Стихи для взрослых: что они делают с мозгом

Зачем нужна поэзия

Основная методика заучивания произведений.

Рассмотрим, как правильно учить стихи. Всего несколько пунктов, соблюдение последовательности которых поможет быстро выучить любое произведение школьной программы:

  • Вслух читаем заданное произведение. Это сделать нужно три раза. Читаем с выражением.

  • Главное — во время чтения попытаться представить в уме описываемую в произведении ситуацию.

  • После того как быстро три раза прочитали, читаем четвертый раз — но уже медленнее. Так же вслух и с выражением, но медленно.

  • Перепишите текст на бумагу. Не торопясь, проговаривая вслух то, что пишете. Если произведение идет сплошной «простыней», лучше разбить его на несколько абзацев или блоков — так будет гораздо проще.

  • После переписывания вы уже будете знать произведение примерно на 75%. Остальные 25% «всплывут» во время вечернего и утреннего повторения.

Вот и все — и ничего учить не надо, все запомнилось само. Не забудьте только перед сном прочитать еще раз, уже стараясь меньше заглядывать в книгу. И утром еще раз. Педагоги утверждают, что эта методика позволяет выучить практически любое произведение школьной программы за час.

История

Раннее в тексте я не случайно написал, что при написании стихов мне необходим мотив истории. Именно истории. Я считаю, что стихотворение должно что-то рассказывать своему читателю и при этом читателю должно быть интересно. Можно красиво и образно описывать природу, можно выразительно описать свои чувства, но что извлечет из этого читатель? Он, разве что, оценит красоту формы стиха, но не его содержания ведь подобное, было описано неисчислимое количество раз. Именно поэтому мне не очень нравится раннее творчество Есенина – это безукоризненные, с академической точки зрения, стихи о красоте русской деревни. Но все они похожи друг на друга, так как описывают одно и то же. Другое дело его стихи, в которых чувствуется его внутренняя борьба, ощущается его болезненная реакция на события того времени:

«Я хожу в цилиндре не для женщин —
В глупой страсти сердце жить не в силе, —
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле».

Мне самому не интересно читать стихи, да и прозаические произведения, которые богаты формой, но бедны содержанием, а так как я создаю творчество, которое, в первую очередь, нравится мне, я стараюсь создавать истории. Моя цель, чтобы те, кто сталкиваются с моим творчеством, после первых строк хотели узнать, что же будет дальше и чем все закончится или в чем мораль произведения. Придавая же своим историям лирическую форму, я бросаю вызов сам себе. Я ставлю задачу, которая нагружает с одной стороны мой интеллект, а с другой мою творческую сущность. Именно поэтому я творю и именно поэтому была создана Песенная – моя маленькая творческая мастерская.

  • Поход
  • Донор
  • Чудо
  • Пожар
  • Пересадки
  • Ненависть

Стихи+иллюстрации

Ещё одна детская (и признаемся, наша тоже) любовь: когда в книге есть стихи, «приправленные» красивыми иллюстрациями. Они могут описывать сюжет и показывать героев.

…Они танцевалис утра и в обед:плие, релеве! батман, пируэт!

Стихотворение и иллюстрация из книги «Маленькие балерины»

Или же быть самостоятельным произведением искусства, которое удачно дополняет поэзия. Как, например, в удивительной «Красивой книге о животных».

Если мы решим фламинго ради шутки стать,Ярко-розовые перья надо нам достать:Будем мы другого цвета — пары не найдём,Ни один фламинго рядом не построит дом…Чтобы лучше сохранился этот нежный цвет,Нам придётся прямо в иле добывать обед.

Стихотворение и иллюстрация из книги «Красивой книге о животных»

В таких книгах можно разглядывать картинки и мелодично сопровождать их чтением стихов. Так вы познакомите ребёнка с миром животных и, возможно, выучите с ним первый стих о могучем тигре, задумчивом хамелеоне и нежной бабочке.

Аргументы о вредности заучивания произведений

Ради справедливости приведем самые часто встречающиеся аргументы не в пользу заучивания:

Бестолковое зазубривание не развивает ребенка, а превращает его в робота, который механически запомнил стихотворение, пересказал его и тут же благополучно забыл.

Некоторые педагоги всерьез полагают, что ребенок должен учить только то, что может понять и то, что ему нравится. Но о каком развитии речи тогда можно говорить? Ведь развитие и идет как раз через преодоление трудностей и усвоение нового. Запоминание самых простых стихов и прозаических произведений оттачивает речь, развивает языковое чутье и формирует внутреннюю грамотность. Ребенок, заучивая сложные стихи, учится без ошибок писать, запоминает знаки препинания и орфограммы в сложных речевых оборотах.

Поэтому совершенно необходимо пусть даже и механически зубрить сложные произведения, которые кажутся сейчас столь ненужными. При запоминании все равно какая-то часть правильного произношения и литературной красивой речи осядет, застрянет, запишется на подкорку — и во взрослой жизни при соответствующей ситуации себя проявит.

Многие дети и родители обижаются, что учитель литературы снижает общую оценку ребенку за несколько невыученных им стихотворений, хотя сочинения и прочие задания выполнены на отлично.

Родители говорят — почему ему снизили оценку — подумаешь, не выучил какое-то никому не нужное стихотворение. Но если выучить это стихотворение было обозначено в программе как обязательное требование к учащемуся, то преподаватель имеет право снизить общую оценку за успеваемость, если ребенок задание не выполнил.

Вот, пожалуй, и все. Это два основных аргумента, которым недовольные дети и их родители объясняют свое нежелание учить стихи в школе. Аргументы, признаться, не самые сильные. Доводов «За» гораздо больше, и они несравнимо более впечатляющи.

Мотивация поэта

Зачем люди пишут стихи, что побуждает человека заниматься творчеством? К таким или подобным вопросам люди приходят при самых разных обстоятельствах. Кому-то просто любопытно, зачем тратить свое время и энергию на то, чтобы кропотливо выстраивать из слов ритмичные и рифмованные конструкции. Действительно, зачем? Ведь, на первый взгляд в стихотворении намного меньше содержательной информации, по сравнению, например, с рассказом или тем более статьёй. Кто-то, наоборот, вдохновленный произведениями классиков пытается найти секреты мастерства. Вопросом мотивации также задаются люди, чьи близкие занимаются сочинением стихов. Стремление понять, что движет поэтом, логично и понятно, и я попробую немного приоткрыть завесу этой тайны.

Зачем читать ребёнку стихи

Стихи — один из методов развития речи малыша. Они построены на звуковых сочетаниях: вот «пчёлка» рифмуется с «ёлка», «игрушка» — с «хлопушка», а «сердечко» — с «колечко». Такая забавная фонетическая игра со звуками постепенно подготавливает малыша к чтению и развивает чувство языка. Ребёнок прислушивается к словам и понимает, как можно сочетать одни звуки с другими. А ещё малыши легко запоминают стихи, а значит, развивают память и мышление.

Я хочу смотреть в окошко,Засыпай скорее кошкаВместо меня

Стихотворение и иллюстрация из книги «Баю-бай, до утра!»

Стихи помогают и во время изучения букв. Чтобы закрепить какие-либо звуки, можно использовать рифмы: например, когда проходите букву «ш», расскажите про кошку на окошке, «ч» — про синичку и лисичку, «ё» — поросёнка и непослушного ребёнка. Или придумайте свои оригинальные примеры.

Красивая книга о животных

Это одна из самых красивых наших книг о животных. В ней раскинулись зеленые леса, желтые пески, морские глубины и густые джунгли. Вместо обычного текста в книге — стихи. Написала их автор множества детских книг, лауреат литературных премий и зоолог по образованию Никола Дэвис. Она изучала китов, летучих мышей и даже работала на канале BBC «Живая природа». В 2017 году книга стала лучшей научной книгой для детей и получила награду Royal Society’s Young People’s Book Prize — премию Королевского общества в области науки, которая выбирает выдающиеся научно-популярные книги со всего мира.

Как читать стихи

Заведите традицию — читать стихи малышу перед сном

Важно делать это с выражением: громко вздыхать, удивляться, восхищаться или хохотать. Начинайте с простых двустиший и четверостиший

Выбирайте, к примеру, классические хрестоматийные произведения.

Скок-поскок,Мой конёк,То лужок, то мостик.Глиняная голова,Из соломы хвостик.

Стихотворение и иллюстрация из книги «Давай почитаем»

Затем переходите к более сложным стихотворениям: с перечислениями, интересными рифмами или забавным сюжетом.

Ещё он заказал пирогс цукатами внутри,две полных вазочки желе,мороженого — три,четыре штруделя(сказать,чтоб не жалели джема),творожных пудинговштук пятьи к ним шесть порций крема

Стихотворение и иллюстрация из книги «Принц и Свинтус»

Как учить быстро и правильно

Больше всего умение заучивать стихи быстро и без ошибок пригодится учащимся школы. Для них и будут эти советы. Хотя общие рекомендации применимы абсолютно ко всем категориям граждан.

  • Если задали объемное произведение, особенно, если требуется учить прозу — лучше разбить произведение на небольшие куски и учить их отдельно. Выучили один небольшой отрывок — переходить к следующему. И так пока не закончится все произведение.

  • Выучив стихотворение или прозаический отрывок, весь оставшийся день и вечер к нему не возвращайтесь. Повторите на ночь перед сном и утром после пробуждения. Утреннее повторение покажет, что вы запомнили, освежит произведение в памяти и поможет рассказать его на уроке без запинок и ошибок.

  • Хороший способ — не бестолковая зубрежка, а чтение произведения несколько раз — до тех пор, пока оно, что называется, «не будет от зубов отскакивать». Таким образом заучивание становится не таким уж противным и нудным делом.

  • Можно учить произведение, переписывая его в тетрадь. Просто переписывая, не пытаясь зубрить. В процессе письма произведение будет запоминаться автоматически, что сделает процесс последующего его запоминания гораздо более легким.

  • Если задано совсем уже незапоминаемое стихотворение или отрывок прозы, можно сделать из него рэп-песенку и прочитать или сделать еще какую-нибудь современную аранжировку. Главное, не рассказать потом на уроке отрывок из «Евгения Онегина» в стиле рэп — вдруг учительница кроме классики ничего не признает.

  • В интернете сейчас есть специальные сервисы для заучивания. Они помогают быстрее запомнить произведение. Нужно только вставить необходимый текст и программа выделит определенные слова-маяки, которые нужно будет запомнить. Затем — следующий набор слов. Таким образом можно выучить произведение гораздо быстрее и проще.

Вызов

Сразу хочу сказать, я не буду затрагивать теоретический аспект сложения стихов, а буду рассуждать исключительно с  точки зрения обывателя. На мой взгляд, человек начинает писать стихи, в первую очередь, потому что может. Чтобы выражать свои мысли в виде лирики всё-таки нужно какое-то подобие таланта. Разумеется, этому можно научиться, но я бы сравнил эту способность с музыкальным слухом или даром художника.

Я, к примеру, испытываю серьёзные трудности при необходимости изобразить ровный круг, да чего уж тем, ровную линию. В то время как некоторые мои одноклассники могли воспроизвести увиденное или воображаемое с завидной точностью и пропорциональностью. Если бы я упорно упражнялся и изрисовал тысячи тетрадок, возможно, я бы смог изобразить ровный круг или даже какой-нибудь пейзаж, но ведь некоторым это дано без всяких упражнений. Так же и со стихами. Строки рождаются не в мучительных потугах, а выходят сами собой. А если приходит вдохновение, то мне достаточно придумать основной мотив истории, которую я хочу рассказать, и в голове моментально рождаются поэтические формы и варианты, из которых мне лишь остается выбрать самые удачные.

Я представляю этот процесс следующим образом: есть некая база данных – словарный запас, и задача состоит в том, чтобы извлечь из этой базы и расположить в нужном порядке слова, которые соответствуют  определенным критериям. Вот тут-то и заключается вся трудность задачи. Дело в том, что во время обработки базы данных мозг должен работать одновременно в трёх измерениях: смысл (на основе памяти, воображения и фантазии), ритма и рифмы. Только в пересечении этих трёх плоскостей рождаются действительно хорошие стихи.

Ритмично расположить в рифму случайный набор слов несложно, но в результате получится не стих, а какая-то ерунда. Ритмичный и содержательный текст тоже не будет стихом – из этого может получиться красивая речь или даже верлибр (свободный стих). Последний, лично я, не считаю за поэзию, хотя уверен, что люди умнее и талантливее меня  считают совершенно иначе и, возможно, правильно делают. Пересечение ритма и смысла хорошо иллюстрирует ораторское искусство. Иногда слушаешь талантливого оратора, и вроде он говорит обычные слова, нет ни мелодии, ни рифмы, но его речь стучит как барабан, резонируя в нашем сознании. Это чувство возникает благодаря ритмичности его речи. И если обернуть ритм и смысл в определенный формат рифмы, то появится красивая лирика.

Именно поэтому придумывать на ходу качественные стихи – титаническая задача. Мозг должен в режиме реального времени обрабатывать гигантские потоки информации. Безусловно, есть люди, которые обладают подобным талантом. Иногда на современных конкурсах «фристайла», как правило, связанных с жанром хип-хопа, в импровизации рождаются интересные поэтические зарисовки.  Но даже там, редко можно встретить пересечение всех трёх упомянутых измерений: то ритм хромает, то опускается рифма или же ритмичный поток рифм не несёт никакой смысловой нагрузки. Поэтому написание стихов, на мой взгляд, все же требует определённых внешних условий и самое главное отсутствия спешки.

Как тренировать память

Развивать память педагоги и детские психологи рекомендуют начинать как можно раньше. Одно из самых простых детских упражнений — это, конечно, учить стихи. Начинать надо с самых простых, затем перейти на более серьезные объемы. Учить прозу с маленькими детьми нежелательно — это будет для них слишком сложно. Прозу лучше оставить для средних и старших классов школы.

В детском саду стихи наизусть дети учат с воспитателем. Если ребенок не посещает детский сад, за его развитие отвечаете только вы, поэтому придется взять роль воспитателя на себя. Если ребенок небольшой, то слишком сложные стихотворения учить ни к чему. Выбирайте стихи с легко запоминающимися словами и легким слогом.

В школьном возрасте для развития памяти крайне важно как можно больше читать. Даже если ребенок читает «Гарри Поттера» — это уже отлично

Пусть осваивает то, что ему интересно, не настаивайте исключительно на классике — в любом случае чтение прекрасно развивает его память.

Отлично способствует развитию памяти и овладение новым умением. Можно записать ребенка на интересный ему кружок или начать вместе с ним осваивать какое-то новое знание — например, учиться рисовать или моделировать самолеты. Новая информация требует усвоения, поэтому обучающий процесс, интересный ребенку, незаметно и мягко развивает его память.

Не забывайте обогащать словарный запас своего чада, не бойтесь рассказывать ему что-то, применяя сложные слова — как раз и будет повод объяснить их значение. Это здорово развивает лексикон и память школьника.

Память можно развить в любом возрасте, поэтому не отчаивайтесь, если ребенок не может пока как следует учиться — при регулярных занятиях его учеба обязательно улучшится.

И чем больше будет тренироваться ребенок в запоминании, тем лучше. Поэтому не сердитесь на школьную программу, которая предусмотрела детям для заучивания слишком длинные и сложные стихотворения. Поймите, что так будет лучше для вашего же ребенка. Пусть он лучше сейчас обзаведется полезным умением и разовьет свою память, чем потом всю жизнь будет страдать от невнимательности и от того, что в голове не держится информация.

Что происходит в мозгу

В процессе изучения нового материала в головном мозге формируются новые нейронные связи. Если мы повторяем уже известный материал, то эти связи укрепляются. От их количества и качества зависит то, как работает наш мозг — как быстро мы соображаем, насколько мы внимательны, сколько мы можем вспомнить информации при необходимости. При заучивании стихов происходит своеобразная тренировка мозга: словно мышца, мозг укрепляется, становится сильнее. Для взрослых крайне полезно делать такие тренировки, несмотря на то, что заучивать стихи с возрастом может быть все сложнее. Это как раз обусловлено ослаблением функции памяти.

Почему бы тогда не заучивать песни, тем более любимые — раз мы и так их слушаем с удовольствием? С песнями дело обстоит немного иначе. Именно за счет того, что мозг не активизируется при запоминании песен, делает это на автомате — он не тренируется. Для роста всегда необходим выход из зоны комфорта. При регулярной практике заучивания стихов тоже может возникнуть некоторый «потолок». Мы научимся делать это быстро и легко, тренировка не будет приносить уже столько пользы, сколько поначалу.

Зачем детям стихи

Мама Игоряна

16.03.201614:39

21 марта — Международный день поэзии, и есть смысл немного поговорить о стихах в жизни наших детей.
Есть такой стереотип среди части взрослых, что стихи-потешки, придуманные для детей, легкий жанр. И они машут рукой, мол, “а, стихи… лучше сборник сказок куплю”. Однако, прозу неправильно сравнивать с поэзией, они абсолютно равноправны между собой на поле умственного и психологического развития детей. Просто о влиянии стихов на восприятие детской мысли и чувств мы мало знаем и мало задумываемся.
Поэзия — это прежде всего ритм. А дети чувствуют ритм речи с первого дня жизни и способны определять интонацию столь же рано. Первое чувство, которым новорожденные малыши познают мир, это слух. Происходящее вокруг они ассоциируют по интонации речи родителей, еще даже не понимая значения самих слов. Воркуя с маленьким ребенком спокойным голосом, прибегая в речи к потешкам, рифмовкам и маленьким стишкам, вы, несомненно, обогатите его словарный запас в будущем, что в свою очередь позволит ребенку выражать свои мысли легко и непринужденно. А привитие любви к стихам с детства позволит малышу в будущем использовать синонимы, рифму и просто красивые, слаженные выражения. Поэтому читать стихи детям можно уже с младенческого возраста. Ведь малыши даже в свой первый месяц способны внимательно слушать рифмованные и мелодичные строки познавательных стихотворений.

Так почему же поэзия играет важную роль в развитии ребенка.

Дело в том, что поэтическая речь кардинально отличается от обычной — разговорной речи. Она насыщена яркими образами, фонетически богата и воспринимается, как песня. Ребенок чувствует эти особенности, и интуитивно тянется именно к таким произведениям. А четкие, звонкие, легко запоминающиеся рифмы, которые присущи всем детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить произведение за несколько повторений.
В свою очередь повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга. В то время, когда ребенок занимается с логическими развивающими играми или игрушками, у него усиленно работает только левое полушарие мозга, а при повторении и заучивании стихов активно действует весь мозг.
Известно, что ребенку, знающему большое количество стихов в раннем возрасте, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания и такие дети, демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами в детстве не знакомили.
Разумеется, что стихотворения для малышей нужно подбирать соответственно их возрасту, для самых маленьких – короткие четверостишья о любимых игрушках, для детей постарше – о природе, сказочных персонажах, животных, для младших школьников — уже о людях и их взаимоотношениях.
Стихи учат детей прислушиваться к звучанию слов и дают им знания о том, что одинаковые по звучанию слова могут быть разными по смыслу (содержанию) и, наоборот, слова различные по звучанию могут обозначать одно и то же.
Детская поэзия содержит достаточно много звуковых повторов (аллитераций) и созвучий, которые превосходно развивают артикуляцию и произношение.
Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.
Поэтому окружая малыша выражениями в разнообразных литературно-художественных формах, мы, несомненно, обеспечим не только становление у него осмысленной правильной и красивой речи, но и обогатим его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение.
По материалам

Просмотров:2299

Комплексный подход

Для поддержания высокого тонуса памяти и всего мозга в целом, нагрузку надо постоянно повышать. А также развивать одни функции при помощи других. Для этого подойдут специально разработанные онлайн-тренажеры Викиум. Они выстраиваются в тренировке таким образом, чтобы ваши сильные стороны становились опорой для развития более слабых. Адаптивный алгоритм отслеживает ваш ежедневный прогресс, постепенно увеличивает нагрузку, чтобы не происходило деградации

Особенность такой тренировки заключается в том, что она задействует три основные функции мозга — внимание, память и мышление. От них зависит общая продуктивность, работа остальных функций, а также наша способность к обучению

Таким образом, тренируя мозг всего по 15 минут в день, вы можете многократно повысить его работоспособность. Это позволит овладеть новыми навыками, быстрее усваивать информацию, становиться продуктивнее и повышать качество собственной жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: