Причины послушания. Насколько это опасно для будущего?
Милая девочка с бантиками, одетая так, как нравится маме, держится за мамину руку и старается идти с ней в ногу, иногда поглядывая на маму, чтобы убедиться, все ли она делает правильно. «Мама, а я послушная? А ты со мной дружишь? А ты меня любишь?» – привычные вопросы самой золотой девочки, маминой любимицы, маленького ангелочка. Для любого решения или поступка ей необходимо мамино одобрение, она никогда ничего не сделает без разрешения, и тем более, вопреки родителям.
Казалось бы, в чем проблема? Идеальный ребенок! Ну и пусть слушается, родители плохого не пожелают. Учиться будет хорошо, в дурную компанию не попадет, делом будет занят, а не ерундой всякой. Послушный ребенок – это очень удобно… для родителя! Это очень приятно… для мамы! Это же хорошо… для папы! А как своим золотым внучком гордится бабушка!..
А что же внучок? Что любит он сам – делать домашние задания, убираться в комнате или играть на фортепиано? Возможно, он просто любит быть хорошим, обожает похвалу и одобрение? Как за примерным поведением и отличным прилежанием рассмотреть самого ребенка? Чего он хочет, что предпочитает, что доставляет ему радость, что наполняет его, каковы его истинные желания? Мамина мечта стать пианисткой, бабушкина любовь к чистоте, папино стремление к отличной учебе… а где, собственно, ребенок?
Когда малыш не слушается, родители хватаются за голову, ищут причины, вникают в методики воспитания, читают педагогическую литературу. Если же ребенок послушный, все только радуются, расслабляются и пользуются случаем почить на воспитательских лаврах, ведь все идет как по маслу. Или нет?
У любого поведения есть свои причины, а дети ведут себя открыто, искренне проявляя свои врожденные свойства, и только от способа воспитания зависит, насколько данные свойства получат возможность развиться до окончания пубертата.
Послушание – это тоже проявление психологических особенностей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что так проявляет себя анальный вектор ребенка. Малыш получает наслаждение от похвалы. При сочетании со зрительными свойствами, желание «быть хорошим» становится еще более выразительным, замешанным на эмоциях.
Для анального малыша важно получить похвалу, для него это восстановление равновесия – ровного квадрата. Приложил усилия – получил признание, как награду его маленькой победы
Для него это означает, что трудился не зря, что его усилия не пропали даром, работа зачтена, оприходована и оценена на отлично. Только в таком случае можно приступать к следующему делу.
В комплекте же со зрительным вектором каждое отсутствие наслаждения – это горе вселенское, а каждая похвала – счастье невиданное. Любая эмоция переживается на самом пике амплитуде, отсюда же все вопросы о любви, дружбе, защите, моментальные слезы, если мама недовольна, или сияющая улыбка, когда он снова «стал хорошим мальчиком».
В послушании анально-зрительного ребенка как таковом нет ничего плохого. Так проявляется его миропонимание, характер, личность. Опасность здесь состоит в другом. Подобный ребенок очень удобный и соблазнительный объект для родительских манипуляций.
Ошибочно полагая, что похвала – безобидный стимул, мама с папой нередко принимаются спекулировать ею для получения желаемого поведения ребенка. В особенно печальных случаях прибавляются пугалки или угрозы в стиле «оставлю тебя здесь» или «дядя тебя заберет», которые наносят большой вред психике зрительного ребенка.
Привычное мамино «сделаешь вот это, тогда будешь хорошим» на самом деле не является воспитательным моментом для анально-зрительного малыша, но может сформировать комплекс хорошего мальчика, определяющий негативный жизненный сценарий уже взрослого человека.
Мама, а я хорошая? Как стремление быть хорошей девочкой затмевает собственные желания
Похвала на самом деле достаточно сильнодействующее средство, которое легко передозировать и получить обратный эффект. Ощущение незаслуженной похвалы воспринимается так же болезненно, как и ее недостаток.
На тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана подробно показывается, почему в случае с анальным ребенком крайне важно равновесие. Он и так сам по себе послушен и прилежен
Да, такой ребенок любит учиться, да, ему приятно слушаться и выполнять все родительские указания, да, он последователен и скрупулезен. Просто он такой, какой есть. Только захваливание и манипуляция желаемым признанием никак не способствуют развитию врожденных психологических свойств ребенка.
Родительский авторитет для малыша с анальным вектором остается высоким всегда, сказанное мамой или папой есть непререкаемая истина, поэтому спорить ребенок не будет. Стараясь изо всех сил угодить маме, ребенок забывает/относит на второй план собственные желания. Мамины «хотелки» становятся главными в его жизни, формируется комплекс хорошей девочки/мальчика.
В психике ребенка формируется убеждение, что «быть хорошим» означает только одно – угодить маме. И только тогда он получит желаемую похвалу. Только такое поведение будет считаться правильным.
Таким образом усиливается и без того повышенная мамозависимость, пассивность, безынициативность анального ребенка. Подобное ошибочное воспитание дает единственное направление для деятельности – удовлетворение интересов родителей, относя на второй план собственные интересы ребенка.
Комплекс хорошего мальчика/девочки не дает ребенку возможности проявить себя как-либо иначе, кроме как в послушании и удовлетворении маминых желаний. Сделал как мама сказала – получил похвалу. Все просто и пассивно. Тупик в развитии.
В результате его жизнь сводится к стремлению угодить кому-нибудь, любым способом, только бы снова «стать хорошим». Впоследствии место мамы с папой занимают подруги, одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, начальство, муж или жена, собственные дети и так далее.
Ребенок настолько доверчивый, послушный, покладистый и пассивный, что им все пользуются. Им смогут манипулировать все, кому не лень!