Презентация, доклад на тему психологические проблемы семей, воспитывающих особого ребенка

Опнакелш янжхюкэмни гюыхрш дереи-хмбюкхднб б сякнбхъу янбпелеммнцн пняяхияйнцн наыеярбю  йюкхлсккхмю щкэгю пюлхянбмю

Основные социальные проблемы детей-инвалидов

Замечание 1

К детям-инвалидам относятся несовершеннолетние граждане, имеющие разнообразные отклонения в развитии, приводящие к сложностям в их социальной жизнедеятельности, проблемам в социальной адаптации, связанным с нарушением роста и развития ребенка, пространственной дезориентации, неспособностью обслуживать себя, ухаживать за собой, контролировать свои эмоции и поведенческие реакции, полноценно обучаться и развиваться.

Инвалидность может развиваться в результате разнообразных причин. Это могут быть наследственные заболевания, сложное внутриутробное развитие, врожденные патологии, приобретенные заболевания, последствия перенесенных травм психического и физического характера.

Дети-инвалиды сталкиваются с большим количеством сложностей при интеграции в социальную среду. Им требуется помощь специалистов различных направлений, прежде всего социальных работников. Для этого, на государственном уровне, создаются службы социально-педагогической помощи, включающие сопровождение психологов и медицинских работников.

Социально-педагогическая поддержка ориентирована на решение следующих проблем детей-инвалидов:

  1. Приоритетной проблемой детей с ограниченными возможностями, выступает сбой социальных связей, невозможность организации адекватного социального взаимодействия. У детей-инвалидов наблюдается ограничение социальной мобильности, сложности в построении коммуникативных связей с гражданами различных возрастных категорий, им недоступны многие культурные ценности, нормальная организация досуга, а в некоторых случаях, детям просто не хватает простого обучения социальным навыкам. Такая проблема развивается в следствие, как внутренних факторов т.е. наличие отклонений у ребенка, так и в результате социальной среды. Социальная политика государства не всегда развивается в должном направлении и, очень часто, приводит к формированию общественного сознания, стереотипов в отношении детей-инвалидов, усугубляющих процесс их социальной адаптации;
  2. Неравенство возможностей детей-инвалидов с остальными членами общества. Детям-инвалидам не предоставляется достаточного количества прав и свобод для развития своих природных задатков и талантов, тем более что это развитие не всегда возможно осуществить стандартным путем, а применение нестандартных подходов требует дополнительных материальных и технических ресурсов;
  3. Рассмотрение ребенка-инвалида в качестве пассивного объекта социально-педагогической работы. Очень часто, детей-инвалидов не рассматривают в качестве развивающихся личностей, которые нуждаются в удовлетворении социальных потребностей, имеют свои стремления, интересы, творческие ориентации, нуждаются в самовыражении.

Инвалидность является широко распространенным явлением современного мира. И работа социальных служб по борьбе с инвалидностью должна проходить в двух основных направлениях:

  • Профилактика развития детской инвалидности. Сюда входят разнообразные мероприятия и их комплексное воздействие, помогающие снизить процент инвалидности в стране или регионе за счет повышения качества медицины, пропаганды здорового образа жизни и т.д.;
  • Проведение социальной реабилитации детей-инвалидов. Сюда входят мероприятия, направленные на оказание всесторонней помощи и поддержки детей-инвалидов, адаптация их к социальной действительности. Необходимо создавать большое количество реабилитационных служб разной направленности, развивать сеть коррекционных школ, оборудовать обычные учебные заведения, медицинские заведения необходимыми приспособлениями для комфортного нахождения в них детей с ограниченными возможностями.

Слайд 8Влияние «особого» ребенка на семью может рассматриваться лишь как один из

элементов, с которыми приходится считаться при организации семейной жизни. В такой семье, как и в любой другой, есть и другие проблемы: родители должны зарабатывать на жизнь и откликаться на потребности других членов семьи, то есть семья должны обеспечивать нормальное существование всем своим членам.Родители обычно не в состоянии адекватно и правильно оценивать имеющиеся проблемы в развитии ребенка. Некоторые родители в борьбе с трудностями предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются, отгораживаются от мира. Некоторым семьям удается поддерживать контакты со многими другими семьями. При этом каждый член семьи может находить возможность заниматься интересующей его деятельностью.Следует иметь в виду, что даже простые вещи могут вызывать трудности в семьях, имеющих, например, детей с глубокой умственной отсталостью. Родители могут нуждаться в помощи друзей, родственни­ков, чтобы выжить физически и психически. Важным считается для родителей поддерживать связь с какими-либо организациями, например, ассоциациями родителей, чтобы не быть одинокими. Интерпретация родителями отношения к своей семье со стороны общества влияет на их отношение к общественной деятельности в целом.

Одна дорога – в интернет?

Общественник говорит, что хоть организация и заявлена как родительская, её представители собираются защищать интересы и тех людей с ограниченными возможностями здоровья, кото­рым уже исполнилось 18 лет, ведь зачастую они не могут защищать свои интересы сами. Родители опекают их на протяжении всей жизни и переживают: кто будет заботиться об их ребёнке, если с ними что-то случится?

Жительница Приангарья Елена Анисимовна рассказывает, что у её дочери, которой исполнилось уже 35 лет, есть ментальные на­рушения, она — инвалид первой группы.

«Жизнь ментальных инвали­дов определена с детства: если ребёнок — сирота, то он попадает в психоневрологический интер­нат. Но даже если инвалид живёт в любящей семье, то после смер­ти родителей он всё равно может попасть в учреждение. Люди, ко­торые выросли под крылом мамы и папы, быстро там сгорают, ведь они привыкли жить не в больни­це, а в обычной квартире, гулять, ходить в кино. Но пока им одна дорога — в интернат. Меня, как и многих других мам, волнует во­прос: что будет с моей дочерью, если со мной что-то случится? У меня уже возраст поджима­ет, мне нужно думать об этом «вплотную», — говорит Елена Анисимовна.

Она говорит, что одно из ре­шений её проблемы — сопрово­ждаемое проживание, которое на федеральном уровне уже начали внедрять, но до нашей области эта практика ещё не дошла.

«Я дважды обращалась в мин­соцразвития региона по предо­ставлению услуги сопровожда­емого проживания для моей дочери, но получила конкретный ответ: «В Иркутской области в на­стоящее время не внедрена пра­ктика сопровождаемого прожи­вания людей с инвалидностью. Оказание такой услуги в регионе не предусмотрено законодатель­ством. Подготовлены изменения в областной закон, после приня­тия которых услуга теоретически станет возможной», — разводит руками женщина.


В Иркутске открыли автокласс для детей с ограниченными возможностями
Подробнее

В минсоцразвития Приан­гарья пояснили, что на феде­ральном уровне действительно поставили задачу минимизиро­вать число инвалидов, которые живут в психоневрологических интернатах. И мировой опыт подтверждает: такие люди мо­гут жить самостоятельно под присмотром соцработников. Правда, практику сопровожда­емого проживания в России ввели всего в четырёх регионах: Владимирской, Псковской об­ластях, Москве и Санкт-Пе­тербурге, там квартиры для ин­валидов приобрели на деньги спонсоров, а помогают людям адаптироваться в них в основ­ном общественники.

Статья по теме

В заложниках у бордюров. Центр Иркутска остается недружелюбным к инвалидам

В Иркутской области меха­низм такой адаптации запущен пока только для детей, живущих в интернатах. Тренировочную квартиру открыли на базе пси­хоневрологического интерната в селе Бельчир Осинского района, готовятся открыть при детском доме № 1 в Иркутске и при Ту­люшкинском психоневрологи­ческом интернате. Уже готовы изменения в областной закон, согласно которым перечень комплексных услуг могут до­полнить 36 новых, касающихся сопровождаемого проживания. Однако полноценно говорить о его внедрении в жизнь можно будет только после принятия федерального закона. Госдума собиралась рассмотреть его осе­нью 2017 года, но отложила.

Сейчас в учреждениях для лю­дей с нарушениями умственного развития в Иркутской области живут 2,7 тыс. взрослых и 650 детей.

Как говорит Елена Аниси­мовна, пока всё устроено так: инвалидами до 18 лет занима­ются многие государственные структуры, чиновники пытаются решить проблемы и помочь, но, после того как человек становит­ся совершеннолетним, его труд­ности волнуют только его семью.

Слайд 2Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда связано с

тяжелыми эмоциональными переживаниями роди­телей и близких родственников. Выделяют наиболее типичные этапы развития реакций родителей на поставленный диагноз:Отрицание — родители не оставляют надежду, что диагноз постав­лен ошибочно, они ищут возможность получить консультацию у других специалистов.Гнев — возникает на почве ощущения беспомощности, безысходно­сти и разочаровании как в самих себе, так и в своем ребенке.Чувство вины и обида на других — попытка найти виноватого в том, что произошло, выражены в обвинении в случившемся супруга, ближайших родственников, условий жизни и т.д.

Мнение власти

 Первый заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской обла­сти Алексей Макаров:

«Проблема под­держки семей с детьми-инва­лидами очень объёмная, но мы к ней готовы и делаем первые шаги по её решению. В министер­ствах социального блока — соцраз­вития, образования, здравоохра­нения — есть учреждения, которые непосредственно занимаются этой категорией граждан. В структуре социальной защиты работают два реабилитационных центра — в Ир­кутске и Зиминском районе, в об­ластном центре есть два отделения по сопровождению семей, воспи­тывающих детей-инвалидов, анало­гичную службу откроют в этом году в Братске.

Специалисты 31 комплексного центра оказывают методиче­скую и ресурсную помощь таким семьям. В 27 учреждениях соци­ального обслуживания созданы отделения по сопровождению се­мей с особыми детьми либо отде­ления дневного пребывания та­ких детей. Последние — особенно актуальны. Есть необходимость в отделениях с 3-5-дневным пре­быванием, чтобы семья могла пе­редохнуть, заняться домашними делами, решить свои вопросы, пока их ребёнком занимаются специалисты.

Также остаются актуальными вопро­сы межведомственного взаимодей­ствия, поэтому в регионе разрабо­тана концепция ранней помощи, которая предусматривает поддер­жку семьи на начальной стадии с момента рождения особого ребёнка или установления диагноза. Сейчас концепция проходит согласование, мы планируем, что её утвердят до конца мая».

Взаимодействие хромает

Иркутянка Ирина Фролова — мама особенного школьника. Женщина уверена, что диагноз её ребёнка — «аутизм», однако врачи с ней долгое время не со­глашались.

«Доктора говорили: «Вы се­бе, мама, напридумывали, у вас ребёнок просто умственно отста­лый». А правильный диагноз в нашем случае очень важен, по­тому что дети с аутизмом требу­ют особого подхода педагогов, — рассказывает Ирина. — Если до школы у нас в основном были проблемы по системе здравоох­ранения, то когда сыну исполни­лось 7 лет, начались трудности с образованием. Адаптированных программ, которые необходимы ребёнку с таким диагнозом, не было. Точнее, они существовали, но только на бумаге, школы по ним не работали — ни общеобра­зовательные, ни коррекционные. Мы всё-таки умудрились пойти в коррекционную, но не все учи­теля понимали, как нужно вести себя с таким ребёнком. Дети с аутизмом очень умненькие, они просто другие. Не сразу можно понять, чего хочет ребёнок и по­чему он себя так ведёт. С допол­нительным образованием тоже не заладилось, а многие такие ребятишки любят программиро­вать, конструировать, работать с компьютером. Мы пробовали хо­дить в школу робототехники, но нас оттуда вежливо попросили. Сейчас мы пытаемся заниматься тем, что нравится, но в частном порядке: системы такой нет».


Дорога к знаниям. Легко ли ребёнку с синдромом Дауна попасть в школу?
Подробнее

Такие проблемы родителей, от которых подчас отмахивают­ся чиновники, и собираются ре­шать общественники. В их пла­нах — налаживать взаимодействие министерств: социального раз­вития, опеки и попечительства, образования и здравоохранения, ведь именно с их представите­лями чаще всего и «сталкивают­ся» родители, пытаясь улучшить жизнь своего ребёнка. Но такое взаимодействие в Приангарье пока хромает — и это признают даже представители минсоцраз­вития.

«Мы как раз и отличаемся от других орга­низаций тем, что намерены объединить все усилия, чтобы сделать жизнь детей-инвалидов и их родителей комфортнее, в том числе помогая совершенст­вовать законодательство, и сле­дить за тем, как соблюдаются законы», — поясняет председатель регионального отделения ВОРДИ Лилия Щеглачёва.

Она отмечает, что общест­венники берутся решать каждую проблему, с которой приходят к ним родители. К примеру, когда начали разбираться в трудностях, с которыми столкнулась Ирина, выяснилось, что в Иркутской об­ласти действительно до сих пор есть сложности с постановкой диагноза «аутизм», хотя в других регионах России заболевание ди­агностируют уже довольно точ­но и проблем это не вызывает. Что касается образовательных программ для особых детей — по словам Лилии Викторовны, они есть, многих педагогов обуча­ют работать по ним, осталось дождаться, пока это дойдёт до конкретных учеников.

Статья по теме

«Снаряд» в голове. Почему у 11-летнего ребёнка может случиться инсульт?

Круглый стол «Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов»

В преддверии Международного дня
инвалидов 02 декабря 2021 года на базе МБОУ ППМС-центр Яльчикского района
состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей
– инвалидов».

     В мероприятии приняли участие
представители отдела социальной защиты населения в   Яльчикском районе ЧР, Фонда социального
страхования в Яльчикском районе ЧР, педагогические работники образовательных
учреждений Яльчикского района и родители детей-инвалидов.

      Каждый представитель подробно рассказал о
государственных услугах, оказываемых гражданам, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями здоровья. В ходе круглого стола прозвучали вопросы,
касающиеся образования, положенных льгот и выплат для данных категорий граждан,
социальных услуг и организации досуга детей.

     Главный специалист-уполномоченный ГУ-РО
ФСС РФ по ЧР — Чувашии в Яльчикском районе Алина Сверчкова выступила с
сообщениями  об изменениях, произошедших в законодательстве в области
социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Алевтина Борисова,
главный специалист — эксперт отдела социальной защиты населения в Яльчикском
районе ЧР подробно рассказала о компенсационных выплатах семьям, имеющим детей
данной категории. В частности, особый интерес вызвали вопросы дотации на оплату
квартплаты для инвалидов, своевременности и качества обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации.   

   В настоящее
время приоритетным направлением развития системы образования детей-инвалидов
является организация их обучения и воспитания совместно со здоровыми детьми в
обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях,
не являющихся коррекционными. Одну из категорий детей-инвалидов, традиционно
требующих особого внимания в контексте реализации их права на образование,
составляют дети, которые по состоянию здоровья не имеют возможности посещать
образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому. На вопросы,
касающиеся обучения детей-инвалидов, формы получения образования детей данной
категории дала ответ педагог-психолог МБОУ ППМС-центр Яльчикского района
Людмила Сайкина.

   Учитель начальных классов МБОУ «Яльчикская
СОШ» Татьяна Маркова ознакомила всех присутствующих своим опытом работы
обучения ребенка-инвалида на дому.

   Активное  участие в  работе
круглого стола приняли родители  детей-инвалидов, которые имели
возможность задавать вопросы и получить ответы на них.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: