Рекомендации по проведению гимнастики
Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики:
- Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению.
- Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению.
- Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии.
- Вдох делается только через нос.
- Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить.
- Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.
- После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.
Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких. При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша. Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе.
У гимнастики есть противопоказания:
- Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки.
- Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
- Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.
Как правильно проводить дыхательную гимнастику
Первое важное условие — свежий воздух. Лучше всего проводить занятия на природе
Если такой возможности нет, позаботьтесь о том, чтобы помещение было хорошо проветрено.
Второе условие можно условно назвать «пустой желудок». Он может быть и не совсем пустым, конечно. Но заниматься сразу после еды строго не рекомендуется, а вот перед едой — очень даже хорошее время, так как желудок уже пустой, а упражнения обычно разжигают аппетит. Во всяком случае, на момент занятий должно пройти не менее часа после последнего приёма пищи.
Лучший режим занятий для детей: 10—15 минут два раза в день, но это зависит в том числе и от их возраста. Некоторые из упражнений можно встроить в повседневную жизнь в качестве забавы, не придерживаясь чёткого распорядка, а просто уделяя им свободные минутки между другими занятиями.
Дальше в статье рассмотрим особенности занятий дыхательной гимнастикой для разных возрастов и приведём примеры упражнений.
Картотеки дыхательных упражнений во второй младшей группе и методика их проведения
Во второй младшей группе задания становятся более динамичными, подключаются движения туловищем, конечностями. Ознакомиться с картотекой упражнений для второй младшей группы можно в работе воспитателя Кузнецовой Е.Ю.
По большей части картотеки упражнений для детей 1,5–3 лет и 3–4 лет универсальны. Например, в публикации воспитателя из нижегородской области Ширшовой И.В. представлены задания для младших дошкольников.
В комплекс дыхательной гимнастики во второй младшей группе добавляются движения конечностями и туловищем, поэтому упражнения обычно выполняются стоя
Временной план гимнастики
На выполнение дыхательной гимнастики в обеих младших группах, если она проводится самостоятельным элементом образовательного процесса, как уже было отмечено, выделяется 5 минут. Работа распределяется между тремя этапами:
- Вводная часть — педагог мотивирует ребят на выполнение (загадкой, стихотворением или предложением поиграть от лица сказочного персонажа) — 1 минута;
- Основная часть — педагог показывает порядок выполнения движений одного упражнения, дети повторяют, затем воспитатель даёт образец следующего, малыши повторяют — 2 минуты;
- Заключительный этап — дети повторяют весь комплекс целиком, педагог оценивает работу — 2 минуты.
Если дыхательное упражнение является частью физкультминутки на занятии, то на его проработку выделяется около 1 минуты, причём дети либо сами выполняют задание, либо совместно с педагогом, если движения ещё не заучены.
Таблица: фрагмент конспекта дыхательной гимнастики в первой младшей группе
Автор | Василишин Н. А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск |
Вводный этап | В.: Ребята, давайте отгадаем загадки, которые нам подготовил Незнайка.
Ответы детей.В.: Да, верно, самолёт…> |
Основная часть | <… В.: Хорошие загадки, нам понравились. А теперь Незнайка хочет научить нас показывать самолёт.Педагог показывает движения, проговаривая слова:
Дети повторяют…> |
Заключительный этап | В.: Ребята, давайте покажем Незнайке, как мы запомнили все его упражнения.Дети повторяют упражнения, педагог хвалит малышей. |
Техника безопасности
Любые, даже самые полезные вещи, могут стать вредными, если не соблюдать меру. Ниже приводятся рекомендации по времени проведения дыхательной гимнастики или примерному количеству повторений. Но поскольку все дети разные, отличаются по своим психофизическим характеристикам, никогда не достаточно просто следовать инструкциям.
Главное — ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка и заставлять его выполнять упражнения через «не могу».
Это не только отобьёт у малыша всякую охоту к дальнейшим занятиям, но и может нанести вред его здоровью. Даже если вы как будто только начали, но ребёнок отказывается выполнять предложенное упражнение, — не настаивайте. Попробуйте перейти к какому-то другому или вовсе отложите занятия, если ничего из упражнений «не идёт».
Конечно, это может быть просто капризом. Чуткий родитель или воспитатель сможет определить, в чём проблема, исходя из конкретной ситуации. Я лишь хочу предупредить, что в случае с дыхательной гимнастикой любое принуждение или форсирование — чревато, а отказ ребёнка может быть связан с какой-то физической проблемой, дискомфортом, которые он не может выразить или даже осознать.
Между тем и для детей, и для взрослых правомерно правило: все дыхательные упражнения выполняются только в абсолютно комфортном режиме.
Можно столкнуться и с обратной проблемой: когда ребёнок, заигравшись, не замечает дискомфорта и «перебора». Поэтому задача взрослого — отслеживать внешние признаки самочувствия малыша. Внимательно следите за цветом его лица. При побледнении или сильном покраснении лучше прекратить занятия.
Умеренный румянец является здоровым естественным эффектом и не должен пугать. Некоторое учащение дыхания — также нормально, но нужно следить, чтобы оно не было чрезмерным, делать паузы, чередовать более активные занятия с более спокойными. Если ребёнок жалуется на головокружение, также следует сделать паузу и подождать, когда оно прекратится. Обычно это происходит достаточно быстро. Умеренное головокружение, которое вскоре прекращается, также является реакцией в пределах нормы.
Всё сказанное выше в полной мере относится к тем группам детей, для которых обычно дыхательную гимнастику считают противопоказанной: к детям с нарушениями в шейном отделе позвоночника и некоторыми другими проблемами со здоровьем. Ни одна из них на самом деле не является противопоказанием
Но занятия с такими детьми требуют особой осторожности, и лучше их доверить специалистам
Методика проведения упражнений на дыхание в первой и второй младших группах
Поскольку задачи проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах отличаются лишь отдельными аспектами, методика проведения упражнений единая.
Картотека дыхательных упражнений в первой младшей группе
В методической литературе можно найти несколько подходов к проведению дыхательной гимнастики с детьми 1,5–3 лет. Одни специалисты настаивают на том, что поскольку малышам этого возраста сложно действовать осознанно, дыхательные упражнения с воспитанниками первой младшей группы проводить не стоит. Специалисты, занимающиеся разработкой систем упражнений, наоборот, настаивают на том, что начинать работу в этом направлении нужно как можно раньше. А есть те, кто находит компромисс в этих мнениях и советует начинать занятия дыхательной гимнастикой в 2 года. Последний подход является базовым для большинства детских садов в нашей стране.
Что касается составления картотеки, то она основывается на упражнениях на звукоподражание и правильную артикуляцию звуков. Такой подход отражён в картотеке упражнений для дыхания воспитателя Нечаевой А.В. Ещё один пример картотеки представлен в работе воспитателя из московской области Гаврилиной И.В.
Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников
Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие органов дыхания и артикуляции. В 2-3 года дети часто дышат ртом. Этому способствуют регулярные насморки и проблемы с аденоидами, что неблагоприятно сказывается на миндалинах, особенно в холодное время года.
Чтобы избежать серьезных последствий, согласно программе, разработанной на основе ФГОС ДОУ, ставят следующие цели:
- формирование навыка дыхания носом;
- профилактика гриппа и ОРВИ;
- повышение тонуса дыхательных мышц;
- положительное влияние на работоспособность;
- развитие органов артикуляции;
- формирование понятий о ЗОЖ;
Чтобы соответствовать целям, необходимы четко поставленные задачи:
- развитие навыков управления органами дыхания: контроль ритма, глубины и силы вдыхания и выдыхания;
- развитие органов речи через дыхательные упражнения с произношением звуков;
- наполнение организма кислородом;
- тренировка дыхательных мышц;
- профилактика формирования аденоидов, ринитов, синуситов;
- предотвращение переохлаждения органов дыхания;
- воспитание навыков коллективной работы.
На заметку! Усвоение целей и задач убережёт детский организм от серьезных и хронических заболеваний.
Правила занятий
Оглавление
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики должен быть безопасным, тренировка должна проходить по следующим правилам:
- Желательно заниматься на открытом воздухе, в холодное время года хорошо проветрите комнату. Тяжелый застоявшийся воздух при интенсивном дыхании может привести к плохому самочувствию и даже болезням.
- Ребенок должен быть в хорошем настроении и выявлять охоту к тренировкам. Для настроения нужно хорошо поесть, но выдержите полчасика после еды.
- Картотека дыхательной гимнастики большая, но сначала попробуйте сделать два упражнения, потом расширяйте время занятий — так дети не будут уставать, не будет кружиться голова. У астматиков вообще может быть приступ одышки, поэтому они должны заниматься под контролем (желательно — под постоянным присмотром) врача.
- Во время упражнений плечи ребенка не должны двигаться, ребенок должен быть расслаблен, мимика на лице — естественная. Бледность, слабость, головокружение, сильная одышка должны быть сигналом к прекращению нагрузок.
Как детям правильно заниматься дыхательной гимнастикой?
До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.
Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром родителей. Заниматься самостоятельно можно лишь с семи лет.
Правила выполнения упражнений зависят от того, какую методику вы выбрали. Так, например, в одних техниках считается правильным дышать через нос, в других – через рот. Перед началом занятий обязательно уточните этот момент.
В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:
- ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
- упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
- во время занятий нельзя делать резких выдохов;
- плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.
Обязательно прекратите занятия, если:
- ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
- малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
- у ребенка начали дрожать кисти рук.
Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.
Виды и приёмы проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ
Дыхательные упражнения для младших дошкольников состоят из следующих видов:
- С произношением звуков.
- Без произношения звуков.
- Тренировка органов дыхания через сдувание легких предметов.
При проведении упражнений на развитие дыхания используются следующие способы:
Речевые приёмы
Трехлетний малыш разговаривает нечетко из-за слабого развития системы дыхания и артикуляционного аппарата. Применение словесного приема позволяет «нарисовать» в сознании образ техники задания и воспроизвести его словесно. Так тренируется дыхание, речь и происходит развитие образного мышления.
На заметку! Дети повторяют не только за взрослыми, но и перенимают действия от сверстников. Это положительно сказывается на формировании навыков коллективного общения и групповой работы
Большое внимание привлекают стихотворения, загадки и сказки
Наглядные приёмы
Обучение первой младшей группы происходит с регулярным применением наглядности. В этом возрасте они неусидчивы, а потому донести какую-либо информацию без иллюстрации практически невозможно.
Применение наглядных приемов дыхательной гимнастики способствует быстрому усвоению информации. В памяти откладывается предмет или действие, которое ребенок в будущем сможет повторить. Например: «помните, как мы делали снежную бурю в бутылочке? А кто сможет показать, как мы это делали?» Соответственно, дети начнут «вызывать бурю», не прибегая к вспомогательным средствам.
Наглядный приём
Практические приёмы
Практический прием скорее как способ закрепления полученных знаний. Детям дается задание нарисовать рисунок, выполнить аппликацию или раскрасить предмет, соответствующий теме гимнастики. Например, дети выполнили упражнение «ветерок», а воспитатель дала творческое задание сделать аппликацию «ветерок дует на дерево».
Комплексы дыхательных упражнений для первой и второй младших групп
Изучение пользы дыхательной гимнастики для разных сфер развития малышей является причиной появления довольно большого количества авторских методик:
- комплекс Стрельниковой (самый известный вид упражнений, основанный на сильном вдохе через нос и плавном выдохе),
- комплекс Фролова, или «йога для ленивых» (для выполнения этих упражнений необходим специальный аппарат, в практике современных ДОУ данный комплекс используется крайне редко и только со старшими воспитанниками),
- комплекс Бутейко (призван ликвидировать глубокое дыхание, заменив его неглубоким вдохом и долгим выдохом для расширения бронхов, лёгких),
- тренинги Лазарева (совмещение упражнений с пением, чтением стихотворений и даже игрой на духовых инструментах).
В первой и второй младших группах для составления картотеки заданий педагог берёт упражнения разных видов (за исключением комплекса Фролова), представляя их в форме игр на дыхание.
Таблица: виды игр на дыхание в первой и второй младших группах
Название упражнения | Цели | Из какого авторского комплекса упражнение взято | |
«Часики» | Учить координировать движения с произношением звуков. |
|
Комплекс Стрельниковой |
«Капитаны» | Тренировать длительный выдох. |
|
|
«Трубач» | Тренировать длительный выдох. | Дети сидят, руки складывают трубочкой и подносят их ко рту, произнося «пф-ф-ф». | Комплекс Бутейко |
«Летит мяч» |
|
Дети стоят с мячами в руках. Бросают их вперёд от груди на выдохе произнося «у-х-х-х». | |
«Солнышко и тучка» | Тренировать мышцы туловища. |
|
Комплекс Лазарева |
«Машина» | Учить выдыхать воздух порциями. |
|
В одном комплексе должны сочетаться упражнения разных видов
Комплексы дыхательных упражнений для первой младшей группы
Существуют различные комлпексы дыхательных упражнений для детей.
Методика проведения упражнений на дыхание для первой младшей группы
В основе такой гимнастики лежит удлинение гласных или согласных звуков на выдохе.
На заметку! Для того чтобы малыши поняли задание правильно и захотели его выполнить, достаточно прочитать загадку в стихотворной форме или попросить показать «как гудит самолет». При этом воспитателю необходимо продемонстрировать действие, которое он просит выполнить детей.
При планировании комплекса дыхательной гимнастики педагоги обращаются к методикам дыхательной гимнастики:
- Толкачев Б.С. разработал методические пособия для реабилитации малышей после перенесенных респираторных болезней.
- Бутейко К.П. специализируется в насыщении кислородом клеток путем применения звуковой вибрации через произношение звуков.
- Лазарева М.Л. предлагает метод освоения путем статистических упражнений.
Детская гимнастика проводится исключительно при соблюдении ряда условий:
использование динамических (подвижных, игровых) упражнений. Двух- трехлетним детям трудно выполнять команды по задержке дыхания или замиранию в одной позе
Поэтому статистические задания не завладеют вниманием и желанием действовать;
комната, где проводится гимнастика, обязательно должна быть проветрена. Летом окна в помещении всегда открыты, а зима дает возможность только кратковременных проветриваний во время отсутствия детей;
температура не больше 20 градусов;
занятия проводятся через час после приема пищи;
занятия проходят 3 раза в неделю;
на выполнение упражнений уходит 5-7 минут;
комплекс состоит не более трех упражнений с повторением до трех раз (первый комплекс идет по порядку, порядок повтора можно изменить);
распределение нагрузки равномерное, с постепенным увеличением количества;
при обнаружении недомогания у ребенка (побледнение, дезориентация, учащенное дыхание), необходимо прекратить занятие.
Картотека дыхательных упражнений в первой младшей группе
Карточка 1
- «Пузырьки».
Вдох через нос, выдох через рот «дуем пузырёк».
- «Как работает насос».
Руки на поясе. Вдох – полуприсев, выдох – выпрямление.
- «Разговор».
– Поздоровался наш поезд – «ту-ту» (руки выполняют круговые движения на уровне талии, вдох через нос, на выдохе звук)
– А машинка в ответ – «би-би» (руки перед собой «крутят руль»)
– Проползла мимо змея – «с-с-с» (руки вверх – вдох, на выдохе начинают извиваться и произносить звук)
– Ей на встречу стрекоза – «з-з-з» (машут кистями рук на уровне головы).
– Вот такие чудеса!
Карточка 2
- «Прогоним дождик».
НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе
Дети подходят к предмету, где висит блестящий дождик, и начинают дуть на него.
- «Качели для игрушки».
Ложатся на коврик, на животе легкая игрушка.
– ввысь (вдох через нос, живот втянуть)
– вниз (выдох через нос, живот надуть).
- «Дерево качается».
Садятся, спина ровная. Вдох – руки вверх, выдох – покачиваясь, опускают вниз.
Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников
Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие органов дыхания и артикуляции. В 2-3 года дети часто дышат ртом. Этому способствуют регулярные насморки и проблемы с аденоидами, что неблагоприятно сказывается на миндалинах, особенно в холодное время года.
Дети
Чтобы избежать серьезных последствий, согласно программе, разработанной на основе ФГОС ДОУ, ставят следующие цели:
- формирование навыка дыхания носом;
- профилактика гриппа и ОРВИ;
- повышение тонуса дыхательных мышц;
- положительное влияние на работоспособность;
- развитие органов артикуляции;
- формирование понятий о ЗОЖ;
Чтобы соответствовать целям, необходимы четко поставленные задачи:
- развитие навыков управления органами дыхания: контроль ритма, глубины и силы вдыхания и выдыхания;
- развитие органов речи через дыхательные упражнения с произношением звуков;
- наполнение организма кислородом;
- тренировка дыхательных мышц;
- профилактика формирования аденоидов, ринитов, синуситов;
- предотвращение переохлаждения органов дыхания;
- воспитание навыков коллективной работы.
На заметку! Усвоение целей и задач убережёт детский организм от серьезных и хронических заболеваний.
Комплексы дыхательных упражнений для первой младшей группы
Существуют различные комлпексы дыхательных упражнений для детей.
Методика проведения упражнений на дыхание для первой младшей группы
В основе такой гимнастики лежит удлинение гласных или согласных звуков на выдохе.
На заметку! Для того чтобы малыши поняли задание правильно и захотели его выполнить, достаточно прочитать загадку в стихотворной форме или попросить показать «как гудит самолет». При этом воспитателю необходимо продемонстрировать действие, которое он просит выполнить детей.
При планировании комплекса дыхательной гимнастики педагоги обращаются к методикам дыхательной гимнастики:
- Толкачев Б.С. разработал методические пособия для реабилитации малышей после перенесенных респираторных болезней.
- Бутейко К.П. специализируется в насыщении кислородом клеток путем применения звуковой вибрации через произношение звуков.
- Лазарева М.Л. предлагает метод освоения путем статистических упражнений.
Детская гимнастика проводится исключительно при соблюдении ряда условий:
использование динамических (подвижных, игровых) упражнений. Двух- трехлетним детям трудно выполнять команды по задержке дыхания или замиранию в одной позе
Поэтому статистические задания не завладеют вниманием и желанием действовать;
комната, где проводится гимнастика, обязательно должна быть проветрена. Летом окна в помещении всегда открыты, а зима дает возможность только кратковременных проветриваний во время отсутствия детей;
температура не больше 20 градусов;
занятия проводятся через час после приема пищи;
занятия проходят 3 раза в неделю;
на выполнение упражнений уходит 5-7 минут;
комплекс состоит не более трех упражнений с повторением до трех раз (первый комплекс идет по порядку, порядок повтора можно изменить);
распределение нагрузки равномерное, с постепенным увеличением количества;
при обнаружении недомогания у ребенка (побледнение, дезориентация, учащенное дыхание), необходимо прекратить занятие.
Дыхательная гимнастика в детском саду
Картотека дыхательных упражнений в первой младшей группе
Карточка 1
- «Пузырьки».
Вдох через нос, выдох через рот «дуем пузырёк».
- «Как работает насос».
Руки на поясе. Вдох – полуприсев, выдох – выпрямление.
- «Разговор».
– Поздоровался наш поезд – «ту-ту» (руки выполняют круговые движения на уровне талии, вдох через нос, на выдохе звук)
– А машинка в ответ – «би-би» (руки перед собой «крутят руль»)
– Проползла мимо змея – «с-с-с» (руки вверх – вдох, на выдохе начинают извиваться и произносить звук)
– Ей на встречу стрекоза – «з-з-з» (машут кистями рук на уровне головы).
– Вот такие чудеса!
Карточка 2
- «Прогоним дождик».
Логопедические упражнения для развития речи у детей от 3 до 4 лет
Дети подходят к предмету, где висит блестящий дождик, и начинают дуть на него.
- «Качели для игрушки».
Ложатся на коврик, на животе легкая игрушка.
– ввысь (вдох через нос, живот втянуть)
– вниз (выдох через нос, живот надуть).
- «Дерево качается».
Садятся, спина ровная. Вдох – руки вверх, выдох – покачиваясь, опускают вниз.
Комплексы дыхательных упражнений во второй младшей группе
Четвертый год жизни ребенка связан со стремительным пополнением словарного запаса, поэтому для детей 3-4 лет в комплекс дыхательной гимнастики добавляются задания на задержку дыхания.
Методика проведения во второй младшей группе
К общей методике проведения занятий добавляется методика А.Н. Стрельниковой. Суть заданий состоит из комбинации коротких вдохов и движений. Метод проведения уникален тем, что считается универсальным. Он направлен на:
- профилактику болезней;
- развитие мускулатуры;
- выздоровление;
- реабилитацию организма после болезни;
- положительное влияние на эмоциональный фон.
Использование методики позволяет:
повысить внимание и развить память младшего дошкольника;
в комплексе со звуковыми произношениями развивает речевой аппарат;
коррекция речевого дыхания и чистоты речи;
формирование четкости, темпа, выразительности и ритма произносимых фраз.
Картотека дыхательных упражнений во второй младшей группе
На заметку! Все комплексы дыхательной гимнастики в детском саду обязаны соответствовать целям и задачам общей программы, которая реализует требования ФГОС ДОУ.
Примерная картотека дыхательной гимнастики во второй младшей группе
Карточка 1
- «Дуем пузыри».
Вдох через нос, выдох через рот.
- «Рубим дерево».
Ноги на ширине плеч, руки в замок перед собой.
– Вдох – руки поднимаются, задерживается дыхание.
– Выдох – руки рубят воздушное пространство, произношение звука «бах».
- «Гуси».
Спокойная ходьба по кругу.
– Вдох – руки вверх через стороны (расправляют крылья)
– Выдох – руки вниз через стороны, произносится «гааааа, гуууу, гииии».
Упражнение «Дуем пузыри»
Карточка 2
- «Снежная буря».
Наглядное пособие: внутри прозрачной бутылочки шарики от пенопласта. Снаружи торчит конец трубочки. Задача детей сделать глубокий вдох и подуть в трубочку так, чтобы шарики парили в бутылке.
- «Ловим снежинку».
– Вдох – подпрыгнуть вверх, потянуться руками за снежинкой.
– Выдох – присесть, подобрать снежинку с пола.
- «Затаился Дед Мороз».
Ходят по кругу, руки на плече (несут мешок). По команде «дети» малыши делают глубокий вдох и замирают в одной позе. Команда «убежали» – делают медленный «облегченный» выдох с произношением «фух».
Виды и приёмы проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ
Для малышей 1,5–4 лет актуальными будут упражнения на:
- имитацию звуков («п-п-п», «ф-ф-ф» и пр.),
- чередование вдоха и выдоха в определённом ритме,
- сдувание лёгких бумажных фигурок (ватных шариков, мыльных пузырей) с твёрдой поверхности, например, листочков из цветной бумаги со стола.
Дошкольники с удовольствием сдувают бумажную бабочку с цветка или заставляют её летать по кругу
Дыхательная гимнастика в детском саду проводится в форме игры, но для её организации не обойтись и без других приёмов взаимодействия с малышами.
Речевые приёмы
Тренировка ритма вдоха и выдоха позволяет отрабатывать звуки, что имеет существенное значение для ребят младших групп, которые только начинают говорить, и произношение звуков у них нечёткое
Но важность словесных приёмов этим не ограничивается, так как:
Дети слышат монолог педагога, объясняющего задание, и закрепляют в сознании образец построения высказывания, то есть речевую модель. Ребята вовлекаются в совместную деятельность при помощи мотивирующих рифмовок, которые связаны с тематикой упражнения (например, перед выполнением упражнения «Надуй шарик» своим воспитанникам я зачитываю стихотворение «Шарик»: Лёгкий шарик мой воздушный дёрнул нитку непослушно, оборвал, сказал: «Пока!» и умчался в облака)
Внимание малышей привлекается загадыванием загадок, связанных с названием упражнения (так, в своей работе я практикую с детьми второй младшей группы отгадывание названия упражнения «Жук» при помощи загадки: — В мае к вам я прилетаю, как пчела, жужжа, пугаю, грозный издавая звук. Кто я, детки? — Майский … жук)
Перед выполнением упражнения можно прочитать малышам тематическое стихотворение или загадать загадку
Наглядные приёмы
В младших группах дыхательная гимнастика сопровождается иллюстрациями, связанными с названием упражнения, а не схемами его выполнения, как это будет в старшем дошкольном возрасте. Кроме того, наглядность в контексте проведения гимнастики для дыхания представлена приёмом демонстрации: педагог обязательно показывает порядок выполнения упражнения и повторяет его до тех пор, пока все дети не будут выполнять упражнение правильно.
Атрибуты для проведения гимнастики
Придать полноценную игровую форму проведению дыхательных упражнений помогут атрибуты. Исходя из своего опыта, могу сказать, что для такого несложного реквизита я завела специальную шкатулку, интерес к которой также мотивирует ребят на активное участие в играх. Вот несколько примеров тренажёров для дыхательной гимнастики.
«Зимняя варежка»
Варежки можно украсить оригинальными аппликациями
Материалы:
- шаблоны варежки, снежинок,
- клей,
- картон,
- скотч,
- ножницы,
- нитки, иголка.
Инструкция:
- Вырезаем шаблон варежки, приклеиваем его на картон.
- Ламинируем его или обклеиваем широким скотчем.
- Вырезаем шаблоны снежинок, приклеиваем их на картон.
- С помощью нитки и иголки крепим снежинки на варежки.
Дети сдувают снежинки с варежки, тренируя направленность струи воздуха.
Тренажёр с бабочками изготавливается по аналогии с варежками
«Чашка»
Малыши с удовольствием наблюдают за тем, как из чашки выходит пар
Материалы:
- шаблон чашки,
- картон,
- ножницы,
- скотч,
- прозрачный пакет.
Инструкция:
- Вырезаем чашку, приклеиваем на картон.
- Ламинируем её или обклеиваем скотчем.
- Оставив цельным один край, нарезаем прозрачный пакет на полоски для имитации пара.
- Приклеиваем к чашке.
Дети «остужают» чай: дуют на пакет, он раздувается, как пар.
Практические приёмы
К этой группе относятся творческие способы переосмысления содержания того или иного образовательного материала. В нашем случае рисунки, аппликации, поделки могут быть связаны с названием упражнения, а точнее, с рифмовкой, с помощью которой оно было детям представлено.
Итогом работы над упражнением «Шарик» могут быть аппликации из цветной бумаги: дети наклеивают шаблоны на лист бумаги, педагог дорисовывает ниточки