Становление связной речи
Несмотря на большую разницу между развитием речи у здоровых детей и развитием речи у детей, страдающих ОНР, сам процесс становления связной речи имеет общие черты.
Какой бы речевой патологией ребенок не обладал при сохранении здорового интеллекта формирование речи проходит по трем основным этапам, которые перечисляет в своих работах А.Н. Гвоздев.
В предыдущих статьях мы рассматривали три уровня развития речи (четвертый из рассмотренных уровень признается не всеми исследователями). Так вот эти три уровня можно сопоставить с этапами, предложенными Гвоздевым.
Уровни развития речи по Гвоздеву
Уровень один, который логопеды связывают с отсутствием у ребенка принятых у людей речевых средств, сопоставляется с первым этапом, который согласно Гвоздеву характеризуется обилием однословных предложений. Также в этот период присутствуют и предложения, имеющие два слова-корня.
Уровень два, который логопеды связывают с началом развития фразовой речи, сопоставляется со вторым этапом, который Гвоздев связывает с началом освоения грамматической структуры речи.
Уровень три, который логопеды связывают с развитой бытовой фразовой речью, имеющей проблемы лексического, грамматического и фонетического характера, сопоставляется с третьим этапом, который Гвоздев связывает с периодом, когда ребенок начинает усваивать морфологическую сущность языка.
Признаки ОНР
Нарушение сказывается на всех составляющих речи ребенка: звуковой, лексической, грамматической и смысловой. На возникновение ОНР может влиять недостаточная сформированность речевого аппарата. Некоторые дети при этом коверкают или путают слова, а некоторые не разговаривают совсем.
Для детей с ОНР характерны:
-
проблемы с произношением звуков;
-
несвязная и неэмоциональная речь;
-
смещение падежных форм, пропуск или замена слогов, слов и предлогов;
-
бедный словарный запас;
-
затруднение в выражении своих мыслей и составлении предложений;
-
позднее начало речи (к 3-5 годам).
При ОНР слух ребенка не нарушен, первичный интеллект также соответствует норме. Однако, если не заниматься проблемой вовсе, это может привести к отставанию в психическом развитии и к невозможности успешно освоить школьную программу.
Следует помнить, что все дети разные и развивается каждый в своем индивидуальном темпе, поэтому до 3 лет диагноз ОНР не ставится
А вот после достижения этого возраста стоит обратить внимание на то, как малыш разговаривает, и подумать, не нужна ли ему помощь специалиста.
Причины недоразвития речи
Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.
Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:
- здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
- гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
- родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).
Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.
- общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний , в том числе простудных, и осложнения после них);
- неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
- нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
- отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).
Особенности детей с ОНР
В работах Н.Н. Трауготта описываются следующие особенности детей с ОНР.
Большинство эти детей не страдают нарушениями слуха. Их интеллект достаточно хорошо развит. Однако словарный запас достаточно скуден, дети по-особому его употребляют. речь ребенка с онр носит чисто ситуативный характер.
Если какое-то слово усваивается ребенком на занятии, то оно не сразу внедряется в повседневную речь ребенка с онр. если ситуация меняется, то используемые ранее слова как бы «теряются», даже если они были хорошо знакомы и не вызывали проблем с употреблением.
Согласно О.Е. Грибовой, лексическая система дошкольников с ОНР особенна тем, что недостаточно хорошо сформированы звуко-буквенные обобщения.
Согласно автору степень сформированности звуковых обобщений зависит от уровня сформированности речи.
ОНР – это процесс, который течет медленно и неравномерно, но средства русского языка все же усваиваются. Постепенно пока ребенок растет становится все более очевидным то, что он отстает в развитии самостоятельной речи по сравнению со сверстниками.
Интересно, что первые слова у этих детей появляются примерно в том же возрасте, что и у обычных детей. Однако разница становится заметна тогда, когда все остальные дети начинают объединять слова в сочетания слов, а другие нет.
Связная речь у детей с ОНР
Связная речь малышей с ОНР характеризуется ситуативностью (малыш может говорить правильно от случая к случаю) и преобладанием невербальных средств коммуникации (жесты, мимика). Задержку речевого развития можно выделить уже к 3-м годам – в норме ребенок к этому возрасту уже пользуется фразой и может поддержать простой диалог.
Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Обратите внимание! У детей с ОНР в малой степени сформирован основной этап порождения речевого высказывания (отсутствует замысел мысли, ее грамматическое оформление). Из-за этого дошкольник может в процессе повествования менять тему, сам не замечая того
Из-за этого дошкольник может в процессе повествования менять тему, сам не замечая того.
Проблемы формирования связной речи у детей с ОНР
Основной проблемой в формировании монолога и диалога становится сниженное внимание детей с ОНР. Для того чтобы добиться результатов, взрослому необходимо постоянно быть в поле зрения обучающегося и не давать тому отвлекаться
Также требуется обращать внимание на неверно произнесенные слова или словосочетания и дожидаться, пока малыш сам придет к правильному варианту.
Ребенок с общим недоразвитием речи
Характеристика ОНР
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна
Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
Речь ребенка с ОНР — словарный запас
Словарный запас детей по большей части наполнен глаголами и существительными.
При этом заметно скуден активный словарь, словами которого можно было бы охарактеризовать предметы или описать действия. Трудности в словообразовании мешают использовать в речи все возможные вариации слов, детям трудно подбирать однокоренные слова, использовать суффиксы для образования новых слов.
Часто отдельную часть предмета они называют словом, обозначающим сам предмет. Также они заменяют одни слова другими.
В бытовой речи чаще всего используют простые предложения, крайне редко пытаются простроить сложное предложение.
В результате мы получаем очень бедную связную речь ребенка с ОНР, свойственную дошкольникам с ОНР. Хотя дети понимают логическую структуру события, они способны лишь перечислить действия.
Речь ребенка с ОНР, довольно развернута. Однако заметно то, что они не совсем точно используют некоторые лексические значения. Словарный запас детей по большей части наполнен глаголами и существительными. При этом детям не хватает знания слов, которые можно использовать для обозначения свойств предметов и действий.
Трудности в словообразовании мешают использовать в речи все возможные вариации слов, детям трудно подбирать однокоренные слова, использовать суффиксы для образования новых слов. Часто отдельную часть предмета они называют словом, обозначающим сам предмет. Также они заменяют одни слова другими.
Общее недоразвитие речи 2 уровня
Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.
На что обратить внимание:
- Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
- Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
- Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
- Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
- Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
- Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
- Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
- Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
- Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
Свойства развитой речи
Хорошо сформированная связная речь характеризуется следующими свойствами: она развернута, логична, ребенок продуцирует ее произвольно без длительных задержек на обдумывание.
И наоборот, недоразвитие связной речи проявляется в том, что ребенок не способен установить причинно-следственные связи между двумя и более событиями, он воспринимает реальность слишком узко, ему не хватает усвоенных речевых средств для того, чтобы выразить свою точку зрения, очень трудно дается усвоение монологической речи.
Согласно словам Р.Е. Левиной речь дошкольников с ОНР довольно развернута. Однако заметно то, что они не совсем точно употребляют некоторые лексические значения.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
Психолого-педагогическая характеристика детей основывается на классификации Левиной, выделяющей 3 формы ОНР:
- 1-го уровня, когда высказывание отсутствует. В обиходе лишь звукоподражания и различные звукокомплексы (небольшое слово, которым малыш обозначает сразу несколько предметов).
- 2-го уровня, общеупотребительная речь зарождается. Дошкольник уже может произносить короткие фразы, участвовать в диалогах (ответы, как правило, односложные). В детских монологах присутствует множество ошибок как звукового, так и смыслового характера.
- 3-го уровня, остаточное речевое недоразвитие. Малыш активно пользуется как диалогической, так и монологической формами. Сохраняются заминки в согласовании прилагательных и существительных, ошибки в словоизменении и словообразовании малознакомых слов.
Особенности речи детей с ЗПР
Дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР) часто используют большое количество слов, не понимая их значения. Из-за грамматической несформированности допускают множество ошибок как в оформлении предложений, так и в изолированных словах. Особенностью речевого развития детей с ЗПР являются дефекты произношения и звукового анализа и синтеза (малыш не может выполнить задание, где требуется выбрать и указать определенный звук).
Особенности детей с ЗПР
Характеристика ребенка с нарушением речи
Дети с нарушениями речи имеют следующую характеристику:
эмоционально нестабилен и подвержен резкой смене настроения;
имеет вялые и пассивные органы артикуляции;
снижено внимание и память, заторможен мыслительный процесс;
гиперактивен или, наоборот, пассивен и быстро утомляется в процессе обучения;
если состоит в обычной группе детского сада (не речевой), то может быть изгоем среди сверстников.
Характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Определение 1
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это такой тип патологии речи, при котором отмечено нарушение формирования каждого компонента речевой системы, включая словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение, при нормальном слух и сохранном интеллекте.
В группу воспитанников с ОНР объединяют детей, имеющих различные нозологические формы нарушений речи – дизартрию, алалию, ринолалию, афазию, в ситуациях, когда отмечается единство патологий по указанным компонентам. Но, не зависимо от разной природы эффектов, все дети с ОНР характеризуются типичными проявлениями, указывающими на системное нарушение речи: у них позднее появляется экспрессивная речь, сильно ограничен словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты в произношении и фонемообразовании, специфически нарушена слоговая структура слов, не сформирована связная речь.
Также у детей с ОНР отмечается ряд особенностей в познавательной сфере. Дети с ОНР характеризуются низким уровнем развития основных характеристик внимания
У некоторых из них могут отмечаться недостаточно устойчивое внимание и ограниченные возможности его распределения. Речевое отставание негативно влияет на память
При относительно сохранной смысловой и логической памяти у таких детей отмечается снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Дети могут забывать сложные инструкции, пропускают отдельные их элементы, меняют последовательность заданий. Низкая активность припоминания, сочетающаяся с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь речевых нарушений и других сторон психического развития объясняет ряд специфических особенностей мышления. Имея полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту детей, они отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, и с трудом овладевают, без дополнительного обучения, анализом и синтезом, а также сравнением. Многим характерна ригидность мышления.
Учеными выделено несколько уровней речевого недоразвития:
-
Первый уровень ОНР характеризуется полным отсутствием речи или наличием отдельных ее элементов. Дети этого уровня характеризуются сочетанием ОНР с некоторыми неврологическими и психопатологическими синдромами. Также могут выявляться неврологические синдромы:
- гипертензионно-гидроцефальный – повышенное внутричерепное давление;
- церебрастенический – повышение нервнопсихической истощаемости;
- двигательные расстройства – изменение мышечного тонуса.
-
Второму уровню развития речи детей с ОНР характерны зачатки общеупотребительной речи. Общение у них осуществляется не только жестами, мимикой и несвязными словами, но и посредством употребления достаточно постоянных, но искаженных фонетически и грамматически речевых средств. Дети начинают использовать фразовую речь и отвечают на вопросы, беседуют со взрослыми по предлагаемым картинкам, но рассказ обычно сводится к перечислению увиденных предметов и событий.
-
Третьему уровню ОНГ характерна развернутая разговорная фразовая речь, отсутствие грубых отклонений в развитии различных сторон речи. При этом наблюдаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее четко они отмечаются в разных видах монологической речи. В связи с ограниченным словарным запасом, затруднен процесс развития связной речи и переход от диалогов к контекстной речи.
-
Четвертый уровень характеризуется незначительными нарушениями формирования всех компонентов системы языка, которые могут быть выявлены при углубленном логопедическом обследовании и в процессе выполнения детьми специально подобранных заданий. Отличительная особенность данного уровня речевого развития – своеобразие связной речи таких детей. У них может отмечаться нарушение логической последовательности, застревание на второстепенных деталях, пропуск главных событий, повтор отдельных эпизодов.
Нарушение экспрессивной речи у детей дошкольного возраста
Нарушения в экспрессивной речи малышей специалисты называют моторной алалией. За ним следует нарушение звукопроизношения, малый словарный запас и невозможность произнесения фразы, соответствующей возрастной норме. Что же такое экспрессивность?
Существует 2 типа речи: экспрессивная (произносимая) и импрессивная (понимаемая). У детей с нарушениями экспрессивной речи – полностью сохранен интеллект и восприятие. Они прекрасно понимают все обращения взрослых и могут с легкостью показать на требуемый предмет. Однако тяжелым заданием для них окажется назвать этот самый предмет.
Важно! Лечат подобные нарушения логопед и психолог в специализированных дошкольных учреждениях. Помимо этого малыш проходит комплекс физиотерапевтических процедур, направленных на запуск речевого высказывания, а также краткий курс медикаментозных препаратов
Расстройство экспрессивной речи у детей: какой прогноз на будущее?
При расстройстве экспрессивной речи у детей специалисты дают благоприятный прогноз на будущее: более 50% малышей избавляются от проблемы, и лишь дошкольники с тяжелыми нарушениями имеют некоторые последствия в виде умеренных и легких расстройств.
Как правило, при интенсивных занятиях с логопедом, к школьному возрасту от расстройства не остается и следа: малыш говорит чисто, четко, с небольшими заминками (в пределах возрастной нормы), его речь выразительная и не перескакивает с одной темы на другую.
Расстройство экспрессивной речи у ребенка 3-х лет
Чем раньше выявляется задержка в речевом развитии ребенка, тем быстрее и с меньшими усилиями ее можно скорректировать. Для определения необходимо знать, в каком возрасте для малышей характерны те или иные проявления речевых высказываний.
- Гуление и лепет появляются к 2-м и 4-м месяцам соответственно. Беззвучность или низкая активность свидетельствуют о расстройстве.
- Первые слова у девочек появляются к 10 месяцам, у мальчиков – к 1 году.
- К 2-м годам малыш овладевает фразой из 2-3 слов.
- К 3-м годам словарный запас достигает 700 слов.
Признаками речевой задержки в младшем дошкольном возрасте являются:
- Предпочтение невербальных средств общения речевым (использование жестов и мимики).
- Невозможность собственной речи к 3-м годам.
- Невозможность составления простых фраз из 2-3 слов к 2-м годам.
Обратите внимание! Дети, получившие на медико-психолого-педагогической экспертизе диагноз «расстройство экспрессивной речи», отправляются в специальный речевой сад на 3 года, с обязательным ежегодным продлением (повторное прохождение комиссии)
Расстройство экспрессивной речи ребенка 4-х лет
К 4-м годам в словарном запасе малыша должно присутствовать не менее 900 слов. При отсутствии связной речи или грубых нарушениях лексического и грамматического строя старшего дошкольника отправляют в речевой детский сад на 2 года с ежегодным прохождением комиссии.
Формирование экспрессивной речи у дошкольников
Развитие речи малыша – процесс, от которого зависит дальнейшая жизнь ребенка. При подозрениях на нарушения следует обращаться к логопеду и неврологу, т.к. на сегодняшний день в логопедической практике зафиксировано множество разнообразных речевых расстройств. Правильно дифференцировать их и назначить необходимое лечение сможет только специалист.
Общее недоразвитие речи 4 уровня
Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма
Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки
Характерные признаки:
- Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
- Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
- Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
- Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
- Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).
Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам
Дизонтогенез речи
Дизонтонгенез речи проявляется в том, что ребенок долгое время не стремится подражать новым словам, воспроизводит в своей речи в основном только открытые слоги и укорачивает слова, пропуская их фрагменты.
Эти дети не способны выражать свои мысли в речи последовательно и связно. Словесный набор их крайне ограничен. Синтаксические конструкции усвоены также весьма скудно. Поэтому продуцировать собственные высказывания им достаточно сложно.
К трудностям в формировании собственных речевых высказываний относятся долгие паузы, частые пропуски необходимых по смыслу составляющих.
Таким образом, развитие речи у детей с ОНР имеет свои специфические особенности и течет очень медленно. Поэтому многие компоненты речевой структуры долго не формируются.
Так как развитие речи очень медленное, словарный запас содержит немного слов, грамматический строй речи усвоен плохо, чужая речь воспринимается с большим трудом, то все это вместе взятое является причиной, которая препятствует установлению полноценных коммуникативных контактов с ровесниками и взрослыми.
Полноценное общение, как явление, в жизни этих детей практически отсутствует.
Итак, выделим основные особенности, присущие детям, страдающим ОНР:
- при разговоре с собеседником, при формировании рассказа на указанную тему по серии картинок или одной картине наблюдаются проблемы в логической цепочке повествования, ребенок слишком много внимания уделяет второстепенным вещам, забывая отметить при этом важные моменты, а также повторяет некоторые мысли по нескольку раз;
- описывая события из собственной жизни или выполняя задание по творческому рассказу, такие дети обычно наполняют свою речь простыми предложениями, которые несут мало информации;
- детям сложно планировать собственную речь и выбирать для ее оформления подходящие языковые средства.
Методики изучения связной речи у детей-дошкольников
Замечание 1
Связная речь представляет собой смысловое развернутое высказывание, которым обеспечивается общение и взаимопонимание людей.
Развитие связной речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного воздействия. Изменение функции речи – следствие усложняющейся деятельности малыша, зависящей от содержания, условий и форм общения ребенка и окружающих. Функции речи формируются параллельно развитию мышления, они тесно связаны с содержанием, отражаемым ребенком посредством использования языка.
Чтобы изучить состояние связной речи детей дошкольников, разработан ряд авторских методик:
В.П. Глухов предложил наблюдать за детской речью в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности
Основное внимание следует обращать на наличие и уровень сформированности у ребенка навыка фразовой речи и на особенности речевого поведения. Чтобы комплексно исследовать связную речь детей используют серию заданий, состоящую из составления предложений по отдельным ситуационным картинкам, составления предложений по трем картинкам, связанным общей темой, пересказа текста, составления рассказа по картинкам, сочинения рассказов на основании личного опыта, составления рассказа-описания
Учитывая индивидуальный уровень развития детской речи, программу обследования можно дополнить доступными заданиями с элементами творчества: окончание рассказа в соответствии с заданным началом, придумывание рассказа на заданную тему.
Комплексное обследование дает возможность получать целостную оценку речевых особенностей ребенка в разных речевых высказываниях – начиная элементарными (составление фразы) и заканчивая наиболее сложными (составление рассказов с элементами творчества). При этом идет учет характерных особенностей и недостатков в построении развернутых высказываний, выявленных у дошкольников с ОНР в процессе проведения специализированных исследований.
Филичевой Т.Б. с целью обследования связной речи рекомендовано использование картин из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из дидактических материалов по исправлению недостатков произношения у детей-дошкольников.
Уровни ОНР
Установлено 4 уровня нарушений. Переход на каждый следующий уровень предполагает появление у ребенка новых речевых возможностей и/или увеличение речевой активности и словарного запаса. Рассмотрим эти уровни подробнее.
Характерные особенности первого уровня
-
Диагностируется легко, поскольку нарушения очевидны – речь скудна или полностью отсутствует.
-
Речь ребенка ограничена лишь несколькими нечеткими словами и/или звуками.
-
Малыш пользуется однословными предложениями, отрывками слов и слогов, самыми простейшими лепетными словами.
-
Звуки произносятся неправильно.
-
Ребенок не способен отдельно выделить звук или слог.
-
Использует мимику и жесты, чтобы заменить ими слова.
-
Малыш разговаривает на своем собственном языке.
-
Кроха употребляет одно и то же слово для выражения и действия, и предмета (например, слово «пат» будет означать и существительное «кроватка», и глагол «спать»).
-
Не может различить числа, времена, не понимает значения предлогов.
-
Сложносоставные слова сокращаются до примитивных.
Характерные особенности второго уровня
-
Речевая активность растет, начинают формироваться связи между словами.
-
Ребенок способен различить числа существительных и глаголов, начинает отличать женский род от мужского.
-
Сложнее всего малышу даются прилагательные, определение формы, цвета и характеристики предметов.
-
Использует простейшие предлоги, но иногда пренебрегает ими вовсе.
-
Предложение состоит из двух-трех слов.
-
Ребенок отвечает на простые вопросы («Кто тут нарисован?», «Как зовут кота?»).
-
Падежи употребляются неправильно (ребенок может сказать «Куик нет» вместо «Нет кубика»).
-
Произношение многих звуков, слов, предложений нарушено.
Характерные особенности третьего уровня
-
Ребенок активно общается, способен разговаривать фразами, имеет достаточный словарный запас, но в беседах использует лишь небольшую его часть.
-
В речи преобладают существительные и глаголы.
-
Малыша легко понимают родители, но в общении с другими людьми требуется «переводчик».
-
Звуки произносятся с ошибками или неправильно звучат.
-
Сложные звуки малыш преобразует в простые.
-
Твердые согласные ребенок меняет на мягкие (например, «шарф – сярф»).
-
Трудности в произношении шипящих и свистящих.
-
Один звук заменяет многие другие.
-
Ребенок может создавать небольшие рассказы, но предложения не всегда выстроены правильно.
Такие проблемы могут создать серьезные трудности при обучении в младшей школе и помешать ребенку в полной мере овладеть навыками письма и чтения.
Характерные особенности четвертого уровня
-
Звуки ребенок произносит правильно, но может сохраняться невнятность произношения.
-
Звуки иногда заменяются на схожие другие.
-
Могут присутствовать ошибки в обозначении признаков предмета (например, малыш может путать «длинный» с «широким»).
Для 4 уровня характерны лишь незначительные сложности и погрешности в произношении. Но если нарушение не исправлять, то, скорее всего, школьник будет плохо учиться, с трудом воспринимать информацию, безграмотно писать.
Речь ребенка с ОНР — недостатки развития
Согласно работам С.Н. Шаховской связная речь ребенка с ОНР имеет значительные недостатки в своей структурной и семантической организации. Эти дети не способны абсолютно грамотно и связно выражать свои мысли.
У них есть понимание об определенном количестве слов. Также они владеют синтаксическими конструкциями. Однако все это усвоено в ограниченном количестве и применяется в очень упрощенной форме.
Значительно страдает способность продуцировать высказывания, объединять разрозненные элементы структуры в единое целое, выбирать подходящий материал для конкретной цели. Если ставится задача, требующая развернутых ответов, то ребенок начинает делать длинные паузы и часто пропускает нужные смысловые элементы.