Развитие речевого дыхания. упражнения на развитие дыхания

Технология развития дыхания в комплексной методике коррекции звукопроизношения

Правильное речевое дыхание и качество жизни

Работая над речевым дыханием, вы не сможете не заметить, как меняется ваше эмоциональное состояние. Оно становится стабильным, появляются непринужденность, открытость, оптимизм, дружелюбие.

Страхи, связанные с трудностями в общении и профессиональной деятельности, уступают место уверенному речевому поведению. Жизнь начинает играть красками.

Не стоит считать, что неумение красиво излагать свои мысли, проблемы с дикцией, маленький словарный запас – это недостатки, побороть которые своими силами невозможно. Напротив, достаточно всего лишь серьезно подойти к вопросу, узнать о нескольких методиках, и уже через несколько месяцев почти любой желающий может стать настоящим оратором.

1. Носовое дыхание.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на здоровье человека. Йоги считают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Необходимо дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений.

Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередование.

Упражнения

  • широко открыть рот и спокойно подышать носом;
  • закрыть одну ноздрю пальцем – плавный выдох вдох через свободную ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос;
  • вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать);
  • вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зуба — как греют руки);
  • вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы;
  • вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.

Упражнения:

  • вдох носом, выдох через нос толчками;
  • вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки;
  • рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака);
  • вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать);
  • вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.

Упражнения:

  • вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце;
  • вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох;
  • губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
  • губы в улыбке, вдох носом, удлиненный выдох через рот;
  • губы в улыбке, вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.

Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5-6 минут.

Как работать над постановкой речевого дыхания взрослым

Если вам приходится выступать на сцене, проблем с произношением у вас нет, но речевое дыхание доставляет вам массу неудобств, дополнительно к используемым в логопедии приемам можно добавить следующие:

произнесите предложение, медленно выговаривая каждое слово;
говорите в обычном для вас темпе максимально долго на одном дыхании;
тяните на выдохе согласный “М” так, чтобы он звучал протяжно и отзывался в груди;
плавно произнесите на одном выдохе “Ааааа ооооо уууууу ааааа”;
задуйте воображаемую свечу, наблюдая, как при этом естественно и ровно выходит из легких воздух, как постепенно опадает грудная клетка; запомните эти ощущения и сверяйтесь с ними, когда находитесь на сцене;
читайте скороговорки на одном выдохе;
произнесите текст, обращая внимание на то, где происходит добор воздуха;
освойте полное дыхание, объединяющее ключичное, грудное и диафрагмальное, которое позволяет использовать весь объем легких для силы воздушной струи;
во время выступлений держите спину прямой, плечи развернутыми, шею свободной от напряжения, а позу удобной и естественной, чтобы не препятствовать глубокому вдоху.

Носовое дыхание.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на здоровье человека. Йоги считают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Необходимо дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений.

Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередование.

Упражнения

  • широко открыть рот и спокойно подышать носом;
  • закрыть одну ноздрю пальцем – плавный выдох вдох через свободную ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос;
  • вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать);
  • вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зуба — как греют руки);
  • вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы;
  • вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.

Упражнения:

  • вдох носом, выдох через нос толчками;
  • вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки;
  • рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака);
  • вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать);
  • вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.

Упражнения:

  • вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце;
  • вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох;
  • губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
  • губы в улыбке, вдох носом, удлиненный выдох через рот;
  • губы в улыбке, вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.

Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5-6 минут.

V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение двух фраз прозаического текста по схеме.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Произнесение трех-четырех фраз прозаического текста по схеме.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявленный предмет или предметную картинку.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала (фрукты, овощи и т.п.).

Все этапы развития диафрагмального, фонационного и речевого дыхания соотносятся с планом работы логопеда, воспитателя группы, музыкального руководителя, преподавателя физической культуры и ритмики.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО

ДЫХАНИЯ и АРТИКУЛЯЦИИ ГУБ

* «Рыбка» — развитие нижнедиафрагмального дыхания – надуваем животик на вдохе, на выдохе животик сдуваем. Плечики подниматься не должны! Рукой контролируем выполнение упр. Взрослый приговаривает: «Рыбка на волнах качается – поднимается и опускается».

* Отработка правильного дыхания на упр. «Сдуй с руки ватку», «Задуй свечку», «Загони мяч в ворота», «Помоги дельфину» и др. Щёки не надувать!

*Сделать глубокий правильный вдох. Немного задержать дыхание /пауза/ и на выдохе долго петь звуки «А, У, И, О, Э, Ы», экономно расходуя воздух.

*На выдохе петь два звука «А-У», три «А-У-И», четыре «А-У-И-О».

*«Понюхать» воображаемый цветок и на выдохе сказать «АААААХ»!

*Надувание ребёнком резиновых игрушек, шариков. Выдувать мыльные пузыри.

* Дуть на ветрячки, султанчики, листочки и пр., не надувая щёк.

I этап Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение дня упражнения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели.

Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Примерная продолжительность этапа – четыре недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей. УПРАЖНЕНИЕ 1

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку

УПРАЖНЕНИЕ 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно.

Выработка грудобрюшного типа дыхания. Легкая игрушка лежит на области диафрагмы

Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

В соответствии с инструкцией логопеда ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.

Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом. Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:

Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например: «Качели – вверх, качели – вниз, крепче, куколка, держись!»

УПРАЖНЕНИЕ 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.

Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).

Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох), то животик опускается (выдох)

УПРАЖНЕНИЕ 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.

Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.

Рис. 2. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Ладонь ребенка находится на области диафрагмы

Рис. 3. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Ладонь ребенка находится на области диафрагмы

Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох), то животик опускается (выдох).

УПРАЖНЕНИЕ 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 3).

Упражнение выполняется перед большим зеркалом.

Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».

Это упражнение проводится также и с обнаженным торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает не только тактильно, но и визуально контролировать выполнение упражнений в положении стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения тела переходят к более привычному верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае логопед кладет ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагает ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется брюшная стенка в процессе дыхания.

При выполнении упражнений логопед следит за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Такой контроль необходим, потому что у детей с нарушениями речи при значительном увеличении объема вдыхаемого воздуха легко возникает гипервентиляция (наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение; и как следствие – отказ от занятий).

Важно помнить, что внимание ребенка на этом этапе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокращений этой мышцы

Сформированность грудобрюшного типа дыхания и активность сокращения диафрагмальной мышцы ребенка определяется логопедом визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка).

Речевое дыхание

3. Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Формирование речевого дыхания в логопедии

При речевых дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания. Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи проявляется в детском возрасте.

Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:

  1. Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
  2. Различение носового и ротового выдохов.
  3. Развитие речевого дыхания.

На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.

На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.

Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи

Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки

А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.

Но сначала напомним о простых правилах:

  • помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
  • дыхательные упражнения выполнять до еды;
  • одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
  • во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.

Все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты.

Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах, это помогает разрабатывать дыхательные мышцы и легкие, учит дышать животом.

Автоматизировать этот процесс помогает произношение на удлиненном выдохе гласных звуков и слогов, шепотом и с участием голоса.

Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:

  • сделать вдох и выдох через нос;
  • вдохнуть носом, выдохнуть ртом;
  • вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;
  • вдыхать и выдыхать через рот.

А это — динамические дыхательные упражнения, сочетающие дыхание с движениями тела:

Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.

НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО

После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.

Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.

Закрепляется приобретенный навык речевого дыхания во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.

Если использовать это время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.

А с ними сойдут на нет психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения.

Особенности правильного дыхания

Выделяют следующие особенности правильного дыхания:

  • дыхание должно быть носовым, то есть вдох производится через нос;
  • выдох осуществляется через рот, плавно и равномерно;
  • После каждого выдоха делаются паузы в 2-3 секунды;
  • частота и глубина дыхания должны соответствовать потребностям организма: при покое – 12-16 раз в минуту, а при физической активности – до 40 раз за минуту;
  • при правильном дыхании не должно возникать шумных звуков или свистения.

Количество слов на выдохе зависит от возраста ребенка. В 2-3 года нормой считается 2-3 слова на выдохе, а в возрасте до 7 лет около 6 слов

На диагностике логопед обращает внимание на то, как дышит ребенок во время разговора, в какие моменты он делает паузы, какой вдох и выдох

Иногда дети делают выдох воздуха через нос. Если ребенок не до конца понял, что от него требуется, попробуйте закрыть носовые ходы пальцами. А, также, объясните, что губы при выдохе не должны быть сильно сжаты и напряжены. 

Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Заниматься можно всей семьей. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Делается шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Все упражнения ритмизованы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале осваиваются три упражнения. В каждый последующий день добавляется еще по одному.        Весь комплекс состоит из 11упражнений.

IV этап Развитие речевого дыхания

Первый комплекс упражнений

Упражнения первого комплекса выполняются в течение одной недели и заключаются в пропевании различных слогов.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.

1.        Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т.д.)

2.        Используются слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т.д.)

Второй комплекс упражнений


Второй комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.

Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам).

Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д.

Третий комплекс упражнений

Третий комплекс упражнений выполняется в течение одной недели.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов.

Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ» и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ» и т.д.

Четвертый комплекс упражнений

Четвертый комплекс упражнений выполняется в течение одной недели. Детям предлагается не просто повторять фразу совместно с логопедом или вслед за ним по данному образцу и схеме, а самостоятельно заканчивать предложение, называя предъявленную предметную картинку. Все упражнения построены аналогично, но вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова во фразе, а затем – фраза целиком. Например: «Маша ела кашу и банан», «Маша ела кашу и салат», «Мила ела кашу и банан», «Мама шила шубу и пальто» и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов с соединительным союзом И.

Пятый комплекс упражнений

Пятый комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме.

Используются строфы известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Произнесение нараспев четырех стихотворных фраз по схеме. Используются известные детям стихотворения или отрывки из них. Тренировка произнесения стихотворных текстов продолжается на всех занятиях и дома. Рекомендуется разучивание новых стихотворений, проговаривание стихотворных текстов при маршировании, под музыку и пр.

Публикация «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

  • ОНР. Общее недоразвитие речи
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Развитие речевого дыхания
  • Развитие речи. Речевое развитие детей
  • Темочки

дыхание поверхностное, верхнереберного типа;

ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

объем легких у них ниже возрастной нормы;

отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох;

произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Работа по формированию правильного дыхания может строиться в следующей последовательности:

1

Развитие грудобрюшного типа дыхания (можно обратить внимание на дыхательную гимнастику А. Н

Стрельниковой).

2. Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.

3. Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:

— добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;

— на одном выдохе произносить 3—4 слога;

— правильно произносить фразу из 2—3 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы;

— сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений :

— проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;

— коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;

— заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

— воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;

— выдох должен быть длительным, плавным;

— необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);

— в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;

— достаточно трех-пяти повторений, так как многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции (превышению потребности организма в кислороде).

Таким образом, дошкольникам с ОНР необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем — речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений

Важно отметить, что все упражнения для дошкольников с ОНР должны быть в игровой форме, чтобы дети не теряли интерес к занятиям на развитие речевого дыхания (обратить внимание на пособие с играми и упражнениями на развитие речевого дыхания Гуськовой А. А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет»)

«Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: