Учим названия месяцев и играем
Продемонстрируйте ребёнку наглядно, как соотносятся месяцы с временами года, поместив карты с их названиями в соответствующий карман.
Для первых занятий достаточно запоминания двух — трёх месяцев, гораздо важнее, чтобы ребёнок старался запомнить, как они распределяются по временам года, какие относятся к лету, какие к зиме. Учим месяцы не спеша, стараясь подбирать понятные ребёнку ассоциации и примеры. В процессе обучения предлагайте малышу самостоятельно распределять карточки с названиями в нужные карманы, при этом проговаривайте их названия вслух.
Усложняем задание:
Чтобы научить ребёнка хорошо ориентироваться, в каком порядке месяцы следуют друг за другом в течение года, предлагаем следующее задание. Вытащите все карточки с названиями и перемещайте их в произвольном порядке. Потом положите их перед малышом и предложите разложить их в правильном порядке, начиная с января. Можно добавить элемент игры, рассказав, что это злая Баба Яга смешала карточки, и если не помочь месяцам стать в правильном порядке, то Новый Год не настанет.
Когда юный ученик быстро и без проблем начнёт складывать карты с названиями месяцев в правильном порядке, а также устно отвечать на вопросы: «Как называется первый месяц в году?», «Какой месяц идёт за мартом?», «Назови три осенних месяца, три летних и т.д.», тогда можно считать, что он успешно научился определять месяцы.
Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена
Развивающий мультик о временах года и месяцах из серии «Уроки Тетушки Совы»:
https://youtube.com/watch?v=qsllcSQSl7I
Ловкость рук… и никакого обмана!
О том, как полезно развивать мелкую моторику, знает, наверное, каждая мама. Но как эти занятия сделать увлекательными для малыша? На помощь приходят коробки и коробочки!
Проведите ревизию в кухонных шкафчиках, а также на полках и тумбочках. Наверняка, вы найдете разнообразные коробки, которые в данный момент не используются в домашнем хозяйстве. Жестяные банки для круп, старые школьные пеналы, коробочки из-под лекарств, футляры от киндер-сюрпризов, небольшие шкатулки, баночки из-под кремов… А для ребенка, между прочим, – это целый учебно-игровой набор. Ведь все эти коробочки устроены по-разному. У одних крышка откидывается, у других – отодвигается, у третьих – снимается. И гремят-стучат они по-своему (потому что мама заранее наполнила их различными предметами, безопасными и интересными).
Не спешите показывать малышу, как открывается та или иная коробка, дайте ему возможность сделать это самому. Для него это настоящее исследование. В конце концов ряд экспериментов непременно закончится победой – и тогда малышу достанется сюрприз, спрятанный в коробочке (не забудьте, что сюрприз должен быть достаточно крупным, чтобы ребенок не смог его проглотить).
Пусть коробочки будут разных размеров и сделаны из разных материалов. В них можно складывать игрушки, кубики, прищепки. Можно проводить и первые опыты классификации – группировать предметы по цвету, форме или размеру. Например, если у вас найдется коробка синего цвета, сложите туда все синие игрушки. В круглую шкатулку можно складывать маленькие каучуковые мячики, а в прямоугольный пенал – палочки и карандаши. Да и сами коробки – вещь многофункциональная. Они могут превратиться то в телефон, то в шляпу, то в тарелку.
А вот еще одна интересная игра с коробками (для нее можно также использовать разноцветные пластмассовые или бумажные стаканчики):
Изучаем и запоминаем названия месяцев
Проще всего научить ребёнка определять месяцы, опираясь на имеющиеся знания о временах года. Для этого можно самостоятельно сделать наглядное пособие, которое поможет вам быстро научить малыша нужному материалу и закрепить его знания о временах года.
Итак, нам понадобится:
- Кусок плотного картона размером 30х40 см.;
- 4 бумажных конверта;
- 4 красивые крупные картинки, изображающие зиму, весну, лето и осень;
- 12 карт из плотной бумаги с крупными названиями месяцев и соответствующими им тематическими картинками.
Приступаем к изготовлению
Шаг 1.
Разделите лист картона на 4 одинаковые части, на каждую наклейте картинку, изображающую определённое время года в такой последовательности: два верхних прямоугольника – это зима и весна, два нижних – лето, осень.
Шаг 2.
В нижней части каждой картинки наклейте конверт (лицевая сторона конверта приклеивается непосредственно на картинку). У конверта отрежьте верхний клапан, которым обычно его заклеивают. Должен получиться своего «кармашек» на картинке, изображающей время года.
В этот карман и нужно поместить соответствующие каждому сезону карты с названиями месяцев. В итоге, в каждом кармане должны находиться три карты. Размер карты нужно подобрать так, чтобы её большая часть выглядывала из конверта, и ребёнок мог без затруднений увидеть, что на ней изображено и название самого месяца.
Оформляем карты
Надписи «февраль», «март», «апрель» напишите или напечатайте чётко и крупным шрифтом. Первую букву названия месяца можно слегка выделить – сделать её другого цвета и чуть увеличить шрифт. Это поможет детям в будущем запомнить название месяца, в том числе, по первой букве. Однако этим способом удобнее пользоваться тем, кто уже хорошо знает алфавит.
Картинки на карточках должны изображать характерные события и приметы каждого месяца, доступные для запоминания малышом.
Например:
январь – новогодние праздники, июль – купание в речке или на море, март – первые подснежники и тюльпаны, апрель – день рождения ребёнка (сестры, бабушки) и т.д. Постарайтесь, чтобы картинки были яркими и запоминающимися. Можно разнообразить картинки домашними фото, на которых изображён сам малыш, при этом следите, чтобы было хорошо видно, какое именно время года изображено на фотографии.
Стихи, загадки, сказки, мультики, детские фильмы
В периоде с 3-х до 5, информацию о сезонах и месяцах малыш получает также из литературы и телевидения. Существует множество загадок и четверостиший на эту тему, которые легко заучиваются наизусть.
Зима.
Из трубы дымок идет.
Разрисовано стекло.
Катимся на санках.
Нам не холодно — тепло.
Лето.
Лето снова к нам дошло!
Стало жарко и светло.
По тропинкам прямиком
Бегут ножки босиком.
Весна.
Неделька марта пролетит,
Апрель капелью зазвенит,
За ним к нам май в цветах зайдёт,
Наш город солнышко зальет.
Осень.
Если на лесочке листья пожелтели,
Если в небо синее птицы улетели,
Если туча хмурая или дождик льется,
Всё, что за окошком — осенью зовется.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»
Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
- Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
- Ходит, держась за опору;
- Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
- Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.
Психоэмоциональное развитие:
- Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
- Понимает значение слова «нет»;
- Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
- Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
- Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.
Изучаем времена года и их особенности
Зима. Это, безусловно, царство снега. Дайте малышу попробовать снег пальчиками – подключите его тактильную память. Выстроите цепочку: зима – это снег, а снежок холодный и белый. Попозже, когда ребёнок подрастёт можно добавлять другие приметы, связанные с этим сезоном, рассказывать о популярных зимних развлечениях, праздниках.
Весна – время пробуждения
Обращайте внимание ребёнка на проклюнувшиеся почки, давайте ему потрогать молоденькие листики, травинки. Расскажите, какие птицы прилетают весной обратной после зимовки, какие животные пробуждаются от спячки.
Лето – с этим временем года у малыша, скорее всего, будет ассоциироваться отдых у любимой бабушки, либо другой его вариант – с родителями на море
Акцентируйте также внимание на том, что именно летом созревают столь любимые детьми фрукты и ягоды, что летом можно долго играть на улице, потому что день длинный, а ночь короткая.
Осень. Время, когда опадают, окрашиваясь в яркие цвета листья. Время изготовления интереснейших осенних поделок – из шишек, каштанов, ягодок и листвы. Поделки и аппликации из осенних даров природы легко соотнести с осенней порой. В то же время обращайте внимание на другие характерные признаки осени: становится холоднее, раньше темнеет, по утрам бывают заморозки, и некоторые птицы улетают зимовать на юг.
Отличный вариант для изучении времен года — это настольная игра. А играть в хорошо оформленную, яркую обучающую настольную игру — одно удовольствие. Ребенок достаточно быстро схватывает материал и сам проявляет интерес к игре.
- Настольная игра «Времена года» знакомит ребенка с изменениями в природе. Красивые иллюстрации научат ориентироваться в сезонах годового круга, различать месяцы и сравнивать состояния природы.
- Настольная игра «Времена года и часы» знакомит ребенка не только с временами года, но и учит определять время.
- Настольная игра «Магнитные истории. Времена года» поможет научиться понимать, чем зима, весна, лето и осень отличаются друг от друга. Игра состоит из магнитных полей и фигурок.
Выучили? Переходим к следующему этапу.
Загадки о временах года
ЗАГАДКИ О ЗИМЕ
* * *
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость людям подарила
И на санках прокатила
(Зима)
* * *
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …
(Зима)
* * *
Укрыла землю одеялом,
Сковала реки крепким льдом
И окна нам разрисовала
Искристым белым серебром.
(Зима)
* * *
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой)
ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ
* * *
Тает снег, звенят ручьи,
Все сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далеких.
(Весна)
* * *
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
(Весна)
* * *
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)
* * *
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной)
* * *
Пришла, улыбнулась
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
(Весна)
ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ
* * *
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето)
* * *
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
(Летом)
* * *
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …
(Лето)
* * *
Оно за весною
К нам в гости идет,
С собою приносит
Немало забот.
Горячие, долгие
Дарит деньки,
Чтоб зрели скорей
На полях колоски
(Лето)
ЗАГАДКИ ОБ ОСЕНИ
* * *
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.
(Осенью)
* * *
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
* * *
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …
(Осень)
* * *
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)
Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.
Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.
Зимой
день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.
Весной
день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны — это 8 марта и первомай.
Летом
солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Осенью
день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.
И снова наступает зима…
Не забудьте обсудить и само понятие «времена года», что такое год. Детки часто путают «время года», «время суток», «неделя», «месяц» и просто «время», сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:
В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)
Птицы эти вереницей летят,И не воротятся больше назад.В каждой стае птичек — семь,Вам они известны всем! (Дни недели.)
Двенадцать братьевДруг за другом бродят,Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)
Протянулся мостНа семь вёрст,А в конце моста -Золотая верста. (Неделя.)
Ежегодно приходят К нам в гости:Один седой,Другой молодой,Третий скачет,А четвёртый плачет. (Времена года.)
Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.
Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев
, и на каждое время года приходится по 3 месяца.
Малышам о временах года| Находилки-развивалки
Следующая серия, которую я хочу представить — «Находилки — развивалки»
(My-shop , Labirint , Ozon). В серии есть книги о каждом из времен года, а недавно серия пополнилась новыми интересными экземплярами («Река», «Море», «Детский сад»).
Главная фишка серии — эмоциональные, с правильным уровнем детализации, качественные иллюстрации немецкого художника Ханса-Гюнтера Дёринга. Стиль текста и иллюстраций характерны европейским современным детским книжкам. Кто-кто, а немцы знают толк в иллюстрациях.
Книги серии маркированы значком 2+, но часть текста книги и заданий для двухлеток сложноваты. Так, в книге о весне на одном из разворотов идет речь о последовательности посадки различных культур. Оказывается, в парник ранней весной можно посадить летние цветы и после майских праздников их надо будет пересадить на клумбу, в тот же момент необходимо посеять морковь и редис . Вопросики встречаются соответствующие «Какие луковичные растения растут в саду?», «Как празднуют Первое мая в России?». Если малыш еще не дорос до текста, то его сложные куски можно заменять комментариями мамы, чем мы и занимались в свое время.
Также из изъянов серии можно отметить обилие информации о немецких традициях чуждых нашей стране. Например, о символе пасхального зайца, о майском дереве и т.п.
Все перечисленные минусы перечеркивает превосходное качество иллюстраций
и невысокая цена.
Список тем, раскрытых в книгах о зиме и весне:
|
«Весна. Находилки-развивалки»
|
В рядах современного ассортимента книг о временах года для младших и средних дошкольников эта серия смотрится достойно. В своей ценовой категории является лучшей.
Понятие «Времена года»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.А. Пушкин
В поле солнечно и тиху.
Сушит землю знойный день.
Призадумалась гречиха.
Свесил голову ячмень.Г. Ладонщиков
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.Г. Ладонщиков
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется.
Лужи у крыльца.А. Плещеев
В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? — Это год.
Найди лишнее слово: зимний, холодный, морозный, спокойный, снежный, вьюжный. Придумай похожие слова: жаркий,..
Поиграем вместе: Если собирают грибы, это.., если набухают почки, это.., если ты гуляешь в валенках, это.., если ты одел теплую куртку, это… или…
Определи, какое время года изображено на картинках. Что происходит с деревом зимой, весной, летом и осенью?
Какое время года напоминают тебе эти предметы?
Расскажите ребенку что год состоит из 12 месяцев.
Разделим месяцы по временам года:
После этого вместе с ребенком заучите названия месяцев. Тут необходимо выучить с ребенком, сколько дней в каком месяце и как можно это определить.
Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы. Расскажи, что нарисовано на картинках. Рассмотри рисунки и расскажи, что происходит в природе в это время.
Найди в каждой группе лишний предмет. Объясни свой выбор.
Рассмотри рисунки и скажи когда это бывает? Назови время года.
Отгадай загадки про время
Птицы эти вереницей летят,
|
|
Двенадцать братьев
|
|
Протянулся мост
|
|
Ежегодно приходят
|
Как с помощью рук определить количество дней в любом месяце? Сожми руки в кулачки и поверни так, как показано на рисунке.
ЯНВАРЬ — 31 |
ИЮЛЬ — 31 |
ФЕВРАЛЬ — 28 (29) |
АВГУСТ — 31 |
МАРТ — 31 |
СЕНТЯБРЬ — 30 |
АПРЕЛЬ — 30 |
ОКТЯБРЬ -31 |
МАЙ — 31 |
НОЯБРЬ — 30 |
ИЮНЬ — 30 |
ДЕКАБРЬ — 31 |
Послушай стихотворение. Скажи, сколько дней в феврале в високосном году?
Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.
Определение знака года по китайскому гороскопу. Я РОДИЛСЯ:
Определи под каким знаком зодиака ты родился: Я РОДИЛСЯ:
КОЗЕРОГ 22 ДЕКАБРЯ — 20 ЯНВАРЯ |
РАК 22 ИЮНЯ — 22 ИЮЛЯ |
ВОДОЛЕЙ 21 ЯНВАРЯ — 18 ФЕВРАЛЯ |
ЛЕВ 23 ИЮЛЯ — 23 АВГУСТА |
РЫБЫ 19 ФЕВРАЛЯ — 20 МАРТА |
ДЕВА 23 АВГУСТА — 23 СЕНТЯБРЯ |
ОВЕН 21 МАРТА — 20 АПРЕЛЯ |
ВЕСЫ 24 СЕНТЯБРЯ — 23 ОКТЯБРЯ |
ТЕЛЕЦ 21 АПРЕЛЯ — 21 МАЯ |
СКОРПИОН 24 ОКТЯБРЯ — 22 НОЯБРЯ |
БЛИЗНЕЦЫ 22 МАЯ — 21 ИЮНЯ |
СТРЕЛЕЦ 23 НОЯБРЯ — 21 ДЕКАБРЯ |
Подрастающим детям необходимо всё больше знаний об окружающем их мире. Эта информация не обязательно касается получения практических навыков (чтения, счёта, умения вырезать и клеить). Смена времён года, месяцев и дней недели — как объяснить эти процессы, как научить ребёнка легко запомнить нужную информацию?
Для того чтобы малыш хорошо запомнил и в дальнейшем легко ориентировался в названиях месяцев, необходимо провести подготовительную работу — нужно научить его хорошо различать и определять времена года.
Это обучение можно начинать очень рано, уже в полтора-два года нужно обращать внимание ребёнка на характерные приметы каждого сезона
С чего начать обучение
Когда ребенку появляется интерес к миру и он начинает проявлять желание учиться, можно начать знакомство с месяцами года. Одним из первых шагов в обучении месяцам может быть создание календаря, на который изображено количество месяцев в году. Это поможет ребенку визуально ориентироваться во времени и запомнить порядок месяцев.
Дети летом часто станут обращать внимание на птиц, которые с огромным интересом ориентируются во временах года и меняют свои привычки в зависимости от сезона. Можно показать ребенку, как птицы меняют свое поведение когда наступает осень или зима
Самым подробным и эффективным вариантом обучения месяцам года является сочетание тактильного и визуального материала. Каждому месяцу можно придать свой цвет или предметный признак, чтобы ребенку было легче запоминать и ассоциировать месяцы года с определенными характеристиками. Например, январь может быть связан с снегом, февраль с зимними праздниками, а март с пробуждением весны и зелеными цветами.
Ребенку важно знать, что каждое время года имеет свои особенности и изменения, и он может самому увидеть их, обратив внимание на окружающий мир. Возраст ребенка не станет преградой в обучении месяцам года, ведь главное — это создать интерес и вовлеченность ребенка в процесс
Моменты на которые стоит обратить внимание
Когда выучить месяцы года, ребенок должен знать, что времена года делятся на 4 месяца: весна, лето, осень и зима. Он должен узнать, какое количество месяцев в каждом сезоне. Например, весной есть месяцы март, апрель и май, а летом — июнь, июль, август.
Интересно будет подробно рассказать ребенку о том, как изображено каждое время года на календаре. Если создать календарь с помощью ребенка, то он лучше запомнит, какой месяц какому времени года соответствует. Когда ребенок знает месяцы года, он может ориентироваться во времени по календарю.
Еще одним интересным вариантом обучения может быть использование тактильных признаков. Например, можно сделать зеленые листочки на март, чтобы ребенок понял, что это весна. Или приклеить белый ватный шарик на декабрь, чтобы ребенок понял, что это зима.
Строго следует обратить внимание на то, что месяцы года неизменны, а времена года находятся в постоянном движении. Например, зима всегда холодная и снежная, а летом тепло и ярко
Снег в зимние месяцы может быть признаком, что на улице холодно и мокро.
Важно, чтобы ребенок запомнил месяцы года в соответствии с возрастом. Для детей до 3 лет можно использовать изображения, на которых изображены времена года с помощью ярких цветов, птиц и символов
А в возрасте 3-4 года ребенок уже должен знать названия месяцев и уметь ориентироваться во времени.
Обучение разделению года на времена поможет ребенку лучше понять мир вокруг себя и научиться ориентироваться во времени.
Признаки времен года
Как выучить с ребенком месяцы года? Один из самых эффективных вариантов — обратить внимание ребенка на признаки времен года. Ведь каждое время года имеет свои характерные особенности, которые можно описать и представить тактильно или заставить ребенка самому создать
Например, чтобы выучить месяцы года, можно создать материал, на котором будет изображено количество месяцев. Ребенок, который уже знает числа и может ориентироваться по календарю, будет запоминать время года и когда они следуют
Также осенью или зимой можно поиграть с мокрым и сухим материалом, чтобы дети обратили внимание на признаки времен года
Основываться на природе тоже большое и интересное задание — ведь летом зеленые деревья, тепло и птицы поют. А осенью листья станут красными, а потом кружатся в воздухе и занимают все вокруг. Зимой же под ногами становится снег, а птицы улетают в теплые страны. Ребенку будет интересно узнать и запомнить эти признаки времен года.
Конечно, можно использовать и запоминать время года по календарю и обучаться в игровой форме. Например, можно составить колоду карточек, на которых будут изображены признаки каждого времени года. Ребенок сможет посмотреть на картинку и запомнить, когда и в какой месяц это происходит. А можно и подробно рассказать ребенку обо всех временах года: что происходит в каждом месяце, какие признаки и какие вещи можно использовать.
Предварительный просмотр:
для педагогов ДОУ
Учитель-логопед Егорова И.А.
МАДОУ «Детский сад № 64»,
Г. Березники, Пермский край
Родители и педагоги дошкольных образовательных учреждений
нередко сталкиваются с проблемой трудного запоминания детьми времен и месяцев года. В частности дошкольники очень часто допускают ошибки при дифференцировании зимних, осенних, весенних и летних месяцев. Особенно это касается детей, имеющих различные речевые нарушения, так как наличие последних нередко приводит к быстрой истощаемости нервных процессов, снижению вербальной памяти (процессов запоминания, сохранения и припоминания речевой информации).
Данное методическое пособие поможет детям старшего дошкольного возраста быстро и в игровой форме запомнить названия двенадцати месяцев года, научит их делать умозаключения и совершенствует звукобуквенный анализ слов.
- Развитие звукобуквенного анализа слов.
- Закрепление лексической темы «Времена года».
- Совершенствование связной речи.
- Развитие логического мышления.
Методика организации работы с детьми.
- Педагог называет, например, осенние месяцы и просит определить, с какого звука начинается название каждого.
- На магнитной доске дети выкладывают слово из первых звуков каждого месяца и читают его. (СОН)
- Педагог предлагает назвать признаки осени и вспомнить, что происходит с природой в это время года. Наводит детей на мысль, что осенью природа как будто засыпает, готовясь к приходу суровой зимы.
с ентябрь о ктябрь н оябрь
О С Е Н Н И Е М Е С Я Ц Ы
Если от месяцев осени
Первые буквы возьмем,
Поставим их по порядку –
Получится слово « С О Н ».
Так осенью бывает
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Л Е Т Н И Е М Е С Я Ц Ы
Июнь, июль и август
Месяцы лета всегда!
Соединим их первые звуки
И будет у нас «И-И-А!»
Маленький ослик говорит нам это.
Просто он очень любит лето !
Июнь Июль Август
З И М Н И Е М Е С Я Ц Ы
Зима, как собака,
В студеный мороз
Кусачей бывает не только собака,
Кусачим бывает и зимний мороз!
Декабрь Январь Февраль
В Е С Е Н Н И Е М Е С Я Ц Ы
Март, апрель и май не сложно
Вмиг запомнить нам!
Соединим их первые звуки –
Получится слово «М А М»!
Весна как мама нас согреет,
Дарить любовь она умеет…
Март Апрель Май
Учим названия месяцев и играем
Продемонстрируйте ребёнку наглядно, как соотносятся месяцы с временами года, поместив карты с их названиями в соответствующий карман.
Для первых занятий достаточно запоминания двух — трёх месяцев, гораздо важнее, чтобы ребёнок старался запомнить, как они распределяются по временам года, какие относятся к лету, какие к зиме. Учим месяцы не спеша, стараясь подбирать понятные ребёнку ассоциации и примеры. В процессе обучения предлагайте малышу самостоятельно распределять карточки с названиями в нужные карманы, при этом проговаривайте их названия вслух.
Усложняем задание:
Чтобы научить ребёнка хорошо ориентироваться, в каком порядке месяцы следуют друг за другом в течение года, предлагаем следующее задание. Вытащите все карточки с названиями и перемещайте их в произвольном порядке. Потом положите их перед малышом и предложите разложить их в правильном порядке, начиная с января. Можно добавить элемент игры, рассказав, что это злая Баба Яга смешала карточки, и если не помочь месяцам стать в правильном порядке, то Новый Год не настанет.
Когда юный ученик быстро и без проблем начнёт складывать карты с названиями месяцев в правильном порядке, а также устно отвечать на вопросы: «Как называется первый месяц в году?», «Какой месяц идёт за мартом?», «Назови три осенних месяца, три летних и т.д.», тогда можно считать, что он успешно научился определять месяцы.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Развивающий мультик о временах года и месяцах из серии «Уроки Тетушки Совы»:
Для детей времена года
выглядят, как каждый раз новый мир с яркими характерными красками, запахами и ощущениями, присущими определенному времени года. Ознакомление детей с временами года можно начинать с картинок с описанием природы, демонстрирующих особенности сезона, знакомить с легкими стихами о природе для детей про времена года в картинках и загадках.
В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.
Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.
Краткий итоговый список методик обучения месяцам и сезонам, по годам жизни
- 2-3 года. Беседы во время прогулки, карточки с сезонами года.
- 3-5 лет. Стихи, рассказы, сказки, мультфильмы, фильмы и обсуждение увиденного, изучение алфавита.
- 5-6 лет. Часы с сезонами и месяцами, карточки с конвертами, ассоциации.
- 6-7 лет. Путь к учёбе в школе, ежедневная работа с прописями, указывая дату.
Мультфильм о временах года и месяцах из цикла «Уроки тётушки Совы»:
Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.
Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.
Зимой
день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.
Весной
день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны — это 8 марта и первомай.
Летом
солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Осенью
день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.
И снова наступает зима…
Не забудьте обсудить и само понятие «времена года», что такое год. Детки часто путают «время года», «время суток», «неделя», «месяц» и просто «время», сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:
В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)
Птицы эти вереницей летят,И не воротятся больше назад.В каждой стае птичек — семь,Вам они известны всем! (Дни недели.)
Двенадцать братьевДруг за другом бродят,Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)
Протянулся мостНа семь вёрст,А в конце моста -Золотая верста. (Неделя.)
Ежегодно приходят К нам в гости:Один седой,Другой молодой,Третий скачет,А четвёртый плачет. (Времена года.)
Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.
Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев
, и на каждое время года приходится по 3 месяца.