Виды вербальной коммуникации
1. Разговор в форме беседы, обмен мнениями.
То есть это метод коммуникативного взаимодействия, при котором каждый из участников (их может быть двое или больше) представляет свою точку зрения на обсуждаемую тему. Он подразумевает, что разговор ведется в непринужденной, не угрожающей манере и что каждому позволено высказать собственное мнение. Также можно задавать вопросы, выяснять важные детали и уточнять неясности. Дискуссия может быть очень полезной и даже необходимой, когда нужно прояснить и решить вопрос или проблему. Такая форма беседы, как интервью, предполагает специально организованный диалог на определенную тему.
Переговоры являются неотъемлемой частью любого бизнеса. Именно здесь партнеры ведут переговоры о сделках, подписывают контракты и т.д. Ваш успех и прибыльность вашего бизнеса во многом зависят от того, насколько хорошо вы умеете общаться и доносить свою точку зрения. На самом деле, если у вас хорошие навыки вербального делового общения, ваш бизнес будет процветать и приносить прибыль.
Не менее важна способность вдохновлять своими идеями и энтузиазмом всех: членов семьи, команды, даже начальство. Хорошо, когда есть возможность обдумать необдуманные решения и отговорить от их реализации. Именно здесь на помощь приходят основы вербального делового общения.
Даже древние в какой-то момент поняли, что согласие по спорным вопросам не может быть достигнуто только с помощью военных действий. Да, копья и стрелы позволяют легко избавиться от неприятных противников, подчинить себе слабых и заставить их работать на вас, но в пылу сражения погибнут и близкие вам люди. Возможно, когда-то сработал простой инстинкт выживания, но один человек понял, что переговоры, особенно когда они проводятся грамотно, гораздо эффективнее в решении проблем.
Существует множество примеров того, к каким методам прибегают люди в переговорах. Некоторые из них размахивали пистолетом направо и налево, и были целые группы людей, которые пытались использовать насилие для получения влияния. Где-то на Дальнем Востоке был такой остряк, который ходил по старому базару со своим острым умом и чувством юмора и мог разрешить любой неожиданный конфликт. А мудрые решения царя Соломона навсегда вошли в историю как самые мудрые и дальновидные.
2.Разговор в форме спора.
Здесь, в процессе общения, выражаются противоположные точки зрения участников. То есть мнения не совпадают, взгляды на обсуждаемую тему не одинаковы, каждый отстаивает свою позицию, приводит аргументы, борется и пытается доказать, что он прав.
Спор — это вид речевого общения, который в русском языке также называют полемикой, дискуссией, дебатами или спором.
Например, слово «disputus» происходит от латинских слов «disputar» (спорить) и «disputatio» (дебаты). Диспут раньше означал защиту научной работы, после написания которой человек получал научное звание. Теперь это слово больше не имеет такого значения. В настоящее время спор — это публичная спорная дискуссия, тема которой (социальная или научная) была выбрана заранее.
Другой формой вербального общения является дискуссия. Слово происходит от латинского discusso (исследование, препарирование, созерцание) и обозначает публичный спор, в ходе которого собеседники представляют, сравнивают и сопоставляют свои мнения и находят единственно правильный подход к обсуждаемой проблеме. В ходе обсуждения участники сами соглашаются с правильной точкой зрения, поэтому данный метод вербальной коммуникации является одним из самых эффективных.
Участники должны максимально следовать определенным правилам; либо всем участникам, либо только некоторым из них разрешается выражать свое мнение. Обсуждение ведет председатель, а все остальные участвуют в нем на равных. Присутствующие могут слушать и могут говорить, если пожелают; специальные докладчики не назначаются. Для обсуждения специальных тем устанавливаются правила процедуры (строгие или с возможностью отклонения), за соблюдением которых следит назначенный председатель.
В противном случае аргументы принимают форму полемики. Термин происходит от греческого polemicos (спорный, враждебный). Полемика — это более жесткий вид аргументации, когда происходит противостояние мнений, разногласие между собеседниками.
Невербальное поведение
Порой невербальное поведение дает даже больше информации о человеке, чем выясняется из беседы с ним. Чаще люди невербальное поведение не контролируют. Один человек неосознанно выдает себя через движения, мимику, жесты, а второй машинально ловит эти изменения, анализирует происходящее, сопоставляет с речью рассказчика. К примеру, он убедительно соврал.
Услышавший правдоподобную ложь может не засомневаться в словах рассказчика, но он неосознанно понимает, что в сказанном присутствует подвох. На эту догадку его способно натолкнуть то, что солгавший собеседник странно себя ведет, покраснел, занервничал.
Особенности коммуникации у детей с аутизмом, паралингвистическая и экстралингвистическая системы
Акустические особенности голоса и потока речи у детей с аутизмом отличаются многими нестандартными проявлениями. Они не умеют кодировать важную информацию через ритмику, мелодику, скорость, темп речи, а также вставлять уместные паузы, покашливания, смех и другие экспрессивно-выразительные элементы. При общении они не распознают значение данных моментов в поведении собеседника.
Такие дети имеют невыразительную речь и не расставляют в ней акценты с помощью громкости, интонации или других акустических средств общения. Их голос, как правило, слишком тих или, напротив, неприятно резок для уха собеседника. Темп и ритм отличаются однотипностью или чрезмерной сбивчивостью, своеобразными скачками, интонация крайне невыразительная.
4 барьера вербальной коммуникации
Барьеры логического типа
Они возникают между собеседниками, которые думают по-разному по разным причинам. То есть, люди могут либо понимать, либо не понимать друг друга из-за различий в восприятии и образе мышления. Другими словами, вы слушаете человека, смотрите на его поведение, и вам кажется, что он действует и рассуждает нелогично. Его образ мышления непонятен для вас и даже вызывает негативные эмоции.
Но важно понимать, что ваша логика не обязательно является единственно верной. Не забывайте, что у женщин один взгляд на логику, у детей другой, а у пожилых людей — третий
Чтобы преодолеть логические барьеры в процессе вербального общения, нужно всегда обращать внимание на эти особенности. В то же время мы должны приводить компетентные аргументы в защиту собственного мнения
Стилистические барьеры.
Они возникают, когда, во-первых, форма, в которой представлена информация, не соответствует ее содержанию. А во-вторых, когда сообщение в принципе сформировано неправильно. Это происходит, когда подача информации выбрана слишком тяжелой или, наоборот, слишком легкой, и она не соответствует содержанию. Тогда она становится очень сложной для восприятия и понимания.
Чтобы избежать стилистических барьеров в устном общении, важно научиться облекать представленную информацию в правильную структурную форму. Для этого существуют два основных правила, а именно правило рамки и правило цепи
В то время немецкий психолог Г. Эббингауз открыл особый закон функционирования памяти (в литературе можно встретить название «фактор серии»), который лежит в основе вышеупомянутого правила фрейма. О чем она? Человек всегда лучше запоминает ту информацию, которая была сказана в начале и в конце разговора, независимо от того, что происходило в середине. Другими словами, начало и конец разговора образуют своего рода рамку. Чтобы сделать общение максимально эффективным, лучше в самом начале обозначить основную цель и результаты на будущее. В конце есть резюме, которое показывает, насколько хорошо были достигнуты цели, и дает обзор
Важно: Начало разговора — самая важная часть первого взаимодействия, но если оно повторяется и даже повторяется — то конец общения более важен
Если следовать правилу цепочки, то его суть заключается в том, чтобы представить коммуникацию как некую непрерывную цепь. Это придает содержанию диалога упорядоченную структуру, собеседник получает информацию в доступной, ожидаемой форме и лучше ее воспринимает.
Барьеры семантического типа (семантические).
В процессе вербального общения между людьми могут возникать недоразумения, связанные с формированием различных систем значений при восприятии речи. Это с точки зрения фонетики — язык знакомый, но семантическое восприятие «хромает», оно не соответствует существующему словарному запасу языка. Этому явлению может быть несколько причин:
- Люди из разных культур могут демонстрировать языковое поведение, которое не всем понятно;
- есть много слов, которые имеют несколько значений;
- у разных людей имеют разное значение;
- Многие люди используют разговорные выражения, и такие простые слова, как «чайник» или «капуста», используются в незнакомом для большинства людей смысле.
Как вы справляетесь с семантическим барьером? Лучше заранее понять значение некоторых основных терминов и постараться выразить свои мысли как можно более простым языком.
Барьеры фонетического типа.
Фонетические барьеры возникают, когда речь говорящего неприемлема из-за особенностей дикции, произношения, интонации, логических ударений, пауз и т.д. Это может произойти, когда в разговоре звучат слова из незнакомого иностранного языка или когда человек говорит быстро, неправильно произносит слова или имеет сильный акцент.
Как вы можете справиться с фонетическими барьерами, возникающими в процессе вербального общения? Старайтесь говорить не слишком тихо, чтобы контролировать четкость произношения
Обращайте внимание на то, кто вас слушает. Например, дети или пожилые люди не поймут и половины, если вы будете говорить с ними очень быстро
Письменная речь
Разумеется, можно обойтись и без разговоров даже на деловых переговорах — у нас есть и письменная речь, то есть способ описывать события и явления с помощью букв без использования речевого аппарата.
Но у письменной речи есть ряд существенных недостатков:
- Произнести текст значительно проще и быстрее, нежели записать его на бумаге, и время, затраченное на запись, и это не все, собеседнику ведь надо потратить несколько минут на то, чтобы прочесть текст и понять его. В этом случае переговоры могут непозволительно затянуться.
- Написанный текст не имеет эмоциональной окраски. Это большой плюс для официальных документов или контракта, но при обсуждении кинофильма, объяснении в любви или выяснении отношений между супругами без эмоций никак нельзя обойтись, а смайлики способны спасти ситуацию лишь частично — они все равно не заменят живой мимики.
- Не все языки позволяют в полной мере выразить происходящее на бумаге — если в японском языке существует огромное количество звукоподражаний, с помощью которых можно описать любой звук, от шороха риса в банке до скрипа мокрой подошвы. То в русском или английском языках аналогов не существует, и перенос информации на бумагу зачастую существенно обедняет описания ярких событий.
Неправильное поведение в невербальном общении
Чтобы заметить неосознанные сигналы в поведении собеседника, не обязательно быть специалистом в этой области. А вот себя контролировать, избегая ненужных жестов и мимики, гораздо труднее. Именно поэтому стоит запомнить все возможные ошибки и постоянно напоминать себе о том, что их не стоит совершать. Чаще всего речь идет о таких невербальных сигналах, как:
1. Зажатые пальцы рук. Если человек прикрывает ладони, создается впечатление, что он чего-то боится или говорит неискренне. Нет, не нужно демонстрировать свое пренебрежение к собеседнику. Придерживайте руку на виду (не сжимайте кулак), не кладите его в карман, не прячьте в карманах.
2. Отведенные глаза. Если собеседник смотрит в сторону, создается впечатление, что он неискренен. Не отводить взгляд от собеседника можно только в том случае, если у вас есть на то причины. Если вы обедаете и общаетесь, то это не должно быть проблемой.
3. Приглушенный голос, опущенные плечи и сутулая спина. Как правило, такие люди выглядят очень уставшими или неуверенными в себе. Следите, чтобы ваша спина всегда была ровной, а плечи – расправленными.
4. Вторжение в личное пространство. У разных людей ширина зоны комфорта разная. Однако если вы выросли на селе или же где-то в глубинке – то ширина ее будет гораздо больше, чем у городского жителя. Всегда будьте готовы к тому, что собеседник может быть недоволен тем, что вы слишком близко подошли к нему.
5. Прикосновения к телу, ушам и рукам. О скрытых переживаниях говорят прикосновения к разным частям тела. Постоянно суетящийся человек выглядит неуверенным. Всегда сидите ровно и спокойно, а если хотите чего-то подправить, то лучше сделать это открыто (например, посмотреть в зеркало), а не украдкой.
Рутина и ритуалы в качестве коммуникации
Из-за непонимания того, как устроены общепринятые способы коммуникации, аутичные люди могут пытаться взаимодействовать с окружающими с помощью рутины, повторяющихся и предсказуемых действий.
Поскольку сложные социальные ситуации часто вызывают у них замешательство, они пытаются избегать новых и непривычных событий и стремятся к рутине. Например, ребенок может настаивать на том, чтобы вы говорили одно и то же в определенных ситуациях, или же он сам говорит одно и то же в определенных ситуациях. Знакомая рутина, в том числе рутинное общение с другими людьми, приносят комфорт аутичным людям.
Однако рутина в общении сильно отличается от естественной социальной коммуникации, которая все время меняется и является непредсказуемой. Например, в большинстве случаев вы не знаете заранее, что скажет вам собеседник. В реальной жизни рутинных разговоров очень мало, исключение составляют разве что приветствия и другие формальные части беседы. Для большинства разговоров нужно быть гибкими в каждый момент времени.
Однако способность к гибкости очень сильно ограничена при аутизме. Людям в спектре аутизма часто нужно знать, что вы скажете в следующий момент, и знакомая рутина в общении помогает им успокоиться.
Описание случая: Лэнс
Каждое утро Лэнс приходит в школу с улыбкой. Он останавливается у двери в класс, и его учительница говорит: «Доброе утро, Лэнс». На это Лэнс отвечает: «Доброе утро, мисс Энн». Учительница говорит ему положить свои вещи на место. Это начало рутины в начале школьного дня. Однажды утром Энн не было в классе, когда Лэнс пришел в школу. Он начал повторять: «Доброе утро, Лэнс. Доброе утро, Лэнс. Скажи, доброе утро, мисс Энн. Скажи, доброе утро, Лэнс». Он продолжал стоять у двери, повторяя слова, которые, по его мнению, обязательно должны были сопровождать его приход в класс.
Описание случая: Макс
Максу 10 лет. Все его беседы с другими людьми обязательно касаются вопроса о том, где человек живет. Макс помнит всю карту города и всегда начинает разговор с другим человеком с вопроса: «Где ты живешь?» После того, как ему отвечают на этот вопрос, Макс начинает подробно объяснять собеседнику, как добраться от его дома к дому Макса. После этого он просто уходит, чтобы задать этот вопрос кому-то еще. Максу очень нравится говорить с другими людьми про «маршруты», но этот ритуал редко приносит такое же удовольствие окружающим, а его способность говорить на другие темы очень ограничена.
Особенности коммуникации у детей с РАС, оптико-кинетическая система
Одной из базовых систем невербальной коммуникации является оптико-кинетическая система общения, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику. По сути, это – экспрессивно-выразительные моторные движения тела и лица, дающие нам информацию о состоянии собеседника. По мимике мы ориентируемся, какие чувства и эмоции он испытывает (страх, гнев, радость, отвращение, печаль и т.д.). По жестам и позам судим не только об эмоциональном состоянии, но и о личном отношении человека, о том, как он чувствует себя в пространстве, воспринимает свой статус, готов общаться или нет. У детей с аутизмом перечисленные средства общения заметно нарушены в силу особенностей сенсорного развития, а также нежелания вступать в контакт, страха перед процессом взаимообратных реагирования. У них отмечается большая вовлеченность в свои внутренние процессы и концентрация на них.
Жесты у детей с аутизмом
Дети с расстройствами аутистического спектра гораздо хуже используют систему жестов. Не лучше они интерпретируют чужую жестикуляцию. Наверное, первым камнем преткновения становится указательный жест, в норме появляющийся до года
Им ребенок пользуется, когда привлекает внимание взрослого к предмету. Как правило, не появляются и такие жесты, как «привет», «пока-пока», «дай», «на», «да», «нет», т.е
все жесты первых лет жизни.
Нередко дети с РАС пользуются жестами неправильно, например, вместо указательного пальца используют средний или большой. Могут совершаться замены жестов посредством использования взрослых: ребенок берет руку взрослого и показывает его пальцем, ведет его за руку к нужному предмету. Появление жестов у них не происходит спонтанно – всему приходится учить и тренировать каждый моторный навык не один раз.
В общем, жесты ребенка с аутизмом смотрятся очень необычно. Они неуклюжи, часто не соотносятся с ситуацией, в них отсутствует имитация, нет той выразительности, которая дает информацию о состоянии ребенка.
Им свойственны стереотипные движения (взмахи руками, хождение на цыпочках, кружение вокруг своей оси, щелканье пальцами перед глазами), которые они используют для того, чтобы отгородиться от раздражителей извне и сконцентрироваться на своих ощущениях. Этим они приводят нервную систему в порядок и избавляются от стресса.
Также они могут много крутиться и прыгать, проявляя так называемый «полевой тип поведения». Он возбуждает вестибулярный аппарат и таким образом получает удовольствие, что тоже можно отнести к стереотипиям.
При аутизме дети часто закрывают уши, глаза, лицо руками. На эти действия их провоцирует чрезмерная восприимчивость в сенсорным стимулам, поступающим извне. Их восприятие не справляется с большим потоком раздражителей, вследствие чего они отгораживаются от мира вот таким способом. Иногда подобное поведение является проявлением страха и тревоги при отсутствии явных раздражителей, что, как правило, считается приобретенным поведением.
Мимика у ребенка с РАС
Мимика аутенка бедна. Лицо мало выражает эмоций и кажется безразличным ко многим происходящим событиям. Мышцы напрягаются и работают меньше, чем у обычных детей. Они реже улыбаются, двигают бровями, морщат носик. Определенное выражение можно увидеть только в том случае, если событие (человек, предмет) вызвало интерес. В научной литературе существует выражение «лицо принца», что часто применимо к таким детям. Кажется, что они вечно находятся в сонно-задумчивом состоянии, их взгляд часто отрешенный или напряженный, будто ребенок постоянно боится и ждет подвоха. В то же время такую амимичность могут дополнять гримасы и манерничанье, совершенно не отражающие реальные эмоции и отношение ребенка.
Пантомимика (позы тела) у ребенка с аутизмом
Ребенок с аутизмом всегда принимает необычные позы. Во всех его телодвижениях видно, что он отгораживается от внешних контактов. Голова втянута в плечи, спина часто сутулая, корпус развернут в сторону – ребенок принимает позу отгороженности и отстраненности. Такие дети любят сидеть в «позе лотоса», как бы закрывая себе и ногами, и руками. Они стремятся занять меньше места в пространстве и закрыть тело от посторонних, отворачивают голову, отклоняют ее назад или вниз, чтобы не устанавливать зрительный контакт.
Все эти трудности говорят о том, что ребенку сложно выявить фрагмент поведения взрослого или сверстника и повторить его.
Представьте себе ситуацию
Представьте, что вы оказались на отдаленном острове посреди океана. Люди вокруг говорят на незнакомом языке, а их социальные нормы, жесты и интонации вам совершенно незнакомы. Что вы будете делать на этом острове?
Начнете изолировать себя от людей, потому что общение с ними вызывает у вас растерянность, тревогу и стресс?
Будете наблюдать за общением других людей со стороны, пытаясь понять, в каких ситуациях они пользуются теми или иными словами, социальными сигналами и жестами?
Попытаетесь говорить с ними с помощью родного языка и социальных навыков, даже если они вас не понимают?
Сосредоточите все ваше внимание на том, как объяснять свои основные потребности (в еде, напитках, доме, предпочитаемых занятиях)?
Аутичные люди могут воспринимать вашу коммуникацию и социальные навыки как трудные для понимания и необъяснимые. Каждый человек будет использовать в такой ситуации ту или иную стратегию компенсации: избегать других, стать пассивным наблюдателем, «подбирать» и повторять чужие слова и действия (особенно если это что-то, что они часто слышат, например, от родителей или во время просмотра любимого фильма). Некоторые усваивают какие-то социальные правила и начинают прибегать к ним постоянно. Большинство в первую очередь осваивают те навыки, которые позволяют удовлетворить свои потребности.
Помните: необычное коммуникативное поведение аутичных людей — это их способ донести свои потребности и общаться с другими настолько, насколько это позволяют их нынешние навыки.
Как общаться с людьми с аутизмом
Аутизм — это целый спектр особенностей. У каждого аутичного человека свои сильные и слабые стороны в коммуникации. А значит, здесь нет универсальных советов. Но можно следовать нескольким полезным рекомендациям.
Главное правило: если есть возможность уточнить у человека, как ему будет комфортнее с вами общаться, уточните
Аутичному человеку будет приятно ваше внимание и готовность идти на встречу. К тому же таким образом вы обозначаете, что готовы к разным формам коммуникации.
Елисей Осин
врач-психиатр, эксперт фонда «Антон тут рядом», учредитель Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику
Личная история Эмили помогает нам понять, что человек с аутизмом, несмотря на его внешнее своеобразие, необычность, отстраненность, инопланетность, — человек со своими желаниями, планами, с потребностью быть услышанным, понятым, признанным и важным.
Необходимо понимать: если человек с РАС не использует устную речь, это вовсе не значит, что он не думает, не чувствует и ничего не понимает
Важно, чтобы в стремлении справиться с проблемами нарушенной коммуникации, мы не забывали про самого человека, его личность
Учитывайте также, что у аутичных людей могут встречаться особенности обработки сенсорной информации. А значит, в шумном, людном, ярком и непредсказуемом пространстве диалог им будет вести некомфортно. Другая особенность — при общении аутичный человек может избегать зрительного контакта. Это нормально для него, и на это не стоит обижаться: так аутичному человеку комфортнее фокусироваться на вашей речи и предмете разговора.
Иногда у аутичных детей и взрослых встречаются дополнительные расстройства или особенности развития. Если вы замечаете, что человек не успевает за вашей мыслью, что может происходить в случае нарушений интеллектуального развития, — попробуйте адаптировать речь. Лучше говорить проще, медленнее и давать дополнительное время на ответ: до 30 секунд. Если человек использует только невербальные средства коммуникации, будьте готовы поддержать диалог в такой форме. Например, это могут быть карточки, жесты, печатание или общение при помощи коммуникатора.
Яна Мутагирова
поведенческий специалист, фонд «Антон тут рядом»
Будьте внимательны к вашему собеседнику и среде вокруг
Не стесняйтесь уточнять у человека, что для него важно в коммуникации. И не забывайте о главном правиле помощи аутичному ребенку или взрослому — быть открытым к его особенностям
И это не только про способы коммуникации, но и про формат и темы для общения. Важно давать вашим собеседникам возможность оставаться собой.
И помните, что человек с аутизмом в любом случае понимает и чувствует ваше отношение. Главный принцип — обращаться лично к человеку, с уважением и на равных. Например, если вы встретили аутичного человека вместе с сопровождающим, поздоровайтесь с ним самим, а не только с его тьютором или близким.
Когда я читала историю Эмили Гродин и ее матери, у меня возникало чувство, будто я прикоснулась к чему-то очень личному, словно открыла сундук с сокровищами. Ведь текст книги — это тоже невербальное средство общения. Стихи Эмили, ее мысли — это голос, который вдохновит и поддержит большое количество людей. Эта история не только про обретение голоса, но и про то, как научиться слышать и наблюдать. Ведь самое лучшее в общении — это чувство, что тебя понимают. И мы достойны того, чтобы быть услышанными.
Юлиана Якуббо
аутичный самоадвокат, DIRFloortime-специалист, тьютор
Спасибо, что дочитали до конца! Купить книгу «Под многолетним слоем пыли» можно на сайте издательства «Есть смысл».
Роль и важность средств общения для человека
Общение само по себе является одним из главных атрибутов человеческой жизнедеятельности. И важными являются все средства: как вербальное общение, так и невербальное. Каждое средство выражает свою «долю» информации, и умение считывать разные «коды» помогает оценить ситуацию в целом.
Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.
Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы. Исследователи также заметили, что в последние годы роль внеречевого общения существенно возросла
Одной из причин тому может быть осторожность: собеседник вполне может солгать, скрыть информацию, и установить его истинные намерения можно только посредством «считывания» жестов и мимики. Повышенная толерантность также не позволяет людям применять эмоционально окрашенные выражения в речи, и тогда на помощь приходят невербальные сигналы
Распознавание лжи – одно из самых важных умений. Эффект строится на том, что большинство людей не управляет своими эмоциями, поэтому они могут не соответствовать сказанным словам. Слова могут обмануть, но их жестовое «сопровождение» на такое не способно. Если, конечно, собеседник не научился владеть собой и использовать мимику и жесты, чтобы дополнительно запутать того, с кем он разговаривает.
Чтобы научиться распознавать внеречевую информацию, может потребоваться довольно длительное время. Ведь существуют не только всем известные и понятные сигналы, которые отражены даже во фразеологии («головою поник», «стоит разинув рот» и др.), но и довольно тонкие и неочевидные знаки.
Американский писатель Джулиус Фаст как-то описал любопытный случай. В одной школе училась девочка из Пуэрто-Рико, которую однажды директор застал среди компании курящих сверстниц. Все эти девушки отличались наглым и недисциплинированным поведением, кроме этой пуэрто-риканской девушки. Тем не менее директор решил её наказать, потому что уличил её, как он считал, в «подозрительном поведении»: при разговоре она старательно отводила глаза. Спас девушку местный учитель испанского, который объяснил директору, что в Пуэрто-Рико воспитанные девочки никогда не смотрят взрослым людям в глаза, что является знаком уважения.
Очевидно, что язык жестов, мимики, интонаций имеет более древнее происхождение, чем «обычный человеческий» язык. Действительно, членораздельная речь – довольно сложное явление, требующее не только развитого речевого аппарата, но и необходимого уровня абстрактного мышления. А вот невербальная коммуникация широко доступна животным. От них, по-видимому, нам и досталась большая часть внеречевых сигналов.
У животных позы, интонации голосовых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию. Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам. Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.
Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.