Нарушения речи

Когда обращаться к логопеду, чтобы ребёнок говорил чисто и красиво

Поводы для обращения к логопеду

Консультация логопеда необходима в следующих случаях:

  • Если в возрасте одного года ребенок не лепечет, не гулит и не произносит повторяющиеся слоги (мама, баба и т.д.). В этом случае необходимо проведение комплексного обследования. Для исключения глухоты нужно обратиться к детскому отоларингологу, затем к невропатологу и после этого, если никаких нарушений развития не выявлено, нужно отвести ребенка к логопеду.
  • Для ребенка 2 лет. В этом случае нужно обратиться к специалисту в том случае, если ребенок произносит менее 10 слов или молчит, даже если кажется, что он «все понимает».
  • Для ребенка 3 лет. В этом возрасте консультация логопеда обязательна. Кроме того, обращение к специалисту необходимо, если ребенок не говорит фразами, заменяет один звук другим (к примеру, т на к), разговаривает на непонятном для окружающих языке. Если в этом возрасте ребенок вообще не произносит никаких слов, то у него могут быть диагностированы даже грубые нарушения общего развития.
  • Для ребенка 4 лет. Обычно дети старше четырех лет уже должны разговаривать правильно, поэтому помощь специалиста необходима, если малыш произносит не все звуки родного языка, его речь невнятная и нечеткая, у него есть проблемы с ответами на простые вопросы.
  • Для ребенка 5 лет. Обращение к логопеду необходимо в случае, есть шепелявость, гнусавость, бедный словарный запас. Помощь специалиста также необходима, если у малыша слишком мягкое произношение звуков. К примеру, «щапка», «тяйник», «лямпотька».
  • Для ребенка 6 лет. Помощь нужна, если ребенок не может пересказать даже небольшой текст, перекручивает слова, не может запомнить стихотворение, отвечает на вопросы односложно, а также не может составить простой рассказ по картинке.

Обратите внимание, что у 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже незначительные, на первый взгляд, отклонения от нормы. Впереди его ждет школа, поэтому его речь должна быть правильной – это залог успешного обучения и нормальной коммуникации со своими сверстниками

Если речь будет невнятной, нечеткой, с каким-либо дефектами, то велика вероятность насмешек со стороны одноклассников.

Случай первый

Мальчик, 3,6 года. Жалобы: запинки в речи с трёх лет.

Обратились к педиатру, он сказал: «проблема пройдёт через 4-5 месяцев». Мама ждала, но изменений не было, и они записались к нам в Центр на Глубокую Диагностику.

Сначала Елена Владимировна тщательно изучила историю развития ребёнка — от момента зачатия до «сегодняшнего» дня. Моторное развитие в норме, неврологических проблем не было, по речи опережал сверстников. А вот в поведении есть особенности: ребёнок легковозбудимый, в год у него появились навязчивые движения. При этом в младенчестве захлёбывался молоком, и был практически постоянный тремор подбородка. Мама отметила, что мальчик долго жуёт, никак не может проглотить пищу.

Обследуя ребёнка, Елена Владимировна увидела нарушения в звукопроизношении.

  • Заменяет шипящие звуки на заднеязычные. Это говорит о нарушении мышечного тонуса;
  • Смягчает свистящие: вместо «сам» — «сям»;
  • Может произносить горловой звук , но заменяет его;
  • У ребёнка необычный голос, с хрипотцой.

Всё описанное — дизартрические проявления в лёгкой степени, которые привели к судорогам. То есть не к запинкам, а именно к тонико-клоническим судорогам.

Педиатр закрывает глаза на микросимптоматику и советует подождать. Как мы уже писали раньше, если долго не корректировать заикание, оно переходит в хроническую форму. Что и произошло в данном случае.

Сейчас ребёнку нужно будет работать с заиканием, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией. Если бы помощь была оказана на ранних этапах, то к 3,6 заикание можно было свести к минимуму.

Поэтому, уважаемые родители, обязательно обследуйте ребёнка с младенчества и, если врач советует подождать, обратитесь за помощью к другому специалисту.

Случай второй

Девочка, 3,6. Жалобы: никаких явных проблем мама не отметила, пришла профилактировать нарушения в развитии дочери.

Как и на каждой Глубокой Диагностике, Елена Владимировна снова начала с изучения истории развития ребёнка. В медицинской карте написано — 7/8 по шкале Апгар.

На прямых эфирах мы говорили, что Апгар — это оценка состояния новорождённых, которая ставится сразу после появления на свет и через 10 минут (она должна расти). Нижняя граница нормы — 7 баллов; всё, что ниже, уже относится к патологиям.

К счастью, у нашей говорушки только-только появились запинки, и ещё есть шанс избежать более тяжёлых нарушений.

Не нужно ничего ждать, проверяйтесь у специалистов, консультируйтесь. Лучше сходить на диагностику и успокоиться, чем игнорировать возможную проблему.

4–5 лет

От четырех до пяти лет активно развивается монологическая речь: ребенок учится рассказывать истории с опорой на сюжетные картинки, пересказывает любимые сказки, сам начинает сочинять истории. Совершенствуется произносительная сторона речи ребенка: формируется произношение звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Ц, появляются «трудные» звуки Л и Р. Если звуки не сформированы, то стоит взяться за них уже в этом возрасте. Ведь с 4 лет дети с удовольствием занимаются коррекцией звукопроизношения и делают это куда более успешно, чем шестилетки!

Каждый из нас слышит, что ребенок не произносит какие-либо звуки. Специалист-логопед на консультации посмотрит подвижность речевых мышц. Возможно, обнаружится повышенное слюноотделение, вялая мимика, пониженный тонус мышц. Либо наоборот: повышенный тонус артикуляционного аппарата, что в дальнейшем может привести к речевому нарушению. Логопед посмотрит окклюзию зубов (прикус), состояние подъязычной уздечки и состояние уздечек верхней и нижней губ. Правильная окклюзия — это правильная осанка, а значит, и правильная речь.

  • Что должен уметь и знать ребенок в 4 года
  • Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет

Консультация логопеда в 7 лет

К семи годам речь ребёнка должна быть полностью сформирована. Если у ребенка к этому возрасту сохранились какие-то проблемы с речью — следует немедленно обратиться к логопеду.

Вашему ребенку уже пора пройти осмотр у логопеда? Запишитесь на прием к логопеду или пригласите логопеда на дом.

Также рекомендуется: консилиум специалистов

Совместная консультация таких специалистов, как логопед, дефектолог, афазиолог, психолог рекомендуется в любом возрасте с двух лет для обследования, коррекции, восстановления и профилактики нарушений речи, поведения, психо-эмоциональной сферы, когнитивных функций.

По итогам консультации специалисты совместно разрабатывают индивидуальный коррекционный маршрут для клиента, дают заключение и свои рекомендации.

Какие звуки должны появляться в речи ребенка?

Разные звуки появляются в речи ребенка поэтапно. В 1−2 года появляются звуки А, О, Э, П, Б, М, Й, Т’, Д’, Н’. В 2−3 года — И, Ы, У, Ф, Ф’, В, В’, Б’, М’, П’, Т, Д, Н, К, К’, Г, Г’, Х, Х’, С’, З’. В возрасте 3−4 лет —Л’, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч. К 5−6 годам — Л и Р, Р’.Поэтому, если в 2−3 года отсутствует звук С или Р, то стоит немного подождать. Но когда в этом же возрасте отсутствуют звуки В, Х, П и т. д., то требуется консультация специалиста.
На эту таблицу можно ориентироваться, когда встает вопрос о консультации у специалиста.
Схема нормального речевого развития (по Гвоздеву). Её составила Жукова Н. С. Она провела большую работу — тщательный анализ книги Гвоздева А. Н. «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961 г.) и на его основании разработала данную таблицу. Эту таблицу автор предлагает использовать «в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным (русским) языком».

В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

  1. К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова.
  2. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
  3. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
  4. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
  5. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
  6. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании).

С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом.  Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
  2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
  5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
  6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.

Диагностика проблем звукопроизношения

Перед началом коррекционной работы логопед обязательно проводит диагностику. 

Ему нужно выяснить такие вопросы:

  • хорошо ли ребенок понимает обращенную к нему речь;
  • выполняет ли он простейшие инструкции;
  • богатый ли у него словарный запас;  
  • умеет ли он изменять слова по числам и т.д.;
  • умеет ли ребенок слышать звуки и различать их;
  • есть ли врожденные патологии артикуляционного аппарата (языка, уздечки, нёба);
  • каково состояние общей и мелкой моторик у малыша;
  • каковы дикция, темп и выразительность речи.

В результате осмотра логопед составляет коррекционную программу для решения проблемы. 

Когда срочно обращаться к логопеду?

  • Срочно обращаться к логопеду нужно в случае если:
  • ребенок использует нефизиологические замены: «тухари» вместо «сухари», «дубы» вместо «губы» и т. д.;
  • появилась «шепелявость» или «картавость»;
  • началась путаница в окончаниях;
  • ребенок меняет слова в предложении и плохо воспринимает чужую речь.

Вообще к логопеду необходимо обратиться в профилактических целях по достижению ребенком 3-х летнего возраста — такая консультация проводится единоразово (если специалист во время приема не выявляет речевых нарушений), чтобы проверить малыша, установить уровень его речевого развития и предотвратить возможные речевые проблемы в будущем.Однако, если Вы замечаете какие-либо отклонения в более раннем возрасте, не стоит пренебрегать посещением логопеда и попросту тянуть время.

Какие признаки говорят о необходимости обращения к логопеду?

Нужен ли ребенку логопед или стоит набраться терпения и подождать, пока сын или дочь научатся разговаривать сами?

Чтобы это понять, нужно обращать внимание на характер речевых проблем. Вот что говорит о том, что ребенку нужно посетить логопеда:

  • Замена определенных слов совершенно несхожими по звучанию выдуманными словами: например, вместо «рыба» — «ки», вместо «собака» — «мыа», и т.п. Даже маленькие дети, когда не могут произнести какое-то слово, стараются произносить нечто похожее по звучанию (то есть понятно, что малыш имеет в виду именно то, что надо, только не может правильно озвучить) – но обилие странных, нелогичных замен слов говорит о проблеме логопедического характера!
  • Перестановка слогов, подстановка неправильных звуков в слова. Например, вместо «теперь» — «петерь», вместо «ложка» — «лофка», и т.д. Для трехлетки это более-менее нормально, но в возрасте пяти-шести лет это уже считается проблемой.
  • Распространенная проблема – картавость, не произношение буквы «р». Либо, что встречается реже – шепелявость, то есть насыщение речи шипящими вместо других согласных.
  • Малый словарный запас, простота и скудость речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Так бывает у мальчиков и девочек, которым мало читают и с которыми мало общаются, обходясь окриками и короткими бытовыми фразами. Но так случается и с теми ребятишками, которые не испытывают дефицита качественного общения – и тогда это проблема либо логопеда, либо психолога.
  • Бывает, что ребенок вообще говорит невнятно, мямлит, может разговаривать только тихо, «глотает» много звуков, из-за чего речь становится малопонятной. Если это происходит в возрасте старше трех лет – налицо логопедическая проблема.

https://www.youtube.com/watch?v=p9jcZ98M_H0

Учтите, что в ряде случаев малышу нужна не только сугубо логопедическая, но и психологическая помощь, чтобы заговорить хорошо – и логопед обязан перенаправить маленького пациента к психологу, если это необходимо. Сайт «Красивая и Успешная» советует в этом случае не пугаться, а своевременно проконсультироваться с этими специалистами!

Автор —  Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Статья проверена практикующим семейным врачом Крижановской Елизаветой Анатольевной, стаж работы — 5 лет. Подробнее про авторов сайта
Копирование этой статьи запрещено!

Какие нарушения речи встречаются у детей

В современной логопедии выделяют 11 клинико-педагогических форм нарушения речи, внутри которых могут быть свои подвиды. Их делят на две группы: 

  • нарушения устной речи, или фонационные нарушения;
  • нарушения письменной речи. 

Дислалия

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Проявляется в заменах, искажениях, смешении отдельных звуков. Это происходит по нескольким причинам: 

  • не сформировано правильное положение артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, 
  • неправильно усвоены артикуляционные позиции, 
  • из-за дефектов в анатомическом строении самого артикуляционного аппарата. 

Нарушения возникают у ребенка в процессе развития речи, а если имеет место травмирующая ситуация — в любом возрасте.

Дизартрия

Нарушение речи, которое вызвано нарушением проводимости нервных импульсов к органам артикуляции, лицевым и дыхательным мышцам. Недостаточная подвижность органов речи приводит к неправильному произношению и общей неразвитости речи.

Ринолалия

Искажение и неправильное произношение отдельных звуков. Развитие этой речевой патологии вызвано нарушениями в строении речевого аппарата. Например, при произнесении звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, монотонной и невнятной. 

Заикание

Нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Может быть органическим и функциональным. 

Дисфония

Расстройство голосообразования, при котором нарушается высота, сила и тембр голоса, вследствие чего он становится неполноценным — слабым, монотонным или хриплым. Эти изменения вызваны поражениями голосообразующего аппарата и проявляются в любом возрасте.

Тахилалия

Патологически быстрая речь. При этом сохраняется фонетика, лексика и грамматика. Тахилалия бывает органической и функциональной. Первая обусловлена генетическими причинами, вторая — органическим поражением мозга.

Брадилалия

Патологическое замедление речи, которое возникает, когда процесс торможения в мозге преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, слова звучат нечетко.

Более тяжелые отклонения возникают из-за поражений коры головного мозга. Ребенок частично теряет возможность говорить слова и фразы, понимать их смысл. Таких нарушений два:

Алалия — это отсутствие возможности разговаривать или недоразвитие речи. Возникает из-за поражения речевых участков коры головного мозга при развитии плода или после рождения.

Афазия — полная или частичная потеря речи из-за мозговых поражений, черепно-мозговых травм или различных инфекционных заболеваний нервной системы. Этот диагноз ставится после трех лет. 

Дисграфия

Нарушение, которое не позволяет полноценно овладеть письмом. Это происходит из-за того, что отвечающие за этот навык мозговые структуры оказываются недостаточно сформированы. Причиной может быть негативное воздействие на центральную нервную систему в процессе ее созревания. 

Дислексия

Нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. У ребенка с дислексией нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, неверно их воспроизводит, перевирает слоговой состав слов, поэтому искажает смысл прочитанного. 

Дизорфография

Нарушение, которое мешает ребенку усвоить правила орфографии. Обычно проявляется к концу второго-третьему классу. Ребенок с этим расстройством систематически совершает ошибки на письме, даже если знает соответствующее орфографическое правило. Связано это с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания, а также общей школьной незрелостью.

Как проявляется дизартрия?

Прежде всего, в нарушении звукопроизношения и членораздельной речи из-за неправильной работы мышц артикуляции.

Артикуляционные мышцы — это губы, язык, щёки. У людей с дизартрией эти мышцы, которые так важны для правильной речи, находятся либо в постоянном напряжении, либо в расслабленном состоянии. Бывает и так, что, к примеру, губы всегда напряжены, а язык — нет. Это называется «мышечная дистония».

В некоторых случаях происходит неврология девиации языка. Звучит сложно, но сейчас мы всё объясним! Девиация языка — это значит, что какая-то его часть находится в напряжении, а другая — расслаблена. Из-за тонусных нарушений происходят неприятные вещи: у ребёнка задерживается речь, или речь есть, но очень плохого качества. Часто про таких детей говорят, что у них «каша во рту».

Прежде всего, при дизартрии нарушается фонетическая сторона речи — звукопроизношение, слоговая структура.

Ребёнок не может произнести ни одного сложного слова. Например, вы ему говорите: «лекарство». Он переставляет буквы местами, упускает слоги.

А теперь шокирующий факт — при дизартрии может не быть нарушения звукопроизношения.

Профилактический осмотр у логопеда в 4-5 лет

Следующий важный возраст для посещения логопеда – от четырех до пяти лет. На этом этапе совершенствуется произносительная сторона речи ребенка: формируется произношение звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Ц, появляются «трудные» звуки Л и Р. Если звуки не сформированы, то сделать это нужно прямо сейчас.

С 4 лет дети с удовольствием занимаются коррекцией звукопроизношения и делают это куда более успешно, чем шестилетки!

В этом возрасте активно развивается монологическая речь: ребёнок учится рассказывать истории с опорой на сюжетные картинки, пересказывает любимые сказки, сам начинает сочинять истории.

Рекомендации для родителей для предотвращения проблем с речью

В большинстве случаев проблемы с речью можно предотвратить. Для этого родителям стоит выполнять такие рекомендации:

  • показать малыша логопеду для профилактического осмотра в 2 года;
  • при необходимости — выполнять тот комплекс упражнений, который порекомендует и покажет специалист;
  • профилактические или развивающие занятия проводить ежедневно, около 10 минут в игровой форме;
  • развивать речь ребенка с помощью дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.
  • вместе с ребенком читать вслух, рассказывать стихи;
  • чаще беседовать с ребенком, обсуждать что-либо, побуждать его говорить;
  • малыш должен как можно меньше находиться перед телевизором и компьютером;
  • родителям нужно следить за чистотой и правильностью своей речи. Не надо сюсюкать и подражать детскому лепету;
  • нельзя ругать или высмеивать ребенка за его дефекты речи!

Речью ребенка необходимо заниматься. Если у малыша все же появились речевые нарушения, необходимо отвести его к логопеду. С помощью логопедических занятий можно исправить даже сложные дефекты. Чтобы получить максимальный эффект от занятий, родителям также необходимо заниматься с ребенком и дома.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Классификация речевых нарушений

Годовасы

При посещении логопеда в годик в первую очередь специалист обратит внимание на то, как у малыша развито понимание речи окружающих. Ребенок в этом возрасте, как правило, понимает названия любимых игрушек, частей тела, лица, названия действий и может выполнить простые инструкции взрослых

Например: «Помаши ручкой», «Дай мячик», «Пожалей мишку». Ребенок понимает слово «нельзя»; любит, когда с ним играют, когда его хвалят, активно общается с близкими. В самостоятельной речи малыша появляются отдельные слова («папа», «мама», «баба», «ам» и др.), звукоподражания («мяу», «би-би» и т. п.). Если к шести месяцам ребенок сознательно имитирует звуки речи, то в 1–1,5 года уже может появляться и фраза (подлежащее + сказуемое).

Есть такое понятие, как слогообразование. Формируется оно обычно у девочек к году, а у мальчиков — к 1,5 годам. Слоговая структура берется из наших ритмических движений. Если ребенок реагирует на музыку и ритмично танцует, то у него эта структура сформирована.

Как лечить

Зачем необходим логопед

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Когда стоит обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Нужно проконсультироваться со специалистом, если у малыша присутствуют такие нарушения речи:

  • он не выговаривает простые звуки;
  • ребенок “проглатывает” слова;
  • звуки заменяются один на другой;
  • он неверно произносит звуки;
  • малыш говорит мало слов по сравнению с ровесниками;
  • он понимает чужую речь, но не говорит сам;
  • в речи появились запинки или заикание;
  • ребенок плохо запоминает сказанное, ему сложно пересказать несколько фраз;
  • у него слишком быстрая или слишком медленная речь.

Откуда берутся речевые нарушения

Причин возникновения речевых нарушений несколько. К ним относятся:

  • кислородное голодание (гипоксия) во время беременности и родов у ребенка;
  • поражение головного мозга, нервов при рождении;
  • заболевания и травмы головы до 3 лет;
  • перенесенный сильный стресс;
  • неверный пример речи со стороны взрослых;
  • длительное пребывание перед телевизором или компьютером;
  • дефицит общения с окружающими.

Почему надо обращаться к логопеду

Логопед — это специалист, который исправляет речевые нарушения. 

Он поможет понять, соответствует ли речь ребенка его возрастной норме, и при необходимости назначит коррекционный курс.

На консультации логопед проводит диагностику речевого развития малыша и составляет программу коррекции нарушений. Эта программа может включать в себя логопедическую гимнастику, упражнения для развития моторики, внимания, памяти, слуха, дыхания или словарного запаса.

Чем может помочь логопед

  • Логопед помогает справиться с неправильным произношением (например, с картавостью или шепелявостью). Часто дети неверно выговаривают такие звуки, как Ш, Ж, С, З, Л, Р. Иногда они отсутствуют в речи ребенка вообще. 
    • Одна из причин такого нарушения — незрелость артикуляционного аппарата. В этом случае на занятиях с логопедом разучивают особые положения губ, щек, нёба. Это позволяет ребенку научиться правильно располагать их во время произнесения звуков. 
    • Другая причина — ребенок не умеет различать звук в слове и поэтому неверно его произносит. В том случае логопед учит выделять звук в слове, определять его место и отличать от других.
  • Если ребенок заикается, логопед научит ребенка правильному речевому дыханию, размеренной и плавной речи.
  • В школьном возрасте этот специалист поможет ребенку не путать буквы, правильно их писать и читать.
  • На занятиях с логопедом можно обогатить словарный запас, мимику, научиться выразительной и правильной речи.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

  • гимнастику для языка;
  • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
  • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
  • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
  • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
  • составить предложение и рассказ по серии картинок.

Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

В каком возрасте вести ребенка к логопеду?

Есть определенные стадии овладения родным языком – давно разработаны нормы, к какому возрасту какая стадия должна быть пройдена. Правда, в нынешнее время все чаще звучат мнения о том, что все ребятишки развиваются по-разному, и не всегда «торможение» с речевым развитием означает, что ребенку нужен логопед – иногда нужно просто немного подождать…

Но все же ориентироваться на среднестатистические показатели стоит – хоть это и «средняя температура по больнице», вреда от посещения логопеда точно не будет.

  • До годовалого возраста дети осваивают около двух десятков основных слов, состоящих из одного-двух слогов (это, конечно же, «мама», «папа», «дай», «на», и т.д.).
  • К двухлетию словарный запас расширяется, в речи начинают встречаться слова из трех и более слогов, малыш объединяет их в осмысленные фразы («Иди сюда!», «Дай ручку!», и т.п.). Иногда фразы длинные, но, по сути, являющиеся лепетом – то есть в них отсутствует согласованность построения предложений, падежей слов и т.д.
  • К пяти годам ребенок должен овладеть произношением всех звуков родной речи, научиться формулировать предложения, перестать избегать ошибок в склонениях, падежах, создании множественного числа, подстановках местоимений и т.д. То есть, пятилетка должен уметь разговаривать наравне со взрослыми – но, конечно, в рамках доступных его пониманию тематик.

Учтите, что дети очень по-разному достигают полного овладения языком: например, четырехлетка может вполне грамотно формулировать фразы, но при этом «глотать» звуки и не произносить «р». Или наоборот – при нормальном произношении коверкать слова и коряво составлять фразы, испытывать трудности со словесным выражением своих мыслей.

Но определяющее значение имеет итог – если малыш не подтянул все речевые навыки, то надо решить, нужен ли логопед ребенку в 5 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=j4VjZvlqqvk

Как избавиться от заикания? С чего начать?

Как развивается речь у ребенка

СОГЛАСИЕна обработку персональных данных

Я (далее — «Клиент»), свободно, своей волей и в своем интересе, а также в интересе своих несовершеннолетних детей, настоящим предоставляю следующие согласия:

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предоставляю согласие на обработку моих персональных данных (далее — «ПДн»), а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» на указанных ниже условиях:

Настоящее согласие на обработку персональных данных предоставляется следующим лицам (далее по тексту совместно или по отдельности «Оператор»):Детский Центр «ЛОГОС» в лице Индивидуального предпринимателя Стаферова Анастасия Евгеньевна (Юридический адрес: 125040, г. Москва, 5-я улица Ямского поля, дом 27, ИНН 771472059282, ОГРН 315774600142333).

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих ПДн Клиента: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации; контактные данные (адрес электронной почты, номер телефона); дата рождения.

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих способов обработки ПДн Клиента: сбор, хранение, накопление, систематизация, уточнение (обновление, изменение), распространение том числе передача), использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение; Настоящее согласие предоставляется для обработки ПДн Клиента в следующих целях: выполнения работ и оказания услуг в рамках основной деятельности (в том числе информирование Клиента о проводимых Оператором кампаниях, акциях, мероприятиях; внутреннее использование, статистика и отчетность Оператора); продвижения товаров, работ, услуг путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, проведения программ, направленных на повышение качества продукции и услуг Оператора, и других маркетинговых программ Оператором. Принятие решений, затрагивающих интересы Клиента, на основании исключительно автоматизированной обработки ПДн Оператором не производится.

Настоящее согласие в полном объеме распространяется также на предоставленные мной персональные данные моих несовершеннолетних детей, указанных мной в анкете или иным образом. Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме. Настоящее согласие может быть отозвано Клиентом путем направления в адрес Оператора сообщения об отзыве согласия на обработку ПДн Клиента в письменной форме.Клиент также дает согласие контрагентам Оператора на обработку всех персональных данных Клиента, имеющихся в распоряжении/доступе Оператора и/или контрагентов Оператора, в том числе с целью информирования Клиента об услугах контрагентов. Клиент дает свое согласие на получение рекламы, рассылки, в том числе по сети подвижной радиотелефонной связи, от Оператора, его контрагентов и аффилированных лиц. Настоящим Оператор уведомляет Клиента о начале обработки Оператором ПДн Клиента. Обработка ПДн будет осуществляться Оператором на основании приведенного выше согласия Клиента на обработку ПДн и в указанных выше целях. При подписании настоящего уведомления Клиент уведомлен о правах, предоставляемых субъекту ПДн Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в частности, но не ограничиваясь, о правах субъекта ПДн: на получение сведений, предусмотренных ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; на доступ к его ПДн; правах, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в отношении обработки ПДн в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке; на обжалование действий или бездействий Оператора.

В каком возрасте нужна консультация логопеда

Точный возраст назвать сложно, потому что речь у ребёнка не появляется внезапно, это процесс, растянутый во времени. На каждом этапе развития речи есть свои особенности и признаки, на которые ориентируется специалист во время диагностики. Например, в младенчестве таким признаком может быть отсутствие гуления и лепета. 

Возраста, в котором к логопеду обращаться поздно, не существует. Вспомните фильм «Король говорит», в котором рассказана реальная история короля Великобритании Георга VI. Он начал заниматься с логопедом уже взрослым, когда получил права на престол, чтобы избавиться от заикания и научиться красиво говорить. Вопрос лишь в количестве времени и усилий, которые придется потратить. Например, исправить горловую «р» в шесть лет проще, чем в 12. Но если заниматься регулярно, результат будет обязательно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: