Как понять, что ребёнок имеет трудности с обучением?
Конечно, большинство детей попадают в категорию «с трудностями в обучении», когда они начинают учиться в школе. При этом в первом классе проблемы с учёбой часто списывают на возраст, сложности адаптации к школьному режиму и другие факторы
И только во втором-третьем классе педагоги начинают обращать внимание родителей, что у их ребёнка есть проблемы с обучением.
Типичными признаками наличия трудностей с обучением являются:
- низкая скорость письма и чтения;
- неспособность ребёнка самостоятельно выполнять домашнюю работу;
- присутствие нелепых/глупых ошибок на письме;
- пропуски букв, их замена во время чтения или выполнении письменной деятельности;
- сложности с запоминанием и воспроизведением информации;
- значительные проблемы с чтением вслух.
Дети с трудностями в обучении в целом характеризуются низкими показателями в развитии интеллектуальных процессов, при этом данные сложности практически всегда сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями. Такие дети отличаются низкой познавательной активностью, которая дополняется быстрой утомляемостью, истощаемостью и низким ресурсным состоянием. Быстрое утомление всегда приводит к потере работоспособности и снижению мотивации.
Слабые функции левого полушария
Дети с трудностями в обучении – это ещё практически всегда дети со сниженными функциями левого полушария. Да, именно отсутствие доминации левого полушария часто является причиной трудностей с обучением. Более того, у многих детей с проблемами в учёбе выявляется рассогласованность в работе полушарий мозга, когда правое полушарие блокирует функции левого и тем самым не даёт ребёнку нормально учиться.
Именно поэтому для коррекции трудностей с обучением по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе в первую очередь предлагается сменить некоторые виды занятий у ребенка, чтобы преодолеть рассогласованность в работе полушарий мозга, повысив активность левого полушария. Эти меры позволяют решить базовые причины появления трудностей с обучением!
Как проходит коррекция трудностей в обучении по методу Татьяны Гогуадзе?
Основа метода – активное применение психофизических тренировок, через которые достигается:
- согласованная работа полушарий мозга при обязательном доминировании левого полушария;
- формирование правильной нейродинамики чтения и письма;
- повышение выносливости к монотонным нагрузкам;
- улучшение психоэмоционального состояния ребёнка, в том числе улучшение работы центральной нервной системы;
- развитие силы воли, мотивации к учёбе;
- повышение уровня самоконтроля и самодисциплины.
Какие конкретно нужно выполнять психофизические упражнения, можно прочитать в нашем отдельном материале.
Уникальность методики Татьяны Гогуадзе по коррекции трудностей с обучением у детей заключается в том, что все упражнения можно освоить и делать самостоятельно!
Начать заниматься можно уже сегодня и самостоятельно! С чего надо начать? Об этом можно узнать на онлайн-диагностике.
Для достижения более быстрого и нужного эффекта рекомендуется пройти онлайн-диагностику, которая поможет родителям, да и самому ребёнку лучше разобраться в своих проблемах и узнать истинные причины трудностей с обучением.
Онлайн-диагностика позволяет:
- точно понять, если ли у ребёнка рассогласованность в работе полушарий мозга;
- оценить его текущее состояние, в том числе психоэмоциональное;
- определить соотношение логики и интуиции, выявить склонности ребёнка к определённому виду деятельности;
- спрогнозировать поведение в разнообразных жизненных ситуациях.
И главное – семье даются конкретные рекомендации по самостоятельной коррекции трудностей с обучением, гармонизации психоэмоционального состояния ребёнка, оздоровлению образа жизни. Ребёнок также узнает, какой физической активностью ему лучше заниматься, чтобы решить свои проблемы с учёбой, а от каких видов спорта лучше отказаться.
Кроме того, онлайн-диагностика проходит в эмоционально комфортных для ребёнка и его родителей условиях, не требует от них ресурсных затрат и выполнения различных тестов. Всю информацию о ребёнке и его трудностях с обучением мы получаем из анкетных данных, а также по результатам видеокомпьютерной психодиагностики по методу Ануашвили.
Выбрав онлайн-диагностику:
- Вы получаете 60 минут экспертного общения с автором методики и руководителем Центра Дислексии – Татьяной Валерьевной Гогуадзе.
- Поймёте, что происходит с вашим ребёнком и почему он отказывается от учебных занятий даже дома, где его все поддерживают.
- Получите на электронную почту протокол с рекомендациями по выходу из кризиса обучения.
- В уже точно будете знать, какие упражнения нужно делать вашему ребёнку для коррекции трудностей с обучением с учётом его индивидуальных личностных особенностей.
Онлайн-диагностика – это первый шаг к решению проблем с обучением у вашего ребёнка. Она поможет понять текущие трудности с учёбой и их причины, поможет отслеживать происходящие изменения в динамике, потому что диагностику в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе можно и даже рекомендуется проходить на регулярной основе.
Об онлайн-диагностике и особенностях её проведения вы также можете узнать из следующих материалов на нашем Дзен-канале:
- Об онлайн-диагностике в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.
- Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе работает в онлайн-режиме!
И подписывайтесь на наш Telegram-канал, где мы также пишем о преодолении трудностей в учёбе, передовых методах диагностики дислексии, дисграфии, СДВГ, даем советы по воспитанию и обучению детей.
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.
2. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее именуется — коррекционное учреждение) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее именуются — воспитанники) реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
3. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта.
4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательных учреждениях, учреждении начального профессионального образования, настоящим Типовым положением.
6. Для негосударственных коррекционных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.
Кто они – дети с проблемами в обучении?
Согласно Международной классификации болезней, принятой и в России, к этой категории относят детей, которые испытывают устойчивые затруднения в усвоении образовательных программ в силу различных социальных и биологических причин.
Школьники с трудностями в обучении – это дети, которые имеют слабо выраженные (негрубые) отклонения в функционировании центральной нервной системы, отличаются недостаточной готовностью (социальной, эмоциональной, интеллектуальной) к школе и в целом к обучению. В первую очередь трудности в обучении связаны с освоением навыков чтения и письма, дислексией, дисграфией, обработкой когнитивной информации, дискалькулией.
Если обратиться к психолого-педагогической классификации этих проблем, то их появление связывают с:
- общей познавательной пассивностью;
- негрубыми недостатками речи;
- нарушениями моторики, которая проявляется в виде двигательной расторможенности и недостаточной координации движений;
- недостатками эмоционально-волевой регуляции, внимания, самоконтроля;
- низким уровнем учебной мотивации;
- недоразвитием отдельных психических процессов – памяти, мышления, восприятия;
- ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире;
- низкой работоспособностью и мотивацией учиться.
Детей с трудностями в обучении, особенно учеников начальных классов, принято относить к так называемой «группе риска». И это справедливое утверждение, ведь начальное отставание в учёбе, систематические трудности в обучении ведут к тому, что ребёнок может стать неуспевающим. Закономерным следствием становятся педагогическая запущенность, школьная дезадаптация и трудновоспитуемость.
V. Управление коррекционным учреждением
33. Управление коррекционным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом коррекционного учреждения.
34. Управление коррекционным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления коррекционного учреждения являются совет коррекционного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления коррекционного учреждения и их компетенция определяются уставом коррекционного учреждения.
35. Непосредственное управление коррекционным учреждением осуществляет директор (заведующий), прошедший соответствующую аттестацию и имеющий опыт работы в учреждении данного вида.
36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения несет ответственность перед родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом коррекционного учреждения.
Методические пособия
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: Владос, 2000.
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991.
- Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1993.
- Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М.: Владос, 2003.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994.
- Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
- Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. М.: Владос, 2003.
- Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008.
- Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2006.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
- Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида/ Под ред. А.М. Щербаковой. Кн.1,2. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002.
- Перова М.Н. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Классик Стиль, 2005.
- Перова М.Н, методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Владос, 2001.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
- Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе. М.: Учебная литература, 1997.
- Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. М., 2002.
- Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1990.
Приложение 1
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
Урок швейного дела
8
класс
Тема.Силуэт в
одежде. Учет
особенностей фигуры и возраста при
выборе фасона изделия. Описание фасона
изделия.
Цели:
-
формирование
представлений о силуэтах в одежде;
умений подбирать фасон в соответствии
с особенностями фигуры и возраста и
описывать его; -
развитие
словесно-логического мышления и
зрительного восприятия путем создания
проблемно-поисковых ситуаций, сравнения,
анализа и обобщения при описании фасона
изделия; -
воспитание
эстетического вкуса при восприятии
моделей одежды, навыков сотрудничества
при работе в группе.
Оборудование:
таблицы с силуэтами, готовые описания
моделей, карточки-консультации, карточки
оценивания, журналы мод, картинки с
моделями.
Ход:
1.
Оргмомент
Давайте
улыбнемся друг другу. Я рада вновь
видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю,
что сегодняшний урок принесет нам всем
радость общения друг с другом. Успехов
вам и удач.
2.
Повторение.
Какую
тему мы изучали на прошлом уроке?
К
каким видам изделий по способу носки
относят платье?
Какие
платья бывают по назначению?
От
чего зависит выбор ткани для платья?
От
чего зависит выбор отделки?
От
чего зависит выбор фасона платья?
2.
Постановка темы, целей
Сегодня
тема урока …. На уроке мы должны научиться
подбирать фасон в соответствии с
особенностями фигуры и возраста и
описывать его.
4.
Изучение нового материала
-
Форма
и размер одежды зависят от формы и
размеров тела человека. -
Каждый
человек индивидуален и имеет строение
тела, присущее только ему. Почти у
каждого есть свои особенности в строении
фигуры (узкие или широкие плечи, полные
или худые руки, сутулая спина, длинная
или короткая шея). Поэтому надо знать
особенности своего тела, чтобы научиться
скрывать недостатки фигуры и подчеркивать
ее достоинства. А в этом нам помогает
одежда. -
На
какие группы делят одежду по способу
носки? (плечевая, поясная) Почему? -
Но
одежда не везде одинаково прилегает к
телу. Плечевые изделия (платья , блузки
и др.) плотнее прилегают к верхней части
фигуры, в области плеч, верхней части
спины и груди. На остальных участках
тела одежда располагается свободно,
между телом и одеждой остаётся свободное
пространство. Это воздушное пространство
обеспечивает свободу движений, нормальное
дыхание и самочувствие человека. -
Различают
некоторые виды силуэтов в одежде (
работа с плакатом)
Определение
силуэта по журналам мод.
-
Работа
учащихся с журналами. -
От
чего зависят форма и размеры одежды? -
Если
не оставлять воздушное пространство
между телом и одеждой, то как себя будет
чувствовать человек? -
Какие
силуэты различают в одежде?
5. Практическая работа: подбор фасона
изделия с учётом фигуры и возраста.
Вопросы:
-
Как
скрыть сутулость фигуры? -
Как
зрительно расширить узкие плечи? -
Что
рекомендуется людям с полной фигурой? -
Можно
ли людям пожилого возраста выбирать
молодёжные фасоны? -
Какие
рекомендации дадите людям с полными
(худыми) руками? -
Как
зрительно уменьшить широкие плечи?
Представление
результатов работы
Сообщения
Сообщение
«Рекомендации о выборе одежды полными
женщинами»
Сообщение
«Рекомендации о выборе одежды молодыми
женщинами»
Что
нужно учитывать при выборе фасона
изделия?
6.
Практическая работы: описание фасона
изделия
В
группах необходимо составить описание
модели любого изделия из журнала мод.
Составление
описания по плану.
-
Название
изделия. -
Ткань.
-
Назначение.
-
Силуэт.
-
Покрой
( цельнокроеное, отрезное, наличие
рукавов, воротников и др. -
Отделка.
-
Проверка
-
Оценивание
7.
Подведение итогов урока
Рефлексия
Литература:
Тхоржевский Д.А.,
Гетто В.Г. Внедрение проблемного обучения
на уроках труда ( техн. труд) / Школа и
пр-во, 1997 № 4, с. 6.
15
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
IV. Участники образовательного процесса
24. Участниками образовательного процесса являются педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители).
25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
26. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии только после первого года обучения в коррекционном учреждении.
27. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.
28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.
Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.
30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарногигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.
31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медикопедагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
32. В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.
II. Организация деятельности коррекционного учреждения
7. Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Учредителем (учредителями) государственного коррекционного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.
9. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.
10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у коррекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
12. Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях.
13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Аттестация коррекционного учреждения проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.
Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям специального государственного образовательного стандарта.
Для проведения аттестации коррекционное учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего аттестацию.
Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, проводившим аттестацию, решения о признании коррекционного учреждения аттестованным или неаттестованным.
14. Коррекционное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».
15. В соответствии со своими уставными целями и задачами коррекционное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном учреждении определяются уставом учреждения в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.
Предельная наполняемость класса (группы), группы продленного дня зависит от вида коррекционного учреждения.
В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:
для глухих — 6 человек;
для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 10 человек;
для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 6 человек;
для слепых — 8 человек;
для слабовидящих и поздноослепших — 12 человек;
для имеющих тяжелые нарушения речи — 12 человек;
для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата — 10 человек;
для имеющих задержку психического развития — 12 человек;
для умственно отсталых — 12 человек;
для глубоко умственно отсталых — 10 человек;
для имеющих сложные дефекты — 5 человек.
17. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.
Дети с умственной осталостью должны проходить комплексную реабилитацию
На консультации можно узнать, что такое олигофрения, типичный и атипичный аутизм (ранний детский аутизм), деменция и шизофрения (шизофреническое слабоумие), врожденное и приобретенное старческое слабоумие и отвага, как проводится дифференциальная диагностика по Сухаревой (Сухарева Груня Ефимовна, советский психиатр), кто такие Певзнер М (Певзнер Мария Семеновна, врач-психиатр, профессор, доктор педагогических наук, дефектолог, психолог, педагог, автор книги «Дети-олигофрены»), Выготский (Выготский Лев Семенович, Выгодский Лев Симхович, советский психолог, автор научных работ по педологии, когнитивному развитию детей)? А также как проводится психолого педагогическая характеристика, лечение, воспитание, обучение детей с умственной отсталостью, как происходит развитие, образование, социализация детей, если у них нарушение умственной отсталости? Дошкольники, младшие, средние и старшие школьники, подростки, лица, люди с умственной отсталостью нуждаются в комплексном лечении реабилитации, передается ли умственная отсталость по наследству. Проблема умственная отсталости чрезвычайно актуальна в современном обществе. Психиатрия и специальная психология лиц с умственной отсталостью требует детального рассмотрения в следующих статьях.
III. Образовательный процесс
18. Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.
19. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.
20. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников.
21. Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.
22. В целях преодоления ограниченных возможностей здоровья воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
23. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.