Детские возрастные кризисы: понять и справиться

Возрастные кризисы у детей: что это, как реагировать родителям

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии:

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

‍«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.

<<Лидген для статьи>>

Ребёнок в 7 лет постоянно устраивает истерики: что делать?

Если истерики у семилетки стали частым явлением, необходимо определить их причину. Вовремя прислушавшись к просьбам ребёнка, выражающимся в нытье и капризах, можно благополучно избежать дальнейших последствий. С ребёнком в истерике взаимодействовать невозможно, поэтому забудьте про угрозы, шлепки и увещевания. Всё это только разожжёт малыша ещё больше. В случае, когда ваш ребёнок семи лет в очередной раз закатил истерику, подойдите к нему и крепко прижмите, не давая вырваться. Гладьте кроху по голове или спинке, монотонно нашёптывайте успокаивающие слова

Когда истерика начнёт сходить на нет, можно отпустить малыша, сесть рядом, посмотреть в глаза, взять за руку – словом, важно продолжать поддерживать телесный контакт. Когда маленький человек окончательно успокоится, аккуратно начните беседу со слов «Я понимаю, тебе грустно/обидно/больно»

Так вы дадите понять, что находитесь на одной волне и не осуждаете его. Постепенно малыш втянется в беседу, и у вас будет возможность узнать о причине истерики более подробно. В конце предложите ребёнку подумать, что в следующий раз можно сделать, чтобы такого не произошло. Предложите подходящие альтернативы и обсудите их вместе с ним. Конечно, лучше всего не допускать такого развития событий и не позволять истерикам ребёнка 7 лет приобретать постоянный характер. Для этого следует чутко относиться к его состояниям и настроению, выстраивать добрые и доверительные отношения, работать над своим авторитетом и ни в коем случае не критиковать, не унижать и не обзывать малыша

Принимая во внимание эти нюансы, вы очень скоро заметите, что поведение ребёнка улучшилось, а от истерик не осталось и следа

Теги по теме:
воспитаниедети 3-7

Советы психолога

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кризис 7 лет является необходимым этапом в развитии ребёнка

Поэтому родителям важно запастись терпением на этот период и выбрать правильную стратегию воспитания:

  • спрашивайте мнение ребёнка по семейным вопросам, советуйтесь с ним;
  • хвалите ребёнка за конкретные достижения, поддерживаете в начинаниях;

Родительская поддержка необходима ребёнку на любом этапе жизни. Не закрывайте глаза на проблемы в школе и с одноклассниками, даже если они вам кажутся несущественными. Для ребёнка может быть настоящей трагедией, если учительница перед всем классом назвала его неряхой или одноклассник на перемене подставил подножку. Особенно это касается тревожных, робких и застенчивых детей.

обсуждайте с ребёнком школьную жизнь, а не только оценки. Какие традиционные вопросы у родителей, когда сын или дочь приходит из школы? Правильно: что получил сегодня и не нахватал ли двоек. А ведь можно спросить, что нового и интересного узнал ребёнок за день, какой урок и какой учитель понравились ему больше всего и много других более важных вещей, чем оценки;
ребёнок хочет самостоятельности? Предоставьте её. Пусть самостоятельно собирает портфель, готовит домашние задания и без напоминания заводит будильник. Это – его зона ответственности;
как и в любой другой период возрастного кризиса будьте последовательны. Если что-то запрещаете, значит, запрещаете всегда, при любых условиях;
не делайте ребёнка заложником ваших нереализованных желаний. Если вы до ночи сидите с ним за уроками, заставляя переделывать снова и снова при малейшей ошибке – это ваши амбиции. Если ребёнок хочет играть в футбол, а вы отдаёте его в танцы, потому что сами мечтали ими заниматься – это тоже ваши амбиции. Позвольте сыну или дочери жить своей жизнью: выбирать увлечения по душе, совершать ошибки, познавать мир на собственном опыте;
чёткий режим дня облегчит и вашу жизнь, и жизнь ребёнка. Время использования гаджетов тоже должно быть ограничено;
7-летний ребёнок и так сталкивается с большим количеством требований в школе. В ответ на ваши «надо», «быстро», «сделал» он может проявить резкую негативную реакцию

Поэтому старайтесь доносить информацию в виде просьб и спокойным тоном;
не заостряйте внимание на ошибках ребёнка. Не ошибается только тот, кто ничего не делает;
если симптомы кризиса 7 лет ярко выражены, ребёнок не хочет идти в школу, ведёт себя агрессивно и грубит, обратитесь за помощью к школьному психологу.

Кризис 7 лет – вполне закономерное событие в жизни ребёнка. Исследования психологов давно показали, что те дети, которые имели явные кризисные симптомы, впоследствии лучше адаптировались к школе, нежели те, у кого наблюдались «стёртые» проявления. Поэтому не нужно бояться возрастных кризисов. Это ещё одна ступенька в развитии вашего ребёнка, которая поможет ему стать взрослее!

  • Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям
  • Ребёнок закатывает истерики – что делать родителям
  • «Моего ребёнка побил другой»: как реагировать на детские драки?
  • Если в семье один ребёнок: как не воспитать эгоиста?
  • «Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?

3

Ошибки в воспитании

Гиперопека и авторитарность 

Как две стороны одной медали, они дают одинаковый результат: авторитарный или гиперопекающий родитель — идеальная мишень для бунта. 

С такими взрослыми дети тренируют самооценку «от противного»: чем важнее родителю доказать, что он лучше знает, как правильно и что ребёнку сейчас нужно, тем сильнее малыш протестует в ответ. 

Конечно, слышать это из уст малыша может быть смешно или как-то по-особенному раздражающе

Однако очень важно понимать, что сейчас ребёнок не издевается, не манипулирует и не проявляет патологическую агрессию. Просто он пытается выйти в лидерскую позицию и делает это единственным известным ему образом

Это отличный повод поискать вместе с ребёнком другие способы стать заметным и достичь своих целей. В первую очередь это важно и для самого родителя. 

Самый худший вариант в такой ситуации — сломить волю ребёнка, доказывая ему, кто здесь главный. Потому что главные всегда здравый смысл и уважение друг к другу. 

Вседозволенность

При всём желании ощущать себя взрослым ребёнок всё ещё не самостоятелен. Абсолютная свобода, отсутствие правил в семье, общение с ребёнком по-приятельски — это перекладывание ответственности с родителя на малыша и бесконечные источники его тревог. 

Вы же не отпускаете ребёнка кататься на велосипеде по автостраде, верно? Вы обучаете его от малого к большему: владеть транспортом (собой) и двигаться в нужном направлении, следуя правилам дорожного движения (общественным нормам). Пока ребёнок не повзрослеет, вы полностью отвечаете за его действия. 

Непоследовательность или несогласованность 

Ребёнок ждёт чётких ориентиров на взрослость и ясной системы, что в вашей семье хорошо, а что плохо, как здесь принято и не принято делать. Он понимает, когда правила условны: если в них есть исключения, он будет следовать им — ведь это некая привилегия.

Не путайте ребёнка и не нагружайте его тысячей запретов, которые при желании можно сломить. Нельзя часто менять договорённости и выяснять их с другими родственниками при ребёнке

Лучше всей семьёй проговорите, что принципиально важно, что делается из соображений безопасности, а что обусловлено традициями. 

<<Форма семейного образования>>

Последствия кризиса

Prostock-studio/Shutterstock.com

Исход кризиса 7 лет во многом зависит от грамотного поведения родителей.

Если мама и папа смогут выбрать правильную стратегию воспитания и спокойно примут все изменения в поведении ребёнка, то по окончанию кризиса 7 лет у него сформируются:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • новая социальная роль;
  • желание узнавать новое и самому добывать знания;
  • дружеские отношения с одноклассниками;
  • уважение к учителю;
  • умение действовать по правилам, ставить перед собой цели и достигать результата.

Если же родители излишне требовательны к ребёнку, уделяют большое внимание успеваемости и игнорируют другие школьные проблемы, то у ребёнка может возникнуть такое явление, как школьная дезадаптация. Она проявляется в:

  • потере интереса к учёбе, низкой успеваемости;
  • неуверенности в собственных силах, снижении самооценки;
  • конфликтах с учителями и одноклассниками;
  • физиологических проблемах, таких как: нарушения сна и аппетита, быстрая утомляемость, головные боли.

Характеристика кризиса дошкольного детства

Л.С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребен­ка. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность.Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирую­щих переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осоз­нанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны с конкретной деятельностью:«Я здорово рисую – у меня получилось самое круглое яблоко», «Я умею прыгать через лужи, я ловкий», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в дого­нялки». Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и пере­живаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

Но это не единственные признаки наступления кризисного пе­риода. Другие новые поведенческие характеристики, хорошо замет­ные в домашней ситуации:

11 стр., 5335 слов

Кризисы дошкольного возраста

… педагогам-психологам учреждений дошкольного образования, воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Глава 1. Теоретический анализ психологических исследований, направленных на изучение кризисов дошкольного возраста .1 … против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни. . Своеволие, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в тенденции к …

· возникновение паузы между обращением к ребенку и его от­ветной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повто­рить»);

· появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее ис­полнения;

· непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

· хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

· демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

· обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький». Встречаются и такие проявления, как упрямство, требователь­ность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требователь­ность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

К позитивным моментам могут быть отнесены: заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других пла­нетах, о морально-этических принципах, о школе); самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении от­дельных обязанностей, взятых на себя по собственному реше­нию,рассудительность. Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности само­стоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований – потребность в социальном функ­ционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет – разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоя­тельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка спра­виться с ним. «Стертость» симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к самостоятельности в домашних условиях замедляет формирование готовности к школьному обучению.

Вижу цель

На практике же нередки случаи, когда родители настаивают на своем и отказываются принять временное младенчество своего завтрашнего школьника. Результат жесткой воспитательной хватки может совсем не пойти на пользу ребенку. Для требующего родителя он будет всегда недостаточно хорош. И никакие мотивационные фразы в духе «ты же взрослый, давай делай!» не будут иметь на самом деле положительного эффекта для ребенка.

Родитель рискует толкнуть дитя на тропу внутренних противоречий. «Вроде папа говорит, что я взрослая, но я боюсь, и мне так хочется, чтобы он мне помог, пожалел. Но если я не буду это делать сама, он меня не будет любить?», — такими могут быть рассуждения дочери, ищущей поддержки отца. И чтобы получить признание и заботу, ребенок будет делать так, как сказал взрослый, подавляя при этом свои потребности. Хорошо, если ее старания будут одобрены. А если их будет недостаточно? В этом случае у ребенка будут возникать сомнения в правильности своих действий, а заодно и чувство вины перед родителями за несоответствие их требованиям.

Сомнения и вина – «благодатная» почва для появления у детей такого качества личности, как пассивность. Заложенные родительскими высокими стандартами страх перед потенциальными неудачами и вина за свою несостоятельность приведут к тому, что ребенок будет защищать себя от этих чувств. А лучший способ избежать их – ничего не делать. Выстраивая такой барьер в восприятии мира, родители подвергают себя на риск получить слабо мотивированного к обучению ребенка. Поэтому лишний раз подумайте, стоит ли дочь или сына «заковывать» в кандалы взрослости вместо того, чтобы разрешить им быть детьми.

Пять минут помощи ребенку в переодевании – это всегда пять минут личного общения с ребенком

В это время его не только «мама переодевает в домашнюю одежду», он получает ее внимание и уверенность в том, что она придет на выручку, когда это потребуется. Для мамы это гарантия того, что дальше ребенок «вернется к взрослому состоянию» и необходимые дела сделает с большим азартом

Инициатива поддерживается только так – через внимание и любовь.

Это основа фундамента для такого важного качества, как целеустремленность. Появляющееся полимотивированное поведение детей должно иметь позитивный вектор развития

То есть действия, имеющие сразу несколько мотивов, не должны превращаться в хаотичное движение. Ребенку важно научиться выработать способность видеть путь, выстроить свои действия по порядку, чтобы достичь желаемую цель. Эти способности впоследствии окажут большую услугу вашему будущему школьнику. Главное, сейчас, пока еще на началась новая для вашей семьи жизнь, будьте на стороне ребенка и интересуйтесь его истинными желаниями.

Общее описание периода

Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущий вид деятельности;
  • психические новообразования.

С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.

Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.

С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.

Коммуникации

Дети дошкольного возраста общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более содержательным, речь – богатой, связной и правильной. Чем старше дошкольник, тем общение с близкими ему по возрасту привлекает его больше, чем разговоры с родителями.

Коммуникации сейчас играют очень важную роль, помогая ребенку освоить социальное пространство и найти свое место в нем

Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками. Достигший 3-летнего возраста малыш начинает понимать, что он не является центром мироздания, что есть другие люди, значимые для его родных и близких

Так, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга, а если в семье есть еще дети, то родительские чувства касаются также и их.

Именно в период дошкольного детства ребенок постепенно усваивает нормы поведения, осознает, что он не всегда может делать то, что ему хочется. При этом происходит его самоидентификация как личности.

Родителям очень важно понимать специфику дошкольного возраста, поскольку она во многом определяет то, как взрослым следует себя вести с малышом. Так, требовать от него выполнения обещаний пока рано, поскольку собственное слово является самым слабым мотивом, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность

Гораздо эффективнее будет хвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.

Внешние признаки кризиса трёх лет

Отношения с ребёнком будто ломаются. Они и в самом деле требуют перестройки.  Малыш уже не такой ласковый, как раньше. Он становится очень упрямым и своевольным, во всём отказывается от помощи взрослых, игнорирует запреты, просьбы, отказывается от занятий, которые раньше приносили ему удовольствие. Главные слова ребёнка в этот период: «я», «сам», «нет», «не буду». 

Непреодолимое желание ребёнка быть «большим» заставляет его буквально воевать со старшими и другими детьми за ресурсы и лидерство. Он ярко выражает негативные эмоции, устраивает публичные протесты, проявляет ревность, деспотизм и агрессию: ломает любимые игрушки, может оскорбить взрослого или заявить, что не любит его. Такими провокациями ребёнок изучает, как отреагируют другие люди и где находятся границы допустимого.

Но когда малыша хвалят, он сразу навостряет ушки и весь расцветает. Ребёнок очень ярко реагирует на любые признания его успехов: это даёт ему повод чувствовать себя взрослым и гордиться собой. 

Особенности протекания и значение критических возрастов

Дети развиваются постепенно и поэтапно. Если условно считать «детством» возраст от 0 до 18 лет, то в нем есть свои периоды. И они не совпадают с годом жизни. Цикличность развития имеет психологические предпосылки. Основными этапами становления ребенка личностью являются: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младшая школа, подростковый возраст, юность.

В каждом из обозначенных периодов дети получают определенные навыки и умения, и каждый из них завершается кризисом, после которого все приобретенное совершенствуется и дополняется. Это, как утверждают психологи, вполне закономерно. Кризисный этап – ступенька для перехода в другой период развития, своеобразный «психологический толчок». Он длится несколько месяцев, но четких границ у него нет. Не всегда удается точно определить, что «перестройка» уже началась.

Итак, основные переходные моменты от одного этапа развития к другому в психологии детей:

  • кризис новорожденного: переход из новорожденности в младенчество;
  • кризис годовалого ребенка: переход из младенчества в раннее детство;
  • кризис трех лет: ступенька из раннего детства в дошкольный период;
  • кризис семилетних детей: дошколята становятся школьниками;
  • подростковый кризис: переход из начальной школы в средние классы (ребенку на этот момент 11 или 12 лет);
  • кризис ранней юности: грань между детством и взрослостью (15-17 лет).

Кризисные состояния у детей проходят по-разному. У одних протекание переломного момента сопровождается повышенной нервной возбудимостью, плохим поведением, а у других – заболеваниями.

Большую роль в создании оптимальных условий для детей, переживающих определенный кризис, играют родители. Им нужно быть уравновешенными, доброжелательными и терпимыми. Поддержка взрослых очень важна для детей в такие сложные периоды.

Советы психологов для родителей

В этот сложный период психологи рекомендуют родителям проявить выдержку и терпение. Задача взрослых — помочь пережить такое время безболезненно и без негативных последствий.

Кризис 7 лет. Рекомендации родителям:

Помните, что это временный период.Он случается в жизни каждого человека, и вы тоже через него проходили.
Проводите больше спокойных бесед о школе.Если кризис случился до поступления в первый класс, по возможности, познакомьтесь с будущим учителем
Устройте небольшую экскурсию по учебному заведению, пройдите разными маршрутами от дома до школы, закупите нужную канцелярию, советуясь с будущим первоклассником.
Обращайте внимание на организацию режима дня.Понятный и удобный график, достаточное время для физической активности, своевременный отход ко сну, правильное и полезное питание, богатое витаминами, вселяют уверенность в своих силах и способствуют хорошему самочувствию.
Запаситесь богатым набором причин для объяснения, зачем учиться в школе.Это поможет избежать мотива “потому что так принято”. Расскажите о знакомстве с новыми увлекательными книгами и разными знаниями, возможности приобрести новые умения, о зарождении дружбы между одноклассниками.
Меньше запретов, больше свободы.Ребёнок взрослеет и учится смотреть на мир по-другому
Родителям придётся принять тот факт, что теперь нужно уменьшать количество запретов и больше разрешать. Также смените назидательный тон на товарищеский. Сейчас статус родителя в глазах ребёнка ещё очень значителен, старайтесь поддерживать доверительные отношения. Вместо указаний используйте рассуждения и учите его наблюдать, анализировать, делать выводы, проговаривать свои чувства и эмоции. Так вы формируете отношение к происходящему, не давая резких оценок и не навешивая ярлыков.
Соблюдайте баланс между критикой и похвалой.Помните, что реакция может быть несоразмерной, поэтому тщательно подбирайте слова, делая акцент на выполненной задаче вместо сухого и абстрактного “Молодец!”.
Поддерживайте контакт с преподавателями.Больше общайтесь с учителями, тренерами, ведущими кружков и дополнительных секций. Это поможет быть в курсе событий вне дома.
Беседуйте с ребёнком.Старайтесь говорить о деятельности малыша в школе, среди сверстников. Задавайте больше открытых вопросов, “раскручивая” на разные детали. Пусть это будут какие-то пустяковые, бессвязные рассказы

Ваша задача состоит не в получении логичного доклада, а в сохранении доверительных отношений, в создании уверенности о важности детских проблем и переживаний, в тренировке умения проживать эмоции, развитии критического мышления и “прокачки” эмоционального интеллекта.

Кризис новорожденности

Счастливым и радостным событием является рождение ребенка. Родителей переполняют самые нежные чувства, умиляются все близкие. Для малыша же первое время после появления на свет – кризисный момент. В отличие от внутриутробного существования в новой среде более светло, другой температурный режим, иной способ питания. Ко всему новому надо приспосабливаться, а это – физический и психический труд. Крошечное создание беззащитно. Его благополучие полностью в руках его родителей.

С момента появления на свет кроха обладает врожденными рефлексами: сосательным, хватательным, подошвенным, шаговым, глотательным и др. (всего их 15). Эти реакции безусловные, они естественны и необходимы для адаптации малыша к самостоятельному существованию. Их слабое проявление или отсутствие — повод для тревоги со стороны родителей и врачей.

Наряду с этими природными закономерностями в период новорожденности формируются и условные рефлексы. Это примитивная деятельность как следствие реагирования на окружающую среду. Сюда относятся улыбка грудничка при виде людей, его плач как зов о помощи и внимании, гуление и движения при приближении кого-нибудь. Все перечисленные реакции в комплексе называются комплексом оживления.

Характерным признаком кризиса новорожденности, с точки зрения психологии, является противостояние полной зависимости ребенка от взрослых, потребности в уходе и внимании, с одной стороны, и неумения выражать свои желания – с другой. Этот «конфликт» становится толчком к возникновению индивидуальной психологической деятельности малыша. Он родился, он уже личность!

Продолжительность этого критического периода индивидуальна. Обычно он длится с момента рождения, когда ребенок начинает терять вес, и до того времени, когда вес восстанавливается до исходных показателей.

В целом, кризисный этап в жизни грудничков длится не более 2-х месяцев. Когда ребенок начинает самым примитивным образом общаться со взрослыми, тогда и заканчивается период новорожденности и начинается следующий этап — младенчество.

Мама, на ручки!

«Моего ребенка будто подменили, до недавнего времени он был самостоятельным, все делал сам, а сейчас постоянно демонстрирует свою беспомощность», — часто приходится слышать такие жалобы от родителей детей пяти, а то и шести лет. Их «взрослые» дочь или сын вдруг начинают упрашивать родителей надеть им колготки, потому что «сами они их одевать не умеют». Или «внезапно» дети забывают, как держать в руках ложку. Кто-то «вдруг» не может вспомнить, как умываться и причесываться. Список дел, в которых неожиданно теряются наработанные навыки можно продолжить. Суть одна – ребенок превращается в капризного малыша.

Мам и пап, которые еще недавно побеждали с большим отрывом в родительском чемпионате «А мой-то сын лучше», такое изменение в поведении детей пугает. Они считают, что ребятки ведут себя так нарочно, да чего уж скрывать – дети просто издеваются над родителями. И последние начинают приводить своих чад в соответствие с реальностью. «Ты же большой мальчик (или большая девочка). Ну-ка быстро одевайся сам!», — часто слышит ребенок от родителей.

Однако проблема в том, что эта реальность принадлежит взрослым, а отнюдь не детям. У детей все обстоит иначе. Их картина мира в этом возрасте похожа на многоцветную хаотичную палитру, где просто необходима поддержка мастера. Поэтому-то они всеми способами пытаются получить ее от родителей.

С точки зрения психоанализа, дети в пять-шесть лет вступают в эдипальную фазу своего развития, где сталкиваются с необходимостью «полюбить» родителя противоположного пола. Однако в этот период ребенок не только получает жизненно важный для своей картины мира образ мужчины или женщины. Он вообще кардинально расширяет свое мировосприятие.

Известный детский психотерапевт, Гюнтер Хорн рассматривает психологическое развитие детей как процесс, в котором этапы отделения от родителей сменяются этапами объединения с ними. В возрасте 5-6 лет ребенок находится как раз в фазе слияния с родителями. Малыш, которого взрослые уже нарекли большим, заново познает этот мир, он накапливает знания о нем, он переоценивает даже то, с чем уже, казалось бы, знаком давно. Этот калейдоскоп открытий ребенка может пугать, при этом он даже не будет различать эти свои чувства. А потому он инстинктивно тянется к тому, кто всегда рядом, от кого можно получить любовь и поддержку безусловно – к родителю. Именно этим объясняется внезапный «откат в грудной период». Однако это не откат, а самый что ни на есть качественный прорыв в развитии. Поэтому не бойтесь лишний раз помочь чаду натянуть колготки, умыться, поесть или просто взять его на ручки и побаюкать.

Внимание родителей к ребенку в этом возрасте поможет ему не только структурировать знания о мире, но и проживать и дифференцировать свои эмоциональные реакции. В этот период у детей качественно перестраивается аффективная сфера

И чтобы личность ребенка развивалась благополучно важно сохранение положительных взаимоотношений с родителями. Их принятие и одобрение формируют у детей в итоге такое важно качество для вступления в новую фазу жизни, как самоуважение

Как пережить этот период родителям?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Возрастной кризис 7 лет в жизни ребенка становится кризисом воспитательной системы родителей. Прежние меры воздействия, применяемые к сыну или дочери, перестают быть эффективными

Поэтому родителям важно проявить гибкость и пересмотреть свои взгляды на воспитание вчерашнего дошкольника

Для начала, перестаньте гиперопекать ребёнка и предоставьте разумную свободу формирующейся личности. Но чтобы не волноваться и продолжать обеспечивать безопасность ребёнка, воспользуйтесь приложением «Где мои дети из AppStore и GooglePlay. С ним вы всегда будете знать, где ваш ребёнок, что он делает и как обстоят дела в школе.

10 НЕ для родителей:

  1. НЕ пытаться подстелить соломки на каждом шагу ребёнка.
  2. НЕ перегружать кружками и секциями после школы.
  3. НЕ принуждать и не давить на ребёнка.
  4. НЕ критиковать его друзей.
  5. НЕ игнорировать проблемы ребёнка в школе.
  6. НЕ ругать и не высмеивать за промахи и ошибки.
  7. НЕ высказываться негативно о школе и учителях.
  8. НЕ сравнивать ребёнка с другими детьми.
  9. НЕ унижать и не наказывать физически.
  10. НЕ досаждать разговорами о наступившей «взрослости».

Естественное желание всех родителей – уберечь ребёнка от всевозможных неприятностей в жизни. Однако если постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, то сын или дочь так и не научатся жить самостоятельной жизнью.

Наиболее разумное, что могут сделать родители в период кризиса 7 лет – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности.

10 МОЖНО для родителей:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Проводить больше времени с ребёнком.
  2. Демонстрировать свою любовь к сыну или дочери с помощью объятий, поцелуев, слов поддержки.
  3. Позволить ребёнку самому решать проблемы, где он сможет это сделать.
  4. Принимать индивидуальность ребёнка.
  5. Помогать обрести уверенность в себе.
  6. Говорить на любые темы.
  7. Внимательно слушать, не перебивая.
  8. Оставлять время для игр.
  9. Вместе посмеяться и подурачиться.
  10. Помочь с домашними заданиями, но только если ребёнок сам попросит.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: