Стоит ли беспокоиться, если ребенок заикается?

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками

Причины заикания у детей

Как объяснить окружающим, что заикание – это не смешно?

– Давайте начнем с того, что иногда это действительно комично выглядит, особенно когда ранее человек с этим никогда не сталкивался.

К тому же это навязывает нам кино

Важно помнить, что, когда человек не знает, как реагировать, чаще всего он улыбается. И это не потому, что он смеется над вами, а потому, что он сам в смятении и не знает, как действовать

Если вам не нравится, когда вы говорите, а окружающие улыбаются – просто скажите им об этом. Вы удивитесь, но это работает! Что же касается буллинга и насмешек в школе, то здесь сложнее. Дети жестоки и это факт. Не показывайте себя беззащитным и слабым.

Защищайте себя и свое достоинство. Не бойтесь обращаться за помощью к родителям, школьному психологу или старшим друзьям.

Диагностика

Ранняя диагностика заикания и начало лечения очень важны. Но многие родители не спешат прибегать к помощи логопедов, боясь, что это только разовьет в ребенке стыд за свое расстройство речи. Ученые уверены, что, если ребенку больше 3 лет и он заикается дольше 6 месяцев, родители должны отвести его к специалисту для постановки диагноза. Некоторые характеристики речи детей-заик трудно определить на слух неспециалисту. Логопед решит, требует ли случай вмешательства и последующей терапии или можно обойтись без помощи врача.

Признаки, на которые родителям следует обратить внимание и обратиться за профессиональной помощью:

  • заикание со временем становится сильнее и хуже;
  • заиканию сопутствуют активная жестикуляция (движения тела или лица);
  • затрудненная, напряженная или неестественная речь;
  • избегание ситуаций, требующих общения с окружающими людьми;
  • голосовое напряжение, в результате которого резко повышается тон голоса;
  • заикание не проходит у ребенка после достижения ним 5 лет.

Важно помнить, что заикание не является болезнью в обычном смысле слова, и полностью вылечить его невозможно. Мыслить следует другими категориями

Заикание ребенка – это особенность его речи, с которой он должен научиться жить максимально комфортно и успешно общаться. А в этом помогут различные методы и техники лечения заикания.

Как избавиться от заикания? С чего начать?

Прогнозы

Попав на прием к врачу, вы не сможете получить точный ответ на вопрос о прогнозах лечения заикания. Результаты терапии будут зависеть от многих факторов, в том числе и от формы недуга, возраста пациента, индивидуальных особенностей его организма.

Если рассматривать прогнозы обобщенно, то может наблюдаться следующее:

  • своевременно проведенное лечение значительно повышает шансы на полное выздоровление;
  • если присутствует патология аппарата речи врожденного характера, то шансов на благоприятный исход практически нет;
  • дыхательные судороги значительно быстрее поддаются терапии, чем тонические;
  • лечение, начатое в 5 лет, бывает эффективнее, чем начатое в более позднем возрасте.
  • под влиянием внешних психологических факторов может наблюдаться рецидив заболевания после полного выздоровления.

Методы лечения

Ребенку окажут помощь такие специалисты:

  1. Психотерапевт — поможет разобраться с причиной заикания и начнет борьбу с ней.
  2. Невролог — пропишет успокоительные препараты, которые помогут укрепить нервную систему ребенка.
  3. Логопед — покажет упражнения для корректировки темпа и ритма речи, научит дыхательной гимнастике.

На пути к выздоровлению могут использовать такие методы лечения:

  • медикаментозный способ приема препаратов;
  • традиционный – прохождение физиопроцедур, дыхательной гимнастики, массажа воротниковой зоны и лицевых мышц, ЛФК;
  • нетрадиционный – народная медицина, иглоукалывание;
  • мультимендийные комплексы на электронных носителях;
  • авторские – методики разработанные психологами, дефектологами или психиатрами.

Игры для лечения:

  • надувание воздушных шариках или мыльных пузырей способствует обучению правильного дыхания;
  • показывайте ребенку, как можно имитировать шелест листьев, шум ветра, звук поезда.

Массаж

Процедура является эффективным способом улучшения состояния заикающегося ребенка. Вы можете записаться к специалисту. Самостоятельно проводить данные упражнения не рекомендуется, родители могут по неопытности травмировать мышцы гортани ребенка. Кроме того, желательно записываться не к обычному массажисту, а именно к человеку, который специализируется на лечении нарушений речи.

Правила проведения процедуры:

  • у массажиста обязательно должны быть теплые руки;
  • присутствие спокойной музыки, позволяющей ребенку расслабиться;
  • медленный темп движений;
  • создание комфортного окружения для ребенка.

Этапность проведения процедуры:

  • зона шеи;
  • плечи (верхняя область);
  • мимическая мускулатура;
  • область вокруг губ;
  • гортань.

Главная цель, преследуемая массажистом — расслабить напряженные мышцы, находящиеся в постоянном тонусе у заикающегося малыша. Курс лечения состоит из 12 сеансов. Иногда может назначаться повторный курс спустя две недели после предыдущего.

При патологиях нервной системы с целью повышения эффективности массажа и коррекционных упражнений логопеда могут назначать медикаментозную терапию.

Народные средства

Врачи могут назначать препараты народной медицины, в частности травы успокающего действия. Малышу помогут:

  • пустырник;
  • сок крапивы;
  • валериана;
  • ягоды калины;
  • травяной сбор мяты, ромашки, крапивы и валерианы;
  • гусиная лапчатка;
  • сбор вереска и хмеля;
  • ополаскивать горло отваром душистой розы и белого ясенца;
  • мед.

Главное, чтоб родители понимали, что средства народной медицины являются вспомогательной терапией, а не основной.

Что нельзя делать

  1. Высмеивать ребенка, подшучивать над ним.
  2. Задавать малышу много вопросов.
  3. Просить, чтобы он заново начал рассказывать свое предложение.
  4. Смотреть на карапуза с презрением и раздражением.
  5. Помогать завершить слово или фразу.
  6. Останавливать, когда ребенок пытается что-то сказать.
  7. Просить, чтобы малыш начал говорить помедленнее.
  8. Вместо ребенка подбирать слова.
  9. Просить совершить глубокий вдох.

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми

Заикание является сложным речевым расстройством, для преодоления которого применяется комплекс различных коррекционных работ, состоящий из лечебно–педагогических мероприятий. При устранении заикания необходимо воздействие на весь организм заикающегося, следует провести работу, направленную на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося. При организации коррекционной работы следует опираться на результаты комплексного обследования заикающегося, которые позволяют учитывать конкретную форму нарушения ритма и плавности речи и соответственно определить основные направления лечения. Коррекционные методы предусматривают совместную работу врача невропатолога, учителя-логопеда, педагога — психолога.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что и обследование и коррекция заикания должны быть основаны на комплексном подходе.

Ведущим направлением логопедического воздействия на заикающихся детей  является работа над речью, которая состоит из нескольких этапов  и начинается, как правило, с соблюдения режима молчания (продолжительность этапа от 3 до 10 дней). Благодаря этому режиму затормаживаются прежние патологические условные рефлексы, поскольку ребенок больше уже не производит свою судорожную речь. Также в период молчания заикающийся успокаивается в психологическом плане, ему не приходится больше испытывать переживаний по поводу своего дефекта. После окончания режима молчания происходит переход к работе непосредственно над речью, которая будет протекать теперь в более благоприятных для снятия речевых судорог условиях.

Так как игра является ведущей деятельность дошкольников, в логопедической практике чаще всего работа по развитию речи с детьми этого  возраста проводятся в непринужденной игровой форме. Именно в игре происходит всестороннее развитие ребенка, формируется не только речь, но и мышление, произвольная память, самостоятельность. На основе именно такого подхода происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.

Коррекция речевого общения детей школьного возраста тесно связана с ведущей в данном возрасте учебной деятельностью. В ходе логопедической работы школьники получают достаточно умений и навыков, необходимых для активного использования полученных знаний в целях адекватного взаимодействия с другими людьми в процессе выполнения различных видов деятельности в разнообразных жизненных ситуациях.

Следует отметить, что для успешного преодоления заикания, необходимым является такая организация логопедических занятий, чтобы заикание на них полностью отсутствовало. Для достижения этой цели логопедами применяются такие формы речи, которые позволяют снять речевые судороги. К таким видам относятся:

  1. сопряженная речь (речь вместе с логопедом);
  2. отраженная речь (повторение за логопедом отдельных слов, небольших фраз, сохраняя при этом заданный темп и ритм речи);
  3. ритмическая речь (отбивание ритма на каждом слоге или на ударном слоге в слове);
  4. шепотная речь.

Когда следует обращаться к специалистам при заикании

Поскольку множество детей испытывают те или иные речевые трудности и у большинства из них заикание проходит само по себе, трудно определить, в какой момент следует обращаться за профессиональной помощью. Общее правило, пожалуй, сводится к тому, что специальная помощь нужна при сильном заикании и при любом заикании, которое продолжается более 4—6 месяцев.

Как отличить легкую форму заикания от сильной? При легком заикании ребенок не испытывает от этого особого смущения и чрезмерной сосредоточенности. Его мышцы лица не напряжены и тон голоса нормальный. Он заикается только при сильном волнении и нормально говорит в спокойном состоянии.

При сильном заикании ребенок очень сосредоточен на процессе произношения и старается говорить как можно меньше. Лицевые мышцы сильно напряжены, а тембр голоса повышается (это тоже признак нервного напряжения). Он заикается практически всегда, даже в спокойном состоянии. Если у ребенка сильное заикание, то и вы тоже ощущаете нервное напряжение, разговаривая с ним.

При заикании, как и в любой другой сфере воспитания детей, следует больше прислушиваться к своему сердцу (или разуму). Если речевые затруднения ребенка доставляют вам беспокойство, значит, пришло время обращаться за помощью.

Чем раньше ребенок с сильным заиканием обратится к опытному логопеду, тем лучше. Существуют специальные методики, позволяющие научить ребенка говорить более бегло. Даже если логопед не сможет устранить заикание, то он хотя бы не позволит этому расстройству развиться еще сильнее. Сильное заикание может оказаться серьезной душевной травмой для ребенка, которая будет сказываться на протяжении всей его жизни. Хороший врач поможет ребенку и его семье разобраться с этой проблемой и научит справляться с ней.

Если ваш ребенок продолжает заикаться, обратитесь за помощью к специалистам. Если ребенок начинает заикаться в среднем подростковом возрасте либо если раннее состояние заикания сохраняется или начинает проявляться вновь, попросите вашего педиатра направить вас к специалисту в этой области — чаще всего это будет терапевт, занимающийся языковыми и речевыми проблемами с опытом работы в области заикания детей. Некоторым детям также может потребоваться психологическая консультация для рассмотрения таких вопросов, как низкая самооценка, которая также может приводить к задержке речи.

Вам также следует обратиться за помощью, если:

  • заикание ребенка все усиливается;
  • ребенок становится слишком застенчивым и начинает бояться процесса общения;
  • у ребенка появляются новые формы лицевых гримас или нервных тиков.

Прогнозы для детей с заиканием обнадеживающие: около 80% перестают заикаться к юношескому возрасту. Тем не менее у небольшого числа детей заикание сохраняется и во взрослом возрасте — таким детям и взрослым требуются постоянная поддержка и помощь.

Признаки заикания у детей

Симптомы или признаки заикания у детей различаются в зависимости от степени тяжести расстройства. Так, например, признаки нормального, или временного, заикания у детей характеризуются следующими проявлениями:

  • Однократное или двукратное повторение звука, слога или слова. Сюда же относится употребление различных междометий для связи слов.
  • Заикание носит переменный характер: исчезает на несколько недель и снова появляется. Если ребенку от 1 года до 5 лет, то это отражает фазы изучения языка.

Признаки заикания средней тяжести у детей выражены более ярко и характеризуются следующими симптомами:

  • Повторение звуков, слогов больше двух раз.
  • Напряжение и усилия при произнесении звуков можно увидеть на лицевых мышцах, особенно вокруг рта.
  • Резкое повышение тона голоса при заикании.
  • Паузы, или блоки, в речи в течение нескольких секунд.

Логоневрозы у детей тяжелой степени обусловлены следующими признаками:

  • заикание занимает более 10% речи ребенка;
  • ребенок говорит, заикаясь, с большим трудом и напряжением;
  • во время построения фразы ребенок переставляет в ней слова, а в словах — слоги;
  • использование дополнительных словосочетаний, помогающих начать речь;
  • избегание ситуаций общения с другими людьми;
  • преобладание тонического вида заикания.

Заикание у детей различается также частотой и степенью тяжести. Чем раньше будет выявлено речевое расстройство и начало лечение, тем больше шансов на полное выздоровление.

Когда следует обратиться к логопеду

Иногда дефекты речи и заикание выражены у ребёнка слабо и вполне поддаются корректировке при внимательном отношении и соблюдении ряда обозначенных выше условий. В этом плане важнейшим условием для улучшения речи является создание правильного психологического фона.

Но иногда бывает так, что обойтись без помощи специалиста трудно. Обратитесь к дефектологу или логопеду, если вы заметили за своим ребёнком следующие признаки:

  • Ребёнок всячески избегает ситуаций, в которых ему требуется развёрнуто что-то объяснить
  • Ребёнок облагает богатым словарным запасом, но намеренно упрощает речевые конструкции и предпочитает короткие слова длинным.
  • Заикание у ребёнка сопровождается движениями тела или лица.
  • Речь ребёнка звучит напряжённо. Мышцы лица и тела также находятся в напряжении.
  • Ребёнок часто и последовательно повторяет целые слова, фразы или отдельные слоги и звуки.

Если вы ищете дефектолога или логопеда в Минске, наш детский центр развития «Умка» готов оказать вам содействие и помощь в работе с ребёнком. Записывайтесь на консультацию, позвонив по нашему контактному телефону или оставив заявку на сайте.

Признаки

Известны случаи, когда после сильного стресса или явного испуга ребенок замыкается в себе, перестает разговаривать. Спустя какое-то время малыш, скорее всего, начнет говорить, но достаточно часто этот процесс сопровождается заиканием. Необходимо знать, что при своевременном обращении к специалисту, можно успеть избежать заикания.

Кроме данного случая к основным признакам также относят:

  • появление в речи малыша гласных звуков в начале некоторых слов;
  • малыш замолкает в середине произносимой фразы или даже слова;
  • ребенок повторяет слова или целые фразы в начале своего разговора;
  • малышу трудно начинать говорить.

К дополнительным симптомам относятся:

  • повышенная нервозность, напряженность;
  • хорошо развита мимика, иногда наблюдаются нервные тики;
  • сложности во время общения;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • отсутствие полноценного сна;
  • , плаксивость;
  • возникновения фобий разного характера.

Заикание в большинстве случаев провоцируют развитие логофобии, которая заключается в боязни общения с другими людьми. Ребенок боится того, что будет неправильно воспринят окружающими из-за проблем в произношении слов.

Как лечить

100% гарантия – обман? Лечение заикания

Советы родителям

Родители и другие члены семьи могут сделать многое, чтобы помочь ребенку с заиканием преодолеть свои проблемы с речью. Психологи и логопеды рекомендуют родителям:

Создать спокойную, приятную и веселую обстановку для разговора.
Найти время для общения с ребенком, когда телевизор, компьютер, телефон и другие раздражители не мешают этому общению. Например, сделать привычкой ежедневную беседу во время ужина в кругу всей семьи или каждый день уделять время ребенку и общаться с ним одним в расслабленной атмосфере.
Не критиковать речь ребенка, не исправлять и не требовать четкости произношения.
Не заставлять ребенка выступать на публике (прочитать стихотворение, спеть песню) или вербально взаимодействовать с людьми, когда заикание стало серьезной проблемой. Необходимо поощрять социальную активность, которая не требует много словесного общения.
Внимательно слушать, что говорит ребенок, и устанавливать обычный зрительный контакт, не выражающий нетерпения или разочарования.
Избегать негативных реакций, когда ребенок заикается, не поправлять его, не завершать за него предложения

Важно, чтобы ребенок понял, что люди с заиканием могут эффективно общаться с другими людьми.
Не употреблять фразы «Остановись и сделай глубокий вдох!», «Не торопись!» и другие. Хотя они и призваны помочь ребенку и формально не имеют отрицательного смысла, но на самом же деле они развивают в ребенке смущение и стыд за свое расстройство речи.
Сделать свою речь максимально медленной и расслабленной, чтобы помочь ребенку замедлить скорость его собственной речи.

Очень важно, чтобы родители не боялись говорить с ребенком о заикании. Если он задает вопросы или делится переживаниями, выслушайте его внимательно и ответьте так, чтобы это помогло ему понять, что расстройства речи абсолютно нормальны и у каждого они есть в той или иной форме

Причины заболевания

Так как чаще всего заболевание обусловлено нарушениями деятельности нервной системы, основные причины условно делят на 2 группы:

  1. Предрасположенность к заиканию, наследственность. В группу риска попадают недоношенные малыши, а также дети, во время вынашивания которых у матери были внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, различные травмы. Оказывает влияние на формирование заболевания генетическая предрасположенность и нарушения развития и работы головного мозга ребенка, выявленные еще во время беременности.
  2. Внешние воздействия:
    • различные психологические травмы (стрессы, испуг, сильный страх);
    • инфекционные заболевания ушей и органов дыхания;
    • травмы головного мозга (сильные ушибы, сотрясение);
    • инфицирование центральной нервной системы (энцефалит, менингит);
    • заболевания, которые могут поражать головной мозг (сахарный диабет);
    • заболевания, сильно ослабляющие организм (рахит, частые ОРЗ);
    • незрелость головного мозга;
    • чрезмерная нагрузка, оказываемая на нервную систему;
    • неправильное формирование речи вследствие неправильного воспитания.

Иногда заикание появляется при подражании ребенка взрослым. Например, если один из родителей заикается, то ребенок может повторять за ним. Это может проявляться в двух вариантах: только при общении с взрослым-заикой или же при общении и с другими людьми.

Основные симптомы

  1. Судороги в процессе речи. Бывают разных видов.
    • Тонические – короткий спазм приводит к тому, что при произношении слова появляется пауза, например «т-т-т-тетрадь».
    • Клонические – вызваны спазмами голосовых связок, что провоцирует повторение одного и того же слога, например «те-те-те-тетрадь».
    • Смешанные, которые включают в себя признаки предыдущих видов.
  2. Остановки и запинки в середине слова или фразы.
  3. Появление так называемых уловок. Ребенок вставляет между словами, которые ему трудно произнести ненужные звуки или слова («а», «и», «э», «вот», «это», «ну»).
  4. Нарушения координации движений. Скованность, зажатость или наоборот чрезмерная двигательная активность.

Заикание у детей может протекать в трех формах:

  • ребенок заикается все время и во всех формах речи;
  • заикание может то усиливаться, то ослабляться, но полностью не исчезает;
  • заикание проходит, но через некоторое время появляется снова.

10 способов помочь заикающемуся ребёнку

  1. Будьте неторопливы.

Говорите со своим ребёнком медленно и выдерживайте необходимые паузы. Подождите несколько секунд, прежде чем отвечать, и дайте ребёнку спокойно закончить свою мысль. Ваша медленная речь расслабляюще подействует на ребёнка и будет эффективнее любой критики. Не стоит упрекать ребёнка, торопить его и просить повторить сказанное медленнее – все это лишь усилит его стресс и создаст дополнительные препятствия на пути к чистой беглой речи.

  1. Не требуйте.

От того, что вы попросите ребёнка (или тем более потребуете от него) говорить чётко и правильно, он этому не научится. Заикание – особый психологический процесс, требующий внимания и работы специалиста – логопеда-психолога

Важно, чтобы общение с вами было для ребёнка комфортным и приятным

  1. Не перебивайте.

Некоторым может быть непросто до конца выслушивать человека, который заикается. Мы стремимся закончить фразу за человека, задаём ему наводящие вопросы. Такие методы – это все равно, что оказание медвежьей услуги. Так делают люди, которые пытаются сберечь собственное время, а не помочь человеку с заиканием.

Многие родители также просят ребёнка сначала хорошо подумать и сформулировать мысль, и лишь потом её озвучивать. Такой подход лишь усиливает стресс и давит на ребёнка вместо того, чтобы ему помочь.

  1. Задавайте меньше вопросов.

Дети говорят свободнее, когда озвучивают собственные мысли, а не отвечают на чьи-то вопросы. Дайте ребёнку выразить себя самостоятельно и не задавайте наводящих вопросов. Вместо этого прокомментируйте его слова, давая понять, что вы понимаете, о чем говорит ваш ребёнок.

  1. Общение не только через слова.

Мимика, жесты, язык тела – все это сопровождает любой процесс коммуникации, и при общении с заикающимся ребеком особенно важно подключать дополнительные невербальные сигналы. Кивайте, улыбайтесь, поддерживайте зрительный контакт с ребёнком и не показывайте негативных эмоций

Ребёнок должен видеть, что для вас важнее, что он говорит, а не то, как он это делает.

  1. Не давите на ребёнка.

Просить ребёнка говорить или читать вслух в моменты, когда он этого не хочет или в периоды усиления заикания – однозначно не самая удачная идея. В такие периоды следует поощрять желание ребёнка заняться чем-то, что не требует его активной речевой активности.

  1. Создайте спокойную обстановку в доме.

Не стоит спешить, суетиться и повышать голос на домочадцев. Особенно не стоит кричать на своих детей – это один из самых популярных факторов возникновения у них заикания в той или иной форме. Сделайте это важным правилом своего дома, и вы заметите, что улучается не только речь вашего ребёнка, но и ваше собственное эмоциональное состояние.

  1. Экологичное общение.

Все члены вашей семьи должны научиться с уважением относиться друг к другу и регулярно общаться. Во время ужина не включайте телевизор и не берите телефон – уделяйте это время друг другу. Пусть каждый имеет возможность быть выслушанным. Нельзя перебивать друг друга – так ребёнок поймёт, что и он тоже будет здесь услышан.

Уделяйте внимание ребёнку.

Каждый день проводите с ним время, предоставляя ему право выбрать, чем он хочет заняться и будет ли он при этом разговаривать. Это помогает ребёнку укрепить свою уверенность в том, что родителям нравится его компания и он ценен и важен. Как только ребёнку станет комфортно и он привыкнет к этому, он сам начнёт делиться своими переживаниями вслух.

  1. Поддерживайте и любите своего ребёнка.

Для ребёнка нет ничего важнее, чем знать, что родные люди готовы всегда быть рядом и принимают его таким, какой он есть. Поддержка и безусловная родительская любовь – это ключевое условие для решения любых проблем во взаимоотношениях с ребёнком, особенно с тем, который испытывает те или иные трудности.

Причины заикания у детей

К сожалению, на сегодняшний день ученые до сих пор не выяснили точно, что является причиной заикания у детей. Но большинство их них склоняется к мнению, что расстройство речи возникает под влиянием ряда негативных факторов, влияющих на здоровье и жизнедеятельность ребенка. Кроме того, заикание у детей может быть вызвано как одним фактором, так и сочетанием нескольких причин:

  1. Генетика. Большинство исследователей признают, что у заикания есть генетическая составляющая. У 60 процентов из всех заикающихся людей есть близкой родственник, который тоже страдает этим речевым расстройством. Поэтому можно утверждать, что подобное расстройство речи можно унаследовать от родителей и близких родственников.
  2. Заикание как стадия детского развития. Многие маленькие дети в возрасте от 18 месяцев до 2 лет проходят через период заикания. В это время они учатся пользоваться языком, совершенствуют свои речевые навыки. Заикание такого плана чаще всего носит временный характер, и ребенок самостоятельно перестанет заикаться с возрастом. Но если продолжительность речевого дефекта длится дольше 6 месяцев, то вероятность того, что заикание временно, и может пройти без врачебного вмешательства, существенно снижается.
  3. Неврологические причины. Исследования продемонстрировали, что люди с заиканием воспринимают речь по-другому в отличие от людей без каких-либо расстройств речи. В некоторых случаях это происходит из-за проблем передачи языковой информации в мозговой центр. Истинные причины такого психического механизма пока, к сожалению, учеными не обнаружены.
  4. Пол. Согласно статистических данных, мальчики в 3-4 раза чаще страдают от заикания, чем девочки.
  5. Другие расстройства речи или языка. Если у ребенка есть другие проблемы с речью (например, короткая уздечка языка) или ее пониманием, то шанс развития заикания возрастает.
  6. Окружающая ребенка обстановка. Отношение родителей, их ожидания, языковое и речевое окружение ребенка, произошедшие с ним стрессовые события могут также выступать в роли негативного фактора риска развития заикания. Это не значит, что виноваты родители, или они сделали что-то неправильно. Часто перечисленные причины не наносят вреда ребенку, который не заикается, но могут стать пусковым механизмом для него, особенно если он уже имеет тенденцию к заиканию.
  7. Страх и тревожность ребенка по поводу своего заикания. От этого речевой дефект может принимать все более тяжелые формы. И, даже если расстройство речи носило временный характер, оно может продолжаться в течение последующей жизни. Иногда выступление перед публикой или разговор по телефону могут усиливать заикание, а пение или чтение стихотворений, наоборот, его снижать. Стресс может также ухудшать заикание.

Причины заикания у детей могут быть связаны с многочисленными факторами. Чтобы выяснить их природу, важна консультация детского психолога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: