Скороговорки, слова, стихи на букву Р для детей
мама с дочкой лежат на полу у раскрытой книжки и разучивают слова с буквой «р»
Наработки логопедов по совершенствованию звучания детского «р» внушительны.
Так на страницах книг этих специалистов вы найдете и слова, и скороговоркой, и стихи с изобилием «р».
Однако без вашего, родительского, участия в выполнении упражнений ребёнку будет трудно научиться правильно его озвучивать.
Слова:
- трамвай
- другие
- работа
- ромашка
- ворона
- трактор
- ведро
- рыба
- роза
- рыжик
- ракета
- рука
- рис
- рубашка
- ряд
- рукав
- размер
- ремень
- карман
- рептилия
- радар
- трава
- дрова
- дерево
- друг
- дрель
- дрозд
- шарик
- корова
- труба
- время
- забор
- бурундук
Скороговорки:
- Как под горкой на пригорке жили 33 Егорки.
- На дворе трава, на траве двора, не руби дрова, на траве двора.
- Едет Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 1
примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 2
примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 3
Стихи:
Ра-Ра-Ра, Катюше спать давно пора;
Ро-Ро-Ро, на полу лежит ведро;
Ры-Ры-Ры, вокруг летают комары;
Ри-Ри-Ри, прилетели снегири;
Ор-Ор-Ор, мы быстро подмели весь двор;
Арь-Арь-Арь, на столбе горит фонарь.
Кар! — Кричит ворона — Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано,
Грош украл он из кармана!
Карандаш, картонку, пробку
И красивую коробку!
Стой, ворона, не кричи.
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана,
У тебя ведь нет кармана!
Как?! — подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно:
Что ж вы раньше не сказали?!
Караууул!!! Карман украли!!!
примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 1
примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 2
Итак, мы рассмотрели причины и способы устранения такого речевого дефекта у детей, как неправильное произношение звука «р». А также пополнили свою копилку словами, скороговорками и стихами с этой буквой.
Будьте терпеливы со своим ребёнком всегда и особенно во время занятий по правильности произношения слов родного языка.
Причины некорректного произношения
Постановка звука Р
Причин неправильного произношения звука Р достаточно много. И желательно их исключить до наступления возрастной готовности к произношению звука Р, то есть до 5 лет. Правильнее всего обратиться к логопеду на консультацию, когда ребенку исполнится 5 лет. Иногда к логопеду может направить детский стоматолог, если заметит какие-то отклонения во время осмотра. Самое лучшее время для начала посещения стоматолога 3-4 года, до появления явных стоматологических проблем. Но вернемся к консультации логопеда.
На консультации логопед обследует общую подвижность языка, особенности строения артикуляционного аппарата (губы, щеки, небо, уздечка языка), отмечает тип глотания, поскольку он влияет на формирование прикуса, изучает особенности звукопроизношения и состояния речи, фиксирует тип дыхания (носовой, ротовой, ротоносовой), отмечает положение языка. Занятия, которые логопед разрабатывает индивидуально для каждого ребенка учитывая причину нарушения произношения, направлены на постановку и автоматизацию звука Р.
В клинике «Диал-Дент» применяется комплексный подход. Если логопед (или детский стоматолог, или ортодонт) выявят какую-то из ниженазванных причин, то вы можете пройти необходимое лечение у нас в клинике.
Частые вопросы
Как помочь ребенку выговаривать букву «Р»?
Выговаривание буквы «Р» может быть сложной задачей для некоторых детей. Вот несколько способов, которые могут помочь:
Какие упражнения помогут ребенку выучить букву «Р»?
Существует несколько упражнений, которые могут помочь ребенку выучить и правильно произносить букву «Р». Некоторые из них включают:
Когда следует обратиться за помощью специалиста?
В большинстве случаев, дети научатся правильно выговаривать букву «Р» с помощью упражнений и практики. Однако, если ребенок продолжает испытывать трудности или его речь сильно отличается от сверстников, стоит обратиться за помощью специалиста, такого как логопед или речевой терапевт.
Учимся выговаривать букву «Р» — различные упражнения
Неправильное произношение буквы «Р» выглядит мило и трогательно у детей, но не всегда украшает взрослого человека. Причиной невыговаривания этого звука может быть неправильная артикуляция или физиологические особенности логопедического аппарата.
Упражнения для подъязычной связки
Часто именно низкая эластичность подъязычной связки становится причиной дефектов дикции. Увеличивают подвижность языка при помощи следующих упражнений:
- Кончик языка нужно постараться дотянуть до носа;
- Крепко прижать кончик языка к нёбу и, около зубов, провести его максимально далеко к горлу;
- Широко открыть рот, максимально высунуть язык и кончик языка выгнуть вверх;
- Провести языком слева направо по всем зубам и обратно;
- Свернуть язык в виде лопаты и максимально высунуть наружу.
Упражнения для кончика языка
Для успешного произнесения звука «Р», кончик языка должен вибрировать. Для активизации нужных мышц делают следующее:
- Несильно (но ощутимо) покусать кончик языка;
- Прижать язык к нёбу, а затем часто и сильно пощёлкать;
- Прижать высунутый язык к губе и выдохнуть струю воздуха, создавая вибрацию;
- Широко открыть рот, и часто, с усилием, произносить звуки «Д» и «Т».
Правильное произношение звука «Р»
После того как перечисленные упражнения освоены, можно начинать произносить нужный звук:
- Вначале звук «Р» произносится в том же положении языка, что и звуки «Т» и «Д», но с вибрацией — нужно прижать кончик языка к нёбу и направить на него струю выдыхаемого воздуха (помочь ему вибрировать можно собственным чистым пальцем или чайной ложкой);
- Когда вибрация стала получаться самостоятельно, пришло время пробовать произносить сочетания: «трррр», «дрррр»;
- Далее необходимо подключить гласные, выговаривая слоги: «тру», «тро», «тра», «тре», «дру», «дро», «дра» и «дре»;
- Затем нужно говорить слова, начинающиеся на «тр» и «др» (друг, трест, драма, тракт и т.д.);
- Финальная стадия — тренировка при помощи специальных скороговорок.
Все эти упражнения желательно делать перед зеркалом.
Постановочные упражнения
Основные виды нарушений при произношении звука «р»
Есть два вида неправильного произношения : параротацизм и ротацизм.
Параротацизм бывает семи видов и представляет собой замену на согласные , , , , , , (один вид — одна согласная), причем замена на или на впоследствии отражается на письме.
Ротацизм подразделяется на двенадцать видов в зависимости от специфики произношения:
- Глоточный (фарингальный) ребенок произносит хрипло вследствие прохождения воздушной струи через заднюю стенку глотки и корень языка.
- Носовой (гнусавый) — воздушная струя проходит через нос, в результате чего слышится специфический хрип.
- Гортанный — колебание формируется вследствие вибрирования сомкнутых голосовых складок.
- Проторный (одноударный) — выговариваемый звук напоминает , чтобы произнести малыш правильно артикулирует, но вибрация возникает лишь однажды или ее нет вообще. Издать рычание ребенок не может.
- Билабиальный по-другому называется кучерным, так как формируется вследствие вибрирования губ при выпускании воздушной струи. Произносимый звук похож на , которым наездники останавливают лошадей (отсюда название — «кучерный»).
- Щечный — ребенок произносит с помощью щек и боковых участков языка.
- Назальный — один из видов ротацизма, который может возникать при анатомической патологии в форме укорочения мягкого неба. Вибрация формируется при участии глотки и задней части неба.
- Интердентальный — малыш говорит , располагая язык в межзубное пространство.
- Боковой — вибрация осуществляется участком языка сбоку. Очень часто такой дефект постановки звука можно услышать, если имеются неполадки анатомического строения ротовой полости. Когда ребенок начинает выговаривать , то он сочетает «р» и «ль», в результате чего произносит .
- Велярный — когда малыш пытается выговорить при прохождении воздуха вибрирует небо. В результате звук формируется неправильно. Подобное произношение иначе называется картавостью.
- Увулярный — представляет собой своеобразный «рокот» от горлового произношения, такой дефект иначе называют «французское р». Искажение звука происходит по причине вибрации только мягкого язычка.
- Звук ребенком не произносится, например, рыба — ыба, рак — ак, кучер — куче, краб — каб.
Чаще всего причиной, почему малыш неправильно говорит служат горловой, боковой, гнусавый, кучерский, щелевой и проторный ротацизм. Другие виды можно встретить сравнительно редко и в большинстве случаев они являются следствием анатомических проблем ротовой полости и наследственности.
Другие статьи по теме:
Как правильно ставить ударения в сложных словах?
как научить ребенка разговаривать
упражнения для речи
Как научить ребенка говорить звук Л?
Как научить ребенка пересказывать текст?
Как составить рассказ по картинке?
пальчиковый массаж
Как играть с логопедической куклой
Большакова. Алалия
Интервью с логопедом Мариной Решетко
Рекомендации для родителей детей с задержкой речевого развития; признаки нарушений речевого развития
Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка
Интервью с логопедом Оксаной Виноградной, автором логопедических пособий для неговорящих детей
Автоматизация звука «С» в слогах и словах
Разминка
Каждую тренировку нужно начинать с разминки. В нее входят простые упражнения для губ и языка.
«Кисточка». Начинается упражнение с того, что нужно улыбнуться и открыть рот. Затем ребенок должен провести языком по нёбу от верхних зубов назад (как можно дальше к горлу) и обратно, как кисточкой. Повторите упражнение 10-12 раз.
«Маятник». Снова нужно улыбнуться и открыть рот. Затем слегка высунуть язык и покачать им из стороны в сторону, как маятником. Также повторить 10-12 раз.
«Гармошка». Ребенок должен прижать язык к нёбу, как будто хочет произнести звук «НЬ». Не отпуская язык, открывать и закрывать рот.
«Чистим зубки языком». Снова нужно улыбнуться и открыть рот. Пусть ребенок проведет по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону, как будто подметая их. Потом пусть «почистит » языком каждый зубик отдельно
Важно, чтобы при этом нижняя челюсть была неподвижна.
«Комарик». Это забавное упражнение дети любят
Нужно сказать «з-з-з» и слегка высунуть язык. Затем снова сказать «з-з-з» и поставить язык сразу за верхними зубами. Повторить 10-12 раз.
Причины неправильного произношения звуков
Логопеды акцентируют родительское внимание на том, что проблему считают существующей лишь, в случае если ребенок после 5 лет не может правильно произносить «р» и «л». В остальном, это лишь вариант нормы
Звуки «р» и «л» считаются сложными, и их освоение происходит в последнюю очередь. Для полноценного произношения необходимо несколько составляющих: достаточное развитие речевого аппарата, умение ребенка удержать произнесенный звук. Если у ребенка после 5 лет не наладилось произношение, то этому может быть несколько причин.
Уздечка языка
Уздечка языка крепится к дну полости рта и другим своим концом вплетается в язык примерно на его середине. В клинической практике можно встретить ее укорочение, когда она вплетается в верхней трети языка, существенно ограничивая его движения.
Обратите внимание
Короткая уздечка языка может диагностироваться еще в родильном отделении, где и проводится его коррекция, так как грудное вскармливание и даже кормление из бутылочки невозможно.
Но чаще всего короткая уздечка выявляется гораздо позже, когда появляются проблемы с речью. К 5-6 годам у ребенка уздечка языка должна быть примерно 8 мм, именно такая длина обеспечивает нормальные движения языка. Если же диагностировано ее укорочение, утолщение, ограничение движения, то у детей практически со 100% вероятностью развиваются проблемы в произношении «р» и «л».
Коррекцией уздечки может заниматься как стоматолог – хирургический метод, так и логопед – консервативно. Решение этого вопроса – камень преткновения между двумя специальностями.
Нарушенное звукопроизношение
Неправильное произношение звуков «р» и «л» может быть связано с неправильным произношением других звуков, освоенных ранее. Чаще всего, у детей формируется путаница в произношении свистящих и шипящих звуков, что выливается в проблему с произношением «р» и «л».
Нередко такие нарушения становятся причиной того, что ребенок путает их в повседневной речи («Кла, кличит волона, клажа, калаул»). Как утверждают логопеды, такие нарушения легче всего поддаются коррекции. Дело в том, что «р» и «л» схожи по методике произношения: язык находится примерно в одинаковом положении, но «л» легче произносится, поэтому дети идут по самому легкому пути. Если же «р» заменяют другим звуками, то ситуация несколько сложнее и специалисты подозревают нарушения фонетического слуха. Если же дети «проглатывают» этот звук, то скорее всего нарушено фонетическое восприятие.
Нарушения фонетического слуха
Выборочное восприятие отдельных звуков, когда ребенок слышит «ш», «ч», «к», «а», но не слышит «р», и автоматически его заменяет на «л» и называется нарушением фонетического слуха.
Фонетический слух достигает пика своего развития к 4-5 годам, но родители могут заметить его нарушения и до этого возраста. Чем раньше была диагностирована проблема и приняты меры по ее коррекции, тем больше шансов на успех.
Обратите внимание
Формирование активного и пассивного словаря, развитие фонетического слуха происходит именно во время устной речи. Поэтому, специалисты не рекомендуют сюсюкаться с детьми, речь родителей должна быть правильной и четкой, что поможет детям избежать множества проблем с устной речью.
Если родители заметили «симптомы» нарушения фонетического звука – нужно как можно скорее показать ребенка специалисту. Такие нарушения могут указывать на некоторые заболевания центральной нервной системы, аденоидные вегетации или отит, имеющие скрытое течение.
Речевой аппарат
Речевой аппарат – это язык, щеки и губы. Пропуск в произношении некоторых звуков может указывать на их недостаточное развитие и тех мышц, которые участвуют в образовании речи, также причина может скрываться в гипо- или гипертонусе, что в равной степени влияет на звукопроизношение.
Проблемы поведения
Освоение звуков «р» и «л» требует от малыша сосредоточенности и некоторых усилий. Замечено, что чаще проблемы с воспроизведением звуков регистрируются у детей с особенными поведенческими реакциями, например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, но есть и обратная сторона медали – дети, склонные к апатии.
Горловые звуки
Даже если развитие речи идет согласно нормам и среднестатистическим показателям при освоении звуков «р» и «л» дети могут следовать по «ленивому» пути. Под этим путем наименьшего сопротивления понимается воспроизведение гортанного звука, когда вибрации формируются за счет язычка гортани.
Эту логопедическую проблему довольно сложно исправить, ведь она требует переучивания ребенка. Осложняет ситуацию тот факт, что многие родители не могут отличить правильно произнесенный звук от гортанного, и чем дольше существует проблема, тем сложнее переучивание.
Упражнения логопеда для буквы “р”
Как научить ребенка говорить букву “р”, если все же выявлены причины ее неправильного звучания?
В случае с недостаточной длиной уздечки будут полезными следующие упражнения:
- тянемся язычком до носа, стараемся , потому что это задача не из легких; повторяем несколько раз в течение дня;
- перевоплощаемся в домашнего питомца и пробуем лакать молоко из миски.
Легкий массаж уздечки языка указательным и большим пальцами, небольшое ее потягивание в течение 2-3 минут 2 раза в день тоже дадут положительный эффект, если вы задались целью научить ребенка говорить “р” дома.
Если у ребенка недостаточно развит речевой аппарат, то весьма кстати будут простые упражнения, которые приведут в тонус лицевые мышцы и облегчат произношение трудных звуков:
Легкие и занимательные дыхательные упражнения необходимы для правильного произношения буквы “р”:
Чтобы научить ребенка букве “р” самому, необходимо следовать рекомендациям специалиста и работать над проблемой сообща: некорректно поставленный звук со временем будет сложнее исправить.
Выполняя упражнения на букву “р” для детей, часто используют логопедический зонд для постановки этого звука. Этим инструментом механически воздействуют на язык, отодвигая его или создавая вибрацию, и таким образом корректируют артикуляцию. Им можно обзавестись, посетив ближайшую аптеку, или использовать подручные средства, например, палочку от мороженого.
Буква Р
Упражнения для правильного произношения буквы «Р»
Постановка звука «р» не такая уж простая задача. Некоторые упражнения можно выполнять дома:
- «Заводится мотор». Произносить «д» на выдохе. Говорить «дын-дын-дын-дын» постепенно увеличивая скорость. Продолжительность одного упражнения до 10 секунд.
- «Волшебный инструмент». Логопеды помогают детям выговаривать некоторые звуки с использованием различных приспособлений. В домашних условиях можно использовать ватную палочку или чайную ложку. Поднимите язык и положите палочку или ложку под него, в это время ребенок должен произнести звук «ж», чтобы почувствовать нужную вибрацию.
Чтобы создать вибрацию, как основу для твердого и мягкого звука «р», необходимо под язык положить ватную палочку или ложку и позволить ребенку произнести звуки «ззззааа» для твердого звука и «ззззззиии» для мягкого звука.
Как правильно учить. Советы логопеда
Итак, как быстро научить ребенка говорить букву “р”?
Не всегда у родителей есть возможность показать ребенка логопеду, да и часто найти свободного логопеда, который сможет заниматься с ребенком, не так просто.
Если малыш хорошо произносит остальные звуки и проблемным остается только «р», то можно попробовать поставить звук занимаясь самостоятельно.
Чтобы успешно развивать речевой аппарат малыша, логопеды рекомендуют придерживаться таких правил:
Когда ваш малыш научился произносить “р”?
До 5 летПосле 5
Осваивать букву нужно постепенно.Сначала учим произносить правильно слоги: ар, ра, ор, ро и так далее. Уже после этого можно осваивать сложные скороговорки.
Старайтесь заинтересовать ребенка. Гимнастику необходимо проводить в игровой форме. Упражнения должны увлечь малыша, чтобы он выполнял их с удовольствием.
Занятия должны проводиться регулярно. Нескольких занятий может быть недостаточно для постановки звука «р». Необходимо каждый день проводить гимнастику.
Часто обучать ребенка начинают скороговоркам для простановки определенного звука. Это не верно. Для начала необходимо освоить звук отдельно.
После этого добиться правильного произношения простых слогов с этим звуком. Потом закрепляем звук в произношении коротких легких слов. И лишь после этого начинаем заучивать скороговорки для выработки автоматизма при произношении звука «р».
Почему звук «Р» для некоторых детей так сложен? — Центр развития дуба
Для маленьких детей нормально демонстрировать речевые и звуковые ошибки, которые они перерастут по мере взросления.
1. Абстрактные двигательные движения
В отличие от многих других речевых звуков, двигательные паттерны, связанные с звуком /r/, увидеть непросто. Возьмем, к примеру, двугубные звуки (другими словами, звуки, которые требуют смыкания губ). Ребенок может легко увидеть, что губы должны быть закрыты, чтобы произносить звуки /b/, /p/ и /m/, что облегчает обучение и изучение этих звуков. Кроме того, для таких звуков, как /t/, /d/ и /n/, ребенок может видеть, что язык должен быть помещен на гребень сразу за верхними передними зубами (альвеолярный гребень), чтобы произвести этот звук.
Итак, как должны располагаться губы, язык и челюсть, чтобы издавать хороший звук /р/? Можно использовать несколько различных конфигураций, и разные люди могут менять позиции в разных контекстах (Westbury, Hashi & Lindstrom, 1998). Тем не менее, для произнесения звука /r/ необходимо соблюдение нескольких критериев: язык удерживается в середине рта, язык образует гребень или горбинку, чтобы сузить поток воздуха через ротовую полость, а боковые стороны рта язык соприкасается или приблизительно соприкасается с внутренней частью задних коренных зубов. Ниже приведены две основные конфигурации, которые возникают при произнесении звука /r/: , Сгруппированное «R»: в этой конфигурации язык плотно «сжимается» по направлению к середине/задней части ротовой полости с опущенным кончиком языка.
Буква «Р» на самом деле ассоциируется со многими разными звуками речи! «Р» иногда действует как согласная. «R» обычно действует как согласная, когда стоит перед гласной, например, в « r ed», «a r ound» и «g r een». «Р» также может действовать как гласная. R действует как гласная в таких словах, как «feathe r, », «lea r n» и «fu r ». Дети могут быть в состоянии произвести «Р» в одних контекстах, но не в других. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, существует множество вариаций вокального «р», которые требуют несколько разных переходов от предшествующего звука к звуку /р/. Эти вокальные вариации включают «AR», «EAR», «ER», «IRE» и «OR». Все эти гласные требуют слегка различающихся переходов от одного артикуляционного жеста к другому, и то, что ребенок может воспроизвести одну вариацию, не означает, что он может автоматически воспроизвести остальные.
Личный опыт: «Мне 20, меня ничего не смущало»
Ирина— мать ребенка с алалией, которую удалось скорректировать
— Я на своем опыте поняла, насколько важно обращаться к врачам вовремя. Тяжело осознавать, что я могла сделать собственного ребенка неполноценным
Варе было два с половиной, когда к нам пришла моя подруга Ольга, которая в то время проходила в институте курс по логопедии.
Повозилась она с Варей и зовет меня на кухню, говорит: «Ты только пойми меня правильно, но тебя не смущает, что Варе уже скоро три, а она ни одного слова не произносит, за взрослыми не повторяет и жесты зеркалит?». Мне двадцать — нет, меня ничего не смущало. Когда подруга робко (и очень тактично) сказала, что подозревает у Вари алалию, я даже термина не поняла.
Ольга ушла, попросив меня проконсультироваться с неврологом и логопедом, хотя бы просто с педиатром. Я же полезла в Интернет, начиталась там и решила, что мою дочь назвали умственно-отсталой. Разгневалась страшно. Муж пришел с работы, пожаловалась, а он взял, да и побежал к Ольге, клеймить ее на чем свет стоит.
Полгода мы с Ольгой не общались, я даже удалила ее номер из контактов. И тут у Вари плановый осмотр. Смотрю, а доктор как-то странно на моего ребенка смотрит, вопросы ей задает, а не мне. Я отвечаю, он прерывает и снова просит Варю, как сейчас помню назвать игрушку ежиком. Она глазами хлопает, ручками показывает «дай». И тут доктор выписывает нам просто кучу обследований и осмотров. Смотрю, а там рентген головы, невролог, дефектолог…
В общем, подруга была права. Диагноз «алалия» подтвердился
Причем нам сказали, что шансов уже мало, нужно было раньше обратить внимание на отсутствие речи у ребенка.
Мы конечно, сразу попросили прощения у Ольги, с ее помощью нашли для дочери нужных специалистов. Были занятия, массажи, физиотерапия и лекарства, лекарства… В школу Варя пошла на год позже, но здоровой. Мы справились. Училась Варя хорошо, особенно ей давались химия и биология. После окончания школы Варя пошла в медицину, сейчас она замужем и работает в фармацевтической лаборатории. О той страшной истории мы ей не рассказали, но к внукам я буду намного внимательнее.
Учимся произносить звук «л»
Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:
- Улыбка . Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
- Ветерок . Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
- Цоканье . Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
- Вкусное варенье . Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
- Длинный язык . Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
- Трубочка . Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
- Долгое «ы» . Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
- Дыхание . Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
- Мелкая моторика . Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.
Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых “л” соседствует с разными гласными.
Как правильно проводить занятия?
Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.
В каких ситуациях нужна помощь логопеда?
Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:
- для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
- кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
- продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».
В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.
От вас потребуется немалое терпение и умение завлечь ребенка. Малейшие подвижки должны быть замечены и отмечены похвалой. Если у малыша что-то не получается, не ругайте его, чтобы не отбить желания учиться.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Закрепление звука «Р» в речи ребенка
Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом — по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».
Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра | ра-ро-ры-ру |
ро-ро-ро-ро | ру-ры-ра-ро |
ры-ры-ры-ры | ры-ра-ро-ру |
ру-ру-ру-ру | ро-ру-ра-ры |
Чистоговорки
РА-РА-РА (2 раза) — был я у ребят вчера.
РО-РО-РО (2 раза) — потерял петух перо.
РУ-РУ-РУ (2 раза) — заяц спрятался в нору.
РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) — мы играем во дворе.
УР-УР-УР (2 раза) — с Катей мы ловили кур.
Повтори предложения
— У коровы рога.
— Вера и Рома играют в жмурки.
— Туристы развели костёр.
— Фёдор топором рубит дрова.
— У Иры красные рукавички.
— Шофёр проверят мотор.
Повтори скороговорки
— На горе Арарат растёт крупный виноград.
— У мыши в норке сыра корка.
— Трое трубачей трубили в трубы.
— После росы росли розы.
— Во мраке раки шумят в драке.
Повтори потешки
У реки росла рябина,
А река текла — рябила.
Посередине глубина,
Там гуляла рыбина.
Эта рыба — рыбий царь,
Называется «пескарь».
На дворе горка,
Под горкой — норка.
В этой норке крот
Норку стережёт.
Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.
Артикуляционная гимнастика
Почему «раньше» — это значит «лучше»?
Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.
В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.
Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.
Автоматизация звука
Закрепить произношение тяжелого звука «р» можно при помощи автоматизации, то есть его ежедневного проговаривания. В этом помогают стишки и скороговорки, которые следует выучить с малышом и повторять каждый день.
Скороговорки
Это особые предложения или несколько, в которых акцент ставится на трудновыговариваемом звуке. Лучше всего проговаривать скороговорки перед зеркалом. Так малыш будет видеть, как ему правильно ставить язычок или растягивать губки, чтобы звук получался чистым. Примеры скороговорок на «р»:
- Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Испугался Рома грома, заревел он громче грома. От такого рева гром, притаился за бугром.
Скороговорки на “р”
Сначала можно произносить скороговорки медленно. Потом следует убыстрять темп, чтобы звук произносился автоматически.
Стишки
Стишки помогают малышу закрепить выученную «р» и применять ее в разных словах
При этом важно начинать с небольших легких стишков:
- ру-ру-ру – ходил я к повару;
- ро-ро-ро – красивое перо;
- ри-ри-ри – делим все на три;
- ра-ра-ра – высокая гора.
Если малыш освоил такие стишки, можно начинать разучивать с ним более сложные:
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит,
В небе радуга стоит.
Стихи и загадки на букву Р
Кар! – кричит ворона. – Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку
– Стой, ворона, не кричи.
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана
У тебя ведь нет кармана.
– Как! – подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
– Что ж вы раньше не сказали!
Караул! Карман украли!
Шел Егор через бор,
Видит, вырос мухомор.
— Хоть красив, а не беру,—
вслух сказал Егор в бору.
— Верно ты сказал, Егор! —
так ему ответил бор.
***
Потерялась буква Р.
Где? В трамвае, например.
Или мы ее вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:
– Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Рука! Ракета!
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
полтора часа подряд.
Совет!
Лучше всего проговаривать стишки с выражением, чтобы малышу было интересно. Так ему проще их запомнить.
Мягкая «р»
Часто родители предлагают малышу сказать слово «рак» или «рыба». Но в этих словах звук твердый. Легче всего выговорить мягкую «р». Она присутствует в словах «рябина», «царь», «ребенок», «посмотри» и прочих. Пусть малыш для начала попытается проговаривать подобные слова, тогда твердый звук ему будет даваться проще.
Причины картавости
В отличие от взрослых, ребенку приходится учиться управлять язычком, губами и дыханием, совмещая эти действия. Для него это – большой труд.
Если малыш не говорит звук «р» правильно, то это может быть обусловлено:
- физиологическим строением языка. Данная причина является самой распространенной. Подъязычная уздечка в таком случае сдерживает амплитуду движения язычка вверх, поэтому он не может достать небо. Звук «р» при этом получается картавым. Если ранее существовал хирургический метод исправления с помощью подрезания уздечки, то сегодня логопеды советуют использование специальной гимнастики для растяжения данной складки, соединяющей нижнюю часть языка с дном ротовой полости;
- малоподвижностью артикуляционного аппарата, в котором главную роль играет язык. Недостаточная разговорная практика у молчунов приводит к тому, что амплитуда языка и его вибрация практически не задействуются. Таких детей сначала надо учить работе с язычком в игровой форме – достать им до носа, повертеть влево-вправо, прижать им карандашик к верхней губе и так далее. Эти упражнения устраняют вялость языка, увеличивают амплитуду его движения и укрепляют речевой аппарат;
- дисфункцией фонематического слуха. Малыш, услышав речь взрослого, пытается ее воспроизвести, но при этом путает некоторые звуки – «а» и «я», «у» и «ю», «д» и «т». Во многих словах звук «р» при такой проблеме может отсутствовать вовсе;
- физиологическими особенностями дыхания. В результате некоторых заболеваний – насморка, увеличенных аденоидов или сердечно-сосудистых патологий – возникают нарушения общего дыхательного процесса и, как следствие, сбои в речевом дыхании. Исправлять ребенку такие дефекты может только логопед, назначающий специальную гимнастику, развивающую нормальное произношение.
Буква С
Как правильно учить. Советы логопеда
Итак, как быстро научить ребенка говорить букву “р”?
Не всегда у родителей есть возможность показать ребенка логопеду, да и часто найти свободного логопеда, который сможет заниматься с ребенком, не так просто.
Если малыш хорошо произносит остальные звуки и проблемным остается только «р», то можно попробовать поставить звук занимаясь самостоятельно.
Чтобы успешно развивать речевой аппарат малыша, логопеды рекомендуют придерживаться таких правил:
- Осваивать букву нужно постепенно. Сначала учим произносить правильно слоги: ар, ра, ор, ро и так далее. Уже после этого можно осваивать сложные скороговорки.
- Старайтесь заинтересовать ребенка. Гимнастику необходимо проводить в игровой форме. Упражнения должны увлечь малыша, чтобы он выполнял их с удовольствием.
- Занятия должны проводиться регулярно. Нескольких занятий может быть недостаточно для постановки звука «р». Необходимо каждый день проводить гимнастику.
Часто обучать ребенка начинают скороговоркам для простановки определенного звука. Это не верно. Для начала необходимо освоить звук отдельно.
После этого добиться правильного произношения простых слогов с этим звуком. Потом закрепляем звук в произношении коротких легких слов. И лишь после этого начинаем заучивать скороговорки для выработки автоматизма при произношении звука «р».