Методические основы деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей

Проблемы развития диалогической
речи детей старшего дошкольного возраста | коррекционная работа  | педагог доу

Разговор как метод обучения диалогической речи

Организация: МБДОУ Детский сад №57

Населенный пункт: г. Воронеж

Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатель ставит его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи. Хотелось бы более подробно рассказать о самом сложном по выполнению для ребенка методе обучения его речи – это разговора, его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы.

Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но говорят не одно и то же (как при методе имитации), а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные ему известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.

Для тренировки органов речи детей третьего, четвертого года жизни в артикуляции звуков — я использую разные приемы разговора.

  1. Прием опоры на словесное представление (представление словесного образца)

Например:

-Дима, ты помнишь, как зудит комар?

— Комар…з-з-з…

  1. Для той же цели я использую прием сюжетной ролевой игры:

— Полина, Данил! Вы будете жуками, а вы, Юля и Артем, будете комариками. Ну, летите навстречу друг другу и жужжите или зудите.

Закрепление понимания значения слова, например овощи, может осуществляться по-разному.

  1. Вместе с детьми мы проходим на кухню, где на столе специально для этой цели разложены овощи, и спрашиваю всех:

-Вы видите, что лежит на столе? Дети перечисляют то, что видят…

-А как одним словом называют все это вместе? Дети отвечают.

Правильно, это овощи. А какие овощи вы знаете еще, кроме тех, которые лежат здесь?

Как видно, в данном случае был использован уже знакомый нам прием наблюдения за реальными объектами, о метод новый – метод разговора.

  1. Вместо реальных овощей можно воспользоваться картинками, т.е. применить прием опоры на картинку, но это тоже будет метод разговора.

Для упражнения в связном рассказывании я, наметив тему, организую речь детей, ставя несколько вопросов (пунктов плана), развивающих данную тему. Ребенку четырех-пяти лет вопросы надо ставить не все сразу, а по одному: вызвать его на диалог.

Итак, метод разговора — это метод обучения речи, состоящий в том, что обучающий побуждает обучаемого уместно пользоваться своим речевым запасом и тем самым совершенствовать свою речь.

Приложения:

  1. file0.docx.. 14,2 КБ

Опубликовано: 27.03.2019

Диалогическая речь как основное средство общения дошкольников

Для дошкольников разговорная речь – это фундамент для формирования других форм, например, монологической. Развитие диалогической речи в дошкольном возрасте в дальнейшем позволяет подросшим детям говорить связно.

Кроме того, общение обеспечивает познание родной речи, расширение словарного запаса и понимание значения слов, обучение минимальным правилам этикета, необходимых при беседе.

Ситуативные диалоги младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте речь развита достаточно для того, чтобы говорить короткими фразами, однако навык диалогового общения только начинает формироваться. Чаще всего, развитие речи у детей 3-4 лет находится на том этапе, что их диалогическая речь ограничивается краткими репликами в рамках ситуации.

В младшем дошкольном возрасте обычно нет места стеснению и замкнутости, за исключением отдельных случаев, поэтому друг с другом малыши говорят охотно, начинают разговор без боязни, хотя краткость и простота предложений не дает особенной информативности беседе.

Взрослые же для них находятся вне пределов комфортной зоны, если это не ближайшие родственники. Пришедшей в гости маминой подруге будет сложно разговорить малыша: чаще всего он ограничится несколькими ответами и побежит играть или заниматься своими делами.

Необходимо обладать значительным педагогическим опытом и навыками, чтобы побудить малыша на более продолжительный диалог с малознакомым взрослым.

Речевая диалоговая активность 5-летних детей

5 лет – период активного развития воображения, и, соответственно, начала придумывания игр, имеющих сюжет и задействующих нескольких участников. Вовлеченность в игру часто сопровождается «гвалтом»: дети обсуждают, как играть, что делать дальше, распределяют роли. В этот же период развивается внутренняя речь, то есть умение «думать словами» перед тем, как произнести их вслух.

Тихие одиночные игры обычно не требуют беседы, поэтому пик диалоговой активности приходится именно на коллективное времяпровождение. Однако в этом возрасте договориться пятилеткам еще сложно: они отлично умеют формировать собственные высказывания, но только обучаются навыку слушать собеседника. Взрослым в этом случае иногда стоит поспособствовать структурированию беседы, чтобы помочь им прийти к решению и продолжить начатую игру.

Содержательность диалогов старших дошкольников

Перед поступлением в школу ребенок уже знаком со всеми особенностями устной речи и ее основными формами, ведет диалог на высоком уровне. Вступление в беседу возможно при помощи эмоционального рассказа о впечатлениях или переживаниях и благодаря развитию связной речи.

Также появившийся навык задавания вопросов помогает старшему дошкольнику инициировать беседу, спросив сверстника о чем-то. Кроме того, старший дошкольник уже умеет найти слова, чтобы заинтересовать друга и побудить начать играть вместе.

Основные диалогические навыки старшего дошкольника:

  • слушает собеседника, демонстрируя интерес;
  • при высокой степени заинтересованности дослушивает фразы до конца;
  • рассуждает и использует аргументы для подтверждения точки зрения;
  • дает краткие или развернутые ответы в зависимости от ситуации;
  • правильно формулирует и задает вопросы.

Однако в процессе игры данные навыки могут забываться под влиянием воодушевления и вовлеченности. Последовательность реплик может утрачиваться. Ребенок способен перескакивать с темы на тему, перебивать собеседника, стремясь быстрее высказать собственную мысль или идею.

При систематическом развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста к поступлению в первый класс навык отличится следующими особенностями:

  • универсальное средство общения, не требующее ситуативности;
  • высокий уровень выразительности интонаций;
  • употребление слов, обогащающих эмоциональность повествования;
  • мысли формулируются связно и последовательно;
  • диалог может протекать в различных формах: рассказ, беседа, рассуждение, выслушивание.

Условия развития связной диалогической речи дошкольников

Исходя из реалий, можно с уверенностью сказать, что практически все дошкольники нарабатывают опыт диалога со сверстниками, только у всех он разный. Это зависит как от личностных особенностей ребенка, от его коммуникативных способностей, так и от регулярности общения.

Более того, в общении важна безопасная и мотивирующая атмосфера, в рамках которой ребенок мог бы смело высказывать свои мысли, не опасаясь сказать не так или сделать ошибку. К сожалению, общество сверстников не всегда расположено учитывать особенности замкнутых или флегматичных детей.

Замкнутые малообщительные или медлительные дети нуждаются в организации комфортных условий, способствующих беседе. Они не станут первыми вступать в разговор, и не будут вставлять свои реплики, когда общается несколько человек. А именно такие дети нуждаются в развитии диалоговой речи.

В подобных случаях выручает возможность развивать речевые навыки не только в свободном общении, но и организуя тренировки.

Беседа как средство формирования навыков диалога

Обучающие беседы, которые проводит взрослый, помогают ускорить развитие коммуникативного навыка дошкольников. Необходимо создать соответствующие условия, чтобы ребенок откликнулся на предложение взрослого и разговорился. Как правило, следует учесть несколько важных обстоятельств:

Расположить ребенка к себе. Для этого используются игрушки, картинки, питомцы в живом уголке.
Найти подходящее время

Беседа будет малоэффективной, если малыш стремится играть или рисовать.
Важно, чтобы обстановка была спокойной и ничто не отвлекало от занятия
Для разговора ребенку требуется комфорт и чувство безопасности.
Результативность занятий напрямую зависит от того, насколько взрослый знает ребенка: его интересы, любимые игры, отношения с близкими.
Построить беседу так, чтобы дошкольник больше говорил, чувствовал внимание и интерес к собственным словам, но при этом интересовался и тем, что говорит собеседник.

Для занятий можно использовать предварительное чтение сказок и повестей, которые в дальнейшем обсуждаются. Также простые поручения, требующие вступить в разговор, закрепляют навык диалога. Например, воспитатели просят показать новичку игрушки в игротеке, поручают сходить в другую группу за каким-нибудь предметом, на словах передать информацию родителям.

Еще один метод формирования диалогической речи: речевые ситуации, в которых участвуют сверстники. Воспитатель предлагает историю, задает роли и от имени персонажей дети должны обсудить произошедшее.

В результате подобных занятий дети обретают умения и формируют навыки:

способность проявлять инициативу;
умение использовать различные средства общения – к словам подключают мимику и жесты;
навык поддерживать диалог, не отвлекаясь на посторонние предметы;
проявлять внимание к словам собеседника и придерживаться ритма реплик;
умение говорить доброжелательно, спокойно и без крика.

Понятие и особенности диалогической речи

Основные коммуникативные формы в любом возрасте – монологическая и диалогическая речь. Последняя относится к наиболее распространенной и продуктивной. В беседе рождаюсь новые идеи, строятся планы, согласовываются действия.

Для малолетних собеседников их диалоги не менее важны, чем коммуникации взрослых людей. Детские разговоры, особенно в младшем дошкольном возрасте, не имеют информативной и речевой содержательности. Главное, что они помогают установить контакт.

Дошкольники еще только нарабатывают навыки беседы, но в их общении уже прослеживаются основные особенности диалогической речи.

Мотивированность. Человек, начинающий беседу, всегда имеет причины для того, чтобы заговорить

Важно, чтобы собеседник также имел желание продолжать разговор. Диалог возможен в случае заинтересованности обоих в предмете разговора

Дети с упоением могут обсуждать новую игрушку или придуманную игру, но если один из малышей не чувствует интереса, то он замолчит или отойдет.
Наличие адресованности. Ключевая характеристика, отличающая данную форму от монологической. Говорящий обращается к собеседнику, рассказывает именно ему о том, что родители купили хомячка, или папа привез новый набор с роботами.
Эмоциональная окрашенность. Кроме слов, в диалогической речи присутствует выражение эмоций: грусти, радости, удивления, обиды. Для этого используются не только слова, но и интонации, помогающие собеседнику распознать настроение второго человека.
Ситуативность. Первая фраза не возникает из вакуума. Именно текущие обстоятельства вокруг побуждают ребенка или взрослого затронуть определенную тему.
Реактивность. Характеристика, определяющая направление беседы. В диалоге участвуют два человека, и реакция второго может перевести беседу в другое русло, дать пищу для новых размышлений и высказываний, побудить к деятельности. Например, сообщение о хомячке может трансформироваться в обсуждение или придумывание ему имени, или спор о том, какой питомец лучше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: