Развитие мелкой моторики упрощает развитие речи у детей

Как мелкая моторика влияет на речь? это признано в мире, или миф?

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки.
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи.
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность.
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание.
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку.
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов.
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения.
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

Также эффективно развивать моторику рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал, развивающий тактильное восприятие у детей и подходящий для увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества! Такую технику можно использовать уже при рисовании с детьми 3 4 лет.

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом. В этом возрасте интенсивно формируется грамматический строй речи

Поэтому важно использовать речевые игры, побуждать ребенка рассказывать, учить с ним скороговорки

Практические подсказки:

  • Что подарить ребенку на 6 лет
  • Подарок 7-летнему ребенку

Почему это важно?

Итак, влияние мелкой моторики на развитие речи безусловно. Оно заключается в том, что зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкие движения и речь, находятся в непосредственной близости друг от друга. Задействуя зону моторики, мы стимулируем и развитие речевой зоны.

Вполне закономерен вопрос: почему наши бабушки не занимались специально развитием моторики, а речь детей развивалась нормально? Да потому, что в те годы в специальных упражнениях не было особой надобности. Большую часть работы по дому дети с раннего возраста делали вместе с родителями вручную: стирали, отжимали белье, штопали, вязали, шили иголкой, мыли полы, чистили ковры, перебирали крупы, готовили еду (числили овощи, лепили вареники, месили и раскатывали тесто). При этом не стоит забывать, что наши бабушки часто играли со своими малышами в «ладушки», «сороку-ворону», «козу рогатую». А это не что иное, как пальчиковые игры – прекрасное средство для стимуляции мелких мышц.

Сегодня большую часть домашней работы делают за нас бытовая техника и бытовая химия. А мелкая моторика задействуется детьми, увы, только при нажимании на кнопки гаджетов. Мамы же, ссылаясь на занятость, все меньше занимаются ручками и пальчиками своих крох

Именно поэтому уделять отдельное внимание мелким мышцам рук так важно

Когда же можно начинать занятия, стимулирующие тонкую моторику рук? Сегодня специалисты сходятся во мнении, что это можно делать уже с момента, когда пропадает гипертонус новорожденных ( в 5–7 месяцев). Массаж с потешками, разминание пальчиков и ладошек, «ладушки», сжимание маленького мячика — это простейшие упражнения на моторику для самого раннего возраста.

Как развивать мелкую моторику

Современная детская индустрия всегда готова оказать помощь родителям в развитии их сокровищ. Большую пользу приносят различные игры-шнуровки, вкладыши, паззлы, всевозможные конструкторы и пирамидки.

Не стоит забывать и о классических способах, которые всегда при вас. С раннего детства всем известные пальчиковые игры помогают малышу развиваться. Это и «Сорока», и «Пальчик-пальчик, где ты был?», и «Ладушки». Для более старших детей нет ничего полезнее, чем помогать родителям в быту — разложить вещи в шкафу, самостоятельно раздеться, помыть посуду, разминать тесто и печь пироги вместе с мамой или бабушкой.

Для занятий можно использовать подручные материалы, которые есть у всех дома:

  • рисовать на манке,
  • перебирать крупы,
  • играть в театр теней,
  • сматывать нитки в клубок;
  • создавать поделки.

Несомненно, мелкая моторика — не единственный фактор, стимулирующий интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Но достаточно весомый. Поэтому игры и целенаправленные занятия обязательно принесут пользу и в бытовой жизни, и при поступлении в школу.

Задержка речевого развития

У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут. При обследовании поведение таких детей различно: одни доверчивы, ласковы, другие плачут, третьи упорно молчат. Некоторые беспокойно бегают с места на место и трудно сосредотачиваются. Поэтому очень часто невозможно за одно обследование дать однозначный диагноз, ведь таким же образом очень часто ведут себя и «нормальные» дети. На ЗРР ребенка (имеется ввиду ребенок до 3-х лет) влияют несколько факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним факторам можно отнести:

  • некоторые наследственные болезни;
  • особенности протекания беременности;
  • наличие гипоксии внутриутробной и родовой;
  • наличие определенных болезней у ребенка;
  • пол ребенка;
  • ребенок — левша или правша;
  • личные особенности ребенка.

То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка, и которые он получил в наследство.

К внешним относятся следующие факторы:

  • стрессовые ситуации;
  • присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей);
  • смена места проживания (одна из разновидностей стресса), детского садика;

То есть к внешним параметрам можно отнести все то, что окружает ребенка.

За что «отвечает» мелкая моторика

Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:

  • внимания;
  • мышления;
  • зрительной памяти;
  • воображения;
  • пространственной ориентации;
  • связной речи.

На практике дети, имеющие слабую моторную функцию, обладают недостатком произвольного внимания, памяти, логического мышления, быстро утомляются во время занятий, имеют те или иные проблемы с речью. Нельзя не отметить и тот факт, что неподготовленные пальчики плохо владеют карандашом и ручкой. Это значит, что начало обучения в школе будет отягощено дополнительными трудностями.

Многие крупные ученые подчеркивали тот факт, что движения пальцев рук оказывает прямое стимулирующее воздействие на формирование центральной нервной системы ребенка. Доказано, что формирование активной речи начинается только после того, как мелкая моторика развивается до определенного уровня.

Взаимосвязь отделов мозга

Организм человека развивается комплексно: зрение, слух, эмоции, мышление, память обычно идут в ногу с его общим физическим развитием. Если малыш к определенному времени не научился сидеть или ползать, можно с большой долей вероятности говорить о том, что у него будут и проблемы с речью. И наоборот. Ребенок, отстающий в становлении речевых навыков, скорее всего, отстает и физически: у него плохая координация, он неуклюж в движениях, часто не может выполнить довольно простых упражнений.

Но, как уже говорилось, благодаря этой взаимосвязи можно «подтягивать» одни зоны мозга, воздействуя на другие. Хорошими примерами такого воздействия можно назвать, например, иглоукалывание. Болевой импульс из определенной точки тела подается в нужную зону коры головного мозга, стимулируя ее активность.

Кроме того, при таком взаимодействии затрагивается не только конкретный отдел, но и прилегающие к нему. Именно поэтому нельзя сказать, что значение моторики заключается только в развитии речи. Она также косвенно затрагивает зоны, отвечающие за другие сферы:

координацию;
внимание;
память;
логику;
воображение.

Более выраженное воздействие на эти сферы оказывают специальные упражнения для развития речи. Ребенку в процессе таких игр приходится запоминать, повторять, развивать ритмический слух, представлять себе какие-то образы, концентрироваться на выполнении тех или иных движений.

Кстати, существует мнение, что эффект от таких занятий достигается именно благодаря тому, что мозг включается в работу по «составлению плана действий» для выполнения непривычного ему задания. Как только действие доводится до автоматизма, ребенок выполняет его без активного участия мозга, и оно уже не влияет на развитие нужных зон. Поэтому упражнения и игры есть смысл менять по мере их освоения малышом. Это не только поможет задействовать зону речи, но и будет служить прекрасной зарядкой для маленького мозга.

Причины возникновения ЗРР

Далее частично рассмотрены причины задержки речи.

Наследственные болезни

К болезням наследственного характера, вызывающим ЗРР можно отнести:

  • глухонемота;
  • патологии ротовой полости;
  • Также образованию речи препятствуют расщепление неба, патологии языка, уздечки, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д.
  • наследственная задержка речи;

Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии. При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение.

  • эпилепсия, судороги;
  • мигрени и аллергии;
  • алкоголизм родителей;
  • самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников;
  • умственная отсталость;
  • выдающиеся способности к чему-либо;
  • заикание;
  • малый вес;
  • многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.

Современная классификация речевых нарушений, которая ведет к задержке развития речи, имеет очень широкий диапазон, это: алалия, сигматизм свистящих звуков, открытая ринолалия, дизартрия, тахилалия, ринолалия, заикание, дислалия, афазия и др. нарушения речи. Говоря о речевой характеристике детей с задержкой в развитии речи в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные особенности. Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «Я» и других личных местоимений в первом лице. У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи.

Анализ результатов психологического обследования дошкольников, посещающих массовый детский с ад. Определение диагностических групп

Психдиагностическое обследование экспериментальной группы с использованием разработанной методики осуществлялось в течение сентября-февраля 2001-2002 гг. В эксперименте принял участие 61 ребенок, посещающий массовые группы дошкольного образовательного учреждения № 196 г. Краснодара.

По результатам проводимого обследования на каждого ребенка заполнялся протокол обследования, вычерчивался профиль психического развития, представляющий собой столбчатую диаграмму, графически отображающую количественное соотношение различных групп качественных показателей. Кроме того, учитывались следующие количественные показатели: — общая сумма набранных баллов; — коэффициент успешности, который рассчитывался по формуле 1 (см. Приложение 3); — среднее арифметическое количественных оценок качественных показателей, которое рассчитывалось по формуле 2 (см. Приложение 3); — среднее квадратическое отклонение количественных значений качественных показателей, которое рассчитывалось по формуле 3 (см. Приложение 3) — коэффициент вариации количественных оценок качественных показателей, который определялся по формуле 4 (см. Приложение 3)

По итогам психологического обследования детей, посещающих массовые группы дошкольного образовательного учреждения № 196 г. Краснодара, далее именуемых как категория «массовые», был получен вариативный ряд количественных данных (см. таблицу 1, Приложение 4).

Данные, представленные в таблице, сгруппированы в определенной последовательности: от наибольшей суммы набранных детьми баллов к наименьшей. Анализируя полученные результаты, можно вывести следующую закономерность: с уменьшением суммы набранных ребенком баллов отмечается тенденция к уменьшению остальных количественных показателей -коэффициента успешности, средней арифметической, средней квадратической, коэффициента вариации.

Разница в сумме набранных детьми баллов по результатам психологического обследования позволяет сделать предположение о том, что уровень их психического развития разный. Однако на основе приведенных количественных показателей невозможно объективным способом дифференцировать детей на какие-либо группы.

В связи с этим нами была предпринята попытка расширить информацию по количественным показателям за счет представления результатов распределения количественных оценок групп качественных показателей в виде профиля — специфичной столбчатой диаграммы. Для каждого испытуемого, входящего в выборку, был составлен профиль количественных оценок качественных показателей.

Визуальный анализ полученных профилей показал, что дисперсия и диапазон количественных оценок групп качественных показателей изменяются определенным образом по мере уменьшения коэффициента успешности. Чем меньше коэффициент успешности, тем больше дисперсия и ниже диапазон количественных оценок качественных показателей. В результате проведенного визуального анализа всех профилей количественных оценок качественных показателей результатов психологического обследования детей изучаемой выборки были выделены 4 группы по сходству дисперсионного разброса количественных оценок.

Группу А составили 3 человека (4,9% от общего числа испытуемых). Количественные характеристики испытуемых представлены в таблице 2 (см. Приложение 4).

Развиваем пальчики с дошкольниками

Пальчиковая гимнастика для дошкольников может быть еще более сложной. Дети после 3 лет способны запоминать, повторять за взрослыми, проговаривать определенные слова или даже целые стишки, проделывать более сложные последовательные манипуляции пальчиками, фантазировать. Поэтому картотека таких игр может включать разнообразные потешки, сюжетные пальчиковые игры, в которых нужно обыгрывать определенные действия с помощью пальцев, представляя их то животными, то крыльями, то ножками. В таких занятиях полезно использовать музыкальное сопровождение.

Итак, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть упражнения на моторику рук.

  1. В 3–4 года дети могут рисовать сюжетные картинки, лепить определенные предметы (а не просто мять пластилин), собирать довольно сложные модели из конструктора, строить башни и домики из кубиков. Для развития тактильных ощущений полезны «трогательные» упражнения (можно, например, «познакомить» одноименные пальцы малыша и взрослого, прижимая их друг к другу поочередно, или подключать к играм предметы разной фактуры: мех, камень, дерево, шелк, перья, металл).Сейчас полезно осваивать технику шнуровки. Для этого можно приобрести или смастерить самим специальные пособия-картинки с отверстиями, через которые будет продеваться шнурок. Соревнуясь с ребенком, родители придадут игре азарта и веселья. Кто первый «нашнурует» волны, елочки, лесенки? Застегивание кнопок и пуговиц также можно отрабатывать в форме соревнования. Еще один прекрасный способ задействовать пальцы рук – рисование пальчиковыми красками. Вот уж где простор для творчества и оттачивания мелких движений!
  2. В 4–5 лет в дополнение к вышеизложенным упражнениям детки в состоянии нанизывать большие бусины на нить, выкладывать рисунки из пуговиц, камешков, строить замки или куличики из песка. Большую роль в подготовке руки к письму играют штриховка, обведение рисунков по контуру, раскрашивание, вырезание деталей, выкладывание мозаичных аппликаций из рваной бумаги. Сейчас ребенок уже может рисовать не только прямые, но и ломаные линии, завитушки, волны и даже полностью человечка. Можно усложнить задание: пусть нарисует картину с помощью только геометрических фигур. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок уже может повторять за взрослым весь сюжет игры: и проговаривая, и показывая в движении.
  3. 5–6 лет – возраст на пороге школы. Сейчас с помощью моторики рук нужно не только воздействовать на речевые зоны мозга, но и параллельно готовить руку к письменным нагрузкам: не просто держать ручку или карандаш, но и уметь довольно долго писать. Полезно, например, обводить линии, рисунки и фигуры в детских прописях, собирать мозаику из самых мелких деталей по инструкции. В этом возрасте дети прекрасно воспринимают «пальчиковый кукольный театр». Пальчиковые куклы смастерить совсем несложно, а представления, которые с их помощью можно показывать, вызовут восторг не только у ребенка, но и у всей семьи. Кроме того, обычные пальчиковые игры можно усложнить. Например, не показывать ничего ребенку, а попросить его обыграть конкретный сюжет. Или использовать игры, подразумевающие самомассаж рук (растирание, разминание, похлопывание). Также сейчас весьма полезно пришивать пуговицы, нанизывать мелкие бусины, складывать фигурки оригами. На этом этапе все важнее связь моторики не только с речью, но и с координацией, логикой, памятью.

Но главное, о чем стоит помнить родителям: мы развиваем речь детей не только с помощью мелкой моторики. Наоборот, это лишь одно из средств, помогающих стимулировать или корректировать речь малыша.

Кроме того, если ребенок умеет пользоваться красками, ножницами, шнурками, иголкой, карандашом, это поможет ему в развитии и обучении независимо от того, есть у него проблемы с речью или нет.

Нормы развития мелкой моторики

Для того, чтобы понять, все ли в порядке у вашего ребенка с мелкой моторикой, специальных исследований не потребуется

Врач обратит внимание на способность проводить ручные действия, в некоторых случаях может попросить выполнить некоторые тесты (нарисовать, заштриховать и т. п.). Однако это касается дошкольников, а как не упустить время в более раннем возрасте?

В принципе, отставание в развитии ручной моторики хорошо заметно по усвоенным (или нет) навыкам самообслуживания. Это умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы и прочее. С другой стороны, большой выбор «упрощающих» работу рук видов детской одежды могут ввести вас в заблуждение. Наличие застежек на липучках и молниях не дают проявиться некоторым навыкам

На всякий случай обращаем ваше внимание на некоторые средние нормы формирования моторных навыков:

  • С 2-3 месяцев ребенок тянет ручки к заинтересовавшим его предметам, к родителям, хватает пальцами сначала себя, а потом окружающих. Это первые знакомства с собственной моторикой.
  • С 3 месяцев до полугода проявляется умение захватить рукой предмет.
  • В год ребенок может перекладывать предмет из руки в руку, положить один в другой. Кроме того, в этот период должен сформироваться так называемый «пинцетный захват» — умение взять небольшой предмет двумя пальцами.
  • В районе 1 года дети начинают производить с предметами действия, подражая взрослым.
  • В полтора года или чуть позже в них зарождается «художник» — ребенку удается нарисовать так радующие родителей первые каракули. В этом возрасте дети умеют переворачивать книжные страницы, держат карандаш, ложку.
  • В 2 года освоено умение нанизывать колечки от пирамидки на стержень, откручивать крышки, ставить один кубик на другой.
  • К 3 годам дети способны рисовать пальцами или карандашом, воспроизводить по инструкции простые формы, черточки.
  • В 3-4 года ребенок уже вполне умелый «творец» — ему по плечу справиться с детскими ножницами, кисточкой и пластилином, обводить контур рисунка или строить башню из значительного количества кубиков.
  • В 5 лет ребенок умеет раскрашиваться картинки, рисовать схематический домик, человечка и подобные «картины». По образцу может копировать печатные буквы и цифры. В плане бытовых навыков осваивается шнурование обуви и застегивание пуговиц.
  • В 6 лет написание букв и цифр детям вполне по плечу, подготовка к школьному обучению идет полным ходом. Осваиваются различные виды штриховок, обведение по пунктирному контуру, изображение геометрических фигур, аккуратное вырезание ножницами и создание аппликаций.

Обучение в школе

Поступление детей в школу с различными нарушениями речи с Задержкой Речевого Развития и не полное ее восстановление до семи лет, говорит о том, что такой ребенок будет испытывать трудности по русскому языку, чтению и по другим основным предметам. В отдельных случаях из-за речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы. Появляются проблемы в психологическом плане в период адаптации. Ребенок мало общается со сверстниками и плохо контактирует с учителями, на уроках не активен и в основном молчалив. Ребенок чувствует неуверенность, появляется комплекс и негативное отношение к своей речи.

Заключение

По мнению большинства исследователей, опубликованная в 2023 году статистика отражает главным образом улучшения в скрининге и диагностике РАС в детском возрасте. 

Исследования, посвященные влиянию других факторов, включающих, например, влияние окружающей среды, продолжаются, но пока не приносят существенных результатов. 

Основной вывод, таким образом, заключается в том, что увеличение статистики означает значительный прогресс в раннем выявлении аутизма, что является, несомненно, хорошей новостью, потому что чем раньше у детей будет выявлено РАС, тем быстрее они могут получить доступ к службам поддержки и помощи. 

Доступ к этим услугам в более раннем возрасте может помочь детям лучше учиться в школе и повысить качество жизни взрослых с РАС в будущем.

Исследования превалентности РАС имеют огромное значение для выделения и распределения ресурсов, планирования предоставляемых услуг на уровне стран и отдельных регионов.

Необходимо также отметить, что при планировании и реализации программ помощи детям с РАС и их семьям невероятно важно обращаться к практикам с доказанной эффективностью

Интерпретация результатов и некоторые выводы исследования

Результаты исследования подтверждают ранее полученные выводы о том, что число поставленных диагнозов напрямую коррелирует с осведомленностью профессионального сообщества о признаках РАС, а также с количеством обученных специалистов, наличием формализованных процедур скрининга и диагностики и доступных в регионе современных услуг для семей, воспитывающих детей с РАС. Проще говоря, чем больше знаний об аутизме получают специалисты, тем чаще устанавливается диагноз РАС.

Например, сотни педиатров в Калифорнии в последние годы приняли участие в программах по улучшению ранней диагностики РАС, в регионе также существует широкая сеть услуг для дошкольников с РАС и их семей. Это является основным объяснением того, что по сравнению с Калифорнией (44,9 на 1000 детей) статистические данные показывают значительно меньшее число детей с диагнозом «РАС» в Мериленде (23,1 на 1000 детей) и Арканзасе (23.5 на 1000 детей).

Все это свидетельствует о том, что усилия по распространению знаний о диагностике РАС, которые были приложены многими специалистами в данной области, наконец-то начинают приносить плоды, и все большему числу обследуемых детей будут поставлены верные диагнозы.

Отмечается также, что благодаря рекомендациям Американской академии педиатрии (AAP) для педиатров о проведении скрининга на аутизм в возрасте 18 и 24 месяцев около 49 % восьмилетних детей с аутизмом были обследованы к 36 месяцам, по сравнению с 44 % четырьмя годами ранее. Также было обнаружено, что у детей, родившихся в 2014 году, на 50 % больше шансов получить диагноз «аутизм» к 4 годам по сравнению с детьми, родившимися в 2010 году.

Эту информацию подтверждает опубликованное в марте 2023 года исследование, в котором были собраны новые сведения об установленных диагнозах РАС у детей к 4-х летнему возрасту. Оно также проводилось в 11 штатах США. Полученные данные о распространенности РАС среди 4-летних детей (21.5 на 10000 или 1 ребенок из 45) несколько отличались от данных о частоте встречаемости РАС у 8-летних детей. Интересно также отметить, среди 4-летних детей несколько изменилась частота встречаемости РАС у девочек. РАС по-прежнему диагностируется у мальчиков чаще, чем у девочек, однако этот разрыв снижается у 4-летних детей – вероятность наличия диагноза «аутизм» у мальчиков в 3,1 раз выше. В среднем по сравнению с данными, собранными в 2018 году, количество диагнозов РАС у девочек возросло на 34%, что возможно, свидетельствует об улучшении диагностического процесса и понимания специфики проявления аутизма у лиц женского пола.

Известно, что дети с аутизмом рождаются во всем мире, вне зависимости от расы, вероисповедания и социально-экономического статуса семей. Данные, опубликованные в 2021 и 2023 году, подтверждают это. Однако последнее исследование также показывает, что в некоторых регионах США дети в афроамериканских и латиноамериканских семьях получают диагноз реже и позже, при этом им чаще ставится диагноз «интеллектуальное нарушение». Возможное объяснение состоит в том, что на это влияют бедность, повышенный процент преждевременных родов, а также то, что афроамериканские семьи реже пользуются диагностическими услугами и имеют меньший доступ к программам помощи. В штатах, где хорошо налажен процесс выявления аутизма и выше доступ к услугам у всех групп населения, эта тенденция не прослеживается. Обсуждая эти данные, авторы исследования делают вывод о необходимости вложения дополнительных ресурсов в развитие программ мониторинга и помощи семьям из уязвимых социальных групп с низким уровнем доходов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: