Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии у дошкольников

Виды логопедического массажа

Содержание

Слайд 1
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно- педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед
МДОУ «ЦРР-детский сад «Колосок»
Савенкова Юлия Владимировна

Слайд 2
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают
в работу близлежащие мозговые системы.

М.Е.Хватцев

Слайд 3
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в последнее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи. Как правило, такие речевые нарушения сопровождаются нарушениями функций мышц артикуляционного аппарата, что приводит к стойкому нарушению звукопроизношения. Специалисты отмечают, что в этих случаях применение традиционных методик по коррекции звукопроизношения часто оказывается малоэффективным. Поэтому большое значение в логопедической работе приобретает использование новых методик, таких как, зондовый массаж .
Целью логопедического массажа является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. 

Слайд 4
Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи является:
– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипотонуса и гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
– увеличение силы мышечных сокращений;
– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения

Слайд 5
Аппаратный массаж.
Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных приборов.

Слайд 6
Зондовый массаж
Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Слайд 7
Самомассаж мышц языка
Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики

1. « Поглаживание языка губами» Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад,
в полость рта.

3. « Жуём блинчик» Улыбнуться,
приоткрыть рот,
поставить кончик языка за нижние зубы
(как в упражнений « Горка»),
потом выдвинуть
его чуть- чуть вперёд и
покусывать свёрнутый язык.

Слайд 8
1. «Рисуем дорожки» Движение пальцев от середины лба к вискам

Самомассаж мышц лица

2. «Рисуем яблочки» Круговые движения пальцев от середины лба к вискам
3. «Умыли личико» Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Слайд 9
Предполагаемые результаты:
Применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц или наоборот повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Слайд 10
За период 2013-2014 учебного года у детей – логопатов, получающих логопедический массаж, наблюдается:
• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции

Слайд 11
Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Показания и противопоказания

Зондовый логопедический массаж применяется при:

  • дизартрии – нарушенном произношении из-за поражения нервной системы;
  • ринолалии – нарушении артикуляции и голоса из-за дефектов речевого аппарата;
  • проблемах с голосом;
  • заикании;
  • алалии моторного типа;
  • дислалии – дефектном звукопроизношении при нормальном слухе и артикуляционном аппарате.

Массажные упражнения противопоказаны при:

  • рвотном синдроме;
  • воспалительной реакции в носоглоточной области;
  • механических повреждениях языка;
  • патологиях крови любого происхождения;
  • инфекционном поражении организма;
  • склонности к аллергии, сопровождающейся отёком слизистых покровов;
  • болезнях, симптомом которых являются судороги;
  • травмированной или пораженной грибком полости рта у пациента;
  • открытых ранах на руках массажиста.

I. Польза логомассажа для детей

Логомассаж отлично воздействует на речевой аппарат. Специальные приемы позволяют менять состояние мышц, нервных волокон, кожи, сосудов так, что ребенок начинает лучше произносить слова.

1. Достоинства логомассажа

Выполнение достаточно простых движений позволяет улучшить ситуацию с замедленным развитием речи. Вот к чему приводят регулярные сеансы:

  • нормализуется тонус мышц, которые отвечают за мимику и артикуляцию;
  • уменьшается патологические и случайные движения мышц;
  • активизируется и увеличивается сила сокращения мышц аппарата речи;
  • улучшается артикуляция, произношение становится более четким, быстрым, объемным.

Достаточно нескольких недель, чтобы улучшить тонус органов артикуляции и задействовать малоподвижные мышцы. Логопедический массаж способен с нуля сформировать координацию движений речевых органов, а также расширить их диапазон.

2. Показания и противопоказания

Массаж можно эффективно применять при таких заболеваниях, как дизартрия, дислалия, алалия, афазия и т. д., а также при различных дефектах речи, задержки развития аппарата речи и нарушении мышечного тонуса.

У процедуры есть свои противопоказания:

  • инфекционные заболевания;
  • кожные болезни;
  • проблемы со слизистой оболочкой глаз;
  • увеличенные лимфоузлы.

Нельзя проводить процедуру, если ребенок боится. Если малыша не получается успокоить, то сеанс нужно отложить.

Давайте теперь разберемся, какие виды логомассажа вообще существуют, и разберем конкретные техники.

Важность речевого развития

Задача родителей – создание условий к тому, чтобы дети максимально рано приступили к коммуникационному развитию, учились обмениваться эмоциями, воспринимать окружающие явления и вещи. Для малышей, еще не умеющих говорить, крайне важным является невербальный способ коммуникации, позволяющий показать окружающим людям эмоции без слов. Так, зевание – сигнал для родителей, что малыш устал, улыбка – что у младенца замечательное настроение. Когда родители правильно отвечают на невербальные посылы малыша, они способствуют его развитию, ускоряют переход к вербальному общению.

При правильно развитой речи дети имеют:

  • развитые мыслительные процессы;
  • активное функционирование нервной системы;
  • способность четко и быстро читать, грамотно писать;
  • способность верного восприятия поступающей информации;
  • высокую способность к планированию и обучению;
  • ясное и чёткое изложение мыслей.

Инструменты для массажа и техника выполнения

Массаж следует доверять специалисту высококвалифицированному и опытному. Желательно, чтобы использовались качественные и безопасные зонды от зарекомендовавших себя фирм. Родители должны водить малыша на каждую процедуру, а если занятия проводятся дома, то их нельзя пропускать.

Курс процедур длится 2 – 3 недели. После 1,5-месячной паузы курс возобновляют. Повторность каждого упражнения – 30 – 35 раз. Иногда достаточно одного курса, чтобы привести в норму речь. Обычно дети с удовольствием идут на процедуры, не испытывают от зондов никаких неприятных ощущений.

Массажисты используют следующие логопедические зонды для массажа:

  1. Вилочковый (№1). Острым концом приспособления колют язык, губы, щёки, заднюю стенку полости рта. В результате мышцы начинают интенсивно сокращаться. Производятся аккуратные и несильные движения. После нескольких занятий специалист может добавить к покалыванию покачивания зондом. Инструмент в течение нескольких секунд качают в разные стороны и по кругу.
  2. Восьмерка (№2). Инструмент предназначен для стимулирования губ, языка и щёк. Выбранный участок тела растирают сверху вниз и обратно петлеобразной основой. По поверхности языка зонд не двигают, только давят на орган, качают петлю на нём.
  3. Саночки (№3 – большие, №4 – средние, №5 – мелкие). Приспособления для стимулирования мускулатуры языка, губ, щёк и задней стенки ротовой полости различаются величиной основы, силой давления, охватом рабочей области.
  4. Топорик (№6). Инструмент для активной работы с языком, губами и скулами. Он давит на мышцы, перекатывается по ним, восстанавливая здоровый мышечный тонус. При гипотонусе давят сильнее, при гипертонусе – слабее. Сдавливание не должно длиться больше 5 секунд.
  5. Крестовина (№7). Инструмент работает исключительно с языком. Он давит на орган, толкает его назад, благодаря чему активно сокращаются языковые мышцы.
  6. Толкачик (№8). Зонд предназначен для поочередного давления на язык и расслабления органа. Давление длится не больше 5 секунд.

Зондовый массаж языка

Массаж языка зондами длится 5 минут, его проводят несколько раз в день. Перед процедурой желательно сделать гимнастику для разминания языковых мышц, включающую следующие упражнения:

  1. Качели. Язык высовывают, двигают им с одного угла рта к другому. Рот держат открытым.
  2. Часики. Открывают рот, облизывают языком губы по кругу в разные стороны.
  3. Губы вытягивают в улыбку, открывают рот. Язык кладут на нижнюю губу, начинают усиленно выдувать воздух.
  4. Лошадка. Осуществляют цокающие движения языком. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  5. Барабанщик. Губы вытягивают в улыбку, рот приоткрывают. Языком стучат по краям верхних резцов.

В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?

  • при моторной алалии, когда у ребенка задержка речевого развития и нужен мощный толчок для «запуска» речи. Задача массажа — улучшить поступление сигналов в головной мозг, для развития пораженных отделов. После процедуры пациент начнёт звукоподражать.
  • при дизартрии (расстройства произношения, вызванного нарушением иннервации органов артикуляции), в том числе при ДЦП. Нормализуется тонус мускулатуры, улучшается проводимость нервных импульсов.
  • при заикании, для снижения тонуса мышц артикуляторов.
  • используется при реабилитации утраченных речевых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается произносительный аспект речи, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
  • при гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
  • при нарушении глотания и жевания.
  • при ограниченной подвижности языка, вследствие укорочения подъязычной связки. При легком нарушении массаж улучшит её эластичность. При более выраженном нарушении подъема потребуется хирургическое вмешательство.
  • при ринолалии.  Логопедический массаж разгладит рубцы, негативно влияющие на подвижности органов, послеоперационные швы, улучшит работу мышц.

III. Особенности логомассажа для детей в домашних условиях

Где делать массаж, дома или в клинике? Выбирайте то место, где ваш ребенок будет чувствовать себя комфортнее. Одни дети лучше проходят процедуру, находят в новых условиях – они затихают и поддаются гипнозу врача. Другие дети любят домашние знакомые условия, а в клинике ведут себя беспокойно. Конечно, рядом с малышом должна быть мать, чтобы снять его волнение.

Руки перед процедурой следует обработать раствором с содержанием спирта.

Ребенок должен хорошо себя чувствовать во время процедуры, так что не стоит делать ее перед сном или сразу после еды. Сеансы не должны быть длинными.

Положите малыша на кровать и подложите под его голову подушку либо посадите его в кресло. Главное, чтобы ребенок расслабился и ему ничего не мешало свободно дышать. Не помешает несколько одобряющих слов.

Продолжительность сеанса в зависимости от возраста:

  • дети до 2-3 лет – до 8-10 мин.;
  • дошколята – до 17-20 мин.;
  • от 7 лет – до 26-30 мин.

Повторять сеансы можно не чаще трех раз в неделю. Достаточный курс может включать от 10 до 15 сеансов.

Во время сеанса не забывайте разговаривать с ребенком, чтобы ему не было скучно. Можно рассказать малышу сказку или включить приятную музыку. Вы сами можете спеть песенку.

Теперь разберем конкретные приемы логомассажа для детей.

IV. Как проводить массаж?

Далее расскажем о том, как массировать лицо ребенка, использовать ложки и проводить артикуляционный и пальчиковый массаж для развития речи.

1. Логомассаж лица

Придерживайтесь следующих указаний, если иное вам не указал врач: при выполнении массажа двигайтесь сверху вниз, старайтесь не напрягаться. Не забывайте, что ваши руки – это настоящее лекарство!

2. Логомассаж ложками

Ложки позволяют хорошо воздействовать на речевые зоны. Обязательно убедитесь, что у ложек гладкая поверхность! Любые самые мелкие заусенцы могут травмировать кожу ребенка! Достаточно повторить все движения по 7-8 раз.

3. Артикуляционный массаж для развития речи

Данный вид массажа требует использования шпателя или зубной щетки. В принципе, его можно провести и руками. Не забудьте надеть медперчатки! Положите рядом стерильную салфетку, чтобы убирать слюну. Если ребенок почувствовал боль – прекратите сеанс.

Перед началом процедуры будет полезно расслабить ребенка: для этого массируйте воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти.

4. Пальчиковый логомассаж для развития речи

Массировать пальчики – проще всего

Здесь не нужны какие-то серьезные знания или меры предосторожности. Этим занимаются все заботливые мамы и папы

Наиболее полезен такой массаж для детей, которым еще не исполнился годик.

Все описанные процедуры действительно позволяют исправить звукопроизношение, сформировать правильное речевое дыхание, усилить голос и стабилизировать эмоциональное состояние. Поэтому рекомендуем вам выполнять разные виды процедур, чтобы ускорить коррекцию речи.

Читайте в нашей статье подробнее о том, как научиться говорить красиво и грамотно во взрослом возрасте >>>

5. Наборы инструментов для логомассажа

Впервые использовать специальные инструменты для коррекции речи придумал российский логопед, профессор и сурдопедагог Федор Андреевич Рау. Он же разработал первые формы зондов, которые используются логопедами по сей день.

Принято делить инструменты для логомассажа на постановочные и массажные. Постановочные применяются для проведения терапии Рау и Волковой, а также для промежуточных методик.

Массажные зонды применяются в методике Новиковой.

Зонды чаще всего производят из стали и проволоки. В магазинах можно купить комплекты зондов для выполнения разных методик логомассажа. Обычно в таких комплектах от семи до 12 инструментов. Стоят наборы в пределах 2-3 тыс. рублей. Для выполнения процедуры также могут пригодиться следующие инструменты:

  • массажная палочка;
  • устройство для поднятия языка;
  • зеркало (для обследования рта);
  • винная пробка (для артикуляционной гимнастики);
  • роторасширители.

Картография проекции органов на кисти и ушной раковине

Методика Новиковой с неговорящими детьми

Чаще всего зонды для логопедического массажа применяются при дизартрическом расстройстве, когда пациент испытывает большие трудности с произношением звуков. Зондовый вид массажа разработала знаменитый педагог-логопед Елена Викторовна Новикова. Процедура проводится при помощи восьми приспособлений разной конфигурации, называемых зондами.

Каждый зонд применяется для логопедического массажа с определенной целью, воздействует на конкретную область, нуждающуюся в коррекции. Специалист определяет, какой участок требует коррекции, с какой силой на него нужно давить. Главное, пациент не должен испытывать болевые ощущения. Если устраняется мышечный гипертонус, то пациент может чувствовать незначительное напряжение мышц. В этом случае для ослабления дискомфорта следует усадить малыша в мягкое сиденье или уложить на удобную поверхность.

Зондовые процедуры корректируют технику речи, обеспечивают:

  • улучшение голоса;
  • нормализацию разговорного дыхания;
  • восстановление психики и состояния нервной системы;
  • тонус речевой мускулатуры;
  • формирование правильного звукопроизношения.

Массажист обращает внимание на состояние лицевой мускулатуры пациента. Исходя из уровня поражения мышц, специалист назначает количество процедур, необходимых для нормализации состояния

Логомассаж для детей в домашних условиях

Массаж, способствующий развитию речи, можно проводить дома. Родителям следует проконсультироваться с логопедом насчет техники проведения упражнений и противопоказаний.

В домашних условиях массируют лицо и язык пальцами и чайными ложками, проводят дыхательную и артикуляционную гимнастику.

В основе массажа лица разглаживания, растирания, разминания, которые не должны вызывать дискомфорт у пациента. Лицевой массаж имеет поэтапную технику:

  1. Лоб разглаживают с середины к вискам, от надбровных дуг к ушным раковинам. Затем разминают легкими движениями.
  2. Щеки мнут и растягивают от уголков губ к вискам, от скул к подбородку.
  3. Нос разглаживают, легкими движениями растягивают. Затем гладят область от крыльев носа до уголков губ.
  4. Губы разглаживают, растягивают от середины к уголкам.
  5. Подбородок разглаживают от середины к уголкам рта.
  6. Шею стимулируют разглаживающими и разминающими движениями.

Сегодня популярностью пользуется логопедический лицевой массаж ложками. Он также осуществляется поэтапно. Массажист ложками:

  1. Гладит виски пациента.
  2. Гладит область глазниц.
  3. Разглаживает щёки.
  4. Трёт виски выпуклой поверхностью ложек.
  5. Трёт межбровную область выпуклой поверхностью столового прибора.
  6. Растирает носогубные складки ручками приборов.
  7. Гладит губы с незначительным давлением.
  8. Разминает скулы и подбородок.

Массаж в области щек и подбородка

Массаж оказывает воздействие на скуловые, щечную, жевательную, подбородочную мышцы, а также мышцы, изменяющие положение губ (мышца смеха, мышца, поднимающая угол рта; мышца, опускающая угол рта; мышца, опускающая нижнюю губу). Особенно важным является воздействие на жевательные, крыловидные и височные мышцы, так как от их состояния зависят качество движения нижней челюсти, положение рта в покое, функция жевания.

Расслабляющий массаж.

  1. Указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, а остальные — под подбородком.
  2. Указательные пальцы обеих рук располагаются над верхней губой, средние — под нижней, а остальные — под подбородком.
  3. Движение всеми пальцами (кроме большого) начинается от спинки носа, проходит через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха.
  4. Движение осуществляется тремя пальцами (указательный, средний, безымянный) обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка.

Активизирующий массаж.

  1. Круговое растирание в области щек проводится тыльной поверхностью концевой и средней фаланг четырех пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости.
  2. Аналогичным образом круговое растирание осуществляется от середины подбородка вверх к крыльям носа.
  3. В области жевательной мышцы производят разминание спиралевидными движениями и круговое растирание.
  4. Тыльной поверхностью средних фаланг, сжатых в кулак, производят потряхивание щек как в продольном, так и в поперечном направлении.

V. Условия проведения сеансов

Повторим, что процедуру лучше проводить в проветренном помещении с нормальной освещенностью. Ребенка лучше умыть и прополоскать ему рот. Во время сеанса нужно следить за эмоциональным состоянием ребенка: если он выражает беспокойство или недовольство – процедуру лучше прекратить.

Помните, что логомассаж предполагает проработку губ, нижней челюсти и языка. Начинать и заканчивать сеанс лучше с поглаживаний.

Врач должен указать оптимальное число повторений каждого движения. Обычно достаточно повторять 4-6 раз. Для начала достаточно провести процедуру длительностью до 5 минут. Далее можно увеличивать продолжительность массажа. Ребенка нужно психологически подготовить к тому, что над его лицом будут совершаться манипуляции в течение 20 минут. Для малышей длительность процедуры нужно ограничить 3 минутами.

Следует регулярно посещать врача, чтобы фиксировать изменения и при необходимости изменить или отменить процедуры.

Помните, что не только логомассаж, но и пение также помогает детям развивать речь. Если вы хотите помочь своему ребенку, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: