Возрастные особенности формирования механизмов творчества
Генетический подход к формированию механизмов творчества
Возраст |
Компонент |
Виды игр |
Механизмы |
0 — 1 |
Целостность структуры |
Игры взаимодействия |
Взаимодействие: цикличность, ритмичность, эмоциональные трансакции:- спонтанная двигательная активность и синкретичность восприятия внешних воздействий; — подражание внешним действиям и структурам и стремление найти свой собственный «смысл» окружающих вещей, явлений и внешних воздействий. |
1 — 3 |
Поведенческий |
Игры — действия; функциональные; предметно- манипулятивные, конструкторско- строительные |
Самоактуализация спонтанное проявление двигательной активности, предметно — манипулятивная деятельность. Персонификация: анимическое мышление, оживление предметов, наделение их качествами, свойствами и значениями, замещение одного предмета другим. |
3 — 7 |
Эмоциональный |
Ролевые, режисерские игры |
Идентификация эмпатия, сочуствие, вживание в роли. Мисидентификация (отстранение): разотождествление с самим собой для принятия роли: разотождествление с ролями для переходов между ними; отстранение от ситуации с целью овладения ею, отстранение от реальности и придание ей атмосферы секретности и таинственности. |
7 — 12 |
Когнитивный |
Игры с правилами; рефлексивные игры; игры-загадки,задачи, проблемы |
Децентрация: открытие и установление разнообразных взаимосвязей между различными явлениями окружающего мира, постижения его многообразия. Симплизация формализация знаний, свертываемость, обобщение и формализация умственных действий, »экономичность», краткость и лаконичность мышления, свертывание, обобщение, упрощение и автоматизация игровых действий |
12 — 15 |
“Разорванная” целостность : когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты |
Игры фантазирования; игры драматизации |
Самоактуализация повышенная активность, расположенность к расходованию сил, безоглядная готовность действовать, анархизм, острота и динамизм, потребность, стремление и страсть к самоутверждению. Персонификация самопожертвенность,склонность наделять значимых взрослых ореолом исключительности, волей и всевластием и тем самым легко попадать под их влияние и подчиняться им. Идентификация стремление к подражанию и идентификации со значимым взрослым, растворение в другом, стремлением к близости и интимности, открытость и стремление общению со сверстниками. Мисидентификация: отчужденнность, негативизм,замкнутость, изоляция от внешнего, взрослого мира. Децентрация обладание гибким, формальным интеллектом. Симплизация склонность к созданию обобщенных, глобальных и упрощенных теоретических концепций, поиски универсальной формулы счастья. |
15 — 17 |
Аксиологический |
Игры с образами имоделями объектов;игры с идеями и значе-ниями. |
Идеализация: жажда идеала, потребность в эталоне и образце, романтизм, поиск совершенства, дружбы и пюбви, вера в чьи-то особые достоинства, мечтательность, восторженность стремление к реализации идеи, идеала, подвига. Проблематизация противоречивость между Я-реальным и Я-идеальным, острое недовольства собой, «гипертрофия собственных проблем», осознание собственных недостатков, пробелов и несовершенств, стремление к самосовершенствованию и решению мировых проблем. |
Назад
Вперёд
Режим дня и питание
Prostock-studio/Shutterstock.com
Не стоит расписывать режим дня на год вперёд: детям надоедает однообразие, и интерес к соблюдению такого графика быстро сойдёт на нет. Составьте расписание на неделю-две. Включите в режим дня время на садик, мультики, посещение кружков
Важно не забыть и пункт «помощь родителям». Определите совместно с ребёнком, какие обязанности по дому он хотел бы взять на себя – выделите под это отдельное время в расписании
Важно не перегружать ребёнка. Следите, чтобы в графике было свободное время, которое ребёнок посвящает себе и своим увлечениям
Не надо записывать его на все кружки, «чтобы каждый день был при деле»: 3-4 дополнительных занятия в неделю вполне достаточно.
- белков и жиров – около 70 г;
- углеводов – около 280 г;
- кальция – 900 мг;
- фосфора – 1350 мг;
- магния – 200 мг;
- железа – 12 мг;
- цинка – 10 мг;
- йода – 0,08 мг;
- витамина С – 50 мг.
Prostock-studio/Shutterstock.com
- Завтрак – 25% от суточной нормы.
- Обед – 40%.
- Полдник – 15%.
- Ужин – 20%.
По статистике дети дошкольного возраста в своём ежедневном рационе недополучают:
- йодированную соль;
- молоко и кисломолочные продукты;
- рыбу;
- мясо.
Вместо этого 80% рациона составляют кондитерские и хлебобулочные изделия, что негативно сказывается на здоровье и активности ребят.
Оформляем творческий уголок
Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.
Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.
Воспринимайте беспорядок как часть творчества.
Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения
Эмоционально-волевая сфера
У психологически здорового ребенка преобладает внутренняя душевная уравновешенность, адекватность в поведении, преобладают позитивные отношения с людьми, проявляется чувство юмора, позитивное мироощущение. Ребенок проявляет доброжелательность к окружающим людям, эмоциональную отзывчивость. Развивается эмпатия – способность сопереживать.
Дети этого возраста способны к рефлексии. Они предчувствуют реакцию окружающих на свое поведение или определенный поступок и поэтому со взрослыми могут вести себя по- разному.
В 6-7 лет также могут наблюдаться демонстративное поведение ребенка, паясничание, капризность. Это симптомы кризиса семи лет. Для этого возраста характерна эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения, повышенная чувствительность. Однако родителям пугаться этого не стоит. Такие особенности эмоциональной сферы связаны с активизацией работы щитовидной железы.
Развивается и волевая сфера. Утрачивается непосредственность в поведении. Возрастает способность сдерживать свои эмоциональные реакции. Во всем начинает проявляться произвольность: в поведении, в движениях, в умении подчиняться правилам, во всех формах психической деятельности. Наиболее высоких показателей волевое действие достигает при положительной оценке деятельности ребенка взрослыми и сверстниками. К семи годам ребенок уже самостоятельно может поставить цель, составить план действий по ее достижению, принять решение, преодолеть трудности на пути достижения цели.
Особенности развития детского творчества в ДОУ
Детский сад — универсальная среда для выявления и совершенствования природных склонностей малыша. Воспитатели создают образовательную базу, включающую программы, планы, методические разработки. С детьми работают также узкие специалисты:
- музыкальные работники; инструкторы по физической культуре; преподаватели эстетических дисциплин (рисование, хореография, театральное искусство); педагоги развивающего обучения.
Творческая деятельность осуществляется в разных формах — на общих занятиях, играх, в кружках по интересам
Важно, что в ДОУ дети развивают свои способности в коллективе, что ускоряет социализацию
Развитие психических процессов у старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие восприятия цвета, величины предметов окружающего мира их формы.
Ребенок воспринимает не только цвет, но и его оттенки. Развивается способность к переключению и распределению внимания, растет его устойчивость, что говорит о способности выполнения сложных инструкций, переходить от одного вида деятельности к другому, удерживая в памяти цель и инструкцию
Формируется, таким образом, произвольное внимание
Объем внимания в этом возрасте в среднем составляет 5-6 объектов. Произвольная память начинает формироваться к 5-6 годам и самостоятельно при помощи образно-зрительной памяти, не глядя на предмет, ребенок может запомнить 5-6 объектов, на слух воспринимается такое же количество объектов.
Для этого возраста характерно развитие образного мышления, идее развитие схематизации, важным в развитии становится способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления или способности рассуждать, анализировать, делать выводы по имеющимся параметрам.
Ребенок может дать адекватное объяснение причины на основании своего маленького жизненного опыта.
Развитие мышления оказывает положительное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности. Речь становится контекстной, развивается регулирующая функция речи, складывается планирующая и инструктивная её функции.
Звуковая и смысловая сторона речевой деятельности тоже совершенствуются. В этом возрасте в активном словаре ребенка входит 2500-3000 слов.
В речи используются прилагательные, наречия. Речь старшего дошкольника с развитием лексико-грамматического её строя, делает возможным такие интеллектуальные операции, как сравнение, классификация, обобщение.
В этом возрасте складываются три функции речи:
- коммуникативная функция;
- познавательная функция;
- регулирующая функция.
Что касается понятия времени, то здесь наблюдается ещё не точная ориентация во временах года, днях недели.
Старший дошкольный возраст – это возраст маленьких фантазеров и удивительных фантазий, проявляющихся в увлекательной детской игре. Способность фантазировать приобретается при условии постоянной активизации этих процессов – сочинение собственных сказок, частых разговоров на данную тему.
Возрастные особенности развития детского творчества
Психологи считают, что креативность нужно стимулировать с самого раннего возраста. Растущий мозг малыша от рождения до 7 лет особенно восприимчив к внешним воздействиям. Музыка, искусство, художественное слово раскрывают способности ребёнка. Но для правильного развития нужно учитывать специфику возрастной психологии и физиологии.
Первая младшая группа: 2-3 года
Малыш хорошо воспринимает музыку, пробует танцевать и напевать. Умеет держать в руке карандаш, рисует каракули. Охотно работает с пальчиковыми красками. Слушая стишки и потешки, совершает ритмические движения.
Вторая младшая группа: 3-4 года
Специфика этого возраста в том, что дети создают художественные образы по шаблонам, но уже понимают условность искусства. Они способны добавлять элементы, созданные на основе собственной фантазии.
Малышам этого возраста доступны различные виды творческой активности:
- рисование; лепка; основы литературы (сочинение стишков, придумывание концовок для сказок и рассказов); театральная игра; танцы; музыка; конструирование.
Характерная особенность второй младшей группы — креативность ярче проявляется в процессе игры.
Старший дошкольный возраст: 5-7 лет
Мышление и эмоции ребёнка уже развиты для самостоятельной работы. Он способен критически оценивать свои творческие достижения, исправлять недочёты. Воспитанникам старшей и подготовительной группы доступны задания, требующие пространственного мышления и фантазии.
- мозаика из природных материалов; нетрадиционное рисование (с помощью зубных щёток, свечей, ватных палочек); пластилинография; аппликация; сочинение стихов и песенок; игра на музыкальных инструментах.
Роль взрослого на этом этапе — предоставлять материалы и идеи, обучать навыкам, создавать комфортную психологическую атмосферу.
Специфика детского творчества
Способностями к созданию неповторимых художественных образов наделены от природы все люди. Но лишь 30 % взрослых мужчин и женщин посвящают себя креативным профессиям. В детстве творчество универсально — им занимаются все, просто ради удовольствия.
Основные характеристики детского творчества представлены в таблице:
Особенность | Проявление | Значение для развития личности |
Непосредственность | Ребёнок ориентируется не на результат, а на собственные возможности | Осознание себя, своего места в мире |
Вариативность | Создаётся много версий одного проекта, без выбора «удачных» и «неудачных» решений | Формирование критического мышления |
Своеобразие | Дошкольник оценивает своё творчество сам, не подстраиваясь под мнение других людей | Совершенствование мастерства |
Гуманизм | Работы детей отличаются оптимистическим взглядом на мир | Понимание человеческих взаимоотношений |
Познавательные процессы
В возрасте 5 лет ребенок уже имеет определенный набор сенсорных шаблонов: звуков, запахов, вариантов форм. Анализируя предмет, он использует уже полученный опыт, чтобы оценивать отдельные свойства: высоту, ширину, цвет. Он замечает детали, может сравнивать предметы между собой.
Психические процессы в этом возрасте очень активны. Дети совершенствуют свою речь, используя ее не только для передачи информации, но и для обработки данных, поступающих от других людей. Дошкольник стремиться общаться со взрослыми, превращаясь в «почемучку»
Ему важно получать аргументированные ответы, сопоставлять информацию, полученную от разных людей. Это помогает малышу изучать окружающий мир, углублять и обогащать свои знания
Родителям важно поддержать активность дошкольника:
- отвечать на вопросы терпеливо;
- выслушивать его мнение;
- принимать позицию ребенка;
- поощрять любознательность;
- не высмеивать, даже если мнение малыша ошибочно.
В дошкольном возрасте активно формируется еще один важный процесс, влияющий на дальнейшее развитие ребенка — воображение. Он использует его для более качественного усвоения информации в процессе учебной деятельности или качественной рефлексии. С помощью воображения он фантазирует, получая положительные эмоции. Фантазии в этом возрасте еще не отделены полностью от реальности, поэтому для ребенка воображаемые друзья становятся так же важны, как и реальные.
Самооценка
Процесс самопознания у детей 5-летнего возраста – важный критерий его развития. Способность правильно оценить отношение к себе и к другим, составить первое положительное представление о свое облике в будущем – это обязательная периодизация его развития. Только так дошкольник рассматриваемого нами возраста может сформировать возможность критически оценить себя, выявить имеющиеся недостатки и с помощью воспитателя и родителей, старших ребят, преодолеть их.
Становление собственного «Я» – это важный и ответственный момент развития детей исследуемых лет. Именно он является неизменным фактором положительного влияния на успешность всей деятельности малышей данного возраста, выработку способности находить друзей, уметь правильно оценивать те или иные их качества. Дошкольник через познание внешнего мира познает более глубоко, на новом качественном уровне и собственную личность. Познавая себя, ребенок делает еще один важный шаг и в познании внешнего мира, пусть даже несколько ограниченного его детским восприятием. Так и происходит периодизация процессов, обеспечивающих поэтапное совершенствование маленькой личности.
Важный и своевременно приобретенный опыт познания себя, способствует более гармоничному формированию у детей важных умений и способностей легко преодолевать различные конфликтные ситуации, избегать негатива в возможных конфликтах со сверстниками.
Осознание ребенком своих способностей, отличительных черт характера и уровня развития, помогает ему более полно принимать действительность, понимать те или иные приоритеты окружающих. Что, является существенной поддержкой и, как следствие, помогает ребенку гармонично и всесторонне развиваться.
Итог
Таким образом, можно сделать вывод, что на данном этапе возрастные особенности развития малышей, достигших 5 лет, является решение вопросов по следующим направлениям:
- всесторонняя забота о здоровье, общеукрепляющие мероприятия, тренировка способностей активно двигаться и выносить определенные физические нагрузки, выработка соответствующих правил гигиены;
- дальнейшая работа по формированию культуры общения, взаимоотношений, положительного восприятия всех, окружающих дошкольника людей;
- совершенствование различных эстетических качеств, выработка верных ориентиров в эмоциональном плане, изучение культуры, искусства, мастерства художественного исполнения;
- стремление к дальнейшему познанию мира, повышение интеллектуального уровня развития;
подготовка к предстоящему переходу в первый класс начальной школы.
Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников
Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.
Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек. Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала
Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям
Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.
Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности
Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:
- Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
- В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
- Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
- Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
- С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
- Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.
Творческий талант в театрализованной деятельности
Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.
- Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
- Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
- Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
- Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
- Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
- Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.
Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте
На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:
- Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
- Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
- Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
- Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
- Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
- Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.
Общение
В дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет для детей такое же значение, как и общение с более старшими детьми и семьей. К 5 годам у них появляются первые устойчивые дружеские контакты. Дети учатся воспринимать желания друг друга, различают настроение и эмоции. Каждый ребенок в глазах своих товарищей приобретает индивидуальные черты и запоминается благодаря одной яркой особенности (Вова любит играть с машинками, любимое блюдо Маши — торт).
Осознавая себя, как часть детского коллектива, малыш формирует свою самооценку. На нее влияет и количество друзей, и качество самого общения. В зависимости от типа характера, малыш стремиться быть лидером в группе или занимает позицию ведомого. Но для каждого ребенка необходимо, чтобы его замечали и принимали. На основе его положения в коллективе закладывается будущий уровень притязаний, активная или пассивная позиция.
Чтобы помочь малышу сформировать правильную самооценку, родителям и другим значимым взрослым нужно чаще хвалить его, отмечая даже незначительные успехи. Чем выше будет уверенность дошкольника, тем проще ему будет справляться с постоянно возрастающими требованиями и в дальнейшем осваивать школьную программу.
Сохраняем результаты и желание творить
Дети огорчаются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают. Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещицы, и для ребенка источник вдохновения. А через 15-20 лет вчерашние каракули тоже могут повзрослеть и вырасти в профессиональное искусство.
Детские рисунки художников в новом исполнении. Работа Katherine Brannock
Критиковать (,) нельзя (,) хвалить
Ребенок хотел нарисовать лошадь, а вышла собака? Карандашный рисунок после акварели превратился в мазню? Мнение мамы и папы для ребенка самое авторитетное. Словом можно вдохновить или отбить желание заниматься творчеством. Постарайтесь аккуратно реагировать на первые творческие шаги.
За мужеством критики должно следовать мужество похвалы.
Оноре де Бальзак
Возрастные особенности творчества
Творческую деятельность у ребенка можно наблюдать не сразу. Она проявляется постепенно, ее развитие происходит из более элементарных и простых форм. На каждом возрастном этапе она принимает свое собственное выражение.
В соответствии с исследованиями Рибо любая форма творчества требует включения эмоций и знаний, которые нужны для воплощения замыслов. Автор приводил в качестве примера путешественников, которые много видели, но не смогли рассказать об этом людям, или эмоциональных людей, чувственные порывы которых не давали возможность другим представить, что вызвало восторги рассказчика.
Для зарождения нового требуется сочетание эмоциональности и трезвости разума, поэтому творческие возможности у разных людей не одинаковые в различном возрасте. В детстве ребенок рисует, танцует, поет и декламирует стихи, а уже в начальной школе это делает меньшее количество детей. К подростковому возрасту в таком «искусстве» остаются единицы.
Некоторые авторы считают творчество не исключительным процессом, который касается лишь отдельных творческих личностей, а процессом, пронизывающим жизнь каждого человека, особенно в детском возрасте.
Д. А. Леонтьевым творчество было выделено в качестве универсальной натуральной функции, которая присуща всем нормально развивающимся детям. Также он рассматривал творчество в качестве высшей психической функции, в которую оно может быть трансформировано в ходе взросления. Сущность натурального творчества состоит в игре возможностями, в формировании субъективно нового вне определенной оценки.
Суть взрослого творчества состоит в диалоге с культурой и внесении в нее объективно нового. Переход от первого творчества ко второму осуществляется с помощью преодоления неизбежной конфронтации инертной социокультурной среды. Исход конфронтации будет полностью зависеть от особенностей личности, в первую очередь, мужества и личностной интеграции.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Prostock-studio/Shutterstock.com
6-7 лет – это переходный возраст от дошкольников к младшим школьникам. Конечно, отдавая ребёнка в школу, мы надеемся, что он тут же перестроится на новый ритм жизни и станет взрослым. Но так не бывает – дети меняются постепенно.
Общее
Перечислить все аспекты возрастных изменений довольно сложно: меняется внимание, мышление, память, активно развивается речь, ведущий тип деятельности постепенно смещается с игры на учёбу. Ребёнок в этом возрасте уже должен знать:
Ребёнок в этом возрасте уже должен знать:
- Свои фамилию и имя.
- Адрес.
- Имена и телефоны родителей.
- Времена года и их признаки.
- Названия месяцев, дней недели.
- Названия животных, птиц, рыб, насекомых, растений, транспорта, мебели, посуды, электроприборов и т. д.
В этот период происходит интенсивное совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие центральной нервной системы и мелкой моторики.
Дети 6 лет способны отслеживать свои эмоции, контролировать импульсы. Они проявляют интерес к более сложным играм и занятиям. Им ясны правила общения, они понимают границы дозволенного. Шестилетки способны оценить результаты своего труда: порадоваться, когда получилось, и расстроиться, – если нет.
Мальчики
Prostock-studio/Shutterstock.com
Мальчики чаще, чем девочки проявляют признаки гиперактивности в этом возрасте. Им сложнее концентрироваться на обучении, вследствие чего мальчики могут отставать в изучении письма и чтения.
Необходимо обеспечить ребёнку правильный ориентир мужественности, сформировать понятия «отвага» и «честь». Дети в этом возрасте уже способны понимать, что такое смелость, ответственность, защита слабых.
Девочки
Prostock-studio/Shutterstock.com
Девочки в 6 лет любят примерять на себя различные роли, их увлекают игры наподобие «дочки-матери», где необходимо играть определённую роль. «Школа», «кухня», «магазин» позволяют девочкам активно развивать коммуникативные навыки, усидчивость и аккуратность. Это, в свою очередь, становится хорошим подспорьем в обучении навыкам чтения и письма.
Личностное развитие
К 6 годам наблюдаются следующие изменения в структуре самосознания ребёнка:
- происходит осознание своего социального «Я»: осознает свое место в окружении;
- формируется внутренняя позиция: понимает свои переживания;
- складывается устойчивая самооценка.
Дошкольник начинает интересоваться, как к нему относятся люди из близкого окружения, как они его оценивают. Эмоциональное благополучие ребёнка зависит от того, совпадают ли его реальные качества и возможности («Я-реальное») с тем, каким он себя представляет в идеале, каким бы он хотел быть («Я-идеальное»). В этом важная роль принадлежит и взрослым. Родители, воспитатели порой предъявляют к ребенку завышенные требования, которые могут не соответствовать его возрастным особенностям или не учитывать его индивидуальных способностей. В итоге у ребенка создается образ, который не соответствует его реальному «Я». Из-за расхождения этих представлений может произойти потеря самоуважения, самоценности, уверенности в себе.
В этом возрасте взрослый для ребенка выступает как непререкаемый авторитет, которому он полностью доверяет и принимает его точку зрения. Дети перенимают у своих родителей систему оценок, идеалы и эталоны, на которые следует ровняться. Поэтому необходимо, чтобы они росли в любви, уважении и в условиях бережного отношения к их индивидуальным особенностям. Родители должны проявлять заинтересованность делами и успехами своего чада, разумную требовательность и последовательность в воспитании.
Для развития самосознания крайне важна активность самого ребенка. Не следует ограничивать его действия. В деятельности – в спорте, рисовании, экспериментировании – он познает себя
Родителям следует обращать внимание ребенка на результаты его деятельности, совместно анализировать их, а затем создать ситуацию успеха, чтобы сформировать уверенность в том, что он справится с трудностями
Общение со сверстниками также вносит свою лепту в развитие самосознания. Сравнивая себя со сверстниками, ребенок познаёт свои индивидуальные особенности, дифференцирует личностные качества других и самого себя и может дать им оценку.
С самосознанием неразрывно связана самооценка. Как правило, детям этого возраста свойственна высокая самооценка, которая проявляется в уверенности в себе, настойчивости в достижении цели, стремлении к успеху, дружелюбию и общительности.