Тест на определение уровня развития для детей шести лет
Режим дня и питание
Все мы родом из детства
на Freepik
Навык обращения с деньгами закладывается у человека в детстве. В основном он формируется за счет осознанного или неосознанного копирования финансового поведения родителей, а иногда – за счет компенсации или поведения «от обратного». Сколько детей, выросших в бедных семьях, вынужденных экономить на всем, во взрослом возрасте становятся едва ли не «шопоголиками»: не могут отказать себе в спонтанных и часто – ненужных – покупках, тратят деньги не по средствам, влезая в долги и кредиты. А сколько людей действуют, как в известном анекдоте: «Он столько денег отложил на черный день, что уже не может дождаться, когда этот черный день, наконец, наступит»? И тот, и другой примеры – последствия отсутствия финансовой грамотности.
При этом, стоит отметить, что финансовая грамотность – это не навык предпринимательства или ведения бизнеса. Очень часто даже успешные предприниматели ведут себя неграмотно в отношении с собственными средствами – «сорят деньгами» или, например, уделяют недостаточно средств собственному здоровью, хотя имеют все возможности. И обратная ситуация – даже людям со сравнительно небольшими доходами может хватать денег за счет грамотного распределения финансов. У хорошей хозяйки и дом – полная чаша…
Финансовая грамотность в идеале будет полезна всем людям – вне зависимости от рода деятельности, заработка и финансового состояния. Финансовая грамотность тесно связана с нравственностью, общим культурным развитием человека, осознанностью. Как и многие постулаты жизни, она начинает формироваться в детстве.
«Зачем обучать финансовой грамотности дошкольника?» – зададутся вопросом многие. Действительно, ведь дети в таком возрасте обычно не зарабатывают деньги, да и не тратят самостоятельно – за все отвечают родители. Тем не менее, современные педагоги настаивают на том, что основы финансовой грамотности нужно закладывать в дошкольный период – так малышу будет проще устроить свою полноценную и счастливую жизнь в будущем, научиться брать на себя ответственность, ценить то, что он имеет.
Как воспитывать ребёнка в 6-7 лет
Ближе к 6-летнему возрасту своего чада обращайте внимание на то, получается ли у него контролировать своё поведение, проявлять усидчивость, когда выполняет какое-либо задание или занимается творчеством.
При подготовке к школе все развивающие занятия с ребёнком проводите в интересной форме, добавляйте к ним элементы игры. Задания должны выполняться с энтузиазмом
Не допускайте того, чтобы ребёнок скучал или делал что-то на пределе своих возможностей. Так можно отбить интерес к познанию и учебной деятельности.
Предоставление ребёнку разумной степени самостоятельности и инициативы, поддержка и похвала за результаты стараний помогают развить у него уверенность в себе и сформировать положительную самооценку.
Несмотря на усиление самостоятельности и развитие способностей, вашему чаду в возрасте 6-7 лет необходимы поддержка и внимание взрослых, прежде всего, родителей. Чутко относитесь к его потребностям, интересуйтесь, как прошёл его день в садике (в школе), что нового он узнал. Больше общайтесь с ребёнком, при этом всегда поддерживайте контакт глаз, чаще прикасайтесь к нему и обнимайте. Вы по-прежнему остаётесь для него главной опорой и надёжным тылом.
Давайте дошкольнику и младшему школьнику учебные, творческие и домашние задания. Следите за тем, чтобы все дела он доводил до конца. Если ребёнок бросает их, не закончив, мягко возвращайте его к выполнению задачи. Контролируйте также качество и аккуратность сделанного.
Учите ребёнка думать. Не давайте готовых ответов на домашние задания. Задавайте наводящие вопросы, стимулируйте его к размышлению
Это важно для успешного обучения в дальнейшем. Мозг не должен лениться, его нужно направлять к поиску решений.
Ставя перед своим чадом задачу, предоставляйте ему свободу действий: пусть он сам выбирает, каким путём её решить, какие шаги предпринять
Помогите ребёнку, если он вас об этом просит. Но не делайте всё за него, просто будьте рядом, поддерживайте, направляйте.
В основе образования и воспитания детей в 6-7 лет должен лежать принцип опоры на зону ближайшего развития. То есть периодически давайте своему чаду задания, которые немного сложнее тех, что он может легко выполнить. При необходимости оказывайте помощь и поддержку, чтобы вместе найти решение.
Чаще хвалите ребёнка. За успешно выполненные задания, за хорошие оценки, за старания и интерес к учёбе и познанию, за умение рассуждать и анализировать и т. д.
Ни в коем случае не критикуйте личность ребёнка. Можно делать замечания только по отношению к его действиям. Например, нельзя говорить: «Ну что же ты какой неумеха!» или «Совсем ничего не соображаешь!» Подобные фразы сильно бьют по самооценке детей, вызывая у них желание либо сопротивляться, либо уйти в себя и закрыться ото всех. Гораздо лучше сказать: «Ты же у нас такой способный! Но что-то недостаточно постарался. Давай-ка ещё раз попробуем!»
Проводя развивающие занятия, почаще (не реже чем каждые 30-35 минут) делайте перерывы, разминку, зарядку, танцевальные и игровые паузы. Помните о важности прогулок на свежем воздухе. При активной работе мозга потребность в кислороде увеличивается.
Дистанционный курс для воспитателей и родителей
Изображение от
Конечно, материала в этой статье недостаточно, чтобы дать педагогу полноценное представление о финансовой грамотности дошкольников. Чтобы более успешно формировать у учеников представление о роли финансов в нашей жизни, воспитатели могут пройти обучение у нас. длится месяц. Он будет полезен каждому, кто общается с детьми – педагогам, воспитателям, психологам, студентам педагогических учебных заведений, а также родителям.
Практикующим преподавателям обучение поможет внедрить в занятия новые практики, а мамам и папам – вести с малышами осознанные беседы о финансах, работе и карьере. Повысить квалификацию у нас – это выгодно, удобно и, что особенно приятно, доступно по средствам.
Особенности обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности – роль педагога
Изображение от
Мы уже говорили о том, что цель обучения дошкольника финансовой грамотности – в первую очередь в том, чтобы привить малышу навыки бережливости, трудолюбия, осознанного потребления благ, уважения к своему и чужому труду. Формы организации обучения в ДОУ прекрасно позволяют сделать это.
Среди самых распространенных форм – воспитательные беседы. Приведем пример.
Разговор о финансах педагогу лучше всего начать с общих вопросов к ученикам: «Зачем мы ходим в магазин?», «Что продается в магазине?», «Как вести себя в магазине?», «Можно ли там брать любые товары просто так, не заплатив?»
Далее преподаватели обычно переходят непосредственно к денежной тематике. «Как вы думаете, зачем нам нужны деньги?», «Откуда они берутся?», «Помните, как в сказке – «Муха по полю пошла, муха денежку нашла!» – часто ли такое бывает в обычной жизни? Люди в основном находят деньги на улице – или же получают их за что-то?» Далее ученики, скорее всего, перейдут к разговору о том, что их родители ходят на работу.
Важный блок «финансовой беседы» с учениками посвящен теме работы, ее роли в жизни человека. Так, обычно преподаватель в этой части занятия спросит малышей: «А зачем ваши родители, а также многие бабушки и дедушки работают? Только ли ради денег, или же ради чего-то еще?» В идеале педагогу лучше подвести малышей к мысли о том, что у каждого человека очень много потребностей – например, потребность в воде и еде, теплом уютном жилище, разнообразной одежде по погоде, веселом досуге. На реализацию этих потребностей нужны деньги – на них мы покупаем продукты, теплые куртки на зиму, на них ходим в парк аттракционов и в кино. Но, кроме биологических, есть у человека и другие, не менее важные потребности: в общении, самореализации, получении новой информации, ощущении себя важным и нужным, принадлежности к общему доброму делу и т. д. Очень многие из этих потребностей люди реализуют на работе, так что работаем мы и ради денег, и ради того, чтобы быть полезными, нужными. Работа должна приносить не только доход, но и удовольствие, удовлетворение.
Как мы видим, финансовая грамотность для детей вновь тесно переплелась с другими темами – темами карьеры, труда, общения между людьми.
Важно, чтобы родители и воспитатели в вопросах финансовой грамотности не противоречили друг другу, находили точки соприкосновения, иначе у ребенка, скорее всего, возникнет недоверие к педагогам. Именно поэтому воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях могут проводить анкетирования родителей на тему финансовой грамотности, поднимать вопросы на родительских собраниях, а также пользоваться раздаточными материалами
Хороший результат обучения может сформироваться только при полноценном сотрудничестве родителей и педагогов.
Далее мы поговорим о еще нескольких методах обучения финансовой грамотности в ДОУ.
Навыки финансово грамотного человека – как привить их с помощью игр
на Freepik
Обучение ребенка в дошкольном возрасте – это во многом обучение через игру. Обучение финансовой грамотности – не исключение. Среди увлекательных игр для ребят от трех лет педагоги предлагают:
1) Игру «Назови профессию». Воспитатель на карточках показывает результаты труда человека, например, испеченный торт, построенный дом, а дети называют профессию – соответственно, кондитер, строитель и т. д.
2) Игру «Труд и досуг». Воспитатель на карточках показывает детям различные процессы: мальчик убирается в квартире, девочка поливает цветы, дети играют в салки, мальчик играет в видеоигру – дети же говорят, где на картинках труд, а где – досуг.
3) Игру «Кто ленив, кто трудолюбив». Воспитатель и дети вспоминают, какие сказки они читали в последнее время, и обсуждают героев: кто из них лентяй, а кто трудолюбив и ответственен. А может быть, есть и такие, которые хотят обогатиться незаконным способом? Возможно, группа вспомнит и их…
Игры, посвященные финансовой грамотности, в дошкольных группах не очень сложны, но эффективны.
Еще несколько методов, которые будут полезны в этом возрасте: активное чтение сказок с обсуждениями героев и их поступков, составление специальных «Табличек расходов», практика «Мини-банк», в ходе которой малыш назначается ответственным за хранение мелочи в семье, копит свои «доходы» в собственной копилке и может впоследствии потратить накопленные деньги на что-то, что хочет получить.
Задачи обучения финансовой грамотности дошкольников
на Freepik
Конечно, в дошкольном возрасте никто не будет читать малышам лекции по экономике, загружать детей терминологией и формулами. Цели обучения совсем другие.
Среди них:
-
Научить ребенка понимать и ценить окружающий предметный мир. Дать осознание того, что любые вещи, которые окружают малыша – игрушки, одежда, еда, компьютер с мультиками – не появились из ниоткуда, а стали результатами труда других людей. Именно поэтому вещи – свои и чужие – следует беречь.
-
Научить ребенка основам общения в разных ситуациях: при походах в магазин, поездке на отдых, визитах в гости. Привить основы рационального поведения – без манипулирования, избитых «мам, купи!», необоснованных требований, эмоциональных срывов.
-
Научить дошкольника налаживать эмоциональный контакт с самим собой – осознавать свои желания, потребности, возможности. Сформировать положительную самооценку.
-
Дать малышу понять, что за все в этой жизни нужно платить, и не только деньгами. Так, например, его непослушание – отказ носить в холод шарф, сходить вовремя к стоматологу – тоже будут стоить не только здоровья, но и денег: он может заболеть, и родители вынуждены будут вместо похода в кино покупать ему лекарства или оплачивать срочный визит к врачу.
-
Создать условия для здорового отношения ребенка к деньгам, самому себе, распределению финансов в семье. Среди постулатов такого здорового отношения могут быть следующие идеи и мысли:
-
Все блага, которые есть у семьи, дались родителям не бесплатно. Эти блага надо беречь и ценить.
-
За финансовое благополучие и распределение бюджета в семье отвечают взрослые, хотя у ребенка и могут быть карманные деньги. Когда ребенок вырастет, он будет отвечать за бюджет своей семьи. Взрослость – это ответственность.
-
Деньги – это жизненная необходимость. Деньги нужно тратить с умом – вкладывать в здоровье, образование, улучшение качества жизни – и приумножать.
-
Счастье невозможно купить за деньги, да и вообще не все в жизни измеряется деньгами, но, вместе с тем, деньги действительно очень важны для счастливой и полноценной жизни.
-
Родители вкладывают в ребенка средства. Они платят за его обучение, медицинские услуги, одежду, развлечения и многое другое. Это обязанность родителей, но они выполняют ее с любовью и радостью, потому что любят своего ребенка. Их вклад ценен. При этом, вне зависимости от финансовой ситуации в семье, родители ценны для ребенка, а ребенок ценен для родителей.
Как мы видим, навыки финансовой грамотности для малыша тесно связаны со всесторонним развитием личности – эстетическим, этическим, нравственным, психологическим. Основы финансовой грамотности закладывают родители и педагоги, а также другие социально значимые взрослые. Обозначенные цели формируют методы обучения.
Родительские методы обучения детей финансовой грамотности
на Freepik
С чего начать обучение? Мы начнем с описания тех методов, которые доступны всем родителям дошкольников. Они совсем не сложные.
1) Рассказывайте ребенку о своей работе. Делитесь с малышом профессиональными успехами, рассказывайте ему о том, чем вы занимаетесь на рабочем месте. Если возможно, возьмите малыша с собой на работу. Объясняйте, что вы работаете не просто ради денег, а прежде всего для того, чтобы вашей семье хорошо и комфортно жилось. А еще – потому что любите свою работу.
2) Избегайте крайностей, критики и обесценивания. «Я работаю день и ночь, чтобы у тебя все было», «Мы в тебя вкладываемся – и где благодарность?», «Я бросила карьеру ради детей!» – все эти фразы способны лишь травмировать ребенка и привить ему чувство вины. За подобные решения родителей малыш не несет ответственности. Даже если ситуация действительно сложилась так, как описано выше, ребенок в этом не виноват.
3) Показывайте детям мультики, в которых герои решают финансовые проблемы. Так, у всем известных «Смешариков» есть забавные и поучительные серии, посвященные кредитам и инвестициям. Не отстают от «круглых коллег» и «Фиксики» – в этом мультсериале поднимаются темы денег, их происхождения. В одной из серий «Фиксики» доступно и подробно рассказывают юным зрителям, почему из-за денег ни в коем случае нельзя ссориться, – это серию стоит посмотреть и взрослым. Кое-что о финансах и правильном поведении в магазине можно узнать из мультика «Три кота». Также родители на различных ресурсах могут найти для своих детей и более специализированные мультфильмы на тему денег и их рационального использования.
4) Играйте с детьми в «магазин», включайте в процесс игры реальные деньги. Многие из нас в детстве ходили в «магазины» с «листиками» – но сейчас времена изменились. Не бойтесь включать в игру с малышом реальные деньги. Пусть он учится считать, а также развивает мелкую моторику.
5) Воспитывайте себя. Есть такая замечательная фраза: «Как бы вы ни воспитывали своих детей – ваши дети все равно будут похожи на вас. Так что в первую очередь воспитывайте себя». Эту фразу можно применить и к обучению малыша финансовой грамотности. Невозможно научить человека тому, чего не умеешь делать сам.
Кстати, в дальнейшем «финансовые игры» с детьми могут усложняться – в младшем школьном возрасте ребятам интересно будет, например, сыграть в «Монополию» или почитать статью в энциклопедии, посвященную деньгам. Но это – уже другая тема, вернемся к дошкольникам.
Игры и занятия для детей 6-7 лет
Познавательные навыки детей в 6 лет
Формируйте нравственность.
Наверное, это самое сложное. Никто уверенно не может сказать, что можно, а что нельзя и как именно правильно поступать в конкретной ситуации. Понимание жизни приходит с опытом. В воспитании нравственности важен баланс
Каждый хочет, чтобы ребёнок был добрым и отзывчивым, но важно понимать, что даже эти качества не всегда будут полезны, и нужно уметь постоять за себя, ведь мир слишком многогранен
Но все мы знаем, что в любой работе важно не навредить и куда иногда приводит дорожка из благих намерений. Далее мы собрали самые частые ошибки тех, кто хотел как лучше:. 1
«Петя уже читает, а ты нет». Не у всех есть браться и сёстры, но сын маминой подруги найдётся всегда. Сравнивать своего ребёнка с тем, кто как нам кажется, в чём-то преуспел, губительная тактика. Ребёнок может подумать, что вы бы предпочли, чтобы соседский мальчик был вашим сыном, закрыться и в знак протеста вообще отказаться от чтения. К тому же у родителя нет полноты картины. Пусть Петя читает, но мы не знает, какие трудности испытывает он в других областях, а наверняка ему есть куда стремиться
1. «Петя уже читает, а ты нет». Не у всех есть браться и сёстры, но сын маминой подруги найдётся всегда. Сравнивать своего ребёнка с тем, кто как нам кажется, в чём-то преуспел, губительная тактика. Ребёнок может подумать, что вы бы предпочли, чтобы соседский мальчик был вашим сыном, закрыться и в знак протеста вообще отказаться от чтения. К тому же у родителя нет полноты картины. Пусть Петя читает, но мы не знает, какие трудности испытывает он в других областях, а наверняка ему есть куда стремиться.
2. «Мне в детстве всё запрещали, не хочу, чтобы дочь испытала то же самое». Зачастую, пережив не очень богатое детство или чрезмерную строгость родителей, мы начинаем бесконечно баловать своего ребёнка, доводя его до того состояния, когда уже ничего не радует, потому что может появиться по первому запросу. Такие дети не умеют хотеть, мечтать, им не дают заслужить поощрение. Разберитесь в себе, проработайте ситуацию и дайте детям возможность почувствовать, что такое мечта.
3. «У меня нет запасных детей». Разумеется, родители хотят только лучшего для своего ребёнка, защищают и оберегают во всём. Но вы не сможете всегда быть рядом, а без возможности проявить самостоятельность ребёнок ничему не научится. Не получится везде подстелить соломку, так может просто лучше научить ребёнка «группироваться перед падением»?
4. «Съешь суп – получишь конфету». Пищевые привычки – отдельная и очень обширная тема, но категорически нельзя стимулировать «вкусняшкой» поедание полезной еды. Ребёнок будет делать это через силу вопреки желанию, лишь бы получить награду, и после этого будет ещё сильнее не любить суп. Это формирует неправильное пищевое поведение, провоцирует переедание и проблемы с весом.
5. «Мне можно, тебе нельзя». Взрослые понимают, что так оно и есть. Но малышу очень обидно слышать такую формулировку. Если что-то нельзя, всегда объясняйте почему и не делайте акцент на том, что вам это можно. Конечно, никто не посадит трёхлетку за руль автомобиля, но в парках аттракционов много альтернативных вариантов – и джипы, и кабриолеты и даже трактора, предложите ребёнку начать с малого.