Профилактика
Достаточно придерживаться простых рекомендаций:
С ребенком с первых же дней жизни нужно разговаривать правильно и четко. Пока вербальной функции нет, она в зачаточном состоянии. Но доказано, чем больше общаются с ребенком, тем быстрее он начинает говорить сам. Потому как зачаточная функция быстрее переходит в разряд актуальных, созревает в психике
Важно говорить и после того, как ребенок начал разговаривать сам. Это еще важнее
В то же время, нужно следить за качеством и чистотой речи в плане формы и содержания. Не лишним будет читать книги, чтобы развивающийся человек усваивал отдельные речевые конструкции, их многообразие, интонационную окраску. Ни в коем случае нельзя сюсюкаться, намеренно искажать речь, подражая способам произношения несформировавшегося человека. Это губительно для психического развития и замедляет процесс формирования навыков устной речи. В мультиязычной семье изучается сначала один язык, потом спустя 6-7 лет, как только сформированы крепкие навыки речи, можно начать изучать второй язык. Но не вместе и не сразу.
Дислалия встречается у детей и у взрослых. Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте позволяет предотвратить сразу несколько проблем: недостаточная успеваемость, проблемы с письменной речью, чтением, дефекты речи во взрослом возрасте
К тому же речь напрямую связана с интеллектом, что также обуславливает важность работы над говорением. Коррекция проводится под контролем логопеда и при необходимости других врачей
Прогнозы в большинстве случаев благоприятны.
: Дислексия
Причины дислалии
Рассмотрим основные причины, которые могут провоцировать развитие дислалии.
-
Генетические факторы.
Одной из основных причин дислалии являются генетические факторы. Если у члена семьи были проблемы с произношением или другими аспектами речи, у его потомков также может возникнуть подобное нарушение. Генетическая предрасположенность создает условия для возможного развития дислалии, однако влияние окружающей среды также играет ключевую роль. -
Проблемы с зубочелюстной системой.
Аномалии в развитии зубочелюстной системы также могут быть причиной дислалии. Например, неправильное положение зубов, наличие дефектов в зубах, даже потеря зубов могут влиять на произношение звуков. Артикуляционные сложности могут возникнуть из-за нарушения физиологических условий для правильного формирования звуковой артикуляции. -
Недостаток лингвистической стимуляции.
Окружающая среда также играет важную роль в развитии речевых навыков. Недостаток лингвистической стимуляции в раннем возрасте может существенно повлиять на правильное формирование речи у детей. Например, если ребенок редко слышит правильное произношение слов и звуков в своем окружении, это может стать причиной дислалии. -
Психосоциальные факторы.
Стрессы, эмоциональные травмы, а также общее психосоциальное состояние человека могут влиять на его способность к артикуляции и произношению звуков. Например, дети, подвергшиеся психологическим травмам, могут испытывать трудности в общении и произношении слов. -
Нарушения аудитивного восприятия.
Нарушения аудитивного восприятия, такие как проблемы со слухом, также могут стать причиной дислалии. Недостаточное восприятие звуков и звукосочетаний может затруднить формирование правильной артикуляции. -
Недоразвитие речевых моторных навыков.
Дислалия может быть связана с недоразвитием речевых моторных навыков, что означает неполное формирование мускульной системы, необходимой для правильного произношения звуков и слов.
Патогенез дислалии является сложным механизмом, включающим в себя физиологические, нейрологические и психологические аспекты. Это нарушение звукопроизношения имеет свои уникальные черты, и процессы, которые запускаются при дислалии, в значительной степени варьируются в зависимости от её формы и степени тяжести.
- Физиологический аспект.
- Недоразвитие речевых мускулов. У детей с дислалией может наблюдаться недостаточное развитие мускулатуры, ответственной за артикуляцию. Это усложняет формирование правильного произношения звуков.
- Аномалии зубочелюстной системы. При наличии аномалий в зубочелюстной системе, таких как неправильное положение зубов, создается сложность в формировании звуковой артикуляции.
Нейрологический аспект.
- Нарушения речевого мотора. Дислалия может быть связана с нарушением речевого мотора, что означает неправильное функционирование моторных нейронов, контролирующих движения речевых органов.
- Аудитивные проблемы. Нарушения аудитивного восприятия могут привести к трудностям в различении и восприятии звуков, что, в свою очередь, сказывается на способности к правильному произношению.
Психологический аспект.
- Эмоциональные аспекты. Стрессы, эмоциональные травмы или негативные психологические воздействия могут оказывать влияние на формирование речевых навыков и способствовать развитию дислалии.
- Обучение и общение. Отсутствие лингвистической стимуляции или неправильное обучение в раннем детстве могут оказать негативное воздействие на формирование навыков произношения.
Моменты появления симптомов.
Моменты, когда становится понятно, что процесс заболевания начинает нарастать, могут быть различны в зависимости от индивида и формы дислалии. Однако, некоторые общие черты можно выделить:
- Детский возраст. У детей первые симптомы дислалии могут проявиться в возрасте 2-3 лет, когда начинается активное формирование звукопроизношения. Неверное произношение звуков и слов может стать явным признаком.
- Школьный возраст. В период обучения в школе дети с дислалией могут столкнуться с трудностями в овладении чтением и письмом, что станет сигналом для внимательного обследования.
- Взрослый возраст. У взрослых проявления дислалии могут усугубиться в условиях повышенной социальной ответственности, особенно на работе или в общественных ситуациях.
Лечение
После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.
Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.
В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.
Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.
В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить
Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения
В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения. Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата. Для этого применяют:
- артикуляционную гимнастику;
- развитие чувствительности слуха;
- логопедический массаж;
- развитие микромоторики;
- методики правильного дыхания при разговоре.
После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.
В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.
Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю
Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда
У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.
Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:
- Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
- Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
- Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
- Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
- Выговаривание скороговорок.
Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.
https://youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4
Механическая дислалия
Органическая дислалия может возникнуть в результате врожденных или приобретенных (травмы, переломы) дефектов артикуляционного аппарата. Это приводит к серьезным фонетическим искажениям и другим проблемам. Искажения бывают разными в зависимости от особенностей нарушений речевого аппарата. Степень разборчивости речи также зависит от индивидуальных особенностей.
При механической дислалии сначала стоит обратиться к логопеду. Специалист проведет диагностику и порекомендует посетить других врачей для более точной клинической картины. Будут проведены исследования, которые укажут на точные причины нарушения в произношении. Возможно, надо будет посетить ортодонта и хирурга (челюстно-лицевого, стоматологического).
Обычно проводятся следующие дополнительные исследования: рентген и/или компьютерная томография. Однако даже после операции потребуется помощь логопеда для формирования навыков правильного произношения.
Причины дислалии в детском и взрослом возрасте
Функциональные и механические или органические причины дислалии большей частью мешают детям дошкольного возраста. До 5 лет некоторым малышам даже не назначают логопедическую коррекцию, поскольку первоисточники оказывают незначительное воздействие или могут быть устранены без посторонней помощи. Если речь идет о педагогической запущенности или социальном окружении, ребенку помогает поступление в детский сад. Если проблемы кроются в органических нарушениях, речевой аппарат изменяется по мере роста ребенка. Тем не менее, наблюдать за дошкольником следует постоянно, чтобы перед подготовкой к школе устранить оставшиеся дефекты.
Что касается взрослых, то причины развития дислалии у них обычно механические. Изменения могут быть связаны с возрастом (например, потеря зубов у стариков) или перенесенными травмами. Исправляются они полным устранением проблем или частичной их сглаженностью. Так, установки вместо коренных зубов съемных протезов может быть недостаточно, поскольку за длительный период их отсутствия наступает мышечная иннервация и другие нарушения. В таком случае может быть назначена логопедическая помощь, схожая с детской.
Дислалия настолько широко распространена в современном мире, что на ее причины родители часто не обращают внимания. Но при этом многие из них можно устранить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов или запрашивая ее в виде консультации для себя, чтобы развить некоторые педагогические навыки. Логопедические стандарты имеют гибкие рамки, подстраиваются под индивидуальность ребенка. Поэтому иногда лучше дать малышу больше времени для самостоятельного усвоения навыков говорения.
Симптомы нарушения звуковосприятия
Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.
Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.
Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.
При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.
Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.
Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.
Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка
Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь. Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее
Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи
Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.
Классификация и характеристика видов
Общая характеристика болезни предполагает ее разделение на 2 основные группы, которые уже упоминались ранее: механическую и функциональную. Первая обусловлена органическими причинами, мешающими постановке органов речи в правильные артикуляционные позы. Вторая связана с нарушениями в работе речедвигательного или речеслухового анализатора, а иногда сочетает в себе и те, и другие.
Кроме того, функциональная дислалия сама по себе разделяется на несколько видов. Примерная классификация представлена на схеме.
Характеристика акустико-фонематической дислалии
Этиология дислалии этого типа предполагает, что у ребенка в полной мере сохранен слух, но при этом серьезно страдает сенсорное восприятие. Это означает, что операции по узнаванию фонемов и их воспроизведению оказываются несформированными. Один звук заменяется другим, схожим по своему строению. Например, глухой произносится вместо звонкого, свистящий вместо шипящего и так далее.
Характеристика артикуляторно-фонематического нарушения
Структура дислалии этого типа предполагает одновременное фонематическое нарушение речи и фонетико-фонематическое недоразвитие. Это значит, при нормально развитом фонематическом слухе на этапе отбора звука происходит их замена или смешение. Основная задача логопеда в этом случае – сформировать операции отбора правильных фонемов и научить применять их.
Характеристика артикуляторно-фонетического нарушения
Фонетическая дислалия обусловлена неправильно сформированными артикуляционными позами. В результате звук не просто заменяется, а искажается до такого состояния, что становится неузнаваемым для окружающих.
Характеристика моторного и сенсорного нарушения
Эти виды напрямую связаны с речеслуховой или речедвигательной недостаточностью. Вариантов проблем с психофизиологическими механизмы может быть три:
- Органы артикуляции просто не готовы совершать сложные движения, ребенок не может ставить их в требуемые позы, что приводит к моторному дефекту.
- У слабо развит речевой слух, что приводит к сенсорному дефекту.
- Включает в себя первую и вторую проблему одновременно, из-за чего появляется сенсомоторный дефект.
Занятие с ребенком с дислалией этих видов отличается принципиально. Если в первом случае для логопеда оказывается важным научить пользоваться своим артикуляционным аппаратом, то во втором – большая часть работы направлена на развитие слухового восприятия.
Виды и характеристика нарушения по сложности дефекта
Мономорфная или простая дислалия встречается не очень часто. О ней можно говорить, если ребенок неправильно произносит всего один фонем или несколько, но находящихся в одной группе. Полиморфная или сложная дислалия означает характеризуется дефектным произношением нескольких звуков, находящихся в разных группах. Именно этот вариант болезни встречается у дошкольников в большинстве случаев.
Диагностика расстройства
В случае с дислалией необходима предельно точная диагностика заболевания. Мало поставить диагноз Дислалия, нужно определить причины ее появления. Иногда обнаруживается сразу комплекс причин. Это возможно, когда на фоне неблагоприятного окружения и неправильного воспитания у ребенка обнаруживаются задержки в развитии речи и/или развития из-за перенесенных заболеваний, родовых травм или иных причин.
Диагностикой расстройства занимается сразу несколько специалистов:
- Логопед-дефектолог;
- Речевой и/или поведенческий невролог;
- нейропсихолог.
В случае необходимости привлекаются специалисты, которые занимаются хирургической коррекцией. Без такого подхода невозможно поставить точный диагноз и провести коррекцию.
5 Профилактика и прогноз
В основном это заболевание успешно поддается лечению. Эффективность логопедических занятий зависит от сложности нарушения, возраста, частоты занятий и степени заинтересованности родственников. У дошкольников дефекты звукопроизношения исправляются быстрее, чем у школьников. Дети с такими нарушениями способы обучаться в общеобразовательных школах.
Профилактика дислалии заключается в регулярном обследовании с целью своевременного выявления патологии речи. Родители и близкие ребенка должны правильно говорить без каких-либо отклонений, так как речь малыша и ее правильность формируется в процессе общения
В качестве меры профилактики нужно обращать внимание на прикус ребенка
Чем младше ребенок, тем коррекция дислалии более успешна.
Последние новости центра
-
262
16.04.2024
График работы в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…
-
267
16.04.2024
Центр в Реутово закрывается на ремонт
Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …
-
1238
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
-
699
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
-
890
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
-
633
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…
-
1022
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
-
983
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…
-
621
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Лечение дислалии
Терапия представляет сложности даже для опытных специалистов. Есть примерный алгоритм коррекции аномального состояния, независимо от возраста пациента.
Сколько этапов коррекционной работы выделяется при дислалии?
Всего их три:
- Подготовительный. Заключается в устранении фундаментальных причин нарушения, это основа, которая позволит добиться качественного результата.
- Формирование базовых навыков речи. Проводится ревизия имеющихся умений, затем внедряются новые навыки или изменяются те, что сформированы неправильно.
- Этап коммуникативный. Привитие навыков нормального общения, с учетом достигнутых результатов.
Лечение расстройства и логопедии предполагает дробное деление каждой фазы терапии.
Подготовка
Устранение органической причины. Если таковая есть. Обычно оперативными методами. Затем назначается специализированная гимнастика и массаж. Комплекс упражнений зависит от того, какая функция нарушена. При сигматизме отрабатывается произношение шипящих звуков и т. д. Упражнения для коррекции должны быть щадящими, усложнение проводится по мере достижения успехов. Это мотивирует пациента на дальнейшую кропотливую работу.
Отдельным пунктом идет логопедический массаж. Он позволяет нормализовать кровоток, восстановить подвижность структур речевого аппарата.
Осваивается технология формирования речевого дыхания. Легкий вдох через нос и использование большей части воздуха для формирования звука.
Этап занимает больше времени, чем прочие. Это основа, которая и позволяет добиться эффективного результата.
Формирование навыков
Предполагает ежедневное многократное повторение упражнений. Форсировать процесс не нужно. Для начала берут один сложный для пациента звук. С учетом правильного дыхания начинают его отрабатывать. Способы постановки звуков зависят от конкретной методики, возможно применение нескольких, если предыдущий не возымел успеха прибегают к новому. Но речевые позиции всегда примерно одни. Как только достигнут успех, результат нужно закрепить. Обычно задачу усложняют. Предлагают произнести слово с указанным звуком в разных позициях: в начале, середине, в конце. А затем с несколькими такими звуками в рамках одного слова. Далее идут словосочетания и предложения.
Потом переходят к новому звуку. Таким путем прорабатывается проблемная вербальная область. Пациент параллельно учится разграничивать отдельные звуки, схожие на слух. У детей наибольшей эффективностью обладают игровые приемы по коррекции звукопроизношения. Используется наглядный иллюстрированный материал, рассказываются истории, предлагаются необременительные способы тренировки. Это исключает психическое насильственное внедрение знаний. Процесс протекает гораздо быстрее и дает лучшие результаты.
Также нужно как можно больше слушать. Навык разграничение схожих конструкций и отдельных фонетических единиц приобретается по мере практики.
Формирование коммуникативных навыков
Конечная фаза коррекции. Ребенок или взрослый начинают активное взаимодействие с логопедом, родными. Нужно больше общаться, чтобы закрепить полученные навыки в практических речевых ситуациях. Тренировка приводит к формированию автоматизма. Пациент перестает думать, как и что произносится, концентрируется на содержании, а не на форме.
Этапы логопедического воздействия практикуются постепенно. Нужно усложнять задачи по мере выполнения предыдущих. Форсирование приводит к обратному эффекту.
Эффективность работы по коррекции дислалии зависит от мотивации и готовности работать. Потому при восстановлении вербальных функций у детей практикуются игровые формы. Крайне редко имеет место необратимое или труднообратимое нарушение.
Типы дислалии и симптомы
Тип языкового расстройства, который классифицируется по изменению, пропуску или замене одних фонем на другие, неправильные.
Существуют разные виды дислалии:
- Физиологическая дислалия: органы ребенка недостаточно зрелы, чтобы произносить определенные слова. Это совершенно нормально и не о чем беспокоиться, если только это не длится слишком долго.
- Аудиогенная дислалия: как следует из названия, эта проблема с речью вызвана дефектом слуха ребенка, который не позволяет ему должным образом имитировать звуки.
- Функциональная дислалия: может появиться после длительной физиологической дислалии, когда органы уже созрели. Это связано с дефектом формулировки сообщения.
- Органическая дислалия: этот тип патологии также называется диглоссией и связан с дефектами органов, которые используются в речи.
Обычно после пяти лет дети могут хорошо и без труда произносить все фонемы, хотя иногда на «Р» может потребоваться немного больше времени. С пятилетнего возраста серьезное затруднение произношения определенных фонем или слов является ключевым симптомом дислалии.
Разновидности дислалии и особенности ее проявления
Дислалия бывает двух основных типов:
- Механическая дислалия.
- Функциональная дислалия.
Каждый из видов имеет свои особенности проявления и причины развития. Рассмотрим их.
Причинами развития механической дислалии и особенности ее проявления в следствии них являются:
- Физические поражения органов артикуляции. Любые дефекты в строении языка, губ, челюсти могут привести к нарушению звукового произношения. Такие поражения возникают в следствие каких-то травм, полученных во внтуриутробном периоде или раннем детстве. Такие поражения могут приводить к искаженному произношению, смазанности речи, непоследовательности звуков;
- Короткая уздечка языка. Она приводит к нарушению произношения звуков, которые произносятся верхнеязычными органами;
- Слишком широкий или слишком узкий язык. Данная патология ведет к сложностям развития связной речи. Речь теряет свою внятность и четкость;
- Аномалии губ. Толстые или тонкие губы, затруднения их подвижности обуславливают появление проблем в произношении губных и губно-зубных звуков;
- Неправильный прикус, проблемы с зубами приводят к трудностям произношения зубных звуков.
Что касается функциональной дислалии, то она исключает наличие каких-либо аномалий в строении органов артикуляции, т.е. не имеется основы нарушения звукового произношения. Нарушение произносительной стороны речи в данном случае становится следствием воздействия внешних факторов и общего недоразвития организма.
К основным причинам развития функциональной дислалии относятся:
- Неправильная речь взрослых. Дети подражают взрослым и стремятся говорить точно также. Поэтому, необходимо тщательно следить за своей речью, исключая сюсюканье и косноязычие, а также употребление жаргонов и быстрого произношения, стирающего окончания слов;
- Билингвизм в семье. Родители, говорящие на нескольких языках, часто становятся причиной неправильного становления детской речи;
- Физическая слабость организма и всех его органов, вследствие проблем с иммунитетом;
- Мозговые дисфункции. Они ведут к позднему развитию речи и сложностям ее становления;
- Нарушения в работе фонематического восприятия.
Все эти факторы приводят к тому, что ребенок оказывается неспособным различать звуки на слух, т.е. он слышит их, но при схожести фонем не может отличить и заменяет их одним звуком. Это может проявляться в путании звонких и глухих звуков, мягких и твердых.
Кроме того, дислалия, часто проявляется в проблемах использования звуках в разных словах и разных позициях в слове. Один и тот же звук может правильно произноситься в одном слове и совершенно неверно в другом т.е. когда находится в другой позиции. Также, звуки могут произноситься невнятно или нетипично, т.е. не так, как это сложилось в определенной системе языка.
3 Диагностика
Диагностика осуществляется логопедом
Важное диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений:
- выяснение жалоб;
- особенности протекания беременности и родов у матери;
- перенесенные болезни у малыша;
- состояние слухового и зрительного анализатора, а также опорно-двигательного аппарата.
Далее логопед должен изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью визуального осмотра и результатов выполнения малышом серии упражнений по подражанию. Дифференциальную диагностику следует проводить со стертой формой дизартрии.
На основании обследования логопед пишет заключение, в котором указывает форму дислалии и вид дефекта произношения. Если у ребенка наблюдается механическая форма заболевания, то ему необходимо пройти обследование стоматолога. При функциональной форме дислалии пациента направляют к неврологу. Для того чтобы исключить наличие тугоухости, проводится консультация отоларинголога и исследуется работа слухового анализатора.
Особенности сложной дислалии
Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».
Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».
У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.
Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.
Профилактика заболевания
Развитие дислалии начинается задолго до того, как малыш поступает на обучение в детский сад. В качестве профилактических мероприятий необходимо придерживаться правильного речевого воспитания, следить за постановкой каждого нового звука в речи, вовремя обращаться за консультацией к специалистам. Также необходимо внимательно относиться к здоровью будущей матери и уже родившегося малыша. Ослабленный иммунитет вполне может стать одной из причин, приводящих к развитию болезни.
Особенности детей с дислалией, характеристика нарушения позволяют понять, что коррекционная работа оказывается очень эффективной в борьбе с дефектом. В течение нескольких месяцев с начала лечения речь приобретает нормальное звучание, а вместе с ней улучшаются другие психические процессы.
Клинические проявления и осложнения
Каждая из форм нарушения речи имеет свои специфические проявления. Акустико-фонематическая форма объясняется неверным восприятием отдельных звуков в словах, поэтому ребенок заменяет их на похожие или более простые («кочка-точка», «зонт-сонт»). Артикуляторно-фонематический вариант характеризуется двойственным течением: дети используют более простые звуки вместо непонятных и сложных, а при втором варианте ребенок путает положение губ и языка, в связи с чем речь понятна только частями. Заменяются при этом шипящие, свистящие и другие звуки. Артикуляторно-фонетический тип связан с неправильными вариантами произношения звуков, вплоть до полной неузнаваемости фонем.
Акустико-фонематический и артикуляторно-фонематический вариант не только приводит к речевому дефекту, но и затрудняет процесс письма и чтения. Дети ошибаются при написании текстов под диктовку, при самостоятельных занятиях, что значительно осложняет обучение гуманитарным предметам. Кроме того, проблемы с речью обуславливают дезадаптацию в обществе, замкнутость и отчуждение от коллектива.
Коррекция дислалии
Если с помощью диагностики все же была выявлена дислалия, то ее обязательно нудно корректировать.
Сама коррекция построена в три этапа:
- Подготовка.
- Формирование начальных воспроизводимых навыков.
- Формирование навыков коммуникации.
В случае если дислалия вызвана анатомическим дефектом, то необходимо хирургическое устранение этого дефекта, а затем лечение ортодонта.
При выявлении функциональной дислалии необходимо в первом этапе развивать речевую моторику с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Так же необходимо научить ребенка правильно формировать и направлять воздушную струю, развивать мелкую моторику, отработать воспроизведение звуков опоры.
Для того чтобы сформировать первичные воспроизводимые навыки, необходимо включать употребление отделённых звуков. При этом используются специальный логопедический инструментарий.
На этапе заключения необходимо сформировать у ребенка умения, с помощью которых он будет употреблять отработанные звуки независимо от ситуации. По продолжительности занятия с логопедом должны проводиться не меньше трех раз в неделю, и обязательным пунктом в коррекции является выполнение упражнений на дому. В свою очередь родители должны объяснить ребенку, зачем выполняются данные упражнения, и чем чреваты последствия в дальнейшем.
Логопедические занятия помогают бороться с проблемойй с помощью трех основных форм нормализации звукопроизношения:
- механическая постановка звука;
- отработка звука в изолированном произношении;
- закрепление звука во фразовой речи.
Так, в первую очередь, логопед добивается того, чтобы ребенок сам услышал ошибку в произношении звука. Хорошо, если удается получить правильное произношение на основе подражания. Для этого логопед, четко артикулируя, произносит изолированный звук. В случае успеха, звук изолированно отрабатывается в играх, словах и фразовой речи. Одновременно с этим ребенок должен делать упражнения, направленные на укрепление органов артикуляции.
Если получить звук таким способом не удается, применяют стерильные зонды. Небольшая палочка придает языку и губам малыша нужное положение и ему предлагается произносить звук. Как правило, когда малыш слышит нужное звучание, он понимает, как именно следует управлять органами речи, и у него получается говорить чисто. Добившись изолированного произношения звука, логопед продолжает развивать сформированный навык, отрабатывая правильное произношение звука в отдельных словах, фразах и спонтанной речи. Когда дислалия вызвана анатомическими дефектами, для получения чистых звуков приходится удалять зубы, подрезать уздечки и прибегать к хирургическому вмешательству.