Презентация на тему «этиология нарушений речи.»

Строение речевого аппарата, этиология и патогенез заикания

Слайд 9Периоды, когда психика и развитие отдельных речевых элементов наиболее уязвимы:Критические периоды

в развитии речи

1-й критический период (возраст 1-2 года). Начинает формироваться речь, появляется повышенная потребность в общении. Наиболее важным является центр Брока. Любые неблагоприятные факторы могут привести в дальнейшем к нарушениям речи.

2-й критический период (3 года). Происходит более интенсивное развитие речи, переход от речи в какой-либо ситуации к контекстной речи, что требует интенсивной работы НС и интенсивного протекания психических процессов. В результате перенагрузки речевой системы могут возникнуть заикание и др. нарушения. Ребенок может отказаться от речевого общения, замкнуться в себе, проявлять протест в различных формах.

3-й критический период (возраст 6-7 лет). Дети начинают овладевать письменной речью, что является дополнительной нагрузкой для психики. Ребенку предъявляют повышенные требования, в результате чего могут возникнуть срывы нервной системы, приводящие к заиканию.

Слайд 14Если наблюдается какой-либо дефект в строении речевого аппарата, то нарушение носит

органический характер, если нет — то функциональный. Нарушения возникают у ребенка в процессе развития речи, а если была травмирующая ситуация — в любом возрасте.

4. Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание может быть органическим и функциональным. Возникает обычно в критические периоды развития ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажениях, смешениях звуков. Это происходит по причинам:* из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении звуков* из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций* из-за дефектов самого артикуляционного аппарата* психолингвистический аспект: нарушение происходит в результате нарушения различения и узнавания фонем родного языка, т.е. дефект восприятия.* дефекты продуцирования: у ребенка не сформирован, например, отбор реализации звуков.

Слайд 19Психолого-педагогическая классификация подразделяется на 2 группы: нарушения средств общения и нарушения

при применении этих средств.

I. Нарушения средств общения. В эту группу входят 2 подгруппы: фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи.

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные полиморфные дефекты речи, при которых происходят нарушения в формировании всех компонентов звукосмысловой стороны речевой системы. Существует несколько общих признаков этих нарушений:* более позднее развитие речи* бедный словарный запас* различные дефекты произношения* аграмматизмы

ГЛАВА 2. ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

«этиология» (этио логос К органическим причинам Функциональные причины психоневрологическим причинам социально-психологическим причинам, экзогенных эндогенных Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.быть соматическая ослабленность ребенказаболевания внутренних органовэволютивные, т. е. связанные с возрастной фазой развития: Третий критический период предрасполагающих условий, самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т. д.экзогенно-органическим факторам. органических центральных, органических периферических, экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. внутриутробную патологию, повреждение при родах воздействие различных вредных факторов «перинатальная патология». объединяют различные патологические состоянияасфиксия и родовая травма.Внутричерепные кровоизлияния нарушения речи коркового генеза (алалия). нарушения звукопроизносительной ее стороны — дизартрии.иммунологическая несовместимость крови матери и плода непрямой билирубин. нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха.внутриутробных поражениях мозга тяжелые речевые нарушения, дизэмбриогенетические стигмы в виде асимметрии черепа, аномалии нёба дефекты развития верхней челюсти, аплазия нижней челюсти, микрогнатия, прогнатия открытая ринолалия, Нарушения внутриутробного развития плода — эмбриопатиивирусными заболеваниями, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением Показана связь курения с недоношенностьюналичием речевых зон в незрелом мозгу ребенкаТаким образом, при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы изменениями генетической информации. генные мутации, фенилкетонурии обусловленном нарушением обмена фенилаланинаэтиологические факторы, сложны и полиморфны. наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов

Слайд 3Подразделяется на устную и письменную:Устная речь:диалогическая — самая простая форма речи,

возникающая при общении двух собеседников (жесты, интонации, мимика, эмоциональный контакт между собеседниками).монологическая — изложение какой-либо информации одним человеком в определенной последовательности. Монолог отличают связность мысли, правильное грамматическое оформление и высокий уровень развития речи говорящего.Обычно монологическая речь, имея свои особенности, нарушается больше, чем диалогическая.Письменная речь – это более поздняя форма речи, является противопоставлением устной речи. Письменная и устная речь связаны между собой: при нарушениях устной речи, как правило, страдает и письменная.

Внешняя форма речи

Слайд 17В зависимости от того, какая форма речи нарушена (письмо или чтение),

выделяют несколько типов нарушений.
1. Дисграфия — частичное специфическое расстройство процессов письма. Проявляется в нестойких образах букв, смешении, искажении, замене и пропусках букв.Самая тяжелая форма дисграфии — аграфия – полная неспособность к овладению письмом.2. Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением ЦНС. Нарушен сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит, нарушает слоговой состав слов. У ребенка искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия – неспособность к чтению.

Нарушение письменной речи.

Слайд 157. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого

аппарата. Возникает из-за органического поражения ЦНС. Чаще всего дизартрия связана с ранним ДЦП, хотя может возникнуть в любом возрасте развития ребенка из-за инфекций мозга. Дизартрия различается по месту локализации и по степени тяжести.

Нарушения нескольких звеньев механизма высказывания:

6. Ринолалия — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. Происходит специфическое изменение голоса из-за того, что при произнесении звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все звуки нарушаются (при дислалии могут нарушаться только некоторые звуки). Речь становится монотонной и невнятной. Пример: врожденные расщелины нёба.

Слайд 131. Дисфония — отсутствие или расстройство функции речи вследствие патологических изменений

голосового аппарата. Голос либо совсем отсутствует, либо происходят изменения и нарушения в силе, тембре голоса. Изменения обусловлены функциональными или органическими поражениями голосообразующего аппарата и могут возникнуть в любом возрастном этапе.

Нарушения устной речи

Нарушения внешнего высказывания:

Нарушения темпа речи: брадилалия и тахилалия2. Брадилалия — патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. Речь сильно замедляется, становится нечеткой, растягиваются гласные.3. Тахилалия — речь становится патологически быстрой. Сохраняются фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи. Тахилалия может быть органической и функциональной. Если при тахилалии происходят необоснованные запинки, паузы и т. п., то она носит название «полтерн».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: