Презентация, доклад на тему кинезиология

Что это, применение

Интересно! Гиппократ заложил основы науки кинезиологии в наше время, высказав теорию об организме как целостной структуре, которая постоянно взаимодействует с внешней средой.

Кинезиологическое упражнение

Однако истинным основателем науки считается Асклепиад, живший более двух тысяч лет назад в Древней Греции.

Взаимодействие полушарий требуется для успешной работы мозга ребёнка. Полушария соединяет мозолистое тело. Оно состоит из примерно двухсот миллионов сплетённых воедино нервных волокон. Созревание мозолистого тела начинается у детей в дошкольном возрасте и продолжается примерно до 7-9 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Дисбаланс функционирования мозолистого тела ведет к ухудшению памяти, концентрации внимания и других проблем в развитии ребёнка.

Интересно! Эта проблема может быть вызвана такими факторами, как замедленное созревание ребёнка или результат пережитого стресса.

Польза кинезиологической гимнастики для детей

Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста помогут нормализовать работу мозга и наладить связь между мозговыми полушариями. Также они обеспечат стрессоустойчивость, хорошую память и полноценное развитие ребёнка в дальнейшем. Под их влиянием ребёнок добьётся значительных улучшений в обучении и сможет научиться управлять своими эмоциями. Чем интенсивней будет нагрузка, тем более значительными будут результаты. Данные упражнения помогут увидеть способности и таланты ребёнка и устранить неполадки в развитии. Расширятся способности мозга и повысится продуктивность его работы.

Кинезиологический массаж

Из чего состоят комплексы кинезиологических упражнений?

Ground Picture/Shutterstock.com

Кинезиологические упражнения подбираются исходя из поставленных перед специалистом задач и возраста ребёнка. Обычно комплексы включают в себя несколько видов упражнений:

  • растяжки — поочерёдное напряжение и расслабление мышц помогает устранить гипо- и гипертонус;
  • дыхательные упражнения — для развития самоконтроля и чувства ритма;
  • глазодвигательные упражнения — направлены на укрепление связи между полушариями мозга;
  • телесные упражнения — для улучшения координации и снятия мышечных зажимов;
  • упражнения на мелкую моторику — пальчиковые игры для развития речи;
  • игры с кинезиомешочками и мячиками — для развития зрительно-моторной координации и концентрации внимания. Мешочки изготавливаются из яркой ткани и наполняются песком (150 гр.), а мячики небольшого размера упругие и бархатистые на ощупь;
  • массаж и расслабление — для стимуляции биологически активных точек и снятия мышечного напряжения.

Правила выполнения упражнений

Sergey Novikov/Shutterstock.com

Часто кинезиологические упражнения назначаются и выполняются под наблюдением специалистов в рамках коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В ДОУ развивающие занятия также обычно включают элементы кинезиологической гимнастики. Но и в домашних условиях проводить занятия несложно: для этого не требуется дорогостоящее оборудование или специальная подготовка.

При проведении кинезиологических занятий дома не забывайте о важных правилах:

  1. Занятия должны быть регулярными: заметный эффект от упражнений появится только при ежедневных занятиях.
  2. Начинайте с 1–2 простых упражнений и постепенно увеличивайте продолжительность занятий до 10–25 минут в день.
  3. Заниматься можно в любое время, главное — спокойная обстановка и хорошее настроение.
  4. Выполняйте пару упражнений перед учебными занятиями или когда вам нужно успокоить расшалившегося ребёнка.
  5. Меняйте комплексы упражнений каждые две недели.
  6. Всегда демонстрируйте новое упражнение и помогайте ребёнку правильно сделать его. Если у вас есть вопросы по технике выполнения упражнения, поищите видео с мастер-классом или картинки в Интернете.
  7. Используйте приёмы кинезиологии в быту: например, попросите ребёнка почистить зубы, причесаться или взять ложку другой рукой.
  8. И, пожалуй, самое главное: если ваш ребёнок сильно устаёт, плохо запоминает информацию, гиперактивен или отстаёт от сверстников в развитии — обязательно проконсультируйтесь с неврологом, ведь проблема может быть глубже, и домашних кинезиологических занятий может быть недостаточно для её решения.

Самостоятельное снятие стресса с помощью упражнений кинезиологии

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Поза Кука.

Названа по фамилии изобретшего ее доктора. Он придерживался классического для кинезиологии постулата: — «В каждом пациенте живет врач». Самолечение составляем из:

  • наложения правой руки поверх левой, сидя на стуле
  • размещения голеностопа правой ноги на колене левой
  • наложения кисти левой руки на подъем правой ноги
  • обхвата пальцами правой руки пальцев правой ноги

Позу держат до ощущения пульсации в руках. Потом, меняют расположение конечностей в зеркальном варианте. Проработав его, пальцы кистей соединяют домиком и вновь держат до пульсации в теле.

Поза «Марширующий солдат».

Институт кинезиолгии делит ее на три этапа:

  • прямая стойка с фиксацией взгляда в одной точке перед собой
  • определение про себя количества подходов
  • поочередный подъем коленей с касанием сустава локтем противоположной руки и наклоном корпуса вперед

Делая упражнение, как и прочие позы самолечения, важно размеренно дышать. Классическая схема кинезиологии – 12 глубоких вдохов носом и столько же выдохов ртом

Поза «ФОП» или фронтально-опциптальная коррекция.

Она ведет к успокоению, адекватному взгляду на ситуацию. Очередность действий:

  • обхватываем голову, кладя одну кисть на лоб, а другую на затылок
  • удерживаем позу до глубокого вдоха, выпрямления тела и отклонения головы назад

В конце упражнения ощущается равномерная пульсация в двух точках лба и двух точках затылка. В этот момент и приходит ясность ума, необходимая перед решением важных задач.

Кинезотерапия при ДЦП

Наравне с медикаментозным лечением и иппотерапией пациентам с церебральным параличом  помогает кинезиология. В услуги по ОМС при ДЦП психотерапевтический и прикладной методы не входят.

Благотворительные медицинские фонды ежегодно собирают средства на предоставление больным курса кинезиологии

Это говорит о важности методы, ее действенности в борьбе с болезнью

В марте 2017 года, к примеру, движенческий курс оплатили 20-ти детям из Приамурья. Сбору средств способствовало Министерство здравоохранения. Новость опубликовал портал «Наша Тында».

В работе с детьми Приамурья использовали  ММТ и кинезиотейпирование. При ДЦП эти две системы наиболее результативны. Врачи начинают с диагностики плечевого пояса. Повышенный тонус мышц груди приводит к вывороту плеч внутрь. Это мешает нахождению равновесия. Больной теряет его и сидя, и стоя, и во время ходьбы.

В таком состоянии иппотерапия и плавание – пустая трата времени и денег. Больного нужно подготовить к занятиям, сняв напряжение с плеч. В этом случае, даже при значительных зажимах в ногах, спине, тазовом поясе и голове, пациент сможет воспринимать лечебные методики. «Дверь» к ним открывает кинезиотейпирование при ДЦП.

Кинезиотейпирование при ДЦП фиксирует суставы и мышцы в физиологически верном положении. В это время ранее напряженные ткани отдыхают, а ослабевшие из-за бездействия тренируются. Достигается баланс, больной начинает контролировать движения тела, а с ними и свою жизнь.

Немного физиологии

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга. И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи.

Итак, за что отвечает каждое из полушарий мозга?

Левое.

Помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты, то есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно. Кроме того, оно обеспечивает:

  • индуктивное мышление (сначала происходит анализ, а затем синтез);
  • обработку вербальной информации;
  • речевые и языковые способности;
  • способность чтения и письма;
  • запоминание (стихов, имен, названий, дат, фактов);
  • понимание буквального смысла получаемой информации;
  • планирование будущего;
  • математические склонности, способности работать со схемами, таблицами, формулами, числами;
  • контроль правой стороны нашего тела.

Правое.

Отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, но при этом правильные решения.

Также правое полушарие обеспечивает:

  • развитие образного мышления;
  • ориентацию в пространстве;
  • способность решать головоломки, ребусы, творческие задачи;
  • одновременную обработку множества разнообразных блоков информации, рассматривание проблемы в целом;
  • дедуктивное мышление (сначала – синтез, затем – анализ);
  • обработку невербальной информации, которая выражается в образах, символах;
  • запоминание образов (картин, голосов, поз, лиц), восприятие совокупности черт как единого целого;
  • способность понимать чужую образную речь,
  • чувство юмора;
  • восприятие эмоций, интонаций, тембра голоса;
  • ориентацию в настоящем;
  • развитие воображения, фантазии, творческих способностей (в частности художественных);
  • различение музыкальных мелодий, ритма, темпа, музыкальной гармонии;
  • спонтанные эмоции;
  • контроль левой половины тела.

Поэтому так важно, чтобы сохранялось равновесие между функционированием обоих полушарий. Активизировать работу всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями как раз и помогают кинезиологические упражнения

Их комплексы по праву называют «умной гимнастикой» или гимнастикой мозга.

Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста

Организация: МБДОУ 166

Населенный пункт: Ивановская область, г. Иваново

Кинезиология — это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Кинезиология помогает улучшить двигательную координацию и регулировать утомляемость. Основная задача кинезиологии- избавить человека от внутренних зажимов и блоков, влияющих на психическое и физическое состояние организма.

Использование упражнений кинезиологии позволяет:
*укреплять здоровье
*повышать тонус
*снижать усталость, утомляемость, раздражительность
*улучшать психоэмоциональное состояние
*понижать чрезмерную активность
*повышать концентрацию и умственную работоспособность
*улучшать память
*стимулировать развитие речи и слуха
*улучшать внимание, мышление
*развивать восприятие, пространственные представления, воображения

Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны , чем для взрослых. Особенно для детей, имеющих различные проблемы( растройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т.д.)

В ДОУ эта система используется довольно широко. Комплексы упражнений включают в себя растяжки, дыхательные глазодвигательные и телесные упражнения, для развития мелкой моторики, и упражнения на релаксацию.
Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами. головой. Это могут быть ассиметричные движения («Ухо-нос», «Колено-локоть», «Перекрестное марширование»).
На занятиях по художественно-эстетическому развитию могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими руками в зеркальном отображении.
На занятиях по развитию речи применяются различные пальчиковые игры, направленные на улучшение моторики мелких мышц и ловкости пальцев; дыхательные упражнения («Задуй свечу»).
В познавательных и игровых занятиях активно используются различные пособия (кубики, массажные мячики и прочее), помогающие детям освоить одновременные скоординированные движения обеими руками.

Существуют определенные правила для занятий кинезиологией:
*обстановка должна быть максимально комфортной и спокойной.
*каждый этап упражнения должен быть точным
*очень полезно проводить упражнения перед интеллектуальными нагрузками

Любые кинезиологические упражнения можно выполныть не только в рамках образовательного процесса в ДОУ, но и дома с родителями. Главное, что требуется от родителя- сначала освоить каждое упражнение самостоятельно, понять какие ощущения оно вызывает, какие органы задействует, какой дает результат.

Даже без систематического выполнения эти занятия могут сконцентрировать ребенка в нужный момент, успокоить, расслабить, повысить его внимание, настроить на работу. Занятия кинезиологией не требуют материальных затрат, вписываются в структуру занятий, а главное- дети выполняют их с большим желанием и удовольствием

Занятия кинезиологией не требуют материальных затрат, вписываются в структуру занятий, а главное- дети выполняют их с большим желанием и удовольствием.

Используемая литература:

Методическое пособие «Комплекс кинезиологических упражнений и игр для детей дошкольного возраста» Дмитриева Т. И., Метелина И.В.
Сборник упражнений для активации умственной деятельности «Гимнастика для ума» Марычева О.И., Габараева К.А.
Интернет ресурсы: Дефектология ПРОФ .Московский институт коррекционной диагностики.

Приложения:

  1. file0.docx.. 5,3 КБ

Опубликовано: 12.04.2024
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: