Закрепление
Произношение должно быть автоматическим, чтобы избежать потерь. Интеграция также осуществляется поэтапно.
- Автоматизация в слогах. Здесь используют специальные чистоговорки в которых делается упор на повторение звука «С» и «Сь».
- Автоматизация в словах . Применяют небольшие стихи и скороговорки с частым повторением звука «С». Фонема должна присутствовать на разных местах в слове.
- Автоматизация в предложениях. Здесь подходит чтение текстов и пересказ услышанного. Также используют картинки или карточки и просят кроху описать увиденное.
Логопеды разработали специальные рабочие тетради с домашними упражнениями. Они включают в себя пошаговые упражнения, специальные песенки, язычки, рифмы, стихи, картинки и текстовые рисунки.
Результатов можно добиться, не обращаясь к специалисту и регулярно выполняя с ребенком совместные и дыхательные упражнения, чтобы правильно структурировать звуки.
Развитие фонетико-фонематического строя речи. Звуки [Н]-[Н’]. Буква Н
Организация: МБДОУ «Детский сад комп. вида №32 «Чебурашка»
Населенный пункт: г. Псков
Тема: Звуки . Буква Н.
Цель: Развитие фонетико – фонематического строя речи.
Задачи: 1) Образовательные:
— Дифференцировать понятия «звук» – «буква»;
— Познакомить детей с графическим образом буквы Н;
— Совершенствовать навык выполнения звуко-буквенного анализа слов;
— Совершенствовать навык чтения обратных и прямых слогов.
2) Коррекционно-развивающие:
— Развивать общую моторику;
— Развивать графомоторные навыки;
— Развивать внимание, память, мышление. 3) Воспитательные:
3) Воспитательные:
— Воспитывать у детей умение работать в коллективе;
— Воспитывать усидчивость, интерес к занятию.
Оборудование: графическое изображение буквы: «Н», «И», «О», «У», «А»; пуговицы, счетные палочки, карандаши, тетради, иллюстрации для задания «Найди буквы Н» по количеству детей, индивидуальные полоски для определения места звука в слове, звуковые квадраты и магнитные буквы.
Ход занятия:
I.Организационный момент Д/и: «Выполни без ошибок»
-У каждого из вас на столах лежат листы. В правый верхний угол выложите звук . В правый нижний угол выложите звук . В левый верхний угол выложите звук . В левый нижний угол выложите звук .
II.Основная часть.
1)С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
Стакан, кабан, носки, нож. Линейка, нитки, монета.
2)Артикуляция и характеристика звуков . Чем отличатся? Чем похожи?
Когда произносим звук :
- губки свободны; зубы видны, но не сомкнуты;
- воздух проходит через нос; (закрыть ладонями уши и произнести звук )
- горлышко работает, дрожит, звенит;
- при произношении звука кончик языка поднят и упирается в верхние зубы.
— Звук петь нельзя, язык создает преграду воздуху и проходит через нос. Звук согласный, твердый, звонкий (горлышко звенит).
— Обозначаем звук синим квадратом, с колокольчиком.
— У звука есть братик звук .
— Когда мы произносим звук :
- губки свободны; зубы видны, но не сомкнуты;
- воздух проходит через нос; (закрыть ладонями уши и произнести звук )
- горлышко работает, дрожит, звенит;
- при произношении звука кончик языка опущен за нижние зубы.
— Звук петь нельзя, язык создает преграду воздуху и проходит через нос). Звук согласный, мягкий, звонкий (горлышко звенит).
— Обозначаем звук зелёным квадратом, с колокольчиком.
-Дима, каким квадратом мы будем обозначать звук ? (Синим квадратом, с колокольчиком).
-Даша, каким квадратом мы будем обозначать звук ? (Зеленым квадратом, с колокольчиком).
-Тимур, почему звуки называются «согласными звуками»? (Звуки петь нельзя, язык создает преграду воздуху и проходит через нос).
— Чем похожи звуки ? (Звуки согласные, звонкие).
— Чем отличаются звуки ? (Звук твердый, а звук мягкий).
3)Определение места звука в слове
Лимон, кабан, носки, нитки, монета.
4)Знакомство с буквой Н:
— Дети, звук обозначается буквой Н. С этой буквой мы сегодня познакомимся.
— Из каких элементов состоит буква Н?
— На что похожа?
На букву Н, я как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
Логопед предлагает двум детям выйти к доске и поздороваться за руки, чтобы стать похожими на букву Н.
5)Выкладывание буквы Н из счетных палочек и пуговиц
6)Пишут букву Н пальчиком на парте и в воздухе (на спине друг у друга).
7)Упражнение «Корректурные пробы»
— Найди и обведи все буквы Н.
Физкультминутка «По Пскову родному»
По Пскову родному
С улыбкой шагаем,
На каждом шагу
Мы знакомых встречаем.
Мы смотрим налево,
Мы смотрим направо.
По древнему Пскову
Шагаем мы браво
9)Чтение обратных и прямых слогов (хором и индивидуально)
ОН, АН, УН, ИН. НО, НА, НУ, НИ
10)Звуко-буквенный анализ слов: НО! ОН.
11)Написание буквы Н в тетради. (Логопед раздает детям индивидуальные тетради и простые карандаши)
Итог занятия.
Полный текст статьи см. приложение
Приложения:
- file1.docx.. 378,0 КБ
- file1.docx.. 378,0 КБ
Опубликовано: 12.03.2022
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
Клинико-педагогическая классификация основано на предельной детализации дефектов, их соотношения к видам и формам расстройств. Отклонения речи делят на устные и письменные.
К устным относятся:
1. дисфония — в анамнезе проблемы с голосовым аппаратом, характеризующиеся видоизменением или расстройством голоса с возможными фонаторными или вокальными нарушениями. Дисфония бывает органической или функциональной
2. афония — полное отсутствие голоса, больной говорит шепотом из-за поражения гортани, функциональной недостаточности мышечной системы. Афония может быть гортанной, паралитической, спастической, истерической
3. брадилалия — замедление речевого темпа в речи, письме. Голосовая артикуляция становится нечеткой, монотонной. В зависимости от тяжести патологии, ей присваивают одну из трех степеней
4. тахилалия — чрезмерно быстрое говорение (20-30 звуков в секунду), не сопровождающееся дефектами лексического, фонетического, логического характера
5. заикание — логоневроз мышечного аппарата, приводящий к прерывистому ритмическому состоянию речи
6. дислалия — выраженные проблемы звукопроизношения при нормальном слухе и сохранении связей с центральной нервной системой
7. ринолалия — искажение артикуляции из-за дефектов строения носоглотки. В просторечии это расстройство называют гнусавостью
8. дизартрия — ограничение подвижности мягкого неба, языка, губ из-за которого страдает произношение
9. афазия — отсутствие или дефицит речевых навыков из-за локального поражения головного мозга
10. алалия — повреждение зон коры головного мозга, органического происхождения, на стадии развития плода и в раннем возрасте. Речь нарушена либо отсутствует.
К письменным нарушениям относятся:
1. дислексия — при сохранении здоровой обучаемости, наблюдаются сбои в овладении чтением или письмом
2. дисграфия — повторение специфических ошибок в письме при здоровых интеллектуальных способностях. Например, ребенок путает парные согласные, переставляет буквы местами, пишет зеркально или не дописывает слова
3. дизорфография — устойчивые, частотные искажения орфографии во время письма.
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Психолого-педагогическая классификация позволяет выделить общую картину проявления патологических проблем. С ее помощью возможно обеспечить специальные программы обучения и воспитания с ориентацией на логопедию.
В этой интерпретации к видам нарушения речи относятся:
● фонетико-фонематические дефекты — когда проблема возникает из-за дефектов звукового произношения и восприятия
● ОНР — расстройства, связанные с многосторонними нарушениями звуковой и смысловой систем
● заикание — иногда сочетается с ОНР, но также может считаться как самостоятельное расстройство коммуникативной функции вследствие логоневроза.
Речевые дефекты у детей
Наиболее активно речь ребенка развивается в период с 2,5 до 5 лет. В норме к трем годам ребенок должен уметь говорить связными предложениями. В 4 года его словарный запас обычно превышает 800-1000 слов.
В раннем возрасте (до 3 лет) шепелявость и картавость считаются естественными дефектами, т.к. артикуляционный аппарат развит еще не полностью. Для устранения этих явлений родителям следует ненавязчиво поправлять речь ребенка, проговаривать с ним верное произнесение звуков и слов.
Для правильной постановки речи малыша, взрослые должны говорить с ним четкими, верно-построенными предложениями. Слова должны произноситься отчетливо, внятно. Не стоит поощрять “забавное” коверкание слов малыша, иначе привычка говорить неправильно закрепится надолго. Также ребенок может специально копировать неверное произношение, если у кого-то из близких есть речевой дефект.
Лечение
Логопедическая коррекция считается успешной для большинства ошибок артикуляции. Коррекционные занятия показаны, когда артикуляция у ребенка такова, что речь его непонятна, когда ребенок, страдающий нарушением артикуляции, старше 6 лет, когда речевые трудности явно вызывают осложнения в обращении со сверстниками, трудности в учебе и отрицательно влияют на формирование собственного образа, когда нарушения артикуляции настолько тяжелы, что неправильно произносится много согласных, и когда ошибки включают пропуски и замены фонем, а не искажения.
Список литературы
Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008
Способы коррекции дислалии у ребенка
Коррекция дислалии состоит из трех этапов: начального, формирования первичных произносительных навыков и навыков общения.
Подготовительный этап. При органической патологии заключается в устранении причины, то есть дефекта. Показана пластика (иссечение) короткой уздечки, ортодонтическая коррекция (исправление прикуса). Моторная форма функциональной дислалии корректируется разработкой органов речи с помощью упражнений, массажа, при сенсорной — развитием фонематических процессов.
Важной составляющей терапии являются выработка навыков правильного использования дыхания в разговоре, упражнения для мелкой моторики, закрепление произношения основных звуков. Формирование навыков произношения
Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи. Используется подражание, занятия с логопедическим зондом
Формирование навыков произношения. Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи. Используется подражание, занятия с логопедическим зондом.
Формирование навыков правильной речи в общении. Закрепляется результат предыдущих этапов и формируются навыки правильного употребления звуков в общении, экспрессивной, монологовой и диалоговой речи.
Коррекционная программа при легкой дислалии может длиться до 3-х месяцев, сложной — до полугода
Важно, чтобы занятия были регулярными, не прерывались. Частоту занятий, их продолжительность подбирает логопед с учетом тяжести патологии и возраста пациента
По возможности родители и дома должны заниматься с дошкольником.
При дислалии, связанной с возрастом, коррекции не требуется. Но нужно наблюдать за развитием речи, и при необходимости начать лечение.
Далее разберем эффективные упражнения, которые родители могут выполнять дома. Проконсультируйтесь с вашим логопедом, подходят ли они в вашем случае.
Упражнения для устранения механической дислалии
Комплекс упражнений составляет логопед с учетом выраженности симптомов и основной причины речевого дефекта. У каждого пациента — индивидуальный набор упражнений. Эффективны пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. У маленьких детей упражнения проводятся в игровой форме, чтобы была заинтересованность. Такие занятия дадут результат, если устранена органическая причина.
Артикуляционные упражнения для губ
Упражнения можно выполнять дома самостоятельно. Но первый сеанс проводится обязательно с логопедом. Он покажет эффективные движения, проконтролирует правильность расположения губ при выполнении упражнений. Такой подход позволит разработать мышцы губ, развить навык их использования в разговоре.
К примеру, нужно высунуть язык, расслабить его, распластав по нижней губе. Затем язык сворачиваем в трубочку и вытягиваем его вперед, насколько это возможно. После этого так же растягиваем губы, сворачиваем их трубочкой. Пусть малыш делает эти упражнения перед зеркалом.
Разновидности патологий воспроизведения звуков и клинические проявления
Ребенок может неправильно воспроизводить любой звук, но чаще дети плохо произносят свистящие: (, , ), шипящие (, , , ), сонорные (, ). Эти звуки имеют сложную структуру и требуют навыков звукопроизношения. Звуковые единицы, которые просты для воспроизведения, нарушаются реже. К ним относятся − , , , . Эти звуковые единицы появляются на раннем этапе формирования речевой функции.
Разновидности нарушения воспроизведения звуков:
• отсутствие звуковой единицы;
• изменение звука;
• замена одной звуковой единицы другой;
• смешивание звуковых единиц.
Отсутствие звуковой единицы проявляется в виде выпадения звука в слове. Исчезает она в начале, в середине или в конце слова. Пример: карман − каман, разный – азный, Амур – Аму.
Искажение звука характеризуется измененным произношением звуковой единицы, которая не соответствует русской системе фонетики. К этой форме ОНР (общего нарушения речи) относится несколько видов искажения:
- Изменение звуковой единицы : велярный или увулярный .
- Искажение : межзубный .
- Измененный : двугубный .
У некоторых пациентов нарушение речевой функции проявляется заменой звуков. Пример: компот – томкот, губа – дуба, сумрак – фумрак, сухарик – фухарик, дом – том, кочки – гочки, рама – ряма, лампа – лямпа. Смешивание звуков характеризуется тем, что пациент путает звуковые единицы друг с другом. Пример: шапочка – сапочка, саночки – шаночки. При этом отдельно звук и ребенок произносит и различает правильно.
Разновидности дислалии:
- Механическая (патологии артикуляционного аппарата, врожденные болезни).
- Функциональная.
- Физиологическая (норма для пациентов до 5-летнего возраста).
- Нарушение звукопроизношения мономорфное – это неверное воспроизведение звуковых единиц, относящихся к одной группе.
- Нарушение звукопроизношения полиморфное − это ошибки в воспроизведении более четырех звуковых единиц, относящихся к разным группам.
Категории
COVID-19АллергологАнестезиолог-реаниматологВенерологГастроэнтерологГематологГенетикГепатологГериатрГинекологГинеколог-эндокринологГомеопатДерматологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский инфекционистДетский кардиологДетский лорДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский офтальмологДетский психологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский хирургДетский эндокринологДефектологДиетологИммунологИнфекционистКардиологКлинический психологКосметологЛипидологЛогопедЛорМаммологМедицинский юристНаркологНевропатологНейрохирургНеонатологНефрологНутрициологОнкологОнкоурологОртопед-травматологОфтальмологПаразитологПедиатрПластический хирургПодологПроктологПсихиатрПсихологПульмонологРевматологРентгенологРепродуктологСексолог-андрологСтоматологТерапевтТрихологУрологФармацевтФизиотерапевтФитотерапевтФлебологФтизиатрХирургЭндокринолог
Как исправить дефекты речи у детей
Обычно в 1,5 года детям рекомендуется побывать на приеме у логопеда. Специалист определит, в норме ли речевое развитие. При необходимости он посоветует комплекс упражнений для коррекции нарушений.
Выполнять рекомендации специалиста нужно ежедневно, но не «наседая» на кроху. Занятия должны приносить удовольствие. Для этого, например, можно делать логопедические упражнения вместе с игрушками.
Дефектолог или логопед?
Логопед исправляет легкие нарушения речи — например, косноязычие и логоневроз. Он также помогает правильно поставить звуки и наладить речевое дыхание.
Дефектолог необходим ребенку в том случае, когда нарушения речи имеют ярко выраженный характер — например, алалия или дизартрия. При таких дефектах проблемы есть не только в речевом аппарате, но и в нервных импульсах, сенсорном восприятии и т.д.
Дети со сложными дефектами, помимо нарушенной речи, страдают неустойчивым вниманием, слабой памятью и эмоциональными отклонениями. Дефектолог поможет решить проблему развития в комплексе
Как родители могут работать с дефектами речи ребенка
Что могут сделать родители
Необходимо своевременно (при первых признаках нарушения речи) обратиться за консультацией к логопеду.
Важно четко выполнять требования специалиста и ежедневно заниматься упражнениями, которые он порекомендует.
С самого раннего возраста нужно активно разговаривать с малышом — описывать ему свои действия, предметы вокруг и т.д.
Важно побуждать ребенка говорить. Возможно, не стоит сразу «понимать», что хочет кроха — чтобы у него был стимул «достучаться» до «непонятливой» мамы, объяснив словом или фразой, чего он хочет.
Большую пользу приносят совместное пение, чтение вслух, пальчиковые игры и логопедическая гимнастика.
Полезно развивать артикуляционные мышцы перед зеркалом — например, показывать язык или качать им из стороны в сторону.
Родителям стоит показывать правильный пример — говорить не спеша, отчетливо выговаривая все звуки.
Не надо усердствовать с ранним развитием — это может перегрузить неокрепшую психику малыша.
Необходимо избегать травм головы.
Никогда не надо давить на малыша, склоняя его к занятиям.
Не нужно ругать за неудачи.
Важно хвалить ребенка за малейшие достижения во время занятий.
Упражнения для устранения дефектов речи у детей
Существуют несложные логопедические упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома самостоятельно.
Для решения отдельной речевой проблемы подходят определенные упражнения.
Они могут быть направлены на:
- формирование правильного речевого дыхания (например, дыхательная гимнастика);
- развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- отработку сложных в произнесении звуков (таких, как З, С, Р, Л, Ж, Ш, Щ).
Систематически выполняя комплексы логопедических упражнений, от простого задания к сложному, можно достичь ощутимых результатов и устранить речевые нарушения у ребенка.
Дефекты речи — довольно распространенная детская проблема. Причиной этому являются и родовые травмы, и наследственность, и дурной пример окружающих. Необходимо следить за развитием речи малыша и своевременно обращаться за помощью к специалистам — логопеду или дефектологу.
Важно как можно раньше начать работу с недостатками речи. При ежедневной систематической работе можно достичь ощутимого эффекта
Ниже представлена таблица, по которой можно понять, соответствует ли речевое развитие малыша норме.