденном гипотиреозе нарушаются все виды обмена веществ, в результате чего дети отстают в физическом и психическом развитии. Заподозрить симптомы врожденного заболевания можно по характерному виду новорожденного: у него одутловатое лицо, узкие глазные щели и широко расставленные глаза, запавшая широкая переносица, высунутый отечный большой язык, полуоткрытый рот. Новорожденные часто имеют большую массу при рождении. Живот большой, часто имеется пупочная грыжа. Туловище длинное, конечности короткие. Характерно снижение артериального давления, урежение частоты сердцебиений.

Симптомы врожденного заболевания

В дальнейшем отмечается задержка психического и физического развития. Дети плохо прибавляют в весе, поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Отмечается выпадение волос, позднее появление зубов.

Особенно страдает умственное развитие: поздно начинают говорить, речь часто нарушена. При отсутствии своевременного лечения умственная недостаточность имеет выраженный характер из-за поражения мозга.

Диагностика врожденного заболевания

Сейчас в родильных домах проводят скринирующий тест на гипотиреоз. У всех новорожденных на 4 — 5 день жизни (у недоношенных — на 7 — 14-й день жизни) берется кровь из пяточки. Несколько капель крови наносится на специальную бумажку, высушивается и отправляется в лабораторию, где проводится анализ на врожденный гипотиреоз. Родителям результаты сообщают в случае положительного результата.

Раннее лечение способствует коррекции имеющихся нарушений, позволяет избежать серьезных проявлений болезни. Лечение заключается в заместительной гормональной терапии гормонами щитовидной железы.

Прогноз при раннем лечении благоприятный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: