Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи и особенности развития воображения

Систематика нарушений в речевом развитии ребенка

Содержание

Слайд 1

Слайд 2

собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие.

Слайд 3
Речь это-
исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Слайд 4

дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи

От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

Слайд 5

Внимание — это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно — вне мышления, восприятия, работы памяти, движения.
Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.
Формы проявления внимания многообразны

Оно может быть направлено на работу органов чувств ( зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Слайд 6

Непроизвольное- характеризуется отсутствием целенаправленного волевого акта
Произвольное- характеризуется наличием целенаправленного волевого акта
Послепроизвольное- характеризуется целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий

Слайд 7
Свойства внимания
концентрация внимания- выражается в степени сосредоточенности на объекте;

устойчивость- характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;

объем внимания- характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

распределение — способность одновременного выполнения нескольких действий;

переключение — способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

Слайд 8

Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога.

Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений: «посмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания».

Слайд 9
Низкий уровень произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности
Дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п.
Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется.
Быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели.
Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока.

Посмотреть все слайды

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Слайд 12БИЛИНГВИЗМ. Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием

некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях билингвизма. Двуязычным, или билингвом  считается человек, более или менее постоянно пользующийся в жизни двумя языками. Наиболее характерным типом билингвизма в России является национально-русский язык, который усваивается как путем обучения, так и непосредственным общением с русскоязычным населением. Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения.

Слайд 22В этой связи социальный темперамент лиц с общим недоразвитием речи отличает: —

Нарушения письменной речи

дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение
процессов чтения,

дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое
нарушение процессов письма.

Положительным
в клинико-педагогической классификации явля­ется то, что она строится на
признаках, максимально дифферен­цирующих виды речевых нарушений, позволяющих
логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при
разных формах аномального развития и осуществлять лого­педическое воздействие
с  максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В то же время
в приведенной классификации не учитывается принцип системного подхода, который
основывается на системном строении и системном взаимодействии различных
компонентов речи: звуковой (произносительной) ее стороны, фонематического
восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений
речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Логопедическая
наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей
с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов
логопедического воздействия для работы с коллективом детей. В 60-70 гг. в ИКП
РАО была разработана психолого-педагогическая классификация на основе
лингвистических и психологических критериев, среди которых в большей степени
учитываются структурные компоненты речевой системы; функциональные аспекты
речи; соотношение видов речевой деятельности. Схематически
психолого-педагогическая классификация выглядит следующим образом:

Нарушение
языковых средств общения (компонентов речи):

фонетико-фонематическое
недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной
системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов
восприятия и произнесения фонем;

общее недоразвитие
речи (ОНР 1 — 3-го уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи), которое
объединяет сложим речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по
разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой cистемы,
относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

Нарушения в
применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный
аспект):

заикание,

проявления речевого негативизма и др.

В данной
классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления
ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и
морфологических обобщений в устной речи.

3.
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Дети с
речевыми нарушениями обычно имеют функциональ­ные или органические отклонения в
состоянии центральной нервной системы.

Наличие
органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят
жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они
жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются
различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений,
недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети
быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают).
Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной
расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают
ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко
возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости,
беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти
дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение
дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении
ребенка, на его самочувствии

Это может проявляться в усилении головных болей,
расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности.
Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное
внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может
выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке,
встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока

На перемене дети
излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом
сосредотачиваются на уроке.

Как правило, у
таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой,
низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей
функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение
познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Страницы: 1,

Слайд 11 К ОСОБЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ, ХАРАКТЕРНЫМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ,

ОТНОСЯТСЯ:

выявление  детей группы риска и оказание логопедической помощи на раннем этапе  речевого развития; организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов  дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию и  преодоление отклонений речевого и личностного развития;  получение образования в условиях образовательных организаций, в соответствии с образовательными возможностями обучающегося и степенью выраженности  речевой патологии;непрерывность реализуемого коррекционно-развивающего процесса;создание условий, нормализующих или компенсирующих состояние  психических функций, на основе комплексного подхода при обследовании детей  и коррекции  речевых нарушений; возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевой патологии и оптимизации коммуникативных навыков обучающегося;индивидуальный темп обучения, расширение или сокращение содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий в процессе обучения для разных категорий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

Слайд 13ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ. Перед учителями школы и,

в частности, перед учителями иностранного языка, стоит труднейший вопрос — чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Ведь для ряда детей с нарушениями речи характерны низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности), ослабленная память, низкий образовательный уровень. Кроме вышеперечисленных особенностей существуют также и «трудности в звуковом анализе, нарушенный фонематический слух. Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки» и т. д. Способны ли они выучить иностранный язык в объеме школьной программы? Да, это возможно,  но при условии смещения акцента в постановке целей с точки зрения практического владения языком — на общее развитие детей. На первое место должна быть поставлена задача развития мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет. Планируя конечный уровень практического владения языком, нужно исходить из того, что речь детей с нарушениями речи на родном языке небогата по лексическому объему и порой грамматически неправильна, следовательно, грамматически сложно построенную речь на чужом языке им не освоить, так как степень овладения иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но это не значит, что таких детей нельзя обучить иностранному языку, они смогут говорить на другом языке, но на уровне своего развития.

Профилактика речевых нарушений

Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:

Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке

Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома

Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.

Давайте постараемся сделать все, что в наших силах, чтобы избежать проблем с речью у наших детей.

Слайд 10 Социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно не формируется в

связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.
Тем не менее, интеграция ребенка с нарушенным речевым развитием в среду сверстников не столь проблематична, как для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ.)
Социализация и интеграция детей с нарушениями речи — задача вполне выполнимая при условии учета образовательных потребностей школьников данной категории.
Особые образовательные потребности (ООП) детей с нарушениями речи включают как общие, свойственные всем детям с отклонением развития, так и специфические.

Вывод по главе

1. Воображение – это высшая психическая функция, отображающая действительность, формирование образа никогда не существовавшего или не существующего в данный момент — объекта, ситуации, условий;

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения …

… работе остановиться на такой категории детей, как дети с тяжёлыми нарушениями речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, … в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 1.1 Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых …

2. Основные виды воображения: активное, пассивное, репродуктивное, продуктивное;

3. Процессы воображения могут различаться по степени произвольности или преднамеренности;

4. У детей в старшем дошкольном возрасте воображение активизирует свои функции. Дети большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения;

5. Под нарушениями речи понимают отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме;

6. К категории детей с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей функции речи;

7.  Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей;

8.  Дети с нарушениями речи, как правило, скованы, застенчивы, робки, они не могут так широко контактировать с другими детьми, в отличие от своих обычных сверстников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: