Стили воспитания детей

Плюсы и минусы разных стилей воспитания детей

Опекающий и демократический стили воспитания

Гиперопекающими родителями чаще всего могут стать очень тревожные люди. Они уверены, что дети долго остаются маленькими и не способны к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи. В них все устроено таким образом, чтобы малышу было хорошо. Это происходит даже тогда, когда какое-либо поведение доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность детей пресекают любыми способами, им постоянно транслируют установки об опасности и вражде в окружающем мире.

Преимущества гиперопеки заключаются в спокойствии, безопасности и благополучии ребенка. Такой малыш в любом случае находится под контролем, он не говорит и не делает ничего лишнего. В первые несколько лет он целиком доверяет родителям и слушается их во всем.

Недостатки опекающего стиля состоят в появлении тревожности, чувства беспомощности. Для ребенка характерна задержка личностного развития и появление чувства вин за попытку обойти родительский наказ. Дети в такой семье не всегда чувствуют, что им доверяют. Они растут несамостоятельными, ленивыми и пассивными.

Демократический стиль семейного воспитания считают самым приемлемым и здоровым. В этом случае все члены семьи доброжелательны по отношению друг к другу, и в любом случае могут рассчитывать на поддержку родственников. В демократичной семье ее члены умеют договариваться, слышат и слушают друг друга, проявляя любовь и сочувствие.

Родители поощряют детскую самостоятельность и ответственность, при этом происходит формирование правильного поведения в обществе. Достоинства демократического стиля состоят в следующем:

  • Чувство любви и поддержки;
  • Умение брать на себя ответственность и самостоятельность;
  • Наличие права выбора;
  • Способность принимать решения в соответствии с возрастом;
  • Отсутствие страха обращаться за помощью к родителям;
  • Знание правил поведения в обществе;
  • Четкое осознание психологических границ самого себя и других людей;
  • Умение ставить цель и достигать ее;
  • Чувство уважения и умение с уважение относиться к другим;
  • Открытость новым знаниям, умениям и ощущениям;
  • Низкая подверженность негативным компаниям;
  • Наличие адекватной самооценки и уверенности в себе.

Стили семейного воспитания

Среди базовых выделяют несколько стилей, классификация которых опирается на уровень эмоционального принятия своего отпрыска родителями, степень их контроля над ним.

Демократический, авторитетный стиль

Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.

Родители, действующие в этом ключе:

  • относятся к ребенку активно, доброжелательно;
  • адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
  • глубоко понимают цели, мотивы поступков;
  • предполагают дальнейший путь развития чада.

Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:

  • способность к самоконтролю, трезвая самооценка;
  • самостоятельность, ответственность за свои действия;
  • проявления инициативы, активность;
  • адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками;
  • наличие собственного мнения, уважение к чужому.

Авторитарный стиль

Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.

Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:

  1. Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
  2. Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.

Индифферентный стиль

Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.

Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

Либеральный или попустительский стиль

С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:

  1. Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
  2. Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.

Обратите внимание
На формирование личности ребенка оказывает влияние не столько неправильный стиль воспитания. Любая типология представляет обобщенное представление о том, какие ценности проповедуют семьи и какими могут быть отношения внутри них

Основой взаимодействия с детьми является уровень авторитета взрослых. Истинный авторитет начинает строиться по крупицам еще с того момента, когда дитя «лежит поперек лавки». Контакт сам собой не возникает, его нужно выстраивать.

Как сделать воспитание максимально эффективным и правильным?

Каждый стиль, принятый за основу воспитания, можно подкорректировать по собственному желанию. Для этого психологами разработан ряд рекомендаций, выполнение которых сгладит недостатки любой методики и станет залогом счастливого детства и успешной жизни в будущем.

Исправить авторитарную методику можно, если начать считаться с потребностями и пожеланиями детей. Родители должны понять их побуждения и чувства, прислушиваться к словам. Рекомендуется чаще просить и предлагать варианты, избегая приказов и понукания.

Каждое действие при наказаниях нужно объяснять, чтобы стало понятно, в чем именно состоит проступок и почему он впредь не должен повториться. Дети должны начать самостоятельно выбирать себе круг общения, еду или одежду, музыку, чаще принимать решения без совета с родителями.

Скорректировать либеральный, попустительский стиль крайне желательно, поскольку он затормаживает правильное развитие и духовный рост подростка. Для этого родители должны проводить как можно больше времени вместе с детьми, наладить контакт и поддерживать доверительные отношения.

Разработка режима дня позволит малышу привыкнуть к дисциплине (к примеру, договориться о возвращении домой не позже 21 ч.), а также приучит к выполнению определенных обязательств: мытье посуды, помощь по дому, поход в магазин и др.

Если в семье царит гиперопека, то родителям не нужно ругать себя за чрезмерное внимание – оно возникает всегда из лучших побуждений. Исправить это можно простым способом – найти «золотую середину», при которой дети будут чувствовать внимание и заботу взрослых, но она не будет давить им на психику

Родителям нужно научиться советовать и помогать в решении проблем, а не делать это самостоятельно. Рекомендуется предоставить подростку свободу самому выбирать друзей, с кем и как общаться

Дисциплина, безусловно, в семье должна соблюдаться, но важно давать детям самостоятельность и личное время

ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ

Такой полезный для развития детей конгломерат отличает демократичный стиль воспитания. Основные признаки и приёмы взаимоотношений:

  • отношение к ребёнку как к личности, уважение его интересов;
  • воспитание под бережным и чутким контролем;
  • глубокое понимание поведенческих мотивов;
  • совместный выбор программ дополнительного образования;
  • условия для развития творческих способностей;
  • использование диалога в качестве средства решения спорных вопросов.

Если Вам удалось выстроить такие отношения с детьми, можно с гордостью делиться опытом с друзьями, коллегами и знакомыми. С большой вероятностью можно ожидать у сына или дочери адекватной самооценки, самостоятельности, послушности, инициативы и целеустремленности, умения мирным путем регулировать конфликты.

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской  любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя  либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность

Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. 

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя. 

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей. 

Авторитарный стиль воспитания

Для данного стиля характерна строгость родителей в отношении ребенка, контроль его действий. Родители в рамках авторитарного стиля самостоятельно решают, что хорошо, а что плохо для их чада. Для семей, в которых доминирует данный стиль, характерно насилие, подавление ребенка и его стремлений, мысль взрослых о недопустимости предоставления свободы выбора чаду. Они считают, что маленький член семьи должен жить так, как им кажется правильным.

Если говорить о ситуации просто, можно выразиться так: «Высокие требования в сочетании с игнорированием потребностей». Авторитарный стиль – это о жестком воспитании. Семья в нем принимает вид и форму буквально небольшой армии, где родители – строжайшие военачальники.

Какие могут быть последствия такого рода воспитания?

По причине того, что в случае с авторитарным стилем воспитания у детей практически отсутствует личное пространство, родители во всем контролируют их, ограничивают и заставляют жить «по накатанной», начинают формироваться негативные установки. Иногда дети, которые во всем подчиняются родителям, и вовсе сталкиваются с тяжелыми психическими последствиями.

Следствия преобладания авторитарно стиля для ребенка:

  • он не умеет принимать решения самостоятельно без «указки»;
  • у него нет собственного мнения, он привык руководствоваться тем, как и что «должно быть»;
  • у него складывается слабая жизненная позиция, возникает привычка подчиняться и делать так, как «нужно».

Иногда у детей, воспитывающихся в авторитарных семьях, формируется агрессивная, грубая личность. При этом свою агрессию они выливают сначала не на родителей, а на сверстников, друзей, животных. Они начинают считать, что грубость и доминирование с позиции силы – это нормально. Срываясь сначала на слабых или на почти равных, по мере взросления они начинают осознавать собственное, пусть и ложное, физическое и умственное превосходство над родителями. Доставаться начинает и им.

Последствия для личности вне зависимости от приведенных вероятных сценариев губительны. В первом случае общество получает безынициативного, неспособного самостоятельно мыслить и действовать человека, нуждающегося в шаблонах, помощи и «указках». Во втором высокой является вероятность того, что человек будет демонстрировать агрессию постоянно и во всем, что в худшем из стечений обстоятельств сделает из него преступника.

Как смягчить авторитарный стиль?

Склонность к контролю детей, желание направить их на верный путь – это норма. Но не в том случае, когда рамки контроля и наставлений переходят все разумные пределы. О вероятных проблемах рассказано в предыдущем разделе.

Вот 3 совета, как не перейти черту, за которой начинаются губительные для маленькой личности последствия:

  1. Знайте меру контролю. Вот пример: попросить дневник для проверки оценок – хорошо, лезть в портфель и рыться в нем – плохо.
  2. Не решайте за детей, как и кем им быть. Подсказывать, направлять, рассказывать о перспективах дела, профессии, увлечения – хорошо. Корить за то, что дети предпочитают рисование конструктору – плохо.
  3. Общайтесь с ребенком. Если помимо контроля, каким бы он ни был, а также «указок» в ваших с ним отношениях присутствуют только совместные приемы пищи, значит быть беде. Общение – верный мостик на пути к тому, чтобы дать маленькому члену семьи понять, что вы любите и цените его, что готовы общаться с ним даже вопреки желанию направлять и контролировать.

Считаете ли вы, что в вашей манере воспитания все хорошо?
Да. Мы счастливы с супругом (супругой), дети не жалуются ни на что. 28.57%

Иногда сомневаюсь и хочу что-то изменить, но это бывает редко. После прочтения статьи подумаю. 42.86%

Нет. Я хочу изменить стиль воспитания и буду прикладывать усилия. 28.57%
Проголосовало: 7

Авторитаризм

Этот стиль воспитания жесткий, в семье имеется ряд требований по отношению к поведению детей. В таких коллективах родители требуют от детей определенных побед, в случае фиаско — наказывают их, ведут жесткий контроль над поведением и времяпрепровождением ребенка, подавление идет с физической силой. Решения в семье принимаются исключительно взрослыми, и мнением ребенка не интересуются. Для этого стиля подходят такие формулировки: «будет так, как старший сказал», «потому что так говорит родитель».

Ребенок при таких отношениях с родителями не может принимать определенные действия самостоятельно, за него все продумано и решено. Метод «кнута и пряника» регулярно используется при возникновении спорных ситуаций, детство протекает с запретами и угрозами.

Впоследствии из-за этой формы воспитания детей в подростковом возрасте появляются большие проблемы. Девушки и юноши перестают воспринимать родителей, пропадает страх. Воздействие близких теряет свою силу, и ребенок становится неуправляемым.

Как развивается личность при авторитаризме в семье? Либо человек становится безвольным и слабым, не имеющим чувства собственного достоинства, с отсутствием каких-либо желаний, способности выбирать, либо деспотичным, грубым, циничным, агрессивным и конфликтным, ненавидящим собственных родителей и решающим конфликты грубой физической силой.

При данном стиле лучше всего придерживаться некоторых рекомендаций, например, учитывать выбор своего малыша, его побуждение и желание к чему-либо, сопереживать с ним. Необходимо не указывать ему на его поведение, а выбирать тактичность, давать советы, разговаривать мягким, доверительным тоном и с каплей эмоций, чтобы он видел присутствие к нему заинтересованности, чтобы чувствовал тепло и поддержку со стороны родителей.

Запреты и наказания должны быть объяснены ребенку спокойным тоном, можно ругать его за определенное поведение, но не оскорблять как личность. Например, нельзя говорить «ты — лгун», следует подчеркнуть, что ребенок сказал неправду, то есть неправильно поступил. Требуется давать младшему члену семьи возможность выбора своего окружения, не лезть в его личное пространство и не контролировать его разговоры и переписки, позволять ему одеваться по своему вкусу, выбирать себе стрижку волос и прочие аксессуары. Обязательно перед входом в комнату следует постучаться.

Внимание родителей, искренность в разговорах, тактичность, отсутствие унизительных ноток в отношении подростка помогут найти определенный компромисс. Терпимость к последнему и выделение достоинств усилят доверие детей к родителям

ОСОБЕННОСТИ АВТОРИТАРНОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ

Авторитарный стиль воспитания характеризуется:

  • требованием высоких достижений;
  • наказаниями за неудачи;
  • жёстким контролем личного пространства, интересов, навязыванием развивающих занятий;
  • запретами и угрозами вместо поиска компромисса.

Перечисленными методами от 7–8-летнего ребёнка можно добиться безукоризненного послушания. В подростковом возрасте авторитет родителей начинает уменьшаться. К этому времени последствия строжайшей требовательности могут сформироваться в комплексы, выраженные:

  • отсутствием собственного достоинства;
  • неумением принимать самостоятельные решения;
  • привычкой силовых решений спорных вопросов;
  • агрессией.

Некоторые приемы авторитарного стиля воспитания необходимо использовать в разумной форме и объёме. Например, дети должны знать, что определённые вещи делать нельзя, но доносить это нужно в форме инструкции, а не приказа.

Напутствие родителям

Вот рекомендации для родителей, которые сомневаются в том, что правильно воспитывают детей:

определите оптимальную модель взаимоотношений с детьми. Всегда можно найти баланс интересов и потребностей, не ущемляя ни маленьких членов семьи, ни себя. Старайтесь придерживаться демократичного стиля;
придерживайтесь принципов гуманизма и демократичности в воспитании. Хорошо, если вы станете для детей авторитетом, идеалом человечности, эталоном того, какой должна быть личность

Плохо, если они будут видеть в вас тирана или постоянно навязывающего свои интересы и мнения человека;
помните о важности участия детей в решении всех задач и обсуждении вопросов, касающихся взаимоотношений в семье.

Вы отвечаете за то, кем станут ваши дети. И речь не о профессии. Речь о том, какими они будут в первую очередь людьми.

Прилагайте максимум усилий к формированию личности ребенка, способствуйте его развитию, закладывайте в основу последнего принципы ответственности, самостоятельности и уважения к людям.

Какой стиль вам кажется наиболее приемлемым?
Вы сумели убедить меня, что авторитетный. 40%

Авторитарный. Я использую его и считаю верным. 0%

Либеральный. В нашей семье это норма. 0%

Опекающий. Как можно не заботиться о своих детях? 20%

Авторитетный. Я здравомыслящий человек и хочу вырастить таких же людей. 40%
Проголосовало: 5

Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную  неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.  

Каким вырастит ребенок при хаотичном стиле воспитания

Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений. 

Хаотический и индифферентный стиль

В случае с хаотическим стилем родители придерживаются разного мнения относительно модели воспитания. Каждый член семьи имеют свою точку зрения и считает её единственно правильной. Нередко у матери случаются эмоциональные перепады. В таких ситуациях дети становятся неуправляемыми и не учитывают родительские требования. Они страдают от неуравновешенности и не чувствуют себя защищёнными. Им хочется хоть как-то упорядочить окружающий мир. Во взрослом возрасте им обычно свойственна безответственность и инфантильность.

Индифферентный подход к воспитанию предполагает отсутствие всякого контроля со стороны взрослых. То же самое касается и самих взаимоотношений. Родители никак не взаимодействуют с детками, не занимаются ими. Или они слишком много работают, или им наплевать на то, какими вырастут дети. Каждый занят своими личными проблемами

Такое поведение обуславливает становление негативной самооценки малыша, который ощущает свою неважность и ненужность

СОВМЕЩЕНИЕ ОБОИХ СТИЛЕЙ ДЛЯ ЛУЧШЕГО РЕЗУЛЬТАТА

Безусловно, каждый родитель сам выбирает стиль воспитания детей, ориентируясь на собственный опыт и на опыт своих мамы и папы. Тем не менее, никогда не поздно задуматься, правильно ли выстраивается система отношений в Вашей семье? По отдельности, и у демократического, и у авторитарного стиля воспитания есть свои недостатки, которые в будущем могут привести к серьезным проблемам. Поэтому идеальным вариантом является такой стиль воспитания, который будет включать лучшее из авторитарного и демократического стиля. Семья, в которой родители обладают определенным авторитетом и учат детей дисциплине, оставаясь при этом их старшими друзьями, вероятнее всего воспитает лидеров, которым не чуждо сострадание и способность к саморефлексии.

Не бойтесь идти навстречу к изменениям внутри семьи, пробовать что-то новое в воспитании и в строительстве новых эмоциональных связей с детьми.

Стили семейного воспитания, влияющие на формирование личности подростка

Главная задача семейного воспитания состоит в создании благоприятных условий для духовного, физического, нравственного развития ребенка, а принципами являются гуманность, открытость и доверительность, разумная требовательность, помощь и поддержка.

Однако далеко не все родители следуют главной задаче и принципам воспитания.

Специалисты выделяют 3 основных педагогических стиля воспитания ребенка в семье:

  • авторитарный,
  • попустительский,
  • демократический.

Рисунок 1. Стили семейного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При авторитарном стиле родители используют свою власть и подавляют ребенка, а в итоге ребенок вырастает пассивный, мрачный, недоверчивый.

Попустительский стиль говорит сам за себя – ребенок предоставлен сам себе, потому что родители им занимаются мало. Ребенок, воспитанный в этом стиле, не отличается упорством, он не умеет строить планы и достигать цели.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют интересы ребенка, развивают его способности, поэтому ребенок растет любознательным во всех сферах и активным, отличается самостоятельностью.

Кроме основных стилей семейного воспитания, существует расширенная их классификация.

Стиль «Кумир семьи», когда ребенок находится в центре внимания и ему всё позволено. Такой стиль способствует воспитанию эгоиста с неадекватной самооценкой.

Стиль «Золушка» – ребенка постоянно наказывают и ругают, без эмоциональной поддержки. В будущем ребенок будет забитый и тихий с заниженной самооценкой и скрытой агрессией.

При гиперопеке право выбора у ребенка отсутствует, все вопросы за него решают родители, а ему остается расти пассивным и абсолютно не готовым к самостоятельной жизни. Гипоопека предполагает самотек в воспитании, его воспитывают все, кроме родителей и здесь множество вариантов развития, к сожалению, неблагополучных.

Попустительско-снисходительный стиль воспитания убеждает ребенка в том, что «ему ничего не будет», а при стиле круговой обороны родители не замечают неприемлемого поведения со стороны своего ребенка и считают, что он всегда прав.

Педантично-подозрительный стиль проявляется в тотальном контроле и недоверии, что делает ребенка нервным, агрессивным, тревожным.

Не лучше и жестко авторитарный стиль воспитания, когда у ребенка нет права голоса, нет выбора, и он растет стеснительным, замкнутым и, часто, агрессивным.

Что касается увещевательного стиля воспитания, то родительская позиция проявляется только на словах – ребенок сам себе хозяин. Такой стиль воспитания, как расширенная сфера родительских чувств нарушает личное пространство ребенка, не давая ему возможности иметь личные тайны, а это чревато внутренними конфликтами, агрессией, недоверием к людям.

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Для начала давайте разберёмся, какие есть стили воспитания, и как они влияют на развитие ребенка:

  1. Авторитарный стиль воспитания. Этот стиль воспитания придаёт мнению родителей непререкаемый авторитет. Плюсами данного подхода являются послушание, безраздельный контроль действий ребёнка. Но в то же время это и главные минусы описываемого стиля воспитания. Личное мнение младших членов семьи становится никому не нужным, лидерские качества угнетаются, отношение к родителям принимают вид «подчинённый – начальник», почти полностью пресекая попытки поиска душевного взаимопонимания. Дети, которых воспитывают в такой атмосфере, часто испытывают страх по отношению к родителям и стремятся побыстрее выпорхнуть из родительского гнезда.
  2. Демократический стиль воспитания. Этот стиль ставит родителя и ребёнка на одну ступень, создавая доверительные отношения между собой. Ребёнок не боится высказывать собственное мнение, он ощущает поддержку и заботу родителей. Демократический стиль не предполагает полного отсутствия давления со стороны мамы с папой, но сводит его к минимуму, позволяя раскрыться внутренним сторонам личности ребёнка. Совместное преодоление проблем помогает укрепить семейные узы и создать творческую атмосферу между членами семьи. У этого подхода тоже есть свои минусы. Например, тот факт, что в результате демократичного воспитания ребёнок может вырасти неподготовленным к суровой действительности. Встретившись, например, с тяжёлой работой, армией или жёстким начальством, его характер может сломаться.

Либеральный свободный стиль воспитания

Данный тип воспитания характеризуется наличием низкой дисциплины, теплых чувств между детьми и родителями. Родители на своих детей не возлагают больших ожиданий. Ребенку практически ничего не запрещается. Либеральные родители внимательны, заботливы, имеют тесные отношения со своими детьми. Они стараются дать возможность своим детям выразить себя, открыть творческие стороны и индивидуальность. Родители верят, что это научит их различать «правильное» и «неправильное». Им сложно установить границы допустимого поведения своих отпрысков, они часто поощряют раскованное поведение их и непоследовательны. Если в семье все же существуют некоторые правила, то детям не всегда можно следовать им. Ребенок, воспитывавшийся по свободному стилю воспитания в будущем может стать несчастным. Он более подвержен психологическим проблемам, депрессии, различным фобиям. Ребенок плохо будет успевать в школе, так как родители не интересуются его образованием, он не будет слушаться старших и не соблюдать законы и правила. Поскольку родители не научили своего чада контролировать себя и свое поведение, то у него мало шансов развить самоуважение. Ребенок может стать уязвимым, неспособным противостоять проблемам, что помешает ему участвовать в общественной жизни. Что, в свою очередь, приведет к возникновению препятствий в социальном развитии, у него не сформируется чувство собственного достоинства и хорошей самооценки. Ребенку очень трудно контролировать свои импульсы, проявляя незрелость и не желая браться за ответственную работу. Повзрослев он будет постоянно конфликтовать со всеми, кто не потакает ему, он не способен учитывать интересы других, устанавливать эмоциональные прочные связи, не готов к ответственности и ограничениям.

Воспитание до 3 лет

В первые годы своей жизни малыш доставляет много хлопот и радости. Но родителям, которые заботятся о крохе, не стоит откладывать воспитание ребенка до того периода, когда он подрастет. Начинать применять различные педагогические методики желательно как можно раньше, еще до того как малыш начнет добиваться первых успехов.

Особенности воспитания детей раннего возраста имеют непосредственную связь с развитием ЦНС. Так, психологические, аналитические и познавательные способности грудничков обладают существенными отличиями от тех, которые проявляют малыши постарше.

Среди особенностей воспитания детей, которые находятся в раннем возрастном периоде, отмечается низкое развитие речевого компонента, из-за чего его роль достаточно низка. Все разговоры с маленьким человеком несут информацию в основном из-за их эмоциональной окраски. Однако грудные детки развиваются достаточно быстро

И если в раннем периоде родители смогли окружить их заботой и вниманием, то уверенность в своих силах, жизнелюбие и устойчивость к стрессам будут сопровождать ребенка всю его жизнь

В первые месяцы после появления крохи на свет мама и папам важно выработать у него стереотипы, касающиеся ночного сна и режима дня. Это позволит биологическим темпам младенца постепенно подстроиться под семейные привычки

Предпочитаемый стиль родительского воспитания в семье

Только принцип разумного сотрудничества, приучение с ранних лет ребенка к самостоятельности, поддержка его инициативности способствует формированию полноценной личности юного человечка.

Гармоничными являются только те отношения, в которых ребенок признается автономной личностью, имеющей право на свои интересы и предпочтения.

От родителей требуется мастерство создания авторитета для своих детей и их друзей. Главное, авторитет, как разъяснял известный педагог Макаренко А.С., должен быть настоящим. Это значит:

  • авторитет ненавязчивой и ненадоедливой помощи
  • авторитет чуткого наставничества в деятельности дошкольника
  • авторитет внимательного отношения к интересам ребенка.

Сотрудничество родителей и ребенка обязательно должно дополняться безоговорочной любовью. Только в том случае, когда мама и папа любят своих детей вне зависимости от конкретных поступков и ситуаций, у ребенка формируется доверие к родителям, в частности, и вообще доверие к миру. А доверительные отношения дают защищенность, укрепляют чувство собственного достоинства ребенка, позволяют проявлять самостоятельность.

Дошкольнику одновременно нужна нежность и забота родителей и разумное ограничение импульсивных желаний

Очень важно, чтобы родители помнили, что их поступки гораздо больше влияют на ребенка, чем то, что они говорят в воспитательных целях

Демократические отношения позволят ребенку ощущать теплые чувства со стороны родителей, сформируют адекватную самооценку и понимание, что его поддерживают и доверяют, придадут уверенность в своих силах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: