Малыш
Ваш ребёнок еще совсем недавно таким пухленьким малышом, а теперь он изменился – похудел, вытянулся. Бабушки, возможно ахают-охают, что ребенка нужно лучше кормить, ведь «даже ребрышки уже торчат». Не закармливайте! Это нормальный процесс взросления, когда ребенок к 4,5 годам резко вытягивается.
Физическое развитие в 4,5 года. Ваш ребенок растет, прибавляет в весе, активно совершенствуется его скелет и мышечный корсет. Ребенок стал выносливее, крепче, он меньше болеет. В зависимости от многих условий и наследственности, скачок роста может быть от 5 до 8 см. В целом, рост мальчиков в среднем к этому сроку составит от 103 до 112 см, рост девочек немного меньше – от 100 до 110. см. Однако, помните — если в семье все высокие, рост малыша может превышать средние нормы примерно на 3-5 см.
Ростовые показатели зависят от состояния здоровья, подвижности и активности ребенка. Чем больше физические нагрузки, чем непоседливее малыш, тем он активнее растет. Болезненные и медлительные ребята обычно пониже своих более шустрых и здоровых сверстников.
Норма веса ребенка в 4,5 года. К средним показателям для мальчиков этого возраста относят 15-20 кг, хотя могут быть колебания в ту и другую сторону на 1.5-2 кг. Средними показателями веса для девочек будут 14,5 – 19 кг, и также допустимы индивидуальные колебания.
К 4,5 годам у ребёнка уже должны быть все молочные зубы – их 20.
Навыки в умения в 4,5 года. Осознанно помогать родителям, может сам предложить свою помощь. Самостоятельно одевается (но не умеет завязывать шнурки). Застегивает пуговицы, молнии и развязывает шнурки. Умеет нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку. Точно проводит линии, не отрывая карандаш от бумаги. Уже умеет заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка. Аккуратно раскрашивает картинки, не выходя за края.
Интеллектуальное развитие в 4,5 года. С легкостью придумывает сюжеты для игр. Решает простейшие математические примеры и читает короткие слова. Понимает сюжеты детских спектаклей, мультфильмов и фильмов, и делает из них выводы. К этому возрасту ваш ребенок уже умеет анализировать новую информацию и сопоставлять её с уже накопленным ранее опытом.
Успехи в математике к этому возрасту: ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди. Может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник), считать от 0 до 10 и соотносить количество предметов с нужной цифрой. Правильно расставляет цифры от 1 до 5 в нужной последовательности и в обратном порядке. Понимает значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов. Учится правильно писать цифры.
Успехи в логическом мышлении: находит отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками), складывает разрезанную картинку из 4-6 частей, называет обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года), находит лишний предмет в каждой группе, умеет подбирать противоположные по смыслу слова, может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Развитие речи в 4,5 года. Словарный запас ребенка – до 1000 слов. Строит предложения в количестве 6-8 слов. Правильно ставит существительные в форму множественного числа, умеет описывать предметы по признаку, понимает значение предлогов, пересказывает содержание услышанной сказки, рассказа, знает наизусть несколько стихов.
Психологическое развитие в 4,5 года. В этом возрасте ребенок любит и умеет строить коммуникацию с другими детьми. И вот тот самый момент, который можно назвать достижением и даже прорывом в этом возрасте. В 4,5 года в действиях малыша появляется логика. И если прежде он руководствовался инстинктами, затем эмоциями, то теперь его поведением руководит и логика. И вот как это проявляется: ребенок теперь способен сначала подумать, к чему приведет его поступок, а затем уже совершить его. Поэтому ребенок может проверять – как вы отреагируете на те или иные его поступки, возможно, не совсем правильные.
Игры в 4,5 года. В этом возрасте бурно развивается фантазия. Ребенок способен выдумывать такие сюжеты для игр, которые взрослым и не снились. Чем более богатой фантазия у малыша будет сейчас, тем более креативным будет ваше чадо, когда вырастет. Играйте вместе с ребенком, будьте и пони, и принцессой, и птицей… О том, как развивать фантизию у малышей, мы писали в нашей статье. Кстати, там есть один увлекательный способ, о котором вы даже не слышали.
Что должен знать и уметь ребенок в 4 года?
Психологами и педагогами был разработан базовый список знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок 4-х лет. Внимательно понаблюдав за малышом, родители могут понять насколько правильно идет его интеллектуальное развитие. При необходимости можно скорректировать его с помощью игр, развивающих мышление. Считается, что у ребенка в 4 года должны быть сформированы определенные логические, математические и речевые способности.
Математические умения:
- знает и понимает количественные понятия – много, мало, один;
- умеет считать до пяти;
- способен различать элементарные геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники;
- владеет понятиями «верх», «низ», «слева», «справа»;
- может сравнить количество предметов и определить, где больше или меньше.
Для детей 4-х лет знакомство с математикой должно проходить в игровой форме – вы можете вместе считать машины, деревья, цветы и т.д. Для объяснения простых примеров можно использовать все что угодно – яблоки, кубики, карандаши и т.д.
Логическое мышление:
- умеет группировать предметы по форме, цвету, размеру;
- понимает значение обобщающих понятий – транспорт, посуда, игрушки;
- понимает расположение предмета в пространстве – близко, далеко;
- собирает разрезанную на 2-4 части картинку;
- строит по образцу различные постройки – пирамидки, башни;
- находит различия и сходства предметов;
- может найти предмет по описанию;
- определяет в группе лишний предмет и может объяснить свой выбор.
В 4 года идет у детей активное развитие логического мышления. Малыши начинают строить причинно-следственные связи, сравнивать предметы по различным признакам, анализировать их свойства, сходства и различия.
Окружающий мир:
- ориентируется во времени и умеет определять утро, день, вечер и ночь;
- знает основные цвета;
- различает и называет домашних животных и звуки, которые они издают;
- знает некоторые профессии;
- может назвать время года по картинке;
- различает погодные явления.
Дети 4-х лет очень любознательны – они активно интересуются всем, что происходит вокруг. Задача родителей в этот период – поощрять желание крохи узнавать что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы.
Речевое развитие:
- знает около тысячи слов;
- строит предложения из нескольких слов;
- способен пересказать небольшую сказку или рассказ;
- учит наизусть короткие стихи;
- знает свое имя и фамилию, возраст и город, в котором живет;
- может поддержать беседу – умеет задавать и отвечать на вопросы.
К возрасту 4-х лет у детей формируется довольно большой словарный запас. Речь становится более выразительной и эмоциональной. Развивается способность к воспроизведению многосложных слов.
Повседневные навыки:
- нанизывает крупные бусины или пуговицы на нить;
- застегивает молнию и пуговицы на одежде, самостоятельно развязывает шнурки;
- умело управляется с ложкой и вилкой;
- может довольно долго и заинтересованно играть в понравившуюся игру – собирать пазлы или мозаику, строить из конструктора, рисовать.
В 4 года многие из детей уже довольно самостоятельны, хотят и могут многое делать без посторонней помощи.
Графические навыки:
- может рисовать линии разной длины, простые геометрические формы и фигуры;
- соединяет точки линиями;
- умеет раскрашивать и заштриховывать картинки, не выходя за края контура.
В 4 года большинство детей хорошо управляются с карандашами, кисточками и фломастерами. Могут при помощи взрослого рисовать простые картинки.
Помните, что понятие «норма развития» достаточно широкое – одни дети едва поспевают за сверстниками, другие, наоборот, опережают. Причин, по которым ребенок «не успевает» множество. Однако в большинстве случаев достаточно больше времени уделять общению и совместным играм, чтобы восполнить пробелы в знаниях малыша.
Что должен уметь ребенок в 4 года?
В этом возрасте дети активно изучают окружающий мир, при этом обладают приличным словарным запасом, богатой фантазией, развитой памятью и вниманием. Дети уже могут сами придумать игру, распределить роли и правила, контролировать процесс
Мозг ребят готов активно впитывать новые знания и умения, и четырехлетки фонтанируют вопросами.
Почему небо синее, а снег холодный?
Почему дует ветер, а вода мокрая?
Почему вымерли динозавры, и почему рыба-шар так называется?
И чтобы удовлетворить любопытство маленьких исследователей, родителям приходится пополнять свой багаж знаний в абсолютно разных областях.
Речевое развитие
· словарный запас включает в себя от 1000 до 4000 слов
· умение говорить полными предложениями
· заучивание коротких стишков
· умение на слух распознавать предмет (бытовой, музыкальный, звуки, которые окружают нас в городе)
Физическое развитие
· играть с мячом (ловить его, отбивать и кидать)
· умение держать равновесие, стоя на доске
· преодолевать полосы препятствий
· быстро бегать, прыгать и приземляться на обе ноги
· забираться на высоту по возрасту (ступеньки к низкой горке на детской площадке)
Окружающий мир
· понимание времени года и его основных признаков
· понимание промежутка дня (утро, день, вечер, ночь)
· знать как выглядят дикие и домашние животные, уметь показать их в книге
· части своего тела и лица (нос, рот, руки, ножки)
· узнавать и показывать на фото родных: папа, мама, бабушка и дедушка
· знать виды транспорта (машина, самолет, корабль, строительная техника)
· узнавать предметы быта, для чего они нужны (лодка, чашка, кастрюля, сковорода, пылесос)
Логика и мышление
· определять лишний предмет
· объединять предметы по общей теме в группы
· собирать пазл по возрасту
· определить предмет по описанию
· закончить логическую цепочку, пройти лабиринт
Мелкая моторика
·умение пользоваться столовыми приборами и самостоятельно есть
·одеваться и снимать одежду без пуговиц
·лепить и красить
·нанизывать бусины на верёвочку
· собирать сортеры и мозаики
Навыки самообслуживания
Важно поддерживать и мотвировать у детей желание самостоятельно есть. Показать как можно самому налить себе стакан воды, или приготовить простое блюдо с помощью взрослого
Можно начать с приготовления бутерброда и простого овощного салата. Можно и нужно обучать детей убирать за собой игрушки, дабы избежать хаоса и рассеянного внимания ребёнка. Игрушки, которые нам сейчас не потребуются, — отправляются домой на свою полочку. Ребёнок может научиться пользоваться салфетками и посильно участвовать в уборке пространства дома — этот процесс можно превратить в совместное семейное приключение с последующим чаепитием, или пикником. Такое общее занятие укрепит ваши семейные узы, а ребенку подарит чувство причастности.
Умение умываться и мыть руки, чистить зубы и ходить в туалет, надеть какой-то предмет одежды самостоятельно — имеет большое значение в развитии самооценки ребёнка, и его веры в себя.
Коммуникация
· поддержание диалога и игры с другими детьми
· умение здороваться и прощаться
·«вежливые слова» — спасибо, пожалуйста
· придумать игру и пригласить в неё других людей
· показывать своё желание играть самостоятельно
· умение поделиться/ отказать/предложить компромисс в обмене своими личными вещами
· выразить свои эмоции и попросить помощи, если требуется
Поисково-исследовательская деятельность
Существуют основные правила, которыми руководствуются специалисты и родители, когда организовывают познавательно-исследовательскую игру
Очень важно сделать ее целостной, связать теорию с практикой
Со временем ребенок вырастает из познавательно-исследовательской деятельности. Следующая ступень психологического роста — поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников. Педагог и родитель должны руководствоваться очень простым принципом — для того, чтобы понять, нужно попробовать. Ребенок должен действовать, вникать, быть вовлеченным в процесс. Поэтому в процессе поисково-исследовательской деятельности взрослый определяет для ребенка алгоритм действий для получения ожидаемого результата.
Однако возможна и другая ситуация, когда инициатива игры исходит полностью от ребенка и он сам планирует ее результаты, составляет алгоритм и следует ему для достижения поставленной цели. Такая ситуация характерна для детей старшего дошкольного возраста.
Нервно-психическое развитие
К 4 годам словарный запас ребенка увеличивается до 1,5 тыс. слов, а размер головного мозга практически равен размеру мозга взрослого человека. Однако левое и правое полушария развиты не одинаково: правое полушарие (а оно, как известно, отвечает за эмоции и чувства) в этом возрасте преобладает. Это объясняет поведение детей в таком возрасте: они очень эмоциональные, открытые, добрые, всегда говорят правду, очень легко обижаются
Именно в 4-летнем возрасте у ребенка формируется понятие о добре и зле, поэтому так важно читать для них различные сказки, обсуждать главных героев, спрашивать у малыша, кто ему симпатичен и почему
В 4 года дети пытаются помогать родителям в бытовых условиях: вылаживать постиранное белье из стиральной машинки, вырезать фигурки из теста, нести пакеты из магазина. Очень важным здесь является всяческое поощрение со стороны родителей: ребенка нужно хвалить, используя для этого различные слова (молодец, умница, потрясающе, поразительно, неподражаемо, прекрасно). Это сможет не только повысить самооценку маленького помощника, но и сделает его словарный запас более разнообразным.
В этом возрасте можно начинать учить иностранные языки. Лучше всего это делать в форме игры, т.к. дети в 4 года будут запоминать только то, что им будет по-настоящему интересно, а не то, что нужно запомнить. Педагоги не рекомендуют в таком возрасте перезагружать мозг ребенка и тем более ругать последнего за погрешности в обучении. Ведь дети в этот период очень ранимы, в случае неудачи их нужно подбадривать, и говорить, что в следующий раз обязательно все получится.
Полезным тренингом для детской памяти будет заучивание нескольких несложных стишков, которые также помогут выработать четкую речь. В целом же, усвоение материала в 4-летнем возрасте прекрасно происходит, если проводить занятие в форме игры. Если детям пообещать за высокие достижения бонусы, призы, подарки, это выработает у них стремление к лучшим результатам.
Что же касается методов наказания, то им также следует уделять внимание. Развитие ребенка 4 лет позволяет ему совершать осознанные действия
Поэтому если ребенок сделал что-то плохое, не следует это игнорировать, но и кричать на него не следует (а тем более бить). Силовые методы воспитания принесут больше вреда, нежели пользы, и вряд ли ребенок не будет повторять такие действия в будущем.
Лучшим методом воспитания в таком случае является разговор с четырехлеткой: ему необходимо объяснить, что именно было плохого в его действиях, почему эти действия вызывают у других людей недовольство. А также привести пример, какие методы наказания будут использованы к ребенку, если он повторит такие действия (к примеру, отказ от сладостей на определенный период, отказ от мультфильмов).
Речь и мышление
Сначала мышление ребенка представляет собой внешнюю речь. Ребенок проговаривает слова, обозначающие предметы и действия, таким образом рассуждая и приходя к неким выводам. Постепенно речь из внешней переходит во внутреннюю. Малышу необязательно проговаривать свою цепочку рассуждений, он произносит ее про себя. Наличие перехода внешней речи во внутреннюю — важный показатель становления коммуникации.
Именно поэтому степень становления речи характеризует развитие мышления, овладение системой условных знаков и возможность строить свои рассуждения на основании законов логики, отраженных в этой системе.
Огромное количество внутренних процессов, представляющих собой познавательное развитие, было бы невозможно без сензитивного периода. В возрасте 3 лет малыш начинает развиваться особенно интенсивно. Никогда в своей жизни человек не столкнется больше с таким огромным количеством неизвестного, как в этом возрасте.
Механизм сензитивного периода позволяет ребенку воспринимать множество информации и даже классифицировать ее, превращая в первичную картину мира, а не в бессистемное нагромождение фактов.
Существуют методики, позволяющие дошкольнику изучать иностранный язык, используя фактически тот же механизм, что и при овладении родным, с помощью восприятия. Ребенок слушает, анализирует и воспроизводит информацию на другом языке так же, как и на родном.
Режим дня и уход за ребёнком
Prostock-studio/Shutterstock.com
Примерный режим дня ребёнка в возрасте четырёх лет:
07.00 | Подъём, гигиена |
08.00 | Завтрак |
09.00 | Спокойные игры, развивающие занятия |
10.00 | Прогулка |
12.00 | Обед |
13.00 | Дневной сон |
15.00 | Полдник |
16.00 | Активные игры или прогулка |
18.00 | Ужин |
19.00 | Общение с родными, развивающие занятия |
20.30 | Гигиена |
21.00 | Отход ко сну |
⠀
Если ребёнок не посещает детский сад — в 4 года он может отказаться от дневного сна.
Четырёхлетки нуждаются в определённом уходе со стороны взрослых:
напоминайте малышу о важности личной гигиены;
подольше гуляйте в хорошую погоду;
включайте в режим дня закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, обтирания.
Музыкальность, сенсорика, движение
Одним из главных факторов правильного развития дошкольника в этом возрасте по-прежнему остается движение. Двигаться он должен много. Это повышает его ловкость, выносливость, координацию, развивает мышцы, укрепляет скелет. Поэтому в программе занятий должно быть много места для гимнастики, танцев, зарядки, езды на велосипеде, всевозможных подвижных игр. Можно записать дошкольника в какую-нибудь спортивную секцию.
А если двигательная активность будет сопровождаться хорошо подобранными мелодиями, ребенок получит и музыкальное развитие. У него будет улучшаться чувство ритма, восприятие быстрой и медленной музыки, грустной и веселой.
Сенсорное восприятие – это, прежде всего, развитие тактильной чувствительности. У малыша должна быть возможность трогать самые разные материалы и фактуры: мягкое, жесткое, гладкое, шершавое, пушистое, колючее, теплое, холодное. Хорошая игра – узнавать предметы на ощупь, не видя их (например, доставая из мешочка).
Важную роль играет совершенствование мелкой моторики. Это помогает улучшать все умственные способности: мышление, речь, память. Кроме того, хорошая мелкая моторика готовит руку к письму: ребенок будет правильно держать ручку, рука будет меньше напрягаться и уставать. Хороши для этой цели игры с мелкими предметами и материалами: кубиками, конструктором, мозаикой, песком, крупами. Сюда же входят пальчиковые игры, завязывания шнурков, застегивание молний, откручивание пробок, рисование, аппликации, лепка.
Период раннего детства.
В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: «ребенок – предмет – взрослый».
Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.
В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» — главная составляющая кризиса трех лет.
Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.
Мир эмоций и детских страхов
Эмоциональная сфера пребывает в фазе активного развития и созревания. Чувства обретают глубину. Они становятся более устойчивыми. На смену радости, возникавшей ранее в ходе общения с другими людьми, приходят привязанность и симпатия.
В этот период фиксируется повышенная чувствительность к действиям взрослых. Дети анализируют отношение окружающих к себе, прислушиваются к мнению взрослых и стараются выглядеть в их глазах как можно более достойно. Необходимость уважения со стороны старших обусловлена формированием одноименной потребности. Похвала обретает статус первостепенного стимула, подталкивающего ребенка к совершению полезных с точки зрения взрослых действий.
Похвальные слова и жесты одобрения пробуждают в ребенке чувство удовлетворения, в то время как замечания и выражение недовольства могут вызвать слезы и вспышки гнева. Неприятная для малыша реакция со стороны старших ассоциируется у крохи с личной обидой. Дети в возрасте 4-5 лет очень ранимы. Родители и родственники ребенка должны помнить о том, что данная особенность является возрастной. Она не может рассматриваться в качестве проявления индивидуальности.
Детей пятого года жизни интересуют отличия между мальчиками и девочками. В этот период малыши начинают осознавать собственную половую принадлежность.
Для ребятни, входящей в возрастную категорию 4-5 лет, типичны страхи, связанные со сказочными и воображаемыми персонажами и чудовищами, не существующими в реальной жизни. Наиболее распространена боязнь Бабы Яги, Кощея Бессмертного и скрывающихся в шкафу либо под кроватью кровожадных монстров. Как правило, по истечении некоторого времени детишкам удается одержать верх над возрастными страхами.
Значение познавательного развития
Трудно переоценить значение того периода, который обозначается термином «детство». Многие процессы берут начало именно в это время, сильное влияние оказывает этот возраст на дальнейшую жизнь человека. Ребенок незаметно для себя растет, приобретает новые знания, делает открытия каждый день, радуется им, переживает неприятности, ищет поддержки. Начинается долгий и сложный процесс социализации, нужно искать свое место в обществе и выстраивать с людьми отношения.
Родители, воспитатели, друзья и все окружающие выступают в этом сложном процессе примерами, учителями, наставниками, соперниками. Ребенок входит в жизнь, и процесс этот отнюдь не такой легкий, как кажется на первый взгляд.
В детском возрасте человек развивается интенсивнее всего в жизни. Глубокие психические процессы, на которые опирается человек в старшем возрасте, закладываются именно в детстве. Важнейшая задача родителей, педагогов и психологов состоит в том, чтобы развитие познавательных способностей у дошкольников проходило успешно и приводило в будущем к отличным результатам в образовании и внутренней гармонии в жизни человека.
Post Views: 1 536
Двигательные навыки
Prostock-studio/Shutterstock.com
Координация четырёхлетки развивается всё лучше, закрепляются приобретённые двигательные навыки и появляются новые:
- умеет высоко и далеко прыгать, умеет кувыркаться;
- старается попасть мячом в цель, ловит и удерживает мяч двумя руками;
- стоя на одной ноге, держит равновесие не меньше 10 секунд, делает несколько прыжков на одной ноге;
- становится достаточно гибким, легко наклоняя корпус из положения стоя или сидя, например, для того, чтобы обуться;
- умеет ходить на цыпочках;
- одевается и раздевается без помощи взрослых, или с небольшой помощью, если нужно справиться со сложной застёжкой или со шнурками.
Становление речи
Параллельно становлению других функций психики малышей идет познавательно-речевое развитие дошкольников. Специалисты считают этот раздел педагогики одним из самых важных, поскольку он направлен непосредственно на умственное формирование ребенка.
Речь — это не только средство коммуникации, но и инструмент познания мира. Овладение речью — сложный, комплексный процесс, требующий от ребенка напряжения всех его сил. С помощью речи малыш будет взаимодействовать с мамой, папой, другими окружающими людьми. Он постепенно овладевает знаками, из которых состоит язык и которые складываются в сложную систему звуков, слов, интонаций.
Ребенок сначала слушает, анализирует речь других, постепенно понимая, начиная воспроизводить звуки и слова. На каждом шагу он сталкивается с новыми объектами действительности, и для каждого из них есть свой условный знак — слово. Позже он узнает о существовании письменной речи и о том, что для каждого звука есть специальное обозначение на бумаге — буква. Однако следует помнить, что первична всегда устная речь.
Как воспитывать детей 4-х лет
От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.
Нет точных рекомендаций, как воспитывать детей. Каждый ребёнок индивидуален. Но есть общие принципы воспитания четырехлетних ребят:
- Культурный досуг. Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
- Похвала по маленьким и большим поводам. Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
- Навыки самообслуживания. Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
- Наблюдение у врача. Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
- Здоровая пища. Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
- Режим. Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
- Полезные игры. Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
- Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
- Поиск друзей. Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
- Правила без исключений. Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.
От рождения до года
В свой первый год жизни человек очень сильно зависит от других людей. По большому счету без родителей или других опекающих его взрослых он не выживет. Специалисты по детскому развитию считают, что к детям, не достигшим двухмесячного возраста, некорректно использовать само понятие «ведущая деятельность». Это неправильно, потому что такие крохи в принципе не в состоянии как-либо проявлять себя. Но преодолевая этот рубеж, они начинают первый этап своего развития, на котором они должны наладить эмоциональную и коммуникативную связь с близкими
В это время человек учится дифференцировать свои чувства, концентрировать внимание, адекватно воспринимать окружающую среду, у него развиваются зачатки речевых навыков и логического мышления, с осознанием причинно-следственных связей
Эмоциональное и социальное развитие детей 4-5 лет
Ребенок в 4-5 лет начинает понимать чувства других людей, лучше выходит из конфликтных ситуаций и лучше контролирует свои эмоции.
Эмоциональное и социальное развитие детей 4-5 лет должно достигнуть уровня, когда ребенок способен:
- Играть с другими детьми и ладить с ними
- Делиться, а также делать что-то по очереди
- Понимать и следовать установленным правилам (в большинстве случаев)
- Быть более независимым
- Выражать злость словами, а не физически
Следует отметить, что многие дети в этом возрасте еще иногда путают воображение с реальностью. Это нормально.
Подробнее об эмоциональном развитии ребенка 3-5 лет.
Подробнее о социальном развитии ребенка 3-5 лет.