Умственная отсталость у детей, олигофрения, слабоумие, лечение

3.2. коррекционно-развивающая программа по развитию памяти младших школьников с нарушениями интеллекта………………………………………….49

Социальной адаптация детей в коррекционной школе

Формирование процесса социальной адаптации начинается с момента рождения, определяется рядом внешних и внутренних факторов развития, обуславливается и определяется такими процессами, как формирование межличностных отношений, формирование самовосприятия, самооценки и уверенности в себе, самоопределение и принятие социальных ролей.

Обеспечение социальной адаптации развивающегося человека, его вхождение в общество тесно связано с процессом общения и взаимодействия. Общение — главное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из основных видов человеческой деятельности, направленный на познание и самооценку через других людей.

Понятие адаптации является одним из наиболее важных в научном изучении организма, так как оно развивает механизмы адаптации в процессе эволюции, обеспечивая способность организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. В процессе адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и равновесие в системе «человек-окружающая среда». Одним из первых, кто начал заниматься проблемой функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К. Бернар. Он предположил, что каждый живой организм, включая человека, существует потому, что обладает способностью постоянно поддерживать благоприятные параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и процессы, происходящие в организме, находятся в сбалансированном состоянии. Пока поддерживается этот баланс, организм живет и функционирует. Таким образом, согласно Бернару, постоянство внутренней среды является необходимым условием для свободной жизни. Позже идея Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кенноном, который назвал это явление свойством гомеостаза.

Современная идея адаптации основана на работах Л.А. Венгера, П. Валлона и других. Несмотря на существование многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько его основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация — это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого заключается в достижении одновременного баланса между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек — среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм. При рассмотрении феномена адаптации можно выделить два общих подхода. С одной стороны, адаптация рассматривается как свойство любой живой саморегулирующейся системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптивных способностей). Другой подход рассматривает адаптацию как динамическое образование, непосредственный процесс приспособления к условиям окружающей среды.

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, это свойство присуще и человеку. Однако человек — это не только живой организм, но прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблемы адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, говоря о физиологической, психологической и социальной адаптации, а иногда добавляя психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Кроме того, существуют определенные физиологические и психологические и психические механизмы, которые обеспечивают процесс адаптации на этих трех уровнях.

Три уровня адаптации тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга и определяют неотъемлемую характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика является очень динамичной сущностью, которую принято называть функциональным состоянием организма. Это понятие, одно из центральных в современной физиологии и психологии человека, напрямую связано с проблемой адаптации.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. 

алкогольными

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Симптомы олигофрении у детей

Симптомы олигофрении у детей выражаются комплексно, это может быть не только умственная отсталость, но и другие проявления, например:

  • двигательные;
  • речевые;
  • проблемы с памятью;
  • плохая концентрация внимания;
  • проблемы с образным мышлением.

На фоне этого у ребенка развиваются неврологические расстройства, проблемы с выражением эмоций, воли. Если у взрослого человека диагностировали умственную отсталость, его мышление, развитие будут напоминать мышление и развитие маленького ребенка.

При легкой, умеренной форме, симптоматика выражена менее ярко. При этом ребенок не сможет выйти за рамки той ситуации, в которой он сейчас пребывает

Также будет понижена возможность концентрировать внимание на конкретных вещах, нарушено абстрактное мышление, инициатива будет выражаться слабо, иметь незрелый, нечеткий характер.

Дети, больные олигофренией, могут проявлять как хорошую, так и плохую память. В большинстве случаев она ослаблена, но есть ситуации, когда больной ребенок проявляет хорошую память на механическое запоминание небольшой информации, к примеру, имен, цифр, названий. У детей наблюдается слабый словарный запас, речь упрощенная, фразы будут короткими, простыми, слова в предложениях могут быть выстроены не в том порядке.

При легкой степени олигофрении дети могут читать, запоминать прочитанное, отображать, повторять фрагменты прочитанного. Если диагностировали тяжелую форму заболевания, ребенок не сможет прочитать предложенный материал или прочитает его, но не сможет запомнить и не отобразить. В большинстве случае, даже если ребенок знает буквы, он не всегда сможет сложить их вместе.

Решение повседневных вопросов – сложная задача для ребенка с умственной отсталостью. Здесь также все зависит от степени заболевания. Такие дети не смогут самостоятельно сделать покупку в магазине, приготовить обед, сделать чай, убрать в доме, подобрать одежду в соответствии с погодными условиями. Дети, больные олигофренией, часто руководствуются мнением других людей, делают то и так, как им говорят другие. Физическое развитие ребенка не всегда нормальное. Есть дети, у которых физический уровень развития можно отнести к выше среднего, но большинство отстают от нормы.

Развитие олигофрении у детей зависит от возраста. Четко выраженные признаки заболевания формируются в 6-7-летнем возрасте. Первый признак – чрезмерно повышенная раздражительность. Такие дети мало идут на контакт с взрослыми, мало общаются со сверстниками. На обучение элементарных действий уходит больше времени, например, умственно отсталого ребенка сложнее научить использовать столовый прибор, чем здорового.

Дети, больные олигофренией проявляют меньше активности и интересов, к примеру, начиная с трехлетнего возраста, здоровые дети начинают проявлять заинтересованность к игрушкам. У больных с умственной отсталостью проявления такого интереса нет. Когда здоровые детки переходят на новый уровень развития – подражание поведения взрослых, пациенты с умственной отсталостью только начинают проявлять интерес к игрушкам.

Такие занятия, как аппликация, работа с пластилином, рисование не привлекают детей с олигофренией. Ребенку сложно распознавать свойства предметов, сопоставлять их с внешним миром. Для того чтобы информация удержалась в голове, нужно множество раз повторять, проходить все действия повторно. Свои эмоции пациенты выражают не так ярко, как здоровые дети. Могут, наоборот, проявляться нестандартные, завышенные эмоции.

История изучения умственной отсталости, олигофрении, слабоумия

Впервые врачи упоминаниют в трактатах о детском слабоумии в 16 веке. Они называют его термином «врожденная глупость». В 17 веке появилось подробное описание одной из форм олигофрении «кретинизм». Таких детей называли термином «кретин», а заболевание  — кретинизмом. В 18 веке F. Pinel выделил из группы психозов детского возраста идиотизм и слабоумие. В 19 веке D. Bournevil составил классификацию олигофрении и употребил термин «имбецильность». Вскоре в группе олигофрении начали выделять дебилов. Дебилы – это дети с легким снижением интеллекта. В начале 20 века E. Kraepelin объединил все формы раннего, непрогредиентного слабоумия в одну общую группу олигофрению (малоумие).

Глубокая степень умственной отсталости

Глубокая умственная отсталость является наиболее выраженной формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции не развиты. Сильно нарушена координация движений, отмечаются эмоциональные расстройства. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Причины возникновения психического отклонения

Среди факторов, которые влияют на возникновение психической патологии, выделяют следующие:

  • генетическая предрасположенность к заболеванию. Приблизительно в половине случаев олигофрения передается по наследству;
  • хромосомные нарушения, аномалии генов, их мутация вследствие излучения, инфекционных заболеваний, употребления матерью токсических веществ в период вынашивания плода;
  • тяжелая родовая деятельность, которая привела к травмам ребенка (особенно в случае повреждения головы), асфиксия, гипоксия головного мозга;
  • преждевременные роды;
  • заболевания инфекционного характера, поражающие центральную нервную систему;
  • недостаток воспитания, негативная атмосфера в семье, психологическая травма в раннем возрасте, позднее диагностирование заболевания и др.

Следует отметить, что единой причины возникновения умственной отсталости ученым найти на сегодняшний день не удалось. Как правило, возникновение заболевания связывают с несколькими неблагоприятными факторами, которые наступают одновременно или поочередно. 

Дифференциальная диагностика (отличия) умственной отсталости и аутизма, деменции, ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости у дошкольников)

Причины легкой умственной отсталости у детей

Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга.

Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:

  • Наследственность (генные и хромосомные заболевания). К этой группе относят: различные синдромы (например, Дауна, Тернера); формы, связанные с наследственным нарушением обменных процессов, неврологическими заболеваниями;
  • Воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития: внутриутробные инфекции (например, краснуха, токсоплазмос и др.), интоксикации (прием алкоголя, токсических для плода веществ), гемолитическая болезнь плода и др.;
  • Факторы, воздействие которых имело место быть во время родов или в раннем возрасте (родовые травмы, кислородное голодание, травмы, инфекции);
  • Педагогическая запущенность, возникающая на фоне полноценных возможностей работы мозга, но при отсутствии полноценного воспитания и социализации;
  • Наличие сразу нескольких причин, смешанные состояния.

Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью

Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет

Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет

Умственная отсталость легкой степени у детей, признаки:

  • Ребенок отстает в моторном развитии: поздно начинает держать голову, садиться, вставать, ходить. У малыша может быть нарушен хватательный рефлекс, а в 1-1,5 года ребенок еще не держит предметы (игрушки, ложку и вилку);
  • Речь отсутствует или появляется с большим опозданием; ребенок имеет трудности в построении фразы, связной речи. В 2-3 года малыш плохо понимает обращенную к нему речь, не может выполнить элементарные инструкции;
  • Легкая умственная отсталость у детей характеризуется неуравновешенностью процессов нервного возбуждения и торможения; Выражается это в чрезмерной импульсивности, несдержанности, возбудимости, раздражительности или, наоборот, вялости и медлительности;
  • Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, кажется замкнутым в себе; Его эмоционально-волевая сфера «обеднена»;
  • Отсутствует сюжетная игра. Игры примитивны по содержанию, игрушки могут не интересовать ребенка или он использует их не по назначению.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается, лишь при тяжелой и глобокой умственной отсталостью;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры. Труд такой ребенок выбирает очень легкий;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, при выраженной умственной отсталости он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Постановка диагноза

Мало просто диагностировать нарушение, необходимо получить полную картину заболевания. Диагностировать умственную отсталость можно следующими способами:

  • оценку интеллекта;
  • клиническую и психологическую характеристику структуры дефекта;
  • наличие связанных патологий;
  • природу возникновения болезни;
  • уровень адаптации в обществе;
  • имеющиеся социально-психологические факторы, которые влияют на развитие болезни.

Для того чтобы понять всю индивидуальную особенность патологии человека, врачи прибегают к следующим методам исследования:

  • сбор информации о родителях, кровных родственниках пациента, о ходе беременности, родах и последующем развитии ребёнка;
  • различные анализы, в том числе, генетические;
  • диагностическое обследование (УЗИ, КТ, МРТ);
  • психологические и педагогические методы диагностики.

Если какой-то информации не хватает или есть непонятные моменты, врач имеет право назначить дополнительные обследования.

Причины и классификация олигофрении

Среди основных причин:

  • поражение плода в утробе матери;
  • недоношенность;
  • травмы, полученные во время родов;
  • генетические нарушения.

Как показывает статистика, у 5% причиной развития олигофрении являются генетические нарушения. Если женщина во время беременности принимает спиртные напитки, увлекается наркотиками, курит, не употребляет нужные витамины – все это может привести к развитию олигофрении.

Если ребенок недоношенный, значит, у него не успели полноценно развиться все органы, в результате он не приспособлен к полноценному самостоятельному независимому существованию. Если во время родов диагностировали асфиксию, были замечены родовые травмы, это также может привести к развитию олигофрении. Основная причина – поражение головного мозга. Произойти это может из-за черепно-мозговой травмы, менингита, энцефалита. Еще одна важная причина – социально-педагогическая запущенность. Если ребенок проживает в неблагоприятной среде, если его родители наркоманы, алкоголики, мало уделяют времени его развитию, все это может привести к развитию умственной отсталости.

Выделяют три степени умственной отсталости:

  • легкая;
  • умеренная;
  • тяжелая.

Также специалисты дополняют этот список еще одним пунктом классификации – глубокая степень. Олигофрения может развиваться на фоне других заболеваний, что приведет к очень тяжелой степени, к примеру, вместе с умственной отсталостью у ребенка будут наблюдаться дефекты речи, может происходить нарушение памяти, восприятия.

Виды и типы умственной отсталости (классификация олигофрении по стадиям, степеням тяжести)

В зависимости от степени тяжести выделяют:

  • легкую умственную отсталость (дебильность);
  • умеренную умственную отсталость (слабо выраженную имбецильность);
  • тяжелую умственную отсталость (выраженную имбецильность);
  • глубокую умственную отсталость (идиотию).

Легкая степень умственной отсталости (дебильность)

которое, однако, протекает значительно медленнее, чем у здоровых детей8 – 9 классовони хуже запоминают новую информацию

Тяжелая умственная отсталость (выраженная имбецильность)

употреблять пищу, пить воду, самостоятельно надевать и снимать одежду и так далеекоторая, однако, сохраняется лишь в течение нескольких секунд или минут

Симптомы олигофрении, клиника олигофрении, умственной отсталости

Классификация умственной отсталости

Причины олигофрении, этиология умственной отсталости

Неврологи Саратова, рефлексотерапевты Саратова различают группу эндогенно-наследственных олигофрений, которые связаны с генными мутациями и хромосомными абберациями, а также группу олигофрений, которые возникают в результате воздействия на мозг плода или ребенка экзогенно-органических факторов, к которым относятся интоксикации, нейроинфекции, родовые травмы, хроническая внутриутробная гипоксия плода, черепно-мозговые травмы. Большинство врожденных олигофрений, связанных с отсутствием или недостаточностью определенных ферментов (энзимопатии) и сопровождающихся нарушением обмена веществ, имеют аутосомно-рецессивный тип наследования. Наследственно-семейный формы олигофрении являются преимущественно аутосомно-доминантными (аутосомно-доминантный тип наследования). Также встречаются полигенно обусловленные олигофрении.

Особенности психического развития умственно отсталых детей

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, эмоционально-волевой и поведенческой сфер, вызванное органическим поражением коры головного мозга диффузного характера.

Большинство умственно отсталых людей — это те, кто имеет медицинский диагноз «олигофрения». У них поражение нейронов головного мозга происходило в период внутриутробного развития, во время рождения или в первые три года жизни. У них нет психических заболеваний, но с ранних стадий их развитие замедленно и своеобразно. Наиболее выраженной является задержка развития высших психических функций и ограниченные возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти и словесно-логического мышления, что значительно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

В настоящее время нередко встречаются дети, умственная отсталость которых осложнена дополнительными психопатологическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозом.

Легкая степень умственной отсталости — ретардация — встречается гораздо чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Когнитивная отсталость становится более очевидной в начале их организованного обучения (в детском саду, затем в школе). Они не могут усваивать программный материал, как другие дети, им нужны особые условия обучения. Такие условия создаются для них в специальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с умственной отсталостью.

Умеренная умственная отсталость находится на границе между заторможенностью и имбецильностью. Тяжелая умственная отсталость, имбецильность, обнаруживается на ранних стадиях развития ребенка. В младенчестве такие дети позже (в возрасте 4-6 месяцев или позже) начинают самостоятельно держать голову, поворачиваться и сидеть. Они также начинают ходить гораздо позже (в возрасте трех лет или позже).

Они практически не гудят, не лепечут, не образуют «анимационного комплекса». Речь появляется в конце дошкольного возраста и состоит из отдельных слов, редко предложений. Нарушено произношение многих звуков. Моторные навыки значительно нарушены, поэтому эти дети осваивают навыки самообслуживания с трудом и в более поздние сроки, чем дети с умеренной умственной отсталостью

Их когнитивные способности сильно нарушены: Ощущение, восприятие, память, внимание, мышление

Глубокая умственная отсталость — идиотизм — выявляется в первые месяцы жизни. У таких детей нарушены сенсорные пороги и сильно развита моторика, координация движений, практика и пространственная ориентация. Часто эти расстройства настолько тяжелы, что вынуждают людей быть прикованными к постели. Многие из них не могут овладеть основными навыками самообслуживания, хотя некоторые все же могут научиться частично ухаживать за собой.

Даже в зрелом возрасте люди с тяжелыми нарушениями интеллекта не могут понять смысл окружающего их мира. Речь развивается крайне медленно и слабо, часто оставаясь на уровне имитаций и отдельных слов. Однако такие люди все еще способны к развитию. Они могут приобрести навыки общения (вербального или невербального), расширить свое понимание окружающего мира.

Из вышесказанного можно сделать вывод о необходимости коррекционной работы с умственно отсталыми детьми для развития их представлений об окружающем мире, так как это необходимо для их дальнейшей жизни и возможно при использовании современных методик.

Развитие и лечение заболевания

У каждого человека УО развивается индивидуально. Своевременная диагностика дает возможность начать терапию на самом раннем этапе развития психического отклонения, что дает возможность положительного исхода терапии.

Перед оказанием помощи олигофрену необходимо учесть его индивидуальные особенности и потребности. Индивидуальный подход к каждому больному дает возможность подобрать ему максимально подходящий метод лечения. В зависимости от этого выделяют следующие методики терапии:

1. Медикаментозная. Она заключается в назначении препаратов, предотвращающих появление возможных психических расстройств (в случае, если необратимое поражение головного мозга еще не наступило), а также улучшению общего состояния внимания, памяти, восприятия.

Важную роль играет также витаминотерапия, которая способствует улучшению метаболических процессов в области центральной нервной системы.

В особо сложных случаях (грубые расстройства поведения, выраженные психозы, неврозы, затяжные депрессивные состояния) врач может принять решение о госпитализации больного в психиатрический или дневной стационар.

2. Немедикаментозная (психолого-педагогическая коррекция). Данная методика играет важную роль в социализации больного, интеграции его в общество. С этой целью больной посещает специализированную школу, где у него имеется возможность приобрести навыки, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности. Для больных с легкой формой психического отклонения важную роль играет комплексное психотерапевтическое лечение. 

Люди, которые страдают УО, крайне нуждаются в поддержке, помощи и понимании со стороны социума. В последнее время появляется все больше специализированных учреждений, где таким больным создают максимально благоприятные условия для их жизни и деятельности.

Проблема состоит в другом – отношение окружающих к олигофренам

Важно помнить одно: сформировать из умственно отсталого человека гармоничную, целостную личность можно только с помощью понимания, терпения, толерантности и настойчивости

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: