Понятие пунктуации
Знаки пунктуации
В системе русского языка используется десять основных знаков препинания, назвать которые несложно: это точка и двоеточие, восклицательный и вопросительный знаки, запятая и тире, кавычки и точка с запятой, многоточие и скобки.
Они необходимы для того, чтобы поставить в тексте определенные смысловые границы, которые помогают пишущему более четко и понятно передать свою мысль тому, кто прочитает написанное. Есть знаки препинания, которые делят на предложения текст, а есть такие, которые ставятся внутри предложения и выделяют его смысловые части.
Самым древним знаком препинания является точка. Еще древние греки и римляне использовали ее при написании своих речей, так как она значительно облегчала восприятие текста при декламации.
Обучающий материал
- Что такое обращение
- Запятые в предложении с союзом «как…так и»
- Запятая в сложносочиненном предложении
- Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
- Запятая в предложении со сравнительным оборотом с союзом «как»
- Запятая перед союзом «и»
- Запятая перед союзом «если»
- Запятая перед словом «когда»
- Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом
- Когда причастный оборот выделяется запятыми?
- Когда не выделяется запятыми деепричастие и деепричастный оборот?
- Запятая в предложениях со словом «надеюсь»
- Запятая в предложениях со словосочетанием «в связи с чем»
- Запятая в предложениях со словосочетанием «на первый взгляд»
- Запятая в предложениях со словосочетанием «может быть»
- Постановка запятой перед «так как»
- Запятая в предложениях со словом «например»
- Запятая в предложениях со словом «в частности»
- Запятая в предложениях со словосочетанием «конечно же»
- Запятая в предложениях со словом «кажется»
- Запятая в предложениях со словом «либо»
- Запятая в предложениях со словом «когда»
- Запятая в предложениях со словом «как будто»
- Запятая в предложениях со словом «как»
- Запятая в предложениях со словом «что»
- Запятая перед союзом «или»
- Запятая перед союзом «и»
- Запятая перед словом «согласно»
- Запятая в обороте со словом «благодаря»
- Запятая в предложениях со словосочетанием «чаще всего»
- Тире в сложносочиненном предложении
Смысловой или семантический
Постановка знаков подчинена также смыслу предложения. Из этого следует, что структурный принцип неотделим от смыслового: не понимая смысла, невозможно выделить в предложении отдельные части. Чаще всего деление предложения по смыслу и по структуре совпадает, но бывает так, что один только структурный принцип не может подсказать верную расстановку знаков.
В своём крайнем варианте это то самое классическое «казнить нельзя помиловать», где одна запятая меняет смысл фразы на противоположный.
Пример: «В комнате были Ксения, моя подруга (,) и её муж». Пропуск запятой меняет количество действующих лиц в предложении, превращая уточняющий оборот в ещё одно однородное подлежащее. Получается, что в комнате было три человека вместо двух.
Однако чаще речь идёт об оттенках смысла, непонятных вне контекста. Пример: «Друзья (,) мне сказали, что всё отменяется». С запятой ― обращение в безличном предложении. Без неё это подлежащее (сказали именно друзья, а не кто-то другой).
Другой пример:
- «Они не строят дома так, как мы строим». Ударение на «так» и на «мы». (Они строят иначе, чем мы.)
- «Они не строят дома, так как мы строим». Акцент на «мы». (Они не строят, потому что мы уже это делаем.)
Для сравнения пример, в котором может не получиться прибегнуть не только к структурному, но и к интонационному принципу. На слух оба вопроса звучат практически идентично:
- Это, значит, ваш друг? А я его выгнала.
- Тут написано «tu amigo». Это значит «ваш друг»?
Таким образом, иногда только пунктуация определяет, в каком значении употребляется отдельное слово, и от этого зависит всё предложение.
Смысловой принцип также позволяет использовать авторские знаки. Так называются знаки, которые не требуются по грамматическому правилу, но намеренно выбраны автором для передачи дополнительных оттенков значения, экспрессии или указания на особую интонацию, на изменение ритма, на долгие паузы: «Читайте, завидуйте, я — гражданин».
Здесь этот принцип тесно переплетается с интонационным.
Для чего она нужна?
Узнав, что изучает пунктуация, стоит обратить внимание на ее практическую ценность. Ведь, к примеру, практическое значение орфографии понятно большинству из нас — если не приучать людей правильно писать, окружающим станет непонятно, что они хотят сказать: полет или помет и т
п. При этом многие «жертвы» школьных пунктуационных репрессий до сих пор недоумевают: какая разница, где ставить запятую, зачем она вообще нужна, и почему для изучения ее была сформирована целая наука.
Давайте разберемся. Итак, пунктуация важна для облегчения восприятия текста. С ее помощью предложения или их части отделяются друг от друга
Это позволяет пишущему сконцентрировать внимание на нужной ему мысли
Чтобы более наглядно понять значение пунктуационных знаков, стоит вспомнить «бородатый» пример из мультфильма «В стране невыученых уроков» — «Казнить нельзя помиловать».
От того, в каком месте будет поставлена запятая, зависела жизнь главного героя — Вити Перестукина. Если бы он ее поставил таким образом: «Казнить, нельзя помиловать» — Вите грозила бы смерть. К счастью, мальчик правильно перенес знак: «Казнить нельзя, помиловать», и таким образом спасся.
Помимо акцентирования внимания на определенных частях предложения, именно пунктуация часто помогает понять его смысл.
Например, если в конце предложения «Наша мама пришла» поставить просто точку, это будет констатация факта прихода матери.
Если заменить ее на вопросительный знак — это будет уже не утверждение свершившегося факта, а вопрос: «Наша мама пришла?».
Знаки препинания
Зная, что изучает пунктуация, стоит более подробно остановиться на этом
Иначе говоря, давайте уделим внимание препинательным знакам. Также они именуются пунктуационными и являются элементами письменности, необходимыми для достижения таких целей
Основные из них такие:
- Разделение/выделение слов, словосочетаний, смысловых отрезков в предложении или целом тексте.
- Указывают на грамматические, а иногда и логические связи между словами.
- Указывают на эмоциональный окрас предложения и его коммуникативный тип.
- Сигнализируют о законченности/незаконченности высказывания/мысли.
В отличие от слов, пунктуационные символы не являются членами предложения, хотя и выполняют в нем весьма важные функции.
Необходимость подобных знаков подчеркивается тем, что в большинстве текстовых редакторов при проверке правописания ошибки в пунктуации выделяются отдельным цветом — зеленым, в то время как орфографические — красным.
Необычные знаки препинания, которые не применяются в современном русском языке
Помимо хорошо известных нам символов, существует еще ряд знаков, которые не признаны русской и многими другими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом редакторе, обязательно последует сообщение о необходимости исправления пунктуации в предложении.
- Интерробанг — гибрид вопросительного и восклицательного знаков.
- Риторический вопросительный знак, выглядящий как зеркальное отражение обычного символа такого рода. Он применялся в английском лишь несколько десятилетий в конце XVII в.
- Иронический знак. Внешне похож на вышеупомянутый, но немного меньше и ставился в начале предложения. Возник во Франции XIX в.
- Любовный символ, который советуют применять в поздравительных открытках. Он выглядит как вопросительный знак и его отражение, вместе образующие сердечко.
- Согласительный символ выглядит как два восклицательных написанных от одной точки. Символизирует выражение доброй воли.
- Знак уверенности. Выглядит как перечеркнутый в виде креста восклицательный символ.
- Авторитетный. Похож на предыдущий, однако его перечеркивает не прямая, а лига. Применяется в приказах или советах.
- Астеризм. Похож на три звездочки, размещенные в виде перевернутой пирамиды. Ранее служил для разделения смысловых глав, а также частей книг или обозначал незначительные перерывы в длинном тексте.
- Восклицательная и вопросительные запятые. Предназначены для интонационного выделение слов или фраз внутри предложения.
Нормы пунктуации
Пунктуационная норма — это правило, указывающее применение или не применение при письме тех или иных знаков препинания. Изучение пунктуационных норм обусловливает владение литературным языком. Эти приципы определяют в целом. Правильное применение пунктуации должно обеспечить взаимопонимание пишущего человека с читателем написанного текста.
Применение знаков препинания закреплено правилами. Пунктуационная норма регулирует выбор вариантов построения предложений. Также она осуществляет контроль речи говорящего. Правда, оценка «верно — неверно» применительно к пунктуационной норме во многом зависит от субъекта. Русская пунктуация чрезвычайно гибкая.
Знаки… но не знаки
небуквенным орфографическим знакам.
Спорным моментом считается пробел. По своей задаче отделять слова, он может быть отнесен к знакам препинания, но можно ли пустоту назвать знаком? Разве что технически.
- Русская пунктуация
- Основы русской пунктуации
Точка с запятой является отделительным знаком препинания. Точка с запятой впервые введена итальянским печатником Альдом Мануцием, использовавшим ее для разделения противоположных слов, а также независимых частей предложений. С тех пор точка с запятой (не только в этом назначении) стала широко использоваться в обычной письменности разных народов.
Пунктуационные правила русского языка
В основе этих правил лежит основной принцип русской пунктуации – знаки препинания должны помогать перевозить звучащую речь в письменную форму, причем так, чтобы она воспринималась однозначно всеми, кто читает текст. Есть три основных формулы, по которым эти знаки ставятся – интонационная, смысловая и формальная. Построить все правила на какой-то одной невозможно, поэтому современная пунктуация опирается сразу и на смысл текста, и на его структуру, и на ритмическое и интонационное членение единицы речи.
Система пунктуации русского языка достаточно гибкая: в ней есть и обязательные правила, и такие, которые допускают вариативность постановки знаков препинания в зависимости от смысла текста и его стилистики.
Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
Чтобы вспомнить, какие именно разделительные символы применяются в русском, стоит вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве подобных элементов. Все они делятся на две категории: парные и непарные.
Первых значительно меньшее количество: кавычки «», скобки (), 2 запятые и 2 тире.
Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда применяются вместе, функционируя как единое целое.
При этом кавычки также используются для выделения названий на кириллице и как обозначение прямой речи.
Кстати, самые распространенные ошибки в пунктуации парных знаков — это забыть поставить второй из них.
Непарных пунктуационных символов значительно больше. Они делятся на группы, согласно своим прямым функциям. Причем некоторые из них способны выполнять не одну, а сразу две роли.
Анализируя вышесказанное, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе. Однако данный символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в данном контексте быть не может.
Шаг вправо, шаг влево — ошибка?
Пунктуация — самый трудный аспект русского письма. Подавляющее большинство вопросов, которые пользователи задают справочной службе Грамоты, связаны именно с пунктуацией. Если проверить правописание того или иного слова по словарю или путем поиска в интернете не так сложно, то чтобы понять, какой требуется знак препинания в конкретном предложении, часто нужно основательно проштудировать справочные пособия. Какое правило смотреть? Точно ли оно подходит к моему случаю?
Один из распространенных мифов гласит, что русская пунктуация всегда предполагает единственно верный вариант оформления предложения. Одним кажется, что это удобно и нужно лишь внимательно читать «Справочник по правописанию и литературной правке» Дитмара Эльяшевича Розенталя. Другие недовольны тем, что пишущий загнан в узкие рамки и не имеет достаточной свободы самовыражения.
В действительности в русском языке правила пунктуации более гибкие, чем может показаться на первый взгляд. Тот же справочник Розенталя, а также «Полный академический справочник» под редакцией Владимира Владимировича Лопатина изобилуют такими формулировками, как «обычно обособляется», «может/могут выделяться запятыми» и т. п. Поэтому иногда специалистам бывает трудно обосновать ошибочность постановки запятой ссылкой на пособие, даже если никаких сомнений в ошибке у них нет.
Помимо не всеми осознаваемой свободы в выборе знаков препинания, у пишущих есть и другая проблема: правила часто сформулированы без учета их реальных привычек.
Как пишет доктор филологических наук Наталья Кошкарёва, «…логика формулировки правил должна предусматривать объяснение того, что внутри предложения знаки появляются в силу отступления от стандарта, что отсутствие знаков препинания является своего рода нормой»1. Иными словами, нужны веские причины, чтобы поставить запятую, а по умолчанию она не нужна. Между тем справочники подробно разбирают случаи, где знак нужен или факультативен, но мало обсуждают случаи, когда его быть не должно. В результате мы видим, что пишущие, в частности участники Тотального диктанта, больше склонны ставить лишние знаки препинания, чем их пропускать. К примеру, лишние запятые нередко ставят в сложноподчиненных предложениях, если в зависимой части два компонента: Скажите, где и когда вас найти.
Точка с запятой в Европе
В Европе точку с запятой впервые в конце XIV века ввел итальянский издатель и типограф Альд Мануций, который жил и работал в Венеции.
Человек этот занимался изданием трудов древних (преимущественно греческих) ученых и философов. До Мануция Европа писала тексты без какого-либо разбиения на смысловые части (не используя не только привычные нам точки или , но зачастую даже не ставя пробелы между словами). Поэтому в целях удобства восприятия издаваемых им книг, Альд Мануций нуждался в разработке системы пунктуации (которая до сих пор используется в большинстве языков мира).
В частности, была разработана и точка с запятой. Новый знак предназначался для разделения слов, противоположных по значению.
Через несколько веков точка с запятой стала использоваться по всей Европе, но уже с привычным нам значением — разделением предложений со сложным составом. Исключением здесь стал греческий (соответственно, и церковнославянский) язык, в котором точка с запятой и поныне используется как вопросительный знак.
История[править | править код]
Большая Советская Инциклопедия сообщает:
С. К. Булич в ЭСБЕ употребляет термин интерпу́нкция (от лат. interpūnctio; синоним пунктуации) и описывает происхождение системы так.
Термин interpunctio — римского происхождения, но само начало её неясно. Была ли известна интерпункция Аристотелю — не выяснено. Во всяком случае зачатки её были у греческих грамматиков. Само понятие, однако, у древних греческих и римских грамматиков отличалось от современного. Пунктуация древних имела, главным образом, в виду ораторские требования (произнесение речи, её декламацию) и состояла в постановке простых точек на конце предложений или в употреблении абзацев, называвшихся строчками или стихами (лат. versus, др.-греч. στιχοί). Новая пунктуация ведёт своё начало не от этой древнейшей, а от интерпункция александрийской эпохи, изобретенной грамматиком Аристофаном и разработанной позднейшими. К концу VIII в. она, однако, настолько пришла в забвение, что Варнефрид и Алкуин, современники Карла Великого, должны были сызнова вводить её. Греки употребляли сначала только один знак — точку (др.-греч. στιγμή), которая ставилась то вверху строчки, то посреди её, то внизу (στιγμαϊ τελέια, μέσν, ύποστίγμή Дионисия Фракийского). Другие греческие грамматики, как Никанор (живший немногим позже Квинтилиана), употребляли иные системы интерпункции (у Никанора было восемь знаков, у других — четыре и т. д.), но все они смешивали синтаксическую сторону речи с логической и не выработали никаких определенных правил (см. Steinthal, «Geschichte der Sprachwissenschaft bei d. Griechen und R ö mern», т. II, Берл. 1891, стр. 348—354). Такая же неопределенность господствовала и в средние века, приблизительно до XV в., когда братья типографщики Мануции увеличили число знаков препинания и подчинили их употребление определенным правилам. Их собственно и надо считать отцами современной европейской пунктуации, в которой с того времени не было сделано никаких существенных изменений. Тем не менее, интерпункция различных современных европейских народов разнятся в некоторых чертах друг от друга. Так, в английском ставится часто запятая или тире перед and (и) и совсем не употребляется перед относительными предложениями (как и во французском). Самая сложная и наиболее точная интерпункция — немецкая. Теория её очень подробно изложена у Беккера («Ausf ü hrliche deutsche Grammatik», 2 изд., Франкфурт, 1842), а история и характеристика — у Bieling’a: «Das Prinzip der deutschen Interpunction» (Берлин, 1886).
Старославянская интерпункция следовала греческим образцам. Русская пунктуация — очень близкий сколок с немецкой и представляет те же достоинства. Изложение её можно найти у Я. Грота: «Русское правописание». В ней употребляются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки, кавычки.
Окончательное становление пунктуации
Письменность снова обрела знаки препинания во время становления христианства – в 4-5 веках н.э
Сторонники язычества передавали свои традиция в устной форме, но христиане уделяли огромное внимание писанию. Суть христианской веры они старались вложить в книги и, таким образом, делиться ею со всем миром
Евангелия, Псалтыри и другие священные книги писались особенно кропотливо, текст декорировался красивыми буквами и пунктуационными знаками.
Именно последователи христианской культуры начали использовать знаки препинания не только для того, чтобы обозначить паузы, но и донести до читателей правильный смысл содержимого текста. Это случилось приблизительно в 6 веке. Спустя еще один век авторы вернулись к системе Аристофана, немного ее доработав. Эта заслуга принадлежит Исидору Севильскому, архиепископу и знаменитому церковному писателю.
Исидор Севильский
Точки с разным написанием начали выполнять определенные функции. Классическая точка внизу строчки взяла на себя функции запятой в грамматическом смысле. Окончание предложения обозначалось точкой посредине строки.
Только в 18 веке в письменности снова появились пробелы. Монахи, работающие над латинскими текстами, испытывали большие сложности в попытках разобрать слова. С этих времен систему Аристофана признали во всей средневековой Европе. Она начала активно совершенствоваться, поэтому скоро в ней появились новые знаки, у каждого из которых было свое название:
- punctus versus – точка с запятой для паузы;
- punctus elevatus – перевернутая точка с запятой, современное двоеточие для изменения тона;
- punctus interrogatives – символ, при помощи которого выделяли вопросительные и восклицательные предложения (нынешний восклицательный знак появился лишь в 15 веке).
Постепенно точки по системе Аристофана исчезли из письменности. Авторы больше в них не нуждались, поскольку различие между ними было слишком малым. Зато появились более разнообразные символы, при помощи которых можно было передать тон повествования, расставить паузы и избежать двусмысленности в тексте.
Прошло довольно много времени, пока пунктуация обрела новый вид. Это произошло в 12 веке благодаря Бонкомпаньо да Синья – писателю из Италии. В его системе было два знака – горизонтальная черточка вроде тире (–) и линия с наклоном вправо (/). Первый символ обозначал конец предложения, второй означал паузу. Писатели того времени встретили новую систему на «ура», особенно косую линию. Пользоваться ею было просто и удобно, в отличие от многочисленных точек.
Современный облик разделительных знаков связан с первой печатной Библией. Косая линия превратилась в запятую, возникли знаки вопроса, восклицания, двоеточие, точка с запятой. Обыкновенная точка, наконец, разместилась в конце предложения. Авторы были более чем довольны такой системой. А поскольку начала активно развиваться печать, пунктуация стала общепринятым стандартом и практически не изменилась.
Первые знаки препинания возникли в 3 веке до н.э благодаря филологу Аристофану, управляющему Александрийской библиотеки. Он придумал три разных точки, которые обозначали паузы в зависимости от расположения в тексте. Во времена Древнего Рима пунктуация перестала быть актуальной из-за влияния ораторского искусства. Возвращение знаков препинания связано с распространением христианства, для которого письменность играла важнейшую роль. Долгое время пунктуация видоизменялась и мало напоминала современную систему. К определенному стандарту знаки препинания пришли с появлением печатной Библии.
Упражнение 26.4
1. Прочитайте текст. Устно определите функции знаков препинания в предложениях текста.
Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшливостью в одежде, — распространённейшеем явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящийм стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Это происходит полусознательно. Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплёка лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они беспокоят, мучат, волнуют, что люди чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомосн.
Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснить его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаватьсяс влияниям среды, если она «затягивает» (по Д. Лихачёву).
История[править | править код]
Система знаков препинания европейских языков восходит к александрийским грамматикам II—I веков до н. э. (Аристофан Византийский, Аристарх, Дионисий Фракийский) и получила современный вид в конце XV века (система Альда Мануция)[источник не указан 3706 дней]. В других системах письма — как в древних, так и в современных — знаки препинания иные. Наиболее распространены знаки словораздела (во многих системах это пробел, а в эфиопском письме — «:») и знаки границ предложения (вертикальная линия в древнем индийском письме и в тибетском, «::» — в эфиопском и другие). В XX веке европейская система знаков препинания проникает в другие системы письма. Так, она полностью или с модификациями заимствована японским, китайским и корейским письмом и частично (скобки, многоточие, а в некоторых системах — вопросительные и восклицательные знаки, кавычки) проникла в тибетское, эфиопское, бирмское, тайское, лаосское, кхмерское письмо.
Отделительные знаки препинания
К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
Они используются:
- для отделения каждого слова предложения от последующего в тексте;
- для оформления отдельного предложения как законченного.
Знаки препинания в конце предложения
Правила:
- В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции (чувства).
- В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
- В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство.
- Многоточие ставится в конце предложения, если пишущий делает большую паузу.
Нормы русского языка
Норма (произошло от латинского norma — дословно «наугольник», переносное значение — «правило») — общепринятый обязательный порядок. Все разделы языка управляются определенным образом. Современный русский язык руководствуется различными правилами. Это орфографические и пунктуационные нормы. Они бывают орфоэпические (фонетические) и фразеологические, морфологические и синтаксические, стилистические.
Например, орфографические нормы регламентируют выбор графического написания слова. Пунктуационные определяют выбор знаков препинания, а также их расстановку в тексте.
Другие распространенные затруднения
Часто пишущие не умеют отличать вводные слова и обороты от других, «мимикрирующих» под них выражений (в конечном счете, наверняка). К тому же некоторые слова могут, как однако, быть или не быть вводными в зависимости от контекста. Довольно часто, если пользователь набирает такой запрос, поисковая система предлагает ему продолжение: «вводное или нет». Еще одно ошибкоопасное место — использование союза как, в том числе в конструкции такой как (такой человек, как Шекспир; многие большие города, такие как Екатеринбург). Сложно даются большинству пишущих сочетания знаков, например запятой и тире (человек, который вам это сказал, —мерзавец) или кавычек в сочетании с запятой или точкой.
Среди активных процессов, происходящих в современной русской пунктуации, филологи часто называют экспансию тире, в том числе использование тире вместо двоеточия.
Этот процесс начался во второй половине XX века, и, как отмечает Наталья Кузнецова, он характерен для частей сложного бессоюзного предложения, в других же позициях двоеточие и тире продолжают успешно конкурировать — в частности, при уточнениях в простом предложении.
Из данных Национального корпуса русского языка следует, что если уточняется слово три, то в двух случаях из трех используется именно двоеточие, если слово два, то 50/50, а если один, то двоеточие ставится только в одном случае из трех. По всей видимости, число три четко ассоциируется с обобщающими словами, два тоже, но в меньшей степени, совсем редко это происходит с числом один.
Роль пунктуации[править | править код]
В истории отечественного языкознания сложились три основных направления в оценке роли и принципов русской пунктуации: логическое, синтаксическое и интонационное. Теоретик логического, или смыслового направления, Ф. И. Буслаев, сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:
- способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и
- выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».
Во второй половине ХХ столетия наряду с этими традиционными направлениями наметилось и коммуникативное понимание роли пунктуации — «возможность подчеркивания в письменном тексте с помощью знаков препинания коммуникативной значимости слова/группы слов». Решению коммуникативной задачи подчинена и основная функция пунктуации (традиционно понимаемой как система графических неалфавитных знаков — знаков препинания, — участвующих в переводе устной речи в письменную) — при помощи членения и графической организации письменного текста «передать читающему смысл написанного таким, каким он воспроизводится пишущим».
Современные варианты
Сейчас в русской пунктуации есть 10 знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, знаки вопроса и восклицания, тире, кавычки, скобки.
Самым древним является точка, которая обнаружена в памятниках древнерусской словесности. Слово образовано от глагола «ткнуть», что дает представление о его значении: точка — небольшой след от прикосновения карандаша (или пера) к бумаге. Именно данный знак является основным, от которого пошли все остальные. Неслучайно в прошлые эпохи знак вопроса именовали «точка вопросительная», а восклицания — «точка удивления».
Однако в современной письменной речи самым часто встречающимся символом является запятая. Она используется для выделения каких-либо значимых слов или словосочетаний, позволяет добавить обстоятельственное значение, разделить части сложной конструкции.
Скобки — парный знак. Раньше их именовали «вместительными». Они могут быть как круглыми, так и квадратными. На письме наиболее часто используется первый вариант. Первая скобка носит наименование открывающей, вторая — закрывающей.
Двоеточие представляет собой две точки, расположенные одна над другой. Это разделительный знак. Он позволяет показать на письме, что фрагмент текста, расположенный после знака, связан с предыдущим пояснительными либо причинными отношениями.
Восклицательный знак позволяет передать определенную окраску предложения, выразить удивление, восхищение, волнение, какие-либо иные сильные чувства. Не зря в грамматике прошлых лет он именовался «удивительным знаком». Вопросительный знак выражает интонацию вопроса.
Тире помогает упростить процесс чтения и восприятия информации, поскольку делит текст на смысловые отрезки. Изначально он назывался «молчанка», поскольку ставился в тех местах предложения, где предполагалась пауза. Многоточие выражает недосказанность, а также обозначает разрыв в тексте, переход от одной мысли к другой. Кавычки используются, чтобы показать: автор использует чужую мысль (цитирует) или же наделяет слово переносным значением. Кроме того, они выделяют прямую речь.
Наконец, точка с запятой ставится, как правило, в сложных синтаксических конструкциях, чтобы отделить смысловые фрагменты высказывания и облегчить восприятие информации.
Таковы основные виды знаков препинания в русском языке.
Случаи, когда пунктуационный знак не ставится
- Между подлежащим и сказуемым, которое присоединено союзом как
. - Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, или.
- Перед приложением, если союз как
употреблен в значении «в качестве
». - После причастного оборота, если он стоит перед определяемым существительным и не имеет причинного значения.
- Перед наречиями, образованными из деепричастий.
- Между простыми предложениями в сложносочиненном предложении с союзом и
при наличии общего члена. - Между однородными придаточными, соединенными союзом и
. - Между согласованными определениями, если они характеризуют предмет с разных сторон.
современной точкивертикальная линия