Развитие познавательных способностей младших школьников в системе внеклассной работы

Основные психические процессы. психология. полный курс

Воля и эмоции

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, — это внимание. Но оно не является эмоциональным

Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции — точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.

Воображение

Под воображением понимают когнитивный процесс, при котором объекты и явления в данным момент времени не ощущаются органами чувств, а формируются на базе полученного опыта. Воображение тесно связано с памятью и характерно только для человека. Оно может влиять на функции и движение организма.

Выделяют непроизвольное воображение, т.е. формирование образов без каких-либо усилий человека, и произвольное воображение, при котором индивидуум намеренно пытается вообразить что-то конкретное. К особым видам воображения следует отнести мечты

Мечта представляет собой сознательный процесс создания образов желаемого, они показывают, что для человека важно и к чему он стремится

Характеристики процессов

Психические процессы — это актуальный отклик личности на происходящее вокруг. Им характерны следующие особенности:

  • Возникают из-за воздействия раздражителей (внутренних или внешних).
  • Оживляют организм, одушевляют его.
  • Имеют свое начало, развитие и конец.

Выделение психических процессов – условное разделение психики на составные части, которые появились по причине значительного влияния механистических представлений на психологов в период становления научной психологии.

Динамичность

Данная характеристика напрямую зависит от состояния индивида, от режима работы его мозга: возбуждение, стресс, усталость.

Динамика восприятия заключается в увеличении точности данного процесса. В 21 год возникает пик восприятия человека, а в 55 начинается деградация.

В период развития мышления увеличивается гибкость, точность и скорость упомянутого процесса, также он становится более организованным, произвольным и осознанным.

Динамика памяти имеет такое же развитие, как и восприятие. По мере взросления повышается скорость образования ассоциаций, объем памяти, прочность и точность запоминания, длительное хранение. После 55 лет у индивида может наблюдаться деградация памяти. Можно выделить и качественные изменения: так речь становится более организованной и осознанной.

Динамика воображения достигает пика в 33 года. Начало закладывается еще в дошкольном возрасте, что позволяет ребенку строить планы и наглядные модели. В разном возрасте воображение играет различную роль. Так, например, в дошкольном возрасте формируется воссоздающее и творческое воображение, далее динамика снижается и повышается только в подростковом возрасте из-за потребности самовыразиться.

Внимание натурально в самом начале, затем происходит организация и осознанность, пик возникает в юношестве, увеличивается устойчивость внимания, сосредоточенность, ускоряется переключение между объектами наблюдения. После 55 лет начинается регресс

Динамика эмоций становится более устойчивой с возрастом, теряя эту черту лишь в определенные периоды на непродолжительное время.

Свойства личности

Психические свойства личности — устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот — только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными.

Развитие познавательных психических процессов

Развитие познавательных процессов начинается еще с первых лет жизни ребенка. Оно происходит в определенных условиях взаимодействия с окружающей средой и людьми. У детей развитие начинается с элементарных явлений: ребенок видит, узнает, запоминает, воспроизводит. В школьном возрасте процесс развития контролируется учителями и наставниками. Во взрослом возрасте все эти процессы поддаются тренировке.

Познание развивают на протяжении всей жизни

О том, что относится к психическим познавательным процессам, написано огромное количество статей, все источники сходятся в важности этого явления. Познание определяет уровень развития человека, его память, навыки запоминания и др.  Важно то, что его можно развивать, тренировать на протяжении всей жизни

Интеллект

Все познавательные процессы объединяются одним качеством человеческой психики — интеллектом.

Согласно теории британского психолога Рэймонда Кэттелла, структура интеллекта условно подразделяется на две подструктуры:

  • подвижный интеллект — состоящий в способности производить анализ, решать задачи, мыслить образно, логически;
  • кристаллизовавшийся — позволяющий использовать накопленный с детства опыт, применять полученные навыки и знания.

Отдельно выделяют социальный и эмоциональный интеллект.

Впервые понятие было введено в научный лексикон американским психологом Эдвардом Торндайком в 1920 году. Тогда оно использовалось для обозначения «дальновидности индивидуума в межличностных отношениях».

Сегодня ученые связывают социальный интеллект со способностью формировать быстрые суждения о людях, максимально точно предсказывать их реакции, поведение.

В норме все виды и структуры интеллекта развиты, находятся в сбалансированном состоянии. Нарушения в работе какого-либо элемента расцениваются как расстройство интеллекта или слабоумие. Оно бывает:

  • врожденным — олигофрения;
  • приобретенным — деменция.

Краткая характеристика обеих форм отображена в таблице ниже:

Когнитивные нарушения могут иметь множество причин, среди которых различные по патогенезу и этиологии психические и неврологические заболевания и расстройства.

Активизация познавательной деятельности младших школьников через интеллектуальные игры

Развивающие игры — самый эффективный метод расширения кругозора. Они позволяют легко привить тягу к знаниям, открытию чего-то нового. Увеличивается словарный запас, раскрываются сильные стороны личности ребенка, его таланты и способности, улучшается работа мышления. Подвижные игры помогают развиться физически.

Различают несколько видов интеллектуально-развивающих игр:

  • сюжетно-ролевые (в основе самодеятельность);
  • игры с правилами (в основе четкая программа, без самодеятельности).

К сюжетно-ролевым относят еще строительные. А игры с правилами делятся на подвижные, дидактические и игры-забавы.

В играх часто совершаются новые открытия, а они необходимы для повышения интеллектуальных способностей. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку развить и закрепить положительные качества личности (находчивость, организованность, смелость, ответственность, сила воли). Улучшается настроение, появляются веселье, задор, радость. На эмоциональном подъеме учебный процесс протекает легко и непринужденно.

Развитие способностей у детей будет более эффективным, если они обеспечены оптимальным количеством различных интеллектуально-развивающих игр.

Понятие психических процессов

Психические процессы, хотя и протекают внутри человека, непосредственно связаны с воздействием извне, и они имеют конкретно-индивидуальный характер. Возьмем смену времен года: это удивит и заинтересует того, кто никогда не наблюдал ничего подобного, на других людей способно навеять поэтическое или философское настроение, а кто-то оценивает подобные перемены исключительно негативно. Таким образом, одно и то же воздействие приводит совершенно к разной реакции в виде психического процесса.

По характеру психические процессы бывают трех видов:

Познавательные.

Эмоциональные.

Волевые.

При этом психические процессы неразрывно связаны друг с другом. К примеру, восприятие невозможно без памяти, а последняя, в свою очередь, требует наличия внимания. В нашем сознании процессы протекают как бы сами собой, но в реальности их можно отделить. Скажем, отличаются память, воображение, эмоции, воля, речь, настроение и пр. Более того, мы можем развивать эти процессы, научиться управлять ими.

Возрастные особенности познавательной деятельности.

Познавательные процессы Дошкольный возраст 3-5 лет 5 — 7 лет Младший школьный возраст 7 — 11 лет Средний школьный возраст 11 — 15 лет
Восприятие Преобладание непроизвольного восприятия. Фрагментарность, малая детализированностъ Повышение уровня осмысленности и произвольности Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой целенаправленного восприятия Формирование целостности и осмысленности восприятия
Малый объем восприятия Развитие способности наблюдения Развитие детализированности восприятия, но еще недостаточная его дифференцированность Развитие восприятия пространственных качеств объекта, способность к длительному наблюдению
Ошибки пространственного восприятия Расширение объема и устойчивости Доминирование эмоционально значимых сторон объекта Допускается смешение существенного и второстепенного
Непосредственная связь с действием Несформированность восприятия времени и пространства Неточность в восприятии сходных объектов. Придание сходным предметам одинакового значения Доминирование эмоционально привлекательных сторон объекта
Мышление и речь Мышление включено в действие, в эмоциональную ситуацию, доминирует действенное мышление Отсутствует абстрактное мышление, не устанавливаются логические связи Интенсивное освоение житейских понятий. Мышление имеет наглядно-образную ограниченность Овладение навыками логического рассуждения, усвоение элементарных научных обобщений. Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей. Затруднен переход от общего к частному, слабо развита конкретизация
Планирующая функция мышления слабо развита Возникновение способности оперировать образами предметов, не находящимися в поле зрения Переход от единичных суждений к частным и общим Допускается разрыв между 1-й и 2-й сигнальными системами, возможно пустословие
Речь ситуативна Слова употребляются с измененным смыслом Возникновение элементов логического мышления Обобщения ограничены чувственно воспринимаемыми признаками Значительная конкретнообразная ограниченность мышления. Возможно образование понятий по несущественным признакам
Между высказываниями отсутствует логическая связь. Речь только диалогическая Формируется способность к планированию и регулированию практической деятельности Мышление репродуктивно, подвержено инертности
Не понимается переносное значение слое, смысл отвлеченных понятий Развивается дискурсивное, рассудочное мышление Интенсивно развивается монологическая речь, значительно расширяется словарный запас
Формируется монологическая речь
Воображение Непроизвольность Возникновение целенаправленного воображения, регулирование воображения Воображение более реалистично. Интенсивно формируется воссоздающее воображение Усиление реалистичности, появление мечты
Бесконтрольность Планирование игровой, конструктивной и изобретательной деятельности Возможно свободное фантазирование Приобретает реалистический характер
Включенность в действие Развитие творческого воображения Подверженность внушению Интенсивно воображаются различные личностные качества, преимущественно эталонного характере
Зависимость от предметов окружающей обстановки Возможно значительное изменение ранее воспринятого
Смешение воображаемого и действительного
Память Непроизвольность запоминания, его включенность в действие Развитие элементов произвольной памяти, словесно- логического запоминания. Повышение объема и длительности сохранения Развитие произвольной памяти Развитие логической памяти
Доминирование обрезной и эмоциональной памяти Обобщенность представлений Обобщенность и систематизированность запоминаний
Ошибки в узнавании Повышение роли логической памяти Формирование мнемических приемов и навыков
Ложное опознание Лучшее запоминание сходного, чем различного Развитие ассоциативной памяти
Нерасчлененное воспроизведение сходных объектов Недостаточное развитие дифференцированной деятельности. Запоминание деталей
Возможно ложное узнавание

Синтез

Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.

Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:

  • Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
  • Темперамент — природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
  • Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
  • Характер — система способов поведения и отношений.

Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность — сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом — оставшаяся в памяти информация.

Эмоциональные психические процессы, описание, особенности

Эмоциональный психический процесс заключается в отражении в сознании субъективного значения объектов и ситуаций, которые влияют на поведение, восприятие, мотивацию и деятельность человека.

Виды

К эмоциональным психическим процессам относятся:

  1. Аффекты. Отражают субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне. Характеризуются своей кратковременностью и интенсивностью.
  2. Чувства. Репрезентируют эмоции, которые испытывает человек.
  3. Стресс. Позволяет легче переживать критические моменты.
  4. Эмоции. Отражают субъективную оценку ситуации на сознательном уровне, более продолжительны и менее интенсивны, нежели аффекты. 

Уровень деятельности

То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности.

В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества).

Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик — от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности — вдохновения.

Психические процессы — описание

Психический процесс – проявляющиеся в разных формах динамические отражения реальности. Данные процессы тесно связаны между собой и сливаются в один общий процесс, который мы называем «психика». Деление происходит условно, так как не имеет теоретического обоснования.  

Познавательные:

Ощущение.
Восприятие.
Представление.
Воображение.
Память.
Мышление.
Внимание.
Речь.
Рефлексия.

Эмоциональные:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Эмоции.
  2. Чувства.
  3. Аффекты.
  4. Стресс.

Волевые:

  1. Принятие решений.
  2. Постановка целей.
  3. Борьба мотивов.

Основные познавательные процессы у младших школьников и способы их развития

К основным познавательным процессам организма младшего школьника, которые развиваются в урочной и внеурочной деятельности относятся следующие:

Внимание. Для его развития необходимо использовать в программе обучения различные задачи и упражнения логической направленности

Они помогают развить различные компоненты внимания: его объем, устойчивость, возможности переключения между различными объектами и направлениями деятельности, распределение внимания в пространстве и во времени, активизация внимания в определенный момент. Для его развития актуально применять упражнения на сравнение объектов, отыскание объектов, чтение рассыпанных слов, слов вверх тормашками, пересчет предметов, отыскание ходов в различных лабиринтах и др.

Восприятие. Этот процесс познавательной работы связан с его другими компонентами: мыслительными процессами, памятью, воображением. Восприятие обязательно требует развития, поскольку без него, работа памяти, воображения и мышления будет более затруднительной, а соответственно, не способствующей развитию познавательной заинтересованности. Восприятие хорошо развивается на уроках математики при решении задач и выполнении упражнений на вычисление, а также в художественном творчестве: раскрашивание объектов конкретным цветом.

Воображение. В начальной школе у ребенка развиваются отдельные стороны произвольного воображения. Ребенок формирует в своем сознании мыслительные образы, опирающиеся на его представления, которые он сформировал на своем опыте или вообразил. Новые образы в сознании требуют расширения представлений, их усложнения, преобразования, другого сочетания. Воображение можно развивать в конструктивной деятельности, применяя простые упражнения на складывание фигур из спичек, в художественном творчестве – посредством рисования каких-то объектов, сцен, которые ребенок не видел, но слышал и теперь должен отразить свое видение ситуации или объекта. Также, воображение разрабатывается при чтении художественной литературы.

Память. Память формируется у учащихся при совершении логических действий. Например, занимательных задач по математике. Для развития памяти могут быть использованы диктанты по русскому языку, заучивание стихотворений. Наглядно-образная память младшего школьника оказывается развитой более лучше, нежели смысловая. Ребенку легче запомнить предмет, объект, который он видел реально. Услышанное запоминается хуже. Поэтому в обучении необходимо применять максимальное количество наглядных средств. Конечно, слуховая память тоже необходимо и развивается в диктантах, запоминании чисел, слов.

Мышление. Развитие логического мышления способствует активизации интеллектуальной работы. Детей учат с начального этапа обучения в школе навыкам анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Логическое мышление лучше всего развивается на уроках математики. Дети познают закономерности устройства мира, решают задачи на смекалку, разгадывают разнообразные ребусы и кроссворды. Подходит использование логических игр, с применением слов или чисел.

Развитие познавательной заинтересованности младшего школьника осуществляется в различных видах репродуктивной, исследовательской направленности. Педагоги объясняют детям учебный материал, применяя иллюстрации. Это активизирует их интерес к познанию. Кроме того, в этом возрасте актуально применение дидактических и иных игр в обучении. Игры настолько увлекают ребенка, что он сам не замечает, как познает мир и стремится к расширению и углублению своих знаний.

Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Восприятие.

Когда дети приходят в школу, их восприятие уже достаточно развито, но носит непроизвольный характер. В первую очередь воспринимаются яркие стороны предметов (цвет, форма), а уже потом все остальное. Благодаря этому процессу, у ребенка складывается своя картина мира, путем целостного отображения каких-либо событий, предметов и ситуаций. По отражению информации восприятие может быть двух видов: описательное и объяснительное. Дети с описательным видом больше ориентированы на описание предметов, хорошо запоминают тексты и могут очень точно их пересказать, но в суть произведения особо не вникают. Школьники с объяснительным восприятием стараются уловить смысл, проанализировать, но хуже запоминают содержание.

Мышление.

У дошкольников мышление чаще наглядно-образное. В младшем школьном возрасте развитие познавательных способностей приводит к трансформации его в словесно-логическое. Мышление состоит из нескольких компонентов: анализ, сравнение, синтез, обобщение, конкретизация. Анализ — мысленное разделение объекта на части и выделение присущих ему свойств и качеств. Младшим школьникам легче анализировать предметы с использованием наглядных макетов. Сравнение — сопоставление объектов или явлений по определенным признакам, нахождение сходства и отличия. Младшим школьникам свойственно сравнивать объекты по ярко выделяющимся признакам (форма, цвет). Обобщение им порой дается трудно без помощи взрослых. Синтез взаимосвязан с анализом, позволяет мысленно выстраивать цепь логически связанных событий. Чем лучше у ребенка развит анализ, тем эффективнее синтез. Развитию способности ребенка конкретно мыслить способствует изучение правил, законов и схем.

Воображение.

Это способность к созданию новых образов. Младшие школьники на начальном этапе обучения могут создавать образы, приблизительно характеризующие объект, но по мере развития этой способности, растет количество деталей и признаков.

Внимание. У детей в этом возрасте внимание довольно неустойчивое и лабильное

Они не могут долго концентрироваться на одном предмете, быстро устают. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное не требует усилий, возникает, когда привлекает что-то яркое, эмоциональное. Произвольное внимание требует определенных усилий, чтобы сосредоточиться, обычно при этом преследуется какая-либо цель

Важно развивать этот вид внимания, чтобы облегчить учебный процесс

У детей в этом возрасте внимание довольно неустойчивое и лабильное. Они не могут долго концентрироваться на одном предмете, быстро устают

Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное не требует усилий, возникает, когда привлекает что-то яркое, эмоциональное. Произвольное внимание требует определенных усилий, чтобы сосредоточиться, обычно при этом преследуется какая-либо цель

Важно развивать этот вид внимания, чтобы облегчить учебный процесс

Развитие познавательных способностей у младших школьников педагогами и родителями положительно сказывается на интеллекте ребенка, снижает вероятность умственной перегрузки и усталости. Познавательная деятельность младших школьников может осуществляться разными способами, но главным образом, конечно же, через игры.

Психологические процессы

Человеческая психика вещь загадочная и сложная, до конца её возможности до сих пор не выяснены. Поэтому психологические процессы, свойства и состояния личности подвергаются постоянному изучению. Особенно сложны для классификации процессы, так как они очень краткосрочны, являясь актуальной реакцией на события.

Основные виды психологических процессов

В отечественной психологии принято подразделять психологические процессы на два основных вида – познавательные (специфические) и универсальные (неспецифические)

В первую группу входят ощущение, мышление и восприятие, а ко второй относят память, воображение и внимание

Ощущения – составная часть процесса познания, являющаяся отражением каких-либо свойств предметов, непосредственно влияющих на органы чувств. Также ощущения отражают и внутреннее состояние человека благодаря наличию внутренних рецепторов. Данный процесс необходим для нормального функционирования психики, в состоянии сенсорной изоляции наблюдаются нарушения мышления, галлюцинации, патологии самовосприятия. Долгое время говорили только о 5 чувствах и лишь в 19 веке стали появляться новые виды – кинестетические, вестибулярные, вибрационные.

Восприятие – объединение отдельных ощущений для формирования целостного представления о предмете или явлении. Интересно, что мнение составляется на основании наиболее характерных свойств, при этом могут использоваться данные, полученные из прошлого опыта. Поэтому процесс восприятия всегда субъективен, находясь в зависимости от индивидуальных особенностей человека.

Мышление – высшая ступень обработки информации, по другому мнению это моделирование устойчивых отношений между предметами и явлениями на основании аксиом. Этот процесс позволяет человеку получать информацию, которая не может быть добыта непосредственно из окружающего мира. Благодаря непрерывному пополнению запаса понятий происходит формирование новых умозаключений.

Память – включает в себя запоминание, хранение и дальнейшее воспроизведение полученной информации. Роль памяти переоценить сложно, так как ни одно действие не может быть совершено без её участия, поэтому процесс считают обеспечивающим единство личности.

Воображение – преобразование результатов восприятия в мысленные образы. Этот процесс, также как и память, опирается на прошлый опыт, но не является точным воспроизведением произошедшего

Образы воображения могут дополняться деталями из других событий, принимать иную эмоциональную окраску и масштабность.

Внимание — одна из сторон человеческого сознания. Любая деятельность в большей или меньшей степени нуждается в этом процессе

При высокой степени внимания улучшает продуктивность, активность и организованность действий.

Несмотря на наличие такой классификации, необходимо отметить, что разделение процессов постепенно теряет свою ценность благодаря развитию интегративных подходов к психике.

Процесс запоминания

Память – это комплекс способностей познания и высших психических функций, которые относятся к накоплению, сохранению, воспроизведению каких-либо знаний и навыков.

Благодаря памяти у человека происходит формирование представления о воспринятых ранее объектах или явлениях. В результате содержание сознания включает в себя опыт и знания, приобретенные ранее, но не ограничивается теми ощущениями и восприятиями.

Выделяют три вида памяти:

  1. Зрительная.
  2. Слуховая.
  3. Осязательная.

По времени хранения информации в памяти выделяют:

  1. Сенсорную. Информация хранится не более 1,5 секунд.
  2. Кратковременную. Хранение информации не более 30 секунд.
  3. Долговременную. Постоянное хранение, но с некоторым угасанием во времени.

Процесс ощущения

Данный процесс является первичным и с его помощью организм получает всю первоначальную информацию от внешней и внутренней среды. Он отражает отдельные признаки предметов реального мира, которые воздействуют непосредственно на анализатор.

Британский ученый Чарльз Скотт Шеррингтон выделил три основных вида ощущений. Выделение основано на локализации рецепторов:

  1. Экстероцептивные. Источником являются рецепторы, расположенные на поверхности тела и дающие образы окружения.
  2. Интероцептивные. Источником выступают рецепторы, находящиеся во внутренних органах и сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.
  3. Проприоцептивные. Источник – рецепторы, расположенные в связках, мышцах, сухожилиях. Информируют о положении тела (отдельных его частей) в пространстве.

Генри Хэд разделил ощущения по происхождению:

  1. Протопатическая чувствительность. Восприятие сильных механических и температурных раздражений.
  2. Эпикритическая чувствительность. Восприятие слабых механических и температурных воздействий.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: